«Слабость и беспомощность одного существа часто является провокацией аморальности, садизма и деспотизма в другом существе…» Г. Гегель
Много всякого сломано сурвайверским сообществом в спорах о судьбах мира после Сами Знаете Чего: «Кто, когда, кого, где … и за скока банок тушенки?» Главный вопрос «А чё делать-то ваще?» Есть, правда, еще один всеми любимый вопрос «А взяли ли в НАЗ туалетную бумагу?», но на него принято отвечать укоризненным взглядом.
И вот, в многообразии бессонных споров и гигабайтах коментов нет-нет и заходит разговор о том, кто собственно будет работать/пахать/вкалывать после того как все на*бнется. Поскоку «природные пахари» обычно спят или работают или пьяные спят на работе, то на соответствующих сайтах их бывает около «ноль целых х*й десятых процента» (по данным авторитетных британских ученых) и мнением ихним никто особенно не интересуется. Предполагается, что обвешанные «гипотетическим» оружием и вооруженные такими же «сакральными» знаниями «истинные сурвайверы» возглавят общины выживших, а собственно «работать» будут все остальные.
Вот тут и возникает очередной «заскок», который доводит часть камрадов просто до иступленного желания «чтобы все сдохли!». А вопрос-то простой: «Будет рабство или нет?».
Отвечаю за себя, так как думаю. БУДЕТ. Причем будет обязательно, вне зависимости от моего желания и нехорошего к нему отношения. Чтобы понять логику ответа предлагаю обратиться к генезису этого «уродливого явления».
Собственно «Рабство есть исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина». Зародилось где-то на стадии разложения первобытнообщинного строя и легло в основу строя рабовладельческого. Рабами становились как иноплеменники, захваченные в плен во время войны (набегов), так и соплеменники, обращенные в него за неуплату долгов, за совершенные преступления и т.д. Ну и конечно естественный прирост рабов + работорговля.
При патриархальном рабстве (начальная форма) рабы входили во владевшую ими семью как бесправные её члены (жили обычно под одной крышей с хозяином, выполняя более тяжёлую работу). Такая форма рабства существовала в той или иной степени у всех народов мира при переходе их к классовому обществу. Патриархальное рабство имело свою идеологию: «Иноплеменники не очень люди, не ровня. Свои, если не могут жить без долгов, либо преступают законы общины – нуждаются в опеке со стороны общины -вплоть до лишения имущества и свободы воли. (Сейчас бы уже 2/3 ипотечников на урановых рудниках кандалами звенело). Тут же надо добавить, что такие рабы вполне могли стать свободными – участвуя в военных действиях по защите «своей» общины, либо за иные «заслуги».
Для Афин 5—4 вв. до н. э. и для поздней Римской республики характерно классическое античное рабство, связанное с товарным хозяйством, с максимальной степенью экспроприации личности раба, его полным бесправием, превращением в «говорящее орудие». Ну как тут не вспомнить прекрасную архитектуру тех мест, культуру, науку, появление философии! И все на костях рабов! А как вы хотели? Когда надо работать — про «природу вещей» п*здеть некогда! Верно и обратное.
Прошу запомнить гипотетических рабовладельцев, что расцвет «классического» рабства был кратковременным, поскольку отвращение рабов к своему труду и угнетение – не есть путь к экономической эффективности! И не говорите, что вас не предупреждали!
«Прогрессивная» форма эксплуатации предполагает, что рабы «прикреплены» к земельному наделу и платят господину оброк (постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников). К 13 в. в большинстве стран Западной Европы Р. фактически исчезает, хотя местами встречается и до 16 в. На Руси рабство существовало ещё в 9—12 вв. Рабы (холопы) пополняли ряды зависимого крестьянства, превращаясь в дворовых. В Китае, Индии и др. патриархальное рабство сохранилось вплоть до развития капиталистических отношений. В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей («Замотали лишних» так сказать). Кроме того, в рабов на протяжении всего средневековья превращали преступников или членов их семей (Возьмите на заметку!).
Поскольку ислам запрещает обращать мусульман в рабов, то основным источниками поступления рабов в мусульманские страны был захват их во время войн с «неверными» и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульманских странах использовались на тяжёлых работах — в рудниках, в войсках мусульманских государей, в домашнем хозяйстве и личном услужении (включая гаремы и обслуживающий их персонал – еще раз «на заметку»).
Самое широкое распространение и наибольшее экономическое значение рабство приобрело в колониях на Американском континенте, что было обусловлено недостатком рабочей силы и наличием свободных земель, в значительной части пригодных для ведения крупного плантационного хозяйства. Наш случай, нет? Сопротивление (!) индейцев, а также их вымирание привели к тому, что плантаторы стали ввозить негров-рабов из Африки. Общее число негров, ввезённых в страны Америки, составляло свыше 10 млн. чел. (Hi, mr. Abama!) Брачные связи рабовладельцев с наложницами-негритянками привели к появлению многочисленного слоя мулатов. :-)
Отмена рабства: во французских колониях — в 40-х гг. 19 в., в Великобритании — юридически отменено в 1807 г., фактически существовало вплоть до 1833 г. В США отменено в результате Гражданской войны 1861—1865 гг., при этом президент Линкольн говорил так: «Моей высшей целью в этой борьбе является сохранение союза (Американских штатов), не сохранение или уничтожение рабства. Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного-единственного раба, я бы сделал это…».
Последний по времени запрет на владение рабами и использование рабского труда был введён в Мавритании в 1981 году. Сегодня рабство запрещено во всех 256 странах мира.
И чего, все закончилось? Ну, не знаю! В англоязычной литературе употребляется термин не-свободный труд (unfree labor). Считается, что человек находится на положении раба, если в его отношении выполняются три условия:
— его деятельность контролируется иными лицами с помощью насилия или угрозы его применения;
— он находится в данном месте и занимается данным видом деятельности не по своей воле и лишён физической возможности изменить ситуацию по собственному желанию;
— за свою работу он либо не получает оплаты вообще, либо получает минимальную оплату.
Камрады, служившие в армии, либо работавшие «на практике» помогая селянам «в борьбе с урожаем» — ничего не напоминает?
Ну и собственно для чего я это все писал, а вы читали?
А чтобы было понимание, что рабство есть явление скорее экономическое, чем нравственно-этическое! На протяжении многих тысяч лет НИЧЕГО не мешало одним «тварям Господним» угнетать других таких же «тварей» посредством рабского труда, произвола и насилия! Ни вера, ни обычаи и не мораль и нравственность. НЕ мешали!
Если это будет экономически выгодно – все повториться вновь. Где-то это будет патриархальное рабство (на каких-нибудь конопляных делянках), где-то – классическое (на соляных и угольных рудниках), где-то сексуальное – ну, а как без него?! При этом необходимо учитывать, что народец стал «более сволочной и на всяческие подлые хитрости ушлый», так что вариантов вовлечения и использования может и новых напридумывать…
Можно конечно кидать в меня корками от апельсинов и плювать жеваной жвачкой (не забывая, что это-таки Ваш монитор), но я сказал то, что думаю по этому поводу.
Не хотите быть рабом – все очень просто: сражайтесь за свою свободу, если придется — умрите за нее!
Полагать, что жизнь устроена как-то иначе – тоже находиться в рабстве, только в рабстве иллюзий!
Ну и как водится P.S. Современная концепция рабства (существует сейчас и касается всех) «Раб должен хорошо работать, быть безобразно жирным, вечно голодным и вечно больным, чтобы 70-80% его дохода возвращалось хозяину через пищевую, косметическую и фармацевтическую промышленность… А в возрасте 50 — 60 лет раб должен умереть, чтобы новое поколение рабов кормило рабовладельцев, а не предыдущее поколение рабов, вышедшее на пенсию...»