В последнее воскресенье января, неожиданно для себя, был выбит из рядов постоянно читающих сайт «Не пропаду», разлучен с любимой семьей и … работой. Вначале думал, что причина этому простое отравление, потом «диагностировал» болезнь как заворот кишок, потом растяжение мышц живота…, но к концу понял, что аппендицит. Такая долгая логическая цепочка, на построение которой ушли почти сутки, общение с сополатниками, лежавшими с аналогичным диагнозом, все это заставило привлечь ваше внимание к данному вопросу, чтобы оказавшись где-нибудь в поле не тратить драгоценное время на ориентирование в собственных недугах в достаточно опасной ситуации.

Итак, что говорят сайты Интернет, связанные с медициной.

«Типичны размытые боли в животе, постепенно концентрирующиеся в правом нижнем квадранте, болезненность при пальпации в области расположения аппендикса, тошнота и рвота. Возрастает частота пульса, несколько повышается температура (примерно на 0,6°), у многих больных увеличивается число лейкоцитов. Однако у некоторых больных, особенно пожилых, не все эти типичные симптомы бывают выражены.
Характерно острое начало, боль в животе (у 100%), которая появляется внезапно в эпигастральной (область желудка над пупком) или околопупочной областях и постепенно перемещается в правую подвздошную область (симптом Кохера)»
.
Именно, так у меня и началось. Через пару часов после обеда ощутил ацццкую тяжесть в желудке. По ощущениям как будто съел кирпич с острыми краями, и он, естественно, так и остался в желудке – не переваренный и недвижимый. Любые попытки (походы в туалет, поглаживание живота по часовой стрелке) сдвинуть эту тяжесть к результату не привели, кишечник молчал и бездействовал (вот тут я подумал, что у меня какой-то заворот кишок). Боль постепенно усиливалась и смещалась вниз. Часа через три после начала, боль сместилась в область кишечника, не вправо вниз, а просто вниз. Так, что болело и слева, и справа.

«Частыми симптомами являются: тошнота (90%), рвота (75%), отсутствие аппетита (почти 100%), возможна диарея».
Диарею я не испытал, хотя очень хотелось избавиться от тяжести в кишках (даже была жалкая попытка сделать клизму))). А вот тошнота началась где-то через пару часов от начала недомогания. А еще через 2 часа, наконец-то навалилась рвота. Рвет интенсивно и часто (больше 10 раз меня полоскало точно). Зато после рвоты наступило облегчение тяжести в кишках и желудке. Но боль не отступала. Кушать и вправду не хотелось.

«Температура тела — субфебрильная (до 38 ), положение тела — вынужденное, на правом боку».
Температуру, честно говоря, не мерил, но немного знобило. Часов через 5 от начала, попытался последовательно выпить пачку активированного угля, левомицетин и бактисубтил. Облегчения это не принесло. Так что мысли об отравлении стали меня покидать. А еще через час, стал акцентировано болеть правый бок. Но лежал на спине и на правом и левом боку. Так и провалялся до утра, думая, что боль в правом боку от растяжения мышц после рвоты.

«При осмотре выявляют защитное напряжение мышц передней брюшной стенки в правой подвздошной области и симптомы раздражения брюшины».
Поутру до меня стало доходить, что боль ниже пупка справа, в районе правого верхнего угла тазовой кости (подвздошная кость) напоминает аппендицит. Ходить стало больно, начал прихрамывать на правую ногу. Если последовательно нажимать от пупка в сторону места локализации боли, боль усиливается. А нажимать сильно на саму точку невозможно – слишком больно и пресс напрягаешь очень сильно, лишь бы уменьшить давление. (В приемном покое больницы врач просто провела по левой половине рукой, спросив больно ли мне, а потом резко от грудины к правой подвздошной кости и задавать вопрос не понадобилось – дерганье тела было красноречивым))). Боль настолько сильна, что смеяться, кашлять, поднять без помощи руки правую ногу, чтобы лечь на кушетку, невозможно (пожилая враг-хирург в поликлинике, увидев, как придерживаю правую ногу ложась на кушетку, сразу сказала, что похоже на «хороший» аппендицит, пальпация это подтвердила).
Из поликлиники сразу отправили в больницу, и через пару часов подготовки прооперировали.

«При аппендиците производят аппендэктомию, т.е. хирургическое удаление червеобразного отростка. Нельзя принимать никаких болеутоляющих, пока не будет обеспечена хирургическая помощь. Не рекомендуются и слабительные, так как они стимулируют перистальтику и могут привести к разрыву аппендикса. Разрез при аппендэктомии производят прямо над местом расположения отростка, который затем удаляют, отрезая его у самого основания с тщательным ушиванием отверстия в слепой кишке. Операция при неосложненном аппендиците практически безопасна».
Насколько я понял, способов самолечения острого аппендицита нет. Только хирургия! Советский врач-полярник Леонид Рогозов, прооперировавший сам себя на антарктической станции, поначалу пытался перевести его в хроническую форму (покой, голод, местный холод и антибиотики), но не смог это сделать. Поэтому не обращаться к хирургу с такими симптомами (если у вас нет семи жизней как у кошки, и нет в наличии кучи мощных инъекционных антибиотиков и стерильных систем) смертельно опасно. При этом слово «смертельно» не для красного словца. Перитонит и обширное заражение брюшной полости, внутренних органов и их сосудов, крови могут наступить уже через сутки, а может и раньше.

«Подозрение на острый аппендицит является АБСОЛЮТНЫМ показанием для консультации хирурга и госпитализации. Выполняют клинический анализ крови, УЗИ, обзорную рентгенографию органов брюшной полости, ректальное исследование (исследование прямой кишки). В диагностически сложных случаях проводят лапароскопию.
Разрыв аппендикса. В инфицированном и закупоренном аппендиксе может развиться гангрена; в результате он разрывается, его содержимое попадает в брюшную полость и вызывает перитонит (воспаление серозной оболочки, выстилающей эту полость). Смерть от аппендицита в большинстве случаев наступает именно от разлитого перитонита. Однако в настоящее время с перитонитом справляются, используя антибиотики. Разрыв аппендикса может приводить также к возникновению абсцессов в брюшной полости, появлению бактерий в крови (бактериемия) или смертельно опасному воспалению почечных вен (пиелофлебит). Оперативное вмешательство при разрыве червеобразного отростка связано с большим риском, чем при неосложненном аппендиците».


И еще
«Следует учитывать возможность атипичного расположения червеобразного отростка, при котором указанные симптомы меняют локализацию. Особенностями клинической картины острого аппендицита у детей являются: быстрое нарастание симптомов и склонность к развитию перитонита, температура тела чаще фебрильная( выше 38,5), рвота и диарея более ярко выражены. В периферической крови обычно выявляют умеренный лейкоцитоз с преобладанием нейтрофилов, однако и нормальное количество лейкоцитов не исключает острый аппендицит. В моче могут быть единичные эритроциты в поле зрения».

PS.
На второй день после операции, думал в среду опубликовать в блоге «Что я сделал для подготовки к БП» короткое сообщение – Вырезал аппендицит!)))
Но когда послушал лежащих после аппендэктомии соседей, о том, как они только с третьего раза нашли грамотного хирурга, диагностировавшего острый аппендицит, а первые двое «врачей» поставили диагнозы отравление и грыжа, понял, как мало мы знаем о знакомом аппендиците. Надеюсь, цитаты и личные впечатления помогут камрадам сориентироваться в подобной ситуации быстрее, чем мне.

Будьте здоровы!

PPS. В дополнение. Здесь большой список симптомов для диагностики аппендицита, т.к. симптомы у каждого могут варьировать

Читать весь материал и комментарии