Этот год был пробным, где я прошел все стадии выращивания кедров и их родственников, от покупки семян до ухода за двухметровыми саженцами.
Начнем с семян. За прошлую осень я нашел несколько поставщиков семян орехоплодных хвойных, о чем с вами и поделился здесь
Подвегнув семена стратификации, к началу весны высадил их в грунт в комнатных условиях. Примерно через месяц произошло первое радостное событие:
Но это радостное событие, как и на каждом этапе, омрачается. В данном случае «черной ножкой». Это мало поддающееся лечению заболевание — чернеет и отсыхает корень, а затем стебель. Выход простой — умеренный полив. Между поливами даем почве хорошо подсохнуть. К нулю свести заболевание не удается, но процентов 10 — неплохой результат.
Как видно по надписям, это сосны съедобная и Бунге. Это наиболее холодостойкие (4 климатическая зона — условия Москвы) из сосен, дающие более-менее приличные орешки. Семенами собственно сибирских кедров не заморачивался ввиду доступности подрощенных саженцев.
Еще один экзот — араукарию чилийскую высадил из поистине гигантских семечек:
И через месяц:
Ну а покуда эти и другие хвойные плодовые набирались сил, я приобрёл пару десятков 3-4-летних саженцев собственно кедров сибирских, выращенных из отборных семян. Что значит отборных? Это значит, что человек лично собирал семена от самых качественных производителей — вековых алтайских кедров. Но мало того, из сеянцев семян он выбраковывал 90-95 %, а отбирал лишь наиболее крепкой фактуры. И вот с таким отобранным материалом я и имел дело.
Под каждый саженец, хоть он и едва тридцати см длины, выкопал яму около полкуба. В яму вставил прошлогодние будыли от подсолнуха (можно кукурузу, лопух, что угодно):
Это и удобрение для кедриков, но главное — после того, как будыли сгниют, на их месте останутся пустоты, которые будут снабжать кислородом почву, и более того, в эти пустоты устремится растущая корневая система кедриков. А развитая корневая — это залог пышной кроны и раннего плодоношения.
Далее — подготовка почвы для ямы.
Почву выбираем лесную плодородную, но из-под лиственных пород. Осина, орех, ясень, клен — идеально. В почве лиственных лесов нет заразы для хвойных, и сама почва более плодородная. Затем в эту почву вносим 20 % песка, опять же для лучшего насыщения кислородом. Дело в том, что в обилии кислорода нуждается не только и не столько сам кедр, сколько микориза — конгломерат грибниц, без которых ни одно хвойное жить не может.
А для гарантированного поселения микоризы в объеме земли набираем в том же лиственном лесу опад — смесь из прошлогодней листвы и всяких полусгнивших палочек, веточек, сучков. Тщательно перемешиваем землю, песок и опад, и получается такая смесь:
Этой смесью засыпаем яму. Садим, поливаем, холим, лелеем:
Яму засыпаем с горочкой — земля сильно дает усадку.
Запомните этот кедрик, мы к нему еще вернемся. А пока займёмся высадкой сеголеток заморских съедобных хвойных.
Принцип тот же — формирование посадочной ямы из плодородной почвы, песка и опада. Ввиду микроскопических размеров каждый саженец помечаем вешкой с отличительным значком — кусочком фольги, ярким шнурком и т.п.:
Видите саженец? Нет? А он есть!
Ну и после посадки остается всего ничего — запомнить места посадки (желательно составить карты-схемы или точные жпс-координаты), ну а дальше рутина — поливать и выдергивать сорняки. Каждую неделю! Скорость роста сорняков (это могут быть вполне полезные растения, но в данном случае это именно сорняки) в сотни раз быстрее сосенок, и через неделю может оказаться, что саженцы в полной, 100-%ной тени, и тогда гибель.
И вот промчалось лето, осень уж к закату. А вчера и вовсе зима наведалась:
Как там мои питомцы? Не погибли от лютой стихии?
Но, к счастью, буквально через несколько часов от зимы не осталось и следа. Вот она, полянка, на которой растут питомцы:
Как тут найти этих крохотулей?
Кстати, поляна (моя собственная) активно зарастает дубками, уж не знаю, худо ли это или благо:
Нахожу тот самый кедрик:
Прирост — 100%. Вдвое, то бишь. Годовой прирост — это всё, что выше от боковой веточки. Результат более, чем удовлетворительный.
Правда, не всем кедрикам на этой поляне так повезло. От некоторых не осталось и следа. Дикие животные скушали. Надо огораживать егозой — колючей проволокой.
Ну и с заморскими малышами так же. От некоторых не осталось следа, некоторые сохранились, но любопытные сороки (или местные турысты?) посбивали вешки, не заметив самих саженцев. Вот растет сосенка (если приглядеться), вешка выкинута, рядом лежит кусочек фольги от вешки:
А тут и фольги не осталось, благо точные координаты сохранились:
В общем, если территория не огорожена от посторонних, то шансы для ваших питомцев примерно 70%. В первый год. Значит, во второй уже 49, в третий 35, ну и так далее. Плачевно.
Вот еще наглядный пример:
Огородил укрывным материалом, но овцы (грешу на них — рядом с домом дикие звери не наведываются) разодрали всё в клочья. Кедр живой, почки не повреждены, но задержка в развитии на год или два обеспечена.
В общем, на открытой местности выход мне видится один — егоза.
В лесном массиве проще. Во-первых, не надо транспортировать лесную почву и опад, всё под ногами. Во-вторых, я сажал кедры на месте срубленных деревьев. А пеньки оставлял высотой с метр. Эти пеньки служат столбиками, к которым я прибиваю или привязываю жерди, ветви, палки, всё, что под ногами. Ну и результат отличный:
А под ногами бонусы от спиленных деревьев:
Но в лесу важный нюанс — это обеспечение светом. Вот кедрик, которому я оставил мало пространства сверху:
А вот для сравнения — на хорошо освещаемом месте:
Разница, как видите, существенная.
Но это я всё делал экскурсию за пределами собственно имения. Давайте теперь посмотрим, что внутри.
Если кто отслеживает мои статьи по кедровой теме, то здесь я писал, что высадил кедры кольцом вокруг дома. Это кольцо нынче выглядит так:
Экзотика, уже проверенная 30-градусными морозами:
Сосна гималайская, или Гриффита (на бирке читаемо)
Сосна Бунге (та, что на фото выше в кадках на подоконнике) явно растет лучше, чем на лесной поляне:
А вот выращенные из орехов сосны Торрея, Культера и Ламберта, увы, в наших широтах не жильцы — узнавал у американских ботаников. Пока соорудил им тепличку:
Если есть интересующиеся из южных регионов — могу продать.
А вот другой заморский хвойный орех — сосна гибкая — наоборот, прекрасно выносит лютые морозы. Ну и видно, что она себя хорошо чувствует:
Есть еще кое-что из хвойных ореховых — сосна Джеффри, белоствольная. Не хочу загромождать фото. Хочу высказать тезис — не нужно бояться выращивать кедровые сосны. В культуре при надлежащем уходе они растут в разы быстрее, чем в дикой тайге. Что, собственно, наблюдается абсолютно со всеми сельхозкультурами, и здесь не исключение.