Школа выживания: Марш-Бросок
Здравствуйте. 25-26 мая этого года в Выборгском районе Ленинградской области прошли традиционные соревнования туристов Весенний Марш-Бросок 2013. Я имел удовольствие(?) принять в них участие и теперь имею желание рассказать о своих впечатлениях и соображениях относительно подготовки и участия в подобных мероприятиях.
Что это такое? Для тех, кто не в курсе МБ, это приключенческая гонка. Суть её в прохождении дистанции и поиске на ней КП (контрольных пунктов). Основное отличие МБ от классического ориентирования заключается в протяжённости трассы. По оптимальному пути она составляет около 80 километров. В реальности часто получается сильно больше. Соревнования длятся два дня и предполагают обязательный ночлег между этапами. Поскольку всё снаряжение и продукты группа или сольный участник несёт на себе, то приходится делать выбор между комфортом ночлега и весом снаряжения. Гуманностью организаторы соревнований никогда не отличались, поэтому маршрут всегда проходит, в том числе через болота, буреломы и прочие труднопроходимые места. Как правило, трасса предполагает преодоление водных препятствий различной глубины. Трасса каждый раз новая, но всегда интересная, живописная, разнообразная и содержит большое количество различных препятствий. В целом формат приключенческой гонки мероприятие полностью оправдывает и, если вы хотите найти приключений, то вы их получите в достатке. Приведу цитату с официального сайта Марш-Броска: В настоящий момент соревнования ориентированы на массовый спортивный туризм и призваны имитировать реальные экстремальные условия, могущие возникнуть в путешествии. Участники Марш-Броска демонстрируют свои навыки в ориентировании, преодолении горно-таежных препятствий и в выживании.
Тактика, как вижу её я. Я не буду объяснять, как нужно правильно бегать и ориентироваться. Обе эти темы очень обширны и достойны отдельного рассмотрения. Основным условием успешного участия в МБ является грамотное распределение сил участников. Самая распространённая ошибка при этом заключается в неправильном выборе темпа передвижения. Мало кто может пробежать с рюкзаком 80 и более километров по пересечённой, часто труднопроходимой местности. Поэтому наиболее подходящим для большинства способом передвижения я вижу быструю ходьбу. Если вы не мастер спортивного ориентирования, туристского многоборья или мультигонок, то бег себя не оправдывает. Обычный человек, бегущий первую треть дистанции, вторую, как правило идёт, а до третьей не доходит вовсе. Так что, принцип «тише едешь – дальше будешь» в данном случае полностью себя оправдывает. Рваный ритм, типа «идём-бежим-идём-стоим-бежим…» видится мне ещё более вредным и неэффективным. Лучше всего выбрать единую посильную скорость движения и график привалов и придерживаться этого ритма на протяжении всей дистанции.
Не менее важно и распределение сил между первым и вторым днём. Глупо выжать из себя все соки в первый день, а проснувшись с утра понять, что продолжать движение ты абсолютно не в состоянии. Гораздо продуктивнее взять в первый день не все КП и оказаться в итоговом протоколе на несколько позиций ниже, но сохранить возможность продолжить участие и дойти до финиша. Принять такое решение в азарте гонки довольно сложно и понимание этого вопроса приходит только с опытом.
Распределение сил между участниками команды тоже имеет большое значение. Абсолютно неверно уравнивать вес рюкзаков. Уравнивать нужно скорость. Того, кто передвигается медленно необходимо разгрузить. Если вы чувствуете, что ваши силы стремительно тают, то лучше сразу попросить о том, чтобы ваш груз нёс кто-то другой, чем потом тормозить всю группу. Если человек еле дошёл до места ночёвки или обеда и уставился в пустоту, то напрягать его участием в бивачных работах не только неуместно, но и неэффективно. Толку от такого дровосека, ходока за водой, повара или установщика палатки будет ноль. Если устал, то пусть отдыхает. Вообще, значение отношений внутри группы сложно переоценить. В условиях экстремальных нагрузок повышается раздражительность и агрессия, а вот ясность ума и способность к логическому мышлению снижается. Также, многие люди считают, что всё, что могут они, могут и остальные. На этой почве возникает очень много конфликтов в походах, мультигонках и прочих подобных мероприятиях. Если кто-то идёт медленно, то скорее всего он не не хочет, а просто не может идти быстрее. На фоне стресса и усталости это не всегда понятно.
Переходим к материальной базе. Понятно, что снаряжения должно быть по минимуму. Если без чего-то можно обойтись, то брать этого не нужно. Стандартный список личного снаряжения выглядит примерно так: компас, гермоупаковка для карты, налобный фонарь, личная посуда, коврик, спальный мешок, комплект ночной одежды, свитер или флиска на вечер (при тёплой погоде вполне можно обойтись), гермомешок для вещей. Командное снаряжение: котелок, спички или зажигалка, ночное укрытие от дождя, аптечка, продукты, нож, GPS (По желанию. Можно обойтись).
Теперь подробнее по неочевидным пунктам личного снаряжения. Компас обязательно жидкостной. Он значительно быстрее и удобнее. Конкретная модель не принципиальна и зависит от личных предпочтений. Думаю, что Москомпас является оптимальным выбором. Налобный фонарь совсем не обязательно должен быть очень ярким. Чаще всего вы будете светить себе под ноги и на карту. Очень яркий свет при этом слепит и от него больше вреда, чем пользы. Хороший фонарь должен иметь несколько режимов яркости. Максимальный режим удобен при поиске КП, для передвижения используем средний, а для работы с картой – минимальный. Вообще, на фонаре экономить довольно вредно. Отказ китайских фонарей при постоянной тряске, дожде и возможных ударах скорее правило, чем исключение. Хорошие фонари делает Petzl. Коврики тоже бывают разные. Есть надувные, и есть обычные полиуретановые. Первые более компактны, но дороже и тяжелее. Полиуретановые коврики имеют различную толщину. Стандартная 8 мм в конце мая мне видится излишней. Считаю, что специально для подобных соревнований есть резон приобрести коврик толщиной 4-6 мм и обрезать его по ширине до 45-50 см. Купить такой отрез полиуретана можно в обычном строительном магазине, а стоят они совсем не дорого. Выбор спальника – вопрос не простой и требует отдельного рассмотрения. Важно, чтобы спальник был по сезону. Выбор ночной одежды сильно завязан на спальник. Мне кажется оптимальным брать спальник с температурой комфорта чуть ниже, чем требуется, а спать в термобелье и термоносках. В этом же термобелье можно ходить вечером в лагере, и вам не потребуется брать с собой отдельный комплект сухой одежды. Если есть возможность, то очень рекомендую взять с собой резиновые тапочки. Вечером в лагере ваши уставшие намятые и опухшие ноги скажут вам за них огромное спасибо.
Командное снаряжение. Котелок я рекомендую брать из расчёта 0,7 литра на человека. Второй котелок на команду это роскошь. Варим ужин/завтрак, моем котелок, кипятим чай. Или в обратной последовательности. Кстати, вечером этот вариант чаще является предпочтительным. В качестве лёгкого укрытия хорошо использовать полиэтилен длиной 2,5 метра (3 при сильном ветре). Ширина рассчитывается около метра на человека. Полиэтилен натягивается при помощи коньковой верёвки и четырёх оттяжек по углам. Навешивать его следует на высоте не более метра. Один и тот же полиэтилен можно натянуть сначала над костром, а позже над спальным местом. Хорошо зарекомендовало себя в качестве тента спасательное одеяло. Оно лёгкое, прочное и очень компактное. При необходимости можно соединить скотчем несколько одеял. Моя аптечка включает в себя пару бинтов, антисептик, пластырь в рулоне и пластинками, пантеноловую мазь, обезболивающее. Всё остальное считаю излишним. Исключение составляют ваши личные медикаменты.
Продукты. Существует масса схем питания на маршруте. Я опишу свою. Соревнования длятся два дня, то есть нам нужны два дневных перекуса, один ужин и один завтрак. На перекус хорошо идут сухофрукты, орехи, шоколад, сало. Комбинировать можно по вашему вкусу. 200 грамм продуктов на один перекус вполне достаточно. Напитком может служить холодный чай, сок, минеральная вода. Многолетний опыт показывает, что в Леноблости воду из небольших лесных ручьёв можно пить без кипячения и фильтрации. Важно лишь, чтобы ручей не протекал через населённые пункты, дороги, поля. Вода с торфяников, имеющая коричневый оттенок, тоже вполне пригодна для питья. На ужин я делаю мясную кашу, а на завтрак молочную, на сгущёнке. То есть вечером делаем упор на белки, а утром на углеводы. Крупы я кладу по 70 грамм на человека на раз. Обязателен на ужин и завтрак горячий чай. Обязательно с сахаром. Часто после тяжёлого дневного перехода чувство голода отсутствует и желания варить кашу нет. В таком случае следует сначала сделать чая, поставить лагерь, составить план на завтра. После того, как вы немного придёте в себя, голод должен появиться. Ложиться спать без ужина неправильно, так как силы нам ещё ой, как понадобятся. Это то, чем питаюсь на маршруте я, но возможны различные варианты. Вполне оправдывает себя включение в рацион спортивного питания: энергетические батончики и гели, протеины, изотонические напитки.
В чём бежать? Верх состоит из футболки, лёгкой флиски и ветровки. Комбинируем по погоде. Брюки спортивные. В идеале беговые лосины. Брюки в любом случае должны быть синтетическими, а не хлопковыми. Во-первых, хлопок при намокании становится очень тяжёлым и начинает натирать. Во-вторых, если вы зацепите хлопковыми брюками сучёк, то они или порвутся, или, те, что покрепче за сучок зацепятся и можно упасть или повредить ногу. Синтетические же брюки более скользкие и эластичные. Сучки по ним, как правило, скользят. В-третьих, синтетика значительно быстрее сохнет.
Основное внимание стоит уделить обуви. Неправильная обувь это однозначно мозоли, потёртости, боли в коленях и, как следствие, сход с дистанции. От обуви зависит наверно половина успеха. Вторая половина зависит от участника, снаряжения и удачи. Гонка у нас продолжительная и требования к обуви соответственно высокие. Некоторые из этих требований несовместимы друг с другом и приходится выбирать, что важнее конкретно для вас. Итак, обувь должна…
* Быть удобной и не натирать сама по себе – тут может помочь только примерка.
* Хорошо амортизировать ударную нагрузку – лучше всего эта функция удается производителям специализирующимся на беговой обуви, в моделях, предназначенных для асфальта можно бегать по десять часов по городу и не ощущать проблем с коленями, но, к сожалению, «асфальтовая» подошва очень скользкая.
* Иметь хорошее сцепление с поверхностью – здесь обратная ситуация производители трекинговых ботинок умеют делать подошвы кроссовок которые практически не скользят даже на мокрых камнях или склизких деревьях. Зато в них хуже амортизация и выше нагрузка на суставы.
* Быстро сниматься /одеваться — очень удобна затяжка на тросике.
* Быстро сохнуть. Логично, что чем больше сетки на кроссовке, тем быстрее он высохнет. Но тем больше веток вы прочувствуете, и тем быстрее кроссовки порвутся.
* Защищать стопу от удара о камни/ветки. Обратная ситуация — чем больше, плотных материалов защищает ногу, тем тяжелее обувка, тем дольше она сохнет.
* Быть легкой. Облегчение достигается за счет уменьшения амортизации и менее плотных тканей.
Такой вот не простой выбор. Мне лично нравится бегать в трекинговых кроссовках Merrell. Пробовал бегать в лёгких сетчатых кроссовках Cat, но отказался от них в пользу более тяжёлых и долгосохнущих, но зато обладающих лучшей амортизацией трекингов. Собственно, здесь каждый должен сам сделать выбор и определиться с приоритетами. Ещё хочу сказать, что всевозможные мембраны типа Gore-Tex в нашей ситуации себя не оправдывает. Такая обувь конечно не промокает, но в первом же болоте, ручье или глубокой луже вода в них зальётся через верх. А вот сохнуть мембранная обувь будет значительно дольше. Зато подошва типа Vibram, придётся очень кстати. Такая подошва практически не скользит ни на какой поверхности. Ну, и самое главное, банальное, но, тем не менее постоянно нарушаемое правило: обувь ни в коем случае не должна быть новой!
Ноги, это один из основных инструментов для участия в МБ. Они больше всего страдают во время гонки и требуют больше всего внимания и ухода. Большинство сходов с дистанции связано именно с проблемами с ногами. От мозолей хорошо помогает любой жирный крем или вазелин. Можно намазать ноги перед стартом или на привале, когда уже обозначился дискомфорт в проблемных местах. Главное не пропустить этот момент. Мозоли и потёртости лучше и легче предотвратить, чем лечить. Как только чувствуете, что где-то трёт, жмёт, наминает – сразу останавливайтесь и мажьтесь или заклеивайтесь. Потеря времени на такую остановку несоизмерима с потерей времени от травмированных ног. Второй частой проблемой ног является расслоение размокшей кожи. После длительной ходьбы в мокрой обуви кожа начинает размокать, опухать, преть, расслаиваться и расходиться. Если вы прошли все эти этапы, то в гонке вы уже точно не участвуете. Для того, чтобы этого не произошло стопу полностью заклеивают пластырем. Делается это перед стартом. Тут важна аккуратность. С одной стороны нельзя допускать складки, с другой стороны нельзя кожу перетягивать. В ходе гонки пластырь по мере необходимости добавляется и обновляется.
Очень важно давать ногам отдыхать. Разувайтесь на привалах, при возможности ополаскивайте ноги холодной водой, давайте ногам просушиться при любой возможности. В лагере лучше ходить босиком или в тапочках.
Ну, вроде всё, что знал – сообщил В заключении хочу сказать, что при адекватной подготовке участие в подобных мероприятиях принесёт вам массу положительных эмоций. Поможет понять, где находится ваш личный предел. Научит ценить простые ценности в виде сухих ног и горячего чая. Научит обходиться минимумом действительно необходимого снаряжения. Научит эффективно функционировать в экстремальных условиях. И вообще это просто круто
З.Ы. Фотографии dimkadok и мои.
З.З.Ы. По уточнённым данным из 20 стартовавших (по классу МЖ) и 14 финишировавших команд, мы заняли 11 место. Молодцы! С учётом того, что для 2/3 команды это был первый опыт подобных соревнований, результат считаю весьма достойным.
Что это такое? Для тех, кто не в курсе МБ, это приключенческая гонка. Суть её в прохождении дистанции и поиске на ней КП (контрольных пунктов). Основное отличие МБ от классического ориентирования заключается в протяжённости трассы. По оптимальному пути она составляет около 80 километров. В реальности часто получается сильно больше. Соревнования длятся два дня и предполагают обязательный ночлег между этапами. Поскольку всё снаряжение и продукты группа или сольный участник несёт на себе, то приходится делать выбор между комфортом ночлега и весом снаряжения. Гуманностью организаторы соревнований никогда не отличались, поэтому маршрут всегда проходит, в том числе через болота, буреломы и прочие труднопроходимые места. Как правило, трасса предполагает преодоление водных препятствий различной глубины. Трасса каждый раз новая, но всегда интересная, живописная, разнообразная и содержит большое количество различных препятствий. В целом формат приключенческой гонки мероприятие полностью оправдывает и, если вы хотите найти приключений, то вы их получите в достатке. Приведу цитату с официального сайта Марш-Броска: В настоящий момент соревнования ориентированы на массовый спортивный туризм и призваны имитировать реальные экстремальные условия, могущие возникнуть в путешествии. Участники Марш-Броска демонстрируют свои навыки в ориентировании, преодолении горно-таежных препятствий и в выживании.
Тактика, как вижу её я. Я не буду объяснять, как нужно правильно бегать и ориентироваться. Обе эти темы очень обширны и достойны отдельного рассмотрения. Основным условием успешного участия в МБ является грамотное распределение сил участников. Самая распространённая ошибка при этом заключается в неправильном выборе темпа передвижения. Мало кто может пробежать с рюкзаком 80 и более километров по пересечённой, часто труднопроходимой местности. Поэтому наиболее подходящим для большинства способом передвижения я вижу быструю ходьбу. Если вы не мастер спортивного ориентирования, туристского многоборья или мультигонок, то бег себя не оправдывает. Обычный человек, бегущий первую треть дистанции, вторую, как правило идёт, а до третьей не доходит вовсе. Так что, принцип «тише едешь – дальше будешь» в данном случае полностью себя оправдывает. Рваный ритм, типа «идём-бежим-идём-стоим-бежим…» видится мне ещё более вредным и неэффективным. Лучше всего выбрать единую посильную скорость движения и график привалов и придерживаться этого ритма на протяжении всей дистанции.
Не менее важно и распределение сил между первым и вторым днём. Глупо выжать из себя все соки в первый день, а проснувшись с утра понять, что продолжать движение ты абсолютно не в состоянии. Гораздо продуктивнее взять в первый день не все КП и оказаться в итоговом протоколе на несколько позиций ниже, но сохранить возможность продолжить участие и дойти до финиша. Принять такое решение в азарте гонки довольно сложно и понимание этого вопроса приходит только с опытом.
Распределение сил между участниками команды тоже имеет большое значение. Абсолютно неверно уравнивать вес рюкзаков. Уравнивать нужно скорость. Того, кто передвигается медленно необходимо разгрузить. Если вы чувствуете, что ваши силы стремительно тают, то лучше сразу попросить о том, чтобы ваш груз нёс кто-то другой, чем потом тормозить всю группу. Если человек еле дошёл до места ночёвки или обеда и уставился в пустоту, то напрягать его участием в бивачных работах не только неуместно, но и неэффективно. Толку от такого дровосека, ходока за водой, повара или установщика палатки будет ноль. Если устал, то пусть отдыхает. Вообще, значение отношений внутри группы сложно переоценить. В условиях экстремальных нагрузок повышается раздражительность и агрессия, а вот ясность ума и способность к логическому мышлению снижается. Также, многие люди считают, что всё, что могут они, могут и остальные. На этой почве возникает очень много конфликтов в походах, мультигонках и прочих подобных мероприятиях. Если кто-то идёт медленно, то скорее всего он не не хочет, а просто не может идти быстрее. На фоне стресса и усталости это не всегда понятно.
Переходим к материальной базе. Понятно, что снаряжения должно быть по минимуму. Если без чего-то можно обойтись, то брать этого не нужно. Стандартный список личного снаряжения выглядит примерно так: компас, гермоупаковка для карты, налобный фонарь, личная посуда, коврик, спальный мешок, комплект ночной одежды, свитер или флиска на вечер (при тёплой погоде вполне можно обойтись), гермомешок для вещей. Командное снаряжение: котелок, спички или зажигалка, ночное укрытие от дождя, аптечка, продукты, нож, GPS (По желанию. Можно обойтись).
Теперь подробнее по неочевидным пунктам личного снаряжения. Компас обязательно жидкостной. Он значительно быстрее и удобнее. Конкретная модель не принципиальна и зависит от личных предпочтений. Думаю, что Москомпас является оптимальным выбором. Налобный фонарь совсем не обязательно должен быть очень ярким. Чаще всего вы будете светить себе под ноги и на карту. Очень яркий свет при этом слепит и от него больше вреда, чем пользы. Хороший фонарь должен иметь несколько режимов яркости. Максимальный режим удобен при поиске КП, для передвижения используем средний, а для работы с картой – минимальный. Вообще, на фонаре экономить довольно вредно. Отказ китайских фонарей при постоянной тряске, дожде и возможных ударах скорее правило, чем исключение. Хорошие фонари делает Petzl. Коврики тоже бывают разные. Есть надувные, и есть обычные полиуретановые. Первые более компактны, но дороже и тяжелее. Полиуретановые коврики имеют различную толщину. Стандартная 8 мм в конце мая мне видится излишней. Считаю, что специально для подобных соревнований есть резон приобрести коврик толщиной 4-6 мм и обрезать его по ширине до 45-50 см. Купить такой отрез полиуретана можно в обычном строительном магазине, а стоят они совсем не дорого. Выбор спальника – вопрос не простой и требует отдельного рассмотрения. Важно, чтобы спальник был по сезону. Выбор ночной одежды сильно завязан на спальник. Мне кажется оптимальным брать спальник с температурой комфорта чуть ниже, чем требуется, а спать в термобелье и термоносках. В этом же термобелье можно ходить вечером в лагере, и вам не потребуется брать с собой отдельный комплект сухой одежды. Если есть возможность, то очень рекомендую взять с собой резиновые тапочки. Вечером в лагере ваши уставшие намятые и опухшие ноги скажут вам за них огромное спасибо.
Командное снаряжение. Котелок я рекомендую брать из расчёта 0,7 литра на человека. Второй котелок на команду это роскошь. Варим ужин/завтрак, моем котелок, кипятим чай. Или в обратной последовательности. Кстати, вечером этот вариант чаще является предпочтительным. В качестве лёгкого укрытия хорошо использовать полиэтилен длиной 2,5 метра (3 при сильном ветре). Ширина рассчитывается около метра на человека. Полиэтилен натягивается при помощи коньковой верёвки и четырёх оттяжек по углам. Навешивать его следует на высоте не более метра. Один и тот же полиэтилен можно натянуть сначала над костром, а позже над спальным местом. Хорошо зарекомендовало себя в качестве тента спасательное одеяло. Оно лёгкое, прочное и очень компактное. При необходимости можно соединить скотчем несколько одеял. Моя аптечка включает в себя пару бинтов, антисептик, пластырь в рулоне и пластинками, пантеноловую мазь, обезболивающее. Всё остальное считаю излишним. Исключение составляют ваши личные медикаменты.
Продукты. Существует масса схем питания на маршруте. Я опишу свою. Соревнования длятся два дня, то есть нам нужны два дневных перекуса, один ужин и один завтрак. На перекус хорошо идут сухофрукты, орехи, шоколад, сало. Комбинировать можно по вашему вкусу. 200 грамм продуктов на один перекус вполне достаточно. Напитком может служить холодный чай, сок, минеральная вода. Многолетний опыт показывает, что в Леноблости воду из небольших лесных ручьёв можно пить без кипячения и фильтрации. Важно лишь, чтобы ручей не протекал через населённые пункты, дороги, поля. Вода с торфяников, имеющая коричневый оттенок, тоже вполне пригодна для питья. На ужин я делаю мясную кашу, а на завтрак молочную, на сгущёнке. То есть вечером делаем упор на белки, а утром на углеводы. Крупы я кладу по 70 грамм на человека на раз. Обязателен на ужин и завтрак горячий чай. Обязательно с сахаром. Часто после тяжёлого дневного перехода чувство голода отсутствует и желания варить кашу нет. В таком случае следует сначала сделать чая, поставить лагерь, составить план на завтра. После того, как вы немного придёте в себя, голод должен появиться. Ложиться спать без ужина неправильно, так как силы нам ещё ой, как понадобятся. Это то, чем питаюсь на маршруте я, но возможны различные варианты. Вполне оправдывает себя включение в рацион спортивного питания: энергетические батончики и гели, протеины, изотонические напитки.
В чём бежать? Верх состоит из футболки, лёгкой флиски и ветровки. Комбинируем по погоде. Брюки спортивные. В идеале беговые лосины. Брюки в любом случае должны быть синтетическими, а не хлопковыми. Во-первых, хлопок при намокании становится очень тяжёлым и начинает натирать. Во-вторых, если вы зацепите хлопковыми брюками сучёк, то они или порвутся, или, те, что покрепче за сучок зацепятся и можно упасть или повредить ногу. Синтетические же брюки более скользкие и эластичные. Сучки по ним, как правило, скользят. В-третьих, синтетика значительно быстрее сохнет.
Основное внимание стоит уделить обуви. Неправильная обувь это однозначно мозоли, потёртости, боли в коленях и, как следствие, сход с дистанции. От обуви зависит наверно половина успеха. Вторая половина зависит от участника, снаряжения и удачи. Гонка у нас продолжительная и требования к обуви соответственно высокие. Некоторые из этих требований несовместимы друг с другом и приходится выбирать, что важнее конкретно для вас. Итак, обувь должна…
* Быть удобной и не натирать сама по себе – тут может помочь только примерка.
* Хорошо амортизировать ударную нагрузку – лучше всего эта функция удается производителям специализирующимся на беговой обуви, в моделях, предназначенных для асфальта можно бегать по десять часов по городу и не ощущать проблем с коленями, но, к сожалению, «асфальтовая» подошва очень скользкая.
* Иметь хорошее сцепление с поверхностью – здесь обратная ситуация производители трекинговых ботинок умеют делать подошвы кроссовок которые практически не скользят даже на мокрых камнях или склизких деревьях. Зато в них хуже амортизация и выше нагрузка на суставы.
* Быстро сниматься /одеваться — очень удобна затяжка на тросике.
* Быстро сохнуть. Логично, что чем больше сетки на кроссовке, тем быстрее он высохнет. Но тем больше веток вы прочувствуете, и тем быстрее кроссовки порвутся.
* Защищать стопу от удара о камни/ветки. Обратная ситуация — чем больше, плотных материалов защищает ногу, тем тяжелее обувка, тем дольше она сохнет.
* Быть легкой. Облегчение достигается за счет уменьшения амортизации и менее плотных тканей.
Такой вот не простой выбор. Мне лично нравится бегать в трекинговых кроссовках Merrell. Пробовал бегать в лёгких сетчатых кроссовках Cat, но отказался от них в пользу более тяжёлых и долгосохнущих, но зато обладающих лучшей амортизацией трекингов. Собственно, здесь каждый должен сам сделать выбор и определиться с приоритетами. Ещё хочу сказать, что всевозможные мембраны типа Gore-Tex в нашей ситуации себя не оправдывает. Такая обувь конечно не промокает, но в первом же болоте, ручье или глубокой луже вода в них зальётся через верх. А вот сохнуть мембранная обувь будет значительно дольше. Зато подошва типа Vibram, придётся очень кстати. Такая подошва практически не скользит ни на какой поверхности. Ну, и самое главное, банальное, но, тем не менее постоянно нарушаемое правило: обувь ни в коем случае не должна быть новой!
Ноги, это один из основных инструментов для участия в МБ. Они больше всего страдают во время гонки и требуют больше всего внимания и ухода. Большинство сходов с дистанции связано именно с проблемами с ногами. От мозолей хорошо помогает любой жирный крем или вазелин. Можно намазать ноги перед стартом или на привале, когда уже обозначился дискомфорт в проблемных местах. Главное не пропустить этот момент. Мозоли и потёртости лучше и легче предотвратить, чем лечить. Как только чувствуете, что где-то трёт, жмёт, наминает – сразу останавливайтесь и мажьтесь или заклеивайтесь. Потеря времени на такую остановку несоизмерима с потерей времени от травмированных ног. Второй частой проблемой ног является расслоение размокшей кожи. После длительной ходьбы в мокрой обуви кожа начинает размокать, опухать, преть, расслаиваться и расходиться. Если вы прошли все эти этапы, то в гонке вы уже точно не участвуете. Для того, чтобы этого не произошло стопу полностью заклеивают пластырем. Делается это перед стартом. Тут важна аккуратность. С одной стороны нельзя допускать складки, с другой стороны нельзя кожу перетягивать. В ходе гонки пластырь по мере необходимости добавляется и обновляется.
Очень важно давать ногам отдыхать. Разувайтесь на привалах, при возможности ополаскивайте ноги холодной водой, давайте ногам просушиться при любой возможности. В лагере лучше ходить босиком или в тапочках.
Ну, вроде всё, что знал – сообщил В заключении хочу сказать, что при адекватной подготовке участие в подобных мероприятиях принесёт вам массу положительных эмоций. Поможет понять, где находится ваш личный предел. Научит ценить простые ценности в виде сухих ног и горячего чая. Научит обходиться минимумом действительно необходимого снаряжения. Научит эффективно функционировать в экстремальных условиях. И вообще это просто круто
З.Ы. Фотографии dimkadok и мои.
З.З.Ы. По уточнённым данным из 20 стартовавших (по классу МЖ) и 14 финишировавших команд, мы заняли 11 место. Молодцы! С учётом того, что для 2/3 команды это был первый опыт подобных соревнований, результат считаю весьма достойным.
- messor,
- interlocutor,
- Step,
- gennadiy,
- KEY,
- orskdealer,
- tiunin,
- Mishanya,
- Tramp,
- koleco23,
- Goldem,
- Potapych,
- S212,
- Mich,
- Andru021,
- Rambo,
- Land-user,
- Sunman,
- UncleGans,
- ger9,
- Alex06,
- onyxpol,
- vit-x,
- turist,
- ktibq,
- igorl71,
- DIS,
- SvartUlv,
- VARIAG,
- GURU11,
- colkt,
- Offdream,
- No13,
- Bundes74,
- Vtoroi,
- denikoboroda,
- brodiaga,
- DukeNukem
+ (38):
- mzass
- (1):
29 мая 2013, 01:02
+4.44 ILGAS
— Подольск
Ну почему у нас так:" куда не ступит нога человеческая- там уже насрано"? Ну что за бл… покрышками природу " удобряет"? А за отчёт-спасибо!
- v
- +3
29 мая 2013, 01:10
+388.46 Nord
— Питер
На фотографии участник залезает на кучу пустой породы из гранитного карьера. То есть, по сути, это граница болота и промзоны. Хотя, это конечно не повод разбрасывать где попало покрышки и прочий хлам.
29 мая 2013, 07:56
Отчет как глоток чистого воздуха! Вопрос: с вами в команде был крупный малый, он как я понял на маршруте был в берцах. У него реально ноги заточены под такую обувь или он все же сделал выводы в пользу легкости и удобности? Просто тут многие запаслись берцами для «драпа»… вот для них пару моментов(минусов) о берцах, при возможности, разумной альтернативы…(в частности мнение этого человека об обуви)
- v
- +1
29 мая 2013, 08:25
+82.16 S212
— Камышин
У нас в городе полк ВДВ. Они, бедолаги, в берцах и зимой и летом. Я всё думаю, в каком же у них состоянии ноги? Температура +38 в тени у нас обычное дело летом.
29 мая 2013, 08:31
+388.46 Nord
— Питер
Ноги у него заточены под берцы исключительно в силу его габаритов. Ни одна другая обувь под человеком весом более 100 килограмм долго не живёт. Этот человек впервые участвовал в подобных гонках и выводы в пользу спортивной обуви сделал уже к середине первого дня.
Основная проблема берцов в практически полной отсутствии амортизации и, как следствие, огромная нагрузка на колени, которые очень быстро дают о себе знать. Также, если берцы промокли, то вода из них не вытекает вовсе. Ноги в таком случае не просто мокрые, а постоянно находятся в воде.
Основная проблема берцов в практически полной отсутствии амортизации и, как следствие, огромная нагрузка на колени, которые очень быстро дают о себе знать. Также, если берцы промокли, то вода из них не вытекает вовсе. Ноги в таком случае не просто мокрые, а постоянно находятся в воде.
29 мая 2013, 17:41
+7.52 Pier
— Минск
Спасибо за статью, сразу видно, что человек ходит часто и не первый год.
А про обувь скажу что тут каждому свое. У меня например аллергия на все виды пластырей — так что я ими не пользуюсь, так как от неудачно наклеенного пластыря я могу лечиться до 2 недель, а мозоль сойдет за неделю, и без мазей и таблеток. :-)
А мы с друзьями уже второй год ходим по болотам. Так первый раз я пошел в берцах от гарсинг с тканевым верхом. Они были мокрые насквозь, так как воды пол дороги было выше колена, и сами колени потом пришлось лечить, так как от холода они стали конкретно так болеть. И мозоли себе натер, и все такое.
Во второй раз я ходил в простых строительных берцах, которые у нас в армии были годов так с 90. Не знаю как называются. В них еще подошва приклепана. Так ноги тоже 2 дня были полностью мокрыми. Но на ноги были в первый день одеты по 2 носка — сначала тонкий хб, а наверх — плотные шерстяные носки. А на второй день на ноги были намотаны портянки. И так и в первом и во втором походе. И не смотря что в обоих ноги были мокрыми 2 дня, у меня не было не одной мозоли. Так что все зависит не только от самой обуви, но еще и от носков. Сейчас много специальных трекинговых носков, но они стоят около 30уе, и мне жалко на них столько денег.
А про колени скажу что при преодолении водных преград (а мы просто шли в этой преграде) колени мерзнут. И этот холод оказывает на них куда большее разрушительное воздействие, чем вес. Сам я вешу около 100 кг и люблю по ходить в поход, и побегать по лесу. Поэтому теперь я хожу в поход только в качественных наколенниках, которые одновременно и греют, и поддерживают колени.
А про обувь скажу что тут каждому свое. У меня например аллергия на все виды пластырей — так что я ими не пользуюсь, так как от неудачно наклеенного пластыря я могу лечиться до 2 недель, а мозоль сойдет за неделю, и без мазей и таблеток. :-)
А мы с друзьями уже второй год ходим по болотам. Так первый раз я пошел в берцах от гарсинг с тканевым верхом. Они были мокрые насквозь, так как воды пол дороги было выше колена, и сами колени потом пришлось лечить, так как от холода они стали конкретно так болеть. И мозоли себе натер, и все такое.
Во второй раз я ходил в простых строительных берцах, которые у нас в армии были годов так с 90. Не знаю как называются. В них еще подошва приклепана. Так ноги тоже 2 дня были полностью мокрыми. Но на ноги были в первый день одеты по 2 носка — сначала тонкий хб, а наверх — плотные шерстяные носки. А на второй день на ноги были намотаны портянки. И так и в первом и во втором походе. И не смотря что в обоих ноги были мокрыми 2 дня, у меня не было не одной мозоли. Так что все зависит не только от самой обуви, но еще и от носков. Сейчас много специальных трекинговых носков, но они стоят около 30уе, и мне жалко на них столько денег.
А про колени скажу что при преодолении водных преград (а мы просто шли в этой преграде) колени мерзнут. И этот холод оказывает на них куда большее разрушительное воздействие, чем вес. Сам я вешу около 100 кг и люблю по ходить в поход, и побегать по лесу. Поэтому теперь я хожу в поход только в качественных наколенниках, которые одновременно и греют, и поддерживают колени.
29 мая 2013, 22:44
+2.73 trut757
— Рига
Pier:
...(а мы просто шли в этой преграде) колени мерзнут. И этот холод оказывает на них куда большее разрушительное воздействие, чем вес.И это, именно, так. При нагрузках на колени, их надо утеплять, уже начиная с +15 градусов.
30 мая 2013, 09:41
+7.52 Pier
— Минск
Глянул на сайте сплава — действительно много носков, и подешевле. Но просто я живу в Минске, и у нас выбор и зарплата поменьше, а цены побольше. И даже сейчас посмотрел на туристических сайтах, и если в сплаве за 10 можно выбирать между носками, то у нас цена на треккинговые начинается от 20 уе.
Как вариант может я просто не там ищу, и если дадите ссылку — буду признателен.
И еще писал про это в ракурсе своей аллергии на пластыри. (После последнего гипоаллергенного пластыря мне пришлось неделю пить средство от аллергии, поэтому их категорически не применяю) И любую мозоль просто заклеит я не могу. Вот и отношусь к ногам еще с большим вниманием.
А многие мои друзья так и ходят в простых х/б носках за доллар, и рулончиком пластыря. И на каждом перевале старые переклеивают, и новые заклеивают!
Как вариант может я просто не там ищу, и если дадите ссылку — буду признателен.
И еще писал про это в ракурсе своей аллергии на пластыри. (После последнего гипоаллергенного пластыря мне пришлось неделю пить средство от аллергии, поэтому их категорически не применяю) И любую мозоль просто заклеит я не могу. Вот и отношусь к ногам еще с большим вниманием.
А многие мои друзья так и ходят в простых х/б носках за доллар, и рулончиком пластыря. И на каждом перевале старые переклеивают, и новые заклеивают!
31 мая 2013, 08:41
+58.20 koleco23
— Партизанской славы
Увы комрад на сегодня я не знаю другой альтернативы Сплаву.Я не пользую гипоалергенные пластыри, простой на тканевой основе.Надежней нет.
29 мая 2013, 08:16
+82.16 S212
— Камышин
Завидую белой завистью. Наверное, и у нас что-то подобное проводится, только в гораздо меньшем масштабе. Но что-то мне подсказывает, что 80-100 км. по нашему пеклу и реденьким посадкам может плохо сказаться на здоровье.
- v
- 0
29 мая 2013, 09:34
+3.72 Super_135
— Москва
Прогулялись в весеннем Московском Марш Броске.
Замечательный маршрут. А какая гроза.
Да чай на марш бросках по истине наивкуснейший напиток.
А засыпаешь за минуту. orskdealer не даст соврать.
P.S. Извиняюсь за рваное сообщение. Что то у меня с интернетом. (глючит).
Замечательный маршрут. А какая гроза.
Да чай на марш бросках по истине наивкуснейший напиток.
А засыпаешь за минуту. orskdealer не даст соврать.
P.S. Извиняюсь за рваное сообщение. Что то у меня с интернетом. (глючит).
- v
- 0
29 мая 2013, 14:29
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
Не менее важно и распределение сил между первым и вторым днём. Глупо выжать из себя все соки в первый день, а проснувшись с утра понять, что продолжать движение ты абсолютно не в состоянии...Кто-бы говорил...
Осенью надо будет более тщательно подойти к гонке, начиная с уменьшения количества снаряжения и заканчивая планированием самой дистанции, на основе уже полученного опыта. Уверен это не пройдет даром…
- v
- 0
29 мая 2013, 21:10
+388.46 Nord
— Питер
Ну, про распределение сил на два дня, это твоя мысль. И я с ней абсолютно согласен. Жаль только, что пришла она тебе в голову несколько поздновато)))) Или, по крайней мере была озвучена.
Осенью есть у меня желание сольно пробежаться. Не только зарегистрироваться, а именно пробежаться в одну каску. Так что увидимся на промфинише, если дойдёшь)))
Осенью есть у меня желание сольно пробежаться. Не только зарегистрироваться, а именно пробежаться в одну каску. Так что увидимся на промфинише, если дойдёшь)))
30 мая 2013, 01:56
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
Мысль интересная, только если из нас кто-то и не дойдет, то это буду точно не я
29 мая 2013, 16:02
+4.33 SergK
— Воронеж
Отличный отчёт. Всё по существу и главное как нельзя лучше в тему сайта!
Мотаем на ус, поднимаем личную планку и пытаемся догнать .
Мотаем на ус, поднимаем личную планку и пытаемся догнать .
- v
- +1
29 мая 2013, 19:19
10 лет назад-сходил в поход, пофотался, порадовался.
сейчас-пофотался, порадовался, выложил в интернет, наловил плюсов.Профит.
раскрыть комментарий
сейчас-пофотался, порадовался, выложил в интернет, наловил плюсов.Профит.
- v
- -7
29 мая 2013, 19:28
+264.58 turist
— подмосковная глубинка
напишите про свой поход или выложите свои знания!
29 мая 2013, 19:37
+57.64 Mich
— Озалупинск
Да простит меня автор статьи: есть статьи где мне нечего добавить или спросить и не хочется флудить- а по существу что ты можеш добавить к написанному в статье??
Например придумай 10 способов как применить увиденные на фотке покрышки согласно нашей тематике-кроме того чтоб вырезать из них лебедя или сжечь-и не делай клумбы.
Например придумай 10 способов как применить увиденные на фотке покрышки согласно нашей тематике-кроме того чтоб вырезать из них лебедя или сжечь-и не делай клумбы.
29 мая 2013, 21:12
+388.46 Nord
— Питер
10 способов как применить увиденные на фотке покрышкиВывезти на свалку.
29 мая 2013, 21:20
+170.89 onyxpol
— ЯО
2. Укатить на свалку
3. Унести на свалку
4. Допереть до свалки...
Можно и не сжигать, можно просто для костра использовать… погреться…
3. Унести на свалку
4. Допереть до свалки...
Можно и не сжигать, можно просто для костра использовать… погреться…
29 мая 2013, 20:18
+16.50 Step
— Калининград
Алексей а как с гигиеной в пути следования?
В смысле руки помыть и прочее?
В смысле руки помыть и прочее?
- v
- 0
29 мая 2013, 21:18
+388.46 Nord
— Питер
Воды в округе было предостаточно. Мойся, сколько влезет. Мыло не брали, так как было абсолютно не до него. На промежуточном финише хочется переодеться в сухое, поесть и лечь спать. Посуду мыли мхом и песком. Да и не заметили мы особых загрязнений на себе (если не брать в расчёт штаны и обувь ).
Думаю, что есть резон оставить мыло с полотенцем на старте (он же финиш) и привести себя в порядок после гонки. Но, мы как-то не предавали этому моменту значения.
Думаю, что есть резон оставить мыло с полотенцем на старте (он же финиш) и привести себя в порядок после гонки. Но, мы как-то не предавали этому моменту значения.
29 мая 2013, 21:22
+17.87 vit-x
— Орел/Москва/Санкт-Петербург
Отчет на 5+. Вопрос на последнем фото КП засняли? В московском МБ компостер еще поискать нужно побегав вокруг дерева))
На ММБ 17-19 мая бегал в декатлоновских высоких кедах с заранее просверленными отверстиями в подошвах для дренажа, ниче так выжили (по навигатору в 99 км. весь маршрут вышел) еще в лес в них схожу. А вот осенью по дурости и незнанию в берцах — это жесть, такое ощущение что в аквариумах ходил, ноги распухли так что потом неделю в тапочки домашние с трудом влезали))
На ММБ 17-19 мая бегал в декатлоновских высоких кедах с заранее просверленными отверстиями в подошвах для дренажа, ниче так выжили (по навигатору в 99 км. весь маршрут вышел) еще в лес в них схожу. А вот осенью по дурости и незнанию в берцах — это жесть, такое ощущение что в аквариумах ходил, ноги распухли так что потом неделю в тапочки домашние с трудом влезали))
- v
- 0
29 мая 2013, 21:33
+388.46 Nord
— Питер
На фото именно КП. У нас не компостеры. Пользуемся чипами. Регистратор расположен непосредственно под призмой. Искать его не нужно.
В кедах у нас девушка бежала. Неопытная. Первый раз в подобный блудняк вписывается. Стёрлась так, что смотреть больно было.
В кедах у нас девушка бежала. Неопытная. Первый раз в подобный блудняк вписывается. Стёрлась так, что смотреть больно было.
30 мая 2013, 08:38
+388.46 Nord
— Питер
Не замеряли, но примерно килограмм 7. Зависит от распределения командного снаряжения.
30 мая 2013, 20:42
+17.87 vit-x
— Орел/Москва/Санкт-Петербург
в обычных кедах не лучший вариант, они и не амортизируют и скользкие в придачу и качества изготовления может не хватить до финиша, я вот в таких бегал
протектор конечно так себе и у этих, но ниче вполне справились с задачей.
протектор конечно так себе и у этих, но ниче вполне справились с задачей.
30 мая 2013, 20:45
+17.87 vit-x
— Орел/Москва/Санкт-Петербург
А вот, кстати, фото обычных кед за 250 руб. в которых товарищ со мной тот же маршрут прошел на крайнем ММБ. Брал новые, лишь немного разносил перед марш-броском и в итоге хватило в самую притирку до финиша, еще пару десятков км. уже врятли бы)))
01 июня 2013, 10:13
0.00 tetzet
— Москва
На весеннем ММБ я видел парня в городских кроссовках (без протектора) так он держал в каждой руке по треккинговой палке и всё равно при каждом шаге по глине его ноги немного проскальзывали. Совет всем: берите на ММБ кроссовки с протектором и не нужны будут вам палки. Свои кроссовки я покупал в декатлоне примерно за 1500 рублей. А кеды пусть с дырочками, но в них ноги потом варёные.
01 июня 2013, 10:41
0.00 tetzet
— Москва
Это мои кроссовки. А у Зайцева кроссовки асикс арктик со стальными шипами.
03 июня 2013, 09:09
+3.72 Super_135
— Москва
На этом весеннем ММБ был в обычных декатлоновских красовках за 560 р. и неопрене. Доволен как слон. Пошол в них, по тому что видел весной многих именно в них. Плюс они мягкие (очень хорошо сказалось на моем плоскостопии). Да и была пара стареньких лежала без дела.
04 июня 2013, 21:48
+17.87 vit-x
— Орел/Москва/Санкт-Петербург
декатлоновские кроссовки купил за месяц до ммб чтобы опробовать и разносить, в итоге хорошо зарекомендовали себя в ПВД по лужам и болотам но вот после чистки и высыхания стали на размер меньше и были выброшены за неделю до ММБ)) А кеды так еще больше в итоге понравились. Единственный минус, это озвученный выше хреновенький протектор. Сохнут одинаково.
В неопрене не запарился весной-то? Вроде не холодно было, даже наоборот.
В неопрене не запарился весной-то? Вроде не холодно было, даже наоборот.
04 июня 2013, 21:43
+17.87 vit-x
— Орел/Москва/Санкт-Петербург
протектор на МБ роль играет бесспорно, а вот при чем здесь палки то? У них назначение в первую очередь суставы разгружать для этого их и берут, а то что равновесие удобней поддержать при случае это уже второстепенно.
06 июня 2013, 07:11
+31.83 Offdream
— Барнаул
Про палки верно сказано. Суть их применения — опора на «четыре кости» вместо двух
30 мая 2013, 11:09
+2.88 Bezbojnik
— МО
Ждал эту статью. Спасибо Норд. Сколько километров преодолели? Посмотрел предварительный протокол, время лидеров чуть больше 12-ти часов, не знаете сколько они км набегали? КП, я так понял, было 20? Статья понравилась, жаль что о себе, хотя бы немного, не написали.
Наш москвич Андрей Зайцев молодец, сразу, после Московского Марш Броска, к вам приехал и в абсолюте 4-ое место занял.
Наш москвич Андрей Зайцев молодец, сразу, после Московского Марш Броска, к вам приехал и в абсолюте 4-ое место занял.
- v
- +1
30 мая 2013, 16:18
+388.46 Nord
— Питер
КП было 20. Мы набегали около 90 км. Взяли 13 КП. Заняли 14 место из 20. Учитывая, что двое из трёх участников команды участвовали в приключенческой гонке впервые и опыта не имели никакого, считаю, что это отличный результат. Лидеры набегали километров 80.
Ну, а что писать о себе? Шли, шли и пришли Лесом шли, болотом, полем ещё. Потом легли спать, а утром пошли дальше Вот и весь рассказ о себе. А, ну, ещё устали сильно и ноги мокрые были
Ну, а что писать о себе? Шли, шли и пришли Лесом шли, болотом, полем ещё. Потом легли спать, а утром пошли дальше Вот и весь рассказ о себе. А, ну, ещё устали сильно и ноги мокрые были
30 мая 2013, 16:36
+2.88 Bezbojnik
— МО
То что новички долшли до конца -это уже результат и очень хороший. Имею ещё один очень актуальный, на данный момент, для меня вопрос. Марш бросок проходил в Выборгском районе, кровососущих много было (клещей, комаров) и какие прогнозы (предположения?) на эти выходные?
Ну, а что писать о себе?Свои впечатления, заметки, ошибки, что понравилось, что непонравилось ну это всё по желанию конечно же А статья интересная и познавательная.
30 мая 2013, 16:50
+388.46 Nord
— Питер
Клещей там нет и не было никогда. А вот комары уже есть. Не скажу, что много, но вполне хватает.
30 мая 2013, 13:04
+31.83 Offdream
— Барнаул
Хорошая статья, забрал в избранное. Дам почитать товарищам.
Спасибо
PS Водил свой небольшой отряд в горы на крайних выходных (Колываньский хребет, гора Синюха). Подтвердил свои догадки по поводу обуви: берцы — для ровнины.
Спасибо
PS Водил свой небольшой отряд в горы на крайних выходных (Колываньский хребет, гора Синюха). Подтвердил свои догадки по поводу обуви: берцы — для ровнины.
- v
- 0
Комментарии (51)