Подарок есть подарок, я ничего не стал говорить друзьям, чтобы не огорчать их. Взялся эксплуатировать, раз уж стал владельцем этого китайского чуда техники. В 2008 году палатку одолжил брат, а когда вернул, виновато сказал, что прожег ее в двух местах. Как я его благодарил!
Итак, палатка-автомат. Поставляется в плоском круглом чехле (форма диска) диаметром 48 см с “молнией”. На чехле имеются две лямки, которые в теории надеваются за спину – как рюкзак. Вопрос к производителю: а сам рюкзак тогда куда девать? Впрочем, проблема отпала сразу: лямки если кто-то и наденет, то это будет ребенок лет 10, настолько они малы. Регулировки длины нет, лямки пришиты намертво. Из-за внушительных габаритов чехла палатка-автомат дико неудобна в пеших походах. Если есть транспортное средство, то еще куда ни шло.
1.Установка палатки.
На первый взгляд, с этим нет проблем: автомат же. Внутри палатки расположен каркас из жесткой пружинной стали. Открываешь чехол, вытряхиваешь сложенную палатку, швыряешь на землю. Она подпрыгивает и раскрывается. Считанные секунды – и на земле стоит довольно-таки высокий “шалаш” камуфляжной расцветки. Установить палатку-автомат сможет даже самый неопытный турист. Но! У палатки есть только нижние петли для колышков (самих колышков в комплекте нет). Верхних креплений нет – палатка держится только за счет пружинного каркаса. Ее может опрокинуть порывом ветра, что и было успешно доказано на практике в 2008 году на утесах в Советском районе Кировской области. Да и нижние петли расположены неудачно, если их натянуть, палатку перекашивает. А это недопустимо, ниже объясню, почему.
2.Демонтаж палатки.
Палатку мало установить – ее нужно еще быстро сложить. Я вроде не новичок в походах, но с первого раза мне сделать это не удалось. И со второго. И с пятого. Народ пишет, что даже с десятого не получается. Тот самый пружинный каркас, который раскрывает палатку-автомат, сопротивляется вашим действиям. Нужно скручивать его “восьмеркой”, причем особым образом, точно определив место приложения усилий. Иначе (если хватит силы) вы его просто сломаете. Удалось сложить палатку? Теперь нужно, удерживая ее руками (никаких стопоров не предусмотрено, а она упорно пытается раскрыться обратно), засунуть палатку в чехол и застегнуть молнию. Честное слово, советская брезентовая палатка складывается быстрее! И сил при этом тратится куда меньше.
3.Палатка как спальное место.
На этикетке мне не удалось разобрать ничего – сплошные иероглифы. Но по ощущениям палатка-автомат скорее одноместная, чем двухместная. Одному человеку в ней просторно. Высота – почти полтора метра. Длина и ширина основания – два на два метра. В принципе, лягут спать и двое. В этом плане – палатке плюс. Есть окно, снабженное мелкой сеткой, его закрывает клапан на “липучке”. А вот дверь – одинарная, без сетки. То есть – или закрывайся внутри на “молнию”, или корми собой комарье. Не очень удобно. Пол тонкий, каждую ветку или кочку ощущаешь отчетливо. Без спальника илихотя бы подстилки из лапника не обойтись, если вы не индийский йог, конечно.
4.Палатка как укрытие.
Вот тут у палатки-автомата никаких плюсов нет, одни минусы. Она однослойная, и материал, несмотря на кажущуюся водонепроницаемость, протекает как миленький. Если палатка стоит идеально прямо, все ее поверхности туго натянуты, жить можно. Правда, не надо прикасаться к стенкам и потолку – если это сделать, капать начинает сразу же. Да не капать, а течь! Если же материал натянут слабо, палатка начинает протекать минут через 15 проливного дождя. Выход – носить с собой еще и дополнительный тент или кусок полиэтиленовой пленки. От ветра эта палатка худо-бедно защищает, но ее саму сдувает и кладет набок в два счета. В ней холодно, но ниже плюс 7 градусов я ее не использовал.
5.Долговечность палатки.
Как уже было сказано, палатку в итоге прожгли. Но такое может случиться с любой палаткой. Гораздо чаще с палаткой-автоматом происходит другая беда – прутья каркаса рвут швы при раскрывании. Прут – это плоская пластина с довольно острыми краями, которые режут материал. У меня первые “проплешины” на швах появились уже после примерно десятого открывания. Зашивать этот материал очень сложно, он “ползет”.
6.Сравнение с нормальными палатками.
Сравнивать не с чем. Двухместная недорогая двухслойная палатка с отстегивающейся москитной сеткой для двери в сложенном виде (в наборе с колышками, стойками и растяжками) представляет собой маленький тюк, который можно пристегнуть к рюкзаку или просто нести в руке. К чему можно пристегнуть почти полуметровый “блин” — я не представляю себе. По водостойкости, ветростойкости – никакого сравнения. По прочности – аналогично. Единственный плюс палатки-автомата – мгновенная установка. Ну и цена, разумеется, хотя не так уж она низка.
7.Применение палатки.
Изначально такие палатки разрабатывались как укрытие от ветра для зимней рыбалки (вариант без дна). Допускаю, что это удобно: раскрыл, поставил над лункой, воткнул в лед несколько гвоздей в качестве колышков – какой-никакой комфорт обеспечен. Но в роли туристической палатки палатка-автомат критики не выдерживает. Использовал ее по назначению несколько раз: неуютное жилище. В конце концов при групповых выездах на природу нашел палатке применение: ставили ее рядом с жилыми палатками и использовали как склад. Внутри рюкзаки дополнительно укрывали полиэтиленовой пленкой. В 2008 году во время грозы порыв ветра опрокинул палатку и вырвал крепления. Улететь ей не дал вес рюкзаков и то, что она была привязана. В это время мы в обычной трехместной палатке чувствовали себя вполне уверенно. По опыту других, палатки-автоматы обычно используют на разных фестивалях, когда народ собирается массово поквасить, попеть песни и пожрать шашлыка. Возиться с нормальной палаткой лень, соответственно берется автомат и ставится за две секунды. Ну а дождь там или ветер нетрезвому туловищу параллельны.
(фото из ЖЖ, своих не сохранилось, или искать лень)