Здравствуйте. 25-26 мая этого года в Выборгском районе Ленинградской области прошли традиционные соревнования туристов
Весенний Марш-Бросок 2013. Я имел удовольствие(?) принять в них участие и теперь имею желание рассказать о своих впечатлениях и соображениях относительно подготовки и участия в подобных мероприятиях.
Что это такое? Для тех, кто не в курсе МБ, это приключенческая гонка. Суть её в прохождении дистанции и поиске на ней КП (контрольных пунктов). Основное отличие МБ от классического ориентирования заключается в протяжённости трассы. По оптимальному пути она составляет около 80 километров. В реальности часто получается сильно больше. Соревнования длятся два дня и предполагают обязательный ночлег между этапами. Поскольку всё снаряжение и продукты группа или сольный участник несёт на себе, то приходится делать выбор между комфортом ночлега и весом снаряжения. Гуманностью организаторы соревнований никогда не отличались, поэтому маршрут всегда проходит, в том числе через болота, буреломы и прочие труднопроходимые места. Как правило, трасса предполагает преодоление водных препятствий различной глубины. Трасса каждый раз новая, но всегда интересная, живописная, разнообразная и содержит большое количество различных препятствий. В целом формат приключенческой гонки мероприятие полностью оправдывает и, если вы хотите найти приключений, то вы их получите в достатке. Приведу цитату с
официального сайта Марш-Броска:
В настоящий момент соревнования ориентированы на массовый спортивный туризм и призваны имитировать реальные экстремальные условия, могущие возникнуть в путешествии. Участники Марш-Броска демонстрируют свои навыки в ориентировании, преодолении горно-таежных препятствий и в выживании.
Тактика, как вижу её я. Я не буду объяснять, как нужно правильно бегать и ориентироваться. Обе эти темы очень обширны и достойны отдельного рассмотрения. Основным условием успешного участия в МБ является грамотное распределение сил участников. Самая распространённая ошибка при этом заключается в неправильном выборе темпа передвижения. Мало кто может пробежать с рюкзаком 80 и более километров по пересечённой, часто труднопроходимой местности. Поэтому наиболее подходящим для большинства способом передвижения я вижу быструю ходьбу. Если вы не мастер спортивного ориентирования, туристского многоборья или мультигонок, то бег себя не оправдывает. Обычный человек, бегущий первую треть дистанции, вторую, как правило идёт, а до третьей не доходит вовсе. Так что, принцип «тише едешь – дальше будешь» в данном случае полностью себя оправдывает. Рваный ритм, типа «идём-бежим-идём-стоим-бежим…» видится мне ещё более вредным и неэффективным. Лучше всего выбрать единую посильную скорость движения и график привалов и придерживаться этого ритма на протяжении всей дистанции.
Не менее важно и распределение сил между первым и вторым днём. Глупо выжать из себя все соки в первый день, а проснувшись с утра понять, что продолжать движение ты абсолютно не в состоянии. Гораздо продуктивнее взять в первый день не все КП и оказаться в итоговом протоколе на несколько позиций ниже, но сохранить возможность продолжить участие и дойти до финиша. Принять такое решение в азарте гонки довольно сложно и понимание этого вопроса приходит только с опытом.
Распределение сил между участниками команды тоже имеет большое значение. Абсолютно неверно уравнивать вес рюкзаков. Уравнивать нужно скорость. Того, кто передвигается медленно необходимо разгрузить. Если вы чувствуете, что ваши силы стремительно тают, то лучше сразу попросить о том, чтобы ваш груз нёс кто-то другой, чем потом тормозить всю группу. Если человек еле дошёл до места ночёвки или обеда и уставился в пустоту, то напрягать его участием в бивачных работах не только неуместно, но и неэффективно. Толку от такого дровосека, ходока за водой, повара или установщика палатки будет ноль. Если устал, то пусть отдыхает. Вообще, значение отношений внутри группы сложно переоценить. В условиях экстремальных нагрузок повышается раздражительность и агрессия, а вот ясность ума и способность к логическому мышлению снижается. Также, многие люди считают, что всё, что могут они, могут и остальные. На этой почве возникает очень много конфликтов в походах, мультигонках и прочих подобных мероприятиях. Если кто-то идёт медленно, то скорее всего он не не хочет, а просто не может идти быстрее. На фоне стресса и усталости это не всегда понятно.
Переходим к материальной базе. Понятно, что снаряжения должно быть по минимуму. Если без чего-то можно обойтись, то брать этого не нужно. Стандартный список личного снаряжения выглядит примерно так: компас, гермоупаковка для карты, налобный фонарь, личная посуда, коврик, спальный мешок, комплект ночной одежды, свитер или флиска на вечер (при тёплой погоде вполне можно обойтись), гермомешок для вещей. Командное снаряжение: котелок, спички или зажигалка, ночное укрытие от дождя, аптечка, продукты, нож, GPS (По желанию. Можно обойтись).
Теперь подробнее по неочевидным пунктам личного снаряжения. Компас обязательно жидкостной. Он значительно быстрее и удобнее. Конкретная модель не принципиальна и зависит от личных предпочтений. Думаю, что Москомпас является оптимальным выбором. Налобный фонарь совсем не обязательно должен быть очень ярким. Чаще всего вы будете светить себе под ноги и на карту. Очень яркий свет при этом слепит и от него больше вреда, чем пользы. Хороший фонарь должен иметь несколько режимов яркости. Максимальный режим удобен при поиске КП, для передвижения используем средний, а для работы с картой – минимальный. Вообще, на фонаре экономить довольно вредно. Отказ китайских фонарей при постоянной тряске, дожде и возможных ударах скорее правило, чем исключение. Хорошие фонари делает Petzl. Коврики тоже бывают разные. Есть надувные, и есть обычные полиуретановые. Первые более компактны, но дороже и тяжелее. Полиуретановые коврики имеют различную толщину. Стандартная 8 мм в конце мая мне видится излишней. Считаю, что специально для подобных соревнований есть резон приобрести коврик толщиной 4-6 мм и обрезать его по ширине до 45-50 см. Купить такой отрез полиуретана можно в обычном строительном магазине, а стоят они совсем не дорого. Выбор спальника – вопрос не простой и требует отдельного рассмотрения. Важно, чтобы спальник был по сезону. Выбор ночной одежды сильно завязан на спальник. Мне кажется оптимальным брать спальник с температурой комфорта чуть ниже, чем требуется, а спать в термобелье и термоносках. В этом же термобелье можно ходить вечером в лагере, и вам не потребуется брать с собой отдельный комплект сухой одежды. Если есть возможность, то очень рекомендую взять с собой резиновые тапочки. Вечером в лагере ваши уставшие намятые и опухшие ноги скажут вам за них огромное спасибо.
Командное снаряжение. Котелок я рекомендую брать из расчёта 0,7 литра на человека. Второй котелок на команду это роскошь. Варим ужин/завтрак, моем котелок, кипятим чай. Или в обратной последовательности. Кстати, вечером этот вариант чаще является предпочтительным. В качестве лёгкого укрытия хорошо использовать полиэтилен длиной 2,5 метра (3 при сильном ветре). Ширина рассчитывается около метра на человека. Полиэтилен натягивается при помощи коньковой верёвки и четырёх оттяжек по углам. Навешивать его следует на высоте не более метра. Один и тот же полиэтилен можно натянуть сначала над костром, а позже над спальным местом. Хорошо зарекомендовало себя в качестве тента спасательное одеяло. Оно лёгкое, прочное и очень компактное. При необходимости можно соединить скотчем несколько одеял. Моя аптечка включает в себя пару бинтов, антисептик, пластырь в рулоне и пластинками, пантеноловую мазь, обезболивающее. Всё остальное считаю излишним. Исключение составляют ваши личные медикаменты.
Продукты. Существует масса схем питания на маршруте. Я опишу свою. Соревнования длятся два дня, то есть нам нужны два дневных перекуса, один ужин и один завтрак. На перекус хорошо идут сухофрукты, орехи, шоколад, сало. Комбинировать можно по вашему вкусу. 200 грамм продуктов на один перекус вполне достаточно. Напитком может служить холодный чай, сок, минеральная вода. Многолетний опыт показывает, что в Леноблости воду из небольших лесных ручьёв можно пить без кипячения и фильтрации. Важно лишь, чтобы ручей не протекал через населённые пункты, дороги, поля. Вода с торфяников, имеющая коричневый оттенок, тоже вполне пригодна для питья. На ужин я делаю мясную кашу, а на завтрак молочную, на сгущёнке. То есть вечером делаем упор на белки, а утром на углеводы. Крупы я кладу по 70 грамм на человека на раз. Обязателен на ужин и завтрак горячий чай. Обязательно с сахаром. Часто после тяжёлого дневного перехода чувство голода отсутствует и желания варить кашу нет. В таком случае следует сначала сделать чая, поставить лагерь, составить план на завтра. После того, как вы немного придёте в себя, голод должен появиться. Ложиться спать без ужина неправильно, так как силы нам ещё ой, как понадобятся. Это то, чем питаюсь на маршруте я, но возможны различные варианты. Вполне оправдывает себя включение в рацион спортивного питания: энергетические батончики и гели, протеины, изотонические напитки.
В чём бежать? Верх состоит из футболки, лёгкой флиски и ветровки. Комбинируем по погоде. Брюки спортивные. В идеале беговые лосины. Брюки в любом случае должны быть синтетическими, а не хлопковыми. Во-первых, хлопок при намокании становится очень тяжёлым и начинает натирать. Во-вторых, если вы зацепите хлопковыми брюками сучёк, то они или порвутся, или, те, что покрепче за сучок зацепятся и можно упасть или повредить ногу. Синтетические же брюки более скользкие и эластичные. Сучки по ним, как правило, скользят. В-третьих, синтетика значительно быстрее сохнет.
Основное внимание стоит уделить обуви. Неправильная обувь это однозначно мозоли, потёртости, боли в коленях и, как следствие, сход с дистанции. От обуви зависит наверно половина успеха. Вторая половина зависит от участника, снаряжения и удачи. Гонка у нас продолжительная и требования к обуви соответственно высокие. Некоторые из этих требований несовместимы друг с другом и приходится выбирать, что важнее конкретно для вас. Итак, обувь должна…
* Быть удобной и не натирать сама по себе – тут может помочь только примерка.
* Хорошо амортизировать ударную нагрузку – лучше всего эта функция удается производителям специализирующимся на беговой обуви, в моделях, предназначенных для асфальта можно бегать по десять часов по городу и не ощущать проблем с коленями, но, к сожалению, «асфальтовая» подошва очень скользкая.
* Иметь хорошее сцепление с поверхностью – здесь обратная ситуация производители трекинговых ботинок умеют делать подошвы кроссовок которые практически не скользят даже на мокрых камнях или склизких деревьях. Зато в них хуже амортизация и выше нагрузка на суставы.
* Быстро сниматься /одеваться — очень удобна затяжка на тросике.
* Быстро сохнуть. Логично, что чем больше сетки на кроссовке, тем быстрее он высохнет. Но тем больше веток вы прочувствуете, и тем быстрее кроссовки порвутся.
* Защищать стопу от удара о камни/ветки. Обратная ситуация — чем больше, плотных материалов защищает ногу, тем тяжелее обувка, тем дольше она сохнет.
* Быть легкой. Облегчение достигается за счет уменьшения амортизации и менее плотных тканей.
Такой вот не простой выбор. Мне лично нравится бегать в трекинговых кроссовках Merrell. Пробовал бегать в лёгких сетчатых кроссовках Cat, но отказался от них в пользу более тяжёлых и долгосохнущих, но зато обладающих лучшей амортизацией трекингов. Собственно, здесь каждый должен сам сделать выбор и определиться с приоритетами. Ещё хочу сказать, что всевозможные мембраны типа Gore-Tex в нашей ситуации себя не оправдывает. Такая обувь конечно не промокает, но в первом же болоте, ручье или глубокой луже вода в них зальётся через верх. А вот сохнуть мембранная обувь будет значительно дольше. Зато подошва типа Vibram, придётся очень кстати. Такая подошва практически не скользит ни на какой поверхности. Ну, и самое главное, банальное, но, тем не менее постоянно нарушаемое правило: обувь ни в коем случае не должна быть новой!
Ноги, это один из основных инструментов для участия в МБ. Они больше всего страдают во время гонки и требуют больше всего внимания и ухода. Большинство сходов с дистанции связано именно с проблемами с ногами. От мозолей хорошо помогает любой жирный крем или вазелин. Можно намазать ноги перед стартом или на привале, когда уже обозначился дискомфорт в проблемных местах. Главное не пропустить этот момент. Мозоли и потёртости лучше и легче предотвратить, чем лечить. Как только чувствуете, что где-то трёт, жмёт, наминает – сразу останавливайтесь и мажьтесь или заклеивайтесь. Потеря времени на такую остановку несоизмерима с потерей времени от травмированных ног. Второй частой проблемой ног является расслоение размокшей кожи. После длительной ходьбы в мокрой обуви кожа начинает размокать, опухать, преть, расслаиваться и расходиться. Если вы прошли все эти этапы, то в гонке вы уже точно не участвуете. Для того, чтобы этого не произошло стопу полностью заклеивают пластырем. Делается это перед стартом. Тут важна аккуратность. С одной стороны нельзя допускать складки, с другой стороны нельзя кожу перетягивать. В ходе гонки пластырь по мере необходимости добавляется и обновляется.
Очень важно давать ногам отдыхать. Разувайтесь на привалах, при возможности ополаскивайте ноги холодной водой, давайте ногам просушиться при любой возможности. В лагере лучше ходить босиком или в тапочках.
Ну, вроде всё, что знал – сообщил В заключении хочу сказать, что при адекватной подготовке участие в подобных мероприятиях принесёт вам массу положительных эмоций. Поможет понять, где находится ваш личный предел. Научит ценить простые ценности в виде сухих ног и горячего чая. Научит обходиться минимумом действительно необходимого снаряжения. Научит эффективно функционировать в экстремальных условиях. И вообще это просто круто
З.Ы. Фотографии
dimkadok и мои.
З.З.Ы. По уточнённым данным из 20 стартовавших (по классу МЖ) и 14 финишировавших команд, мы заняли 11 место. Молодцы! С учётом того, что для 2/3 команды это был первый опыт подобных соревнований, результат считаю весьма достойным.
Читать весь материал и комментарии