Начало


Водонепроницаемые рюкзаки


Когда говорят о технологической отсталости России, то это кажется чем то далеким от нас, от нашей простой, приземленной жизни. Оказывается, это не вполне так. Зададим себе простой вопрос: а каким должен быть велорюкзак? Совершенно очевидно, что он должен быть водонепроницаемым. Однако, водонепроницаемых рюкзаков отечественная промышленность не делает. Ко мне лично обращались три довольно крупные Российские фирмы, было ими по моим советам совершено три попытки сделать водонепроницаемый велорюкзак. Все три окончились провалом. В то же время, иностранные компании делают такие сумки. Например www.ortlieb.de/ — сайт компании с ужасной навигацией, но на каталог водонепроницаемых велорюкзаков выйти можно. Иной производитель: www.horstwaterproof.com/homeus.htm

Все ли так плохо? Нет, не все. Во-первых, отечественные производители выкручиваются при помощи чехлов на велорюкзак. Во-вторых, у герметичных велорюкзаков есть свои минусы — они грубы, громоздки, больше весят. Делать из них рюкзак на 90 литров вряд ли имеет смысл. В-третьих, велорюкзаки из кордуры, которую применяют Снаряжение, Пик-99 и АКМЕ — легкий дожь держат. Да и более-менее сильный дождь держат тоже, пока новые. А сильные кратковременные дожди велотуристы пережидают. Другой аспект решения проблемы — все внутрь рюкзака паковать в герметичные мешки — «гермы». Конечно, это не удобно. Дополнительная вещь, вес. Но спать в подмокшем спальнике еще более неудобно. Может быть, когда нибудь, появятся водонепроницаемые рюкзаки из легкой и прочной ткани.

Слово о производителях.


Перед тем, как поговорить о том, как выбрать велорюкзак, поговорим немного о фирмах производителях. Начнем с зарубежных фирм. На кого рассчитана продукция европейских фирм, которая появляется на прилавках наших магазинов? На европейского же туриста. Скажем, собирается какой-нибудь Петер Андерсен проехать по велодорожкам из Гронингена в Золинген, идет в магазин и покупает там велорюкзак. Рюкзак этот выглядит стильно, красиво, и адекватно задаче — колесить по гладенькому асфальту. Чем же в это время занимается наш, российский велотурист? Вот, я, на новый год катался по маршруту Рыльск (Курская область, Россия) — Гадиловичи (Беларусь). Встретив Новый год в Рыльске, я как раз поспел к рождеству в Гадиловичи. Замечательно отдохнул, и даже в некоторых местах видел асфальт. В основном, правда, весь в колдобинах. Красивое европейское изделие стоимостью почти в 90 долларов показало, что ездить с ним по колдобинам нельзя — крепления (пластиковые крючочки) не выдерживают испытания нашими Гадиловичами. Нет, они не ломаются, но соскакивают, как-то искривляются… В целом — сомнительный вариант. Не для наших гадиловичей «ихние» изделия. С другой стороны, если вы собираетесь в несложный поход, в поход по Европе — эти изделия, особенно герметичные, будут весьма хороши.

Российские производители делятся на две категории: космополиты и русофилы. Космополиты убеждены, что все хорошее приходит к нам с запада, а посему, нечего изобретать велосипед… в смысле, велорюкзак, когда можно распотрошить европейское произведение и сделать что-то подобное. В результате имеем модель очень похожую на европейскую, однако, кое-где упрощенную. Часто все плохое, скажем, крепления, остается, а все хорошее, например, ткань, заменяется на более простое. В результате, часто имеем вещи сомнительные вдвойне.

Русофилы идут другим путем: «нам запад не указ, мы сами с усами». Изделия этих фирм в свою очередь делятся на две категории: хорошие и плохие. Разница в том, что хорошие изделия выпускают те фирмы, где разработчики сами катаются на велосипеде, или привлекают к разработкам настоящих живых велотуристов. По изделиям других фирм сразу видно, что конструктор никогда сам со своим изделием дальше пошивочного цеха не ездил, но о велопоходах — читал. Читать о походах на велосипедах — не достаточно, чтобы сделать хорошую вещь.

Наиболее часто встречающиеся ошибки видны сразу:
— Блеклый цвет рюкзака и отсутствие светоотражающих полос. Что хорошего может сделать фирма в мелочах, если она забывает о главном — безопасности велотуриста?
— Форма штанин рюкзака сужающаяся книзу в поперечном направлении. Для чего? Если уж и делать поперечное сечение рюкзака неравностенным, то он может расширяться книзу, но уж никак не сужаться.
— Применение «байдарочных тканей» в широких пределах. Есть такая ткань — Теза, «бывшая совтрансавто». Непромокаемая и непробиваемая ткань. На велорюкзаке возможно наличие вставок из этой ткани для усиления ряда мест, но если вы видите «большие поля» тезы — значит, рюкзак конструировал байдарочник.
Есть еще ряд моментов, которые уже нельзя назвать столь категорично ошибками, о них — в следующем разделе.

Процесс выбора велорюкзака.


Для начала определите, что вы будете с велорюкзаком вытворять. Экстремалы должны сконцентрировать своё внимание только на монообъемниках, всем остальным подходит все многообразие продукции отечественных и импортных рюкзакостроителей.

Окиньте рюкзак взглядом свысока на предмет наличия в нем ошибок, перечисленных раньше. Если их нет, переходим к детальному досмотру.
Никогда не берите кота в мешке — перед тем, как купить, попросите прямо в магазине велорюкзак набить, а еще лучше — закрепите его на багажнике. К сожалению, в большинстве магазинов такой возможности нет. То есть, рюкзак в набитом виде посмотреть можно, а вот прикинуть его на багажник — это вряд ли.

Если берете трехсекциноный рюкзак, обратите сначала внимание на систему креплений и на внешний вид набитого рюкзака в сборе. Рюкзак должен выглядеть изящно, сидеть на багажнике без перекосов, не быть угловатым, как бы топором рубленым. Крепления должны быть максимально простыми и удобными. Сложные системы строп, фастексов и пряжек будут вас раздражать. Ничего из вышеперечисленного не должно торчать по сторонам. Рекомендуемый объем трехсекционника от 60 до 80 литров. Меньше — мало, если же надо больше — берите однообъемный вариант. Обратите внимание на материал. Материал принципиально должен быть хорошим. Это большое отличие от пешеходного рюкзака. Все-таки, при езде на байке, нет-нет, да и заденешь какую-нибудь сосну, или попробуешь на прочность землю. Рюкзаки дачников и не велотуристов редко испытывают подобные нагрузки. Кордура — вот хорошее слово, хотя и не без недостатков: тяжела, однако! Нейлон Оксфорд — еще вариант. Много сегодня тканей хороших и разных… Разные, впрочем, лучше не брать! Кроме ткани важный вопрос — нитки и молнии.

В случае однообъемных рюкзаков обратите внимание на их общий объем и на размер «ног». Если однообъемник мал — лучше его не брать, а обратить взоры на трехсекционные модели. Если у однообъемника большой верх, и коротенькие «ножки» — такой вариант брать просто нельзя.

Как паковать велорюкзак?


Мы часто говорим о том, что велорюкзак, как впрочем, и рюкзаки других типов, должны быть упакованы правильно. «Пешеходы», которые носят рюкзаки на спинах, хорошо это понимают. Стоит один раз положить банку с тушенкой так, чтобы она впивалась вам в спину, и необходимость убеждения в правильности паковки рюкзака отпадет сама собой. Спина велотуриста далеко отстоит от рюкзака, и в этой связи, многие пакуют рюкзак, как бог на душу положит. Потом возникают проблемы (перекос рюкзака, попадание его в спицы, плохая устойчивость байка на плохой дороге, ухудшение управляемости), а турист и не понимает, от чего это?

Итак, паковка велорюкзака подчиняется четырем основным правилам:
— «ноги» велорюкзака должны быть забиты полностью, а вот верхний объем может быть и полупустым.
— Центр тяжести загруженного рюкзака должен быть примерно посередине, иначе рюкзак будет стараться сползти.
— Центр тяжести рюкзака должен быть как можно ниже.
— Из рюкзака не должно ничего торчать по сторонам.
Ну и конечно, пакуя рюкзак, неплохо подумать о том, что из вещей и когда понадобится, чтобы не положить нужную вещь на самое дно, где ее будет не достать.

Рассмотрим все правила по порядку.
Ноги рюкзака должны быть забиты полностью, быть упругими и толстенькими. Почему? Сразу по нескольким причинам: туго набитые лапы сильнее прижимаются к багажнику сами, но в то же время сохраняют форму. Полунабитые лапы могут «обтекать» стойки багажника и попадать в спицы, а это неприятно. Полностью набитые лапы стоят монолитом и в спицы никогда не попадут. Сделаю свои намеки более прозрачными: если вы купили велорюкзак, который попадает в спицы — не торопитесь говорить гадости про его производителя. Скорее всего, вы просто пакуете его так, что никакие крепления не помогут. Некоторые производители «идут на поводу» у людей плохо пакующих рюкзаки и ставят дополнительно пластиковые усиления. Получается жесткая внутренняя стенка, которая позволяет не думать о том, что рюкзак может попасть в спицы. Хорошо это или плохо? Ответ — да… то есть, это и хорошо и плохо. Плохо потому, что рюкзак становится тяжелее, дороже, объемнее при хранении. Таким образом, у вас есть дилемма: либо паковать рюкзак применяя голову, либо возить с собой ненужные детали. Я рекомендую — первый вариант. Делов то: сначала полностью забейте лапы рюкзака так, чтобы там не оставалось свободных полостей, а затем переходите к верхнему объему. Все очень просто. Интересно отметить, что если вы берете трехсекционник в расчете на то, что будете ездить с ним, скажем, на работу, то есть в режиме, когда даже одна сумочка не заполнена, то пластиковые вставки вам будут полезны. Пластик будет препятствовать попаданию в спицы даже пустой сумки.

Если первое правило надо выполнять всегда, то второе уже не носит столь серьезного значения, если вы, конечно, не передвигаетесь по льду. Во время похода по Байкалу, когда шипов на колесах у нас толком не было, мы хорошо ощущали даже незначительное изменение балансировки рюкзака. Остановились на привал, вытащили из правого кармана еду, и… байк идет по-другому! Более серьезная проблема — перекос рюкзака. Если вы в одну «штану» сложили палатку вместе со стойками, топор, ремнабор и консервы, а другую у вас занимает один спальник, то, как вы не будете стараться крепить рюкзак, он все равно будет настойчиво перекашиваться.

Третье правило (центр тяжести рюкзака должен быть как можно ниже) заметно помогает управлять велосипедом, более того, это можно ощутить даже на асфальте. Один раз в Угличе мои друзья подшутили надо мной. Пока я осматривал музей, они положили мне в рюкзак, на самый верх, бревно — березовый срез весом килограмм на 8. Поехали дальше… я ничего не понимаю! Делаю небольшой маневр, например, объезжаю яму в асфальте, а меня довольно сильно поводит. Только приехав на стоянку, я понял, в чем было дело. Лежащий вверху срез создавал большой опрокидывающий момент. Когда же едешь по плохой дороге, то ситуация становится еще чувствительнее. Чем больше приходится маневрировать, тем важнее иметь центр тяжести рюкзака как можно ниже.

Упаковать рюкзак так, чтобы центр тяжести был внизу — просто. Запихивайте в лапы (боковые сумки) вниз сначала самое тяжелое, что есть: банки тушенки, колышки от палатки, и все получится само.

Наконец, из рюкзака ничего не должно торчать по сторонам. Это важно по двум причинам: во-первых, торчащие предметы любят задевать за что ни попадя: за машины, людей, деревья. Не всегда это весело и безобидно — можно зацепившись хорошо полететь. Кроме этого, известно, что куда бы велотурист не ехал, это все будет против ветра. Торчащие предметы увеличивают ветровое сопротивление, что тоже не очень приятно.

В заключении скажу, что как бы вы не пытались упаковать нужные вещи так, чтобы они были относительно доступными, все равно, что-нибудь из них окажется на дне, и рюкзак в середине дня придется распотрошить. Разумеется, делать это придется под дождем. Дам еще намек: никогда не храните паспорт в рюкзаке. Часто именно для предъявления этого документа, который утверждает, что вы — не верблюд, и приходится перелопачивать горы вещей.

Хороших вам велопоходов!

Источник.

Читать весь материал и комментарии