С чего вообще некоторые товарищи решили, что НАЗ необходим в их РД? Летчикам, космонавтам, на спассредствах — да.
Сам впервые увидеп НАЗ (типа тех, за которые спорят, которые собирают и которыми гордятся) в какой-то западной перепечатке в 90-х. До этого ни в 15 ОБрСпН, ни в РВВДКУ никто и не сказал, что без НАЗов мы пропадем. Каюсь, поддался на картинки тогда и собрал НАЗ. За 20 лет по инерции пересобирал несколько раз и использовал 2 или 3 раза! (Эти годы провел не в офисах, а в основном там, где, как теперь понимаю, без НАЗов никак). Причем во всех случаях ничего критичного не было — то за спичками облом было идти, то за марганцовкой. Всегда хватает расходников, а НАЗ так и лежит, успокаивая своим присутствием. Поправьте, где-нибудь в отечественных наставлениях (до 90-х) упоминаются НАЗы? ВВС не рассматриваем. ТЧ, НЗ, РЗ, БУ — не то. Я считаю, что увлечением карманными НАЗами — чисто западный подход к вопросам безопасности. Собрал ништяков в коробочку и все — к ЭС готов! А если коробочка потеряется или ништяки закончатся — сотни складывать? Есть более действенные способы подготовки.
А по поводу стратегических мегаНАЗов и невозможности прожить более недели без складов Росрезерва — маленький копипаст:
«Летом 1749 г. небольшое судно с русскими поморами возвращалось домой
от берегов Груманта, как тогда русские называли архипелаг Шпицберген.
Кормчий вел судно „на веру“, только изредка сверяясь с самодельным
компасом. Вскоре он понял, что судно отклонилось от курса. Впереди по-
явилась земля. По очертаниям берегов бывалый моряк узнал юго-восточный
остров архипелага Шпицберген — Малый Бурун (теперь Эдж). Внезапно на
юго-западном мысу появился большой столб дыма. Приблизившись, экипаж
разглядел около костра три человеческих фигуры.
Когда спущенный на воду баркас подходил к берегу, навстречу ему ра-
достно бросились небритые люди, одетые в звериные шкуры. Пришлось за-
держаться, так как вместе с людьми нужно было взять на борт немалый
груз: свыше 50 пудов оленьего жира, 210 оленьих и медвежьих шкур и
свыше 200 шкурок белых и голубых песцов. По дороге случайные пассажиры
рассказали свою историю.
В 1743 г. мезенский купец Еремей Окладников отправил судно во главе с
кормщиком Иваном Инковым на моржовый промысел к Большому Буруну (так
называли поморы западную часть Шпицбергена). Однако встречный ветер и
лед отнесли корабль к Малому Буруну, где оно окончательно попало в ле-
дяной плен.
Положение впаянного в лед судна все время ухудшалось. Поэтому Инков
решил на всякий случай переждать неблагоприятную погоду на Малом Буру-
не. Вспомнив, что где-то на берегу должна находиться хижина, построен-
ная мезенцами несколько лет назад, он вместе с охотниками Степаном Ша-
раповым, Федором Веригиным и пятнадцатилетним племянником Иваном, под-
вязав к ногам ламбы (загнутые с боков дощечки, похожие на современные
лыжи) и, оставив судно с остальной командой, по хрупкому льду двину-
лись на разведку к далекому берегу. С собой они захватили ружье с за-
пасом пороха и пуль на 12 выстрелов, топор, нож, казан, огниво и 20
фунтов муки.
Только к вечеру моряки достигли берега, разыскали там хижину и пере-
ночевали. Когда же утром они вышли на берег, то на месте сплошного ле-
дяного поля и торосов увидели чистую воду. Корабля нигде не было. Жес-
токий шторм, разыгравшийся ночью, отогнал от берега льды. Как выясни-
лось потом, им повезло: судно, раздавленное льдами, погибло вместе с
людьми. Но тогда Инков и его товарищи этого еще не знали.
Лето шло к концу, надеяться на скорое освобождение не приходилось.
Поэтому люди стали готовиться к зиме. Починили хижину, запаслись топ-
ливом и олениной. Когда окончился порох, из гвоздей, вытянутых из до-
сок, прибитых к берегу, сделали наконечники и при помощи ремешков из
оленьей шкуры прикрепили их к длинным жердям. С таким оружием не
страшно было охотиться на медведя. Кроме того, Инков с товарищами из-
готовили луки из гибких елочных ветвей, найденных на берегу. Стрелами
они убивали оленей, большие стада которых паслись на острове. Расстав-
ленные во многих местах ловушки поставляли зимовщикам песцов. Летом на
острове собирались стаи птиц. Во время линьки они настолько ослабева-
ли, что их можно было убивать палками.
Рыбу же робинзоны ловили, опуская в воду самодельные мешки из оленьих
шкур. Чтобы поддерживать постоянный огонь, поморы изготовили из глины
посуду, обожгли ее и наполнили жиром. Фитиль скрутили из выброшенной
на берег пакли и кусков своего белья.
Прошел год, другой, третий. Напрасно всматривались люди в морскую
даль. Ни одного паруса. Тем временем одежда и обувь износились. Приш-
лось шить их из оленьих шкур. Шили нитками из оленьих жил, пользуясь
вместо иголок большими рыбьими костями.
Соль испаряли из морской воды. Труднее всего было поморам в конце по-
лярных ночей, когда усиливались морозы.
Они постоянно ели сырое и мороженое мясо, разрезанное на мелкие ку-
сочки, траву, пили теплую оленью кровь, много двигались. Траву, кото-
рую называли „салата“, они запасали летом и сохраняли зимой квашеной.
Такой образ жизни спасал их от цинги. Только зимой 1748 г. ею заболел
и вскоре умер Федор Веригин. А через несколько месяцев заполярных ро-
бинзонов подобрало русское судно.
Целых шесть лет и три месяца провели поморы на суровой земле Груманта.
Эта сенсационная робинзонада нашла широкий отклик не только в России,
но во всем цивилизованном мире. Робинзоны были вызваны в Санкт-Петер-
бург, где ими заинтересовался один из фаворитов императрицы Елизаветы
Петровны князь Шувалов. Воспитатель его сына француз Леруа с их слов
описал необычные приключения российских полярных робинзонов. Однако
при этом сильно исказил их имена, в частности, назвал штурмана Алексе-
ем Химковым. В действительности это был Иван Андреевич Инков.
Да и сам Иван Инков написал книжку „Приключения четырех русских матро-
сов, к острову Ост-Шпицбергену бурею принесенных“. О жизни и приключе-
ниях русских полярных робинзонов вы сможете подробно узнать из книги
полярника, капитана и писателя-географа К. Бадыгина „Путь на Грумант“.
Английское и голландское правительства давно пытались превратить в ко-
лонии некоторые острова Арктики и таким образом закрепить их за своими
странами. Они обещали большие деньги тем, кто согласится прожить хотя
бы год на островах Шпицбергена, но даже за огромное вознаграждение же-
лающих не находилось. Дело дошло до того, что в начале ХVII ст. англи-
чане послали на Шпицберген уголовных преступников, осужденных на
смертную казнь. Им обещали помилование, если они год перезимуют в Арк-
тике. Однако, увидев суровые берега, они наотрез отказались остаться
здесь, считая, что в таких условиях их все равно ожидает смерть. Не
боялись суровой полярной природы только русские. Они первыми начали
селиться на далеких северных островах.
В истории известна еще одна полярная робинзонада, на сей раз в оди-
ночку совершенная русским охотником Яковом Миньковым, прожившим на
острове Беринга (из группы Командорских островов) в Тихом океане целых
семь лет.
Произошло это в 1805 г., когда штурман Потапов оставил его в юрте на
этом острове для охраны песцовых шкур, добытых во время промыслового
сезона. Шхуна должна была вернуться сюда через несколько дней. Прохо-
дили недели, месяцы, а ее все не было.
Однако, лишенный самых необходимых вещей, Миньков не потерял присутс-
твия духа: спасли его изобретательность и сообразительность. Поблизос-
ти была богатая рыбой река. Чтобы обеспечить себя едой, Миньков сделал
крючок и начал рыбачить. Огонь добывал кремнем. Наступила суровая зи-
ма, юрту замело снегом… Одежда и обувь робинзона износились, приго-
дились шкуры песцов, котиков и каланов, добытых на охоте. Только в
1812 г. Якова Минькова сняла с безлюдного острова проходившая мимо
шхуна, и после долгих лет тяжелых испытаний этот русский робинзон на-
конец вернулся домой.»
Подготовка к неожиданностям — личное дело каждого, но может есть смысл посмотреть на свою систему с учетом многовекового опыта предков?