В Курской области из-за небывалых снегопадов объявлено чрезвычайное положение. 23-24 марта выпало более 70 миллиметров осадков, что означает около 60 сантиметров снега. А всего же за неполный март выпало более 110 мм осадков или чуть менее метра снега: www.pogoda.ru.net/monitor.php?id=34009&month=3&year=2013
Это сухие цифры. Теперь подробности очевидца о природе, людях и технике в таких условиях.
В первый день, точнее, это было в ночь с 22 на 23 число, все началось с радостных ощущений — настоящая зима к нам вернулась! Небольшой морозец и сильный-сильный снег. Но уже утро для некоторых было омрачено — машины были завалены снегом примерно по пороги. Все равно красота! А уже примерно в обед у нас в городе движение транспорта почти остановилось — только рейсовые автобусы, полноприводные машины и таксисты-бомбилы ползают (эти-то как умудряются? — вот загадка!) Снегоуборщики кое-как успевали чистить только главные дороги, а второстепенные, не говоря уже проездах во дворах, все больше теряли свои очертания.
А снег и не думает прекращаться! Наоборот, усиливается. Видимость 200 метров. К вечеру я отоспался после ночной смены и
И… не смог проехать и десяти метров. Встал намертво. Но тут пришла помощь — соседи, увидев в окно, вышли. И это в такую метель и в сугробах почти по… в общем, вам по пояс будет! Вместе откопали-таки. Это был первый зафиксированный мною случай взаимовыручки.
Выехал на дорогу. Из некогда четырехполосной она превратилась в эдакий полутоннель шириной ровно в две машины впритирку и высостой с полтора метра. Никаких правил движения, равно как и надзора ДПС. Лишь одно правило — не застрять и не стукнуться с встречными. На светофоры никто внимания не обращает — нет помехи — езжай на красный! Можно по встречной. Приоритет у выезжающих со второстепенной дороги на главную — все останавливаются, уступают, им ведь труднее!
На следующее утро выхожу с работы… на душе как-то неспокойно становится — а будет ли этому конец? Снег не ослабевает. Еду домой. Звонок. «Виктор Батькович, не сможешь дернуть меня, я тут недалеко сижу?» Пришлось дернуть коллегу. А сам тут же застрял. Как-то выехал, подходит мужичок, стучит в окно: «а мою шоху тоже дерни, тут совсем рядом, а?» Чуть не послал его, но вспомнил, что мне ведь совсем недавно оказали помощь даже без моей просьбы. Дернул и его, выволок на трассу. Шоха оказалась пушинкой по сравнению с паркетником коллеги.
Кое-как припарковался метрах в 200 от дома. Для подстраховки место стоянки раскатал насколько возможно взад-вперед. Подхожу к подъезду. Стоят 3-4 соседских мужика. Говорят мне, мол надо что-то предпринимать. Я отвечаю типа: «присоединяюсь». Через полчаса во дворе появилось уже с десяток мужиков с лопатами, некоторые еще и с женами. Расчистили выход из подъезда, потом начали расчищать место для проезда гипотетической «Скорой помощи». Потом начали откапывать машины друг друга. Потом и все остальные машины. После этого народ прям повалил — рук много, лопат на всех не хватает, кто-то придумал:
Чья-то жена принесла термос с горячим чаем. А снег не ослабевает… Не напрасно ли все это? Нет, не напрасно. Когда двадцать — тридцать человек постоянно в движении, свежий снег утрамбовывается. А когда из расчищенного снега образовалась гряда высотой три метра, то она сама стала преградой против метели. Дети сразу нашли ей применение:
Появилась местная пресса. Попросили разрешения снимать. «Мы напишем, какие у нас сплоченные люди!» А у всех в уме ответная реакция: «Все ваши опубликованные материалы будут в первую очередь клеймом для местных властей!»
К вечеру народ еще подтянулся, а главное, это послужило стимулом для соседних подъездов и домов — практически возле каждого подъезда было хотя бы 3-4 добровольца. Русский народ все еще умеет сплачиваться.
За это время я застревал 3 или 4 раза, но люди всегда находились, чтобы помочь. И точно так же меня просили о помощи — выдернуть из сугроба или забрать из отрезанной деревни столько же раз. Закон сохранения добра, что ли.
На третий день снег почти прекратился. На дорогах заметное оживление. Хотя и опоздать на полчаса на работу все еще не считается проступком, общественный транспорт переполнен. В хозяйственных магазинах цены на снегоуборочные лопаты выросли примерно вдвое. «Для кого война, а для кого — мать родная!» Вспомнился случай в Домодедово, когда после взрыва стоимость такси до города выросла в 10 раз. Гады среди нас, рядом, а не какие-то там гипотетические березовские и абрамовичи.
Зашел в продуктовый магазин. Полупустые полки. Нет муки, кончается сахар и, как ни странно, свежие овощи — это только то, что я заметил. И это всего-то за неполных трое суток!!! Выводы здесь, конечно неуместны — уже ведь сотни страниц на порталах выживальщиков на эту тему исписано. Четвертый день нет мусоровозов, мусорные баки переполнены. Мусор кладут прямо возле подъезда — а куда его девать? Это хорошо, что ненадолго и что мороз -10.
За это интересное время некоторые жильцы хорошо познакомились, узнали друг друга. Есть шанс, что теперь при по-настоящему критических ситуациях точно так же можно будет самоорганизоваться и совместно решать задачи.
…
Анонс! В апереле-мае ждите появление рассказа под названием «Как нас затопил весенний паводок, или почем нынче сапоги?»