Гостевая: "Полиспаст" без единого карабина. Натягиваем полиспаст.
Доброго времени суток Уважаемые «Выживальщики» и «Выживальщицы»!
Многие из нас во время выходов на природу натягивают веревку между двух деревьев для обустройства двускатного навеса, сушки промокших вещей, вяления пойманной рыбы, да и мало ли еще зачем… И вероятно многие (хотя я могу ошибаться) сталкиваются с одной проблемой – ВЕРЕВКА ПОСТОЯННО ПРОВИСАЕТ.
В данном посте я попробую подробно (насколько это возможно) рассказать и описать как натянуть веревку (полиспаст)между двух деревьев так, чтоб она не провисала…
Итак «устройство» о котором пойдет речь в народе называется «полистпаст» (прошу не нужно лезть в Википедию и смотреть там это определение, будете разочарованы. И скалолазов прошу воздержаться, так как на протяжении всей статьи буду употреблять именно этот термин)… Используют его по разному: от переправы по реке до сушки промокших вещей… Профессионалы (скалолазы, альпинисты и просто люди с горной подготовкой) изготавливают полиспаст при помощи веревки и карабинов. Для натяжения полистпаста способом, который предложу я – не понадобятся ни блоки, ни карабины, ни еще какие-нибудь хитроумные причендалы. Нам понадобится веревка и две точки, между которыми мы будем натягивать полистаст (столбы, деревья, пни и даже большие камни).
Итак мы нашли два дерева:
На одном дереве мы привязываем конец веревки на том уровне, который нам необходим. В данном случае я привязал конец на быстроразвязывающийся узел:
Затем нам необходимо сделать на веревке петлю, при этом петля вяжется примерно посередине (или ближе к основному узлу).
Я сделал петлю завязав узел «восмерка»:
Будет это выглядеть примерно вот так.
Затем нужно протянуть в петельку тот конец веревки, который уходит на противоположное дерево.
Противоположное дерево огибается вторым концом веревки и тот конец привязываем к части веревки, которую мы протянули в петлю. При этом вид и название узла роли не играет. Должно получиться примерно так:
Затем затягиваем полиспаст, он натягивается очень сильно.
Общий вид натянутого полиспаста:
Проверка натяжения:
По минованию надобности полиспаста он легко развязывается тем узлом, который был всему началом.
Попробовал нарисовать схематично для тех, кому не совсем понятны фотографии.
Тапками не забрасывать, с черчением в Пэйнте у меня проблемы.
Всем спасибо. Кто знает другие способы – делитесь опытом!
Многие из нас во время выходов на природу натягивают веревку между двух деревьев для обустройства двускатного навеса, сушки промокших вещей, вяления пойманной рыбы, да и мало ли еще зачем… И вероятно многие (хотя я могу ошибаться) сталкиваются с одной проблемой – ВЕРЕВКА ПОСТОЯННО ПРОВИСАЕТ.
В данном посте я попробую подробно (насколько это возможно) рассказать и описать как натянуть веревку (полиспаст)между двух деревьев так, чтоб она не провисала…
Итак «устройство» о котором пойдет речь в народе называется «полистпаст» (прошу не нужно лезть в Википедию и смотреть там это определение, будете разочарованы. И скалолазов прошу воздержаться, так как на протяжении всей статьи буду употреблять именно этот термин)… Используют его по разному: от переправы по реке до сушки промокших вещей… Профессионалы (скалолазы, альпинисты и просто люди с горной подготовкой) изготавливают полиспаст при помощи веревки и карабинов. Для натяжения полистпаста способом, который предложу я – не понадобятся ни блоки, ни карабины, ни еще какие-нибудь хитроумные причендалы. Нам понадобится веревка и две точки, между которыми мы будем натягивать полистаст (столбы, деревья, пни и даже большие камни).
Итак мы нашли два дерева:
На одном дереве мы привязываем конец веревки на том уровне, который нам необходим. В данном случае я привязал конец на быстроразвязывающийся узел:
Затем нам необходимо сделать на веревке петлю, при этом петля вяжется примерно посередине (или ближе к основному узлу).
Я сделал петлю завязав узел «восмерка»:
Будет это выглядеть примерно вот так.
Затем нужно протянуть в петельку тот конец веревки, который уходит на противоположное дерево.
Противоположное дерево огибается вторым концом веревки и тот конец привязываем к части веревки, которую мы протянули в петлю. При этом вид и название узла роли не играет. Должно получиться примерно так:
Затем затягиваем полиспаст, он натягивается очень сильно.
Общий вид натянутого полиспаста:
Проверка натяжения:
По минованию надобности полиспаста он легко развязывается тем узлом, который был всему началом.
Попробовал нарисовать схематично для тех, кому не совсем понятны фотографии.
Тапками не забрасывать, с черчением в Пэйнте у меня проблемы.
Всем спасибо. Кто знает другие способы – делитесь опытом!
06 июля 2014, 14:42
+48.58 Vepr
— Армянск
Чтобы рыбу или бельё повесить — эти сложности не понадобятся, а чтобы переправу наладить — очень рискованный способ. Петля, в которую верёвка пропускается, во время натягивания системы такие нагрузки и соответствующее трение получит, что её если и не перепилит при натягивании, то порвёт, надпиленную, при переправе. Потому-то карабин и используют. Верёвка по нему, а не по петельке верёвочной скользит. И ещё непонятно: как систему натягивать: ну потянул я, натянулась верёвка с удвоенным натяжением, а дальше? Ведь у этой части верёвки, за который тяну, даже конца нет: она вокруг второго дерева перегибается.
- v
- 0
06 июля 2014, 14:55
+4.21 gukoff
— Южно-Сахалинск
Спорить не буду. Я далек от горной подготовки. Но рюкзаки над рекой мы по такому полиспасту переправляли.
06 июля 2014, 15:42
Вариация на тему.
но в основном, при натягивании тента или гамака, использую безузловые карабины.
но в основном, при натягивании тента или гамака, использую безузловые карабины.
- v
- +2
06 июля 2014, 20:13
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
трение верёвка о верёвку это плохо для прлочности верёвки
- v
- 0
06 июля 2014, 23:03
+252.60 Mishanya
— Нижневартовск
Кажись что-бы не провисало, можно использовать палку…
- v
- 0
07 июля 2014, 00:02
+4.21 gukoff
— Южно-Сахалинск
Проще вроде веревку натянуть, чем палки рубить!
А рюкзак переправить на палке не получится!
А рюкзак переправить на палке не получится!
07 июля 2014, 01:47
+10.96 narkoz68
— Владивосток
а расход верёвочного трафика? Не компактно как то, для хоз. нужд, для коротких растяжек.
Применение узко-специфичное, для более серьёзных дел, надо и посерьёзней конструкцию.
А вообще конструкция соответствует названию, это именно полиспаст, говорю как старший боцман крейсера Новороссийск.
Применение узко-специфичное, для более серьёзных дел, надо и посерьёзней конструкцию.
А вообще конструкция соответствует названию, это именно полиспаст, говорю как старший боцман крейсера Новороссийск.
- v
- 0
07 июля 2014, 02:19
+4.21 gukoff
— Южно-Сахалинск
Если честно, я не ношу никогда с собой большие бухты с серьезными веревками и карабины, зато такой вариант полиспаста не раз меня реально выручал… А вообще, да. Применение узкоспецифическое. Но может кому-то пригодится!
07 июля 2014, 10:06
+42.83 ger9
— Севастополь
http://lk.alpindustria.ru/UserFiles/File/perepravi.pdf
пункт А, реально удобно. проверял
пункт А, реально удобно. проверял
- v
- 0
07 июля 2014, 10:42
+4.21 gukoff
— Южно-Сахалинск
Согласен, но здесь то речь идет об отсутствии карабинов
07 июля 2014, 11:32
+0.26 suxov
— Великий Новгород
Нормально, для хознужд, но как минимум восьмерку на веревке заменил был на узел «Австрийский проводник» — восьмерка крайне плохо работает поперек узла (очень снижается прочность).
- v
- +2
07 июля 2014, 13:40
+32.83 serpent
— Москва, Зеленоград
практически все поперечные узлы снижают прочность троса. мы использовали такой способ натяжки троса для постановки переправы под углом. все прошло успешно, без инцидентов. единственное, в петлю мы вставляли карабин — избежать трения.
07 июля 2014, 14:54
+0.26 suxov
— Великий Новгород
ВСЕ узлы снижают прочность веревки но все же восьмерка не приспособлена для такого использования
07 июля 2014, 13:42
+32.83 serpent
— Москва, Зеленоград
и еще такой узел делали, когда тренировали молодежь по спуску — чтоб в дерево не впилились на финише. )))
- v
- 0
08 июля 2014, 00:58
+388.46 Nord
— Питер
Я так понимаю, что мы имеем дело с тройным полиспастом. Из альпинистской практики известно, что применяя ролики, потери на трения составляют 10-30% на каждый ролик (зависит от качества и диаметра ролика), при использовании карабинов потери составляют примерно 50%. То есть при тройном полиспасте на карабинах мы получаем выигрыш в усилии 1,75/1 вместо 3/1 в идеальном полиспасте. Что-то мне подсказывает, что если не пользоваться карабинами, то в каждой точке трения потери составят примерно 80%. И мы получим выигрыш в силе 1,24/1. То есть в абсолютных цифрах имеем следующее:
Если мы можем тянуть верёвку с усилием 80 килограмм, то применив такой полиспаст мы сможем натянуть её с усилием 100 килограмм. Это без учёта потерь на упругое растяжение верёвки. Если посчитать и эти потери (они зависят от длинны и свойств верёвки), то выигрыш будет и вовсе ничтожным. ИМХО не стоит овчинка выделки. Переправу таким образом не натянуть, а подсобную верёвку можно и более простым путём провесить.
З.Ы. Если бы в этой системе мы использовали нормального качества ролики, то смогли бы натянуть верёвку с усилием 216 килограмм. А это уже имеет смысл.
Если мы можем тянуть верёвку с усилием 80 килограмм, то применив такой полиспаст мы сможем натянуть её с усилием 100 килограмм. Это без учёта потерь на упругое растяжение верёвки. Если посчитать и эти потери (они зависят от длинны и свойств верёвки), то выигрыш будет и вовсе ничтожным. ИМХО не стоит овчинка выделки. Переправу таким образом не натянуть, а подсобную верёвку можно и более простым путём провесить.
З.Ы. Если бы в этой системе мы использовали нормального качества ролики, то смогли бы натянуть верёвку с усилием 216 килограмм. А это уже имеет смысл.
- v
- +1
08 июля 2014, 01:29
+388.46 Nord
— Питер
Ошибочка вкралась. Это не тройной, а составной полиспаст 5/1. В случае, когда ролики и карабины не применяются выигрыш в таком полиспасте составит 1,25/1. Разница незначительная, так как в последних узлах колоссальное трение и толку от них практически нет.
Если использовать карабины, то выигрыш будет 1,94/1. Если же пользоваться роликами, то мы получим 4,1/1, то есть сможем сообщить верёвке усилие в 328 килограмм. Крутая система получается! Но, только при наличие соответствующего железа…
Если использовать карабины, то выигрыш будет 1,94/1. Если же пользоваться роликами, то мы получим 4,1/1, то есть сможем сообщить верёвке усилие в 328 килограмм. Крутая система получается! Но, только при наличие соответствующего железа…
08 июля 2014, 08:55
+32.83 serpent
— Москва, Зеленоград
лично использовав такой вариант натяжения могу с уверенностью сказать, что эта схема работает и веревка натягивается вполне успешно.
изначально, задача была поставлена — «нет карабинов, роликов, понтонной переправы, нет ручек — нет конфетки».
изначально, задача была поставлена — «нет карабинов, роликов, понтонной переправы, нет ручек — нет конфетки».
08 июля 2014, 11:10
+0.26 suxov
— Великий Новгород
Не, все же это 3/1. Выигрыш наверное только в том, что удобней натягивать, но с тем же успехом можно веревку обнести вокруг опоры с натяжением и завязать на штык.
08 июля 2014, 11:24
+0.26 suxov
— Великий Новгород
Спорно, натягивали так переправу для 6 человек без полиспаста, силами тех же 6 человек. Я вешу где-то 60 кг, сильно сомневаюсь что моего веса будет недостаточно для натяжении веревки под тент, каким бы мокрым он не был.
Без наездов, просто размышления
Без наездов, просто размышления
08 июля 2014, 11:39
+32.83 serpent
— Москва, Зеленоград
вот и вопрос — нахрена упираться, когда с помощью небольшого фокуса «без шуму и пыли» можно все натянуть?
08 июля 2014, 11:45
+0.26 suxov
— Великий Новгород
В том то и дело, что если выигрыш и будет в силе, то он будет минимальным — трение веревки, трение об опору, растягивание веревки.
Без «шуму и пыли» тоже сомнительно — намного проще упереться в веревку и обнести ее вокруг того же дерева (тут трение об дерево будет только в плюс играть).
А вообще полиспаст хорошая разминка для ума и способ вспомнить школьный курс физики
Без «шуму и пыли» тоже сомнительно — намного проще упереться в веревку и обнести ее вокруг того же дерева (тут трение об дерево будет только в плюс играть).
А вообще полиспаст хорошая разминка для ума и способ вспомнить школьный курс физики
08 июля 2014, 12:04
+32.83 serpent
— Москва, Зеленоград
главное, что выигрыш будет. )))
и разминка для тела и ума никогда не бывает лишней. )))
и разминка для тела и ума никогда не бывает лишней. )))
08 июля 2014, 21:54
+4.72 31415926
— Ленинград
ПРАКТИКА КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ!
Тут многие приводят расчеты или еще «лучше» просто высказывают догадки. При этом несколько человек пишут:«пробовал — получается», а их как бы и не слышат и фактические свидетельства попирают домыслами.
Грустно это как то! По существу получается, что признают их свидетельства ложными. Вроде как врут: gucoff, что «такой вариант полиспаста не раз меня реально выручал…» и и serptnt, что " лично использовав такой вариант натяжения могу с уверенностью сказать, что эта схема работает и веревка натягивается вполне успешно".
Наверно и меня тоже могут посчитать выдумщиком, но истины ради свидетельствую:
«этот вид полистпаста (именно на веревочной петле, а не на блоке), известный мне более 20 лет как „талрепный узел“, дает усиление тяги, которое заметно превосходит возможности простого "… посильнее потянуть".
Переправ не натягивал, но шлюпку на кильблоках веревочным талрепом крепил (не смотря на шторм с палубы ее не выкинуло), в горы не ходил, но трос для сушки брезента натягивал и он не провисал.
При всей своей простоте, такой примитивный полиспаст весьма полезен.
Обращаю внимание! Автор поста этот полиспаст для организации переправы не предлагал. Впрочем, я думаю, если припрет и правильной снаряги под рукой не будет, ни чего не останется как попробовать его. При этом, понятное дело, что такой «быстро развязывающийся узел» на коренном конце переправы будет вязать только самоубийца.
Тут многие приводят расчеты или еще «лучше» просто высказывают догадки. При этом несколько человек пишут:«пробовал — получается», а их как бы и не слышат и фактические свидетельства попирают домыслами.
Грустно это как то! По существу получается, что признают их свидетельства ложными. Вроде как врут: gucoff, что «такой вариант полиспаста не раз меня реально выручал…» и и serptnt, что " лично использовав такой вариант натяжения могу с уверенностью сказать, что эта схема работает и веревка натягивается вполне успешно".
Наверно и меня тоже могут посчитать выдумщиком, но истины ради свидетельствую:
«этот вид полистпаста (именно на веревочной петле, а не на блоке), известный мне более 20 лет как „талрепный узел“, дает усиление тяги, которое заметно превосходит возможности простого "… посильнее потянуть".
Переправ не натягивал, но шлюпку на кильблоках веревочным талрепом крепил (не смотря на шторм с палубы ее не выкинуло), в горы не ходил, но трос для сушки брезента натягивал и он не провисал.
При всей своей простоте, такой примитивный полиспаст весьма полезен.
Обращаю внимание! Автор поста этот полиспаст для организации переправы не предлагал. Впрочем, я думаю, если припрет и правильной снаряги под рукой не будет, ни чего не останется как попробовать его. При этом, понятное дело, что такой «быстро развязывающийся узел» на коренном конце переправы будет вязать только самоубийца.
08 июля 2014, 22:57
+388.46 Nord
— Питер
Это не 3/1. Это составной полиспаст в котором 2/1 встроен в 3/1. Суммарный выигрыш 5/1. Матчасть можно посмотреть на сайте альпбазы Уллутау.
08 июля 2014, 23:08
+0.26 suxov
— Великий Новгород
При всем уважении, при одной точке опоры полиспаст больше чем 3:1 не сделать. Составной полиспаст по вашей же ссылке идет 2 точки опоры, при этом суммарный выигрыш 6:1, расчет усилия полиспаста получается умножением, а не суммой.
08 июля 2014, 23:12
+388.46 Nord
— Питер
при одной точке опоры полиспаст больше чем 3:1 не сделать.С чего бы это? Закон не запрещает вешать на одну точку опоры сколько угодно карабинов. Также никто не отменял такелажные пластины. Честно говоря, за 12 лет стажа промальпа, многолетний стаж горных походов и небольшую спасательную практику я ни разу не видел, чтобы для организации полиспаста использовалось больше одной точки опоры. Ну, разве что для страховочного дублирования или оттяжки для изменения направления движения груза.
08 июля 2014, 23:18
+0.26 suxov
— Великий Новгород
Не-не-не, стоп, терминология Конечно на одну точку можно повесить кучу карабинов/роликов, но при этом каждый этот карабин будет являться точкой опоры для одной ветви полиспаста.
08 июля 2014, 23:17
+388.46 Nord
— Питер
Рисунок не имеет отношения к нашему полиспасту. На нём сложный полиспаст. При этом несколько полиспастов идут один за другим. В этом случае выигрыши перемножаются 3*2=6. В нашем же случае полиспаст составной, то есть один полиспаст встроен в другой и выигрыши складываются 2+3=5.
Возвращаясь к рисунку: оба якоря закрепляются на одной и той же опоре. Чаще всего для этого используют сдвоенный ролик.
Возвращаясь к рисунку: оба якоря закрепляются на одной и той же опоре. Чаще всего для этого используют сдвоенный ролик.
08 июля 2014, 23:21
+0.26 suxov
— Великий Новгород
Или я тупой, или даже не знаю, на схеме автора и фотографиях классический 3:1, откуда там взять составной я ума не приложу
08 июля 2014, 23:35
+0.26 suxov
— Великий Новгород
Да, все верно Извиняюсь, сам себя запутал и вас тоже
Комментарии (38)