Сразу оговорюсь: статья моего написания, но ранее уже была мной опубликована на моём сайте: www.tajozhnyj.ru Но я думаю, что информация будет полезной и для этого ресурса, ибо здесь у многих целая проблема — выбрать рюкзак…
Туристический рюкзак. Советы по выбору рюкзака
К выбору туристического рюкзака нужно подходить с особой тщательностью. Это самая важная покупка из всего снаряжения. Удобный рюкзак значительно облегчает переноску груза, сохраняет здоровой спину и поясницу. Ассортимент рюкзаков в продаже на сегодняшний день велик, а универсальных рюкзаков, к сожалению, не бывает.
Типы туристических рюкзаков:
По своей конструкции рюкзаки бывают трех основных типов: станковые, полустанковые и мягкие. Станковый рюкзак:
В основе станкового рюкзака лежит жесткий металлически каркас, за который закреплены лямки и сам рюкзак. Основным преимуществом станковых рюкзаков является то, что вес груза в нем распределяется равномерно и человек идет с прямой спиной. Совсем неважно, что, как и в каком объеме лежит в рюкзаке — вес груза все равно распределится одинаково. Станковый рюкзак незаменим, когда требуется по относительно ровной местности переносить очень тяжелый и неудобный груз. Но есть у станкового рюкзака и значительные недостатки: часто жесткая рама является причиной дискомформа, увеличен вес самого рюкзака, а так же в ряде случаев рюкзак такого типа менее долговечен — возможен отрыв креплений рюкзака от станины, поломка и изгиб самого станка, в этом случае его врядли удастся отремонтировать в походно-полевых условиях. В настоящее время выпускается ограниченное количество таких моделей. Для начинающих туристов мы такие рюкзаки не рекомендуем.
Мягкий рюкзак:
Мягкие, «обычные» рюкзаки имеют наибольшее количество вариантов конструкций, сводящиеся к различию ткани, спины, лямок, их ширины и способов крепления, пояса и т.д. Такие рюкзаки самые дешевые и легкие, пустые компактно складываются, но зато мягкие рюкзаки наиболее чувствительны к укладке: при неправильной укладке такой рюкзак доставит туристу массу хлопот при его переноске.
Полустанковый рюкзак (анатомический рюкзак):
Полустанковые рюкзаки (анатомические, полужесткие, каркасные, «анатомики») имеют в спине вертикальные вставки из металлических или пластиковых полос или трубок, изображающих каркас жесткости. При этом устраняются все основные недостатки станкового рюкзака, но и эффективность такого каркаса меньше, чем от станка. Конструкция анатомического рюкзака довольно удобна при укладке рюкзака и переноске в нем груза. Рюкзаки такого типа несколько дороже мягких рюкзаков и немного тяжелее их. Основным преимуществом такого рюкзака является равномерное распределение веса и прямая спина при переноске груза. Полустанковые (анатомические) рюкзаки, наряду с мягкими рюкзаками наиболее распространенные.
В дальнейшем речь в статье пойдет только об анатомических и мягких рюкзаках!
На что следует обращать внимание при покупке рюкзака:
Конструктивно рюкзак включает в себя собственно мешок, систему подвески (спинка, лямки, плечевые оттяжки, поясной ремень, подушка под поясницу), клапаны, карманы и прочие полезные и бесполезные приспособления. На всё это и нужно обращать внимание при выборе рюкзака.
Материал рюкзака.
Ткань, из которой изготовлен рюкзак, должна быть достаточно прочной и плотной, износостойкой, влагостойкой и грязеотталкивающей, но не слишком тяжелой. Наиболее приемлемыми на сегодняшний день являются синтетические ткани «кордура» (cordura), «оксфорд» (oxford) и ряд других тканей. Часто ткань рюкзака бывает в фактурную клеточку — примерно через каждые 5-8 мм присутствует утолщенная нить для лучшей износостойкости материала. С внутренней стороны они покрыты водозащитным покрытием, которое впрочем, от проливного дождя содержимое рюкзака не спасает. Такие ткани как отечественный «авизент» и ряд других тонких (как на спортивных городских рюкзачках) иногда оказываются недостаточно надежными. Хорошо, если дно рюкзака сделано из более плотной и водонепроницаемой ткани, чем бока (либо из той же ткани в несколько слоёв).
Швы рюкзака.
Швы рюкзака должны быть обстрочены двойными швами (или прикрыты лентой) капроновой нитью. Обработка оверлоком (обстрочка как у трикотажных изделий, в дешевых моделях) может сослужить плохую службу, так как в этом случае ткань через год-другой часто начинается сечься и рюкзак просто расползается по швам. Особенно обидно, если это происходит во время длительной поездки, ведь это очень сложно отремонтировать в походных условиях.
Форма рюкзака.
Удобней, когда дно рюкзака овальной, а не прямоугольной формы. Иногда делают расширяющиесякверху рюкзаки. Они, как правило, вместительней, но менее удобны, если вставлять внутрь каремат (туристический коврик-пенку). Рюкзак может заканчиваться вверху тубусом с дополнительной крышкой — клапаном (1) на пряжках-замках или крышкой на молнии (как у чемодана). Крышки предохраняют рюкзак от дождя. Клапан очень удобен для хранения вещей первой необходимости, как внутри самого клапана, так и под ним (когда утяжками, на которых держится клапан прижимают к самому рюкзаку какой-то громоздкий предмет, который должен быть под рукой, или просто не вместился в рюкзак), например очень удобно закрепить под клапаном тёплую куртку-пуховку на лыжном маршруте (не нужно лезть за ней в рюкзак, она всегда под рукой, легко достаётся во время привала) и т.д. Также существует отдельный плюс клапана рюкзака: очень часто клапан рюкзака отстёгивается и пришитые к нему лямки соединяются вместе, при этом получается маленький рюкзачёк (типа городского) — это незаменимая вещь при небольших радиальных выходах — не нужно тащить с собой большой рюкзак, но в то же время есть возможность нести небольшое количество предметов (будь то, например, перекус, термос, куртка и т.д.)
Спинка рюкзака.
Спинка рюкзака может иметь различную толщину в зависимости от количества и материала вставок. Цель подобной конструкции — защита спины от небрежно уложенного рюкзака, часто — отвод пота и более равномерное распределение нагрузки на спину. В идеальном варианте для этого в спине должны быть вертикальные широкие упругие прокладки. Иногда вместо этого бывает сплошная вставка из пенки (это хуже!) или прокладки нет вообще, а спина состоит только из ткани рюкзака (такой вариант крайне не рекомендуется!). На многих современных моделях полустанковых рюкзаков («анатомиках») используется так называемая плавающая подвеска или плавающая система закрепления лямок на спинке. Это позволяет подогнать рюкзак по конкретной фигуре. ЭТО ОЧЕНЬ УДОБНО! Наиболее распространенный вариант — закрепление сдвоенной «липучкой» за ряд параллельных горизонтальных строп. У каждой фирмы производителя эта система может иметь различные вариации и названия, но суть одна.
Лямки рюкзака.
Лямки рюкзака (3) должны быть довольно толстыми и мягкими изнутри. Лямки из одного слоя пенки быстро сомнутся и станут сильно врезаться в плечи. Форма лямок бывает прямая, серповидная или S-образная. Прямые лямки не позволяют свободно двигать руками. Лямки не должны быть ни узкими, ни чересчур широкими. Для среднего человека оптимальна ширина 6-7 см, сужающаяся к низу. Крепление лямок должно быть строго по росту, даже если рюкзак имеет плавающую подвески (см. выше). Лямки сверху должны плотно прилегать к рюкзаку и не шататься. Верхние оттяжки для лямок (2), подтягивающие верхнюю часть рюкзака к спине — обязательны (бывают практически всегда).
Грудная стяжка.
Грудная стяжка (4) на рюкзаках должна удерживать лямки, не давая им сваливаться с плеч в стороны и надежней фиксировать рюкзак на спине. Однако, если рюкзак подобран по росту правильно, она Вам не потребуется. А вот недостаток у нее весьма существенный — сдавливает грудную клетку при вдохе. Как говорится, на любителя!
Пояс рюкзака.
Наличие удобного поясного ремня(«поясника», грузового пояса) (7) у рюкзака — обязательное требование. Поясной ремень принимает на себя до 50% веса рюкзака с плеч и спины и перераспределяет его на бедра, а также не дает рюкзаку ёрзать на вашей спине. Ремень должен быть с мягкой прокладкой изнутри, довольно широким (не менее 10 см), но и не слишком широким, чтобы не мешал ходить и, главное, при надевании рюкзака приходиться на талию, а не на попу. Ремень должен плотно затягиваться на Вас при одетом на одну футболку рюкзаке. Удобно, когда от поясного ремня идут боковые оттяжки — это помогает лучше настраивать ремень как летом на футболку, так и на толстую зимнюю одежду. Рюкзаки без поясного ремня сейчас практически не выпускаются (кроме, разве что самых дешёвых моделей), но если вы их встретите в продаже не покупайте! На пояс ОБЯЗАТЕЛЬНО ставится пряжка (8) типа «самосброс» или «трезубец», которую в целях безопасности можно легко расстегнуть одной рукой! Изображения этих типов пряжек приведены справа. Как правило, пряжки типа «трезубец» более хрупкие, чем «самосброс». ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: пряжка поясного ремня — наиболее часто ломающийся элемент, иногда их приходится менять несколько раз за год. И если она сломается в походе и не будет замены — приятного мало. Поэтому не поленитесь после покупки рюкзака зайти в магазин фурнитуры и преобрести две-три таких пряжки (стоят они очень дешево в городе, но в походе практически бесценны) и положить их в карман рюкзака — лишним не будет!
Крепление лямок.
Очень важен способ крепления лямок к низу рюкзака. Рекомендуется, когда они крепятся не за углы на дне, а выше в районе поясного ремня через специальную косынку. В этом случае лучше охват туловища и лучше распределение нагрузки рюкзака.
Поясничная подушка.
Поясничная подушка (6) — полезная вещь — горбик на рюкзаке в районе поясного ремня, не дающая рюкзаку сползать вниз, позволяет значительно разгрузить лямки и нагрузить пояс. Лучше когда она сделана не из поролона, а из той же пенки.
Клапаны и карманы.
Наличие кармана в клапане (крышке) рюкзака — обязательно (подробнее о преимуществах клапана описано выше). Сюда кладется компас, накидка, нож, полевой дневник и т.д. Очень удобно присутствие небольшого карманчика для документов внутри клапана. Но имейте в виду: клапан наиболее чувствителен к осадкам (во время дождя или мокрого снега клапан намокает первым и сильнее всего), поэтому при хранения в клапане документов не поленитесь завернуть их в полиэтилен. Я вот, например, однажды поленился и угробил во время дождя свой паспорт! :) А вот наличие карманов по бокам и сзади рюкзака — на любителя. Да, это удобно, но есть и свои недостатки: при сильно набитых карманах рюкзак не удобно класть в багажники, на узкие третьи полки вагонов и влезать с ним в общественный транспорт. В таком случае удобны навесные отстегивающиеся карманы. Иногда бывают небольшие карманы на пояснике, туда можно класть ключи, карманные деньги и другие мелочи. Однако, не забудьте, что много карманов это дополнительный вес.
Петли, стропы, кольца, резинки, сетки и прочие причендалы на наружней стороне рюкзака.
Наружная подвеска в виде петлей, строп, колец и т.д. на наружной поверхности рюкзака, лямках — вещь также на любителя. Как правило, очень удобная, но многие обходятся и без них. У кого-то они есть на рюкзаках, но ими не пользуются. На самом деле они очень функциональны — за них можно прикреплять к рюкзаку свернутые карематы (коврики), тенты (особенно когда они мокрые), верёвки, кружки, кошки, ледорубы, карабины и прочее железо и т.д. При этом они легко доступны и не рвут рюкзак. Чтобы длинные предметы (например, молоток), прикрепленные по бокам рюкзака, не выскакивали, снизу часто существуют поддерживающие кармашки. Кольца на лямках удобны для переноски фотоаппарата, рации, отдыха рук, для чего иногда предусматривают специальные петли.
Нижнее отделение рюкзака.
Нижнее отделение («бомболюк», «мышиная нора») на самом деле мало функционально. Если в рюкзак по кругу вставлен каремат, то воспользоваться нижним «лазом» в рюкзак всё равно невозможно. Если же коврика нет, то легко вытащить нужную вещь также затруднительно, а положить её на место — тем более. Кроме того, после выемки вещи из «бомболюка» хорошо стоящий ранее на земле рюкзак стоять отказывается напрочь. В целом, вещь — на любителя. Я, например, предпочитаю рюкзаки без них.
Боковые лямки рюкзака.
Наличие боковых утяжечных лямок (5) — обязательно. Они позволяют регулировать объем рюкзака в 2 и более раз и рюкзак никогда не будет выглядеть мешком, всегда будет держать форму. Однако они практически теряют свой смысл, если внутрь рюкзака вставлять по кругу каремат (туристический коврик-пенку) — каким диаметром стянули каремат, такого диаметра и будет рюкзак. Также боковые лямки незаменимы при транспортировке тонких и длинных негабаритных предметов: альпеншток, лыжные палочки, сами лыжи при пеших переходах и т.д. При этом лямки ослабляются, под них вставляются нужные предметы и потом вновь затягиваются. Форма и удобство самого рюкзака при этом не изменится, но вы избавите руки от лишнего груза.
Ручки на рюкзаке.
Для удобства одевания рюкзака или загрузки его в транспорт должны быть прочные ручки не менее двух. Одна из них обычно расположена выше крепления лямок, а другая на противоположной стороне. Ручки могут быть и по бокам.
Определяемся с объёмом рюкзака:
Теперь нужно определиться с объёмом самого рюкзака. Объем туристических рюкзаков измеряется в литрах и колеблется от 60 до 150. Как выбрать нужный объем? Если купить слишком маленький рюкзак, может случиться так, что придется навешивать часть снаряжения снаружи или таскать на груди маленький рюкзачок («кенгурятник»), что не хорошо или тащить что-то в руках, что совсем плохо. Но и покупать слишком большой рюкзак также не стоит (иначе вам всегда найдут, что в него положить ;) и рюкзак будет слишком тяжелым).
Как правило, рекомендуют использовать следующие объёмы: Для школьников — 60-70 литров. Для девушек — 80-100 литров. Для мужчин — 100-120. Если вам он и покажется слишком большим, стоит помнить, что его всегда можно утянуть лямками (сделав из 120-литрового рюкзака литров 80). Следует учесть и то, если вы привыкли носить каремат (туристический коврик-пенку) внутри рюкзака, она будет «съедать» около 5-10 литров объема из-за не полного соответствия рюкзака форме цилиндра.
Вес рюкзака.
Вес пустого рюкзака зависит от его типа (мягкий или полустанковый), материалов и от количества дополнительных прибамбасов. Иногда может достигать 3-4 кг! Однако, рюкзак менее 2,5 кг сейчас купить также не получится. У заядлых туристов есть «никогда не выгружающийся» набор предметов в рюкзаке (как правило, в карманах) — различные инструменты, фонарики, свечки, спички, компас, блокнот, шесть томов Тургенева и прочее. Вот и получается, что рюкзак вроде бы и пуст, но уже весит десять килограмм :)…
Производители рюкзаков.
Наиболее совершенные и продуманные «профессиональные» модели рюкзаков производят иностранные фирмы Tatonka, Ferrino, Salewa, LoweAlpine, Jack Wolfskin, Black Diamond и многие другие. Они довольно дорогие, но если позволяют средства — покупайте, никогда не пожалеете! Для большинства же туристов вполне подойдут рюкзаки относительно недорогих фирм Vaude (Германия), Campus (Польша), а также отечественных фирм, производящих рюкзаки по иностранным лекалам и из зарубежных материалов -RedFox и некоторые другие. Из чисто российских производителей очень хорошо зарекомендовали себя рюкзаки фирмы Bask, тоже не дешевые, но по качеству не уступающие зарубежным моделям. Также, в любом регионе существует по крайней мере одна-две фирмы «местного значения» выпускающие рюкзаки довольно достойного качества. В любом случае, не экономьте на себе! Хороший туристический рюкзак не дешев, но прослужит вам не один год!
Идеальных и универсальных рюкзаков не бывает, тут каждый сам выбирает для чего ему рюкзак, какие нужны характеристики, дополнительные примочки и т.д. Советовать какие-то определённые модели глупо, так как существует множество хороших рюкзаков. Рюкзак — самый главный элемент снаряжения, от правильного выбора будет зависеть многое. Поэтому важно не просто дать рекомендацию типа «иди и покупай вот такую модель». Гораздо важнее разобраться — для чего нужна та или иная рюкзачная функция, чтобы человек мог сам разобраться, что ему конкретно нужно.
Очень часто бывает, что купленные по чьему-то совету рюкзаки оказываются очень неудобными тем, кто покупает. Что и логично — у всех разные цели, разная комплекция, разная физподготовка.
Пример: «советчик» двухметрового роста, полтора центнера весом, и рюкзак ему нужен для того, чтобы донести рыбацкие сети и лодку от трассы к водоёму (пару километров). Он походил с этим рюкзаком и советует всем, мол ох**нный рюкзак! Берите, рекомендую! Но проблема в том, что для него и для его целей это рюкзак может и хорош, но для купившего по его совету тощего школьника-старшекласника ростом метр с кепкой, которому рюкзак нужен для затяжных походов, этот рюкзкак будет орудием пыток. Или обратные примеры. И таких примеров в жизни множество.
Поэтому, на мой взгляд, гораздо важнее не дать «готовые рецепты», а дать информацию, чтобы можно было самому сориентироваться.
К тому же и достаток у всех разный, а хорошие рюкзаки можно выбрать в любой ценовой категории. Я, например, купил свой теперешний рюкзак лет семь назад по цене примерно около тысячи рублей, производства фирмы «местного масштаба». Так вот мой рюкзак по многим характеристикам побъёт дорогие забугорные модели. Да, нет каких-то дополнительных примочек, да, — ткань похуже. Но при правильной подгонке и укладке — чудо, а не рюкзак. И габариты — он без карманов и клапана на 125 литров, но боковими утяжками его можно стянуть и до 50-ти смело. То есть получается, что у меня много разногабаритных рюкзаков в одном))) А у дорогих анатомиков такого, увы, не сделаешь. Я его даже менять не собираюсь — он меня во всём устраивает. И заметьте — за семь лет очень жесткой эксплуатации (рюкзак ходит очень часто, и в большую *опу) ничего не порвалось, ничего не сломалось (если не считать пряжки-защелки на поясном ремне, но это «расходный материал» — их обычно меняешь по нескольку раз в год).
Вот я и говорю — свои плюсы есть у каждого рюкзака, поэтому гораздо важнее получить информацию, нежели готовую рекомендацию.
Прошу прощения, господа! Я не согласен, у нас оч. распространена самоделка под названием «Американка». Мужик разработчик- гений. Максимальный объем 150 литров, мин. 50. Регулировка происходит за счет боковых утяжек, тубуса(кот. в норме уложен внутрь рюкзака), сверху клапан приличных размеров, в верху цилиндра расширение для лучшей балансировки. Подвеска регулируется по росту от 150 до 200 см. 70% веса на бедрах, а не на талии, как говорилось (плечевые лямки для поддержания рюкзака в вертикали), регулируемые во всех направлениях. Рюкзак не прилегает к спине благодаря проволочному каркасу «лире», т.е. вентиляция спины отменная.Ручки как описано выше: на спинке выше спинных лямок, в центре рюкзака на спинке и по бокам в верхней трети с обеих сторон, т.е. 4штуки. Я с ним ходил и с 10-ю кило, и с 70-ю, в водный поход по Белой. С боков внизу кармашки, куда под стяжки 100 метров веревки входит только в путь, топор, пила не проблема. Короче- лучше я не носил, а прошел я не мало.
«Артель» — ТурАкадемия. В Новосибирске шьют. Вот такой примерно: www.sibtc.ru/catalog/soputstvuuschie-tovari/rukzaki/rukzak-artel/
Только мой цвета хаки, 125 литров. Всё прошито как надо, практически не убиваемый (если, конечно без фанатизма), материал — оксфорд (от сильного дождя, конечно, не спасает, но от небольшого — очень даже). В моём городе в любом тур.магазине такие продают — самый, однако, распространенный из эконом-класса. Правда, сколько сейчас стоит — не знаю. Но, думаю, не дороже 1,500р.
Кроме перечисленных в статье ещё неплохие, но менее популярные: North Face (Штаты), High Peak (Германия), Commandor (Украина), Travel Extreme (тоже Украина), Lafuma, Millet (это Франция).
Из наших — само собой Bask, RedFox, Нова-тур (отличные и недорогие рюкзаки), Снаряжение, Манарага.
В «Сплаве» хорошее снаряжение, и рюкзаки в том числе.
Кроме фирменных и франшизных магазинов есть интернет магазин, «Солдат удачи» их снарягой тоже торгует.
Back за последние лет пять очень сильно испортился. Покупать категорически не рекомендую. Сейчас это уже совсем не тот Back, что раньше.
Могу посоветовать рюкзаки Снаряжение и Норман-Акмэ. Сам я хожу с Акмэ Хибины 100. Очень доволен. Отличный рюкзак.
Специально наблюдал не менее 5 лет: у Bask, RedFox, как и Vaude, немало абсолютно неудачных, на мой взгляд, конструкций, непригодных ни для чего и при этом стоящих как полмашины, при этом Bask ещё временами страдает качеством исполнения отдельных рюкзаков в каждой партии. Будте бдительны!
Да, и ещё, у буржуйских рюкзаков обычно очень слабая фурнитура, которая сыплется в самый неудобный момент в поле и не всегда успешно заменяется при попытках ремонта.
1)Tatonka не является дорогими рюкзаками, крепкий середнячок, Vaude дороже.
2) Нет описания рюкзаков с латами (наиболее популярные сейчас)
3) Рюкзаков с сетчатыми, вентилируемыми подвесками спин
4) Станковый рюкзак на профилированном алюминиевом каркасе может весить меньшее обычного туристического (с кучей всяких навесочек)
Это то что бросилось из неточностей при беглом прочтении
По поводу грудной стяжки. Обычно она только мешает, но иногда, скажем при навесной переправе по верёвкам эта вещь просто незаменима. Она не даёт рюкзаку соскочить с плеч.
Обычно грудная стяжка помогает комбинировать нагрузку на плечи, особенно при движении по сильной пересечёнке с разнонаправленными уклонами — идёшь то с ней, то без неё — и устаёшь поменьше. А вот на верёвочных переправах — лучше, когда рюкзак отдельно перетягивается, безопаснее как-то…
С моей точки зрения у разных рюкзаков может быть совершенно разное применение. У меня вот НАЗ вооьще в простом, СССРовском брезентовом рюкзаке лежит, солдатский вещмешок напоминающем.
А по поводу грудной стяжки:
— в СПб каждый каждый год проходит такая штука по мультиспорту, УрбанРэйс называется www.urbanrace.ru/. В т.ч. есть задания на работу с веревками. Могу сказать, что без грудной стядки вообще никак. Попробуй сам через навесную переправу с рюкзаком переправься, да еще и велик на страховочном усе за собой перетащи;
— а еще стяжка незаменима когда с рюкзаком пробежаться приходится, так как рюкзак к спине плотно прилегает и по ж-пе не лупит
По грудняшке — я уже писал — если рюкзак нормально подогнан, то она и не нужна — хоть на переправе, хоть ты кверх ногами. И на верье если с рюкзаком работаем — часто не затягиваем. Естественно, речь идет про рюкзаки с поясом, и пояс застегнут обязательно (если пояса нет — то о грудняшке речь вообще не идет :) ) Тут на любителя, и в первую очередь зависит от комплекции (ширины плеч и т.д.) У тощих товарищей лямки, как правило, съезжают с плеч, как их не утягивай, а утянешь сами лямки сильно — будет давить. Вот в таком случае грудняшка просто не заменима. Я сейчас вспоминаю всех своих тощих товарищей-туристов — однако все постоянно ходят с грудной стяжкой (статистика, мля :) ). А вот я просто не могу ходить с грудняшкой — если нормально подтянута, то дышать мешает. А если слабо — то и нафиг не нужна, толку никакого. Да и лямки у меня никогда не разъезжаются. Почти никогда её не застёгиваю.
Бывают, конечно и очень удобные грудняжки — двойные-тройные — видел такие. Но всё же это не настолько важный атрибут, вполне можно без неё обходиться в любых обстоятельствах.
Персонально для gusman: Дак мы таки о рюкзаках говорим? или о косметичках? ;) Посмотрел я фотки по Вашей ссылке — у меня в школе ранец был больше ))) Естественно, если речь идет о крохотульках — городских рюкзаках грудняшка полезная штука. Затянул, и у тебя косметичка на спине, никуда не съезжает, хоть кверх ногами виси. Этакий наспинный карман.
Попробуй сам через навесную переправу с рюкзаком переправься, да еще и велик на страховочном усе за собой перетащи;
А вот Вы попробуйте пройти хотя-бы ту же навесную, но не с авоськой-крохатулькой, а с нормальным рюкзаком, килограмм эдак 35-40 (а именно столько он будет весить в реальных обстоятельствах, а то и больше. У нас девки по 35 таскают) — тогда бы Вы, я думаю, мнение бы о той самой грудняжке вмиг поменяли бы )))
Когда рюкзак тяжелый, его нужно регулировать так, чтобы процентов 60-70 его веса приходилось на поясной ремень, то бишь — на таз и бёдра. На одних только на плечах нести вес гораздо тяжелее, чем на заднице — бедра куда как более выносливые. А плечевые лямки — только для равновесия. Очень часто, когда плечи устают — плечевые лямки вообще ослабляют до максимума, перенося тем самым вес полностью на бёдра (лямки в этом случае только для того, чтобы рюкзак не упал, а висел вертикально).
Да и вообще — чего вы так к этим грудняшкам прицепились? )) Она-дело десятое. Лучше бы конструкции поясов обсудили — это куда более важный и, самое главное, необходимый элемент.
Однако хочу указать ещё на один момент относительно этой горячообсуждаемой грудняшки: часто бывают ситуации, когда ты должен иметь возможность в любой момент как можно быстрее сбросить рюкзак. И в этих случаях, как показывает практика, про пояс человек вспоминает сразу и отстегивает. А вот про грудняжку часто забывают. И часто это может стоить жизни.
Простой пример, довольно распространенный видел такое неоднократно, да и сам попадал в такую ситуацию: вы проваливаетесь на лыжах под лед на реке. Рюкзак тяжелый (в нём зимняя снаряга и жратва на две недели), течение быстрое. Самостоятельно выбраться с рюкзаком на плечах невозможно. На ногах лыжи, которые ещё вдобавок «парусят» по течению и ещё быстрее затягивают вас под лед. Нужно рюкзак быстро сбрасывать. Вот тут то люди и забывают про грудняжку: пояс отстегнул, лямки пытается сбросить — а не идет. В глазах паника — что за ерунда, начинает метаться… не знаю почему, но почти все про неё забывают. Я если народ веду по льду, то запрещаю вообще грудняжку застегивать, а на особо опасных местах — и пояс тоже. И такие примеры не только со льдом, мало ли где понадобится очень быстро рюкзак сбросить.
Ты пальцы-то не гни ). Грудная стяжка необходима в том случае, когда требуется абсолютный контроль над рюкзаком. Это может понадобится на любых технических участках маршрута. Например, свободное лазанье по скалам, различные переправы, сплав на плоту и т.д. Грудная стяжка хоть и мешает дышать, но зато прижимает рюкзак к спине исключая его скольжение при любом рывке, препятствует его инерционному перемещению и смещению центра тяжести туриста с рюкзаком.
Что же до переправы по льду, то что-то ты темнишь… Если ты водил куда-то группы, то обязан знать ТБ при движении по льду. А именно: пояс рюкзака расстёгнут (!), одна лямка ослаблена, куртка заправлена в брюки, крепления лыж расстёгнуты, темляки палок сняты, карманы застёгнуты. В целом, примерно так, как при пересечении лавиноопасного участка. Естественно, что грудная стяжка тоже расстёгнута. Во время движения соблюдается дистанция 5-6 метров. И контролировать всё это должен не участник, а руководитель. Так что, если у человека что-то там не расстёгнуто, то виноват не он, а руководитель. А идти он может так, как ему удобно. Хоть с грудной стяжкой, хоть клеем рюкзак к спине приклеивать.
Я пальцы то не гну) Чего и Вам советую)) Если Вы знакомы с техникой передвижения по льду, то, думаю, должны знать о том, что лыжные маршруты, если возможно, прокладываются по руслам рек. Таким образом, процентов 80 маршрута идет по льду. И как вы себе представляете — идти почти весь поход, много дней, с растегнутым поясом, на одной лямке, с выстегнутыми креплениями, без темляков на палках? Я вот не представляю! ;) Если опасность реально видна, о чем я и писал, то, естественно, ТБ, по возможности соблюдается. Но в большинстве случаев о том, что под снегом была промоина ты узнаёшь только когда к я**цам подбирается холодненькая :). Это как правило.
Только к Вами сказанному на опасных участках я бы добавил ещё страховочную петлю на пояс. Страхует сзадиидущий. Просто соплю метров 10. Держать жестко — очень выручает. Услышал треск льда перед впередиидущим — дергаешь назад. Обычно даже провалиться не успевает.
Грудная стяжка хоть и мешает дышать, но зато прижимает рюкзак к спине исключая его скольжение при любом рывке, препятствует его инерционному перемещению и смещению центра тяжести туриста с рюкзаком.
Я уже писал в предыдущем посте — нормально подогнать рюкзак вполне можно ТОЛЬКО лямками и поясом. Кататься не будет. Сколько рюкзаков есть вообще без грудняшек — носит народ и не жалуются.
И вообще, в идеале, описанные Вами препятствия — переправы, скалы — проходятся отдельно от рюкзака. После чего переправляются рюкзаки. Это проще, быстрее, удобнее, безопаснее. Про плот — вообще не понял — зачем на плоте рюкзак на плечах? %) А не проще — на пол и привязать? И вообще, о каком плоте речь идет? Не очень понятно, что Вы имели в виду.
Утрировать видимо тоже не стоит. :-) Лёд льду рознь. Понятно, что если ты идёшь по нормальному льду во второй половине зимы, то иди как хочешь. Опасные же места, типа промоин как правило довольно ясно «читаются» заранее. И уж никогда не проваливаешься внезапно. (Ну, почти никогда, но совершенно внезапные случаи рассматривать смысла нет). Переправляться без рюкзака не всегда оправдано, всё зависит от сложности участка.
Но посадка-высадка — что в нормальных условиях, что в экстренных ситуациях — практчески никогда не подразумевает нахождение рюкзака на спине участника.
А рюкзаки для сплава — вобще отдельная песня, там совершенно другие критерии выбора.
Если вспомнить советскую ТБ в лыжном туризме, так там вобще при движении по льду предписано пояс расстегнуть и рюкзак нести на одном плече, вторую лямку снять, Какая уж тут грудная… ))
Комментарии (35)