Гостевая: Одежда из шкур

  • Автор: Prohozhii
  • Опубликовано: 22 декабря 2011, 13:43
  • Тут небыло ничего полезного для настоящих выживальщиков, да да да.
    • +46

    Комментарии (16)

    avatar

    22 декабря 2011, 14:08
    +72.12 SP___1 — Екатеринбург
    Я думаю к тем, кто при БП в таком виде будет ходить мародеры точно не подойдут! Да и врядли вообще кто-нибудь подойдет))
    • v
    • 0
    avatar

    22 декабря 2011, 14:16
    Вы бы выложили заодно народу и способы выделки шкур, без нее все эти выкройки нах не нужны. Ежели нет обращайтесь.
    • v
    • +3
    avatar

    22 декабря 2011, 14:38
    +151.05 Prohozhii — можно сказать и так...
    На Непропаду есть и о выделке тоже. Ищите и обрящете.
    Сходу:
    nepropadu.ru/blog/oxota/1428.html
    nepropadu.ru/blog/theory/1250.html
    nepropadu.ru/blog/oxota/394.html
    А вообще рекомендую всем посмотреть серию док. фильмов nepropadu.ru/blog/Literatyra_i_Kino/1455.html
    Люди приходят в лес без всего и делают все что им надо для жизни своими руками.
    avatar

    22 декабря 2011, 14:43
    Во то дело, а то нашьют рассадников инфекции.
    • v
    • 0
    avatar

    22 декабря 2011, 14:52
    +24.51 Bobby — Томск
    А, где-то есть эти рисунки с бОльшим разрешением?
    • v
    • 0
    avatar

    22 декабря 2011, 15:00
    +151.05 Prohozhii — можно сказать и так...
    Это максимально что я нашел. Увы.
    avatar

    22 декабря 2011, 15:12
    +81.04 Andru021 — Юга
    я думаю в наш век проще будет кусок тряпки найти, чем шкуру выделывать. как-то пробовал — очень неблагодарное занятие.
    • v
    • +1
    avatar

    22 декабря 2011, 15:45
    +7.21 XBocT — Лос-Благовегас
    унты делал, али дубленку?
    avatar

    22 декабря 2011, 15:52
    +81.04 Andru021 — Юга
    просто брал шкуру барашки и пытался выделать красоту на сиденье мотоцикла, не выдержал — бросил. Из кроличьих шкурок получались заготовки, только сшивать вместе геморройно, да и незачем было.
    avatar

    23 декабря 2011, 06:11
    из кроличьих шкурок можно шить сумочки :)
    avatar

    22 декабря 2011, 16:27
    (Т+) Пиндосовские чукчи одевались стильно. Но и наши аборигены не промах (одна обувь только че стоит, в современном мире ей до сих пор нет равных)
    • v
    • +1
    avatar

    22 декабря 2011, 17:17
    +8.77 taremsun — Иркутск
    Тема толковая. Но больше для души чем для дела. При большом количестве складов с шмотьем как гражданским так и военным(у нас тут до сих пор народ в тайге встречает «бородатых зайцев» в камуфляже и калашами)+ Зоновские склады с телогрейками и спецодеждой. + Просто склады со спецодеждой: робы, комбезы, ботинки, резиновые сапоги. + Брошенные дома/магазины. Раздобыть одежонку не такая уж и проблема, помните о том, что мы живем в мире потребителей.
    Хотя сшить себе «на руках» без швейной машинки штаны, рубаху, шапку и парку полезно, конечно(мелкую моторику совершенствуете, усидчивость, опыт опять таки). Я, кстати, шить умею;)
    • v
    • 0
    avatar

    22 декабря 2011, 19:06
    +9.83 De_Sad — Москва
    Тема толковая. Но больше для души чем для дела

    А еще и познавательная, спасибо.
    +
    avatar

    23 декабря 2011, 06:10
    тема прикольная, но информации по американским нативам не так уж мало.
    вот, к примеру раздел форума палеопланет про дубление и шитье из кожи естественно все на пиндостанском языке…
    кстати там вообще полно инфы про всякие примитивные штуковины: копание землянок, костяное и кремневое оружие/орудия, плетение и т.п.
    • v
    • 0
    avatar

    24 декабря 2011, 21:07
    +114.31 Novenkaia — 130 км от Хабаровска
    Ну вот опять по народам северных территорий. Но копирпую со своего компа, поэтому извиняйте за многословие.
    О выделке шкур
    Для хозяйственных нужд народы Нижнего Амура и Сахалина использовали шкуры животных. Оста-новимся подробнее на обработке шкур морских жи-вотных, в частности тюленей. Шкуру натягивали на специальную раму для просушки. Для этого края шкуры прокалывали ножом, в образовавшиеся от-верстия продевали кожаные ремни или тонкие веревки и натягивали шкуру на специальную раму Сушили несколько дней. После просушки ее снимали с рамы, сворачивали в рулон, перевязы-вали и хранили в амбаре. Подкожный жир и мездру удаляли острым ножом, держа шкуру свернутой. По мере очищения от жировой клетчатки рулон пере-матывали. Так постепенно удаляли весь жир. Затем слегка увлажняли шкуру соленой водой, чтобы она не ломалась, и мяли ее руками. Для этого имелись и специальные приспособления примитивной конструкции. На обрубке дерева делалось неболыпое углубление — ямка, в которую клали шкуру мехом внутрь и колотили по ней деревянным молотком из твердого сучка-нароста. Затем дополнительно мяли руками, обсыпали шкуру размельченными гнилуш-ками, терли ее.
    Существовал и другой способ удаления жировой клетчатки. Небольшой толпщны бревно-кругляк при-слоняли горизонтально к обрубку дерева — чур-бану— или к наре. На него клали распластанную шкуру, садились верхом и скребли мездру ножом или изогнутым круглым скребком на короткой ручке. В период, когда народы Нижнего Амура и Са-халина не знали железа, они пользовались костяным орудием, что хорошо видно в технологии обработки собачьих шкур. С собачьей шкуры, высушенной на четырехугольной раме, мездру сдирали скребком, изготовленным из кости оленьей ноги. Затем шкуру
    увлажняли соленой водой, свертывали в трубку и долго мяли руками. Жир снимали, посыпая шкуру гнилушками, которые меняли до тех пор, пока шкура полностью не очищалась от жира. Так обрабатывали все виды шкур вплоть до первой четверти XX в.
    Выделка кож и шкур таежных животных (лосей, сохатых, изюбров, кабанов) также была делом дли-тельным и трудоемким. Убитого зверя свежевали и снимали шкуру. Ост-рым ножом очень осторожно удаляли шерсть, чтобы не продырявить шкуру, а с внутренней стороны снимали жир. Затем шку¬ ру натягивали на раму (так же, как шкуры морских жи¬вотных) и сушили (летомна воздухе, зимой дома).Высушенную шкуру скоблили специальным инструментом с двух сторонДалее ее с двух сторон слегка опрыскивали рыбьим жиром или растительным маслом (для смягчения). Затем увлажненную жиром кожу коптили специально выбранными гнилушками до тех пор, пока она не становилась желтоватой. В качестве дубильных веществ при обработке оленьих и лосиных шкур использовали настой тальниковых гнилушек, березового или дубового гриба. После копчения кожу слегка смачивали мыльной водой, складывали и заворачивали в сухую тряпку, оставляя на ночь для увлажнения. На следуюший день кожу обми-нали на кожемялке, которая представляла из себя бревно, стесанное снизу и сверху. В верхней части бревна выдалбливали длинное углубление, в которое устанавливали вращающийся на деревянном или металлическом стержне рычаг-жяло. Края углубления и рычага имели зубцы. Свернутую трубкой кожу клали поперек углубления и нажатием рычага мяли. Обычно зту работу выполняли два человека
    Затем начиналось окончательное скобление кожи с двух сторон специальным инструментом, после чего ее мяли руками, время от времени вывешивая на воздух, потом ее растягивали и снова мяли до тех пор, пока кожа не высыхала. В качестве ниток народы Приамзфья использовали сухожилия оленя и лося. Оленьи сухожилия пред-почитали брать со спины самок. Их сушили на воз-духе или в доме, но подалыпе от огня. Затем рас-щепляли с помощью специальной палочки, сушили и скручивали по две нити в одну. Готовые нитки складывали пополам и хранили в специальных ко-робках. Такие нитки шли на пошив изделий из меха и шкур и назывались сухожильными.
    По своему строению шкура состоит из трех слоев: тонкого слоя наружного эпидермиса, среднего слоя собственно кожи и слоя подкожной клетчатки. Сторона шкуры, прилегающая к туше, называется мездрой.
    Шкуру, снятую с убитого оленя, тщательно моют и очищают, затем сушат. Чтобы во время просушки шкура не сморщивалась, на нее с тыльной стороны накладывают деревянные планки-распорки или рас-пяленную шкуру укрепляют в деревянной раме.
    Выделка оленьей шкуры состоит в соскабливании верхнего слоя мездры, размягчении и выравнива-нии. Существует несколько способов размягчения шкур.
    Некоторые народы (ханты, ненцы) перед выделкой шкуру размачивают: со стороны мездры ее покрывают сырым мхом, затем сворачивают и оставляют на полдня или на сутки, после чего особым скребком состругивают верхний слой мездры. Операцию по-вторяют несколько раз, пока шкура не станет мягкой и эластичной. У других народов для размягчения (дубления) шкур используют содержимое оленьего желудка (ненцы), вареную разжеванную оленью (нга-насаны) или рыбью (эвенки) печень, олений мозг, олений кал (чукчи, коряки) или разжеванную рыбью икру (народы Амура), рыбий или нерпичий жир (эскимосы). Одним из этих веществ смазывают оленью шкуру, затем складывают ее вдоль и поперек или сворачивают мездровой стороной внутрь и оставляют на день-два, чтобы она отсырела и отмякла, после чего шкуру разворачивают и обрабатывают скребком.
    Для удаления верхнего слоя мездры и выделки шкур применяют различные скребки с металлическим лезвием, прямым или 8-образным, вставленным по¬перек в центральную часть круглой в сечении дере¬вянной рукоятки (Западная Сибирь), или обточенным каменным наконечником, укрепленным в деревянную рукоятку (Чукотка, Камчатка). Скоблят шкуры на специальных досках длиной до 1 м, шириной 20-25 см.Женщина выделывает шкуру либо сидя, либо стоя, упирая доску одним концом в живот, а другим- в землю. При этом доска покрывается куском старой шкуры ворсом вверх, чтобы при обработке не по-вредить мех. Обрабатываемую шкуру затыкают за доску, оставляя лишь неболыпой кусок, затем, по мере обработки, часть шкуры, выпускаемой на доску, увеличивается. При выделке шкуры скребок ведут движением от себя. Вся процедура (смазывание, свер-тывание, вьщелка скребком) повторяется два-три раза.
    Для окончательной выделки шкуры применяют особый скребок с лезвием, сделанным из куска косы-литовки, вставленным в дугообразно изогнутую де¬ревянную рукоять. Шкуру трут вдоль и поперек о железную часть скребка. Народы Амура, Южной Сибири, а также якуты для тщательного разминания шкуры используют специальные кожемялки, пред-ставляющие собой колоду, выдолбленную из куска ствола дерева с закрепленным на одном конце де-ревянным рычагом-палкой с зубчиками, с помощью которой производится размягчение шкуры.
    Выделка шкурок пушных зверей заключается в следующем: шкурки просушивают на специальных деревянных распялках, затем снимают целиком и выворачивают наизнанку. Перед выделкой их обычно размачивают, затем мездру скоблят ножом и сма¬зывают жиром. Разминают шкурки пушных зверей руками.
    У сибирских народов выделкой шкур и шитьем одежды занимаются женщины. Раскрой любого ма-териала требует тщательности и экономии. Оленья шкура используется для пошива одежды полностью.
    Основная схема раскроя следующая: центральная спинная часть шкуры идет на изготовление спинки, переда (если одежда глухого покроя) или передних полок (если одежда распашная); шкура, снятая с шеи,- на рукава, головные уборы. Брюшная часть используется на дополнительные детали одежды — клинья, части детской одежды. Камус идет на пошив обуви. Раскраивают шкуры по мездровой стороне на специальной кроильной доске или на полу ножом. Шкуру предварительно складывают по месту будущего разреза, затем разгибают, и разрез производят по вмятине одним непрерывным движением.
    Шьют меховую одежду до сих пор нитками, изго-товленными из спинных сухожилий оленя. Лучшими считаются спинные сухожилия важенок, так как они тоныпе расщепляются. Ножные сухожилия упот-ребляют в основном для шитья летней обуви и покрышек на жилище. Они толще спинных, но прак-тичнее, поскольку не гниют. Сухожилие очищают, сушат, разъединяют на отдельные жилки, а затем скручивают из них нитки. Такие нитки органично соединяются со сшиваемым материалом. Мягкие и эластичные, они не режут шкуру и не перетираются на морозе, как это происходит с обычными нитками. В настоящее время меховые изделия шыот обычными или трехгранными стальными иглами, а в прошлом употребляли иглы из косточек ног оленя и белки либо из рыбьих костей.
    Техника изготовления меховой одежды проста. Шьют иголкой к себе, швом через край, с изнанки, сложив два куска шкуры вместе. В швы для тепла иногда прокладывают пучки подшейного волоса оленя (по 5—10 штук). При пошиве новой одежды женщины используют старую, изношенную: по ней отмеряют необходимые размеры.
    • v
    • +2
    avatar

    24 декабря 2011, 23:04
    +151.05 Prohozhii — можно сказать и так...
    Спасибо за дополнение!
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.