Хочу выразить всем Вам мою признательность и благодарность.
Полтора года назад я спросил у своего знакомого по поводу впервые услышанного мною вида костра «таёжный» — он отослал меня к Энциклопедии выживания — «Не пропаду», разъяснив, что «Не пропаду», это тоже что и Википедия, но только по тематике выживания. С тех пор я полностью утратил интерес к телевизору — любимым развлечением стало читать ваши публикации и наиболее интересным оказались даже не столько сами статьи, сколько их обсуждения.
Знакомство с некоторыми материалами подвигло меня положить в рюкзак, с которым я езжу на дачу, кусок полиэтилена, пару верёвок и вымоченные в парафине спички, а в карман – складной нож. Правда о их существовании я вскоре забыл, поскольку в 60 лет на самолётах не летаешь и в авантюры путешествий не пускаешься – лишь радуешься за других, читая «Не пропаду». Я даже и не подозревал как однажды эти вещи мне помогут.
В конце апреля я в очередной раз поехал на дачу. Погода стояла тёплая и я надел летнюю куртку.
Отправление поезда перенесли, и из Ленинграда он выехал только 22-00. После «Гор» я неожиданно для себя задремал, а когда проснулся, то увидел как состав подходит к моей станции. Изрыгая проклятия, я бросился к рюкзаку, но перегруженный рюкзак (около20 кг) быстро надеть не смог да ещё эти пакеты с рассадой «мать бы их…». Короче я не успел выйти на своей остановке.
Через пятнадцать минут электричка остановилась на следующей платформе, я вышел и ахнул: это была «Старая Маклукса» — я проспал целых три остановки. Глянул на часы – пол первого ночи.
И тут я стал совершать одну глупость за другой, наглядно доказывая, что читать умные мысли и уметь им следовать это не одно и то же: я пошёл по шпалам в сторону дома.
Луны не было, звезды одну за другой гасили облака – становилось все темнее. Шагая в мягких кедах по щебню, я вдруг вспомнил правило – если обстановка не вынуждает к быстрым решениям, следует выделить время на обдумывание.
Через час я уже проклял свою торопливость. Во первых, становилось холодно; во вторых, первоначальный энтузиазм пропал и непомерная тяжесть рюкзака быстро поглощали остатки сил: и в довершение всего – я стал сомневаться в ту ли сторону я иду (на одноколейке это не так однозначно).
Компаса не было и я решил определиться по звёздам. Я напряг память и вспомнил, что согласно одной из публикаций, в это время Большая медведица должна быть в зените: но то, что я увидел над головой за это созвездие можно было принять с большой натяжкой – часть звёзд закрыли облака. С Кассиопеей (должна быть у горизонта) то же было не здорово – часть звёзд отсутствовала и понять — это просто другое созвездие или его частично закрыли облака было невозможно. Я растерянно стоял на железнодорожной насыпи, раздумывая идти назад или все-таки продолжать движение вперёд. И тут я вспомнил, что кото-то писал, что в это время Винера должна быть на юге. Я так резко повернулся, что тяжесть рюкзака занесла меня вокруг оси и я чуть не упал – но радости не было предела – напротив предполагаемого севера ярко светила красноватая звезда. Я продолжил движение. Силы уже покидали меня, когда я добрался до Турышкина.
Пока я шёл, я имел достаточно времени чтобы осознать свою глупость (надо было остановиться в Старой Малуксе на ночлег и дождаться утреннего поезда) и чтобы обдумать как правильно поступить теперь. Сил добраться до дома пешком у меня конечно же не было, но и стоять на месте было невозможно в летней куртке я быстро замерзал, надо было развести костёр и дождаться первой электрички, тем более что у меня есть нож, полиэтилен, верёвки и спички – вот когда я исполнился благодарности к «Не пропаду», однозначно утверждающей, что никто не может знать когда ему вдруг понадобится НАЗ (хотя по сути то у меня был просто случайный набор).
Согласно рекомендациям «Не пропаду» я решил не разводить костёр на открытом месте (у платформы), выбрать по возможности сухое закрытое для обзора место.
Проблемой было найти в ночном лесу сухостой. Мелкий хворост (на ощупь) ещё как-то встречался, но что-нибудь по существенней найти не удавалось. Наконец в темноте ночного леса мне попалось деревце толщиной с руку. Завалить его просто так не получилось и я решил прибегнуть к методу Соколова. И тут я очередной раз убедился что знать и уметь не одно и то же. Когда ствол начал валиться, я потерял равновесие и упал навзничь. Только уже падая, я вспомнил предупреждение автора методики: «необходимо проверить пути отхода от падающего дерева, чтобы, споткнувшись, и напороться на сук». Сука к счастью для меня не оказалось, а стволом по бестолковке я, конечно, получил.
Решив, что больше рисковать не буду, я решил разломать этот стволик опять же по методу Соколова. Я засунул жердину между двух рядом стоящих стволов и легко отломал пару поленьев. Однако ствол укоротился, рычаг стал меньше и пришлось навалиться всем телом. Ствол внезапно переломился и я по инерции полетел в темноте вперёд и в туже секунду что то больно царапнуло висок. Поднявшись, я понял что мгновение назад я чуть не лишился глаза. Ломать поленья больше не захотелось.
Расчистив от травы и листьев место для костра я попытался вынуть из коробка спичку, но, пропитанные парафином, они слиплись в монолитный блок. В кромешной тьме, наощупь отделить хотя бы одну спичку оказалось проблемой.
Наконец я чиркнул спичкой, она загорелась, ярко осветив пяточек места под будущий костёр, и тут я сообразил, что забыл про растопку.
Когда я подготовил растопку, отколупал новую спичку и чиркнул ею, она лишь пыхнула и гореть не пожелала. Я судорожно чиркал одну спичку за другой, но они в лучшем случае на секунду вспыхивали и гасли в тот же миг.
Я впал в отчаяние. Надежда на благополучный исход улетучилась. Было холодно. Я устал и впереди мне светило просидеть в холодном лесу целую ночь. Простыть в моем положении (два раза ингаляционное поражение ФОВ) было однозначно получить пневмонию и в месте с ней процентов на 50 – бесплатную путёвку на кладбище. Я быстро замерзал и уже начал стучать зубами. Как все глупо!
Однако, посидев на мокрой кочке в ночной темноте леса, я вспомнил клипы с добыванием огня трением. Конечно добыть огонь трением я даже и не мечтал, но я подумал, что вспыхивая спичка может зажечь вату, а тлеющую вату можно попытаться раздуть в сухой траве до пламени. Я решительно вытряхнул все из рюкзака – на дне обнаружился кусок старого ватника (он там чтобы не тёрло спину).
Я тщательно подобрал сухие травинки – в темноте я их просто ощупывал губами. Нащипал побольше ваты – возможно попытка будет одна и жадничать было бессмысленно.
С пятнадцатой спички вата затлелась. Раздув её посильнее, я аккуратно завернул её в сухую траву и начал дуть. Есть дым или нет в темноте было не понять, но вскоре я почуял его запах, а потом начало есть глаза. От интенсивного дыхания уже кружилась голова, но я боялся остановиться хоть на секунду – осталось всего пара спичек и это была последняя надежда. Наконец в руках полыхнуло и через 10-15 минут я только что не плакал от счастья, глядя на разгорающийся костёр.
Потом я сделал из полиэтилена отражатель за своей спиной – ветерок не морозил мне спину, а отражаемое тепло создавало восхитительный уют. Постеленные под себя полиэтиленовые пакеты избавили от сырости земли.
Я не раз и не два с благодарностью вспомнил многочисленные предупреждения, что под костёр надо тщательно очистить место – высыхающие от костра листья и трава несколько раз пытались устроить лесной пожал (в темноте я не с мог достаточно тщательно их отгрести).
И последнее перед уходом я вдруг понял, что бросить костёр в лесу нехорошо, залить его нечем, а ждать когда прогорит нет времени может подойти электричка. Очередной раз повспоминав рекомендации «Не пропаду», я сделал палку копалку. Уже светало, было достаточно видно что делаешь и за 5 минут я наковырял достаточно грунта чтобы затушить костёр.
Дальше подошла электричка и вскорости я добрался до дома.
Вот так совершенно неожиданно для себя я убедился в том, что по среди полной безмятежности нашей жизни можно легко оказаться в положении выживающего. А главное я наконец понял почему все теоретические рассуждения в Ваших оценках не стоят ничего, а каждый практический выход очинивается на положительно.
Я не считаю, что моё неумелое описание заслуживает публикации. Мне просто хочется Вас поблагодарить. Может быть утверждение, что ваш сайт спас мне жизнь будет звучать слишком громко, но сохранил здоровье – это однозначно!