Предлагаю Вашему вниманию статью Чема Сепеда, врача Скорой помощи из Испании, из журнала «firerescue.ru», посвящённую особенностям сердечно-лёгочной реанимации у детей.



Среди чрезвычайных происшествий острая сердечно-лёгочная недостаточность у детей – одна из самых тревожных ситуаций, с которыми мы можем столкнуться. Мы как родители должны научиться технике сердечно-лёгочной реанимации, поскольку это умение может стать решающим для спасения жизни ребёнка. В этой статье мы поговорим об основных приёмах, которые применяются при сердечно-лёгочной недостаточности у детей.

Причины, приведшие ребенка к ситуации остановки сердца и дыхания, могут быть различными. У взрослых такая остановка чаще всего происходит при заболеваниях сердца. С детьми совершенно иначе – чаще всего остановка дыхания у них предшествует остановке сердца.
Международный Комитет по взаимодействию в области реанимации (ILCOR), который является международной организацией, предлагающий нормы по реанимации, которым следуют во всем мире, в октябре 2010 года опубликовал новые рекомендации с небольшим количеством существенных изменений. В этой статье мы будем говорить о правилах, предложенных Европейским Комитетом по реанимации (ERC).

Последовательность действий, когда ребенок без сознания.
Вы идёте по улице и видите ребенка, лежащего без сознания. Что делать? Не поддавайтесь панике, давайте рассмотрим, какие действия рекомендуется предпринять.

1. Оцените состояние ребёнка
Нужно проверить, действительно ли ребенок находится без сознания. Для этого нужно крепко взять его за плечи и резко встряхнуть, одновременно громко спрашивая: «С тобой всё в порядке?» Если ребенок отвечает, расспрашиваем его, что с ним произошло и вызываем медицинскую помощь, если это необходимо.
Если же он находится без сознания – нужно попросить помощи у прохожих.

2. Если ребёнок без сознания
Здесь нужно проверить, дышит он или нет, потому что наши действия будут различаться в зависимости от этого. Для этого, прежде всего, откроем дыхательные пути ребёнка.

В настоящее время рекомендуется использовать приём «лоб-подбородок»: кладём одну руку на лоб, а другую – на подбородок, и начинаем оттягивать голову ребенка назад, одновременно открывая ему рот. Оттягивать нужно тем меньше, чем меньше сам ребенок, у младенцев голову не оттягивают вообще.

Затем нужно проверить, дышит ли ребёнок. Для этого наклонимся к его лицу и сделаем сразу тройную проверку в течение 10 секунд: глазами посмотрим, поднимается ли грудь ребёнка; ушами послушаем дыхание и кожей щеки почувствуем дуновение от каждого вдоха.

3. Если ребенок дышит
Если ребёнок дышит, нужно разместить его в положении под названием «поза ожидания» или «боковая поза безопасности». Она называется так потому, что в этом положении дыхание ребенка не затруднено, и в случае, если произойдет рвота, её содержимое не попадёт в дыхательные пути, что ухудшило бы ситуацию. Что нужно сделать – это положить ребенка на бок в устойчивое положение.



Опишем, как поместить в боковую позу безопасности большого ребёнка (для маленького будет достаточно положить его на бок и открыть дыхательные пути). Нужно встать перед ребёнком на колени с того бока, на который мы его будем поворачивать. Его руку, ближайшую от нас, согнём, а ту, что дальше, положим под его щеку. Согнём в колене его ногу, находящуюся дальше от нас, и потянем на себя, пока ребенок не окажется в устойчивом положении на боку.

В этом положении мы можем оставить ребенка на несколько минут, чтобы вызвать службу спасения и дождаться помощи. Рекомендуется каждые 2 минуты снова проверять, дышит ли ребенок.

4. Если ребенок не дышит
Если мы убедились, что ребенок не дышит – значит, перед нами ситуация острой сердечно-лёгочной недостаточности, и это тот момент, когда нужно начать применять приёмы по реанимации. Эти приёмы заменяют самостоятельное дыхание и кровообращение до тех пор, пока не приедет медицинская помощь. Наша цель – поддержать жизненно важные органы, которым необходим кислород (это сердце и мозг), чтобы они смогли продолжать действовать или чтобы улучшить их состояние для получения неотложной медицинской помощи.

Спасательная вентиляция лёгких
Первым делом нужно провести искусственное дыхание рот в рот, которое мы называем «спасательной вентиляцией». Для этого снова откроем дыхательные пути ребенка (приём «лоб-подбородок»), чтобы таким образом воздух мог проходить в его легкие.
Открыв дыхательные пути, вдохнём воздух в рот ребенка, зажимая двумя пальцами его нос, чтобы вдыхаемый нами воздух не вышел через него (у младенцев можно обхватить губами одновременно рот и нос, так как они очень маленькие).
Вдыхаем воздух в течение одной секунды и смотрим, как расширяется грудь ребенка. Затем вдуваем воздух еще 4 раза (всего делаем 5 «спасательных вентиляций»).

Как только мы сделали искусственное дыхание, начинаем делать массаж сердца

Массаж сердца у детей старше года
Прежде чем начинать реанимационные действия, нужно положить ребёнка на спину на твёрдую поверхность, чтобы нажатия на грудную клетку были действительно эффективными.

Затем следует на глаз определить центр груди ребёнка и разместить нижнюю часть своей ладони на нижней части грудины, стараясь не нажимать на ее край. Если ребенок большой, используем обе руки; если он маленький, то одной будет достаточно.

Наши руки вытянуты, мы нажимаем на грудь ребёнка, вдавливая её примерно на 4-5 см.

Всего нужно сделать 30 нажатий на грудную клетку, исходя их частоты примерно 100-120 нажатий в минуту (примерно 2 нажатия за секунду).

Закончив комплекс из 30 нажатий, следует вновь открыть дыхательные пути и вдохнуть воздух 2 раза. Продолжаем последовательность нажатий и вдохов 30\2 – 30\2 – 30\2 до тех пор, пока
— ребёнок не начнет дышать
— не приедет скорая помощь
— мы не выбьемся из сил.

Важно задействовать спасательные службы как можно скорее, хотя в случае, если вы с ребёнком находитесь в одиночестве, и у него отсутствует дыхание, рекомендуется провести сердечно-легочную реанимацию в течение одной минуты ещё до того, как вызвать «скорую».

Массаж сердца у детей младше года



У грудных детей (возрастом младше года) нажатия на грудную клетку (то есть, массаж сердца) производят двумя пальцами вместо нижней части ладони, потому что они меньше, и их грудь сжимается легче. Младенцы имеют то преимущество, что мы можем перенести их на руках, чтобы попросить кого-то вызвать помощь, в то время как мы выполняем реанимационные действия.

Я не устаю повторять, что необходимо знать эти приёмы, так как доказано, что они очень эффективны, и во многих случаях спасали детям жизнь. Эта статья показывает основы, которым нужно следовать, но я рекомендую каждому пройти очные курсы первой помощи, так как стоит обучиться этим техникам, как по теоретическим материалам, так и отработать их на манекенах.

Читать весь материал и комментарии