Гостевая: Жанр Постапокалипсис

  • Автор: rBear
  • Опубликовано: 20 января 2013, 16:28
  • Всем доброго времени суток, около года назад создавал тему с вопросами по диплому… И совсем забыл об этом деле, представляю вашему вниманию куски из работы, надеюсь на адекватное обсуждение, критику и предложение. Хочу довести работу до почти идеального состояния. На данный момент меня многие вещи не устраивают. Писалось всё, как обычно, в панике, за три дня до защиты

    Глава 1. Предпосылки, возникновение и развитие жанра постапокалипсис

    1.1. Конец света в религии и мифологии
    Во многих религиях и мифах народов мира говорится о возможном Конце Света, чаще всего, это происходит по вине самих людей, и воспринимается как наказание за грехи (ошибки, не исполнение религиозных норм и так далее). Такой часто встречающийся мотив даже породил особую дисциплину, названную Эсхатологией.

    «Эсхатология (от греч. eschatos — последний, конечный и logos — слово, учение) — религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Обычно различают индивидуальную Э., т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную Э., т. е. учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом последует. В становлении индивидуальной Э. особая роль принадлежит Древнему Египту, а в становлении всемирной Э. — иудаизму, сосредоточенному на мистическом осмыслении истории как разумного процесса, направляемого волей Бога к «грядущему веку». В христианстве индивидуальная Э. становится частью всемирной: наступление «грядущего века» предстает временем воскресения умерших праведников. С наступлением Нового времени функции, мотивы и темы Э. частично перенимаются идеологией утопии. »

    Многие мотивы из мифов и представлений о конце света отразились в последующем творчестве авторов пишущих в жанре апокалиптика и постапокалиптика.
    Убеждение, что вся Вселенная идет к концу – старая и существенно важная часть традиционного западного мировоззрения. Особенно драматическая картина конца мира дается в мифах, созданных скандинавами. Скандинавская мифология является отражением обстановки Приполярья. Это мир, в котором мужчины и женщины играют незначительную роль, драма разыгрывается между богами и великанами. Великаны холода (длинные, суровые скандинавские зимы) непобедимы даже в стенах замка самих богов. Локи (бог огня, столь важного в северном климате) так же искусен и вероломен, как и сам огонь. В конце концов, наступает Рагнарек – фатальная судьба богов. Рагнарек – финальная, решающая битва между богами и их врагами. На стороне богов выступают герои Вальгаллы – воины, погибшие в битвах на земле. Против них выступают великаны и чудовища суровой природы под водительством изменника Локи. Один за другим гибнут боги, однако чудовища, великаны и сам Локи тоже гибнут. Погибают в схватке Земля и Вселенная. Солнце и Луну проглатывают волки, которые преследуют их с момента сотворения. Земля охватывается пламенем, раскалывается и полностью уничтожается. И как незначительный, побочный результат великой битвы уничтожаются жизнь и человечество. Казалось бы, эта драма – конец всему. Но нет! Каким то образом выживает второе поколение богов, возникают новые Солнце и Луна, новая Земля, объявляется новая человеческая пара. К великой трагедии уничтожения присовокупляется счастливое окончание. Отчего это происходит?
    Сказание о Рагнареке взято из произведений исландского историка Снорри Стурлусона (1179–1241). К тому времени Исландия была христианизирована, и сказание о гибели богов испытало, по видимому, сильное влияние христианства. Христианские же писания о смерти и возрождении Вселенной появились намного раньше исландского сказания о Рагнареке.

    Точку зрения с позиции христианства можно увидеть в статье С.С. Аверинцева «Эсхатология» для Новой Философской Энциклопедии, вот что он пишет:
    «На пороге Нового времени происходит заметное перенесение интереса от индивидуальной эсхатологии к всемирной. Здесь следует отметить, прежде всего, учение о приходе после сменявших друг друга эр Отца (Ветхий Завет) и Сына (Новый Завет) третьей эры Духа Святого, разработанное Иоахимом Флорским (ум. 1202)-и находившее сторонников в продолжение столетий вплоть до мистиков 20 в. (в частности, русских символистов). Можно отметить роль секуляризуемого «хилиазма» (т. е. восходящего к загадочному месту Апокалипсиса [20,2—7], не принятого церковным вероучением, но влиятельного эсхатологического учения о грядущем тысячелетнем царстве праведных) в становлении ряда идеологий Нового и новейшего времени — пуританского американизма, утопического и марксистского коммунизма (см. признание и анализ этой связи идей с марксистской точки зрения в нашумевшей кн.: Block E. Das Prinzip Hoffnung, Bd. 1—3. В., 1954—59), нацистской мифологемы «тысячелетнего» третьего рейха (по-немецки то же слово, что библейское «царство») и т. д. Эсхатология как «метаистория», т. е. самотрансцендирование ощутимо ускоряющегося хода истории, — одна из ведущих тем религиозной мысли 20 в., претерпевающая не только всевозможные внерелигиозные переработки утопического или, напротив, «дистопического» и «алармистского» характера, но, особенно под конец века, и повседневную вульгаризацию в т. н. тоталитарных сектах, а также во вполне секулярных средствах массовой информации и наиболее тривиальных видах искусства: «апокалипсис» — сегодня избитая газетная метафора, а «Армагеддон» — нормальный мотив фильма ужасов…».
    Как мы видим, С.С. Аверинцев отмечает популяризацию термина Апокалипсис, давно уже отошедшего от обозначения книги Ветхого Завета, и ставшего на данный момент, обозначающим глобальную катастрофу. Но, при всей развитости темы конца света в мировых культурах на данном этапе (то есть до 1826 приблизительно) мы не можем говорить о, собственно, постапокалиптической литературе, первым произведением в это жанре по праву можно назвать роман «последний человек» написанный Мэри Шелли в 1826 году.

    1.2 Возникновение жанра Постапокалиптика (1826 — 1960)
    Задача данного раздела, показать наиболее ранние и яркие произведения, не применяя глубокий анализ текстов. Ниже будет приведен своего рода краткий исторический экскурс в историю жанра постапокалипсис.
    Первым текстом постапокалиптического жанра, пожалуй, следует назвать произведение английской писательницы Мери Шелли «Последний человек» впервые опубликованный в феврале 1826 года. В котором повествуется о всемирной пандемии чумы, и уже в этом романе мы можем наблюдать определенные мотивы, которые периодически будут повторяться в последующих постапокалиптических текстах. Это, к примеру, сектанты, ведомые лжепророками которые обещают спасение от эпидемии, вынужденное путешествие выживших героев в поисках незараженной местности и множество других, более мелких мотивах, говорить о которых сейчас не позволяет формат текста. Одним из важных моментов, которые хотелось бы отметить, является то, что Шелли перенесла действие романа в далекое будущее, эпидемия началась в 2092 году, а действие романа обрывается на году 2100, более поздние авторы, чаще всего, уже не переносят действие так далеко по временным рамкам.

    Следующий интересующий нас текст был написан спустя шестьдесят лет, английским писателем Ричардом Джеффрисом, роман, выпущенный впервые в 1885 году «После Лондона, или Дикая Англия». Данный текст не содержит особых новаторств, в плане именно постапокалиптического жанра, но все же относится по сюжетике к жанру постапокалипсис, так как в романе действие происходит в мире, пережившем катастрофу (какую именно автором не уточняется), большая часть действия происходит на территории Англии вернувшейся к феодальному, средневековому строю. Стоит отметить, что после романа Ричарда Джеффриса заметных текстов, которые можно отнести к жанру постапокалипсис практически не выходит, можно предположить, это было связанно с тем, что тогда мир ещё был не готов представить угрозу тотального уничтожения самого себя, этот мотив часто будет встречаться после первой мировой войны, и окончательно наберет популярность в конце второй мировой, особенно после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки ядерными бомбами.
    Вплоть до 1954 года в жанре постапокалиптической литературы не было замечено сколь бы то ни было особо выдающихся произведений, но роман американского писателя Ричарда Мэтиссона «Я — легенда» (англ. I Am Legend)» впервые опубликованного в 1954 году становит очень популярным, настолько, что дает нам право законно утверждать, что он является культовым и повлияет на многие последующие тексты. Сам же Джеффрис в интервью упоминал, что идея данного произведения пришла к нему во время просмотра фильма «Дракула», снятого по одноименному роману Брема Стокера. Позже в такой же манере на произведение Джеффриса будет ссылаться Джордж Ромеро, создатель одного из первых популярных фильмах о живых мертвецах (зомби). По роману «Я – легенда» так же было снято три экранизации: «Последний человек на Земле» (1964), «Человек Омега» (1971) и «Я — легенда» (2007). А так же множество так называемых «фанфиков» произведений поклонников, подражающих автору, этот роман с уверенностью можно считать первым, по-настоящему успешным и популярным произведением в жанре постапокалиптика.

    1.3.Развитие жанра постапокалиптика (1960 – 2010)
    1.3.1. Холодная война, противостояние сверхдержав (1960 – 1986)
    Прежде всего, хотелось бы пояснить, чем именно вызваны такие временные рамки, заданные для данного раздела. Холодная война, разделившая мир на два больших противоборствующих лагеря (тех, кто поддерживал СССР и тех, кто одобрял политику США) началась сразу же после конца второй мировой войны. Но так как нас интересует непосредственно история становления жанра постапокалиптика, то сразу следует «перенестись» в 1960-е года ставшие во многом значащими для жанра в целом. Взрыв пятидесяти мегатонной «Царь-бомбы» и последующий за ним «Карибский кризис» привел человечество к мысли о том, что оно находится на такой стадии развития, когда, в случае использования оружия массового поражения может истребить практически всю жизнь на планете.

    В это же время заметно увеличивается количество выпускаемых фильмов и книг на тему вероятной ядерной войны и того как человечество переживет оную. 1960-ые годы вполне законно назвать началом своеобразного расцвета жанра апокалиптической и постапокалиптической литературы. Именно за эти года вышло наиболее большое количество фильмов которые и станут в последствии основами для развития субкультуры выживальщиков, эти же мотивы в дальнейшем будут подхвачены индустрией компьютерных развлечений и так далее. Единственное что хотелось бы особо отметить – большинство текстов созданных в данный период рассматривает именно вероятность ядерной войны, это самый часто встречающийся сюжет, так же развивается идея о живых мертвецах (начало которой положил фильм «Ночь живых мертвецов») которая впоследствии станет так же одним из ключевых сюжетов постапокалиптики.

    1.3.2. Катастрофы и миллениум (1986 – 2000)
    1986 год так же стал одним из ключевых в истории становления жанра, своеобразная «катастрофическая» веха, авария на ЧАЭС (чернобыльской атомной энергостанции) повлекшей за собой большие жертвы, вызвавшее панику (существует даже версия о том, что эта авария стала одной из причин развала СССР, так как были затрачены колоссальные суммы на ликвидацию последствий). Эта катастрофа вызвала волну новых текстов, в которых ядерная угроза уже рассматривается не только с точки зрения военной агрессии, а с точки зрения неожиданного, часто не зависящего от человека фактора. Появляются сюжеты о схожих происшествиях в био-химических лабораториях и так далее. В целом, можно сказать, что Чернобыльская авария обозначила новый виток развития постапокалиптической сюжетики, появление мотивов аварии/катастрофы, а не только войны.

    Позже, на рубеже 1999 – 2000 годов появляется огромное количество предположений, догадок и пророчеств о том, что новое тысячелетие и станет концом света, что, конечно же, не могло не найти отражения в постапокалиптических, и особенно в апокалиптических текстах.
    1.3.3.Новое тысячелетие (2000 – современность)
    С начала 2000 года появилось просто колоссальное количество текстов совершенно разной тематики, действие которых происходит в разных вселенных и так далее. Идет осваивание, осмысление, изменение тех тем, что уже были ранее. Так зомби из медлительных живых мертвецов стали людьми заболевшими бешенством (фильм 28 дней спустя), ядерная война стала практически «романтичной», авария на ЧАЭС стала темой огромного количества литературных произведений основанных на компьютерной игре «Сталкер» (которая, стоит отметить, в свою очередь имеет в первоисточниках рассказ братьев Стругацких «Пикник на обочине»). Так же, уже в новом тысячелетии появляются и специфичные варианты конца света, такие как захват мира ИИ (искусственным интеллектом), создание агрессивных нано-частиц, а так же угроза террористической атаки с применением оружия массового поражения.

    Данный исторический экскурс намеренно дан в очень сжатом виде, отражающим лишь самые ключевые этапы развития данной темы. Сделано это дабы не допустить черезмерного увеличения объема текста, а так же чтобы не допускать повторений во второй главе информации данной в первой, так как многие произведения из перечисленных более подробно будут разобраны именно во второй части данного исследования. Следует отметить, что в период с 1960 по 2010 появляется подавляющее большинство вероятных угроз для человечества, которые (угрозы) в свою очередь и являются основными мотивами в жанре постапокалипсис.
    • +4

    Комментарии (38)

    avatar

    20 января 2013, 17:06
    +1.50 Bronya33 — Липецк
    Очень интересная статья. Полезна для общего развития. Лично я многого до этого просто не знал. Спасибо!!!
    • v
    • 0
    avatar

    20 января 2013, 17:22
    +3.33 rBear — Москва
    Всегда пожалуйста  Буду ещё выкладывать по мере обсуждения.
    avatar

    20 января 2013, 17:54
    +44.30 20storm20 — Невинномысск
    Прикольно мне понравилось
    • v
    • 0
    avatar

    20 января 2013, 18:05
    +9.94 Meldor — Московская область
    Что-то совсем не поравилась статья. ничего не сказано о христианском представлении о апокалипсисе.
    Также ничего не сказано о антихристе, про которого сказал Христос, что он придет перед концом мира…
    • v
    • +1
    avatar

    20 января 2013, 18:31
    +3.33 rBear — Москва
    Не сказанно намеренно, дабы не раздувать объем, у меня там итак больше положенного получился диплом, христианство не дано подробно, лишь как веха, отметить «да, было дело, примерно вот так было» и всё. Иначе был риск завязнуть там намертво. Насколько я помню, кстати, сам Иисус про антихриста ничего не говорил.
    avatar

    20 января 2013, 20:44
    +9.94 Meldor — Московская область
    наиболее мне нравится литература христианских авторов 1-9 веков на тему апокалипсиса…
    avatar

    20 января 2013, 20:56
    +3.33 rBear — Москва
    Это потому что во времена гонений, когда христиане сидели по катакомбам — они усиленно ждали Конца Светы
    avatar

    20 января 2013, 18:56
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    прочитано с интересом
    • v
    • 0
    avatar

    20 января 2013, 21:34
    +93.00 brat-chik — Курчатов
    Познавательно.
    Спасибо.
    • v
    • 0
    avatar

    20 января 2013, 21:37
    Ну, такие мысли всегда, испокон веку мучают человека. Вообще думаю, что мысли о конце света берут свой исток от осознания того, что сам человек смертен.
    • v
    • +1
    avatar

    20 января 2013, 21:44
    +3.33 rBear — Москва
    Ну да, по сути, любая религия — попытки найти ответы на вопросы «как жить?» и «что будет потом?». Только, как мне кажется, поатапокалиптика как раз тем и отличается от религии, что отвечает на вопрос «как жить потом?»  Как-то так… там дальше будут на этот счет размышления. Только вот пока не знаю как удобней выложить, потому что дальше идут большие главы, и хотелось бы их нормально обсудить, а если все в одну тему кидать — уж больно длинно получится — нечетабельно, на мой взгляд…
    avatar

    20 января 2013, 21:59
    Вот я немного запутался. А о чем собственно дипломная работа?
    Скажем, есть постапокалиптика как жанр научной фантастики — чистой воды литература. Есть люди, которые верят в конец света (обрушение нынешней глобальной социально-экономической системы), для них постапокалипсис — это как раЙ на земле для христиан. Они верят, что если сейчас сделать то-то и то-то (как, скажем молиться и проч. у верующих), то все будет зашибись, а остальные «грешники» сгинут. Есть своего рода субкультура без всяких полурелигиозных мировозрений, а просто со своими фишками, фенечками и проч., по существу полутуристическая, полувоенная (я бы ее назвал партизанская))). Диплом о литературе?
    avatar

    21 января 2013, 00:41
    для них постапокалипсис — это как раЙ на земле для христиан
     ага
    avatar

    20 января 2013, 22:10
    +3.33 rBear — Москва
    ВВЕДЕНИЕ

    В данной работе будет рассмотрено такое явление современной культуры как постапокалиптические тексты, следует сразу же отметить, что под выражением постапокалиптический текст будет пониматься не только литературное произведение, а любые тексты, содержащие в себе черты постапокалиптики, такие как: компьютерные игры и фильмы (как наиболее часто встречающиеся носители данного жанра). Следует так же отметить, что само понятие «постапокалипсис» и связанное с ним «постапокалиптический текст» являются, по сути, весьма современными, появившимся буквально в середине ХХ века. Основной проблемой при изучении данной темы оказалось практически полное отсутствие научных источников и исследований в данной области, так, к примеру, не удалось найти ни одного относительно полного описания того что же являет собой постапокалиптический текст. Поэтому большая часть терминов употребляемых в данной работе является авторскими, либо к уже существующим терминам было дано описание соответствующее, и удовлетворяющее заданной теме работы.
    Тема постапокалипсиса как современного жанра была выбрана ввиду её большой популярности в последнее время, но при этом всём являющейся практически не изученной современной российской наукой, что дает пространство для создания собственных оригинальных теорий. Актуализации данной проблемы послужило большое количество мнений, а так же отсутствие четкой литературоведческой позиции, насчет того, что же закономерно называть постапокалиптическим текстом, что апокалиптическим, а что нет и так далее, поэтому в данной работе большое внимание уделено именно определенным категориям, по которым, в дальнейшем, возможно будет причисление новых текстов к жанру постапокалиптики, это и является сверхзадачей данной работы.
    Основным объектом данной работы является современная система жанров (не только литературных, а относящихся ко всем художественным текстам). Основным предметом работы являются два вида текстов: литературные произведения, которые, чаще всего являют собой своеобразную основу для последующего развития разных сюжетов в жанре, но большей частью в данной работе будут рассмотрены кинематографические тексты, ввиду их большей численности и распространенности среди широкой аудитории. Так же буду привлекаться другие источники, такие как: компьютерные игры (в частности культовая игра Fallout (1997 года) повлиявшая на становление жанра не меньше чем литературные источники, и способствовавшая популяризации идеи мира после катаклизм, включены некоторые данные и работы в естественно-научной сфере знания (к примеру, в разделе о возможных катастрофах). Хронологически большая часть текстов входит в рамки 1960 года и до наших дней.
    Цель данной работы — дать как можно более развернутое описание и характеристику жанра постапокалипсис, проследить появление и развитие (а так же сопутствующие этим двум процессам трансформации) основных сюжетов, рассмотрение возможных вариантов конца света и связанных с ними, последующими постапокалиптическими процессами. Более частными задачами являются: рассмотрение связей между историческими процессами и появлением схожих с ними апокалиптичных сюжетов, влияния, оказываемые одними текстами на другие, а так же выявление основных идей и текстов, давших основу новой субкультуре, названной в дальнейшем выживальщики (сурвайвиалисты).
    Литература, использованная в данной работе, по большей части представляет собой художественные произведения авторов XIX-XX века. Основными текстами XIX века, для жанра постапокалиптика можно считать произведения английской писательницы Мэри Шелли и её роман «Последний человек» впервые выпущенный в 1826 году, а так же произведение Ричарда Джеффриса «После Лондона, или Дикая Англия» опубликованное в 1885 году. Большая же часть текстов выходит во второй половине XX века, одним из первых постапокалиптических произведений того времени можно считать роман «Я – легенда» написанный Ричардом Мэтьюсом в 1954 году и ставшим одним из ключевых текстов того времени. После 1950 года, так же выходит большая часть текстов, которые используются в данной работе, следует отметить, что чаще всего это кинематографические тексты, нежели литературные произведения. Из заметных литературных произведений на данном отрезке времени следует выделить такие ключевые тексты как:
    — «День триффидов», Джона Уиндема, изданный в 1951 году, рассказывающий нам о некоем небесном явлении, названным «звездопадом», после которого большая часть населения земли ослепла, после чего людей начинают преследовать триффиды, хищные подвижные растения, которые ранее повсеместно разводились из-за ценности своего масла. Враждующие горстки людей, сохранившие зрение, каждый по-своему борются за выживание человечества и за собственное будущее.
    — «Пикник на обочине», братьев Стругацких, 1972 год, действие повести происходит на Земле предположительно в 70-е годы XX века в городке Хармонт, в выдуманной англоязычной стране. Примерно за 13 лет до начала описываемых в книге событий в нескольких местах на земном шаре происходит высадка инопланетных пришельцев. Выяснилось, что люди и животные проживать в зонах посещенных пришельцами не могут, и всё население было срочно эвакуировано. Сами зоны обнесены строго охраняемым ограждением и официально стали предметом осторожного научного изучения. Также очень быстро обнаруживается, что в Зонах много артефактов непонятного предназначения. Строится множество гипотез, по-разному объясняющих, что такое Зоны и каким образом они нужны инопланетянам для контакта с нами. Один из героев книги доктор Валентин Пильман образно предполагает, что все артефакты — это всего лишь космический мусор, оставленный инопланетянами на планете Земля во время случайного посещения, сродни пустым банкам и бутылкам, забытым после человеческого пикника на обочине дороги. Одной из основных тем повести стал моральный выбор тех, в чьи руки попадают артефакты Зоны, то, как ими воспользуется человечество, которое, строго говоря, плохо понимает, в чём предназначение этих опасных игрушек, неизвестно зачем оставленных пришельцами. В дальнейшем этот текст станет одним из самых популярных на территории стран СНГ.
    — «Противостояние», роман Стивена Кинга, вышедший в 1978 году, в котором описывается пандемия, убивающая практически все население мира, и описывающая противостояние немногих выживших после её окончания. Написан по мотивам его же раннего рассказа «Ночной прибой».
    — «Метро 2033», Дмитрия Глуховского, 2005 года, одна из популярных современных книг, по мотивам которой было выпущено две компьютерные игры, и многочисленные фанатские продолжения и подражания. Данное произведение, прежде всего, интересно своей атмосферой, ранее не встречавшейся в постапокалиптической литературе — книга повествует о людях, оставшихся в живых после ядерной войны, произошедшей в 2013 году. Почти всё действие разворачивается в Московском метрополитене, где на станциях и в переходах живут люди. Благодаря оперативным действиям служб гражданской обороны метрополитен удалось оградить от радиации: почти на всех станциях были закрыты гермоворота, а в вентиляционных системах активированы противорадиационные фильтры. Действуют также фильтры для воды. По прошествии двадцати лет после ядерной войны в метро обитает порядка 50 000 человек. При этом лишь половина станций обитаема: часть станций заброшена, часть изолирована обрушением тоннелей, часть сгорела. Некоторые станции захвачены существами с поверхности.
    — «Мародер», Беркем аль Атоми, 2007 год, на данный момент единственный роман на русском языке показывающий постапокалиптический мир без глобальной катастрофы либо войны с применением оружия массового поражения, но, тем не менее, относящийся к жанру постапокалипсис, так как описанные в произведении ситуации, модели поведения, способы мироустройства и так далее подходят под определение постапокалиптическая литература.
    А так же большое количество кинематографических текстов, охарактеризовать в отдельности каждый из которых не представляется возможным в формате данной работы, но эти тексты будут рассмотрены в возможных дальнейших работах по данной теме.
    • v
    • +1
    avatar

    20 января 2013, 22:10
    +3.33 rBear — Москва
    Прежде всего, в первой главе, будет дан краткий исторический экскурс развития жанра постапокалиптика, от самых первых представителей текстов данной тематики, в большинстве своем религиозных, до относительно устоявшегося жанра Постапокалипсис, как произведения повествующего о существовании мира после глобальной катастрофы либо чрезвычайного происшествия. Особенно ярко такого рода мотивы были освещены в текстах начиная с 1960, когда в связи с обострившейся политической напряженностью между СССР и США над миром нависла угроза тотального уничтожения в связи с возможным применением оружия массового поражения. Далее, в начале 70-х годов ХХ века начинают появляться первые тексты, основанные не только на идее ядерной войны (хотя эта тема на протяжении всего развития постапокалиптической литературы остается одной из самых популярных), а так же и на новых мотивах. Одним из таких текстов является, ставший культовым, фильм Джорджа Ромеро «Ночь оживших мертвецов» впервые вышедший в 1968 году и продолжающий оставаться популярным по сей день. Именно в этом тексте впервые появляется такой элемент как «зомби», то есть существо, лишенное разума, действия которого основаны только на одном инстинкте – поедание плоти живых людей. Эта идея будет очень популяризована постапокалиптическими текстами, позже сам мотив зомби будет претерпевать различные трансформации (от своеобразных вампиров-мутантов, до людей зараженных неким вирусом), но оставаться популярным вплоть до наших дней. Вначале 70-х годов так же выходит произведение братьев Стругацких «Пикник на обочине» ставший одним из основополагающих текстов для российской постапокалиптики, по мотивам данного произведения будет в последствии сделана компьютерная игра «S.T.A.L.K.E.R.», которая, в свою очередь станет основой для появления ещё большего количества постапокалиптических текстов, которая так же сыграет немаловажную роль в популяризации движения выживальщиков.
    Следующим важным событием в формировании постапокалиптического жанра станет авария на чернобыльской атомной электростанции, произошедшая в апреле 1986 года и породившая новое направление в жанре, повествующее об авариях на крупных промышленных объектах. Именно в ХХ веке человечество приходит к осознанию того, что способно уничтожить само себя путем применения новых разрушительных технологии, что и выразилось в появившихся в большом количестве и в краткие сроки (фактически с 1960 по 2010) произведений в жанре постапокалиптика.
    Во второй части мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся сюжеты постапокалиптического жанра, а так же попробуем обосновать теорию «жанрового куба».
    Будут рассмотрены сюжеты, виды постапокалиптических миров, способы существования в этих мирах героев произведений и так далее. Теория «жанрового куба», была создана в процессе работы над данным текстом, и являет собой некий зрительный пример формирования постапокалиптического текста, а при более подробной разработке в дальнейшем, возможно, позволит работать и с текстами других жанров трудно поддающихся классификации. Чтобы приблизительно понять данную схему представим себе следующее: некий абстрактный «жанровый куб», на который, автор, намеревающийся создать произведение в жанре постапокалипсис, постепенно наносит некие сюжеты на стороны данного куба. Для жанра постапокалипсис, одной из обязательных сторон куба будет являться сам момент катастрофы, далее же автор, по своему усмотрению формирует различные комбинации сюжетов, которые, стоит отметить, так же соотносятся между собой в различных плоскостях. Для примера рассмотрим произведение «28 дней спустя» — главной стороной куба будет катастрофа, выраженная в виде вируса поражающего людей и делающего из них «быстрых» зомби, следующей гранью куба будет герой-одиночка, который потом вливается в небольшую группу выживших, другой стороной является окружающий мир с агрессивно настроенной средой и так далее, куб начинает дробиться на более мелкие, частные сюжеты.
    В третьей, заключительной, части работы будут рассмотрены своеобразные выводы, следующие из художественного жанра постапокалипсис в реальный мир, иными словами говоря – то, как жанр художественного текста повлиял на формирование абсолютно новой субкультуры. Здесь же будут даны: краткое описание самой субкультуры и её развитие/становление на территории России и стран СНГ.

    Тут конечно кое-что банальная «академическаф ересь» дабы все было оформленно «как положено», но по сути как-то так  Надеюсь я ответил на ваш вопрос.
    Текст — здесь понимается как любое произведение, от рисунка карандашом на парте, до фильма.
    • v
    • 0
    avatar

    20 января 2013, 23:04
    Теперь понял. Своей работой вы пытаетесь с помощью понятий, основных моделей более-менее четко определить границы отображения идей апокалипсиса и постапокалипсиса в культуре.
    Меня немного смутило, что вы не задали явно пространство для обсуждения, хотя начало поста таков, что читатель вправе был ожидать вопросов.
    Понравилась идея куба, хотя я бы определил ее как скелет: скажем, позвоночник — основа, общая для всех произведений жанра, хотя может быть и с несколькими вариациями, но всегда «миру п… ц», а уже от позвоночника разные ребра-руки, ноги, крылья растут, но и тут есть сходства, позволяющие определить произведение к одному виду (ибо они могут скрещиваться и давать плодовитое потомство)
    Что касается картин, игр, рисунков, то тут бы определил некие атрибуты, символы, знаки общие для этого культурного явления. Например, одним из таких атрибутов может быть противогаз, массив разрушенных зданий, знак радиационной опасности.
    avatar

    20 января 2013, 23:19
    +3.33 rBear — Москва
    Усё будет ниже по тексту )) как только придумаю как его выложить поудобней.

    Одной из главных задач, по сути, было как можно более четко разделить «апокалиптичные» тексты от «постапокалиптичных», ну и конечно разбор неких «базовых» характеристик жанра. Про куб там маленько другая фиговина, покажу потом )
    avatar

    20 января 2013, 23:33
    Я прочитал вашу первый пост. Особенно понравились комментарии. По скользкой дорожке идете, товарищ
    avatar

    20 января 2013, 23:34
    +3.33 rBear — Москва
    А по другому жить скучно
    avatar

    20 января 2013, 23:40
    Кстати, а почему «Пикник на обочине» в этом ряду? Когда я его читал, он произвел на меня впечатление классической научной фантастики. Вот фильм — тот да, но там присутствуют масса атрибутов постапа, хотя, по существу, там нет никакого апокалипсиса и мира после него.
    Есть, кстати, одно произведение у Г. Уэлса, которое я не увидел здесь (может по невнимательности) «Когда спящий проснется» — так кажется называется.
    avatar

    20 января 2013, 23:44
    +3.33 rBear — Москва
    «Пикник» взял потому как на его основе было создано много чего постапного, то есть как первоисточник. Не видели Уэлса потому что его нет...(честно покаюсь, старался брать только то, что читал сам).
    avatar

    20 января 2013, 23:52
    Ну, эта книга не совсем, конечно из этой оперы, но там герой оказывается в совсем другом мире. Вот, щас пишу и думаю, насколько все становится субъективным, как только пропадают общие символы.
    А вообще, жанр постапа чрезвычайно беден на хорошие произведения. Я очень люблю этот жанр, но мне кажется, что я прочел в нем все самое интересное и стоящее. Короче, скучно (((
    avatar

    21 января 2013, 00:02
    +3.33 rBear — Москва
    Был бы жанр, а произведения найдутся
    avatar

    21 января 2013, 00:09
    Да, но только какие? Меня сейчас стала занимать одна мысль: существуют ли какие-либо центральные произведения, которые были прочитаны абсолютным большинством приверженцев (не просто любителей фантастики, а состоящих или симпатизирующих субкультуре).
    Второе — существует ли произведение (или группа произведений) после которых постап сформировался как отдельный жанр, благодаря которым началась субкультура и какие исторические события предшествовали этим произведениям, как они отразились в них. Ведь все есть суть отражение — отношение (это моя атеистическо-материалестическое вероисповедание такое)
    avatar

    21 января 2013, 00:14
    +3.33 rBear — Москва
    Насчет читали или нет — вряд ли когда-нибудь узнаем. А вот насчет «столпов» специфичных, то они естья Я их даже нашел, как мне кажется
    avatar

    21 января 2013, 00:19
    Список в студию )))
    avatar

    21 января 2013, 00:40
    +3.33 rBear — Москва
    Да он как-то размазан по всей работе  Могу список литеретуры сюда кинуть, правда он коротковат (из-за него и поставили 4 на защите).

    ИСТОЧНИКИ
    1. «День триффидов» (The Day of the Triffids, реж. Стив Секели, Фредди Фрэнсис, 1963)
    2. «Последний человек на Земле» («The Last Man on Earth», реж. Убальдо Рагона,1964)
    3. «Планета обезьян» («Planet of the Apes», реж. Франклин Дж. Шаффнер, 1968)
    4. «Ночь живых мертвецов» («Night of the Living Dead», реж. Джордж А. Ромеро, 1968)
    5. «Человек Омега» («The Omega Man», реж. Борис Сагал, 1971)
    6. «Безумный Макс» («Mad Max», реж. Джордж Миллер, 1979)
    7. «Сталкер» (реж. Андрей Тарковский, 1979)
    8. «Терминатор» («The Terminator», реж. Джеймс Кэмерон, 1984)
    9. «Нити» («Threads», реж. Мик Джексон, 1984)
    10. «Письма мертвого человека» (реж. Константин Лопушанский, 1986)
    11. «Водный мир» («Waterworld», реж. Кевин Рейнольдс, Кевин Костнер, 1995)
    12. «Матрица» («The Matrix», реж. Энди Вачовски, Лана Вачовски, 1999)
    13. «28 дней спустя» («28 Days Later...», реж. Дэнни Бойл, 2002)
    14. «Легион» («Legion», реж. Скотт Чарльз Стюарт, 2009)
    15. «Послезавтра» («The Day After Tomorrow», реж. Роланд Эммерих, 2004)
    16. «Дитя человеческое» («Children of Men», реж. Альфонсо Куарон, 2006)
    17. «28 недель спустя» («28 Weeks Later», реж. Хуан Карлос Фреснадильо, 2007)
    18. «Я – легенда» («I Am Legend», реж. Френсис Лоуренс, 2007)
    19. «Дорога» («The Road», реж. Джон Хиллкоут, 2009)
    20. «2012» («2012», реж. Роланд Эммерих, 2009)
    21. «Книга Илая» («The Book of Eli», реж. The Hughes Brothers, Альберт Хьюз, Аллен Хьюз, 2009)
    22. Компьютерная игра Fallout (Фолаут), разработчик Black Isle Studios, издатель Interplay Entertainment, 1997.

    ЛИТЕРАТУРА
    1. Абрамян Е.А. Долго ли нам жить? Судьба цивилизации: Анализ обстановки в мире и перспектив будущего /Е.А. Абрамян. – М.: Терика,2006
    2. Атоми Б. Мародер / Б. Атоми. –М.: Крылов,2007.-416с.
    3. Азимов А. Выбор катастроф / А. Азимов. – М.: Амфора,2001.-511с.
    4. Глуховский Д.А. Метро 2033 / Д.А. Глуховский. –М.: АСТ, 2009.-381с.
    5. Джеффрис Р. После Лондона / Р. Джеффрис. – М.: BiblioLife, 2008
    6. Уиндем Д. День триффидов / Д. Уиндем. –М.: Эксмо, 2009.-928с.
    7. Кудрявцев С. 3500 книга кинорецензий / С. Кудрявцев. – М.: Печатный Двор, 2008.-1424с.
    8. Матесон Р. Я — легенда / Матесон Ричард.; переводчик Панкратов М. –М.: Terra Fantastica,2001.-49с.
    9. Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов / Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др.; Под ред. Ю. Ю. Петрунина, — 3-е изд. — М.: КДУ, 2006.-512 с.
    10. Стругацкие Аркадий и Борис. Пикник на обочине/ А. и Б. Стругацкие. – М.: АСТ Москва,2007.-224с.
    11. Старшая Эдда. Песни о божествах / Переводчик София Свиридова. – М.: Едиториал УРСС, 2010.-384с.
    12. Турчин А.В. СТРУКТУРА ГЛОБАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ Риски вымирания человечества в XXI веке / А. В. Турчин .; – Москва.: УРСС, 2010.-475с.
    13. Кинг С. Противостояние. Армагеддон / С.Кинг. –М.: АСТ,2002.-318с.
    14. Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
    15. Шелли М. Франкенштейн. Последний человек. Авторский сборник / М. Шелли.; переводчик З. Александрова. – М.: Наука, 2010.-672с.
    16. “28 days after…” (http://www.cilliansite.com/production-notes/28-days-later-prod-notes.pdf)
    17. Weaver, Tom. Science Fiction Stars And Horror Heroes (http://books.google.ru/books?id=wOsGOm3YwokC&lpg=PA441&ots=z4Ao8pHEDF&dq=Weaver%2C%20Tom.%20Science%20Fiction%20Stars%20And%20Horror%20Heroes.%20%E2%80%94%20%D0%A1.%20307.&hl=ru&pg=PA440#v=onepage&q&f=true)
    avatar

    21 января 2013, 00:44
    Вот за это спасибо, буду штудировать)
    avatar

    21 января 2013, 00:46
    +3.33 rBear — Москва
    Да там в основном фильмы )
    avatar

    21 января 2013, 00:49
    Прочитал список, и только сейчас заметил: нет «Тёмной Башни» Кинга. без обид. Если вы её не читали, то очень советую прочитать.В своё время всё прочитал с мобильника, не мог оторваться.Кроме того очень советую Головачёва «Спасатели веера» и «Запрещённую реальность».
    avatar

    21 января 2013, 00:57
    Одно время Головачева запоем читал. Нравилась мне вся эта непонятная многопространственная реальность, хотелось что ли верить, что есть какие-то места на земле — некие узловые точки, ворота в которые можно войти и познать вселенную )))
    avatar

    21 января 2013, 01:09
    Возможно всё.И если в этой реальности такого нет, то можно выдумать подходящую реальность, но тогда подсадят на галоперидол и аминазин, так что я скрываюсь))))))
    avatar

    21 января 2013, 01:17
    Ее не выдумывают, она сама приходит ))))
    avatar

    21 января 2013, 02:13
    В неё уходят, если точнее.Я сейчас как раз психиатрию штудирую
    avatar

    21 января 2013, 04:20
    Ну, сейчас у меня другие интересы. Вот, например, один из моих любимых фильмов.
    «Послание» 1977 года про зарождение ислама.
    avatar

    26 января 2013, 20:37
    +3.31 Sergej1984 — Казань
    Анализа Стругацких у Вас маловато.
    avatar

    21 января 2013, 01:03
    +3.33 rBear — Москва
    Кинга планирую прочесть как только будет время, спасибо за наводку. Просто старался брать действительно некие «культувые» произведения. Так, например, большая часть фильмов про зомбей пошла от книги «Последний человек на земле» и трех фильмов снятых на её основе  Когда начинаешь копать поглубже, находишь много чего прелюбопытнейшего.
    • v
    • 0
    avatar

    21 января 2013, 01:11
    «Тёмная Башня» на мой взгляд многомерное произведение.Писалось на протяжении десяток лет.И там постапокалиптика отражена очень ярко, мало того, те же Зомби там присутствуют в полной мере.Да и, вообще, там очень много всего переплетающегося между собой невероятным образом.
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.