Человеческий Фактор: Психология катастроф (примеры и советы из жизни)

  • Автор: Radiokot
  • Опубликовано: 05 июня 2014, 17:08
  • В кратком объеме, с примерами из жизни рассмотрю, чем, кроме прямых жертв опасны ситуации ЧС с массовым участием людей. А также рассмотрю, что и как делать (некоторые варианты)

    Цели человека, который решил действовать на благо коллектива в случае ЧС могут быть следующими
    — не допустить массовой паники, психоза (очень заразителен в некоторых случаях!)
    — не допустить увеличения жертв
    — оказать ПП максимуму участников ситуации, нуждающихся в этом
    — нейтрализовать психологических лидеров, не способных реально улучшить ситуацию (но способных навести кипешь и лишнюю суету)
    — иные (благие) цели


    Из собственных наблюдений за собой и другими (в т.ч. на всяких учениях) — стресс проявляется очень по разному и зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей человека, его подготовки, наличия среди жертв близких и знакомых человека, и прочих факторов.

    Проявления стресса в случае удачных (или неудачных) действий могут как затухать, так и усиливаться.

    Целю подготовленного человека, помимо оказания ПП, может быть перевод ситуации в более контролируемую. Для этого необходимо снизить общий градус напряжения, и ни в коем случае не давать его повысить другим участникам событий.

    У кого-то стресс проявляется в виде повышеной моторики, подвижности. Человек начинает бегать (вокруг места аварии например), махать руками, совершать неосмысленные действия. Очень важно, что таким поведением человек может заразить внушаемых людей, которые пока еще могут быть спокойны и не представлять осложнений в ситуации. Попробуйте его чем-то озадачить. Лучше всего — физической работой — пусть тащит что-то тяжелое куда-нибудь далеко, и лучше не один раз. Не факт, что получится и вас не пошлют, но попробуйте. В стрессовой ситуации критическое мышление сужается, вполне вероятно, что человек вас послушает и не будет негативно влиять своей избыточной энергией на место происшествия и его участников.

    У кого-то наоборот, может возникнуть заторможенность, аппатия.
    Нельзя смешивать первых и вторых. Т.к. скорее аппатичные станут орать, нежели истерики сами успокоятся.
    Таких людей стоит собрать в одну группу, следя чтобы они не решили молча куда-то уйти.

    Попробуйте выделить на месте происшествия три группы людей
    — Тех, кто впал в ступор
    — Тех, кто проявляет повышенную активность (двигательную, речевую и т.п.)
    — Тех, кто спокоен и адекватен хотя бы на вид.

    Третьих людей можете смело использовать в качестве помощников, назначив их «распределителями и наблюдателями».
    Пусть один из таких людей пробует собрать всех «тихушников» в кучу, а второй — пробует возглавить «буйных» (буйных лучше «вразумлять» по одиночке, не собирая в кучу, так будет проще). Кучи буйных и тихушников не смешивать ни в коем случае.

    Обязательно отверните людей, в реакции которых не уверены, взором от места катастрофы, это успокоит больше, чем просто слова. Старайтесь держать фокус внимания группы так, чтобы люди, которым особенно тяжело психологически, находились к месту аварии спиной. Это очень важно и это работает.

    Внимательно следите за теми, кого вы поставили «распределителями и наблюдателями», т.к. они сами могут перейти в любую другую фазу (под тяжестью накопившихся эмоций).
    Можете и вы, но когда человек что-то осмысленно делает, он меньше отвлекается и дольше сохраняется.

    Дайте людям ПЛАН на ближайшие минуты-часы, это многих успокоит.
    Как говорил Джокер из Бэтмэна — пока есть план, даже если он чудовищен и по плану мрут люди каждые 5 минут, общая масса будет сохранять спокойствие. Это на самом деле так! Это работает.
    План может быть дурацким, он может заключаться в переносе чемоданов от разбитого вагона на 50 метров в кучу, но если есть «план мероприятий» — многие им отвлекутся и дадут вам заниматься действительно важным делом (например качать человека без пульса и дыхания)
    Буйных также можно привлечь к переноске некритичных пострадавших (без травм, которые можно усугубить при переноске).

    Ни в коем случае НЕ ХВАТАЙТЕ буйных за руки. Могут дать в бубен, да так, что помощь потребуется уже вам, и вы на месте будете бесполезны, а то и всерьез пострадаете. В стрессовой ситуации многие люди воспринимают попытки удержания рук как прямую агрессию, опасность для жизни, не забывайте об этом. Вам могут врезать просто на автомате, рефлекторно, при том даже профессор в очках.
    Держите чужие руки «открытыми» ладонями, не хватайте кистями.

    В случае техногена или какой-то другой аварии с массовым участием людей, нужно не только попытаться ситуацию упростить, но и, ЧТО ОЧЕНЬ ВАЖНО, нейтрализовать людей без опыта, навыков но с кипучей тягой что-то делать. Нейтрализовать можно очень по разному.

    Примеры из жизни, приведенные моими знакомыми (преподавателями)
    1) Пожарный (очень толковый) качает человека с остановкой сердца и дыхания. Рядом толпа, в т.ч. пьяные люди, в т.ч. снимающие «видосик на телефон». Один из «синих» всячески пытается давать советы, говорит что спас делает «не так» и т.п.
    Неправильное решение — встать и дать по рогам. Правильное решение (примененное этим человеком) — признание крутости пьяного с фразой о том (серьезным голосом) что такие люди очень нужны в пожарке и с просьбой после всей этой беды вместе пойти в отдел кадров пожарной части. Итог — «комментатор» затерялся в толпу, человек отработал без отвлекающих факторов и дурных советов.
    2) Другой пример из жизни — выезд скорой на вызов, по месту — умерший не молодой мужик-курильщик (2 пачки в день) от запущенного в предел рака легких (с кровотечением из оных). Его честно качали, но шансов уже небыло. После того, как медики перестали качать, сын (взрослый лоб) умершего начал искать крайнего, из-за которого умер его отец. Попытался найти среди медиков, но т.к. в бригаде оказался опытный человек — дурня удалось нейтрализовать словесно, обратив его взор к мыслям о том, что у отца уже давно рак в финальной стадии, при которой он курил две пачки в день. Напоминание об этом смогло загасить конфликт в начале.
    Неправильным решением был бы встречный наезд на этого сына (люди в таком состоянии адекватную критику в свой адрес воспринимают хуже, чем в адрес другого человека, даже если это их отец).

    За себя могу сказать, что лучше я буду сутки разгребать завал, нежели оказывать психологическую помощь.
    Даже на постановочных сценках многие мои сокурсники на курсах МЧС налажали так (и я тоже), что в реальности люди, которым нужна псих. помощь или бы нас побили, или впали в жесткую истерику, ухудшив общую ситуацию. Или из адекватных участников ситуации впали бы в ступор.
    Хороший психолог — это наверное все-таки от Бога, а не от книжек и занятий. Если не дано — учёба бесполезна.

    И еще очень важный момент — помните, как только вы начали оказывать помощь человеку — отвечаете за ее оказание именно ВЫ. Ни прохожий, который видел в кино, как ручкой протыкают лёгкое при бронхоспазме, ни другой прохожий, внушивший вам при инсульте дать пострадавшему нитроглицерин, а именно вы, и никто иной. Поэтому, если вы не уверены, что советы по делу (действующий медик из бригады скорой помощи, реаниматор-анестезиолог и т.п.) — не слушайте советчиков и полагайтесь на свои навыки и знания. Если же такой опытный человек найдется — уступите по возможности место действия ему, т.к. советы вы без навыков в случае ЧС правильно применить все равно не сможете. В стрессовой ситуации работают только те навыки, которые получены и отработаны заранее. Это выявлено (в т.ч. лично мной) в том числе на всяких учениях, где условия хоть и приближены к реальным, но все-таки в подкорке сидит мысль, что это учеба, и воздействие стрессового фактора ниже, чем в реальной жизни. Не питайте иллюзий. Это убивает (не обязательно вас).
    И обязательно следите за состоянием тех, кого вы уже проверили и «обработали». Состояние может ухудшиться, человек может умереть. «Ведите» серьезных пострадавших до момента, пока их не начнут «работать» прибывшие медики.
    • +15

    Комментарии (20)

    avatar

    05 июня 2014, 17:08
    Если есть какие-то вопросы — задавайте, постараюсь ответить
    • v
    • 0
    avatar

    05 июня 2014, 17:44
    Опять непонятно написал… эх
    В общем в одну группу надо собрать аппатичных. Но контролировать их все равно надо так или иначе.
    Аппатичных с «буйными» смешивать нельзя, психозы в скоплении действительно заразны, особенно в месте ЧС.
    avatar

    05 июня 2014, 17:56
    +32.83 serpent — Москва, Зеленоград
    еще, пожалуй, стоило бы выделить «истеричных», «паникеров». этих тоже надо изолировать.

    можно попробовать разбить тему на подразделы, типа: открытое место (лес, город), ограниченное пространство (подземные помещения, здания), изолированное пространство (удаленность от обжитых мест). это, опять-таки, вкратце.
    avatar

    05 июня 2014, 18:07
    Так у меня буйные и выделены. Истеричные и паникеры к ним тоже относятся  Возможно из текста это не очевидно, но под «буйными» я понимаю всех, кто активными (любыми кроме нужных и правильных) проявлениями может негативно влиять на ситуацию

    Что касается разбивки темы на подразделы — я не настолько силён в психологии, чтобы написать обоснованный объемный труд с достаточным количеством примеров.
    Я трезво оцениваю свои знания в этой сфере, и не стану лить воду в беспредметном разговоре  Если что-то еще интересное и полезное вспомню — добавлю конечно.
    Могу лишь сказать, что замкнутое (комната, маленький островок) пространство существенно усложняет ситуацию.

    А еще, если ситуация затягивается, но с ЧС уже справились (самолет упал на остров) — не держите бразды правления, если не уверены в своих возможностях. Вполне вероятно, что в группе окажется более толковый лидер, который действует разумнее и лучше вас вне режима «бежать, спасать».
    avatar

    05 июня 2014, 17:18
    +42.83 ger9 — Севастополь
    Это в свете прошедших учений?
    • v
    • +1
    avatar

    05 июня 2014, 17:31
    Нет, это в свете достаточно плотного погружения в тему последние несколько лет. Но и учения тоже внесли свою лепту в навыки и наблюдения. Без учений и практических занятий — никуда и никак. Теоретически вырезать аппендицит невозможно.
    avatar

    05 июня 2014, 17:24
    +55.84 messor — Пермь
    Пост однозначно «В тему», только без соответствующей практики в состоянии «ОЙ» эти советы забудутся, как и другое всякое.
    • v
    • +1
    avatar

    05 июня 2014, 17:32
    К сожалению это так. Но у тех, кто прочтет — будет почва для прививки таких навыков, для постановки экспериментов в своей группе и т.п.
    Так что если хотя бы одному прочитавшему поможет — уже хорошо
    avatar

    05 июня 2014, 17:27
    +32.83 serpent — Москва, Зеленоград
    мой виртуальный + (пока еще слаб в коленях), за то что пытаетесь охватить предмет с, как минимум, полугодичным курсом лекций в сжатом виде. эт я, опять-таки, без сарказма. сам бы даже не взялся поднимать подобную тему, уж слишком сложна для восприятия в текстовом формате.
    • v
    • +1
    avatar

    05 июня 2014, 17:33
    +18.69 kvin — Калининград
    Полезная статья.
    • v
    • +1
    avatar

    05 июня 2014, 19:53
    +3.78 RIarix — Уфа
    Хотелось бы узнать литературу по теме, где в схематичной форме грамотно все изложено. Вообще у нас тут туговато с различными памятками, брошюрками. Я конечно понимаю, что на тему той же первой помощи памяткой на все случаи жизни обойтись сложно, но так или иначе систематизировать можно, наверное. Отдельный топик, кстати, был бы полезен (в других искать сложно). Почему об этом говорю, я, например, человек практически без практического опыта  и среди друзей единомышленников не то что бы есть поэтому в некоторых случаях такие памятки мне были бы полезны, думаю не мне одному.
    • v
    • +1
    avatar

    05 июня 2014, 20:29
    Если честно — то мне бы тоже хотелось узнать такую литературу  Я делюсь тем, что видел в жизни и на учениях, и тем что практикующие спасы, медики и психологи МЧС рассказывали и показывали
    avatar

    06 июня 2014, 00:46
    +232.47 gennadiy — Нижегородская обл.
    открываем программу подготовки:
    www.pandia.ru/text/78/105/1866-2.php

    выбираем учебный вопрос и вводим в поисковик.

    ищем полезные ссылки, например:
    www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCMQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.03.mchs.gov.ru%2Fupload%2Fiblock%2F790%2F79014c09732c1ddfeab1eaaa69a5eac1.doc&ei=sNSQU_OGG-eeyQOZpYDoAg&usg=AFQjCNHGf2Mo3XTMCb7i8L_BN-dI3tU8vg&bvm=bv.68445247,d.bGQ&cad=rjt
    avatar

    06 июня 2014, 00:50
    +232.47 gennadiy — Нижегородская обл.
    и вот. прям конспект на первоначалку
    vkjournal.ru/doc/1382880
    avatar

    06 июня 2014, 01:13
    Спасибо, надо будет почитать и сравнить с тем, что нам давали. Дело в том, что два практикующих психолога, попутно являющиеся преподавателями, жаловались на «стандартные методички МЧС» по данной тематике.
    На предмет того, что от реальности несколько далековато.
    avatar

    06 июня 2014, 01:18
    +232.47 gennadiy — Нижегородская обл.
    любая теория нуждается в «творческом осмыслении». ролевыеделовые игры, навроде вашей, хорошо помогают.

    методы невербального общения, которые на первоначалке рассказывают, реально работают.

    у вас в Ленинграде, вроде, с волонтёрами работает психолог ЦЭП Вика. она хорошо читает
    avatar

    06 июня 2014, 01:21
    Да, Вика Дмитриева. Читает очень хорошо, я с ней до сих пор периодически общаюсь  Очень позитивный светлый человек
    avatar

    06 июня 2014, 01:23
    +232.47 gennadiy — Нижегородская обл.
    привет из Нижнего Новгорода передавайте! она мне на 2 класс в вытегре читала. пожалуй, самая полезная учёба по психологии за 5 лет
    avatar

    06 июня 2014, 01:34
    Про Вытегру она мне рассказывала  Делилась, что устала сильно  Привет передам.
    avatar

    06 июня 2014, 15:52
    +232.47 gennadiy — Нижегородская обл.
    учения, действительно, всех за… утомляли
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.