Временем вот располагаю в избытке. Неделю отгулов заслужил. Неспеша расчищаю участки леса, чтобы по весне засадить их полезными саженцами. Созерцаю природу, размышляю. Ничего более. Ничего не поделаешь — зима…
А размышления сегодня привели к следующим заключениям. Известно ли вам, сколько на сегодняшний день имеется достоверно разведанных запасов нефти? Конечно же, известно, яндекс вам в помощь! Ни много, ни мало — 270 миллиардов тонн. А сколько нефти потребляется в мире? Тоже не вопрос — 4 миллиарда тонн в год. Произведя неимоверно сложные вычисления, получим величину 65 лет — на столько хватит миру нефти при сегодняшнем (!) уровне потребления. Много это или мало? — приходит на ум мне как обывателю тревожный вопрос. Как и в свое время пришел такой же вопрос одному ныне уже ставшему гуру, который, бросив блестящую карьеру (аж программистом ведь был — !!!), съехал в деревню, но, более того, увлек за собой тысячи, если не миллионы своих адептов.
Но вопрос этот некорректный. Как и все вопросы, приходящие (как это кажется, а на самом деле — навязанные) на ум обывателю. И вот сегодня я в сто первый раз попытался убить в себе обывателя. Никаких «тайных» сведений, повторюсь — все ищем в яндексе.
Что такое доказанные запасы нефти? Это запасы, которые реально могут быть добыты в ближайшие годы. То есть, помимо самой разведанной нефти, у добывающей страны еще должно хватить сил и ресурсов ее добыть — установить новые буровые, проложить нефтепроводы, построить нефтехранилища, порты, дороги, электростанции. Обучить специалистов, наконец.
Если в стране разведаны запасы и построена добывающая инфраструктура с заделом на 65 лет — надо ли сегодня бить тревогу по геологоразведке и развитию добывающей отрасли в целом уже сегодня? Очевидно, что нет. Тревогу бить не надо. А вот планомерную работу вести — очевидно, да. Что и демонстрируют практически все ведущие добывающие страны:

Особенные успехи здесь налицо у Венесуэлы и Канады — из аутсайдеров они выбились в соответственно первую и третью державу мира по запасам нефти, обогнав таких монстров, как Саудия, Иран или Ирак. Да и эти последние тоже, кстати, делают успехи.
А что же мы? А мы… даже прикинуть не можем, чем владеем — только догадываемся! Ну а если серьезно, то в прошлом году мы впервые после распада СССР стали разведывать новых запасов больше, чем добывать. Что не может не радовать. Ну а будет расти наша экономика — будем осваивать и больше недр, вне сомнений.
Одно замечание по поводу якобы грядущих мировых войн за ресурсы. Вот картинка:

Те страны, которые потенциально считаются зачинщиками мировых войн, год от года снижают потребление. Это, я так думаю, («ИМХО»), связано не с падением их экономик, а, наоборот, — с переходом на новые энергосберегающие технологии. А рост происходит за счет, в том числе, всяких уганд, зимбабв и бангладешей. Вряд ли они начнут новый передел мира. Да и Китай будет снижать потребление, лично я не сомневаюсь. Иначе китайцы совсем скоро задохнутся в смоге и вымрут. Проблема эта очень серьезна, да и освещается вроде. Ну это отступление, лирическое.
Да, не упоминаю про газ — просто понимаем, что он есть и способен растянуть запасы нефти еще лет на -дцать.
А резюме такое (и это тоже ищем в сети) — запасы нефти ограничены в 65 лет НЕ недрами Земли, а экономиками добывающих стран и спросом.
Я, конечно, снимаю шляпу перед упорством упоротых упорных, которые уже 10 лет как запасаются ножиками, ложками и тазиками для пра-пра-правнуков (а 65 лет — это смена 4 поколений, если тебе сегодня 30 лет). Но лично в моей жизни есть цели с более краткосрочной перспективой. Например — фосфор. Именно дефицит фосфора в недрах в ближней перспективе будет сдерживать рост сельхозпродукции. Еды, то бишь. Пойду селедкой затарюсь.

Читать весь материал и комментарии