Где то здесь в комментариях слышал о таком приспособлении как «поняга». На коммент особого внимания не обратили и он канул в лету незамеченным. А очень даже зря! Гугль на первой же странице дал нам статью. Далее копипаст( mkonline.ru/2001-01/2001-01-2.html )
Рюкзак бывалого туриста весит обычно около 40 кг. Согласитесь, не просто пробираться с таким грузом по нехоженым тропам. Тем более, что почти у всех заплечных мешков есть один общий недостаток — тяжело нагруженные, они плотно прилегают к спине, а из-за отсутствия вентиляции в этом месте одежда отсыревает. Помимо дискомфорта это грозит простудой как летом, так и зимой. Приспособить за спину «неподъемный» рюкзак с пола или земли — целая проблема: надо либо прибегать к помощи попутчиков, либо изловчаться самому. Непросто и правильно уложить в рюкзак вещи, распределив их так, чтобы центр тяжести был как можно ближе к спине и по высоте приходился на уровень лопаток и чтобы не было твердых углов.
В Сибири охотники и проводники еще в давние времена пользовались понягой. Такие же приспособления применяются и сейчас, например, в Якутии, Забайкалье. По словарю Даля, это «носилки из лучков на спине», а по описанию очевидцев — станок из широких реек (или тонких досок), к которому привязывают мешок с каким-либо грузом.
Для изготовления поняги берут крепкую доску длиной 500- 700, шириной 230-300 и толщиной около 20 мм. При обработке ее верхнего и нижнего краев по бокам оставляют выступы по 50 мм длиной. Затем просверливают, прожигают или пробивают несколько отверстий, в том числе два в средней части: здесь на ремешке всегда подвешивают столь необходимый в тайге топор. Мешок подвязывают, а ружье подвешивают сверху, цепляя ремнем за выступы доски.
На поняге можно нести вещи любой формы, не рискуя намять спину. А если сделать по этому же принципу рюкзак, то ноша, как утверждают бывалые туристы, станет легче. Перекраивать ничего не потребуется: переделка сведется к постановке между спиной и грузом твердой прокладки, например, из фанеры.
Обрежьте фанерный лист по размерам рюкзака, просверлите по периметру отверстия и надежно прикрепите нитками к задней стенке. Можно поступить и по-другому: пришить внутри рюкзака дополнительный карман и в него вставлять фанеру — прокладка станет съемной. И еще небольшое усовершенствование: попробуйте разрезать в самом низу правую лямку и вшить в это место замок из кольца и крючка (карабин). Теперь и надеть рюкзак — не проблема. Так же легко и быстро можно в любой момент скинуть его, разъединив карабин.
Станковый рюкзак, вошедший в моду, та же поняга, только модернизированная. Прокладка (в данном случае станок) изготавливается из дюралюминиевых трубок, по возможности из титановых. Они соединяются между собой сваркой, винтами или заклепками. Боковые стойки выгибаются по профилю фигуры того туриста, который будет носить станок; поперечины также выгнуты, но наружу: вместе с двумя тонкими опорными трубками они не дают возможности рюкзаку прикасаться к спине. К лопаткам и пояснице упруго прилегают широкие, хорошо натянутые бандажные пояса. Шьют их обычно из толстого брезента шириной 100 мм, а стягивают шнуровкой с одного края к правой стойке. Лямки также брезентовые. Часто их делают с прокладкой из поролона внутри. Причем если верх зашивают вокруг стоек в месте соединения с поперечиной, то снизу они имеют кожаные петли или надежно пришитые металлические кольца, которыми и надеваются на боковые стойки снизу.
Крепится мешок с поклажей к станку так же, как и к поняге. Его просто привязывают четырьмя ремнями: два верхних затягивают его петлей, а два нижних, поддерживая, пропускают снизу и притягивают к станку.
Теперь о главном — о размерах станка, которые позволяют рюкзаку быть удобным. Опытные туристы считают, что для тяжелой поклажи и дальних походов станки должны быть строго индивидуальны, то есть каждый делается по фигуре. Так, ширина его равна ширине плеч, боковые стойки выступают над плечами на 20-50 мм, а оканчиваются на уровне тазобедренного сустава. Профиль изгиба стоек выбирается опытным путем с помощью толстой проволоки. Расположение поперечин также подчинено определенным законам: верхняя должна находиться на середине лопаток, средняя — на двух третях расстояния между ней и нижними концами стоек (L); а отступя 50 мм от нижних концов стоек, ставится еще одна. Кроме того, изгиб поперечин необходим такой, чтобы они не выступали за прямую линию, соединяющую их (показано пунктиром). Что же касается бандажных поясов, то они могут быть передвинуты вверх-вниз так, как это будет удобно.
Конструкция станка позволяет не так тщательно, по сравнению с обычным рюкзаком, размещать и подгонять укладываемые вещи — его центр тяжести груза автоматически располагается в оптимальном положении. Мало того, станок позволяет пользоваться мешками различной вместимости и габаритов, при этом под ними можно подвязывать спальники, скатанные палатки и другие громоздкие вещи. Если еще к нижней поперечине добавить более изогнутую — полукруглую полку, то станет возможным запросто переносить и такие тяжести, как, например, лодочные моторы и многоместные надувные лодки.
Остается добавить, что в случае изготовления станка из дюралюминиевых трубок следует придерживаться таких их диаметров: стойки — 26, поперечины — 20, вертикальные опоры — 10 мм. Ориентировочные размеры станка для человека среднего роста и телосложения: общая высота — 750, ширина — 450, расстояние между верхней и нижней поперечиной — 450 мм. Масса всей конструкции 2-2,5 кг.
В результате использования таких рюкзаков труд туриста во многом облегчается. Однако было бы еще лучше, если бы груз не находился за спиной, а… ехал. Что ж, можно сделать и так. Только весь каркас — остов рюкзака — будет металлическим, из трубок диаметром 10-15 мм. По сути дела, это уже ранец, обтянутый плотной тканью, скажем, брезентом. Когда к нему добавляют колесо и ручки, заплечный мешок превращается в тачку. Для этого внизу каркаса-рамы с внешней стороны приваривают два отрезка труб, имеющих внутреннюю резьбу М12, — гнезда ручек. В обычном ранцевом варианте будущие ручки длиной около 700 мм ввинчивают в эти гнезда сверху и дополняют в таком положении раму.
С другой, внутренней стороны имеются ножки-опоры: в колесном варианте тачка опирается ими на землю. А в ранце — на карабинах за кольца пристегиваются к ним снизу лямки и поясной ремень, кроме того, на ходу за них удобно придерживать рюкзак руками.
В верхней части каркаса поставлена пара проушин, в них на гайках-барашках закрепляется ось колеса, вполне подходят сюда «дутики» от детских велосипедов.
Сверху также карабинами к поперечине прикрепляются лямки, а чтобы она не гнулась под тяжестью, лямки делают в этом месте двойными и цепляют дополнительно за трубки проушин.
Перевод ранца с плеч на колеса совершается буквально за пару минут: отстегиваются лямки, вынимается из специально сшитого наружного кармана и ставится на место колесо, ввинчиваются снизу в гнезда ручки, на концы их натягиваются резиновые или пластмассовые наконечники. Освободившиеся лямки туристы часто используют для поддержки тачки, пристегивая их к каркасу и надевая за шею, чтобы освободить руки. Преимущества тачки перед заплечным рюкзаком очевидны, а при хорошей дороге вполне оправдывают те дополнительные 3 кг, которые включают массу каркаса, колеса и прочих деталей тачки.
По мне главное чтоб удобно было, если для меня доска с лямками окажется удобнее навороченного рюкзака — буду гонять и пусть говорят что хотят.
ИМХО: прижмёт с чем угодно гонять будешь — лиш-бы гонять а не лежать с дыркой в черепе.
мужички по железнодорожной ветке комсомольск-совгавань такими шнягами, кстате, не брезгуют… даже отрезают от солдатского вещьмешка лямки и на такую доску(или на фанеру) присобачивают…
у нас в глухих заветлужских лесах тоже присобачивают к вещмешкам (да и просто к мешкам) деревянные станки. это менее удобно, чем станковый рюкзак.
имхо, носибельно от бедности
Вообще станок вещ очень удобная и универсальная. Можно как сам рюкзак на нем таскать так и кирпичи, дрова, ящики (маленькие :) ), ляжку убитого лося или кабана, канистры с водой. Сам имел рюкзак с алюминиевой рамой, правда совдеповский еще и страшненький. правильно подогнанные натяжные ремни разгружают спину изза жесткости конструкции станка. Поняга просто выглядит дерюжно малость, а вот титановый станок это вещ! Даже пиндосы, лидеры в производстве обмундирования, уделяют большое внимание станковым рюкзакам и еслиб не было спроса на станки, разьве стали бы они их выпускать? А воюют эти сволочи по всему миру уже и их обвешанные барахлом солдаты-пингвины имеют понятие об удобстве рюкзака и таскании барахла пристегнутого к оному.
На стройках раньше кирпич таскали каменщикам на верх, в таких хреновинах деревянных, с двумя горизонтальными ручками на верху, за которые и держались и клали на плечи :)
На стройках раньше кирпич таскали каменщикам на верх,
Раньше- это 2 месяца назад? В руках носишь 5-6, за спиной 6-8, устаешь намного меньше, руки не болят. Можно в руку еще 1 взять:))).Лямки должны быть широкие и мягкие.На плечи клали этакие наплечники из пенофола- утеплителя, сложенного раза 3-4, потом его выбрасываешь и новый.Самое то, если высоко или далеко носить. Про станковый рюкзак скажу ИМХО не буду пользоваться. Приятель упал, получил травму из-за рамы.С анатомическим такого не было бы думаю.
а как вы думали до революции при строительстве кирпич на 3-4 этажи заносили? именно станком-понягой. нашёл на чердаке такой станок.правда лямки сгнили. долго не мог понять для чего это.потом дед-сосед разъяснил.приделал новые лямки и таскал кирпич на стройках. в станок умещается от 10 до 15 кирпичей. брать кран из за подъема 2-4 тысяч дорого. вот и нанимали студиозов. все в руках носили, а я на спине.уставал гораздо меньше и КПД заметно выше. в день зарабатывал около 50 рублей.потом во время войны помогла.с не на спине бежать проще чем с рюкзаком.но, есть и минусы.один из, при беге бьет по спине.
Я думаю такая хреновина хороша для походов, для постоянного эксплуатирования. Нам же важно загрузиться и свалить до ЗКП, больше куда ее применить?.. Для этого думаю будут хватать все что удобно, от садовых тачек и детских калясок до велосипедов.
У старикана в Крыму видел к станковому приделаны на скобах колеса от роликовых коньков. Он по асфальту от автобуса до вагона вез вообще не поднимая его за спину.
823 евро O_o… У нас за эти деньги я могу мотоцикл с люлькой(Урал, Днепр, к750) купить, причём в отличном(я бы даже сказал идеальнейшем!) состоянии! При определённом опыте вождения такого железного коня(у нас в селе например на таких мотоциклах БЕЗ ЛЮЛЕК ездят с 14-15 лет и я не исключение катаюсь на днепр мт9 1971 г.в.) никакой моноволкер не нужен. + у нас все ездят без всяких прав и документов поэтому опыт убегания от ментов немалый xD
есть еще зимний вариант тачки с колесом:
— или рыбацкие санки, это если хочется посовременнее и готовое решение;
— или однополозные санки(в сети инфы не очень много, в основном у этнографов и археологов), это для любителей заморочиться.
ну и снегоступы/лыжи :)
На самом деле, проще использовать что-то типа хозяйственной сумки-тележки, с которыми бабушки гоняют. В свое мвремя очень увлекался водным туризмом. Байдарка Салют-3 или Таймень-3 весит порядка 30 кг. Купил на трех вокзалах двухколесную тележку, резинкой с крючками. Прицепил брезентовый чехол с байдаркой, так, что его лямки вышли со стороны ручки тележки, под спину «седушку» чтобы каркас тележки не давил. И Аля-улю… можно и катить и на спине тащить (но все же катить, т.к. на спине еще рюкзак с продуктами и снарягой). Цепляется тоже к удобно к байдарке со стороны еормы. Такая тележка прошла у меня 3 похода (и по пересеченки, и по ж\д мостам всяким, ступенькам...) и до сих пор жива. Покупал студентом, еще в 90-е, но цена вообще копеечная была.
То, что в посте, здорово, но как-то сложно все.
Мне кажется, что вместо тачки, лучше использовать обычный велосипед, типа Урала. Проходимость больше(т.к. колеса большие) и еще можно где-нибудь, где позволяют условия, проехаться. У тачки-то колесики маленькие, по песку и кочкам особо не походишь. Хотя идея на счет рюкзака нормик. Помню с 10 кг рюкзаком плечи затекали постоянно. Для недалеких походов — то, что нужно.
Вы догадываетесь, каких бородатых годов этот материал? Забудьте про все эти «умелые ручки» и купите любой современный рюкзак. Уверяю, что он будет несравнимо удобней всяких досочек и веточек за спиной.
а не будет рюкзака, и надо срочно уматывать и слово груз будет значить слово жизнь.вспомнишь статью и начнеш мастерить.полезное знание всегда пригодится и карман не тянет
Сие изобретение супер, но чуть устарело, писалось о каркасах на мешки, что тоже уже не ново. Огромный РЕСПЕКТ разработчикам из конторы «СОЮЗСПЕЦОСНАЩЕНИЕ». То что они делают для спецназа просто СУПЕР!!! Ни одного нарекания к снаряжению за более чем пять лет эксплуатации ;-))) Каждая модель, лишь совершеннее. Так вот, в мешках данной конторы «поняга» уже вшита вовнутрь, а чтоб мешок к спине так плотно не прилегал и на позвоночник не давил, доп. приспособа нашита в виде мягких вставок обшитых сеткой. Что опять же уменьшает ерзанье мешка по спине и доп. вентиляцию. Последние модели снаряжения использовались в купе и имели крепления карабина. Разгрузочную систему уже можно было использовать как «лифчик с трусами» обвязку (те кто знает, понял). Более износо стойкой снаряги я еще не встречал. Возвращяясь к теме ;-))) Господа критикующие. Автор не призывает поголовно всех выживальщиков вооружаться подобным девайсом. Сие лишь один из вариантов облегчения ноши ;-)))Более чем уверен, что вчерашние «ораторы» минусов, случись БП уже завтра и имея под рукой лишь спортивную сумку. КМ через надцать,, не раз вспомнят и про понягу, а лучше бы тележку, блин, каталка с супермаркета за счастье, Автору РЕСПЕКТ, малорик ;-)))
Комментарии (47)