Гостевая: Грелка или химия нам в помощь
Изрядно подмерзнув на одном из выходов я озадачился вопросом обогрева палатки, ну или хотя бы спального места.
Варианты с горелками мне не нравились по причине пожароопасность, нагретые камни грузили ожогами, да и занимать намеренно места. Куча одежды, ну вы сами понимаете, передвигаясь на велосипеде тащить с собой особо не хочется, а всю ночь у костра не выседишь.
И вот наконец попалась мне в интернете интересная заметка о солевых грелках из аптеки. Принцип действия такой: в пакете с жидкостью запаяна ампулка, ну или типа того. Надламываем ампулку, жидкость кристаллизуется, пакет нагревается до 52 градусов и держат такую температуру до 2-3 часов.
Полазив на просторах тырнета, нашёл инструкцию по изготовлению такого раствора: extreme-survival.io.ua/s199862/solyanaya_grelka_svoimi_rukami
И вот теперь сижу в раздумиях, а что если разлить раствор по бутылкам 0,5л и при необходимости просто вкидывать туда порцию кристалов и запихивать сие девайс в спальник. 2-3 часа комфортного сна думаю будут обеспечены. На зимней рыбалке можно неплохо греть руки.
Данный раствор является многоразовых, что делает его особо практичным. Закинул в котелок, прокепитил 15 минут и грелка сново готова к использованию.
Что думаете по данному поводу?
Варианты с горелками мне не нравились по причине пожароопасность, нагретые камни грузили ожогами, да и занимать намеренно места. Куча одежды, ну вы сами понимаете, передвигаясь на велосипеде тащить с собой особо не хочется, а всю ночь у костра не выседишь.
И вот наконец попалась мне в интернете интересная заметка о солевых грелках из аптеки. Принцип действия такой: в пакете с жидкостью запаяна ампулка, ну или типа того. Надламываем ампулку, жидкость кристаллизуется, пакет нагревается до 52 градусов и держат такую температуру до 2-3 часов.
Полазив на просторах тырнета, нашёл инструкцию по изготовлению такого раствора: extreme-survival.io.ua/s199862/solyanaya_grelka_svoimi_rukami
И вот теперь сижу в раздумиях, а что если разлить раствор по бутылкам 0,5л и при необходимости просто вкидывать туда порцию кристалов и запихивать сие девайс в спальник. 2-3 часа комфортного сна думаю будут обеспечены. На зимней рыбалке можно неплохо греть руки.
Данный раствор является многоразовых, что делает его особо практичным. Закинул в котелок, прокепитил 15 минут и грелка сново готова к использованию.
Что думаете по данному поводу?
- vtorogodnik,
- Andruha,
- Denev
+ (3):
Похожие записи
05 апреля 2015, 20:48
+16.50 Step
— Калининград
Испытай сначала на открытом месте… Я к тому что от выделяющегося тепла бутылку не разорвет?
- v
- 0
05 апреля 2015, 21:16
+2.10 russlan
— Уфа
Мысль хорошая. Сам попробую.
Химиз процесса… точнее «физико-химизм»
На счет боклажек 0.5 л. Теплопроводность ацетата 0,5 кал/(м·ч·град). Надо считать или пробовать, успеет ли центр бутылки остыть, или там перегрев будет… с возможным «бумом».
Плоские пакетики, понятно что отдают тепло лучше.
Плотность у насыщенного раствора 1,16 (при 20 градусах), крепость 30%.
Получается бутылка 0,5 л будет около 600 грамм весить. Содержать 175 гр. ацетата, и выделять 47кДж. Если я правильно справочные данные нашел.
Если как говорят бутылка будет остывать 2 часа… получается она выделять будет 6,5ватт Небольшая прибавка в спальнике к нашим собственным 100 ваттам.
ИМХО. Энергетика любой окислительно-восстановительной реакции будет выше.
Химиз процесса… точнее «физико-химизм»
При этом процессе выделяется около 264—289 кДж/кг (Теплота фазового перехода). Также ацетат натрия используется в некоторых моделях космических скафандров, как источник тепла.То есть по сравнению с водой получается. 260/4,2= 61 Если верить данным, получается что литр кипяченой воды (охлаждение с 100 до 38 град) эквивалентен килограмму ацетата натрия. Количество накопленной энергии схоже.
На счет боклажек 0.5 л. Теплопроводность ацетата 0,5 кал/(м·ч·град). Надо считать или пробовать, успеет ли центр бутылки остыть, или там перегрев будет… с возможным «бумом».
Плоские пакетики, понятно что отдают тепло лучше.
Плотность у насыщенного раствора 1,16 (при 20 градусах), крепость 30%.
Получается бутылка 0,5 л будет около 600 грамм весить. Содержать 175 гр. ацетата, и выделять 47кДж. Если я правильно справочные данные нашел.
Если как говорят бутылка будет остывать 2 часа… получается она выделять будет 6,5ватт Небольшая прибавка в спальнике к нашим собственным 100 ваттам.
ИМХО. Энергетика любой окислительно-восстановительной реакции будет выше.
- v
- +1
05 апреля 2015, 21:41
+188.05 Andruha
— Ростов-на-Дону
Да но на бабу много реактива уйдет, вон она какая большая
05 апреля 2015, 21:36
+4.45 sonne1390
— где то в сибири
У ацетата натрия процесс кристаллизации может возникнуть не только от дополнительных кристаллов, но и от сильной тряски, вибрации и от удара, не надежно,(если только не готовить грелку по приезду, приходу) лучше железный порошок, древесные опилки и активированный уголь, а вода в качестве активатора реакции, да это одноразово, но по пути не сработает.
- v
- +3
05 апреля 2015, 22:21
+22.43 Ultar
— Уфа
У ацетата натрия процесс кристаллизации может возникнуть не только от дополнительных кристаллов, но и от сильной тряски, вибрации и от удара, не надежно,Вот ни разу такого не было, сколько ни таскали с собой в самых разных условиях. Единственное, что цикле на двадцатом грелки сдохли. Как раз кристаллизация начиналась сама по себе, кристаллизовался не весь раствор и грело оно минут 10 всего. Но те грелки, я подозреваю, до меня уже были сильно б/у.
06 апреля 2015, 07:28
+4.45 sonne1390
— где то в сибири
Здравствуйте почитав, кое какие книги и кое какие интернет ресурсы, нашел информацию, что ацетат натрия в закрытых условиях, то есть вот как раз в грелках, со временем разлагается на карбонат натрия и ацетон. Ацетон сильно снижает растворимость ацетата натрия плюс часть соды переходит в мелкую кристаллическую форму, что и дает дополнительные центры кристаллизации(то есть само срабатывание).
кое какие табличные данные может кому и пригодятся.
растворимость ацетата натрия в ацетоне и воде при различной температуре
г/ на 100 гр растворителя
ацетон: 0,05 (15°C)
вода: 119 (0°C)
вода: 121 (10°C)
вода: 123,5 (20°C)
вода: 126 (30°C)
вода: 129,5 (40°C)
вода: 134 (50°C)
вода: 139,5 (60°C)
вода: 146 (70°C)
вода: 153 (80°C)
вода: 161 (90°C)
вода: 170 (100°C)
вода: 180 (110°C)
вода: 191 (120°C)
вода: 193 (123°C)
кое какие табличные данные может кому и пригодятся.
растворимость ацетата натрия в ацетоне и воде при различной температуре
г/ на 100 гр растворителя
ацетон: 0,05 (15°C)
вода: 119 (0°C)
вода: 121 (10°C)
вода: 123,5 (20°C)
вода: 126 (30°C)
вода: 129,5 (40°C)
вода: 134 (50°C)
вода: 139,5 (60°C)
вода: 146 (70°C)
вода: 153 (80°C)
вода: 161 (90°C)
вода: 170 (100°C)
вода: 180 (110°C)
вода: 191 (120°C)
вода: 193 (123°C)
06 апреля 2015, 10:12
+22.43 Ultar
— Уфа
что и дает дополнительные центры кристаллизации(то есть само срабатываниеНо получается, что это происходит тогда, когда рабочий раствор начинает разлагаться, то есть грелку пора выбрасывать. Что у нас и произошло.
06 апреля 2015, 10:18
+4.45 sonne1390
— где то в сибири
Да, получается что так(( значит грелки много разовые, но с ограниченным количеством использования.
Чуть чуть подредактирую.
Раствор можно восстановить, добавив несколько капель уксусной кислоты, а раствор нагреть в открытой таре чтоб ацетон у нас испарился.
Чуть чуть подредактирую.
Раствор можно восстановить, добавив несколько капель уксусной кислоты, а раствор нагреть в открытой таре чтоб ацетон у нас испарился.
05 апреля 2015, 21:49
+0.44 Saigak
— Уфа
Голышом в спальнике спать не пробовали? так гораздо теплее.
Еще можно предварительно место под палатку прогреть костром.Затем разгребаешь все, настилаешь лапника и блаженствуешь почти всю ночь.) Приходилось так ночевать в конце мая и августе, когда подмораживало ночью.(на Ю.Урале), совсем без палатки.Было «нормально».
Еще можно предварительно место под палатку прогреть костром.Затем разгребаешь все, настилаешь лапника и блаженствуешь почти всю ночь.) Приходилось так ночевать в конце мая и августе, когда подмораживало ночью.(на Ю.Урале), совсем без палатки.Было «нормально».
- v
- 0
05 апреля 2015, 21:55
+2.10 russlan
— Уфа
Это все требует время на разбивку и подготовку лагеря.
Если можешь валежника заготовить для прогрева. То тут до экрана с надьей или пирамидкой уже недалеко
Насколько я понял, речь идет о ночевке без особой подготовки лагеря, просто в спальнике. И легких возимых средствах как «не дать дуба».
Был где-то тут состав. Уголь + соль + железные(обезжиренные) опилки. Описывались как способ «выжигания» кислорода и контейнеров НЗ с крупой.
Надо для того состава энергетику прикинуть.
Если можешь валежника заготовить для прогрева. То тут до экрана с надьей или пирамидкой уже недалеко
Насколько я понял, речь идет о ночевке без особой подготовки лагеря, просто в спальнике. И легких возимых средствах как «не дать дуба».
Был где-то тут состав. Уголь + соль + железные(обезжиренные) опилки. Описывались как способ «выжигания» кислорода и контейнеров НЗ с крупой.
Надо для того состава энергетику прикинуть.
05 апреля 2015, 21:55
+0.44 Saigak
— Уфа
А сия вещица не то, что вам нужно? Автономный источник тепла, на 3 часа, стоит дешево.Сам не юзал, но вдруг хорошая вещь?
www.splav.ru/goodsdetail.aspx?gid=20080117181304605522
www.splav.ru/goodsdetail.aspx?gid=20080117181304605522
- v
- 0
05 апреля 2015, 22:01
+2.10 russlan
— Уфа
Использовал.
Таскаю в лес, когда на беговых лыжах с семьей, и дочка зимой таскает на всякий.
Учил пользоваться. Греет хорошо. В рукавицы и на икры в самый раз. Их тут на «олимпийский огонь» выгоняли в «оцепление» за 20 мороз стоял — воспользовалась, не замерзла, сказала тепло было.
А состав как раз железо+уголь+соль.
Таскаю в лес, когда на беговых лыжах с семьей, и дочка зимой таскает на всякий.
Учил пользоваться. Греет хорошо. В рукавицы и на икры в самый раз. Их тут на «олимпийский огонь» выгоняли в «оцепление» за 20 мороз стоял — воспользовалась, не замерзла, сказала тепло было.
А состав как раз железо+уголь+соль.
05 апреля 2015, 21:57
+4.45 sonne1390
— где то в сибири
Позволю еще один еще комментарий, брать для такой грелки нужно полипропилен или полистирол, полиэтилен не пригоден, так как он обладает термоусадкой, то есть сжимается при повышении температуры выше 80 градусов Цельсия и при этом становится очень мягким.
- v
- 0
06 апреля 2015, 07:33
+4.45 sonne1390
— где то в сибири
Отвечу на собственный комментарий, для этих целей очень хорошо подойдет рукав для запекания, он выдерживает температуру до 180 градусов без изменений, но он довольно не прочный на острые предметы((((((
05 апреля 2015, 22:16
+23.81 wervolf313
— Москва
А какталитическими грелками греться не пробовали?
КПД, выше чем у теплоидов, время работы дольше. Можно обогреваться самому, греть спальник.
Всю зиму в лесу на выходах, сушил ими обувь. Замечательно работают. Сам спишь в спальнике, а берцы сохнут. Пробовал сушить обувь теплоидами из «сплава», не катит.
КПД, выше чем у теплоидов, время работы дольше. Можно обогреваться самому, греть спальник.
Всю зиму в лесу на выходах, сушил ими обувь. Замечательно работают. Сам спишь в спальнике, а берцы сохнут. Пробовал сушить обувь теплоидами из «сплава», не катит.
- v
- 0
05 апреля 2015, 22:30
+22.43 Ultar
— Уфа
Раз уж зашли споры о том, какая грелка рулит…
Каждая грелка имеет право на жизнь, у каждой есть свои минусы.
Солевая требует «перезарядки».
Угольная имеет ограниченный срок годности, а те же «аисты» очень часто попадаются бракованными.
Каталитическая требует хорошего бензина, который не возьмёшь с собой, например, в самолёт. А в пункте назначения бензина может не оказаться.
Простейшая логика подсказывает, что одна грелка не может быть абсолютно лучше другой.
Лично для себя я остановился на каталитической, благо на самолётах почти не летаю, но и так есть проблемы — иногда в моём городе начисто пропадает хороший бензин. А заливать всякую дрянь — грелка засирается постепенно.
Каждая грелка имеет право на жизнь, у каждой есть свои минусы.
Солевая требует «перезарядки».
Угольная имеет ограниченный срок годности, а те же «аисты» очень часто попадаются бракованными.
Каталитическая требует хорошего бензина, который не возьмёшь с собой, например, в самолёт. А в пункте назначения бензина может не оказаться.
Простейшая логика подсказывает, что одна грелка не может быть абсолютно лучше другой.
Лично для себя я остановился на каталитической, благо на самолётах почти не летаю, но и так есть проблемы — иногда в моём городе начисто пропадает хороший бензин. А заливать всякую дрянь — грелка засирается постепенно.
- v
- 0
05 апреля 2015, 22:33
+22.43 Ultar
— Уфа
Ещё один минус каталитических грелок. Возить с собой три-четыре грелки всё-таки дороговато. Я вот не стану платить за три грелки, которыми буду пользоваться даже не каждый год. А может возникнуть необходимость обложиться грелками плотно. Тут и помогут, например теплоиды, которые берут с собой пачками.
05 апреля 2015, 23:48
+23.81 wervolf313
— Москва
Грелки замечательно работают и на спирте. Так что бензин не проблема.
Всю зиму обходился двумя, ковеевскими. От теплоидов отказался. Даже самый мощный,8 часовой теплоид. Не справляется с сушкой берцев в зимнем лесу. А грелки легко. На трое суток выхода, хватало стандартного бутылька бензина для зажигалок, еще и почти половина оставалась. Но Вы правы, на вкус и цвет все фломастеры разные.
А вот самолет, это да. Это минус. Но я как и Вы практически не летаю.
Всю зиму обходился двумя, ковеевскими. От теплоидов отказался. Даже самый мощный,8 часовой теплоид. Не справляется с сушкой берцев в зимнем лесу. А грелки легко. На трое суток выхода, хватало стандартного бутылька бензина для зажигалок, еще и почти половина оставалась. Но Вы правы, на вкус и цвет все фломастеры разные.
А вот самолет, это да. Это минус. Но я как и Вы практически не летаю.
06 апреля 2015, 07:35
Я бы всёравно положил пару тройку теплоидов в качестве аварийных в зимних условиях.
У спирта КПД похуже
У спирта КПД похуже
06 апреля 2015, 10:17
+22.43 Ultar
— Уфа
Я бы всёравно положил пару тройку теплоидов в качестве аварийных в зимних условиях.Ага. Теплоиды всё равно таскаем. Именно на случай, когда хочется со всех сторон обложиться. Ну и поделиться можно с неимущими. И ещё плюс — если пальцы уже замёрзли нафиг, теплоид открыть реально, а вот грелку заправить и раскочегарить — уже не очень.
06 апреля 2015, 10:15
+22.43 Ultar
— Уфа
Грелки замечательно работают и на спирте.Вот про спирт не знал, спасибо.
На трое суток выхода, хватало стандартного бутылька бензина для зажигалокНе знаю, что имеется в виду. Нам на две грелки на две недели хватало бутылька бензина Royal. Жестяной такой бутылёк.
06 апреля 2015, 08:52
+2.10 russlan
— Уфа
есть проблемы — иногда в моём городе начисто пропадает хороший бензин. А заливать всякую дрянь — грелка засирается постепенно.По моему это как раз и не проблема у нас.
Тут наоборот, слишком выбор большой. Один раз канистру набрать литров на 5 хотябы — хватит на долго.
Сам только теплоидами пользуюсь. Но про каталитическую призадумался.
Как минимум, подарю бате к следующему зимнему рыболовному сезону- возраст, начинают руки больше мерзнуть.
06 апреля 2015, 10:10
+22.43 Ultar
— Уфа
Так… Чтобы не оставалось неясностей, поясню.
Вот это — хороший бензин:
Вот это и подобные ему — грязный бензин, засирающий рабочий элемент грелки:
Бензин с автозаправки вообще не годится.
Вот это — хороший бензин:
Вот это и подобные ему — грязный бензин, засирающий рабочий элемент грелки:
Бензин с автозаправки вообще не годится.
Один раз канистру набрать литров на 5 хотябы — хватит на долго.Кхм… Пять литров хватит примерно на полтора года еженочной работы моей грелки. Перебор уже
Но про каталитическую призадумался.Только стоит учесть, что дешёвые грелки германского (вроде бы) производства, которые у нас последнее время появились, лучше не брать. Работают не все и через.опу.
06 апреля 2015, 10:22
+4.45 sonne1390
— где то в сибири
Свою каталитичку целый год использовал на «галоше», полет нормальный и стоит дешевле около 40 рублей за 0.5 литра.
06 апреля 2015, 10:30
+22.43 Ultar
— Уфа
Я всю жизнь галошей зажигалки заправлял и привык считать, что это такая бесцветная лёгкая жидкость почти без запаха. Недавно купил бутылку как раз чтобы попробовать в грелке. Маслянистое вонючее нечто. Для пробы рискнул залить в китайскую «зиппу» — если не прогреть, не горит, фитиль засалился и горит очень плохо. Так что в галошу у меня теперь тоже веры нет.
06 апреля 2015, 10:35
+4.45 sonne1390
— где то в сибири
Значит у нас еще осталась нормальная галоша надо докупить пару бутылей,
пока сурагат не привезли.
пока сурагат не привезли.
06 апреля 2015, 11:45
+2.10 russlan
— Уфа
нефрас 80-120 нужен. Прямой перегонки, причем не башкирской нефти.
То что на заправках 80-я угробит ее. Для катализатора нужня парафины фракции 80-120 градусов, отсутсвие серы и ароматики. Октановое число там около 50
Такой на РТИ раньше тоннами наш поставляли специально. Меня лет пять назад просили… я просто 5л нашел тогда в ИНХП. Больше не обращались, видимо не закончилась Потому и писал.
То что на заправках 80-я угробит ее. Для катализатора нужня парафины фракции 80-120 градусов, отсутсвие серы и ароматики. Октановое число там около 50
Такой на РТИ раньше тоннами наш поставляли специально. Меня лет пять назад просили… я просто 5л нашел тогда в ИНХП. Больше не обращались, видимо не закончилась Потому и писал.
06 апреля 2015, 11:11
+23.81 wervolf313
— Москва
«Ковея» делает качественные каталитички. При цене 800-900 рублей за 1шт.
В зависимости от размера. Под стандартной бутылочкой, подразумевается жестяной балончик, для заправки бензиновых зажигалок. (Роял, зиппо), Если использовать нормальный бнзин, то переход на спирт будет вообще без проблем.
Ну а теплоиды, в загашнике конечно есть чутка. Но из практики этой зимы, срабатывали через один.
В зависимости от размера. Под стандартной бутылочкой, подразумевается жестяной балончик, для заправки бензиновых зажигалок. (Роял, зиппо), Если использовать нормальный бнзин, то переход на спирт будет вообще без проблем.
Ну а теплоиды, в загашнике конечно есть чутка. Но из практики этой зимы, срабатывали через один.
- v
- 0
06 апреля 2015, 21:13
С солевыми грелками получил досадную ситуацию: самоактивация при охлаждении примерно до -25град ©. Прохладно, вечер, открываешь рюкзак, а она уже почти остыла… Каталитическая приятно греет руки, но при горении дает запах, пусть и слабый, но это для человека слабый. А если бензин еще протечет, то совсем худо. Одноразовые угольные мне удобнее. Только для уверенности стараюсь иметь их разных марок при себе, так надежнее. Особенно понравились их них малые, самоприклеивающиеся на носок под пальцы. Заметил, что если гермопакетик с грелкой потерял герметичность и грелка сработала, то ее содержимое склеивается в хрупкую пластинку, отличающуюся наощупь от пригодной.
- v
- 0
06 апреля 2015, 22:58
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
отлично греют полторашки с солёной горячей водой, засунутые в спальник перед сном.
- v
- +1
Комментарии (34)