Проявления природы: Ураган в Сосново - локальный Апокалипсис.

  • Автор: ZaharZar
  • Опубликовано: 03 ноября 2010, 22:59
  • Ураган в Сосново
    Животный страх и инстинкты
    Маленький Апокалипсис
    Жизнь продолжается
    «Тундик 2010».

    С детства, мне нравились грозы, особенно когда наблюдаешь их не в городе, а на даче.
    Иногда, случались грозы с сильными порывами ветра, градом. Как подтверждение, что гроза была действительно сильной, после грозы, в окрестностях можно было обнаружить какую-нибудь заваленную старую березу.

    А теперь, я представляю сосновый лес, где 80% деревьев почему-то не стоит как обычно, а лежит вповалку. Т.е. не лес это уже, а просека с одиноко стоящими деревьями, где большинство стволов лежит на земле. И вот что интересно, у многих деревьев, чьи корни выдержали, в нескольких метрах от земли переломан сам ствол.

    Может ли кто-нибудь, не видевший это, представить себя в таком лесу в тот момент, когда деревья стали падать? Если представлять, то обязательно не дневное время с солнышком на небе, а сумеречную мглу, порывы ветра, которые выворачивают с корнем эти самые деревья (т.е. стоящего прямо человека сдувает), сильнейший ливень и молнии, удары которых, освещают окрестность как в дневное время.

    29 июля в районе «Сосново» — ж.д. станция Петяярви Приозерского направления, на берегах реки «Волчья», уже все было подготовлено к проведению массового трехдневного фестиваля искусств на открытом воздухе — «Тундик 2010». Открытие фестиваля должно было состоятся на следующий день – 30 июля (пятница) и проходить до1 августа (воскресение).

    У меня сложилось хорошее ощущение от процесса подготовки к фестивалю, на это были причины. Команда организаторов собралась хорошая – люди интересные, и, что важно, каждый профессионал своего дела.
    Так как я выполняю функции продюсера фестиваля, являюсь одним из основных организаторов, планка чувства ответственности за подготовку к фестивалю и его проведение поднята у меня высоко. Факт того, что все было готово, радовал меня.
    В последнюю неделю температура днем держалась выше 30 градусов, а работать в таких условиях, мягко сказать, некомфортно, тем не менее, вот он маленький город в лесу: административный лагерь, главная сцена, участки фестиваля и территория подготовлены. Команда из 15 организаторов была готова встречать несколько тысяч человек — артистов и отдыхающих.

    К вечеру чуть стемнело. Работы закончены. Через некоторое время должен был быть чай или другие, снимающие напряжение напитки. Я вместе со своей подругой пошел в сторону реки почистить зубы. Река в 150-ти метрах от административного лагеря.



    Спускаясь к реке, я встретил нашу компанию, которая возвращалась с вечернего купания. Мне показалось, их лица были счастливы. Прохладная река гораздо лучше озера освежает в такие дни.

    Подруга открыла тюбик пасты и намочила зубную щетку в приречном родниковом ручье… Вдруг, я почувствовал, что тело мое сжалось как пружина, возникло ощущение, что в спинном мозге запустилась какая-то мощная физико-химическая реакция. По макушкам деревьев лизнул ветерок, образовалась дикая тишина. За рекой, над лесом к нам приближалась низкая, глухая темнота.

    Единственное, что я сказал в этот момент: «Сейчас мы зубы чистить не будем, быстро наверх, к лагерю!»
    В лагерь я вбегал с усиливающимся порывом ветра и с оголтелым криком: «Быстро все из палаток, вниз к главной сцене!» У главной сцены была открытая полянка (без деревьев), примерно, 20 на 30 метров. Со мной сразу же побежало несколько человек и, уже с поляны, они стали кричать остальным, которые стали поправлять или закрывать свои палатки. Долго вызывать оставшихся на холме друзей не пришлось.

    А теперь маленькое отступление:
    После того как все прошло, спустя несколько недель, я задавал себе вопрос, что произошло со мной в тот момент, и как сработал мой мозг? Почему я отказался чистить зубы? Ведь это не логично – минутное дело. Почему я закричал и стал выводить всех на открытое место, я ведь никогда не видел грозы в нашей местности такой, которая ломает деревья как солому.

    Когда все оказались внизу на поляне, ветер полностью стих. С противоположной стороны к нам подходил фронт в аппозицию тому, что шел со стороны реки. Глухая густая тишина и какой-то странный гул встороне. Сверкнула очень яркая молния и один из ребят, как это бывает в фильме ужасов сказал: «Это – глаз бури».

    Я не знаю, как ощущается ударная воздушная волна от мощного взрыва, но именно такое сравнение пришло в голову, когда в первый раз ветер взорвался по макушкам деревьев окружавших нас. В этот момент я почувствовал внутри себя обнажающийся животный страх. Он не сравним с городскими гнетущими неврозами, такими как боязнь ездить в лифте, или отсутствие смысла жизни, это страх, который рождает внутри бешеную силу и производит какие-то преобразования в теле и психике.

    Всем стало ясно, что надо смотреть по сторонам на деревья с целью увернуться при возможном их падении. Фонарики бегали по теням деревьев.

    Первые 15 минут ветер взрывал макушки деревьев совершенно в непредсказуемых направлениях, что не давало возможности логически вычислить, в какую сторону может завалить деревья. Но самое главное, не было городской квартиры и туалета, в котором можно было закрыться и переждать все это бедствие.

    Пошел ливень, как говорят, стеной. Все ребята забежали под тент главной сцены. Говорить им, что под тентом стоять не надо, потому что из под тента можно не заметить дерева, которое пожелает упасть на сцену, я уже не мог. Я просто встал на небольшом возвышении в нескольких метрах от сцены и следил за деревьями, готовый к тому, чтобы сразу же кричать в какую сторону выбегать.

    Именно в этот момент я почувствовал ответственность за человеческие жизни и их ценность. Ведь здесь собрались друзья и знакомые, чтобы помогать проекту, инициатором которого был я. Некоторые из этих людей специально приехали из Москвы и других городов.

    Примерно через двадцать минут, с момента, начала шторма, я почувствовал, что программа «бедствие» внутри меня отключена, возникло спокойствие и уверенность в том, что все будет хорошо. Только в этот момент я резко почувствовал холод от промокшей насквозь одежды. Некоторые из ребят, под дождем, стали выходить из под тента, возвращаться в лагерь, смотреть что произошло с палатками и тентами.

    Никто из нас еще не подозревал, как нам повезло. Вокруг нашей поляны, которая находилась в низине и была окружена со всех сторон холмами, упало всего несколько сосен.

    Первая весть пришла, когда к нам прибежала женщина с просьбой о помощи. Ее палатка, находилась в ста метрах от нашей поляны. Мужчине придавило деревом ноги. Кто-то из наших побежал помогать.

    Через полчаса, пока мы пытались приводить в порядок лагерь и разводить костер, пробежал мимо еще один человек, с известием, что в полукилометре в лагере каких-то духовных практик и медитаций, в палатке человеку деревом перебило позвоночник.

    Включили промокшие мобильные телефоны. Ни один из основных операторов мобильной связи не работал (МТС, Мегафон, Билайн) – никакой связи с внешним миром.
    Некоторые из наших, у костра, стали согреваться вином или белой. Жизнь стала потихоньку налаживаться, но мы все еще не понимали, что произошло в нашем районе.

    Я отправился спать, с мыслью о том, что завтра сложный день – открытие фестиваля, работать придется до ночи, а вставать надо рано утором, чтобы съездить в город за продуктами питания. Через пару часов я резко проснулся с чувством – что надо немедленно вставать. Встал.

    Как оказалось, вскоре после того, как я ушел спать, до лагеря пешком дошли несколько человек, которые ехали из города на машине. Машина, осталась стоять на лесной дороге в километре от лагеря. Именно от этих наших знакомых, ребята в лагере узнали, что дорога завалена деревьями, и по ней невозможно доехать до места проведения фестиваля.

    Надо отдать должное, меня никто не разбудил, народ, не успевший лечь спать, сам, с двумя бензопилами пошел расчищать дорогу к застрявшей машине.
    Когда машина была «освобождена», возник естественный вопрос, о том, что происходит на дороге дальше. Я подоспел именно к этому моменту и не зря. Пришлось принимать решения по поводу дальнейшей судьбы фестиваля.



    Как раз к моменту «освобождения» машины, до нас добралась еще одна группа людей, которая выехала к нам из города вечером. Именно они и сообщили нам, что асфальтовая дорога в поселке завалена деревьями и железобетонными столбами, а также Приозерское шоссе от «Сосново» до нашего поворота к поселку «Петровское» (примерно на протяжении 10 км.) перекрыто десятками поваленных деревьев. В некоторых местах были целые просеки поваленных деревьев.

    В результате такой информации, в воздухе повисла идея о возможном срыве фестиваля.
    Как показывает опыт, в такой момент всегда найдется человек, который способен подлить масло в огонь, или просто начать выражать свое раздражение. Он может быть хорошим человеком, но такова его реакция в критической ситуации.
    В этот раз не обошлось без такого человека.

    Что мне пришлось делать и как решать возникшие вопросы.
    Первое, вначале для себя, я понял, что фестиваль, хоть как, но надо провести.
    Второе, я переговорил с парой друзей, чтобы они, при возникновении возможного негатива в мое отсутствие дипломатично пресекали или адекватно отвечали на негативные высказывания, стараясь поддерживать положительный настрой.
    Ведь, очевидно, что негатив в такой ситуации мог сказаться на остальных организаторах входящих в команду.
    Третье, я пошел на обман. Я сообщил всем, что связался (в тот момент никто не задумался, как именно я это сделал), с местной администрацией поселка «Петровское», где меня заверили, что с самого утра дорогу в поселке расчистят местные работники, а шоссе уже расчищает МЧС. Как потом оказалось, все так и случилось, только не так быстро.

    Итак, лесная дорога, протяженностью 2,5 км. к утру, была полностью расчищена от деревьев, вплоть до поселка «Петровское». В поселок мы вошли в лучах яркого восходящего солнца.
    Все, кто это сделал, заслуживают медаль за лучшие человеческие качества!

    Отступление:
    Попасть в такую ситуацию, хоть и очень неприятно, но весьма полезно. Развеиваются глупые иллюзии, которые могут быть созданы художественным фильмом, или воображаемыми картинками. Например, сидя перед монитором в Интернет, посмотрев какой-нибудь страшный ролик, можно подумать: случись что – сразу в машину и подальше от катаклизмов. В момент катастрофы никто никуда не уедет, не только потому, что будут пробки, сами дороги будут перекрыты препятствиями, которые невозможно будет объехать.

    Утром лагерь и территория фестиваля были восстановлены. Нам повезло и в том, что оборудование, которое было приготовлено для сцены, было подобрано специально с высоким уровнем защиты и предусмотрено для работы на уличных площадках. Оно также выдержало испытание на прочность.
    Но радоваться пока не приходилось.

    В поселке «Петровское» я узнал, что по Приозерскому шоссе пробка от самого города (МЧС расчистили только одну полосу шоссе). Электрички отменены и лишь тепловозы ходят от Петербурга до «Сосново» и далее не идут. Что же это значило? Это значило, что у людей, которые должны поехать на фестиваль, очень мало возможностей попасть на фестиваль, не согласившись на определенный экстрим. Более того, наверняка информация об урагане просочилась уже в интернет и в СМИ. Все это должно было напугать значительную часть людей собравшихся ехать на фестиваль.

    Пришлось на перекладных отправлять человека в город. Он должен был написать в Соц.сетях, в частности в группе Фестиваля на сайте «В Контакте» следующую фразу:
    «Всю ночь организаторы фестиваля расчищали дорогу от поваленных деревьев после случившегося здесь урагана! Лагерь восстановлен, территория подготовлена для встречи гостей! Погода ясная! Мы Вас ждем!»

    И люди поехали. Доехали, конечно же, не все. Как мне позже сообщили, в пятницу вечером, весь Финляндский вокзал был забит музыкантами и просто людьми с рюкзаками, но электричек не было, и лишь некоторые смогли уехать на тепловозе, и только до «Сосново». Далее, пешком по трассе – 10 км. + 5 км. В сторону реки «Волчья» к месту проведения фестиваля. В кассах, на вокзале, при покупке билетов, бабушки отговаривали людей ехать в «Сосново». По Приозерскому шоссе те, кто на машинах, добирались до нас по 5 – 8 часов (при том, что место находится в 70 км. от города). Как не трудно догадаться, многие разворачивались и уезжали обратно.



    С артистами, ситуация оказалась еще более сложной. Артисты всегда предварительно связываются или с ними связывается администратор сцены. Связи нет. Причина, толи в том, что вышки повалило ураганом, толи, питание к ним не поступает. К артистам не дозвониться, они также дозвониться не могут, остаются в информационном вакууме.
    И снова удачное стечение обстоятельств…

    До нас с опозданием добиралась служба видео-операторов. Вот фраза, которую сказал один из директоров музыкального проекта, прибыв, в итоге, на место: «До администратора сцены не дозвониться, до продюсера не дозвониться, не знаем ехать или нет. И тут в день отъезда звонит служба видео и фото и спрашивает, нужна ли нам съемка во время выступления на фестивале. Спасибо, не надо, но решаем ехать».
    На фестиваль приехало, примерно, 50% запланированных артистов.



    И очень важная вещь – еда. На фестиваль многие приезжают без собственной еды. Закупить я планировал ее утром в городе в одном из гипермаркетов. Но пришлось закупать ее в ближайших магазинах поселка «Петровское», а на следующий день поехать в «Сосново». С едой, после стихийного бедствия все не просто! Электричества в поселках после урагана нет. Многие магазины закрыты. В тех, что открыты, вся быстро портящаяся еда не продается, а консервы и сухие корма, исчезают с прилавка в миг. Люди скупают сразу все что могут. Поэтому я обошел много магазинов, прежде чем наскрести минимум необходимой провизии. Кухня на фестивале работала!

    За три дня, в течении которых проходил фестиваль, до «Тундик 2010» добралось около трех тысяч человек. Конечно, о том, как добирались эти люди, можно было бы писать отдельную историю. Сам фестиваль, по откликам людей, прошел замечательно, некоторые участники и отдыхающие обозначили его в сети, как лучший фестиваль лета 2010. «Тундик 2010» получил заслуженный статус – Ураганного Фестиваля.

    В завершении рассказика со столь длинным названием, хочу еще раз выразить благодарность всем людям, даже тому, с кем пришлось поругаться, всем, кто участвовал и приложил свои усилия для того, чтобы Наш Фестиваль состоялся! Этот ураган, был хорошим испытанием на прочность и бесценным опытом.

    Захар Заря,
    www.zabbt.ru
    3 ноября 2010
    • +4

    Комментарии (16)

    avatar

    03 ноября 2010, 23:41
    +388.46 Nord — Питер
    Отвлекаясь от лирики, феста и литературных приёмов хочу сказать, что ураган застал меня в пос. Орехово, на реке Смородинка, не далеко от р. Волчья. Там я строил землянку, о чём написал ранее. Так вот…
    Жил я без палатки, с полиэтиленовым односкатным тентом. Хронология и мои действия были примерно такими:
    Сначала пошёл мелкий дождь и я пытался поддержать и защитить костёр.
    Потом дождь усилился и я это занятие бросил. Пошёл под тент.
    Ветер налетел неожиданно и первый порыв я проворонил (ветер был именно порывами). Слышал треск деревьев, но самих падающих стволов не видел, т.к. было темно.
    Далее порывы ветра читались довольно хорошо по приближающемуся гулу и хрусту. При приближении очередного порыва ветра я выходил под дождь в одних кедах и пережидал его за большой ёлкой. Полян в радиусе 150 метров не было, а уходить от жилища было как-то стрёмно.
    После порыва я ложился под навес на спальник и читал книжку. )Так повторялось раз 10. Раздевался я для того, чтоб не мочить ни спальник, ни одежду. Было довольно тепло.
    Примерно через час ветер стих окончательно и можно было спать. Молнии били рядом только в начале. Потом грозовой фронт переместился далее на северо-запад.
    Довольно большие неудобства доставляли насекомые и лягушки, которые, как и я искали укрытия под моим тентом.
    • v
    • 0
    avatar

    04 ноября 2010, 00:33
    +0.42 ZaharZar — С-Петербург
    Привет, ты не знаешь, кто в буквоеде снимал на камеру, не твои ребята?
    avatar

    04 ноября 2010, 00:35
    +388.46 Nord — Питер
    мои. но, на человеке из МЧС память закончилась. У меня есть аудиозапись, но качество сам понимаешь…
    avatar

    04 ноября 2010, 00:37
    +388.46 Nord — Питер
    мои. но, на человеке из МЧС память закончилась. У меня есть аудиозапись, но качество сам понимаешь… Видио, конечно тоже есть)
    avatar

    04 ноября 2010, 00:40
    +0.42 ZaharZar — С-Петербург
    ты будешь что-то с этим делать?
    avatar

    04 ноября 2010, 00:45
    +388.46 Nord — Питер
    Думаю, что нет. Лично для меня это практического интереса не представляет. Лекция была скорее обзорная для людей не посвящённых. Я бы мог гораздо больше интересного рассказать, чем Валера и МЧСник вместе взятые. Полярник, конечно круче всех, но это детали. Короче, записи мне не нужны.
    avatar

    04 ноября 2010, 00:57
    +0.42 ZaharZar — С-Петербург
    у тебя есть возможность их мне передать?
    avatar

    04 ноября 2010, 01:14
    +388.46 Nord — Питер
    в ближайшие 4 дня нет. свяжись со мной по скайпу из моего профиля. найдём решение
    avatar

    04 ноября 2010, 01:30
    +388.46 Nord — Питер
    Уточню. Это не мои, это со мной. ) Так правильней.
    avatar

    04 ноября 2010, 01:35
    +0.42 ZaharZar — С-Петербург
    хе, по скайпу, я не пользуюсь!
    avatar

    04 ноября 2010, 01:38
    +388.46 Nord — Питер
    увы. это единственный способ оперативной связи со мной. вот ещё 8-952-221-54-40. Но, в ближайшие 3 дня я буду в лесу, а сейчас трубку не возьму. Можешь маякнуть, я буду знать, что это ты и по приезде тебе позвоню.
    avatar

    03 ноября 2010, 23:49
    Вдруг, я почувствовал, что тело мое сжалось как пружина, возникло ощущение, что в спинном мозге запустилась какая-то мощная физико-химическая реакция.

    Не иначе как шестое чувство. Инстинктивное чувство опасности. Многие склонны его игнорировать, к сожалению.
    • v
    • 0
    avatar

    04 ноября 2010, 00:03
    +388.46 Nord — Питер
    Не иначе, как великий литератор пропадает. )
    avatar

    04 ноября 2010, 00:36
    +0.42 ZaharZar — С-Петербург
    Не знаю как это называть правильно, шестое чувство или древние животные инстинкты, но факт, остается фактом, моя подруга, удивившись, схватила тюбик и щетку и побежала за мной.
    avatar

    04 ноября 2010, 00:17
    ух как… красиво написано :) спасибо!
    от души плюсанул
    • v
    • 0
    avatar

    04 ноября 2010, 00:37
    +0.42 ZaharZar — С-Петербург
    Спасибо за искренность!

    Норд, видишь, оценил человек,
    значит литератор не пропадает!
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.