Африканская чума свиней (АЧС) – высококонтагиозная вирусная болезнь свиней, характеризующаяся лихорадкой, синюшностью кожи и обширными кровоизлияниями во внутренних органах (более подробную информацию об указанном заболевании, его клиническом проявлении и методах контроля можете узнать по адресу veterinar.kvels55.ru/page11853.html ).
Данное заболевание наносит колоссальный экономический ущерб любой стране с развитым свиноводством, слагаемый как из прямых потерь – тотальный убой всего поголовья свиней в радиусе 10 км от очага инфекции и затрат на проведение мероприятий по обеззараживанию территории и построек в нем, так и из косвенных потерь – компенсацию потерь гражданам, пострадавшим от АЧС, и ограничениях, связанных с разведением свиней (разведение свиней в неблагополучном пункте вне зависимости от форм собственности владельцев животных разрешается не ранее, чем через год после снятия карантина) и тд.
Причиной тому служит природа возбудителя (причинным агентом является вирус), высокая патогенность (заразность) для свиней различных породных и половозрастных групп (исключение составляют аборигенные свиньи Африки), многообразие путей передачи возбудителя (включая и трансмиссивный: по средствам мух, клещей, жалящих насекомых), а самое главное – отсутствие разработанных средств специфической вакцинопрофилактики как в России, так и зарубежом.
Говоря о России нельзя сказать, что страна являлась абсолютно благополучной по АЧС. Первая официально зарегистрированная вспышка АЧС датируется мартом 1977 года, когда возбудитель попал на территорию Советского Союза (на Украину в Одессу) на корабле с пищевыми отходами, которые были скормлены свиньям. В результате этого возникла вспышка заболевания, которую быстро удалось подавить с помощью жестких карантинных и ограничительных мероприятий (тогда они хорошо работали) и посредством привлечения армейских сил (убой свыше 700 тыс. животных и их утилизация).
После этого были еще единичные случаи выноса возбудителя АЧС (не официальная информация), но благодаря оперативной работе заинтересованных лиц из органов, биологический материал не попал к целевым животным (свиньям) и вспышки новых заболеваний были пресечены.
Примерно, начиная с регистрации первой вспышки на Украине, в Советском Союзе началась глобальная научная работа по изучению биологии вируса АЧС и разработке средств и методов контроля африканской чумы свиней. Данная прерогатива была закреплена за Всероссийским научно-исследовательским институтом ветеринарной вирусологии и микробиологии, где в единственном месте в СССР целые лаборатории с большим числом сотрудников трудились в этом направлении. Справедливости ради, им надо отдать должное, именно сотрудниками этого НИИ была собрана полная коллекция существующих серотипов вируса АЧС, которая отсутствовала даже у европейцев и американцев. По утверждению некоторых сотрудников института уже подходили к разработке средств специфической профилактики заболевания, но начавшаяся перестройка и гласность сделали свое дело. На всех научных изысканиях был поставлен большой крест, исследования все свернули до тех пор, пока не грянул гром.
Это же касается и всех ветеринарных студентов, которым при изучении дисциплины эпизоотологии, в частности болезни свиней, говорили, что АЧС самая страшная болячка свиней и, если снова будет вспышка АЧС в Советском Союзе, то болезнь быстро распространится и страна на долгие годы может остаться без собственной свинины. Мы учились, работали с этой уверенностью и думали, что, во-первых, АЧС никогда не будет у нас, а во-вторых, если и будет вспышка АЧС, то свиноводству будет конец.
Нам повезло – еще в свою бытность практикующих ветеринарных врачей мы смогли узнать правоту наших преподавателей и правоту их прогноза относительно развития ситуации по АЧС в стране при ее возникновении. Помогли нам в этом, как мне представляется, наши западные «друзья», возможно и америкосы. В 2006-2007 годах на территории ранее благополучной Грузии, где отсутствует как таковое интенсивное свиноводство и страна окружена мусульманскими странами, вдруг, откуда не возьмись, стали регистрироваться случаи падежа свиней от АЧС. При этом сразу же стало очевидным, что России не сможет устоять от заноса инфекции на свою территорию вируса. Оставался лишь вопрос времени, когда это случиться.
Случилось это в 2007 году, когда произошел занос возбудителя АЧС в популяцию диких кабанов в Чеченской Республике (думаю через Абхазию). Начиная с этого времени и до сих пор по данным официальных государственных агентств ситуация по АЧС в стране оценивается как эндемическая (т.е. не имеет широкого распространения, а регистрируется лишь в отдельных районах), хотя в эпизоотический процесс постоянно включаются все новые территории, а болезнь расползается ежегодно, продвигаясь на 150-200 км в глубь страны. Подтверждением мною сказанного служат данные Россельхознадзора, который указывает, что с 2007 года и по настоящее время АЧС была зарегистрирована на территории 21 субъекта РФ, с тех пор выявлено 235 неблагополучных пунктов.
При этом для России очевидна цикличность заболевания, проявляющаяся волнообразными всплесками заболеваемости, и летне-осенняя сезонность — пик неблагополучия по африканской чуме свиней приходится на III–IV кварталы года.
Ретроспективный анализ ситуации по АЧС показывает, первая волна пришлась на 2007-2010 годы и характеризовалась относительно вялой динамикой распространения вируса, вторая пришлась на конец 2010 года и большую часть 2011 года и принесла с собой огромный экономический ущерб. В 2011 году вирус среди домашних свиней был зарегистрирован в Ставропольском и Краснодарском краях, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской, Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Тверской, Воронежской и Курской областях, в Калмыкии. Вспышки АЧС среди диких кабанов зафиксированы в Ростовской и Тверской областях, в Адыгее, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках.
Сейчас Россия находится на пороге третьей волны распространения АЧС, которая обещает стать самой разрушительной, и в течение этого года распространится не только на большую часть европейской части России, но и пойдет значительно дальше – за Урал, возможно, переберется в страны, к границам которых она подошла в 2011 году – в Беларусь, Казахстан и Украину.
Так что первое предсказание учителей сбылось. В отношении быстроты и широты распространения заболевания они были правы.
Что же касается, утверждения относительно того, что в стране исчезнет напрочь собственная свинина, то тут они, а также те, кто выпустил этого джина из бутылки, немного ошиблись. Несмотря на то вирус АЧС уже гуляет по стране 5 лет, свиноводство продолжает удерживать свои рубежи. Причина этого, как мне кажется, кроется в том, что с одной стороны, появление новых сильных дезинфектантов и способов их применения усовершенствовались, что также содействует более качественной дезинфекционной обработки. С другой стороны, несмотря на то, что у народа имеется возможность свободного передвижения по стране, таковая в настоящее время ограничена ценой проездных документов (билетов), что делает слабо возможным поездки в поездах дальнего следования для людей из сельской местности, которые, как правило, в дорогу с собой берут продукты собственного изготовления, выращенные на подворье, в том числе и из свинины. Хотя, быть может, все еще впереди и утверждения преподавателей еще сбудутся.
На это указывает ряд аналитиков, указывая, что вирус подобрался не только к границе Украины, но и к границе Белгородской области, где сконцентрирована треть всего поголовья свиней в России и расположены многие крупные свинокомплексы. из этого становится очевидным, что, если АЧС появится на территории Белгородской области, российская свиноводческая индустрия окажется на грани полного уничтожения.
Поживем, увидим.

Читать весь материал и комментарии