Ох уж эти НАЗы!
С чего вообще некоторые товарищи решили, что НАЗ необходим в их РД? Летчикам, космонавтам, на спассредствах — да.
Сам впервые увидеп НАЗ (типа тех, за которые спорят, которые собирают и которыми гордятся) в какой-то западной перепечатке в 90-х. До этого ни в 15 ОБрСпН, ни в РВВДКУ никто и не сказал, что без НАЗов мы пропадем. Каюсь, поддался на картинки тогда и собрал НАЗ. За 20 лет по инерции пересобирал несколько раз и использовал 2 или 3 раза! (Эти годы провел не в офисах, а в основном там, где, как теперь понимаю, без НАЗов никак). Причем во всех случаях ничего критичного не было — то за спичками облом было идти, то за марганцовкой. Всегда хватает расходников, а НАЗ так и лежит, успокаивая своим присутствием. Поправьте, где-нибудь в отечественных наставлениях (до 90-х) упоминаются НАЗы? ВВС не рассматриваем. ТЧ, НЗ, РЗ, БУ — не то. Я считаю, что увлечением карманными НАЗами — чисто западный подход к вопросам безопасности. Собрал ништяков в коробочку и все — к ЭС готов! А если коробочка потеряется или ништяки закончатся — сотни складывать? Есть более действенные способы подготовки.
А по поводу стратегических мегаНАЗов и невозможности прожить более недели без складов Росрезерва — маленький копипаст:
«Летом 1749 г. небольшое судно с русскими поморами возвращалось домой
от берегов Груманта, как тогда русские называли архипелаг Шпицберген.
Кормчий вел судно „на веру“, только изредка сверяясь с самодельным
компасом. Вскоре он понял, что судно отклонилось от курса. Впереди по-
явилась земля. По очертаниям берегов бывалый моряк узнал юго-восточный
остров архипелага Шпицберген — Малый Бурун (теперь Эдж). Внезапно на
юго-западном мысу появился большой столб дыма. Приблизившись, экипаж
разглядел около костра три человеческих фигуры.
Когда спущенный на воду баркас подходил к берегу, навстречу ему ра-
достно бросились небритые люди, одетые в звериные шкуры. Пришлось за-
держаться, так как вместе с людьми нужно было взять на борт немалый
груз: свыше 50 пудов оленьего жира, 210 оленьих и медвежьих шкур и
свыше 200 шкурок белых и голубых песцов. По дороге случайные пассажиры
рассказали свою историю.
В 1743 г. мезенский купец Еремей Окладников отправил судно во главе с
кормщиком Иваном Инковым на моржовый промысел к Большому Буруну (так
называли поморы западную часть Шпицбергена). Однако встречный ветер и
лед отнесли корабль к Малому Буруну, где оно окончательно попало в ле-
дяной плен.
Положение впаянного в лед судна все время ухудшалось. Поэтому Инков
решил на всякий случай переждать неблагоприятную погоду на Малом Буру-
не. Вспомнив, что где-то на берегу должна находиться хижина, построен-
ная мезенцами несколько лет назад, он вместе с охотниками Степаном Ша-
раповым, Федором Веригиным и пятнадцатилетним племянником Иваном, под-
вязав к ногам ламбы (загнутые с боков дощечки, похожие на современные
лыжи) и, оставив судно с остальной командой, по хрупкому льду двину-
лись на разведку к далекому берегу. С собой они захватили ружье с за-
пасом пороха и пуль на 12 выстрелов, топор, нож, казан, огниво и 20
фунтов муки.
Только к вечеру моряки достигли берега, разыскали там хижину и пере-
ночевали. Когда же утром они вышли на берег, то на месте сплошного ле-
дяного поля и торосов увидели чистую воду. Корабля нигде не было. Жес-
токий шторм, разыгравшийся ночью, отогнал от берега льды. Как выясни-
лось потом, им повезло: судно, раздавленное льдами, погибло вместе с
людьми. Но тогда Инков и его товарищи этого еще не знали.
Лето шло к концу, надеяться на скорое освобождение не приходилось.
Поэтому люди стали готовиться к зиме. Починили хижину, запаслись топ-
ливом и олениной. Когда окончился порох, из гвоздей, вытянутых из до-
сок, прибитых к берегу, сделали наконечники и при помощи ремешков из
оленьей шкуры прикрепили их к длинным жердям. С таким оружием не
страшно было охотиться на медведя. Кроме того, Инков с товарищами из-
готовили луки из гибких елочных ветвей, найденных на берегу. Стрелами
они убивали оленей, большие стада которых паслись на острове. Расстав-
ленные во многих местах ловушки поставляли зимовщикам песцов. Летом на
острове собирались стаи птиц. Во время линьки они настолько ослабева-
ли, что их можно было убивать палками.
Рыбу же робинзоны ловили, опуская в воду самодельные мешки из оленьих
шкур. Чтобы поддерживать постоянный огонь, поморы изготовили из глины
посуду, обожгли ее и наполнили жиром. Фитиль скрутили из выброшенной
на берег пакли и кусков своего белья.
Прошел год, другой, третий. Напрасно всматривались люди в морскую
даль. Ни одного паруса. Тем временем одежда и обувь износились. Приш-
лось шить их из оленьих шкур. Шили нитками из оленьих жил, пользуясь
вместо иголок большими рыбьими костями.
Соль испаряли из морской воды. Труднее всего было поморам в конце по-
лярных ночей, когда усиливались морозы.
Они постоянно ели сырое и мороженое мясо, разрезанное на мелкие ку-
сочки, траву, пили теплую оленью кровь, много двигались. Траву, кото-
рую называли „салата“, они запасали летом и сохраняли зимой квашеной.
Такой образ жизни спасал их от цинги. Только зимой 1748 г. ею заболел
и вскоре умер Федор Веригин. А через несколько месяцев заполярных ро-
бинзонов подобрало русское судно.
Целых шесть лет и три месяца провели поморы на суровой земле Груманта.
Эта сенсационная робинзонада нашла широкий отклик не только в России,
но во всем цивилизованном мире. Робинзоны были вызваны в Санкт-Петер-
бург, где ими заинтересовался один из фаворитов императрицы Елизаветы
Петровны князь Шувалов. Воспитатель его сына француз Леруа с их слов
описал необычные приключения российских полярных робинзонов. Однако
при этом сильно исказил их имена, в частности, назвал штурмана Алексе-
ем Химковым. В действительности это был Иван Андреевич Инков.
Да и сам Иван Инков написал книжку „Приключения четырех русских матро-
сов, к острову Ост-Шпицбергену бурею принесенных“. О жизни и приключе-
ниях русских полярных робинзонов вы сможете подробно узнать из книги
полярника, капитана и писателя-географа К. Бадыгина „Путь на Грумант“.
Английское и голландское правительства давно пытались превратить в ко-
лонии некоторые острова Арктики и таким образом закрепить их за своими
странами. Они обещали большие деньги тем, кто согласится прожить хотя
бы год на островах Шпицбергена, но даже за огромное вознаграждение же-
лающих не находилось. Дело дошло до того, что в начале ХVII ст. англи-
чане послали на Шпицберген уголовных преступников, осужденных на
смертную казнь. Им обещали помилование, если они год перезимуют в Арк-
тике. Однако, увидев суровые берега, они наотрез отказались остаться
здесь, считая, что в таких условиях их все равно ожидает смерть. Не
боялись суровой полярной природы только русские. Они первыми начали
селиться на далеких северных островах.
В истории известна еще одна полярная робинзонада, на сей раз в оди-
ночку совершенная русским охотником Яковом Миньковым, прожившим на
острове Беринга (из группы Командорских островов) в Тихом океане целых
семь лет.
Произошло это в 1805 г., когда штурман Потапов оставил его в юрте на
этом острове для охраны песцовых шкур, добытых во время промыслового
сезона. Шхуна должна была вернуться сюда через несколько дней. Прохо-
дили недели, месяцы, а ее все не было.
Однако, лишенный самых необходимых вещей, Миньков не потерял присутс-
твия духа: спасли его изобретательность и сообразительность. Поблизос-
ти была богатая рыбой река. Чтобы обеспечить себя едой, Миньков сделал
крючок и начал рыбачить. Огонь добывал кремнем. Наступила суровая зи-
ма, юрту замело снегом… Одежда и обувь робинзона износились, приго-
дились шкуры песцов, котиков и каланов, добытых на охоте. Только в
1812 г. Якова Минькова сняла с безлюдного острова проходившая мимо
шхуна, и после долгих лет тяжелых испытаний этот русский робинзон на-
конец вернулся домой.» www.bibliotekar.ru/geografiya/15.htm
Подготовка к неожиданностям — личное дело каждого, но может есть смысл посмотреть на свою систему с учетом многовекового опыта предков?
Все отлично, но одно но… Люди… Те люди и нынешние, которые ни на что не способны. День без света и уже ломка без интернета. Тут не про НАЗы разговор… Тут и рюкзак ништяков многих не спасет.
О чеи и речь! Чем тестировать в кладовке фонарики, лучше выйти в ночной лес по-темному. Вместо мучительного выбора огнива — выбрать погоду похуже и развести пару костерков на ночь.
Молоток! Ты тоже заметил что на сайте уже давно подменяются истинные ценности. Я тоже повелся на эти НАЗики, а вышел пару раз в лес с ночевками, так ни разу к ним не притронулся! Только лишний вес таскал. ++
повелся на эти НАЗики, а вышел пару раз в лес с ночевками, так ни разу к ним не притронулся! Только лишний вес таскал.
Гыыы, а вы, что, оказались при этом в лесу в аварийной ситуации, что бы использовать НАЗ?
И хорошо, что вам НАЗ не пригодился, потому что НАЗ расчехляют, когда полная жопа и окромя этого НАЗа ничё нету.
Спасибо за интересную публикацию! Мы тут уже как-то обсуждали, что через «этап собирания НАЗов» проходят многие камрады… это ж как этап становления… кто-то пособирает, поиграет в НАЗЫ, сделает выводы… кто-то вообще бросит выживание и вернется к обычной жизни. Все нормально. По крайней мере о вреде НАЗов говорить не приходится :)
Справедливо +
Прочёл о НАЗе камрада Zaka, хотел ответить по-существу, как он просил, но поймал себя на том, что за исключением запасных спичек к НАЗу в моей снаряге по сути и отнести-то нечего. Но, наверное, отвечу, пусть потом решает сам, чё с этим делать.
Ваша статья зацепила именно тем, что ещё раз подумать о стратегии подготовки. Выжить, в принципе, можно почти везде, но что касается того самого БП, потом ведь ещё и жить надо будет, а это уже сложнее. Так что какой-никакой запасец нужен, а вот что в нём будет первично (исключая медикаменты — ну не космонавт, чё сделаешь) — тут и стоит репку поскрести.
И всё-таки кое что на себе нужно! — Перечитал «Полесских робинзонов» — хуже детей, хоть им и по 17 лет было — нож и спички в рюкзаке(((
Так что, тема, я думаю, будет актуальна, просто то, что для новичка НАЗ, для бывальшика — просто сложнотеряемые элементы снаряги (пусть что-то и взято с запасом, тонны-то на себе ведь не тянем).
Многие (почему то) называют НАЗом то, с помощью чего они собираются куда то добираться (ЗКП и т.д.)
а ведь НАЗ (как я понимаю) что то — что ты используешь если прям сейчас что то произойдет (пошел в туалет, взял с собой веревку — вдруг провалишься :-))) )
Рекомендую «Полярную одиссею» Роберт Присли. Ситуация схожая, места те же. Очень интересно по поводу одежды для ходок, ночевок, еды, приготовления.А НАЗ лишним не будет, если постоянно на себе. Вспомните наших сплавщиков в Китае пропавших. Все унесло, выплыли без них… а. И «выживали».Класс!
Мой НАЗ живет в поясном кармашке рюкзака: небольшой складной нож, маленький фонарик, комплект батареек, немного соли, спички и сухое горючее, пара тонких веревочек примерно по 2м, нитки иголка, бандана.
Некоторые вещи использую редко, но убрать рука не поднимается.
Помимо запаянного пакетика с миникомплектом, в рюкзаке всегда ношу складничок или мультитул, налобный фонарик Petzl Tikka2 (за год еще ни разу не сменил комплект батареек, а наработка больше 40 часов по 4-8 часов за сплав или полевой выход), бесцветные стрелковые очки с защитным слоем от УФЛ, шнур 4м, минимальный набор лекарств, копии документов и старенький заряженный мобильник с гарнитурой для радио, ГБ «Шок».
Вот варианты советских НАЗ летного состава: Носимые аварийные запасы НАЗ-7, НАЗ-7М и НАЗ-8 членов экипажей самолетов.
Постоянно такое снаряжение не потаскаешь с собой, но частичная выборка, комплектование и подгонка под себя поможет создать личный НАЗ. Я, в свое время, собирал свой минимальный носимый комплект выживания. Все-таки, НАЗом его сложно назвать, потому как аварийным запасом его сложно назвать. А собирать рюкзак для ежедневного ношения в городских условиях гражданским человеком — это вызывает, как минимум, недоумение.
Спорить каким должен быть наз или тч можно бесконечно но смысл вот в чем.
Наз (носимый всегда с собой)- задача помочь выжить в первый 1-2 дня после чс. А от чего можно умереть за 1 день при условии что нет травм только от холода. поэтому номер один это средство розжига огня ну и нож куда ж без него. дополнять можно по своему вкусу можно и топор взять но будете ли вы топор носить всегда при себе.
ТЧ (чемодан, рюкзак стоящий в доме в кладовке) — задача выжить от нескольких дней до месяца. в него входит то что поможет вам выжить но это не должно быть очень тяжелым чтоб можно было переносить. И нужно оределиться куда будем сваливать если на ЗКП это один вариант, если просто из разрушеного города куда глаза глядят это второй вариант. Если валим на зкп берем больше еды если валим в никуда берем больше средств для добычи еды. Есть некоторые предметы по которым многие люди спорят нужны ли они это палатка, спальник, коврик. если есть возможность берите, но выжить без них можно по моему не нужны лучше вместо них взять еды и полиэтилен для укрытия.
ЗКП — задача выжить от нескольких дней до бесконечности. комлектуем по принципу чем больше тем лучше насколько позволяют возможности.
настоящий НАЗ — знания о том, как применить предметы из окружающей среды себе на пользу. человек приходит в этот мир голым и уходит голым.
а НАЗ, ТЧ или ТР при ЧС будет скорее всего недоступен. лучше не надеятся. а знания в голове — всегда с собой. главное не сдаваться.
Вопрос не в том, каким должен быть НАЗ.
Различают два взаимоисключающих подхода к оценке чрезвычайных ситуаций — капсулированный и открытый. Под капсулированным вариантом понимается создание «экрана» вокруг человеческого организма с целью недопущения агрессивной среды. Внутри капсулы реализуются так называемые нормальные условия жизнедеятельности.
Ряд преимуществ такого способа, к сожалению, перечеркивается необходимостью «ожидания аварии». Причем страшна не только сама авария, но и ее тайное мучительное ожидание, изматывающее психику человека не меньше (если не больше), чем сама авария.
Кроме того, следует учесть, что на создание «капсул» самого различного вида, размера и предназначения уходит такое количество ресурсов (как природных, так и человеческих), что реальная польза от применения такой капсулы стремится к нулю.
Тщательно подготовленные оборудование и снаряжение в сущности тоже являются капсулой. Человек, сориентированный на их использование, вращается в кругу стереотипов, как в запертой комнате, и может в случае незапрограммированного изменения ситуации полностью потерять самообладание. Не спасают и попытки воспользоваться общечеловеческим, казалось бы, универсальным знанием. Если знания получены формально, без осмысления, без включения собственного мышления, то они в экстремальной ситуации оказываются адекватны бесполезному снаряжению, которое только мешает интенсивной работе.
Второй путь — открытый, когда человек изначально считает себя частью Природы. В этом случае выживание из преодоления, переламывания ситуации превращается во вживание в условия, т.е. поиск своего места и функций в окружающей среде.
Первый вариант, капсулированный, позволяет жить временно — в пределах «домашних запасов»: «психической энергии» и материальных ресурсов. Второй, открытый, — практически бесконечно.
Если вы, как существо биологическое, считаете себя частью Природы и действуете соответственно, то окружающая среда в принципе не может создать вам экстремальной ситуации, даже если оборудование, снаряжение и подготовка равны или близки к нулю! В худшем для вас случае она будет мудрым и строгим учителем и сама подскажет при необходимости выход из ситуации, ею же поставленной! Но это, естественно, в том случае, если не «соваться в ее монастырь со своим уставом». Подробнее у Г.С. Чеурина — radosvet.net/spy/obraz/1274-samospasenie-bez-snarjazhenija.html
Вторых реально единицы. А жить хотят многие. И когда читаешь некоторые темы, то реально улыбаешься их бесполезности, рассматривая их как челокек природы.
Очень хорошие слова написаны. Второй путь очень сложен, особенно для нынешних людей. «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри, не вы...» С каждым годом прожитым в период бурного развития цивилизации мужик мельчает. То что раньше было нормой, сейчас трудным кажется. Наши отцы и деды вытащив на плечах ВОВ многие моменты не считали за «трудность», которые в нынешнее время уже «трудность». К примеру, мыться в холодной воде. Летом воду отключили — мойся под душем холодной. Нет, же. Кто с тазиками бегает, брянчит, воду греет, переливает, ну а кто водонагреватели ставит. Буржуйство все это. Я на работе беру холодное ем в обед — просто так (не всегда конечно, не подумайте). А другие не могут, им микроволновку подавай. Ну не могут они без нее холодное сожрать. Некоторые в магазин через один дом на машине едут, будто ног нету. Да примеров тьму можно привести. Знаю, к нашим комрадамэто не относится, но всеж мужик мельчает.
Андрей, Вы правы! А то что не относится к камрадам так это спорно-была тут статейка про то как на День России ктото на машине в лес ездил костерок пожеч, а воды взял с собой 5 литровПотом красиво написал как воду фильтровал в походных условиях… Ну мы ж экстремалы-изобретатели, мы ж велосипед изобретём там где его изобретать и не надо было! А про мельчает согласен-не многие пройдут пешочком 10 км по лесу, не многие знают как навес от дождя или шалаш сделать, ктото вобще костёр развести не в состоянии…
хорошие слова… долго над ними думал…
однако понял, что и тот и другой путь имеют право на существование… ведь может быть ситуация, когда без капсулированного варианта не возможно выжить (ну не научился человек быстро меняться и выращивать себе необходимые органы)… но как верно написано — открытый путь более продолжительный и более так скажем «логичный»
Ну, в определенном смысле, НАЗ есть у каждого. Не может человек совсем без инструментов. У всех он разный, конечно, у кого то маленькая упаковка, у кого-то на несколько килограмм.
Когда мне говорят о том, что мол, вот мне для выживания надо нож, веревку и котелок, я сразу представляю такого человека зимой в тайге. Все, сутки максимум- неделя. Ну не верю я людям, что могут они с одним ножом долго прожить. ПРОДЕРЖАТЬСЯ какое-то время — да. И у всех это время разное.
У меня НАЗов — миллион видов наверное:) Имеется в виду что.Все же от сезона зависит, от цели выхода и от сроков. Порой у меня килограмм 20 наберется, и не выкинешь ведь ничего. Всё НАЗ получается. А порой и килограмма не наберется. Иной раз без топора не пойдешь, а в другой раз думаешь, брать ли спички, скажем.
Но в среднем, чтобы как то прожить не очень долгое время мне нужен нож, мультитул, веревка, топор, леска и проволока, рыболовная снасть и соль с котелком, брусок небольшой.
Ну хорошо бы и ружжо с патронами, и чай, и сахар:)И муку:))и спирт:)И крупы, и лук, и чеснок:) Тогда это выкладывается в нормальный НАЗ, который я беру с собой на охоту.
Даже здесь не обошлось без выкладки НАЗика…
«Мой НАЗ живет в поясном кармашке рюкзака: небольшой складной нож, маленький фонарик, комплект батареек, немного соли, спички и сухое горючее, пара тонких веревочек примерно по 2м, нитки иголка, бандана.» Молодец! Потерял рюкзак а с ним и НАЗик...
За тему +! Большой!
Полностью согласен по поводу двух видов существования человека в лесу. В психологии бытия сказанно, что если взять любое животное лесное: оно является частью леса и тем самым адаптирует себя под данные условия жизни, а человек с приходом прогреса поступает наоборот, меняет среду под свои нужды. Чем больше удобств- тем ленивей человек становится. По этому попав в лес с одним ножом и коробкой спичек успех на выживание у такого человека равняется нулю. Да и на самом деле не важно что там у него есть для выживания, то ли нож, то ли лопата, то ли топор- все будет бесполезным если непонимает как и где применить и обойтись только этим предметом. Он не умеет жить там подстраиваясь под лес. По этому все эти минимальные НАЗы повешенные и носимые на шее, в кармане,… вызывает улыбку и не более. Если человек не понимает как выживать и что для чего и как использовать- ему и вагон снаряги не поможет. Нужно не месяцами дома пересобирывать НАЗы сидя на деване, а брать снарягу в зубы, шуровать в лес и начинать «слушать голос леса» перестраивать себя и свое отношение к другой среде.
з.ы. По поводу внутреннего стержня, что это такое при выживании можно полицезреть в книге про Мересьева.
НАЗов ни когда не имел, самое важное для меня это ключи от квартиры, дачи, гаража, а там уже все есть что надо.
но имею тревожный рюкзачек, который правда надо продублировать для жены а может для меня.
— Сдаётся, что обычная жизнь выживших на «Шпице» не очень то отличалась от островной…
— Мои дед с бабкой до самого конца, до 90-х прожили в одном из кишлаков, электричеством пользовались несколько часов в день, топили кизяком, держали скотину, молоко, творог, мясо, овощи и фрукты — свои, деньги только на керосин, соль, спички — на то, что самим не сделать. В город — на велосипеде, в поле — на ишаке. Дед ходил в фуражке, в которой вернулся с войны, брился опасной бритвой. Дом построил сам, от фундамента до крыши.
— Жизнь, как выживание?
-
недавно в гостях был, дружбан работает санитаром в больнице, но построил 2-х этажный котедж из пеноблоков, бабла немеряно, из его «вепря» стрелял 7,62Х51, а все потому что брат жены ментом полковником работает, потом по стволу отпишусь
С собой они захватили ружье с запасом пороха и пуль на 12 выстрелов, топор, нож, казан, огниво и 20 фунтов муки.
Давайте все таки не играть в амазонок. Когда-то люди искрой огонь добывали и делали топоры из камня, но это не значит, что стоит причислять себя к числу первобытных людей, способных босиком и в шкуре выжить в лютую зиму в пещере. Человек — существо хрупкое. Да мы способны на многое, все зависит от воли человека, но не стоит надеятся на собственную непобедимость и знания отметая все блага цивилизации в угоду собственных амбиций. Речь идет о тех предметах, которые помогут выжить или протянуть какое-то время, до прихода помощи, и для каждого это будет совершенно разный набор. Есть лишь общие правила, такие как: Уходя в тайгу возьми с собой спички, нож и компас и т.п.
Само определение аббревиатуры «НАЗ» — носимый аварийный запас, говорит о его предназначении, иначе зачем они нужны летчикам и космонавтам? Я с неподдельным интересом посмотрел бы как «Человек Природы» поймает рыбу голыми руками или отобъется от дикого зверя. В первую очередь собственные знания и здравый смысл, а НАЗ это вспомогательный инструмент, повышающий шансы на успех в случае ЧС. ИМХО.
Когда-то, в 13 лет, мы с братом в составе группы, с тяжелыми рюкзаками скарба и провизии, за световой день проходили 30 км по Уральскому хребту, но сейчас я не уверен, что смогу повторить это с той же легкостью и прытью. Возраст, вредные привычки и образ жизни не позволят мне пройти тот же маршрут за день, а если и позволят, то затраты энергии и моральных сил составят непростительно высокий коэффициент по отношению к моим нынешним возможностям.
Комментарии (43)