Начало здесь.
Предыдущая часть здесь.
Этап 7. Пожар.
Перед пожарным этапом у нас случилась большая неприятность. Из-за внезапных личных проблем наш капитан был вынужден покинуть соревнования и уехать в город. Это внесло довольно большой сумбур в наши действия на двух следующих этапах, что было отмечено судьями и за что мы получили штрафные баллы. На пожарном этапе стояла автоцистерна. Метрах в ста от неё было одноэтажное здание с горящим помещением и условным пострадавшим на крыше.
От нас требовалось развернуть магистральную рукавную линию от машины к зданию, поставить разветвитель и провести рабочую линию непосредственно к очагу возгорания. После чего приступить к тушению. Параллельно следовало поставить трёхколенную лестницу и условно спасти условного пострадавшего, а также заделывать возможные свищи в рукавах при помощи рукавных зажимов.
Являясь членом ДПК (добровольной пожарной команды) я довольно быстро организовал развёртывание линии и перенос лестницы к месту работы, взял на себя обязанности ствольщика и назначил подствольщика. После чего мы с соблюдением всех мер безопасности пошли к очагу пожара. Немного намудрив со временем подачи воды мы без проблем потушили возгорание. Горячий пар от очага чувствовался даже через забрало шлема. В это время специально назначенный член команды должен был заниматься свищами, но ввиду отсутствия опыта что-то у него не сложилось, и команда получила за это штраф.
Далее у нас сложилась не совсем понятная ситуация с лестницей. Во время объяснения я почему-то подумал, что тушение и установка лестницы, это два отдельных задания и выполнять их стоит последовательно. Оказалось, что это не так. Лестницу надо было ставить одновременно с тушением, а теперь смысла в этом нет. Сопоставив слова разных судей, мы пришли к выводу о том, что нас недостаточно ясно информировали и лестницу стоит просто унести назад без каких-либо штрафов.
Сложнее всего оказалось собрать ПТВ (пожарно-техническое вооружение) обратно в машину. Эти работы тоже выполнялись в пределах контрольного времени. Тяжеленные мокрые рукава следовало выковыривать из грязи и скатывать. Лестницу отнести обратно к месту старта. Всё это в полной боевой одежде, которая промокла и весит реально немерено. Хоть и была ночь, но температура воздуха была немногим меньше двадцати градусов. После этапа я был одинаково мокрым, как снаружи боевой одежды, так и изнутри. Пот капал даже не с меня, а с моей одежды.
Этап 8. ДТП.
Между этапами у нас наконец-то выдалась небольшая пауза в ходе которой мы имели возможность развести костёр, перевести дыхание и даже подкормиться за счёт дружественной нам команды «Только хардкор». За что огромное им спасибо. К сожалению, этот этап я помню много хуже остальных. Лично у меня первое дыхание к тому времени уже закончилось, а второе ещё и не думало начинаться. Ситуацию усугубляло ещё и то, что после пожарного этапа я был весь мокрый и сильно мёрз. Поэтому действовал больше на автомате и обладаю лишь обрывками воспоминаний.
По прибытии на этап мы увидели автомобиль с горящим подкапотным пространством и двумя пострадавшими внутри. Первым делом мы вызвали пожарных и скорую. Огнетушителя в машине не было, но была канистра с незначительным количеством воды. Этой водой нам удалось лишь сбить пламя, но не прекратить горение. Далее основная часть команды занялась пострадавшими людьми, а Костя взял канистру и отправился искать воду в ближайшей луже. К моменту его возвращения машина снова полыхала, что собственно не мешало нам оказывать помощь находящимся внутри людям. Со второй попытки пожар был потушен.
У обоих пострадавших была травма позвоночника, что характерно для ДТП. Основная сложность заключалась в том, чтобы вытащить их из машины, эту травму не усугубив. На переднем сиденье сидела девушка, которой занимались мои коллеги. Всё, что я помню о ней, это то, что закрытая дверь автомобиля удерживала её в стабильном положении. Если эту дверь открыть, то положение девушки изменится и тогда всё пропало. Исходя из этого факта, нужно было сначала зафиксировать девушку, а уж только после этого открывать дверь и извлекать пострадавшую наружу. Уж не знаю как, но коллеги с этим заданием благополучно справились. Кажется, я тоже принимал в этом участие, но точно не помню.
Со вторым пострадавшим была схожая ситуация. Разница заключалась в том, что он лежал на заднем сиденье, уперевшись сломанной шеей в заклинившуюся дверь и ещё в том, что он был довольно крупным и тяжёлым мужчиной. Всё было бы хорошо, но согнутая об дверь шея никак не хотела одеваться в корсет. Помню ещё, что я сидел в багажнике (это был хэтчбек) весь перемазанный сажей, и за брючный ремень помогал вытянуть этого дяденьку наружу и подсунуть под него носилки. На «разборе полёта» судья сказал нам, что дяденьку мы убили, так как в какой-то момент его шея всё-таки погнулась. Больше об этапе не помню ничего.
Этап 9. Шахта.
Следующий этап был высотный и уж тут я, как ответственный за этот род деятельности, помню всё. На дне затопленной двадцатиметровой ракетной шахты на плоту лежит пострадавший. Без сознания, но и без видимых повреждений. Вероятно, гулял он там, потом не смог выбраться, да и замёрз. Температура в шахте была немногим выше нуля. Задача заключалась в том, чтобы спуститься в шахту и достать оттуда несчастного. В общем, ничего сложного. Сверху шахты был полутораметровый круглый проём для выхода ракеты, а по бокам ещё несколько поменьше. Вытягивать пострадальца вбок было бы физически легче, но сложнее технически. Поэтому мы решили, что не стоит городить огород. Пятеро здоровых мужиков уж как-нибудь вытянут одного нездорового.
Вдвоём с Костей мы быстро организовали основную и страховочную линию, по которым я, захватив с собой обвязку для пострадавшего и необходимый запас железа, спустился в шахту с целью обвязать пострадавшего и подготовить его к эвакуации. Костя же остался наверху и руководил организацией четырёхкратного полиспаста, на котором мы собирались поднимать меня и пострадавшего вместе. Полиспаст выступал общей основной линией, помимо которой у нас было две раздельные страховочные.
Плот, на котором лежал наш клиент, оказался весьма неустойчивым и определённо не выдержал бы веса двоих человек. Поэтому все работы я производил на весу, придерживая плот ногой но, не нагружая его. К тому времени, как я закончил обвязывать пострадавшего, он лежал на самом краю плота и всячески пытался с него соскочить, чего допустить было категорически нельзя. Подвинуть его, болтаясь на веревке, я был не в состоянии. Пока коллеги навешивали полиспаст для подъёма, мне пришлось пристегнуть клиента к себе. Комфорта мне это, мягко говоря, не добавило.
Ввиду большой глубины шахты спустить полиспаст удалось лишь со второй попытки. На первой он запутался, и нам пришлось всё переделывать, несколько изменив методику. Дальше началась исключительно физическая работа. Если подтянуть груз из двух человек к горловине шахты большого труда не составило, то выдернуть клиента наверх было задачей вовсе не тривиальной. Для начала мне, висящему снизу, требовалось развернуть тело пострадавшего из горизонтальной плоскости в положение «головой вверх». После чего коллеги общими усилиями, хватаясь за верёвки, одежду пострадавшего и вообще за всё, что можно должны были вытащить его наверх. Наша ставка на физическую силу вполне себя оправдала, и вскоре совместными усилиями команды пострадавший был извлечён на свет божий.
Этап был завершён практически идеально: в срок и с незначительным штрафом за сползший протектор на верёвке. Это означало полную реабилитацию за недавний провал на этапе Башня. Позже судьи отметили, что наша команда была на этом этапе лучшей. Общая же для всех команд ошибка заключалась в том, что о пострадавшем думали, как о манекене, грузе, а не как о реальном человеке. И обращались с ним соответственно. К сожалению, наша команда не была исключением.
Этап 10. СДС.
На крайнем этапе нам предстояло проникнуть в небольшой бункер и вынести оттуда пострадавшего. Вход в бункер закрывала решётка, которую необходимо было демонтировать, используя предлагаемые организаторами инструменты. Осмотрев решётку и заметив, что её прутья скреплены болтами, я решил, что нам потребуется гаечный ключ. Ещё через некоторое время я обратил внимание на то, что верх решётки крепится на петлях, а низ на строительную арматуру. Поэтому самым правильным решением было перекусить арматуру болторезом, что мы и сделали.
Бункер состоял из одного помещения, в котором лежал пострадавший, которому придавило ногу тяжёлой крышкой электродвигателя (синдром длительного сдавливания). То есть задача сводилась к подъёму крышки, оказанию помощи и извлечению пострадавшего. Вначале в бункер вошёл я и Костя (наш второй высотник). Ни он, ни я не отличаемся глубокими познаниями в медицине, а потому, удостоверившись в наличие у пострадавшего пульса и дыхания, я вызвал по рации нашего медика Алексея Кота.
Довольно забавно был реализован пострадавший. Понятно, что давить живому статисту ногу трехсоткилограммовой железкой несколько не гуманно. Исходя из этого, под железку был подложен муляж нижней части пострадавшего. С этим муляжом нужно было работать до извлечения. Далее все манипуляции производились на вполне живом статисте, лежащем рядом.
Кот быстро осмотрел пострадавшего, оценил ситуацию и наложил венозный жгут. Надо сказать, что к тому времени жгуты, это, пожалуй, единственное, что осталось в наших аптечках. Медицинские перчатки давно пришли в негодность, и нам пришлось обозначать их теоретически.
Бинтов тоже был, мягко говоря, дефицит. Пользовались какими-то огрызками. За время осмотра и наложения жгута, мы соорудили простой полиспаст и подняли конструкцию. Тут надо отдать должное Коту, который не извлекая пострадавшего, прямо на месте наложил на повреждённую ногу шину. Это была отличная мысль и он был единственный, кому такая мысль пришла в голову. Мы же малость налажали. Подняв конструкцию полиспастом, мы оставили её висеть на гри-гри. В надёжности своего оборудования мы не сомневались, а вот потолочный крюк и саму конструкцию оценить возможности мы не имели. Правильнее было бы подложить что-нибудь под поднятую конструкцию. Мы этого не сделали и были вполне резонно оштрафованы.
После наложения жгута и шины пострадавшего требовалось извлечь наружу, где его заберёт скорая. Это оказалось наиболее трудной частью этапа. Дяденька у нас был тяжёлый, бессознательный и с зашинированной ногой, которую ни в коем случае нельзя было тревожить. А проход был узкий и извилистый. Мы сами не без труда в него проходили, а уж аккуратно пропихнуть туда пострадавшего было и вовсе нелегко. Непонятно как, но как-то нам это всё же удалось. Пострадавший был доставлен наверх. Этап, а вместе с ним и учения были успешно завершены. Длились они для нас чуть более суток. Теперь можно было идти в базовый лагерь, выпить много вкусной воды и поспать несколько часов до финального построения.
Заключение.
Хочется выразить огромную благодарность организаторам. Задумано и организовано всё было настолько хорошо, насколько это вообще было возможно. Условия были не приближёнными, а именно боевыми. Отсутствие воды, жара 30, палящее солнце, невозможность между этапами вернуться в лагерь для пополнения снаряжения и провианта, болота, комары, настоящий таёжный лес и рваный напряжённый ритм. Эффективное решение поставленных задач в таких условиях возможно только имея по настоящему крепкую слаженную команду. Именно такая у нас и была. Работая в условиях сильного утомления и обезвоживания, никто не тянул одеяло на себя и не перекладывал работу на товарищей. Взаимопомощь и бесконфликтное поведение были нормой и я не представляю, чтобы кто-то из нас действовал иначе. МЧС-16, пожалуй, лучшая из всех возможных команд .
Сильно порадовал полигон. Учения проходили на территории бывшей ракетной части. Думаю, что мы были первыми, кто организовал там подобное мероприятие. То есть, это был не обжитой страйкболистами и ролевиками полигон, а действительно дикое, опасное место с колючей проволокой, заросшими травой люками, ржавыми металлоконструкциями и прочими сюрпризами.
З.Ы. Небольшой ролик, трейлер к будущему фильму об учениях в качестве бонуса
Читать весь материал и комментарии