Прошу прокомментировать эту статью, в части описания ПЯ, тех, кто знаком с ним на практике.

Продолжаем тему короткостволов.

Почему у пистолета ТТ было больше недостатков, чем положительного? Опять, если мы откороем литературу или будем слушать типа «авторитетов», то нам опять будут говорить о «сложности» этого вопроса.
А ответ прост. Несмотря на кажущуюся сложность. Потому что его так заказывали. В тактико-техническом задании на этот пистолет писалось всего два пункта. Первый был о том, что будующий пистолет должен был быть под патрон 7,63 (позже его назвали 7,62) на 25 (25 мм — это размер гильзы), которых осталось весьма много от Гражданской войны. И второй пункт, в котором писалось о том, что данный пистолет должен быть «украшением красного командира». Хотели украшение — украшение и получили в конечном итоге.
В 1930 году проводились первые армейские опытные испытания нового пистолета. И отзывы из войск, мягко говоря, были весьма не лесными. Особенно много нареканий было к защелке магазина и к боевой пружине. Поскольку ТТ считался системой кабурного ношения, то из-за неграмотного расположения защелки магазина, магазин терялся. Особенно часто в полевых условиях, когда необходимо бегать, прыгать и ползать.
Этот недостаток так и не был устранен на пистолете. Мало того, не понимая сути применения и носки пистолета, этот же недостаток перекочевал на «современный» пистолет Ярыгина — ПЯ. Объяснение кавычек ниже.
К боевой пружине пистолета ТТ вопросов еще больше. Для того, чтобы это понять совсем не обязательно иметь боевое оружие. Вполне достаточно разобрать пневматический аналог этого пистолета и пневматический аналог пистолета ПМ. Для чего? Потому что все познается в сравнении.
Боевая пружина пистолета Макарова (9 на 18), размер гильзы которого на порядок меньше ТТшной, имеет габариты в 10 см. Для сравнения, боевая пружина ТТ имеет размеры 4 см.
Размещается боевая пружина ПМ в пистолетной рукоятке и на ее работу нареканий нет. Поскольку она — полностью соответствует классической теории пружин, была высчитана и согласно вычислений сконструирована.
Боевая пружина пистолета ТТ, располагапется в курке. С одной стороны это хорошо. Поскольку сразу получается отдельный узел — колодка УСМ. Но, при этом не учитывался мощный боеприпас. Боевая пружина ТТ не соответствует теории пружин и потому со своей работой справлялась не всегда. От того и частые отказы в работе и осечки.
При начальном производстве этих пружин Токарев оприрался на старинную методику изготовления малых и сильных пружин из так называемой «белой стали». Но оружие его не предполагалось выпускать малыми партиями и такого рода методики для конвейрной сборки не подходили.
Кроме того, время на проектирование отпустили Токареву столь мало, что ему ничего не оставалось делать как воспользоваться чужими идеями. В основу разработки своего пистолета Токарев положил конструкцию пистолета Браунинга образца 1903 года. Практически ее полностью скопировав.
Приблизительно в тоже время, в 1928 году работу над своим новым пистолетом начал и Браунинг. И пистолет ТТ и пистолет Браунинга «Хай Пауэр» появились в одно время. Первый в 1930 году, второй в 1931 году. И сравнения этих пистолетво оказались далеко не в пользу Токарева. Даже если брать во внимание только второй пункт ТТЗ.
Война же все расставила на свои места. О потере пистолета ТТ мало кто жалел, и при первой же возможности снимали с убитого немца Р-08 или Р-38.
Теперь несколько слов о пистолете Стечкина — АПС.
Не стоит думать, что пистолет Стечкина просто круче пистолета ПМ, хотя бы по тому, что он больше. Из АПС стрелять еще тяжелее, чем из ПМ. Но, в чем разница между этими стволами? Разница опять в заказе.
АПС не заказывался, как пистолет «общевойскового боя». Это пистолет не для всех и не для каждого. Это ИНСТРУМЕНТ. Инструмент для партизанских, контрпартизанских и диверсионных действий. Заказывали его в разгар борьбы с ОУНовцами. И по ее окончанию этот пистолет куда только не пытались пристроить. Но от него все открещивались. Правильно, потому что они его не заказывали, он им был не нужен.
Второе рождение пистолета АПС связано с Афганистаном. Там он опять стал востребован. Ибо опять нужен был ИНСТРУМЕНТ, которого не было. Востребован этот ИНСТРУМЕНТ по сей день. Поскольку лучше, пока не придумано ничего.
Многие слышали о таком русском оружейнике, как Марголин. Он сконструировал спортивный пистолет, который до сих пор стоит на вооружении. Из пистолета Марголина стреляло большинство и спорсменов и военных. Но, мало кто знает, что Марголин был слепым. Он потерял зрение в результате разрыва германского снаряда, когда он служил на флоте. Жесткая жизненная необходимость заставила пробудится в нем тому, что не поддается простому объяснению. Марголин ходил по городу без палки и повадыря, разными маршрутами и никогда не блуждал. Бросал финку на звук тикающих часов с 15 метров и не промахивался. На ощупь определял размеры деталей с точностью до сотой микрона. Немцы занимаясь поиском удачной спортивной модели для своего будующего пистолета перепробовали сотни моделей. Но в основу своей спортивной модели положили пистолет Марголина.
Едим дальше. Теперь о том, что принималось совсем не давно на вооружение. И «возглавляет» этот список типа «современный» пистолет Ярыгина. Кавычки взяты совсем не случайно. Это мнение большинства людей державших в руках этот пистолет и имевших опыт стрельбы из него.
Первое впечатление, когда берешь в руки этот пистолет — это то, что будто он вырублен топором из цельного куска металла.
Второе удивление вызывает магазин этого пистолета. Он сконструирован закрытым и имеет отверстия для того, чтобы смотреть сколько патронов в нем либо осталось, либо зарядили, что ужасно не удобно. Вспоминается тут же АПСовский магазин, которым пользоваться намного проще. И задаешся вопросом, для кого или для чего делали такой магазин для ПЯ? Заряжая патроны в магазин можно неоднократно порезаться, поскольку магазин банально низкого качества производства.
Третье. Вызывает удивление задняя часть затвора. Она вся в отверстиях и площадочках. Для чего это сделали? Скорее всего только для того чтобы там собиралась грязь и пыль. Другого ответа на этот вопрос нет.
Четвертое. Спусковая скоба. Она выполнена столь огромной, что тоже кроме вопросов ничего не вызывает. Она выполнена для удобства стрельбы с двух рук, но при этом совершенно не эргономична.
Пятое. Если патрон в патроннике, то при постановке системы на предохранитель курок не снимается с боевого взвода. Вопрос без ответа. Для чего это сделано? Ладно, можно было бы понять, если бы спуск пистолета был тяжел и непопротлив. Но он и так слишком легок, даже если стрелять самовзводом. И тут опять все просто — это чисто глоковская штучка. Потому ее просто тупо передрали.
Шестое. Предохранитель с осью можно переставлять по желанию как удобно. Но это только типа. Почему? Потому что произвести перестановку можно, но тогда пистолет невозможно будет носить в штатной кабуре.
Седьмое. Прицельные присобления пистолета не просто большие, а огромные. Они же мешают доставать пистолет из кабуры. При этом они угловатые. Выполнили бы их закругленными и вопросов бы не было.
Восьмое. Теперь начинаем стрелять. И сразу ошарашиваемся тем, что на третьем патроне пистолет спотыкается. Это нонсенс, после ПМа! Задержки при стрельбе? Что это такое? У пистолета Ярыгина они часты, не стоит удивляться. Поэтому не стоит строить иллюзий по этому поводу. Гламур для кого-то хорош, но в военном деле нужно без него. Ибо в боевом применении гламур может отказать. Не вздумайте его чистить нашим обычным оружейным маслом. Будите добивать рукой затвор, чтоб дослался, осмобенно зимой. И не роняйте его. Он ужасно не любит грязь.
Девятое. Это защелка магазина. Недостаток пистолета ТТ, перекочивавший на пистолет Ярыгина. Только в этом случае вообще все намного хуже чем с пистолетом ТТ. Защелка настолько бестолковая, что первое, что должен сделать стрелок после того, как достал пистолет из кабуры — это проверить магазин. Лучше вообще его извлечи и дослать по новой. Иначе просто не будет стрельбы.
Кстати, первые кто отказались от такого рода защелок, расположенных у спусковой скобы, были немцы. Немцы прекрасно понимали, что такое ЭФФЕКТИВНОСТЬ и потому предпочитали защелки непосредственно расположенные у края пистолетной рукоятки. Если не верите, посмотрите внимательно на ветеранов «Парабеллум» Р-08 и Вальтер Р-38. Можно возразить, мол у Вальтеров РР и РРК (polizei pistole и polizei pistole kremimale), защелка магазина у спусковой скобы. Да, но эти пистолеты никогда у немцев не считались армейскими. Это системы не кабурного ношения.
И последнее. Это технологичность производства данного оружия. Она столь высока, что на это внимание обратили даже журналисты. Да и вообще любой желающий может без труда это сделать сам. Просто набрав в поисковике интернета «Пистолет Ярыгина». Сравните его направляющую возвратной пружины с такой же направлющей у глока и найдите тысячу отличий. Что будет производиться проще, а соответственно дешевле? Правильно — не наш пистолет.
Вообще по мнению такого отечественного журнала как «Оружие»: пистолет Ярыгина настолько технологичен, что уступает даже таким ветеранам, как Браунинг «Хай Пауэр» (1931 г.) и пистолет Макарова (1949). И по уровню находится в начале тридцатых годов прошлого века. Вот вам и «современный» пистолет.
Пистолет, который принимался на вооружение вместе с пистолетом Ярыгина -пистолет Грязева-Шипунова. Выполнен тоже под калибр 9 на 19. Но. Этот пистолет не является технологическим клоном чей-то другой конструкции. И автоматика этого пистолета совсем не распростаненная — за счет вращающегося ствола. В мире всего два таких пистолета: наш ГШ-18 (18 — это количество патронов в магазине) и чешский CZ. Это более перспективная тема, чем короткий ход ствола. Потому и помалкивают о данном пистолете. Значит? Значит он устраивает. Потому его нет в армии. В армии не нужно хорошее и современное оружие. Нужно гламурное. Чтобы наша армия стала самой гламурной армией в мире. Ведь создан уже танк и даже его окрестили типа «Черный орел», который ездит, но не стреляет, но ужасно красивый. Так и с пистолетом Ярыгина. Главное — чтобы красивый был.
Потому пользоваться пистолетом Макарова будут еще долго. Пистолета надежнее пока не придумал никто.
Вообще в этом деле ужасные консерваторы военные люди. Не те, кто сейчас себя «военными» называют, а те кто понимают что такое хорошо и что такое плохо.
Консерватизм этот идет рука об руку с мастерством. Военные ценят то что:
— просто;
— работает везде;
— безотказно в применении.
Все, больше им ничего не нужно. И если практикой выявленно что-то, то заменить его на другой образец, можно, но при этом чревато. Как это в свое время произошло с пистолетом Стечкина. Что только не пытались подсунуть на замену: и ПП-90 и ПП-93 и Бизоны и Кедры и Кипарисы, а АПС все равно лучше. Потому что его делали для войны, а не для гламура.
Несколько слов о корокостволах Второй мировой войны, нашего противника германской армии.
Это два пистолета, «Парабеллум» Р-08 и Вальтер Р-38. С первым пистолетом наши военные познакомились еще до Первой мировой войны и октябрьского переворота. Пистолет был признан не плохим, но. Ужасно чувствительным к падениям и загрязнениям. Кроме того, есть одна закономерность этого пистолета. Конструкция этого пистолета, когда его держишь в руке, настраивает психику стрелка на не приклонную жестокость. Феномен этот по сей день не изучен и не объясним. Но это факт. По этой причине данный пистолет запрещен в ряде стран.
С Вальтером Р-38 наши военные познакомились во Второй мировой войне. С ходу можно перечислить положительное:
— общий весовой баланс;
— наличие указателя патрона в патроннике;
— возможность стрельбы самовзводом.
На этом все положительное заканчивается и начинается проза жизни:
— геометрия деталей такова, что грязь никуда не девается из него, и поэтому его просто затирает;
— совершенно неудобный и не эргономичный предохранитель, когда пистолет стоит «на предохранителе» затвор можно ответсти в крайне заднее положение, что путает людей в боевой обстановке;
— спусковая тяга вообще всех Вальтеров выведена на правую строну пистолета, на ружу, потому его лучше не ронять. Тяга не сломается, но грязная, стрелять не позволит;
— пистолет боится самзки настолько, что даже в слабый мороз часты недосылы, и приходится затвор добивать рукой;
— пистолет сложен в разборке и сборке. Его не просто разобрать «до винтика», еще сложнее собрать его обратно (нужно как минимум произвести это не один десяток раз и при наличии схемы в обязательном порядке). Могут оказаться «лишние» детали.
Макарыч.

Читать весь материал и комментарии