Фоторепортаж, фотоотчет, выход в поле.: Попытка №1. Весна.

• Автор: Shredenger
  • Опубликовано: 14 июня 2015, 14:14
  • Здравствуйте все.
    Не так давно, еще в конце марта, приехал в гости старый друг с Греции. С нашего последнего похода/прогулки прошло уже более трех лет, и многое у нас изменилось… Однако желание побродить по предгорьям Кавказа у него сохранилось. Я подарил ему свои выходные и честно заработанные пару отгулов и мы двинули.
    Выбор «куда» не стоял. Я давно приметил один некогда популярный во времена СССР четырех дневный маршрут через Каверзинские водопады, пару самых высоких гор в районе, небольшие пещеры, Аюкские водопады, Большую фанагорийскую пещеру более 2км протяжённостью, посещение Медвежьих скал, водопада Кесух, урочища-памятника Поднавислы… В общем маршрут интересный, среднего уровня сложности если верить описанию. Сам я там не был.
    Сборы заняли уже традиционно минут 40 в режиме «побросали в рюкзаки что попалось на глаза еду докупили в магазине на остановке». Глупо конечно, собираться так с целью провести 4 дня в горах, но так получилось
    Разбуженный в 4 утра коллега  довез нас до с. Хребтовое на трассе М4 дон, что идет на Джубгу. Село это находится на карте чисто номинально. Его там давно уже нет, стоит лишь АЗС, да памятник героям ВОВ. Однако благодаря туристической ценности этого пункта там даже есть автобусная остановка.
    Тут вышел первый казус: выйдя из машины мы видели следующее —
    т.е. ничего. Ночь хоть и лунная но лес с дороги не просматривался вообще. Проблема осложнялась тем что мне нужно было найти уходящую в лес, с трассы грунтовку, которую я даже не видел на фото. Лишь описание Nой давности.
    Но грунтовку мы нашли вскоре. Правда не ту… Потом еще одну, опять не ту. Потом еще… и еще… Судя по тому что они уходили в лес на 15-20 метров и возвращались к трассе,
    это были какие то заброшенные дороги времен ремонта трассы, а может и строительства. Вскоре стало светать.

Кстати позади него… брод. Который мы нашли исключительно на ощупь. В ранних лучах света выглядело жутковато. Ручей залил округу, все почернело, дымка…

Позже оказалось что это был не брод))) И пробившись сквозь заросли мы вышли на довольно хорошего качества дорогу. Ту самую грунтовку.

По пути встретили фермерское хозяйство с многообещающей табличкой:

Весенние цветы:

Памятник павшим войнам, единственному что осталось от какого то села:

Дальнейший путь продолжался по вышеупомянутой дороге, грек фотографировал свежую зелень, первые пихты, ручей.

Чем глубже мы входили в ущелье, тем больше пихты заменяли дубы, тем чаще стали попадаться огромные камни, небольшие скалы.

Геометрические формы последнего камня породили долгие разговоры о древности. Грек оказался ярым сторонником теории древнейшей славянской империи Русов, чьи границы проходили до Египта . И этот камень он вдруг назвал одним из блоков какой о древней постройки. Он оказался фанатиком данной теории и тот факт что у камня лишь одна сторона ровная, а другие вполне себе «природные» его ничуть не заботил  .
    Когда ущелье стало уже похожим наконец на ущелье: очень крутые склоны, массивные завалы, бурный поток на дне —

то и виды стали красивее. Тут выяснилось что мои старые добрые берцы дали где то течь. А жаль, ведь приходилось прыгать по камням, хотя глубина ручья позволяла практически везде идти спокойно по дну.

Ну и наконец подошли к первым водопадам. Не буду описывать их каждый — меня они не впечатлили если честно. А грека — очень. Просто снимки водопадов.

Странная причуда природы или может быть памятник поговорке «сила есть ума не нужно»

Пихты стали уже гораздо старее и больше:

тут же у последнего водопада было обустроено место для отдыха.

Отсутствие мусора на маршруте красноречиво говорило о непопулярности этих мест у любителей «прогулки на природу». К слову о маршруте. Хоть он и явно мало популярен, я отмечал всюду маршрутные метки: на камнях, стволах. Красной краской, давно, но еще отчетливо нанесены крестики, цифры, буквы… Я слышал что есть люди водящие платные экскурсии по этому маршруту. И по описанию после водопадов должна быть первая ночевка. Однако время было лишь обеденное, и мы совершенно не устали. Решив запустить планшет с GPS я я положил конец походу

Хорошая новость была в том что мы даже не дошли до Щетки, на фото красным — вершина куда мы стремились, она же первая ночевка по маршруту. А черным — мы. Т.е. мы по сути подошли лишь к подножью Щетки.
    Плохая новость была в том что МТС оказался на столько суров что сеть была даже в этом ущелье!!! И мне дозвонились с работы!!! Видимо разрез ущелья был таков что видимости с вышкой связи не препятствовал склонами и сеть была… пока не повернули круто в лево. С работы сказали что меня ожидает повышение, и в понедельник утром нужно быть в управлении. Там начальство будет меня «собеседовать». Вроде и хорошая новость, но и накрывшийся поход жаль. Посовещавшись мы решили подняться на щетку, переночевать там и двинуть назад тем же путем что пришли. Поели, излишки провизии спрятали не пода леку что бы не тащить лишнее и двинули.
    Должен сказать я не знал скольководопадов на маршруте. Они значатся просто как Каверзинские. Или система водопадов. Однако:

это уже меня пробрало. Водопад метра два, два с половиной, да еще с хорошей, после весенних паводков, водой. Как только повернуло ущелье сразу его стало слышно — шум воды был неслаб. Повеяло прохладой, свежестью. Порадовал и подход — ни камней, ни завалов. Тропа шла красиво между пихтами, стеной ущелья и ручьем.

тут предстояло лезть… Хотя если приглядитесь на фото — виден рос с петлей призванный помогать в подъеме.

Ровный камень вновь вызвал не здоровый интерес грека.

Дальнейший ручей был ровный и без приключений. Были и красивые поросшие плющом завалы, живописные источенные водой стены ущелья, гротики и пр.,

После очередного поворота мы услышали грохот!!! И просто не поверил глазам:

Потрясающий водопад. Грек учился на аспирантуре в США, видел Ниагарский водопад, но даже его пробрало. Мелкая водяная пыль летела метров за 10 от водопада и создавала блаженную прохладу. Шум был такой что общаться приходилось знаками. Оценить масштаб можно тут:

но и это оказалось не все.
    Водопад шахматный. Не поражает размерами, но сам по себе красив весной, когда много паводковых вод. Когда то тут были прорези для ног и рук, для подъема вверх. Потом ручей на верху изменил русло и затопил ямки. Они обросли мхом и получилось очень красиво.

Воды этого ручья берут начало из пещеры «Университетской»

кстати не так давно и открытая.

Размер не большой — я бы и бочком не втиснулся. Но дно ручья ровное, чистое. Напор воды не слабый. Как греку не пришло на ум назвать это древней насосной станцией ума не приложу
    Затем был выход из ущелья и долгое утомительное шествие к вершине Щетки. Дело в том что гора довольно пологая и подъем на нее хоть не крутой, но очень затяжной. За часа два подъема мы устали просто в конец. На ущелье со всеми его препятствиями ушло не более трети тех сил что потребовала себе Щетка. Однако несмотря на трудности и отсутствие какого либо красивого вида с горы, Щетка элемент маршрута, т.к. на другом ее склоне есть пещерка. Если бы не этот пункт то Щетку можно легко обойти без ущерба для остального маршрута. Но эта пещерка довольно труднодоступна и потому сохранила свои сталактиты, сталагмиты и флору. Для нас с нашим обрезанным маршрутом этот подъем был в общем то и не к чему. Зря я туда повел человека.
    Отдохнув:

Нашли место где упало пару больших деревьев. Обеспечив нас дровами.

Грек залез на одну из пихт и снял поломанную ветром верхушку. Оборвав ее — получили маленькую, но удобную лежанку. Ночевка прошла без происшествий. На восходе собрались, потушили костер. Стоянка между двух стволов и каменным очагом вышла очень удачная.

Постарались ее сохранить тем кто будет проходить тут позже.
    Обратный путь не занял и половины того времени что занял поход.
    На фермерском хозяйстве днем паслись лошади:

Цены на «довезу до Горячего ключа» оказались сумашедшие.
    Поэтому выйдя на остановку грек быстро поймал попутку. Вскоре мы были дома.
    Вот так. маршрут интересный, а без подъема на Щетку вполне доступен без ночевки даже с детьми. Если кого заинтересует пишите — расскажу, объясню.