Вступление.
Многие из нас так привыкли с тому что ЭТО всегда есть,
что даже не задумываются где потом все это брать.
В данном случае ЭТО все знакомое электричество.
У многих готовы рации, КПК, ноутбуки, камеры слежения, фонари и тд.
Только почему то не многие задумываются чем все это заряжать, если думаете что зарядитесь от розетки и опять начнете выживать, это далеко еще не БП.
Электричество это СВЕТ, связь, КПК, ноутбук, охрана периметра, фонарик, инструменты, приборы, радио, зарядка фонарей и аккумуляторов, в общем очень много чего.


Электричество вырабатывают генераторы.
Работа любого генератора основана на использовании явления электромагнитной индукции. Внутри устройства происходит преобразование механической энергии вращения движущихся частей в электрическую энергию тока. При этом частота этого тока соответствует частоте вращения. Электродвижущая сила при этом будет плавно изменяться по гармоническому закону.

Почти любой двигатель можно приспособить для выработки электричества прилагая к нему вращательную механическую энергию.
В данном случае мы буем рассматривать топливные генераторы.
Генераторы бывают трех типов, бензиновые, дизельные и газовые.
Предположительно если у нас БП, то газа не будет, так что газовые рассматривать не будем.
Если вы пробурились и у вас есть газ, то думаю БП для вас не наступит, потому что будет и свет и газ и тепло, так что и без советов справитесь.
Бензиновый генератор пригодится для кратковременных отключений электроэнергии. Его можно также использовать для обеспечения работы электроинструментов, бытовых приборов и прочих потребителей электроэнергии с непродолжительным временем включения.
Дизельные генераторы с водяным охлаждением можно использовать круглосуточно,
До тех пор пока не закончится топливо.
Генераторы как бензиновые так и дизельные бывают высоко оборотистые 3000об.мин
Обычно такие и используются в быту, шумят и греются значительно.
Низко оборотистые 1500об.мин., такие тихие, надежные и долговечные, но дороже на 30-40%.

генераторы можно разделить на четыре группы по мощности:
мощностью до 1 КВТ только бензиновые



мощностью 2-4 КВТ обычно с воздушным охлаждением



мощностью 5-10 КВТ варианты могут быть всевозможными



мощностью более 10 КВТ. Как правило уже трехфазные с автоматикой и стартером.



Последнюю группу рассматривать не будем потому что она не подходит по всем факторам.
Если вы водитель огромного бензовоза и БП застал вас в дороге, разворачивайтесь и везите все это добро на ЗКТ, вариант генератора 5-10 кВт для вас.
Мы же рассмотрим как наиболее приемлемые первые два.
Маленький, удобный, тихий и совсем мало жрет бензина, что еще нужно?
В плюсы можно отнести цену, обычно в районе 100-150 долл.
Бак емкостью 2-6 литров, малый расход топлива.
Минусы его это конечно ресурс, дохнут быстро, нужен комплект запчастей.
нестабильность выходного напряжения, самые дешевые имеют ручной газ который
увеличивается с мощностью, крайне желательно использовать с выходным вольтметром.
Можно использовать для освещения, подзарядки аккумуляторов, питания разных приборов.
Возможно группа будет большая, запас топлива приемлемый или просто нужно будет подключить более мощную нагрузку, тогда точно не обойтись без генератора из второй группы.
Такие уже и тяжелее, 25-50кг, мощнее 1.5-5 кВт., емкость бака 12-25 литров.
Стоимость от 250 долл на китайские маломощные до 2000 долл на японские 5 квт.
К генератору 3-5 кВт можно уже смело подключать дрели, перфораторы, болгарки, инверторные
Сварочные аппараты, двигатели, насосы…. Все что влезет в эту мощность.
Предполагаю что резать, варить и долбить при БП придется очень много.
Нужно еще учесть что двигатели при старте потребляют значительно большую мощность чем номинальная, поэтому нагружать генератор желательно не более 70%
Идеальный вариант иметь два генератора, маленький для продолжительной зарядки и освещения, побольше для кратковременного использования мощных нагрузок.

Генератор: время бесперебойной работы
Если аппарату, охлаждаемому воздухом, в нормальный летний день надо обязательно дать передохнуть через 8-10 часов непрерывной работы, то бензогенератор с водяным охлаждением может работать практически без перерыва. Зимой бензиновый генератор можно эксплуатировать без перерывов и воздушный.

Типы запуска бензинового генератора
Тут все просто: ключом/кнопкой или вручную. Ручной дергаем пока не заведется, зимой дергаем долго)). Генератор со стартером конечно более удобный, но имеет свои минусы как стоимость, наличие аккумулятора для запуска. Генераторы до 3 кВт обычно изготавливаются только с ручным запуском.

Шумоизоляция- генератор в кожухе или без?
Запуск самого маломощного бензинового генератора на 3-4 КВт под под окном по уровню шума равноценен запуску мопеда. Это очень демаскирует, как минимум появится много желающих как
просто созерцать почему у вас есть, а у них нет, так и желающих это взять себе. Чтобы уменьшить шумовой эффект, можно купить электростанцию в металлическом кожухе. Но опять же есть «но». Заключенный в металлическом ящике двигатель нагревается до критических отметок при постоянной работе в два раза быстрее — через 3-4 часа электростанции надо сделать профилактическую остановку. Как правило бытовые генераторы известные брендовые фирмы делают без кожухов, гламурных выключателей, вольтметром и тд.
Главным приоритетом стоит надежность и качество.

Низкооборотный или высокооборотный генератор?
Низкооборотные генераторы (1500 об/мин) стоят дороже, но они имеют более низкий уровень шума и больший ресурс. Поэтому, если электростанция будет эксплуатироваться примерно 500 моточасов в год, то можно брать высокооборотную (3000 об/мин). Если предполагается более длительная эксплуатация, то выгоднее становится низкооборотная.

Правила эксплуатации, ремонт генератора
Первое, что стоит помнить – генераторы нуждаются в профилактическом осмотре после 300 часов работы. Масло в двигателе предпочтительно менять каждые 100 часов работы. Использовать стоит только масло, рекомендованное для двигателя. Лучше всего — «синтетику». Экономия приводит к сокращению срока безаварийной эксплуатации. Вторая причина частых поломок — элементарный перегрев.

Ресурс работы:
Например переносные генераторы до 1кВт. имеют ресурс до ремонта 400-500 часов.
Ресурс бензиновых генераторов 2-5 кВт. уже более долговечные, ресурс до кап. ремонта достигает 4000-5000 часов, при правильной эксплуатации. Эти же генераторы но с водяным охлаждение и низкооборотные имеют в двое больший ресурс 7000-10000, но и стоимость значительно повышается.
Качественные дизельные генераторы с водяным охлаждение и работой в 1500 оборотов
Самые надежные и долговечные 40000-50000 часов работы до ремонта.
Именно такие используются на полярных станциях, больницах, особо важных объектах и тд.
Но дизельные в отличии от бензиновых стоят на 30-40% дороже и сложнее в обслуживании.
При длительной эксплуатации, дизельные более выгодные по всем параметрам.

Производители: наверное сейчас только в самой ленивой стране не производят генераторы,
Тут как обычно три группы: брендовые, Subaru, HITACHI, HONDA и другие
Европейские: AKSA, SDMO, Fullpower, EUROPOWER, HIMOINSA.
Китайские: Forte, firman, Champion и тд.

Самый главный вопрос: ТОПЛИВО и его хранение.
Как и сколько его запасать каждый решает сам.
Данные бывают очень разные и противоречивые иногда.
Чем меньше октановое число, тем больше срок хранения.
Однажды оставив в бачке бензогенератора бензин А92, забыл про него на целых 4 года,
были конечно сомнения что ничего хорошего не произойдет, но как ни странно, не самый лучший двухтактный двигатель завелся через пару минут дерганий.
В другой раз абсолютно ничего не получилось через пол года хранения.
Причина думаю в качестве самого бензина, на глаз не определиш.
По весне буду пытаться воскресить неизвестный дизельный генератор военного производства,
почти заводится но глохнет.
Говорят совсем недавно работал очень даже неплохо на РЛС.
Больше всего меня удивило наличие механического счетчика часов работы, нигде больше такого не видел, на нем цифры 17640 часов, это очень впечатляет.

По опыту работы на топливохранилище механизированной военной части, бензин в подземных хранилищах емкостью 5куб, проходит ротацию раз в 5 лет, с обязательными тестами каждые пол года. Дизельное топливо с ротацией 7 лет. Пробы берут со дна емкости.
(было это в 93 году, как сейчас в той же армии сказать сложно)
Наверняка для армии топливо идет более качественное чем с обычных заправок, часто бывают случаи когда через год двигатель не заводится. Все это на совести перепродавцов.
Самый лучший способ хранения это емкость закопанная в землю, канистра, бочка, цистерна…
У кого как получится. на глубине 3-4 метра температура постоянная круглый год, поэтому срок хранения значительно превосходит обычное хранение с перепадами температуры.
Так что для запаса к выбору топлива нужно подходить очень продуманно.

Спасибо Nord за помощь в оформлении первой статьи.
Продолжение следует…

Читать весь материал и комментарии