Гостевая: Еще раз о зиме
Доброго времени суток и хорошей погоды, товарищи. Решил добавить свои пять копеек о выживании в период экстремально низких температур. Это будет фотоотчет о моей командировке в Белый Яр, что расположен в 485 км к северу от Томска. Довелось мне там поучаствовать в стройке спортзала, с 10 января по 10 февраля. Занимался я монтажем остекления, соответственно все работы велись снаружи помещения. А вот, собственно, и он:
Сразу сообщу о диапазоне температур: от-25 до -48. Работали во все температурные режимы.
Теперь об одежде. У меня никогда не было супертермоустойчивой, зимней, финской одежды. И, если честно, маловероятно, что она спасет. В реальный мороз вам придется одеть как можно больше кофт, футболок и подштанников. В самые лютые морозы, прошу прощения за подробности, я одевал двое утепленных подштанников, штаны для сноубордистов, поверх утепленный комбинезон; три футболки, две шерстяные кофты, короткий рабочий пуховик. Почему короткий — потому, что работа проводилась на строительных лесах, на высоте от 6 до 12 метров, а для лазания нужна подвижность. На каждой руке по две двойной шерстяной перчатке ( в варежках работать невозможно). Из обуви выбрал шипованные чуни с фольгированным носком, и не прогадал. С двумя хэбэшными носками и одним шерстяным — тепло, главное, чтобы ноги не потели. А теперь самое главное( все мы знаем, что 30% тепла уходит через голову) — маска, балаклава. Я взял свою просто на всякий случай, но она очень пригодилась.
Теперь советы.
Всегда используйте маску зимой ( реально греет), а обморожение на лице можно получить за час на морозе. Отверстия для рта и носа необходимы для того, чтобы не намокала от дыхания маска. Да и курить проще.
Внешние перчатки мы смачивали снегом, при этом образовывалась ледяная корка, что не позволяло ветру продувать и промораживать руки.
Как внешние штаны обязательно используйте комбинезон. Это защитит поясницу, при простуде(даже легкой) которой вы потеряете способность к движению, а соответственно к сопротивлению к замерзанию. Внешние штаны должны быть очень свободными, а подштанники плотноприлегающими. Это сохранит подвижность в тепловом коконе одежды.
Из обуви советую чуни, но шипованные. Подошва с шипами реально выручает(проверено на строительных лесах с наледью и металлоконструкциях).
При наличии комбинезона, лучше использовать короткий пуховик, подвижность во много раз выше.
О подвижности. Попробуйте натянуть на себя весь свой выживальческий гардероб и взмахнуть несколько раз топором(за исключением тех, у кого зимой -20 предел). А теперь подумайте, что вам необходимо сменить в гардеробе…
Немного не по общей теме. Использовал китайский налобный фонарь. Выдержал все, а работал он по 6 часов в сутки на морозе. Но за то сломалась дрель(перемерз регулятор оборотов) и вышли из строя аккумуляторы шуруповерта(были утеплены тремя двойными варежками). Батарейки налобного фонарика, те которые энергозайчики, честно отрабатывали 3-4 дня. Фонари служат до сих пор.
P.S. Не верю ни одному публикатору, которые думают, что выживут благодаря своей супертермостойкой одежде и умению разжигать нодью. Верю количеству теплой одежды и опыту.
Надеюсь мои советы вам не пригодятся. С уважением, Flanker.
Сразу сообщу о диапазоне температур: от-25 до -48. Работали во все температурные режимы.
Теперь об одежде. У меня никогда не было супертермоустойчивой, зимней, финской одежды. И, если честно, маловероятно, что она спасет. В реальный мороз вам придется одеть как можно больше кофт, футболок и подштанников. В самые лютые морозы, прошу прощения за подробности, я одевал двое утепленных подштанников, штаны для сноубордистов, поверх утепленный комбинезон; три футболки, две шерстяные кофты, короткий рабочий пуховик. Почему короткий — потому, что работа проводилась на строительных лесах, на высоте от 6 до 12 метров, а для лазания нужна подвижность. На каждой руке по две двойной шерстяной перчатке ( в варежках работать невозможно). Из обуви выбрал шипованные чуни с фольгированным носком, и не прогадал. С двумя хэбэшными носками и одним шерстяным — тепло, главное, чтобы ноги не потели. А теперь самое главное( все мы знаем, что 30% тепла уходит через голову) — маска, балаклава. Я взял свою просто на всякий случай, но она очень пригодилась.
Теперь советы.
Всегда используйте маску зимой ( реально греет), а обморожение на лице можно получить за час на морозе. Отверстия для рта и носа необходимы для того, чтобы не намокала от дыхания маска. Да и курить проще.
Внешние перчатки мы смачивали снегом, при этом образовывалась ледяная корка, что не позволяло ветру продувать и промораживать руки.
Как внешние штаны обязательно используйте комбинезон. Это защитит поясницу, при простуде(даже легкой) которой вы потеряете способность к движению, а соответственно к сопротивлению к замерзанию. Внешние штаны должны быть очень свободными, а подштанники плотноприлегающими. Это сохранит подвижность в тепловом коконе одежды.
Из обуви советую чуни, но шипованные. Подошва с шипами реально выручает(проверено на строительных лесах с наледью и металлоконструкциях).
При наличии комбинезона, лучше использовать короткий пуховик, подвижность во много раз выше.
О подвижности. Попробуйте натянуть на себя весь свой выживальческий гардероб и взмахнуть несколько раз топором(за исключением тех, у кого зимой -20 предел). А теперь подумайте, что вам необходимо сменить в гардеробе…
Немного не по общей теме. Использовал китайский налобный фонарь. Выдержал все, а работал он по 6 часов в сутки на морозе. Но за то сломалась дрель(перемерз регулятор оборотов) и вышли из строя аккумуляторы шуруповерта(были утеплены тремя двойными варежками). Батарейки налобного фонарика, те которые энергозайчики, честно отрабатывали 3-4 дня. Фонари служат до сих пор.
P.S. Не верю ни одному публикатору, которые думают, что выживут благодаря своей супертермостойкой одежде и умению разжигать нодью. Верю количеству теплой одежды и опыту.
Надеюсь мои советы вам не пригодятся. С уважением, Flanker.
23 июня 2012, 00:28
Не верю ни одному публикатору, которые думают, что выживут благодаря своей супертермостойкой одежде и умению разжигать нодью.Ну и зря! Есть такая английская поговорка — Нет плохой погоды, есть плохая одежда! Просто ваше руководство не позаботилось о том чтоб вас экипировать как следует.
- v
- +1
23 июня 2012, 00:35
+4.91 flanker70
— Томск
для большей ясности: одежду мы покупали себе сами, напарник брал себе брендовую финскую одежду. в итоге докупал на месте обычные подштанники и свитера. разницы не было абсолютно.
23 июня 2012, 08:29
одежду мы покупали себе сами, напарник брал себе брендовую финскую одежду. в итоге докупал на месте обычные подштанники и свитера.Это просто так не делается зашел в магазин выбрал размер цена устраивает- купил. Вообще вся спец одежда делится (как в армии) для своих нужд, у водителей одна, у тех кто работает в холодных помещениях другая, для тех кто работает на улице третья… Для компании ЛукОил только, разработано около 35 комплектов одежды!
для большей ясности— я живу в Сургуте моя работа связана с нефте/газовой добычей, а точнее с бурением и монтажем бурильных установок… холода тут у нас жмут ойойой… но при этом ни один нефтедобывающий куст не должен быть «парализован». А монтаж вышки занимает примерно 10 дней работы, постоянной работы, на морозе. Им выдается спец.одежда(гора спецодежды и даже нательное, на все виды не погоды)Не запрещается одевать свою одежду если она у тебя лучше, но все ходят в выданной! Ходят и в ус не дуют и когда увольняются выпрашивают себе свои комплекты и при расчете с них вычитают за них… зачем? Да потому что одежда сделана с умом и в ней тепло.Вся шьется у нас в стране. Единственное что закупается из за рубежа это обувь.
Так что не надо тут пиарить курточки за 1000 рублей и свитера накупленые еще на 5 000, когда нужно просто купить себе нормальную одежду, для работы в условиях крайнего севера, а не
брендовую финскую одежду.Не в бутике, а в простом магазине спец.оджды… Комплект обойдется не более 5000 рублей, но в него будет входить комбинезон и телогрейка под куртку(денежки то надо с умом тратить)
23 июня 2012, 08:59
+14.03 sadxu
— ХМАО
Андрей, немного не соглашусь с тобой. У самого есть с чем сравнить. В прошлом году брат подогнал зимний комплект спецухи ОАО «Сургутнефтегаз». Теплая спору нет, но в ней ходишь как в скафандре, закипаешь моментально, а потом начинаешь мерзнуть если находишься на воздухе в статике. В этом году, наученый опытом прошлого года, приобрел уже специально костюм для зимней рыбалки, конечно как обычно лопухнулся (поверил производителю) и за это приходится надевать лишнюю поддевку в морозы. Но подобранная в этом году одежда намного комфортнее спецухи от ОАО «СНГ». А вообще то если выбирать из спецухи в магазине, то есть достаточно хорошие вещи Вот например костюм «Буран», многие хвалят. Теплый, ветром не продувается.
23 июня 2012, 09:07
В прошлом году брат подогнал зимний комплект спецухи ОАО «Сургутнефтегаз». Теплая спору нет, но в ней ходишь как в скафандре, закипаешь моментально, а потом начинаешь мерзнуть если находишься на воздухе в статике.Ну так скажем выбора у тебя особо не было ты поносил ее и вывод сделал… И сам же пишешь о том что реально не дорого и качественно одеться
Вот например костюм «Буран», многие хвалят. Теплый, ветром не продувается.
23 июня 2012, 09:27
+14.03 sadxu
— ХМАО
Да в «Буране» тепло, но как в нем с пароотводом я не могу сказать. Немного позже напишу статейку по своему комплекту для зимней рыбалки, а так же напишу откуда всю эти систему многослойности взял. Да не только я один, многие производители зимней одежды для активного отдыха, рыбалки и охоты, тоже переходят на «многослойку»
27 июня 2012, 14:24
+11.64 user-71
— Тула
А у кого руководство когда-либо, хоть раз озаботилось экипировкой личного состава или вообще подумало в сторону улучшения условий работы коллектива?!
23 июня 2012, 00:47
+0.77 Gaj
— Рыбинск
Одежда должна соответствовать не только погоде, и роду занятия. Вы работали на высоте значит большее количество тепла из вас выстуживал ветер.
Насчет китайского налобника согласен тоже, вещь хорошая, неделю назад утопил свой в Волге, вынул выжил резинки, сегодня собирал вещи на рыбалку проверил работает.
Насчет китайского налобника согласен тоже, вещь хорошая, неделю назад утопил свой в Волге, вынул выжил резинки, сегодня собирал вещи на рыбалку проверил работает.
- v
- 0
23 июня 2012, 00:59
+4.91 flanker70
— Томск
искренне завидую. возле Томска рыбачить негде, а ехать дальше нет машины и увлекающихся друзей. а по одежде, я думаю, мой набор выдержит все и будет актуален даже при ночевке на снегу. (только очень устаешь при движении(издержки...)
23 июня 2012, 01:12
+0.77 Gaj
— Рыбинск
про движение согласен, одежда которую выпускают еще не идеальная, особенно в местах сгибание рук (плечи и локти) и ног (колени), складки давят на сухожилия. правда у нас говорят немного по другому — «Лучше с потеть сто раз, чем один раз покрыться инием». Мне повезло вся работа которая представляет работы на высоте, зимний период запримечена. Не выдерживает электроника и начинает врать.
23 июня 2012, 01:22
+4.91 flanker70
— Томск
а я наверное ненормальный. я считаю, что мне повезло. люблю проверять себя на прочность. хотя работаю далеко не по профилю, закончил тусур(томский университет систем управления и радиоэлектроники, факультет бытовой радиоэлектроники) закончил нормально, на бюджетном, но работать по специальности не понравилось. а могли бы быть коллегами…
23 июня 2012, 01:38
+4.91 flanker70
— Томск
даже не знаю как ответить. во многом не понимаю девяностые. все-таки 85 года рождения. еще не поколение пепси, но помню как тяжело было родителям. хотя остался романтиком. все выживальщики немного романтики.(все умрут, а я выживу)
23 июня 2012, 08:18
+365.11 botsman
— Смоленщина
Лучше с потеть сто раз, чем один раз покрыться инием».У альпинистов была другая поговорка:- Жареных альпинистов не находили, замерзшие попадались, так что, даже идя на «Шхельду» (в туалет), одень пуховку!"
23 июня 2012, 08:42
+14.03 sadxu
— ХМАО
Не соглашусь на счет, что лучше в одежде вспотеть. Вспотеешь, потом быстрее замерзнешь когда перестанешь двигаться активно. Это хорошо когда поработаешь, тебе тепло, даже жарко, потеешь, а потом ушел в теплую теплушку разделся и обсох. А если после марш броска, теплушки нет, то вероятнее всего замерзнешь. Меня поймут любители зимней рыболки, пока дойдешь до водоема, вспотеешь, а когда сидишь над лункой мерзнеш. В этом случае или многослойный принцип одевания из современной синтетики помогает или когда идешь «растегиваешся», на место пришел немного остыл и застегиваешся. Я когда забуриваюсь вообще верхнюю куртку снипаю, что бы лишний раз не вспотеть.
23 июня 2012, 01:01
+4.91 flanker70
— Томск
на морозе садишься и какаешь… потом быстро сдергиваешь штаны и вытряхиваешь, быстро одеваешь штаны… и все пучком — переохлаждения нет !© только что прочитал
- v
- 0
23 июня 2012, 02:31
+81.43 UncleGans
— Владивосток
А настоящий дальневосточник — не тот, кто не мёрзнет, а тот кто тепло одевается… Ничего нет практичнее нашей телогреечки да штанцов ватных… Все эти мембраны и прочие «навороты», как правило требуют тщательного ухода, достаточно «тепличных» условий эксплуатации и имеют довольно ограниченный срок службы, да и стоят хорошие(упор на слове хорошие!) дороговато.
- v
- +4
23 июня 2012, 05:44
кстати припомнился случай: както пришлось ватный комбенизон с валенками напялить на голое тело тоесть совсем без какогонибудь нижнего белья — при морозе около 50ти градусов.Офигел дочего было тепло и удобно! Чего не наблюдалось при наличии кофт, трекушек, штанов и прочей одежды под костюмом.
23 июня 2012, 22:26
+81.43 UncleGans
— Владивосток
Хорошо раньше армию одевали, не то, что сейчас, последние лет пятнадцать, совсем дрянь «одноразовую» мастрячат.
23 июня 2012, 07:31
+101.13 colkt
— Чита- Екатеринбург
Купил себе костюм рыбака «norfin» разочаровало по температурному режиму, в заявленных -35 реально комфортно только до -20, приходилось поддевать под куртку синтепоновую или пуховую безрукавку, единственная радость в комбез вставляются вкладки под зад и на колени, впоследствии купленная китайская синтипоновая куртка с подстежкой в разы теплее.
- v
- 0
23 июня 2012, 08:17
+14.03 sadxu
— ХМАО
«Просто вы их не умеете готовить» Лучше бы написал какой у тебя костюм от Норфина. Можно было реально что то посоветовать, а так думаю что это был какая то серия Норфин Экстрим. Просто почему говорю, у меня у многих знакомых экстримы. в -30 еще на рыбалке никто не замерз. Просто во всей этой новомодной одежде надо соблюдать принцип многослойности: на тело синтетическая термобелье(лучше отводит влагу от тела при интенсивной работе), потом флисовый костюм(выбор зависит от личной мерзлявости), а уж только потом экстрим. Кстати вариаций со слоями много.
23 июня 2012, 09:33
+61.97 kenao
— Якутск-Пекин
Верю количеству теплой одежды и опытуНе верю в количество теплой одежды и опыт. Верю в сруб и хорошую печку. Насчеет комбинезона. Мне они не кажутся удобными — чтобы погадить, простите, приходится снимать верхнюю куртку что не есть айс. Достаточно штанов с высокой талией (как на костюмах сварщиков, например). Про смоченные снегом на морозе перчатки — не понял. Как там лед образуется, если они двойные? И при работе, по идее, скалываться он должен. Непонятный момент. У нас маски не носят обычно. Считается, что от этого быстрее ( за счет конденсата) можно обморозить лицо при порыве ветра. Не знаю, не проверял. Надо будет попробовать, хотя у меня обычно лицо не чувствует особенно холода. Даже обмораживаясь, тупо не замечаю этого до прихода домой.
- v
- 0
23 июня 2012, 09:55
+14.03 sadxu
— ХМАО
А обмораживание происходит незаметно У меня вошло в привычку, когда иду по улице в «хороший» мороз проводить пальцами по лицу. Проверяться не «примезли» щеки, да нос.
23 июня 2012, 16:59
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
Насчеет комбинезона. Мне они не кажутся удобными — чтобы погадить, простите, приходится снимать верхнюю куртку что не есть айс. Достаточно штанов с высокой талиейПоддержу. Пояс из собачьей шерсти спасет спину отца русской демократии.
У нас маски не носят обычно.Гусиный жир (или крем Нивея) опять же спасут того же отца.
23 июня 2012, 11:17
+5.57 ALUCARD13
— город н
Фишка в том как одежду испытывают — пишут только градусы (при чем каких то тепличных условиях), но пофакту накладывается ветер и влажность, по опыту из -за влажности в п.Радужный -37 перенесли лучше чем -25 в г.Ишиме,
- v
- 0
23 июня 2012, 11:33
+8.15 Cobold
— Пермь
Брендовая финская наверняка дорого и как сказал собрат дальневосточник для тепличных условий.
хоть я и не поднимался на эверест в своём шмоте но по нашим зимам гулял и почти не мёрз (если не вспотеть заранее). Из всего обмундирования есть комплект ватников армейских старого образца, подаренный комплект ватников ОАО «РЖД» вместе с шапкой ( как то сильно напоминает зоновскую одёжку и не верится что в ней можно до -50, как заявлено, ходить) и несколько комплектов от компании «Восток спецодежда» которой уже больше 10 лет пользуюсь.
если за ней ухаживать и следить действительно сохраняет свои качества и в ней тепло.
Правда вот перешёл на более дешёвый вариант «Бонус» хоть и температурный предел там выше но цена многим дешевле… для меня это важно, потому как одежда убивается достаточно быстро неважно хорошая или плохая.
Но вот вопрос как ходили наши недавние предки? в одной махровой рубашке сверху вязанный свитер с высоким воротом и в накинутой на плечи настоящей овчинке и ведь не мёрзли… то ли они сильней были то ли мы слабенькие стали
хоть я и не поднимался на эверест в своём шмоте но по нашим зимам гулял и почти не мёрз (если не вспотеть заранее). Из всего обмундирования есть комплект ватников армейских старого образца, подаренный комплект ватников ОАО «РЖД» вместе с шапкой ( как то сильно напоминает зоновскую одёжку и не верится что в ней можно до -50, как заявлено, ходить) и несколько комплектов от компании «Восток спецодежда» которой уже больше 10 лет пользуюсь.
если за ней ухаживать и следить действительно сохраняет свои качества и в ней тепло.
Правда вот перешёл на более дешёвый вариант «Бонус» хоть и температурный предел там выше но цена многим дешевле… для меня это важно, потому как одежда убивается достаточно быстро неважно хорошая или плохая.
Но вот вопрос как ходили наши недавние предки? в одной махровой рубашке сверху вязанный свитер с высоким воротом и в накинутой на плечи настоящей овчинке и ведь не мёрзли… то ли они сильней были то ли мы слабенькие стали
- v
- +1
23 июня 2012, 11:37
Но вот вопрос как ходили наши недавние предки? в одной махровой рубашке сверху вязанный свитер с высоким воротом и в накинутой на плечи настоящей овчинке и ведь не мёрзли… то ли они сильней были то ли мы слабенькие сталиДа потому что раньше проще было… все предельно ясно Зимой-холодно! Летом -тепло! Просто привыкали и не обращали внимание на холод(но и ходили конечно в натуральных шкурах)А нам же надо чтоб и зимой нам тепло было… и не хотим мы с этим свыкаться, потому что (хваленый) брат Фин спит в сугробе и улыбается-потому что не мерзнет.
23 июня 2012, 17:23
+8.15 Cobold
— Пермь
оффтоп но…
как было в древних свитках монахов: "… холод порождается страхом. Если бы люди нуждались в защите от холода, то родились бы покрытые мехом или перьями. Природа защищает кожурой даже фрукты и овощи, но человек, родившийся обнаженным, не нуждается в защите от погоды. люди носят одежду потому, что хотят этого, ради приличия или для украшения, но не для защиты от непогоды..."
мы уже не сможем это понять
как было в древних свитках монахов: "… холод порождается страхом. Если бы люди нуждались в защите от холода, то родились бы покрытые мехом или перьями. Природа защищает кожурой даже фрукты и овощи, но человек, родившийся обнаженным, не нуждается в защите от погоды. люди носят одежду потому, что хотят этого, ради приличия или для украшения, но не для защиты от непогоды..."
мы уже не сможем это понять
23 июня 2012, 17:04
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
Но вот вопрос как ходили наши недавние предки? в одной махровой рубашке сверху вязанный свитер с высоким воротом и в накинутой на плечи настоящей овчинке и ведь не мёрзли…Все точно так. В этой теме охотник с 50-ти летнем стажем на проверку путика одевался так:
х/б футболка
махровая рубашка
шерстяной свитер с высоким воротом
куртка из овчины
суконная куртка с капюшоном
На ногах самодельные ичиги
Х/б треники
штаны с начесом
х/б форменные штаны.
23 июня 2012, 17:08
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
Самое главное в этой теме:
стройка спортзала, с 10 января по 10 февраля. Занимался я монтажом остекления, соответственно все работы велись снаружиУгадайте страну по описанию.
- v
- 0
23 июня 2012, 19:46
+57.64 Mich
— Озалупинск
Если честно я б не удивился еслиб и фасад штукатурили-видал и такое у военных у военным много чего интересного насмотрелся-а по существу-выше в вашем коменте про охотника-тепло и доступно-есдинственное я бы робу сварщика ео верх всего этого надевал-бы.она на морозе с верху как кокон становится-промерзает лишнее отваливается и снег не липнет-то-же у охотников подглядел, да и на работе прочухал.
23 июня 2012, 20:32
+4.91 flanker70
— Томск
скажу больше. компания выполняющая заказ, внутри неотаплимаевого помещения прогревала землю тепловыми пушками и заливала бетоном. это был пол для настила деревянных полов спортзала.
23 июня 2012, 22:33
+81.43 UncleGans
— Владивосток
А ещё прекрасно себя зарекомендовали у меня это безрукавки, из овчины одна и ещё есть, правда уставшая «стриженной» овчины — кажись мутоном это дело зовут, но могу ошибаться. Очень они меня выручают.
- v
- 0
24 июня 2012, 12:24
+57.64 Mich
— Озалупинск
Вот типо такой? kapterka.su/product/zhilet-mehovoj-flora/ я так понимаю, у отца из воротников меховых от лётчицких курток сделанна, офигенная штука.для работы на улице-на свитер и не жарко и вентилируется.
24 июня 2012, 12:29
+81.43 UncleGans
— Владивосток
Да да да… Спасибо кстати за ссылку, много интересного там для себя нашёл.
24 июня 2012, 12:36
+57.64 Mich
— Озалупинск
Не за что, рад что пригодилось, имел с этим магазом дело-всё отлично-работают как часы, не реклама.
24 июня 2012, 12:44
+81.43 UncleGans
— Владивосток
Понятно, вот как раз может себе что нить и закажу.
24 июня 2012, 12:46
+57.64 Mich
— Озалупинск
Я вот на зимнюю мабуту зарюсь, но это осенью, как денег наскребучтоб зимними выходами занятся.
27 июня 2012, 15:53
+14.03 sadxu
— ХМАО
Есть подобный и у меня жилет. Тоже брат подогнал. Ничего рассказать не могу один раз всего поддевал. Нашел пока только один минус, ворс из него сильно лезет, но думаю это пока новый. Да и немного сковывает движения.
27 июня 2012, 17:55
+15.24 Hobbit
— Воронеж
Область какая? Ведь Белый Яр это ЯНАО и есть ещё ХМАО-Белоярский(Белый Яр неосновное название)
.
.
- v
- 0
Комментарии (49)