Warning: getimagesize(http://www.splav.ru/img/g20130404163405943559t3n1.jpg): failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Page not found: /img/g20130404163405943559t3n1.jpg/ in /home/nepropadu/plugins/sitemap/classes/modules/topic/Topic.class.php on line 128
Не так давно в предгорьях Южного Урала (Аша) прошёл очередной семинар по аварийно-спасательным работам силами туристской группы. Организатором мероприятия традиционно выступает Сектор по безопасности Туристско-спортивного Союза.
Вкратце это происходит так. Группы участников с «условными пострадавшими» проходят определённый маршрут, периодически открывая конверты с новыми вводными. Цель — эвакуация «условно-пострадавшего». Прошедшей зимой этот семинар включал в себя ещё и устройство снежного убежища.
Но речь пойдёт не о самих «спасах», как их привыкли — для краткости — называть участники и организаторы.
Как и зимние «спасы» так и прошедшие на прошлой неделе, показали низкий уровень предметной подготовки большинства участников. На зимних один «условный» просто был бы добит, если бы реально был без сознания и ранен.
Мы (командир поискового отряда «Обелиск» и я — помощник командира) пришли к выводу, что прежде чем отрабатывать комплекс мер по эвакуации, не мешало бы отработать каждый элемент отдельно. В том числе то, чему нас учили на курсах первой помощи. Кинув клич по своему отряду, новобранцам и сочувствующим, решили организовать однодневную вылазку в лес для того, чтобы научить и научиться самим.
Итак, неранним воскресным утром мы отправились в лес, чтобы трудиться от забора и до заката с перерывом на обед…



Модераторам — если считаете, что статья не соответствует теме блога, перенесите в «фотоотчёт». Спасибо.

Наши вылазки в лес значительно облегчает тот факт, что ближайший лесопарк начинается в десяти минутах неспешной ходьбы от моего дома и в двадцати — от центральной улицы. Такая уж интересная география у Уфы. Лес хоть и в черте города, но легко можно найти уголок, редко посещаемый засранцами мирными гражданами. А знатоки (типа меня) найдут и вовсе глухие уголки.
Так что на место мы пришли быстро.
По сложившейся веками годами десятилетиями традиции, я сразу же отправил всех, кто не занят распаковкой барахла, за дровами.


Первым номером программы мы решили сделать банальнейшее разведение костра. Так получилось, что наш лес после бурной зимы не даёт шансов научить детей поиску дров. Дрова там везде.


Поэтому, набрав небольшую кучку, мы приступили к практике. Для начала — сложить какой-никакой костёр и разжечь его, имея в наличии спички, бумагу, вату и т.п.
Сложили некое подобие «колодца» и принялись разжигать.


С некоторым трудом и помощью своего «куратора» — педагога, дети всё-таки заставили костёр гореть. Потратив не так уж и много спичек и бумаги.
Тем временем я готовился опробовать новый для меня метод разведения огня — без растопки. То есть без бумаги, бересты, сухого горючего, керосина, тола и т.д.
Довольно много времени занял процесс заготовки древесной стружки и щепок.


Но это простительно, учитывая тот факт, что постоянно приходилось отвлекаться, чтобы дать ЦУ «кадетам».
Когда основной костёр более-менее разгорелся, мы приступили к следующему этапу — разведение костра с помощью огнива. Было использовано простейшее огниво, купленное в «Сплаве» и вата в качестве трута.


Так или иначе, но все, кто пробовал, смогли добыть огонь.

По понятным причинам не стали доводить каждую «растопку огнивом» до полноценного костра.

Следующим пунктом программы была транспортировка «условно пострадавшего». По такому случаю, дети были отправлены в пампасы — добывать материал для носилок.
Я же тем временем принялся за разведение огня без растопки.

И не надо мне говорить, что в мангале любой дурак сможет. Во-первых, ветра и так совсем не было. Во-вторых, импровизированный «мангал» в условиях леса сделать совсем не сложно.

Так или иначе, огонь разгорелся с одной спички. Обычной, охотничьи не стал доставать из вредности и для чистоты эксперимента.

Горит! Сам фшоке…

Пока моё творение подбиралось к полешкам пожирнее, отошёл в сторонку — поделиться с местным Хозяином хлебом, творогом и чаем. А там и наши добытчики вернулись.

Мда…

Первым делом я конструктивно раскритиковал то… что они приволокли.

Задание звучало так: «сухие жерди по два с половиной метра вот такие (кольцо из среднего и большого пальца) в самой тонкой части». Самыми «работальными»© жердями оказались два двухметровых толстенных куска зелёнки. На этот раз мы с командиром решили не вставлять юнлингам за неоправданную порчу леса. Сказали, что срубив зелёнку, они утяжелили носилки в два раза минимум. Кроме шуток, это реально критично при серьёзной эвакуации.
Ну да ладно.
Пока молодняк вырубает детали нужного размера для носилок, мой костерок разгорелся и пора заняться готовкой еды. Костёр с висящем на крюке котелком это конечно круто, правильно и расово-верно, но на мангале готовить проще и быстрее.


Я пока лук обжарю, а Алёна — наш Командир, объяснит детям — для чего нужны носилки и почему их уровень дисциплины не позволит нам взять их в поисковую экспедицию.

Необходимое пояснение — недисциплинированные дети не из нашего отряда, а из группы знакомого нам педагога. Если дальше будет лучше, может и возьмём в дело.
Да и ладно пока…

Продолжим дело носилкостроения!
Для начала надо напилить аккуратные (раз уж время позволяет) куски жердей для поперечин.
Мы в принципе давали детям сделать как они умеют.


А потом уже показывали — как надо.


Лучок обжарился, добавим мяска.

Ещё один мини-эксперимент. Решил сготовить макароны с мясом из сырого мяса. Кидаем на обжарку нарезанную говядину. Как обжарится — соль, чёрный перец, лаврушка и воды пару половиков. Так и оставляем тушиться с краю, где углей поменьше. До обеда ещё часа два — успеем.

Как-то долго мы готовимся…
Но всё-таи начали вязать носилки.

Да не, это я просто показываю на примере Алёны — где должна находиться опорная перекладина. Алёна объясняет теорию, я иллюстрирую.

Как выяснилось, даже простейший «колодец» детям даётся непросто. Пришлось показать полностью.


Но дальше — сами.


Постарались распределить дело таким образом, чтобы кажому досталось связать по одной крестовине. Тут помогло и то, что один из узлов пришлось перевязывать — не на месте оказался.
Кое-как собрав раму носилок, приступаем к плетению сетки, на которой и будет возлежать наш «раненый».

Сплели — расплетаем. Следующие. Сплели — молодцы, расплетаем. Следующие. И так — пока все не попробуют. В процессе выяснилось, что мы с Алёной вяжем один и тот же узел, но за счёт разведения концов в противоположные стороны, получаются два разных узла с разными свойствами.

Ну… Что-то у нас получилось.

Кошмар, если честно…

Положив на носилки туристический коврик, туда же уложили и «раненого».

Раз уж дети принесли такие короткие жердины, решили не заморачиваться и сделать носилки под самого мелкого участника занятий.
И да, вы правильно думаете, что в таком положении они далеко не уйдут.
Мы долго убеждали двух старших пацанов, что носилки НЕОБХОДИМО нести минимум вчетвером, раз уж есть возможность. Но так как эти ребята просто не знали, что значит «приказ командира» и продолжали спорить, мы решили — пусть пробуют. (На заднем плане скептически маячит Данька — боец «Обелиска». Два полевых выезда. Медаль «За активную военно-патриотическую работу».)
Носилки положили, парень развернулся, носилки подняли. Сделали четыре шага и… слегка встряхнули носилки, перехватывая поудобнее.
Пришлось остановить — «Стоп! Опустили носилки!» Так как, по легенде, «раненый» у нас с открытым переломом бедренной кости, пришлось добавить — «Вы только что убили спасаемого — болевой шок.»
Попробовали ещё раз. «Раненый» сполз с носилок из-за того, что один из таскателей не успел поднять свой край. Второй труп на маршруте…
Наконец-то всё получилось и они пошли.
Прошлись по ровной местности. Мелкий, идущий рядом с носилками, изображает человека, следящего за состоянием пострадавшего и «держащего» его внимание (если пострадавший в сознании).

Потом поднялись немного в горку и спустились.

Между делом постарались избавить детей от дебильного суеверия «вперёд ногами только покойников». Если тащить человека под гору вперёд головой, у него гораздо больше шансов стать покойником.
Вернулись на исходную и дети осознали всё. И что носилки были тяжеловаты и что нести надо вчетвером. Прошли жалких 50 метров, а руки уже отваливаются. А до ближайшего места, куда сможет подъехать «скорая» — метров 500, из них 100 — в крутую горку.

Далее последовал краткий разбор полётов.

С пояснением про переноску «на замке».


Решили немного отвлечься и показать (в том числе — самим себе) переноску пострадавшего на рюкзаке.

Суть в том, что мы переворачиваем рюкзак вверх дном. Пострадавший вдевает ноги в лямки. После этого «несун» надевает рюкзак с пострадавшим на спину.

Вставать без посторонней помощи опасно для пострадавшего. В отличие от рюкзака, ему необходимо создать максимальный комфорт.

Переворачивать рюкзак обязательно! Если «несун» натрёт плечи, его сменят или он отдохнёт. Если пострадавший натрёт ляжки и промежность, будет грустно.

Прогулявшись с «грузом 300» по лесу и горкам, дал попробовать другим.



Тут как раз подоспел обед.


С наименьшим аппетитом поглощали еду те дети, которые больше всех бегали и скакали, но меньше всех работали.


После обеда мы занялись «транспортной иммобилизацией». Проще говоря, накладыванием шин на условные переломы. Мы с Алёной, как трижды прошедшие «курс первой помощи в природной среде» пытались отработать на практике. Остальные же слушали теорию, которую мы давали сразу с жизненными иллюстрациями.
К сожалению, фотографий процесса наложения шины на «перелом бедренной» нет. Но это не последний раз и фотографии ещё будут, а я поделюсь ими с вами, камрады, сопроводив подробными комментариями. Скажу только одно — это просто кошмарно тяжёлая и выматывающая работа. Это при том, что мы не заботились о том, чтобы не сделать «больно» нашему «пострадавшему». Упор пока был просто на правильно зафиксированный перелом.
Далее я выбрал себе самую прелестную «жертву» и наложил ей шину на руку на условный «перелом где-то в районе от кисти до локтя».

Далее — конкретные рекомендации по наложению шины на данный участок. Каждое утверждение — обязательно к исполнению.
Предплечье расположено горизонтально. Ладонью вниз. Шина — снизу по всей длине. в ладонь вкладывается что-то, что помешает ей распрямиться(не в кулак, а в полураскрытую ладонь). Плотная примотка по всей длине до локтя. Подвес на косынку. Максимальный комфорт пострадавшего.
Кратко — при переломе там, где две кости, фиксируем два ближайших сустава.
Параллельно выяснилось, что наши отрядные галстуки способны выступать в роли медицинской «косынки» для пострадавших среднего роста. Но следующую партию сделаем всё-таки побольше размером.

На этом мы в принципе и закончили.
Осталось добавить, что я выяснил ещё одну «фишку» своего любимого «Белого Медведя».

Странный выступ, который я считал хреновым гвоздодёром, идеально подходит для высекания искры из огнива. Искр получается много… ОЧЕНЬ МНОГО… Не то, что от родного убогого «кресала».

Не та картинка, на самом деле. Огниво обычное — стержень. Но «кресало» точно такое же.
Стержень, правда, выпал от таких нагрузок. Но я тут же забил его обратно в рукоять с помощью всё того же «Медведя»… Обожаю этот ломик!

Никакого логического завершения истории делать не буду. Мы планируем совершать такие вылазки регулярно, вплоть до начала очередной Вахты Памяти. То есть — до Апреля. Так что — ждите продолжения.

Спасибо за внимание.

Читать весь материал и комментарии