Военные нуждались в транспортерах переднего края (ТПК) в небольших количествах, поэтому они продвигали необходимый им проект различными способами, в том числе и на высшем уровне.
После того, как в серии ЛуАЗ появилась гражданская версия ТПК и было налажено массовое производство, себестоимость машины снизилась. Инженеры Луцкого автомобильного завода регулярно придумывали новые варианты модели и способы ее усовершенствования. Но из-за ограниченных возможностей Мелитопольского моторостроительного и Запорожского автомобильного заводов, которые поставляли элементы трансмиссии и силовой агрегат на ЛуАЗ, многим идеям не суждено было сбыться.
Повсеместно разрабатывались прототипы ЛуАЗов. Так, сначала работы велись на Ирбитском мотоциклетном заводе и в Центральном научно-исследовательском автомоторном и автомобильном институте. Потом проекты велись на Запорожском автомобильном заводе.http://www.luaz-auto.ru/
Руководил работами Б.М. Фиттерман, который проанализировал конструкцию похожих западных автомобилей и предложил современную по тем временам схему ходовой части и трансмиссии. Она заключалась в установке независимой торсионной подвески колес и поставленных на каждом из колес редукторов для увеличения дорожного просвета. ЛуАЗ, как и все грузопассажирские машины, должен был быть оснащен удобной площадкой для погрузки сзади. Именно поэтому силовой агрегат, в который входили двигатель, главная передача и коробка передач, было решено разместить спереди. Блокировка заднего дифференциала и задний привод включались при необходимости водителем. Коробка передач была соединена трубой с редуктором заднего моста. Внутри этой трубы находился приводной вал. Благодаря такой конструкции можно было применить на практике следующее техническое решение: исключение из привода от КПП карданных шарниров и их установка к заднему редуктору главной передачи. Качание полуосей происходило со стороны дифференциалов за счет скользящих сухарей и со стороны колесных редукторов за счет карданных шарниров.
Проходимость автомобиля была повышена за счет приводного вала, заключенного в трубу, и отсутствия массивного заднего моста. Благодаря полунесущей конструкции кузова и небольшому количеству оборудования модель получилась легкой, что также улучшало ее проходимость. Шасси ЛуАЗа являл собой прочную конструкцию, зато движок модели был уязвимым местом из-за своей маленькой мощности. Поэтому в ходе реконструкции количество лошадиных сил постепенно увеличивалось. Так, в середине 1970-х их было 40.
В начале 1973 года появился ЛуАЗ-969М. В модели был обновленный кузов и усовершенствованная ходовая часть. Но первые машины были лишь промежуточным испытательным вариантом, тогда как через полтора года выпустили новый доработанный ЛуАЗ-969М.
Еще до начала серийного производства разработчики признавали, что пока не располагают достаточными возможностями, чтобы выпустить высококлассный автомобиль. Но при этом в машине был ряд достоинств. Например, пассажиры, сидящие на передних сидениях, чувствовали себя комфортно даже во время езды по бездорожью. В салоне модели были установлены пепельница, вещевой ящик, а рулевая колонка была снабжена противоугонным устройством.
Но специалисты считали, что все усовершенствования были пустой тратой времени. Лучше было бы оснастить автомобиль более мощным двигателем не менее 65 л.с., усилить амортизаторы, сделать тормоза дисковыми, увеличить ширину резины и диаметр колес. После таких доработок можно было бы говорить о том, что ЛуАЗ стал отличным внедорожником. Разработчики модели прекрасно понимали это, но не могли изменить модель из-за зависимости от запорожского завода. Поэтому пришлось обойтись лишь некоторыми изменениями.
Несмотря на проведенную реконструкцию, модель не стала пользоваться большей популярностью, чем ранее. Поклонники ЛуАЗов разочаровались проведенными доработками, так как ожидали совершенно иных изменений. К тому же, в Тольятти начинается выпуск «Нивы», которая превосходила ЛуАЗ не только комфорту, но и по техническим характеристикам.
При этом стоит отметить, что среди доработок автомобиля были удачные. Так, был существенно модернизирован кузов. Изменился дизайн передка, а капот стал крепиться на передних петлях. Была изменена светотехника, а на заднем борту установили освещение номера и фонари заднего хода. Чтобы улучшить сток воды, на цельноштампованную раму на ветровом стекле поставили радиусную верхнюю часть. На двери были установлены полноценные окна, оснащенные форточками. В основном все эти доработки были направлены на обеспечение безопасности и комфорта. В машине появились ремни безопасности, удобная панель приборов, энергоемкая рулевая колонка. Особо можно отметить установку звукоизоляции и шумопоглащающих панелей.
К инновационным доработкам можно отнести измененную конструкцию ограничителя хода колес, усиление рычагов подвески, прикрепление глушителя к полунесущему кузову. Для более эффективного охлаждения двигателя был увеличен размер жалюзи на вентиляторе. После проведенной модернизации модель потяжелела на десять килограмм, но зато пробег без капитального ремонта увеличился до 100 000 километров.
Еще до того, как автомобиль был запущен в серийное производство, он вошел в десять самых лучших европейских внедорожников, а в 1979 году получил золотую медаль как лучшая машина для сельских нужд на выставке в Чехии.
Выпуск модернизированного ЛуАЗа начался в мае 1979 года, а 22 сентября 1982 года с конвейера сошел стотысячный ЛуАЗ.
После проведенной модернизации ЛуАЗ не стал пользоваться еще большим спросом. Но при этом популярность автомобиля не уменьшилась. Благодаря отличной проходимости ЛуАЗ по-прежнему был незаменимой машиной для езды по бездорожью. Приемлемая цена ЛуАЗа также привлекала покупателей. В 1988 году автомобиль стоил 5100 рублей. Дешевле стоил лишь Запорожец.
ЛуАЗ выпускался без значительных изменений около 10 лет. Но за это время конструкторы успели разработать несколько грузовых модификаций, которые попали на конвейер только в 1991 году.
Могу только добавить — отличная была машинка! Проходимость отличная! Но самое больное место — мотор. Воздушное охлаждение (из-за этого шумный), в жарком климате быстро перегревался, прожорливый, в холодный период труднозаводимый… Друг, владелец станции техобслуживания, умудрился воткнуть туда «шестерочный» мотор! Стала машина-зверь! Я боялся что ходовая не выдержит! Мотались на ней в горы на охоту.
у неё много минусов с нивой не сровниш по комфорту, но по проходимости почти нет равних, она очень лёгкая и четыре редуктора!!! у нас они ещё есть у некоторих, особинно люди с карпат приезджают(купить) очень хвалят их!!!
Недавно товарищ прикупил с рук за 1500 зелёных, на ходу, в довольно сносном состоянии. За такие деньги я бы и сам не отказался, было бы на чём по горам помотать…
Комментарии (17)