Неизведанное: Внутренний голос или ангел хранитель???

• Автор: botsman
  • Опубликовано: 07 июля 2011, 13:58
  • На этот топик меня сподвигли старейшие камрады, во главе с уважаемым ШРЕКОМ ИВАНОВИЧЕМ!
    Прерия. Скачет ковбой. Вдруг внутренний голос говорит:- Сверни направо! Ковбой сворачивает и слышит, как слева свистят стрелы. Скачет дальше. Голос подсказывает:- Сверни налево! Сворачивает, а справа свистят пули. Ковбой пришпоривает коня и мчится прямо. Вдруг земля под копытами кончается, и ковбой летит в глубокий каньон, а голос:- Ну ты сейчас и Ё…НИШЬСЯ!!!
    К чему это я? Да просто иногда надо прислушиваться к своему ощущению! Хотя у него много названий:- Внутренний голос, шестое чувство, ангел хранитель, экстрасенсорика…

1987 год. Предстоит чемпионат СССР по альпинизму. Сборная Узбекистана, куда входили несколько альпинистов из Самарканда, заявила сложнейший маршрут – прохождение нескольких вершин с выходом на высочайшую вершину СССР – Пик Коммунизма.
    Начались усиленные тренировки.

Подошел срок сборов. Мы с другом – Геннадием Смирновым ( МС, пилот 1 класса самаркандского авиа отряда), выезжаем в Ташкент. Остальные уже там.

Родители Геннадия живут в Ташкенте, заехали к ним. Мамы не было, а отец, угостив нас борщом, долго провожал… Я, потом часто вспоминал этот момент. Проводив до ворот, он попрощался, мы уже прошли почти квартал, когда он окликнул нас, мы дождались пока он подойдёт. Он что-то стал говорить, снова попрощались. И снова уйдя на приличное расстояние, мы вынуждены были остановиться, так как он снова окликнул Гену. И это продолжалось несколько раз… Не зря говорят, что родительское сердце чует беду…
    Наконец все в сборе, и мы поехали. В пути остановились перекусить.

Первое восхождение, как акклиматизационное, было решено совершить на Пик Ленина. Это один из пяти семитысячников СССР. Но предварительно сделать тренировочное восхождение на безымянную гору, что рядом с базовым лагерем.

Базовый лагерь расположили рядом с МАЛом (Международный Альпинистский Лагерь) в районе Пика Ленина. Не вдалеке стояла сборная Казахстана.
    Здесь же стоит Камень памяти, на котором прибиты таблички, и просто написаны имена погибших на Пике Ленина.

На первом Вы видите список женской сборной СССР, погибшей в 1974 году.
    На втором, установленном позже (они же, но с портретами), моя дань этим храбрым девчонкам.

После всех хлопот и подготовок выходим. Должен сказать, что снежная обстановка в том году была очень сложная. Горы были завалены снегом.

Чтобы не сгореть, замазываем лицо толстым слоем крема. Ультрафиолет адский!

Выбрали место для ночевки.

Утром завтрак и… вперед и вверх, а там…
    Тут все и началось. С первых же метров почувствовал, что у меня нет желания идти! Было такое чувство, словно гора отталкивает… Поделился ощущениями с Геной. Подошли ребята, стали предлагать свою помощь, типа разгрузить рюкзак. Но я то чувствовал, что дело не в тяжести рюкзака, а в чем то другом… Ломая себя дошел до «сковороды». Это такая огромная выполаживающая вогнутая линза на склоне, формой напоминающая сковороду. Назвали её так за то, что идти но ней надо несколько часов, а солнечный свет, отражаясь от снега, сжигает тебя, как будто ты жаришься на раскалённой сковороде…
    Если мне память не изменяет, через год, на этой «сковороде» погибли 43 альпиниста из МАЛа. Они установили там лагерь на ночевку, а ночью сошла лавина и их, прямо в палатках, спящих, вышвырнуло на склон. Потом стоял сильный шум по поводу слабой организации спас работ. В МАЛе всего один вертолёт!
    Так вот, дойдя до этой, пресловутой сковороды, я понял, что идти дальше я не могу! Ещё у одного дала себя знать ранее травмированная спина. Через девять часов мы с ним были в базовом лагере. Ночь я проснулся от неприятного чувства какой-то тревоги, а вслед за этим мотор пошел в разнос. Было чувство что пришел БП! Посреди ночи нашли палатку казахского врача, и, после горсти таблеток, потихоньку вырубился.
    Остальная гвардия, на высоте, порядком, 6000 метров, двое суток помучавшись в рваных палатках, скатились вниз. Ураганный ветер сделал своё дело. Только троим удалось прорваться до вершины.
    Совершив разбор полетов, собираем лагерь и в вертолёт, который доставил нас к Пику Коммунизма.

Кстати, вершина в виде снежной запятой на заднем плане, это и есть Пик Ленина.
    Опять хлопоты по организации лагеря.
    Теперь наша главная цель –Коммунизм!

Точкой отмечена вершина. Черная на переднем плане, так называемая «скальная ширма», а самая высокая пирамида – Пик Орджоникидзе, за ней Пик Пионерской Правды, с выходом на Пик Клары Цеткин. Это середина запланированного маршрута. Сборы, подготовка… Вечером совещание. Решение, чтоб не тащить все продукты с начала маршрута, решено сделать заброску на середину, то есть на Пик Клары Цеткин. Пойдут две группы по восемь человек, позывные – «Ташкент» и «Самарканд». Группу «Самарканд» возглавляет Геннадий. Я во главе третьей группы состоящей из трёх человек – группа «Фотограф». Наша цель сфотографировать весь маршрут для отчета. Для этого мы должны подняться на вершину Пик ОГПУ.
    Самое главное, на ОГПУ я согласился идти с удовольствием, а идти на заброску отказался, всё из за того же непонятного чувства отторжения. Перед сном Гена признался, что и ему, почему-то не хочется выходит на это маршрут, но после Пика Ленина все чувствовали перед руководством какую – то вину. Типа, не оправдали доверия… Хотя с природой не поспоришь. Она показывает, кто в доме хозяин!
    Утром, 4 августа, две группы уходят. По плану идти должны с разрывом в несколько часов, (за всеми нашими действиями следил наблюдатель — представитель Госкомспорта), но негласно получили «добро» на объединение. Днем, в подзорную трубу я видел на склоне Орджоникидзе цепочку ребят. В три часа дня я вышел со своей группой. Путь пролегал по леднику. В 18 часов очередная связь. Сижу на прослушке. «Ташкент, Самарканд, ответьте базе.»- голос начальника сборов несколько раз произносит это. Ответа нет. Нажимаю клавишу тона, этим я даю знать, что я на прослушке. «Группа «Фотограф» вызовите «Ташкент» и «Самарканд», видимо не проходит сигнал» — просят из лагеря. Вызываю несколько раз – ответа нет. Внеочередная связь – в 19 часов. Результат тот-же… В 20 40 подходим под начало нашего подъема на вершину. Ребята ставят палатку в рантклюфе, а я выхожу на ледник осмотреть маршрут. В 21 очередная связь. Только включил рацию и дал сигнал тоном, как открытым текстом слышу встревоженный голос:- «Виталий бегом вниз! Бегом вниз!» «Ответ:- Понял!». За пять минут палатка и вещи уложены, и мы, в сплошной темноте, по лунному пейзажу ледника летим вниз. Путь, который мы прошли при свете за 6 часов, в темноте пролетели за три. В 00 я ввалился в армейскую палатку, которая служила столовой. Во главе стола сидел, обхватив голову Вадим Ашотович Эльчибеков – старший тренер сборной. Посмотрев на меня потерянным взглядом, помолчав, сказал:- Пятерых ищут. Помолчав, добавил:- Гену, в том числе. Мне стало не посебе… Я с ним ходил в одной связке, жили в одной палатке… Значит я должен был лежать рядом с ним… Дальше всё как в тумане… Двое суток поиска. С вертолета, прилетевшего из МАЛ, сняли всё, что можно было снять для облегчения. Загрузили, завернутых в брезент ребят, вернее что от них осталось… Летчики должны были выгрузить их где нибудь внизу, чтоб потом вернуться за сопровождающими. Пять человек сопровождения и пять запакованных тел… Прилетаем в Дарауткурган, выгружаем наш скорбный груз, и ждем вертолет из Сергилей – город спутник Ташкента… Там аэропорт. Прилетевший вертолет доставил цинки. Ребят переложили. Когда прилетели, первое что я увидел, открыв люк – отец Гены. Спорт комитет был оповещен о нашей трагедии, и в аэропорту собралось много народа. Его слова остались во мне навсегда:- Виталик, какого сына ты у меня взял, и что привез?.. Правда, потом, после похорон, извинился, сказав, что моей вины в случившемся нет. Но мне, от этого, не легши… Была суббота, вторая половина дня, в судмедэкспертизе уже никого нет. Наконец нашли судмедэксперта. Нет медбратьев. Тогда он обращается к нам:- Нужны ребята с крепкими нервами. На два стола выкладываем то, что ещё недавно было людьми. После короткого осмотра, получаем команду укладывать в цинки… Свой каремат я постелил другу. Навсегда осталось это во мне — часть черепа с открытым голубым глазом….

P.S. На сборы я привез плеер с двумя маленькими колонками и 12 кассет песен В.Высотского. Колонки мы подвешивали на скаты палатки и получался стереоэффект. Наша любимая песня была: — Ну вот исчезла дрожь в руках, теперь наверх!
    Ну вот сорвался в пропасть страх, навек, навек!
    Для остановки нет причин- иду скользя.
    И в Мире нет таких вершин, что взять нельзя…
    Когда заползали в спальники, я клал плеер на грудь (на морозе батарейки быстро умирали), а Генка закуривал трубку. Он её вообще не выпускал из зубов. Я всё время ругался, говорил, что сгорим под песни Высотского. Так и засыпали, а утром искали в спальниках он – трубку, а я – плеер. Даже на памятной доске он с трубкой.

Я уже показывал этот кадр в топике – Зимние приключения пятёрки. Может, кто не видел… Слова отлиты из другой песни: —
    За меня подруга отрыдает честно.
    За меня ребята отдадут долги.
    За меня другие отпоют все песни,
    И, быть может, выпьют за меня враги…
    У него остались две дочки, и до своего тридцать девятого дня рождения он не дожил пять дней…
    С уважением, ваш камрад botsman.
    • +47

07 июля 2011, 15:21
    +145.49 Goldem — Московская область
    Горы всегда тянут какой-то неведомой силой, но людей пускают с неохотой. И хотя я никогда не занимался альпинизмом, но в юности 2 летних месяца обязательно проводил в горах. И до нас постоянно доходили слухи о огибели альпинистов со всего мира в горах Чимгана, зачастую гибли связками. Светлая память этим отважным людям.

07 июля 2011, 15:34
    +365.11 botsman — Смоленщина
    В 80м, на Чимгане, во время альпиниады, снимали ухарей, которые перед восхождением, под гитару, занимались возлиянием. Типа, нам всё по… колено…

07 июля 2011, 15:24
    +16.50 Step — Калининград
    ПАЗик на фотке интересный.Двери слева.

07 июля 2011, 15:36
    +365.11 botsman — Смоленщина
    Ну ты глазастый… Наверно я слайд сканировал не с той стороны. Мои Ай эм сори! Спасибо!

07 июля 2011, 15:39
    +16.50 Step — Калининград
    принято

07 июля 2011, 15:31
    +365.11 botsman — Смоленщина
    Виноват, допустил ошибку в первой строке: — За меня НЕВЕСТА отрыдает честно…

07 июля 2011, 16:49
    +301.05 interlocutor — Хабаровск, RC0CE
    Смелые, решительные люди. Земля пухом и вечная память.

04 августа 2013, 21:04
    … А ЗАЧЕМ?

07 июля 2011, 17:37
    +1.05 Raffas — Физули
    что то много статей со смертями в горах. Не любят они когда их приходят покорять. В моей стране приносят блюдце с сердцем барашка или мясом и оставляют на скале со словами «Горный друг, пришли к тебе не покорять, а в гости — красотой насладится», и что самое удивительное многие остаются в живых. Я в это конечно не верю, но факты дают о себе знать.

07 июля 2011, 18:12
    +365.11 botsman — Смоленщина
    Первый шерпа взошедший на Джомолунгму (Эверест)-Тенцинг Норгей, говорил:- К каждой Горе надо обращается на Вы! Я говорю:- Я никогда не шел покорять гору! Нас не будет, а они стояли и стоять будут! Мы пыль, а они вечны! И то, что Ваши люди уважают Горы — низкий им поклон! Они Мудрые люди!!!

07 июля 2011, 21:19
    +38.76 vlad_f — Алматы
    СВЕТЛАЯ ИМ ПАМЯТЬ

07 июля 2011, 21:50
    +365.11 botsman — Смоленщина
    Влад, к высоте надо привыкать постепенно. А за добрые слова -СПАСИБО!

07 июля 2011, 22:40
    +38.76 vlad_f — Алматы
    да постепенно невозможно было, по этому пришлось с ходу. желание получить зарплату, пересилио страх высоты :)
    а друзей терять, всегда тяжело…

07 июля 2011, 22:06
    Я всегда считал, что слово «покорять» по отношению к природе минимум неуместно, а в действительности «откровенное слабоумие». От того что залез на гору, значит «покорил» ее? Действительно правы, что к природе на «Вы».

08 июля 2011, 09:42
    +365.11 botsman — Смоленщина
    Не знаю, слышали вы иди нет, старый лозунг ученых:- не надо ждать милости от природы, надо ее взять… (что-то в этом роде). Я всегда говорил — Природа ещё покажет ХУ ИЗ ХУ!

04 августа 2013, 21:18
    -1.24 Mike58 — Пенза
    … а вы чувствуете, что над головой каждого из вас всего 3 000 м пригодного для Вашего дыхания воздуха? а знаете ли вы что каждый человек должен выпивать воды 3 литра в сутки? и не пива как вы, а просто воды… и вы думаете что это всё неуязвимо? ваш чистый воздух, ваша вода, ваша «свобода», ваше превосходство…

07 июля 2011, 23:00
    +151.35 SHREK78 — город герой Ленинград
    Прочитал, плюсанул. Ещё раз утвердился в мысли что это не моё, Дед ты только не обижайся, но ИМХО после того как ты пишешь что под 40 челоловек унесло лавиной, ВЛАСТИ ОБЯЗАНЫ БЫЛИ ЗАПРЕТИТЬ ХОДИТЬ ТУДА ВАЩЕ какой му… к пускает людей соревноваться, в стиле а нука выживи, этож не война не работа, ЭТО добровольное подвергание жизни (и не только своей у кого дети)мрачный пост дед, мрачный, навеяло песню Высоцкого про «друг оставь покурить»… но там война была надо этот пост Норду посмотреть он у нас со всех сторон альпинист

08 июля 2011, 09:54

08 июля 2011, 09:59
    +365.11 botsman — Смоленщина
    Иваныч, я и не обижаюсь, человек так уж устроен — всегда ищет приключения на пятую точку! Посмотри сколько экстрималов кругом… С мостов на верёвочке прыгают, с крыши на крышу скачут, да и ещё хренова туча всяких причуд… А попробуй запретить!!! Сам знаешь, запретный плод сладок! А горы всегда тянули к себе. Слабые духом уходят после первой же вершины, а кто остался, знает на что идет. Но, еще раз повторяю, я всегда относился, даже к самой незначительной ГОРЕ, с почтением. Может поэтому они меня и сберегли?.. А ГОРЫ, это прежде всего, покорение самого себя, своей неуверенности, своего страха, своей трусости…

08 июля 2011, 11:22
    +4.21 Camoman — Первоуральск
    Тяжело читать такое. Дядька с тёткой в 80х частенько в тех регионах бывали, всё по горам да по рекам.

08 июля 2011, 12:32
    +365.11 botsman — Смоленщина
    … Лучше гор, могут быть, только горы! Правда ещё есть моря — океаны, но это уже другой рассказ!:)

08 июля 2011, 17:31
    моря — океаны
    ИМХО не мение экстримально, но более прикольно и полезно (выгодно) там как говориться есть что есть

08 июля 2011, 19:18
    +365.11 botsman — Смоленщина
    Братан, там есть такое!!! Правда, в те времена у мня был ФЭД с ЧБ плёнкой...:)

08 июля 2011, 19:25
    Могу показать!

08 июля 2011, 19:44
    +151.35 SHREK78 — город герой Ленинград
    было бы интересно отдельным постом

08 июля 2011, 22:51
    Соберусь с духом…

04 августа 2013, 21:07
    -1.24 Mike58 — Пенза
    … оооо, да пустите людей в лес на 2 недели, от комаров убегут через 3 дня, ну сопли заморозить — не особый экстрим

08 июля 2011, 23:04
    Да уж… Земля пухом-не дошедшим.Вам-10000 лет жизни.+
    • +1

08 июля 2011, 23:23
    +365.11 botsman — Смоленщина
    Старейшему сурвайверу мой поклон и Спасибо!

09 июля 2011, 13:42
    Старейшему сурвайверу
    ,))))нет Боцман, я здесь не далеко не старейший, я здесь наверное, самый неадекватный)))))

09 июля 2011, 15:11
    +365.11 botsman — Смоленщина
    Да мы тут все неадекватные:)

14 марта 2012, 12:55
    +53.54 johnik — Сочи
    Были времена… а щас на марширутку детям на соревнования не могут дать… расплата за стабильность… и шмотки у тебя боцман угарные).зато скока счастья)

14 марта 2012, 20:11
    +365.11 botsman — Смоленщина
    шмотки у тебя боцман угарные
    Большая масть «самопал», кой что выменивалди у «буржуев». У нас было титановое «железо», а у них крутая нейлон-капрон-пух снаряга…

14 марта 2012, 14:17
    +264.58 turist — подмосковная глубинка
    сколько же у тебя, Виталий, фотографий минувших лет…
    наверное шибко увлекался фотосъёмкой.

14 марта 2012, 20:09
    +365.11 botsman — Смоленщина
    наверное шибко увлекался фотосъёмкой.
    В то время я работал завфотолабораторией Института археологии АН УзССР. А фотографию люблю до сих пор.

14 марта 2012, 20:24
    +264.58 turist — подмосковная глубинка
    теперь понятно.
    комментарий был удален

04 августа 2013, 22:18
    +232.47 gennadiy — Нижегородская обл.
    7 августа прошлого года погибла замечательная девочка — Даша Яшина.

светлая память.

Дарья Яшина

Красненькую, зеленую, берите, нет, вот эту желтую оставьте – девочка-инструктор изо всех сил помогает туристам выбрать байдарки. Впереди – семидневное путешествие с элементами ориентирования по озеру Сайма, Финляндия. По инструкции выходит, что овладеть водным снарядом совсем не сложно: элементарная физика, ряд поступательных движений веслом и вот уже продолговатая лодка должна уверенно рассекать водную гладь. Реальность же начинается неловким сопеньем при натягивании юбки и первыми, отнюдь не синхронными взмахами весел. Дальше вступают энтузиазм, неустойчивость, солнечные блики, удивление усталостью, лишние километры. Траектория зигзаг. А еще безумие чаек…
    Чайки… Эти своевольные, громкокричащие создания надежно заселили маленькие и большие острова Финляндии. Их повадки здорово напоминают поведение собак — закричала одна и тут же получила поддержку в крике десятка сородичей. При этом, в языке чаек множество оттенков и тонкий невнятный крик поминутно сменяется на хриплый лай, издевательское блеянье, и даже писк.
    Чайки – заботливые родители, ревностно и отвержено охраняющие своих еще не родившихся малышей. Нередко можно наблюдать, как в образе военных камикадзе в бреющем полете чайки бросаются на врага, несущего угрозу их потомству. Но в последней момент, выбирая жизнь, птицы меняют курс и проносятся мимо, в волнующей близости от «нападавшего».
    Еще одна метаморфоза этих милых птиц — после рождения птенец мигом становится вдвое больше яйца. Вытаскиваясь из стесняющей его скорлупы, он как конструктор «лего» раскладывает свои тощие, мокрые члены – огромный клюв, лапы и крылья.

«Я не люблю Германию и Францию», — отметил как-то один мой знакомый фин, – «от того, что там нет озер и много людей». Его мысль становится прозрачно понятной стоит лишь попасть в Финляндию летом. Вода здесь воистину царица. Она правит уверенно и мощно. Присутствие людей почти не заметно, во всяком случае, весьма незначительно.

Шипенье, характерный щелчок, синее пламя огня… Воздух вокруг вмиг наполняют уютное шуршанье горелки, приглушенные возгласы, пенящий аромат живой беседы.
    Неожиданный порыв ветра был жесток и скор. Мгновенье – горелки, кастрюли и прочая утварь пританцовывая и подпрыгивая, закружились по стоянке с угрожающей быстротой. Следующее мгновение – и множество рук взметнулись вверх, пытаясь ухватиться за тент и в трепетном натуге задержать его стремительно-бешенный рвущий полет.
    Парень, мирно спавший в палатке, немного ошарашенный внезапной игрой природы, окончательно просыпается уже под тентом, вместе со всеми уварачиваясь от жестких и довольно крупных кусочков града. Больно бьющие, упругие горошины обрушились целой стаей. Стукаясь о людей, деревья и предметы, небесные кругляки отскакивали и скатывались на землю. Там они лежали довольно долго, вызывающе белые на фоне июньской зелени.

Небо… как много в нем влаги и как долго оно готово извергать ее из своего нутра. Вода повсюду: над головой, под ногами между носком и сапогом, в складках одежды и в пакетах с едой.

Что помогает этим вобщем-то неподготовленным людям так оптимистично и лучезарно противостоять непогоде?

Еще было очень приятно смотреть, как поиск нужного пути озарял улыбкой и искрами идей эти мужественные, закаленные непогодой суровые лица людей. Их маршрут построен по принципу игры «12 записок» и каждый день они должны искать свой путь, решая, куда двигаться дальше.

Клочья земли вихрем взлетают в небо, корни, камни и насекомые взмывая вверх, тут же фонтаном рассыпаются в разные стороны. Мха на деревьях больше нет, обнаженные деревья стоят сиротливо, ошарашено своей наготой. Почва вокруг словно вскопана под посадку картошки, мелкие, разрыхленные комочки земли разбросаны хаотично, со следами упорного усердия.
    Воздух разрывает вырвавшийся из глубины, трепещущий возглас: «Ну где же подсказка? Куда плыть дальше?». А дальше опять будет остров, со странным названием и, значит, снова надо будет пронизывать пытливым взглядом карту, вертеть головой во все стороны, пучить глаза, искать приемлемый консенсус стрелки и глаз и изо всех сил грести…

И как не странно, итог путешествия — бесконечная радость. Радость от еще одного шага на пути к познанию мира.
    Маршрут по Финляндии оставил образ радужного и прекрасного мира вокруг, светящегося после града, прозрачного дождем.
    В памяти – водная гладь, солнце, макающее свои лучи прямо вводу, всплески редкой рыбы, пронзительные крики чаек, прорванные небеса, нескончаемые потоки воды, радость и жар украденного костра, неторопливая беседа и обжигающе горячий чай.
    Выходит, маршрут получился с сердцем, он подарил прошедшим его радость и свет, а это, пожалуй, самое главное.

Июнь, 2008
    • +3

04 августа 2013, 22:26
    +232.47 gennadiy — Нижегородская обл.
    ЗЫ: Виталь, разбередил душу.

про мотивацию.

Горы — это личное дело каждого. каждый идущий или не идущий в горы сам отвечает для себя на вопрос «Почему?».

вот, ты ответил, я ответил, Шрэк ответил и пенсионеры из ялтинского турклуба (многие из них, к слову, впервые пошли в горы на пенсии). ни чей ответ не хуже, это интимный выбор каждого — кому горы, кому море, кому реки, кому подводная охота. и все правы.

все, кроме тех, кто выбрал «овощное существование» возле телевизора.
    • +1

04 августа 2013, 22:50
    +365.11 botsman — Смоленщина
    Добрая вечная память в сердцах всех тех, кто знал эту девочку… Всегда, когда гибли ребята было больно, НО, ещё больней, когда погибали девочки… Вместе с ними погибает весь мир — нерождённые дети.

04 августа 2013, 23:01
    +18.69 kvin — Калининград
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.