Тема топоров, как известно, неисчерпаема. Мало какой инструмент так уверенно ложится в руку русскому человеку и затрагивает в нашей душе такие чувствительные струнки.

А учитывая появление среди нас камрада Kevin, имеющего существенные как теоретические, так и практические познания в данной области, а также нехилую коллекцию этих замечательных инструментов, новая посвященная топорам встреча стала практически неизбежной.

В качестве места встречи был предложен тот же лес, что и 9го числа. Поскольку он удобно расположен и в нем очень легко найти место, где упавших деревьев много, а людей практически нет.

Итак, поздним утром 24 января встретились на территории вражеского Макдаканедалеко от конечной станции метро пять человек: камрад wervolf313, он же Тимофей, камрад eduard он же Эдуард, камрад Kevin, он же Федор, камрад denisss708, он же Денис, и HarryBullet, он же Игорь, он же я. В соответствии с условиями встречи, были у нас две машины, куча топоров, мясо для мангала и много хорошего настроения.

Из намеревавшихся быть на встрече, к сожалению, не смог преодолеть груз домашних задач камрад Q-zmich.

Получил персональное приглашение также известный пропагандист и агитатор за настоящие таежные топоры и правильную рубку, добровольный жрец великого Чайки камрад Harding. Но он, как ни странно, не откликнулся на это приглашение. Вообще и совсем. Молчал, как рыба об лед. Предположительно, пребывал в состоянии медитации над старой стамеской либо углубленно тренировался в нанесении оной ударов сильных, но легких. Хотели мы всем составом по случаю неявки данного сенсея сделать себе своими неправильными топорами ритуальное сеппуку, но потом как-то передумали. В самом деле, не так уж нас его отсутствие и расстроило.)

Доехав до места, оставив машины у дороги и поставив точки на навигаторах (моем и Тимофея), выдвинулись в лес.



Погода, надо сказать, была как по заказу. Мороз градусов 16, солнце, чистый белый снег на земле и деревьях – красотища.



Пока шли до речки натоптанными тропками – мимо проносились лыжники, на которых практически идеальная для лыж погода явно повлияла как хорошая доза алкоголя. Ребята и девчата, молодые и старики мчались напролом с выпученными глазами, издавая невнятные вопли в сторону нас — странных людей, вдруг оказавшихся на их лыжне без лыж.)

За речкой свернули по целине к месту предыдущей стоянки, но до него метров 50 не дошли. Повстречали удобное место, там и разбили лагерь.

Пока доставались топоры, продукты, котелки и печки, происходило углубленное знакомство как людей с людьми, так и людей с топорами. А топоров, надо сказать, хватало.)



В планы «добраться до места и срррразу начинать рубить» жизнь, разумеется, внесла свои коррективы.Ну что за стоянка без огня горячих угольев, без кипящих котелков, без запаха жареного мяса? Это полстоянки, даже четвертушка. Поэтому сначала мы дружно занялись хозяйственными вопросами. Тимофей и Эдуард достали и разожгли спиртовки. Эдуард собрал и распалил супермегащепочницу, на которую был торжественно установлен пятилитровый котелок с ледяной водой и снегом. Мы с Тимофеем установили мангал – кривое и ненадежное изделие каких-то братьев по разуму.



В процессе установки, кстати, пошалил лесной дедушка: ноги у мангала оказалось три. Четвертая пропала неведомо куда и нашлась тут же под руками только после того. как Тимофей уже навязал вместо нее узлами один из алюминиевых шампуров.) Так и стоял мангал на трех штатных ногах и одной нештатной, а четвертая штатная лежала рядом.

Вообще, характерный юмор хозяина здешних мест: запрятать что-то не очень важное, и потом весело наблюдать за реакцией. Но, однако, после вернуть. Я еще не рассказал, а ведь, после того как наши рюкзаки постояли без присмотра в прошлый раз, дома на дне моего рюкзака обнаружился пропавший чехол от тента. При этом я тот рюкзак при пропаже не только обыскивал полностью раза три – я его переворачивал и тряс.)) А в конце этого мероприятия у меня пропали два чехла от топоров – и нашлись совсем в другом конце стоянки. О как.)

Горелка–«консерва» в результате осталась невостребованной: на морозе спирт надежнее. Однако резак я для пробы запалил. На зеленом баллоне-дихлофоске горел в целом нормально (баллон, правда, сильно проморозиться еще не успел) а вот электроподжиг отказался действовать: зажег газ зажигалкой. Дома, кстати, все заработало, так что дело, по-видимому, все же в газе.

Спиртовки исправно выполняли свою работу, снабжая нас кипятком в любых потребных количествах. Тимофей сообщил мне, что увлечение спиртовками заразно, и оказался пра: мне такую тоже захотелось. Придется, видно, покупать.)



Мегащепочница, потребив смешное количество «дров», если так можно назвать расщепленные веточки, вскипятила, однако, пять литров ледяной воды за 35 минут. При этом дрова подбрасывались два раза. Отличный, на мой взгляд, показатель. Эксперт в данной области, наш камрад Эдуард скромно принимал поздравления.





Отдав должное домашним запасам, горячему чаю и горячему мясу, решили вспомнить, что пришли сюда все же не жрать. Ну… не только. А вкусно было.)



Инаправились размечать место для эпической дуэли – опыт и дорогой авторский топор Федора против молодости и самодельного топора Дениса.

Участники дуэли:

1. Федор – топор, сделанный для хозяина по спецзаказу мастером М. Артемьевым, 800г, 40см.

2. Денис – самодельный топор, 890г, 51см.



Надо сказать, условия дуэлянты себе выбрали серьезные. Ствол дерева, к которому они приступили с легкими короткими топориками– крепкая огромная береза, вывороченная с корнями, очевидно, прошлым летом и замороженная, что называется, в самом соку.



Она имела в обхвате 102см (на участке Федора) и 105см (на участке Дениса).





Что соответствует из геометрии диаметрам в 32,4см и 33,4см соответственно. Промерянные позже рулеткой по вертикали, стволы оказались диаметром 31,5см (у Федора) и почти 33см (у Дениса).

С огоньком приступили спортсмены к соревнованию. Многочисленные фотокорреспонденты прилежно фиксировали происходящее во всех подробностях.







Стыли на морозе руки. Не сдаваясь, дуэлянты перекладывали шпаги топоры в левую руку и продолжали бой с бревном



До цели оставалось все меньше. Уже было ясно, что камрад Федор, рискованно сделав более узкий разруб, не прогадал.





На отметке 25мин 43сек бревно у камрада Федора распалось на две части.



Надо сказать, что и камраду Денису рубить осталось всего ничего: минуты две самое большее.



Но, поскольку бревно уже солидно просело и надломилось, смысла продолжать соревнование не было. Дуэлянты пошли отогревать замерзшие руки у горячего огня и отмечать финал битвы живительным чаем.

Оба топора с честью выдержали испытание



Ошибкой было бы сказать, что остальные участники встречи на время дуэли только наблюдали. Нет, мы, разумеется, болели за исход соревнований, но и себя не забывали. Я, например, опробовал легонький топорик Федора с круглой проушиной (вес железка – 338г), предназначенный для насадки на круглую палочку либо ветку. Честно, по руке он мне не особо пришелся, но это, конечно, на любителя.





А камрад Эдуард, взяв в руки свой здоровенный топор родом из Мексики, явно почувствовал стремление к подвигам.



Сначала он свирепо оттеснил меня от уже облюбованного ствола. Воспользовался тем, что его топор длиннее больше тяжелее, в общем, ситуацией.) Вот она, фиксация на беспристрастную камеру Тимофея



Потом, подобно берсерку, врубился Эдик в мерзлую березу.Гром пошел по лесу, перекрыв даже усилия дуэлянтов.



Ну разве ж мог мексиканский топор, рожденный под изнеженным южным солнцем, выдержать совокупную атаку суровой русской природы и мощь боевого безумия сына Севера? Конечно, не мог. И треснул по всей длине, как вражеская печенька.



А потом и вовсе обломался, в смысле, обломился. Прямо посередке топорища.Остатки повергнутого южного дерева пошли в мангал, а топор присоединился к своим более счастливым собратьям.



Вернусь немного к дуэли. Уважая усилия дуэлянтов и даже отчасти ими восторгаясь, все же так скажу: хрен бы я стал дерево такого диаметра, даже относительно мягкую сосну, рубить топором, даже большим.

Мысленно предположив, что на распил мороженой березы надо минут 10-12, поставил натурный эксперимент своей верной лесной ножовкой Матрикс. Тяжеловато...)) Но со всеми передыхами – 11мин 01сек.



На ворчанье камрада Федора, что, мол, его лесная ножовка имеет охрененный зуб и, дескать, моя гораздо хуже – ответил просто.





Наглядно видно, что у ножовки Федора на эдакое бревно просто не хватит длины.

Кроме того, у Матрикса профилированный зуб хоть и мельче, да зато работает в обе стороны. А специфический зуб ножовки Федора – только под движение «на себя», равно как и у моего складного Фискарса-75.

В качестве аргумента «за» короткую ножовку можно отметить, что в таком толстом бревне практического смысла не очень-то и много. Разве что на кругляши-табуреты идеально подходит (но лучше тогда бензопилой, руки не казенные)).А вот нодья из него будет неудобная, так как ворочать одному эдакую громадину соответствующей (в размах рук) длины сложно. Да и ставить вертикально две эдаких махины уже небезопасно: соскочив, верхнее бревно и придавить может, а уж ногу повредить – легко.

Однако перепилить любое толстое бревно, двигая пилу только на себя, конечно, можно (хватило бы длины полотна пилы), но вот сил и времени будет затрачено, по опыту, больше, чем когда пиление идет сверху вниз и в нем участвует все тело, а ее только руки. Будут еще встречи — проверим.)

Следующим этапом стало сравнение нескольких сопоставимых по весу и длине топоров всеми желающими.

В конкурсе участвовали:

1. «Турок» — мой «бородатый» топор турецкого происхождения, 927г, 62см.

2. «Швед» — топор шведский армейский (1942, «три короны») Федора на неродном топорище, 1170г, 59,5см.

3. «Хуска» — моя Хускварна универсальная, 1214г, 67см.

4. «Вача» — самодельный топор Дениса на основе переделанного отечественного топора, 1220г, 68см.



Топоры сравнивались попарно каждый с каждым всеми присутствующими пятью камрадами. Оценивался лучший топор в паре. Каждый топор, таким образом, участвовал в трех попарных сравнениях, и имел, соответственно, 15 оценок «+» или «-».

По итогам определились следующие предпочтения народа:

На последнем месте – «турок». Рубит хуже всех остальных. 15 минусов. Ожидаемо.

На предпоследнем – «хуска». 7 плюсов, 8 минусов.

На втором месте – «швед». 8 плюсов, 7 минусов.

И, наконец, абсолютный рекордсмен – самодельная «Вача» Дениса. 15 плюсов!

Замечу, что у «Вачи» и «шведа» лезвие было заполировано, а у «Хуски» и «турка» — нет. Учел.)

Скажу еще, что в процессе встречи не был забыт и мой Бобр – топорик 1 ГПЗ, лишившийся топорища в прошлый раз. Пробовали мы с Федором и Денисом подобрать ему соответствующее березовое полено – но одно найденное былосовсем неподъемным, не расколешь, второе – казалось прямым, но, будучи расколотым вдоль, показало такие волны, что аж морская болезнь начинается… В итоге опытный Федор нашел подходящий по размерам, форме и чистоте среза березовый сук, из которого и вытесал заготовку для Бобриного топорища. Большое ему спасибо – как руки дойдут, я эту работу обязательно закончу.



Также большое спасибо камраду Денису за предложение принять в подарок победившую в соревновании «Вачу». Не мог отказаться – и не хотел.)) Так что «Вача» теперича у меня – познакомилась с котами и чувствует себя отлично.

Вдоволь нарубившись, доев шашлык, попив еще чаю и поболтав обо всем, в наступающих сумерках народ как-то резко засобирался домой. Выяснилось, что у двух камрадов есть еще дела в городе, ну и мы двинулись за компанию. Поскольку погода, повторюсь, была идеальной, по своим следам бодро дотопали до лыжных тропинок. Навигаторы практически и не понадобились – так, более подходящую дорожку выбрать.



Дойдя до машин, распрощались и разъехались, отвозя пеших камрадов к метро.

Из запланированного в результате не провели сравнение «мясного топора» Дениса и моего кукри на предмет рубки дерева. Ладно, время еще будет.

Выводы.

1. Авторский топор за много тыщь рублей, конечно, греет душу и радует взгляд. Но соревнование, на мой взгляд, объективно показало, что в смысле рубки дерева опыт и точные удары значат гораздо больше.Учитывая, что высокие качества показали оба дуэлянта, а также принимая во внимание отличную заточку топоров, разница между «авторским» и просто самодельным была, на мой взгляд, ожидаемо минимальна.

2. Доведенный до ума отечественный серийный топор кроет именитые аналоги как бык овцу.

3. У «Вачи» и «шведа» лезвие было заполировано, а у «Хуски» и «турка» — нет.Никогда не понимал, зачем лезвию топора полировка. Теперь наглядно вижу.) Нужна.

3. Ножу, кстати, полировка тоже нужна, что следует из сравнения финок – моей и Федора, и складных ножей тех же хозяев. Несколько товарищей независимо подтвердили: ножи Федора режут мягче и удобнее. Ладно, доберусь до дачи с ее станочками – устрою инструментам полировальную вечеринку.

4. Ножовка моя в качестве лесной мне нравится все сильнее. Придется в машину еще одну покупать.

5. Спиртовка – вещь. Особенно в мороз.

6. Хорошая щепочница заменяет на лесной кухне полноценный костер, при этом проблем с заготовкой топлива и поддержанием огня в разы меньше, а работает она эффективнее.

Еще несколько слов об одежде и снаряжении.

На вполне приличном морозце полностью проявилось удобство послойной одежды: термобелье, на нем флиска из полартека, сверху куртка. Влага отводилась в наружный слой флиски, а телу было сухо и тепло.

Куртка была самая обычная осенне–зимняя на синтепоне, без никаких подстежек и тд.Благодаря двум нижним слоям одежды часть времени куртка была на морозе просто расстегнута без всяких неудобств.

Шея – утеплялась подшлемником от термобелья, надетым и стянутым с головы. Таким образом его можно при необходимости быстро натянуть обратно как капюшон. Сверху подшлемника был надет вязаный «морской шарф» от Сплава. Опять же удобно: подшлемник находится между шерстяной тканью и шеей, отводит влагу от тела, шее тепло и она не мокнет. К тому же бывает, что грубая шерсть натирает шею – при таком способе это исключено.

Шапка – обычная вязаная двухслойная.

Штаны – от Горки-3, под ними обычные полушерстяные треники «с начесом» стародавних времен, а под ними – термобелье. Тоже никаких нареканий.

На ногах были термоноски и пластиковые сапоги «Винтер» фирмы Поливер – лучшая зимняя обувь, которую я когда-либо носил. Теплые и полностью сухие ноги, хоть стой, хоть танцуй.) А короткие голенища (этих сапог два варианта, высокие и низкие, у меня низкие) закрываются гамашами-«фонариками» из кордуры – в результате ходьба по глубокому снегу не доставляет вообще никаких неудобств.

Перчатки – обычные однослойные от Сплава, им уже лет 10. По опыту, когда спине, шее и ногам тепло и не мокро, перчатками можно смело разгребать снег и тд– руки не мерзнут. От моих перчаток на морозе постоянно пар шел, а снятые они сразу конкретно задубели – и ничего.)А на возможнуюсменку в кармане штанов всегда живут копеечные хозяйственные перчатки.

Хотелось бы отметить, что практически вся одежда на мне была отечественного производства, включая флиску и термобелье. Вражеские – только подшлемник от термобелья (Норвег Хантер), термоноски (такие же), упомянутые сапоги и гамаши-«фонарики» (Кечуа из Декатлона). Вообще тут недавно смотрел в «Экстриме» — появилась куча весьма приличной отечественной одежды по вполне себе нормальным ценам. Например, комплект термобелья от Норвега сейчас продают почти за 7000, а отечественного, в котором я на морозе был – за 2900.

За рюкзак со мной ходил старый добрый брезентовый Ермак тридцатилетнего возраста. По-прежнему считаю его отличным вариантом для подобных выходов и менять не собираюсь. В переделанном двухобъемном Ермаке особой надобности не было, так как мы выходили без ночевки – соответственно, спальник (под который и сделан в основном нижний объем) нести было не нужно.

При нанизывании мяса на шампуры очень к месту оказались взятые с собой три пары тонких резиновых перчаток – руки у нас с Тимофеем остались совершенно чистыми.

В целом, считаю, отличная и полезная получилась встреча.



Спасибо всем, кто принял участие в выходе! Острых топоров и крепкой дружбы!

================================
Мнения и оценки в статье – мои и необязательно верные.

Читать весь материал и комментарии