Хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями и мыслями, которые у меня появились в процессе скитания по лесам и горам в 2019 году. Всё перечисленное — сугубо моё личное мнение, основанное на моём опыте и опыте моих товарищей. Никого ни к чему не призываю, решать, в любом случае, вам самим.
— готовясь к путешествию нужно собрать информацию из разных источников, сопоставить ее, и отфильтровать. Я понимаю, что ни один источник (спутниковые карты, описание маршрутов или мест на туристических сайтах, рекомендации местных, опыт других товарищей) не является аксиомой и, зачастую, содержит неполные или противоречивые данные.
И дело здесь не в том, что кто-то имел злой умысел, а происходит это из-за того, что какие-то вещи кому-то кажутся вполне естественными, о чём-то человек сам мог не знать, какие-то вещи могли измениться за прошлый год. И окажется вдруг, что рекомендованная местными короткая дорога заведет вас на высокую гору на лесорубочную делянку; обозначенный на карте мост снесён паводком, и придётся что-то менять; ваш товарищ ехал на машине большей или меньшей проходимости; на спутниковой карте видна и обозначена только одна дорога, а там их 10; на карте генштаба, которая, на самом деле, столетней давности, обозначены давно уже снесённые поселки и хутора, и так далее.
Поэтому, при кажущемся изобилии и доступности информации, нужно очень тщательно прорабатывать основной маршрут и запасные варианты, не принимая ни один источник на веру. Испытано на себе
— идя по незнакомым местам, очень важно периодически останавливается и оглядываться. Дело в том, что одни и те же предметы с разных ракурсов выглядят совершенно по-другому, и если вы будете иметь хоть какую-то зрительную картинку обратной дороги, то возвращаться будет легче. Да, это немного утомляет память, снижает скорость движения, заставляет думать о маршруте, а не красивых местах. Но зато, возвращаясь, вы четко будете знать, что налево вы повернёте у этой вот коряги, что вот это вот дорога короче и выходит вот туда-то, что речку нужно проходить по тому броду а не по этому. Я много раз убеждался в том, насколько одна и та же местность может казаться разной с разных ракурсов. Иногда это ставит в тупик.
— машину всегда нужно ставить лбом к выезду. Может произойти множество событий, когда именно это облегчит вашу жизнь. Возможно, вам будет нужно срочно покинуть место стоянки, возможно, пойдет дождь или нанесёт снег, и разворачиваться будет неудобно, возможно, приедет кто-то ещё и загородит место для маневров. В любом случае, лучше развернуться сразу и занять наиболее удобное положение, чем делать это в спешке или состояние усталости, при ограниченной видимости и нервном напряжении.
— никаких ночных переходов без фонаря в незнакомой местности. При острой необходимости идти можно только с хорошим навигатором.
Главная проблема ночных переходов в том, что не видно перспективы. По сути, для успешного движения нам даже больше нужен не компас или карта, а перспектива. Допустим, я иду из пункта А в пункт Б. Днём я прекрасно вижу, что сначала мне нужно пройти по вон той тропинке, потом, у той разлапистой берёзы я поворачиваю направо, прохожу зигзагом по дороге, на этом вот еле заметном перекрестке сворачиваю налево, по этой тропинке углубляясь в лес и иду в сторону вон того изгиба реки. До изгиба мне нужно в этом и в этом месте пересечь два оврага, вон там вот обойти бурелом, и ориентируюсь на, вон то поваленное дерево, принять чуть правее. В любом случае, по правую сторону от меня будет глубокий каньон реки, а по левую лес и «хвосты» оврагов. Если я выйду к реке, то увижу вон тот холм, а солнце в это время находится примерно вон в той части неба.
Просто удивительно, сколько ориентиров можно заметить и использовать для пути.
Но если мы движемся даже по относительно знакомой местности с фонарём, то перспектива совершенно отсутствует. Если мы используем узконаправленный мощный фонарь, то мы видим перед собой только столбик света, который освещает деревья, или траву, или что-нибудь, но строго в узком секторе. А если в воздухе есть небольшой туман, то фонарь может не пробить расстояние дальше 50-60 м. Там будет просто тьма.
Если мы используем обычный фонарик, что мы получаем довольно много света перед собой, а дальше не видим ничего. При всем том, лес будет казаться совершенно одинаковым, освещенные ярким лучом ветки, деревья, кусты, что-то ещё, будут стоять перед нами сплошной стеной, за который мы не рассмотрим ничего. Даже относительно знакомая дорога, по которой мы прошли не один раз, в темноте будет казаться совершенно чужой, и можно очень легко потерять тропинку, или взять принципиально ошибочный курс. Это я проверял на себе.
Днём, при наличии перспективы, можно относительно легко и просто выдержать почти любой маршрут. Запоминаешь повороты, пейзаж, где что было, откуда что светило. Поэтому вернуться нет особенных проблем. Но ночью мы видим перед собой только пучок света и абсолютно одинаковые деревья, траву, всякие пылинки, паутинки, и листики крупным планом.
Ночью можно делать всё что угодно. Можно жечь костёр, можно готовить пищу, можно разбивать лагерь, можно, с осторожностью, ехать на машине, но вот идти пешком я категорически не рекомендую. Тем более, что если вдруг пойдет дождь, нагонит туман, начнётся пурга, или что-нибудь похожее, то есть риск остаться вообще без ориентиров и вместо конечной точки уйти куда-нибудь на Южный полюс. Тем более, что ощущение расстояний ночью, да ещё и в состоянии усталости будет совершенно особенным.
Предметы выглядят по-другому, тени и освещение искажают предметы и расстояние до них, препятствия, хорошо видимые днем, ночью становятся незаметными (особенно, на снегу). Свалиться в яму или оставить на ветке глаза — проще простого.
Немаловажный момент в том, что ночью человек беззащитен. Он плохо слышит и весьма плохо видит, поэтому может стать относительно легкой добычей какого-нибудь хищника или человека с недобрыми намерениями.
— Тактический нож на удобном подвесе. Только тактика, только хардкор.
В среде любителей ножей есть два противоборствующих лагеря — те, кто предпочитает ножи ярко выраженно тактического направления, и те, кто их (ножи и их владельцев) на дух не переносит. Сразу оговорюсь, что я не нарушаю закон и не рекомендую делать этого другим, поэтому рассуждение носит сугубо теоретическо-мыслительный характер.
Основной довод против тактики звучит примерно так: «нож должен резать, поэтому все нормальные люди, вроде промысловиков, финнов, рыбаков, опытных туристов (Дурман Гашишевич Ледоруп, автор книги «Пеший и всякий туризЬм в СССР» фигни не посоветует), и прочих эскимосов, используют ножи традиционной формы, с небольшим лезвием, из нетвердой стали, безо всяких гард, кровЯстоков, серрейторов, пил на обухе, и прочего барахла. Таким вот чудо ножиком, размером с пенис грудничка, они могут легко и лося разделать, и щепу для костра настрогать, и пимы починить, и часового снять. Ручка должна быть из дерева или кожи, а ещё лучше — из бересты или капа. Она приятно лежит в руке, не промерзает зимой, да и вообще, это классика. А те, кто покупает тактику — просто не наигрались в спецназ и Рэмбо, нормальному человеку нож весом в полкило и толщиной в сантиметр просто не нужен да и на войне во врагов стреляют, а не режут их ножами». Идеальный нож для таких людей — это классическая финка с травмоопасный рукоятью, которую можно легко править на любом речном камушке.
Есть в этом рассуждении своЧ железная логика. Длинное, тонкое и острое лезвие идеально приспособлено для реза типичных продуктов. Картошка, моркошка, хлеб, колбаса, фрукты — овощи. Можно и дичь какую-нибудь разобрать, рыбку отлично почистить. Стандартная ножевая рукоять, травмоопасная, очень удобно и хорошо лежит в руке, зачастую, просто идеально ложится в ладонь. Если мы не собираемся протыкать насквозь бегемотов, то нам не нужно гарда в любом её понимании. Пила на обухе всё равно ничего не пилит. Серрейтор нам нужен несколько раз в жизни, а в остальном от него больше проблем. Рукоять из натуральных материалов, вроде кожи, бересты, капа, дерева, верёвки из волос японской девственницы, и прочего натур продукта очень приятно ощущается в руке, не жарит её летом и не промораживает до костей зимой. А всадной монтаж рукояти делает нож удивительно легким! Лепота! Можно сделать блаженное выражение лица и включить приятную, немного наивную весёлую музычку.
Но не будем пока это делать, а продолжим рассуждать. Что у нас получилось? А получился у нас идеальный кухонный нож. Максимум — с возможностью спокойной и неспешной срезки грибов. Всё.
И вот почему.
Во-первых, вне зависимости от того, что думаете вы, и что говорит закон, нож является оружием последнего шанса. В случае внезапной встрече с бешеным животным, подранком, стаей спермотоксикозных собак, сбежавшим из секретной лаборатории зомби, плотоядным рептилоидом, и в подобных случаях, именно нож может стать тем фактором, который решит, продолжите ли вы биологическую жизнь, или будете протухать где-нибудь в овраге. Можно возразить, что «вот раньше финны одним ножом и хлеб резали, и часовых снимали, а у якутов это и вообще тысячелетиями выработанная форма ножа, а ещё есть специальный хват с упором рукояти в ладонь». Я не знаю, почему финны используют такой нож. Но я прекрасно знаю, что сломавшийся в неподходящий момент клинок, или слетевшая на острое лезвие рука — это очень плохо. Это может стоить вам жизни или здоровья. Да, клинок, толщиной в сантиметр очень плохо нарезает французские булки, а развитая гарда то впивается в руку, то мешает нарезать ту же самую французскую булку. Но зато такой нож на 100% гарантирует вашу безопасности при работе с ним. Он не сломается и вам не придется подбирать свои пальцы с земли.
Конечно, такие ситуации могут и не произойти с вами вовсе, но если произойдут — вы не успеете вспомнить про чудесный «финский хват».
Во-вторых, если не иметь в виду «поход» от автомобиля до мангала с шашлыками, нож должен являться универсальным инструментом, заменяющим с собой многие другие инструменты. Я прекрасно понимаю, что узкоспециальный инструмент сделает своё дело наилучшим образом, а любой заменитель будет неполноценным.
Но не всегда есть возможность или целесообразности купить или нести с собой половину магазина инструментов и половину магазина спорттоваров. Хорошего, крепким ножом можно, например, заготовить дрова, настрогать щепу для костра, сделать ступени или зацепы в крутом склоне, раздолбить лёд, сделать временный подвес для сумки или чего-нибудь на дереве, заточить мощный кол, открыть консервы специально заточенным обухом, забить обухом клинка что-нибудь, использовать как рычаг или зацеп при карабканьи по скользкому склону или выбирании из полыньи. Нет, конечно, можно захватить в пешую вылазку молоток, топор для рубки дров, топор плотницкий, ножовку, ледоруб, небольшую лопатку, штангельциркуль, теодолит, устройство прецизионного позиционирования, и множество других приятных вещей. Только ещё раба-носильщика надо не забыть…
Но не менее важно и то, где нож будет находиться. В тёплое время допустимо иметь его на поясе. Но если на улице холодно, и мы носим куртку, то находящийся на поясе нож будет недоступен в нужный момент. Поэтому одним из идеальных вариантов размещения я считаю нахождение его на груди или животе, кому как удобно. Пропускаем прочный шнурок в проушину ножен, и вешаем на шею, как Маугли. В зависимости от ножен и типа ножа, его можно одной рукой достать движением вниз или вверх. Если ножны подпружиненные, и нож не вываливается из них, то можно даже не застегивать его на страховочный ремешок.
В любом случае, нож должен быть под руками, а не лежать в рюкзаке и не быть закрытым пятью слоями одежды.
Что касается всевозможных прибамбасов, вроде пилы, серрейтора, крючьев, полых рукояток с барахлом и прочего, то я исхожу из того, что пусть мне тысячу раз не потребуется эти вещи, чем однажды они будут мне нужны, но их не будет.
Ну а всевозможные геологи, профессиональные охотники, чукчи, и прочий народ, любящий ножи классического типа по модели финок? Так может быть, у них другого не было. Нелишне вспомнить, что до недавнего времени даже распоследний перочинный ножик считался холодным оружием, и за случайное прикосновение к нему можно было уехать в Колымские дали. И вполне возможно, что те люди обладают какими-то навыками, которые не обладаем мы, и которым нужен именно простой кухонный нож. Например, я не хожу по дому или даче с Ка-баром, но прекрасно понимаю, что я гораздо меньше приспособлен к жизни в тундре, нежели старик-оленевод. И то, что ему прививалось с детства, мне может компенсировать хороший нож
Вот так.