Гостевая: Если пришлось остаться - Длинный Дом на несколько семей
Навеяно статьёй про строительство чума. В случае затяжного БП рано или поздно придётся задуматься о более или менее постоянном жилье. Землянка хорошо, индивидуальный сруб — еще лучше, но можно найти свои плюсы и в так называемом «Длинном Доме», которые строили ирокезы в районе Великих Озёр.
Частенько бываю по долгу службы в индейских резервациях, и несмотря на развращенность государственными подачками, всё еще кое-что из наследия предков сохраняется. На одной из школьных презентаций местный вождь показывал и рассказывал, как строить Длинный Дом:
Конструкция достаточно простецкая:
Основные опоры высотой 2.5-3 м ставятся с разбегом 1,5-2 метра, с крышей общая высота дома составит 4-5 метров. На опоры особенно толстые брёвна не нужны — достаточно даже 10-см или их можно заменить более тонкими шестами, увязанными в плотные пучки.
Изнутри поперёк на расстоянии 3-4 метра ставятся «переборки» из таких же или даже более тонких лаг, образуя «кубрики» на одну-две семьи. Наружный каркас и поперечины представляют собой очень прочную конструкцию, куполообразная крыша может выдерживать значительную снеговую нагрузку.
Снаружи покрывается выпрямленной и высушенной корой по принципу черепицы снизу вверх, укрепляемой на лозу или сыромятные ремешки и поверх укрепляется тонкими шестами. Двери делаются с обеих сторон, высотой метра полтора и с небольшим тамбуром-лабиринтом, который останавливает снег и ветер и где оставляют лыжи, клюшки и т.д.
В каждом «кубрике» есть очаг и отверстие на крыше прикрытое флюгаркой. Вдоль стен идут лежанки в несколько рядов и полки для припасов и ЗИП. В одном из кубриков можно собрать баню туристского типа. Конструкция простая и лёгкая в постройке, доступная для женщин, детей, ослабленных.
Наряду с этим Длинный Дом имеет множество плюсов, как практических, так и философских (индейцы могут говорить об этом часами):
— дом можно начать с пары кубриков и удлинять по необходимости, попутно совершенствуя технику строительства (сакральным числом считается 5 очагов)
— функции охраны жилья и припасов, поддержки огня и т.п. можно распределять, в достаточно большом доме всегда кто-то есть и всегда кто-то не спит.
— наличие предметов и помещений коллективного пользования.
— Длинные Дома могут укрыть значительное количество людей на относительно небольшой площади, соответственно сокращая периметр укрепленного поселения.
— коллективное жилье обьединяет, люди поддерживают друг друга. Считается, что именно культура Длинных Домов опосредованно способствовала образованию устойчивых связей семей и племен ирокезов, которые организовали самый крупный и устойчивый союз племен в Северной Америке и выработали свод законов, которые оказали влияние и на конституцию США.
Небольшая добавка:
В период становления рассмотренной архитектуры климат соответствовал примерно средней полосе России и Урала — температуры зимой могли опускаться до -30 и летом подниматься до +30. Благодаря обилию озер зимой и летом была высокая влажность, зимой — достаточно сильные ветра на открытых местах и очень много снега. Я человек северный и лично для меня жара хуже мороза — в Торонто бывают дни (к счастью немногочисленные), когда исключительно из-за влажности жара ощущается до +40 и выше.
Частенько бываю по долгу службы в индейских резервациях, и несмотря на развращенность государственными подачками, всё еще кое-что из наследия предков сохраняется. На одной из школьных презентаций местный вождь показывал и рассказывал, как строить Длинный Дом:
Конструкция достаточно простецкая:
Основные опоры высотой 2.5-3 м ставятся с разбегом 1,5-2 метра, с крышей общая высота дома составит 4-5 метров. На опоры особенно толстые брёвна не нужны — достаточно даже 10-см или их можно заменить более тонкими шестами, увязанными в плотные пучки.
Изнутри поперёк на расстоянии 3-4 метра ставятся «переборки» из таких же или даже более тонких лаг, образуя «кубрики» на одну-две семьи. Наружный каркас и поперечины представляют собой очень прочную конструкцию, куполообразная крыша может выдерживать значительную снеговую нагрузку.
Снаружи покрывается выпрямленной и высушенной корой по принципу черепицы снизу вверх, укрепляемой на лозу или сыромятные ремешки и поверх укрепляется тонкими шестами. Двери делаются с обеих сторон, высотой метра полтора и с небольшим тамбуром-лабиринтом, который останавливает снег и ветер и где оставляют лыжи, клюшки и т.д.
В каждом «кубрике» есть очаг и отверстие на крыше прикрытое флюгаркой. Вдоль стен идут лежанки в несколько рядов и полки для припасов и ЗИП. В одном из кубриков можно собрать баню туристского типа. Конструкция простая и лёгкая в постройке, доступная для женщин, детей, ослабленных.
Наряду с этим Длинный Дом имеет множество плюсов, как практических, так и философских (индейцы могут говорить об этом часами):
— дом можно начать с пары кубриков и удлинять по необходимости, попутно совершенствуя технику строительства (сакральным числом считается 5 очагов)
— функции охраны жилья и припасов, поддержки огня и т.п. можно распределять, в достаточно большом доме всегда кто-то есть и всегда кто-то не спит.
— наличие предметов и помещений коллективного пользования.
— Длинные Дома могут укрыть значительное количество людей на относительно небольшой площади, соответственно сокращая периметр укрепленного поселения.
— коллективное жилье обьединяет, люди поддерживают друг друга. Считается, что именно культура Длинных Домов опосредованно способствовала образованию устойчивых связей семей и племен ирокезов, которые организовали самый крупный и устойчивый союз племен в Северной Америке и выработали свод законов, которые оказали влияние и на конституцию США.
Небольшая добавка:
В период становления рассмотренной архитектуры климат соответствовал примерно средней полосе России и Урала — температуры зимой могли опускаться до -30 и летом подниматься до +30. Благодаря обилию озер зимой и летом была высокая влажность, зимой — достаточно сильные ветра на открытых местах и очень много снега. Я человек северный и лично для меня жара хуже мороза — в Торонто бывают дни (к счастью немногочисленные), когда исключительно из-за влажности жара ощущается до +40 и выше.
12 ноября 2012, 08:24
+11.53 ZavtraMen
— Пермская губерния
Да на такое жилье дров не напасешься. Стены из одного слоя коры, тепло сомнительно держат. Пока будит гореть костер, ну или буржуйка, будит тепло. Напоминает зимнюю палатку с буржуйкой. Как для временного проживания в наших краях может и подойдет (весна, лето, осень), но постоянно, сомнительно. Как перевалочный пункт, для теплых месяцев года, в полнее покатит. А так красиво и интересно.
- v
- +3
12 ноября 2012, 17:38
+10.29 Dobroflot
— Пермь - Торонто
В Виннипеге, где абсолютно пермская погода (и природа) жили в вигвамах.
12 ноября 2012, 08:30
+38.76 vlad_f
— Алматы
а на зиму они его ничем не утепляют? камышом, лапником, снегом снаружи, или там достаточно теплые зимы?
- v
- 0
12 ноября 2012, 17:36
+10.29 Dobroflot
— Пермь - Торонто
Зимы должны были быть -30.
В музее под открытым небом рассматривал реконструкцию — там, похоже, внешняя стена была из двух рядов опор и кору клали в несколько слоёв. Также можно разглядеть остатки какого-то плетения из толстой лозы.
В музее под открытым небом рассматривал реконструкцию — там, похоже, внешняя стена была из двух рядов опор и кору клали в несколько слоёв. Также можно разглядеть остатки какого-то плетения из толстой лозы.
12 ноября 2012, 19:49
+38.76 vlad_f
— Алматы
т.е. есть возможность накидать чтонибудь между стенками, хотя бы туже сухую листву. а кора видимо от чегото лиственного? типа тополей и кленов.
12 ноября 2012, 20:26
+10.29 Dobroflot
— Пермь - Торонто
Если какой мусор или листва, так там всякая пакость завестисть может, типа уховерток. Кора по виду от хвойных деревьев. С клёнов они точно кору не обдирали — драгоценное дерево, на сахар.
12 ноября 2012, 19:54
+38.76 vlad_f
— Алматы
кстати, а насколько она долговечна в тамошнем климате? по идее через пяток лет столбы в земле подгнить должны, если не лиственница или дуб
12 ноября 2012, 08:33
+0.85 Pirych
— Москва
очень на медовый зал похоже, только менее надежно выглядит. + за инфу. (Знание сила)
- v
- 0
12 ноября 2012, 10:58
+22.43 Ultar
— Уфа
в так называемом «Длинном Доме», которые строили ирокезы в районе Великих Озёр.Район обитания ирокезов по широте примерно соответствует югу Крыма. Кроме того, благодаря расположению гор, преобладает влияние тропических воздушных масс. Так что никакой речи о зимовке в таком доме речи быть не может.
Конечно для того, чтобы пережить лето-осень, пока строится нормальный дом, пойдёт. Но в таком случае проще и надёжнее использовать вместо коры полиэтилен или рубероид. Если натянуть полиэтилен в два слоя с хорошим зазором между ними, ещё и теплее будет.
- v
- +5
12 ноября 2012, 11:51
+13.10 Nik_to
— Москаль
Ну дак и непропадуны с разных регионов и стран тут собрались.
И не факт, что БП захватит кого-то как раз в Крыму.
Dobroflot , как они его отапливали?
Конструкция очагов, дымоотвод и тп.
И не факт, что БП захватит кого-то как раз в Крыму.
Dobroflot , как они его отапливали?
Конструкция очагов, дымоотвод и тп.
12 ноября 2012, 11:58
+22.43 Ultar
— Уфа
захватит кого-то как раз в КрымуЭто, конечно, верно. Но…
Какой предполагается сценарий БП, где придётся валить из города и не будет изменения климата?
А вообще — можно стены и крышу тупо дёрном покрыть. Сканды так делали.
12 ноября 2012, 17:32
+10.29 Dobroflot
— Пермь - Торонто
Очаг обычный — слегка заглубленный, обложенный здоровыми камнями. Дымоотвод — дыра в крыше, прикрытая наклонным щитом (не знаю — регулируемым или нет).
15 ноября 2012, 14:38
+150.32 BdfyPf
— Подмосковье
что БП захватит кого-то как раз в Крымутам дерева столько нет
12 ноября 2012, 17:34
+10.29 Dobroflot
— Пермь - Торонто
Сейчас тут теплее, но лет 100 назад была нормальная уральская температура: -30 зимой, +30 летом. А если на север чуток, к Супериору, так там и сейчас зимой -30 и снегу по макушку.
12 ноября 2012, 12:52
Отличный то, вариант. Расширяем кругозор. Ведь таким домиком можно не только жилье построить, а загон или еще-что.
- v
- +1
12 ноября 2012, 13:48
Философия длинного дома, индейцы могли часами говорить…
А у нас тоже есть бараки и философия коммунальных квартир. И советские люди старой закалки то же могут говорить об этом часами. Статье плюс, было интересно.
А у нас тоже есть бараки и философия коммунальных квартир. И советские люди старой закалки то же могут говорить об этом часами. Статье плюс, было интересно.
- v
- +4
12 ноября 2012, 18:49
+157.07 lumoss
— Тагил рулит
для меня не вариант, даже запоминать не буду.
такой «фигвам» подходит для резерваций, но не для сурового малоснежного лета Урала.
к тому же чего кидатся в крайности то.можно взять все лучшее от современности и сделать.
тот же насыпной дом между двумя рядами кольев будет эфективней этих картонок.
такой «фигвам» подходит для резерваций, но не для сурового малоснежного лета Урала.
к тому же чего кидатся в крайности то.можно взять все лучшее от современности и сделать.
тот же насыпной дом между двумя рядами кольев будет эфективней этих картонок.
- v
- +1
12 ноября 2012, 19:46
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
При необходимости землянка может иметь емкость до 200 человек и более. На сайте Олега Тульнова автор нашел вариант землянки образца 1931 года.army.armor.kiev.ua/fort/zemlanka.shtml
В таких землянках по окончании Великой Отечественной войны, войска, возвратившиеся домой, жили по нескольку лет, пока не появилась возможность восстановить, разрушенные в ходе боев казармы и военные городки. В Уральском военном округе 44 Лисичанская танковая дивизия прожила в землянках с лета 1945 по 1954 год.
- v
- +5
12 ноября 2012, 22:19
+39.24 VARIAG
— Гомель
Землянка нам привычне! У меня за городом партизанская бригада стояла, там до сих пор около 150 остатков землянок.
коллективное жилье обьединяет, люди поддерживают друг друга.Читай-общежитие, можно сказать срана в стране!
12 ноября 2012, 22:26
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
Землянка нам привычне!и гораздо теплее! меньше дров — больше времени на добычу еды
17 ноября 2012, 00:09
+3.41 gumo4ka
— Макеевка
А все ли из нас такие «общажные»
Я бы не хотел в таком «доме» жить, просто потому, что не хочу делить общее ложе со всеми.Я не думаю, что не хочется «любви и ласки» от девушки/жены? А теперь представьте это в большом коллективном доме? Да советами просто задолбают
Инфа интересная, но по нашему менталитету — только для загонов.
Я бы не хотел в таком «доме» жить, просто потому, что не хочу делить общее ложе со всеми.Я не думаю, что не хочется «любви и ласки» от девушки/жены? А теперь представьте это в большом коллективном доме? Да советами просто задолбают
Инфа интересная, но по нашему менталитету — только для загонов.
- v
- 0
Комментарии (24)