Человеческий Фактор: Информационная безопасность
Обычно под этим понимают страхи того, что кто-нибудь получит доступ к вашей банковской карте (где у вас, несомненно, лежат миллионы), к вашему аккаунту в соцсети (уж там-то непременно есть страшные секреты), или что какой-нибудь ребёнок вдруг найдёт в интернете обнаженное фото какой-нибудь пикантной части тела (кошмар-кошмар!).Но редко говорится о другом, довольно пугающим факторе -что каждый из нас, по сути, давно уже находится «под колпаком у Мюллера».
Если вдуматься, то информационные технологии и всеобщее стремление к цифровизации приводит к тому, что личность человека становится полностью прозрачной. Он полностью открыт для контроля и изучения. Люди почему-то боятся какого-то «чипирования», тем более- через прививки.
Но ведь, по сути, каждый из нас давно уже чипировал себя добровольно, начав использовать мобильный телефон. Это замечательное устройство, а тем более -смартфон, знает и записывает ваше местоположение, ваши разговоры, может смотреть на вас через камеру, запоминает ваши фотографии, знает все ваши контакты и связи, собирает ещё неведомо какую информацию. Ваша банковская карточка отлично разбирается в ваших покупках, предпочтениях магазинов, месте и времени их совершения. Дорожные камеры с радостью расскажут вам о вашем маршруте и скорости передвижения по дорогам. 100500 камер в городе (камеры госучреждений, автомобильные камеры, камеры магазинов, всякие милицейские камеры) с радостью распознают ваше лицо и также смогут напомнить вам о том, когда, откуда, и с какой скоростью вы передвигались. Ваш любимый мессенджер хранит и анализирует истории ваших переписок. Поисковые системы с упорством ботаника запомнят и проанализируют ваши поисковые запросы, место этих поисковых запросов, посещённые сайты, совершенные на них действия, вашу реакцию на всё это. Ну а если бородатый программист что-то упустит- то на всё это есть программы и нейросети, которые не устают, у них не болят глаза, и они не разливают кофе на клавиатуру. Про дроны в небе я вообще молчу.
Распространенный контраргумент здесь следующий: живи честно, «как все», не нарушай законов своей страны- и будет тебе счастье и флаг в…
Но, ведь, грешки есть у каждого и что-то по мелочи нарушают все. Один немножко не платит налогов, второй превышает скорость, третий изменяет жене, четвертый что-то «применил», пятый что-то «употребил», шестой интересуется информацией, которая немножечко не согласуется с официальными точками зрения, седьмой собирает в лесу не те дровишки, восьмой поехал на охоту не тем путём, и так далее. Я не исключаю возможности, что в недалеком будущем, а может быть даже и уже, это всё может напрямую отражаться на нашей жизни. Например, если ты слишком много покупаешь пива -это повод людям в белых халатах задуматься о твоём потенциальном алкоголизме. Если при зарплате в 10 руб ты тратишь в месяц 100, то это повод усомниться в твоих доходах. Если ты постоянно ходишь по проституткам и изменяешь жене, то это тоже повод пригласить тебя на беседу в какой-нибудь комитет по сохранению семьи, да и заодно проверить на венерические заболевания. Если ты стал активно интересоваться какими-нибудь веществами, чем-нибудь стреляющим, или темой перехода границы и бородатых людей в чалмах, то это тоже повод, чтобы к тебе пришли в гости неприметные люди с холодными глазами и сдержанной улыбкой. После неосторожных разговоров по телефону или переписки в мессенджере («чувак у меня риально капец я ехал седня с Сранихи а он тут как выскочит....») к вам могут прийти другие компетентные люди и поинтересоваться, всё ли хорошо с вашей машиной, и не случилось ли чего-нибудь месяц назад на пустынной трассе и зачем вы отремотировали передок.
Да возможно ещё масса других случаев, когда вы или действительно не хотите, чтобы нечто становилось достоянием государства, либо просто оказались не в том месте не в то время.
Как этому противодействовать я, честно говоря, не знаю. Единственное, что приходит на ум- использовать только наличные деньги, не носить с собой мобильник, не писать лишнего в электронные устройства, не ходить там, где не надо и где смотрят камеры. Ну и на машине ездить… Тогда как жить?
Если вдуматься, то информационные технологии и всеобщее стремление к цифровизации приводит к тому, что личность человека становится полностью прозрачной. Он полностью открыт для контроля и изучения. Люди почему-то боятся какого-то «чипирования», тем более- через прививки.
Но ведь, по сути, каждый из нас давно уже чипировал себя добровольно, начав использовать мобильный телефон. Это замечательное устройство, а тем более -смартфон, знает и записывает ваше местоположение, ваши разговоры, может смотреть на вас через камеру, запоминает ваши фотографии, знает все ваши контакты и связи, собирает ещё неведомо какую информацию. Ваша банковская карточка отлично разбирается в ваших покупках, предпочтениях магазинов, месте и времени их совершения. Дорожные камеры с радостью расскажут вам о вашем маршруте и скорости передвижения по дорогам. 100500 камер в городе (камеры госучреждений, автомобильные камеры, камеры магазинов, всякие милицейские камеры) с радостью распознают ваше лицо и также смогут напомнить вам о том, когда, откуда, и с какой скоростью вы передвигались. Ваш любимый мессенджер хранит и анализирует истории ваших переписок. Поисковые системы с упорством ботаника запомнят и проанализируют ваши поисковые запросы, место этих поисковых запросов, посещённые сайты, совершенные на них действия, вашу реакцию на всё это. Ну а если бородатый программист что-то упустит- то на всё это есть программы и нейросети, которые не устают, у них не болят глаза, и они не разливают кофе на клавиатуру. Про дроны в небе я вообще молчу.
Распространенный контраргумент здесь следующий: живи честно, «как все», не нарушай законов своей страны- и будет тебе счастье и флаг в…
Но, ведь, грешки есть у каждого и что-то по мелочи нарушают все. Один немножко не платит налогов, второй превышает скорость, третий изменяет жене, четвертый что-то «применил», пятый что-то «употребил», шестой интересуется информацией, которая немножечко не согласуется с официальными точками зрения, седьмой собирает в лесу не те дровишки, восьмой поехал на охоту не тем путём, и так далее. Я не исключаю возможности, что в недалеком будущем, а может быть даже и уже, это всё может напрямую отражаться на нашей жизни. Например, если ты слишком много покупаешь пива -это повод людям в белых халатах задуматься о твоём потенциальном алкоголизме. Если при зарплате в 10 руб ты тратишь в месяц 100, то это повод усомниться в твоих доходах. Если ты постоянно ходишь по проституткам и изменяешь жене, то это тоже повод пригласить тебя на беседу в какой-нибудь комитет по сохранению семьи, да и заодно проверить на венерические заболевания. Если ты стал активно интересоваться какими-нибудь веществами, чем-нибудь стреляющим, или темой перехода границы и бородатых людей в чалмах, то это тоже повод, чтобы к тебе пришли в гости неприметные люди с холодными глазами и сдержанной улыбкой. После неосторожных разговоров по телефону или переписки в мессенджере («чувак у меня риально капец я ехал седня с Сранихи а он тут как выскочит....») к вам могут прийти другие компетентные люди и поинтересоваться, всё ли хорошо с вашей машиной, и не случилось ли чего-нибудь месяц назад на пустынной трассе и зачем вы отремотировали передок.
Да возможно ещё масса других случаев, когда вы или действительно не хотите, чтобы нечто становилось достоянием государства, либо просто оказались не в том месте не в то время.
Как этому противодействовать я, честно говоря, не знаю. Единственное, что приходит на ум- использовать только наличные деньги, не носить с собой мобильник, не писать лишнего в электронные устройства, не ходить там, где не надо и где смотрят камеры. Ну и на машине ездить… Тогда как жить?
Похожие записи
07 октября 2021, 19:03
+31.22 Beaver
— Калининград
По моему, заинтересоваться пациентом надо именно в том случае, когда за ним «грехов» нет… А так то: «Не согрешишь — не покаешься! Не покаешься — прощён не будешь...»©.
- v
- 0
08 октября 2021, 10:44
+42.06 Jurist
— Новосибирск
А что в этом странного? Человек вполне себе может жить жизнью тихой мышки, ничего не нарушать, ничего не скрывать. Работать менеджером, получать «белую» зарплату, ездить по правилам на Фордфокусевкредит.
08 октября 2021, 11:22
+47.68 PChSPb
— С-Петербург и Лен. обл.
Как этому противодействовать я, честно говоря, не знаю. Единственное, что приходит на ум- использовать только наличные деньги, не носить с собой мобильник, не писать лишнего в электронные устройства, не ходить там, где не надо— не было раньше карт и обходились наличкой — и сейчас не обязательно банку знать где и сколько вы купили ножей, топоров и патронов на прошлой неделе. Сколько про запас крупы приобрели, водки, сахара, тушенки…
— Смартфонов тоже не было и как-то жили — в лес с картой и компасом ходили, зато где был никто не узнает, а иногда это полезно
— Пользуйтесь простой звонилкой, а не смартфоном, а записную книжку обычную бумажную заведите, как наши родители использовали — она останется у вас даже тогда, когда трубка сядет. Или когда смартфон заглючит, как у моего соседа — вырубился на даче, и он без связи, телефон стационарный в магазине есть, да ни одного номера наизусть не помнит
— Ну а с видеокамерами ничего не сделаешь, тут уж только внешность гримом менять ежедневно, чтоб камеру с толку сбить ))
- v
- +2
08 октября 2021, 15:27
+16.63 alexandr-evp
— Евпатория (Республика Крым)
Хорошую тему подняли. Наверно, каждый об этом так или иначе задумывался.
Во все времена было хорошее правило: поменьше говорить и подавать информации в общем.
Если мне зададут вопрос, следит ли за мной администрация того учреждения, где работаю или спецслужбы в лице государства, то могу ответить так: быть может в данный момент и не следит, но если возникнет в этом потребность, то это будут делать, т.к. в первую очередь техническая возможность к этому есть. Был бы приказ.
Если переходить от частного к общему, то скорее всего следят в основном за теми, чья деятельность вызывает интерес. Если же следить тотально за всеми, то скорее всего не хватит никаких мощностей: ни технических, ни человеческих.
Применительно к себе, то использую оба вида расчёта: и наличный, и безналичный. За наличные легче рассчитываться за товары, а за безналичные — за услуги, которые требуют зачисления денег на счета в банках.
С точки зрения ИТ-специалиста, согласен, без смартфона гораздо приятней себя чувствуешь, т.к. в первую очередь не чувствуешь давления мессенджеров, перегрузку информацией и невольно не делишься той информацией, в том числе и о себе, которой можно было бы в принципе не делиться.
С мобильным телефоном комфортней. Там меньший ассортимент «услуг», они дороже, и как следствие — меньший соблазн ими пользоваться. Телефон легко можно оставить дома, если охота просто пройтись и не ждёшь ничьего звонка.
К сожалению, мобильная связь построена на постоянном определении местоположения абонента, отсутствие спутниковых сервисов ещё не означает полную свободу. Знакомый старший товарищ, коллега рассказывал случай, имевший место с ним лично в середине 2000х: оказался определённом месте, где неподалёку произошло серьёзное правонарушение. Оперативные службы стали разрабатывать всех тех, чьи телефоны обслуживались на определённой базовой станции и при этом находились на определённом удалении от этой самой базовой станции. Т.е. возможности самой простенькой сети сотовой связи 2-го поколения таковы, что с приемлемой точностью можно обнаружить расстояние от абонентского устройства до базовой станции, к которой это самое устройство подключено. Это уровень таких абонентских устройств, как Siemens C45 или Nokia 1100, в которых Интернета либо нет вовсе, либо он реализован на уровне технологии WAP CSD.
Нынешние мобильные сети 3 и 4 поколения в силу возросших скоростей дают более широкие возможности по передаче данных плюс к тому, что уже было достигнуто предыдущими поколениями.
Никакие алгоритмы шифрования в принципе не спасут от фиксирования самого факта наличия при себе аппарата мобильной связи со вставленной, сколь нибудь мало заряженной батареей.
Во все времена было хорошее правило: поменьше говорить и подавать информации в общем.
Если мне зададут вопрос, следит ли за мной администрация того учреждения, где работаю или спецслужбы в лице государства, то могу ответить так: быть может в данный момент и не следит, но если возникнет в этом потребность, то это будут делать, т.к. в первую очередь техническая возможность к этому есть. Был бы приказ.
Если переходить от частного к общему, то скорее всего следят в основном за теми, чья деятельность вызывает интерес. Если же следить тотально за всеми, то скорее всего не хватит никаких мощностей: ни технических, ни человеческих.
Применительно к себе, то использую оба вида расчёта: и наличный, и безналичный. За наличные легче рассчитываться за товары, а за безналичные — за услуги, которые требуют зачисления денег на счета в банках.
С точки зрения ИТ-специалиста, согласен, без смартфона гораздо приятней себя чувствуешь, т.к. в первую очередь не чувствуешь давления мессенджеров, перегрузку информацией и невольно не делишься той информацией, в том числе и о себе, которой можно было бы в принципе не делиться.
С мобильным телефоном комфортней. Там меньший ассортимент «услуг», они дороже, и как следствие — меньший соблазн ими пользоваться. Телефон легко можно оставить дома, если охота просто пройтись и не ждёшь ничьего звонка.
К сожалению, мобильная связь построена на постоянном определении местоположения абонента, отсутствие спутниковых сервисов ещё не означает полную свободу. Знакомый старший товарищ, коллега рассказывал случай, имевший место с ним лично в середине 2000х: оказался определённом месте, где неподалёку произошло серьёзное правонарушение. Оперативные службы стали разрабатывать всех тех, чьи телефоны обслуживались на определённой базовой станции и при этом находились на определённом удалении от этой самой базовой станции. Т.е. возможности самой простенькой сети сотовой связи 2-го поколения таковы, что с приемлемой точностью можно обнаружить расстояние от абонентского устройства до базовой станции, к которой это самое устройство подключено. Это уровень таких абонентских устройств, как Siemens C45 или Nokia 1100, в которых Интернета либо нет вовсе, либо он реализован на уровне технологии WAP CSD.
Нынешние мобильные сети 3 и 4 поколения в силу возросших скоростей дают более широкие возможности по передаче данных плюс к тому, что уже было достигнуто предыдущими поколениями.
Никакие алгоритмы шифрования в принципе не спасут от фиксирования самого факта наличия при себе аппарата мобильной связи со вставленной, сколь нибудь мало заряженной батареей.
- v
- +3
08 октября 2021, 20:17
+47.68 PChSPb
— С-Петербург и Лен. обл.
в принципе не спасут от фиксирования самого факта наличия при себе аппарата мобильной связи со вставленной, сколь нибудь мало заряженной батареей… значит будем отключать батарею ))
09 октября 2021, 20:44
Вынимать. Левый аппарат, левая симка, одновременно с обычным с подсоединённой батареей не держать. И всё такое прочее. Все важные записи — в памяти головы. Адреса-пароли-явки по схеме работы на территории, занятой противником.
Паранойя? Может быть. Но для уважающего свои мысли и мысли друзе человека — печальна реальность.
Паранойя? Может быть. Но для уважающего свои мысли и мысли друзе человека — печальна реальность.
11 октября 2021, 07:13
+42.06 Jurist
— Новосибирск
— не было раньше карт и обходились наличкой — и сейчас не обязательно банку знать где и сколько вы купили ножей, топоров и патронов на прошлой неделе. Сколько про запас крупы приобрели, водки, сахара, тушенки…Тут проблема в том, что почти все эти устройство уже «прочно вошли
— Смартфонов тоже не было и как-то жили — в лес с картой и компасом ходили, зато где был никто не узнает, а иногда это полезно
— Пользуйтесь простой звонилкой, а не смартфоном, а записную книжку обычную бумажную заведите, как наши родители использовали — она останется у вас даже тогда, когда трубка сядет. Или когда смартфон заглючит, как у моего соседа — вырубился на даче, и он без связи, телефон стационарный в магазине есть, да ни одного номера наизусть не помнит
— Ну а с видеокамерами ничего не сделаешь, тут уж только внешность гримом менять ежедневно, чтоб камеру с толку сбить ))
в нашу жизнь».
Смартфон — это практически компьютер в кармане. Проверить почту, деловые звонки, узнать о пробках, поработать с документами… Очень помогают мессенджеры. Отсутствие телефона (или смартфона) — это еще и удар по личной безопасности, поскольку часто сделать звонок или узнать что-то важное (погода) бывает действительно необходимо. И родные тоже волнуются, если от человека вестей нет (может, он с приятелем пиво решил попить, а может в его машина сбила).
Компас и карта — архаизм. Конечно, если вы идете группой 10 человек по заранее хорошо продуманному маршруту, с хорошими ориентирами, и есть на это специально выделенный человек — то это еще нормально. Но если ориентиров нет? Или вы решили найти урочище Дырявый Пим, которое где-то в лесу (на спутнике видели)? Или ищете что-то другое, а особых примет нет? Нет у нас указателей веде, и часто не знаешь точно, вот эта дорога ведет к деревне, или эта.
Можно, допустим, принять меры, если точно знаешь, что именно сегодня лучше быть «невидимым». Но, ведь, многие вещи происходят неожиданно. Никто, ведь, точно не знает, когда его спросят, «с какого он раена», или где он набредёт на странную находку, или когда случится что-то на дороге.
- v
- +1
11 октября 2021, 12:23
+31.22 Beaver
— Калининград
— Вот на этом нас и ловят… Предлагая якобы более комфортную среду обитания берут под тотальный контроль. Та самая морковка на палке, заставляющая ишаков бежать вперёд… пока не сдохнут.
11 октября 2021, 13:07
+47.68 PChSPb
— С-Петербург и Лен. обл.
Смартфон — это практически компьютер в кармане. Проверить почту, деловые звонки, узнать о пробках, поработать с документами… Очень помогают мессенджеры. Отсутствие телефона (или смартфона) — это еще и удар по личной безопасности, поскольку часто сделать звонок или узнать что-то важное (погода) бывает действительно необходимо.Сосед, у которого вырубился смартфон на даче, приехав в город три дня по мастерским ходил — никто не мог определить причину отказа и все предлагали включить его с обнулением, с потерей всей инфы. Потом нашелся спец, помог из интереса.
Мне же сосед сказал, что когда представил себя с неработающим смартфоном не на даче, а на охоте в другой области, то ему аж худо стало… Теперь на смартфон он вообще не рассчитывает. Есть связь — хорошо, но он уже готов во всех отношениях к её отсутствию.
11 октября 2021, 19:32
Если карта нормально поднята, то урочище Дырявый Пим можно найти с помощью неё и компаса.В этом отношении гораздо более удобен отдельный навигатор. Никто не знает, кто идёт с этим навигатором, проверить это никак, если у того, кто с ним, нет с собой телефона. Вычислить можно лишь в плотно засаженной камерами населёнке, да и то, не сразу. И надо иметь доступ сразу к двум базам (активных навигаторов и системе видеонаблюдения, базе данных лиц и персоналий). И на ходу сопоставлять данные. Вне условий серьёзной слежки это нафиг никому не надо. А смартфон — и вот те он. С потрохами, банковскими картами и планами на вечер.
11 октября 2021, 15:11
Был я недавно присяжным на одном деле. Там дело направили на доследование, распустив присяжных, когда дошли до логичного вопроса: вот выехал человек из дома (где установлена система видеонаблюдения), проехал на мосту (с той же фигнёй) и в деле ни одного видеофайла в качестве улик.
- v
- +1
11 октября 2021, 18:15
+0.63 PavelS
— Москва
Когда «ИМ» надо, улики пропадают.
У нас был случай, обчистили квартиру у соседа. Так вот, на другое утро камеры с дома были сняты, под предлогом что они до этого якобы не работали, и архива нет.
Тогда много таких случаев было, и все явно«под крышей» участкового.
У нас был случай, обчистили квартиру у соседа. Так вот, на другое утро камеры с дома были сняты, под предлогом что они до этого якобы не работали, и архива нет.
Тогда много таких случаев было, и все явно
11 октября 2021, 19:38
Знакомый попал в ДТП. С его стороны есть травмированный. Они — потерпевшие. Нарушила правила сотрудница. Из области дело вернули на доследование ввиду отсутствия медицинской экспертизы потерпевших. После этого фамилия нарушительницы стала от бумаги к бумаге меняться, в справках в страховую отсутствует номер и марка машины виновницы, из дела и больницы испарились рентгеновские снимки. Все уведомления кидаются непосредственно в почтовый ящик, хотя должны идти заказным письмом, печати неразборчивы, чисел нет. На обжалование — 10 дней, ага…
11 октября 2021, 19:46
+31.22 Beaver
— Калининград
-Система сбоит… С недавнего времени ношу на работу флэшку… По возможности собираю всю видеоинформацию с места.
Хотя и это не выход… если пострадаешь сам — будет не до того.
Хотя и это не выход… если пострадаешь сам — будет не до того.
11 октября 2021, 19:30
+31.22 Beaver
— Калининград
Такая дилемма… Да… Вроде интереснее жить — в любую секунду можно увидеть из Калининграда пляжи Кейптауна «онлайн». А с другой — никто уже не ходит «встречь Солнцу». потому как незачем… с дивана всё видно! Заметил, что народ разучился читать «бумажные» карты… наверное, голосовой подсказки нет!
- v
- +4
11 октября 2021, 21:59
+0.63 PavelS
— Москва
Заметил, что народ разучился читать «бумажные» карты… наверное, голосовой подсказки нет!Полностью согласен. В 90-е, до всех этих пейджеров и мобил помнил несколько десятков телефонных номеров и их владельцев.
Сейчас, в лучшем случае 10.
Эти гаджеты нас расслабили. Привыкли во всём полагаться на них.
Как уже ранее писалось, сдох телефон, и всё.
Я в своём районе пройду ночью с закрытыми глазами. 70% города знаю по основным дорогам, чем ближе к месту проживания, тем % больше, благо в юности и пешком приходилось ходить ночью из центра на окраину при не работающем метро, и прочее. Хотя, был один знакомый, он знал по станциям метро как пройти, а то, что можно срезать, ума не хватало уже тогда.
А сейчас думаю 95% современной молодёжи и этого не знают. А уж если их за МКАД отвезти, на пару километров, то точно, при отсутствие гугла будут неделю вдоль МКАДа блуждать…
12 октября 2021, 14:15
+2.65 Brint
— Шушенское
Расслабились нынче все. Про молодежь это вообще кошмар. Катастрофа общества. В Городах единицы ходят в лес и на рыбалку. Вечерний досуг весь у основной молодежи рядом с компов и гаджетов… Ну либо бухнуть, курнуть и в клуб.
15 октября 2021, 06:09
+42.06 Jurist
— Новосибирск
Полностью согласен. В 90-е, до всех этих пейджеров и мобил помнил несколько десятков телефонных номеров и их владельцев.В этом резон тоже есть. Объем информации и коммуникаций существенно вырос. Если у человека два звонка в день и он, по сути, вообще никому не нужен, то хватит и обычного кнопочного телефона. Но если звонков много, много обмена сообщениями, поиск и передача информации, то смартфон- большой помощник. Вот представьте себе, что я с утра поехал по делам. Одновременно мне поступают звонки, я должен реагировать. В пути я просмотрел несколько электронных документов и переслал их коллегам. Мне потребовалось найти автобус который идет в нужный мне район. Мне потребовалось найти ООО «Василек», который находится по адресу ул. Окочурина, дом 12а корпус б6, крыло 3. Заказал запчасть и почитал в перерыве Непропаду. Вот тут то смартфон нужОн…
Сейчас, в лучшем случае 10.
Эти гаджеты нас расслабили. Привыкли во всём полагаться на них.
- v
- +2
15 октября 2021, 13:06
Для меня «информационная безопасность» — это несколько иная плоскость. Я всегда считал, что это шифрование данных, пароли, адреса и явки. А вот «анонимность» (и анонимность в сети интернет) наверное больше подходит к теме статьи.
- v
- +2
Комментарии (20)