Фоторепортаж, фотоотчет, выход в поле.: Пеший поход из Красной Поляны на озеро Кардывач.

• Автор: Vivat73
  • Опубликовано: 09 июля 2019, 20:57
  • Здравствуйте все . Наконец-то, за долгое время, я смог вырваться из повседневной рутины в дорогие моему сердцу пампасы  и спешу поделиться впечатлениями со всеми, кто неравнодушен к походам и самой природе.
    Идея похода была высказана моим товарищем из Ростова еще три года назад. Рассматривая фотографии красивых мест природы на работе, он наткнулся на прекрасные фото озера и загорелся попасть туда. Выяснилось, что это оказывается не так уж далеко от Ростова и, в принципе, приложив некоторые усилия и, пережив некоторые неудобства, сбыча мечт вполне реальна. Т.к. товарищ к походам никогда отношения не имел, то обратился ко мне и спросил, не желаю ли я составить ему компанию? Я сказал: шо «усегда готов», лишь бы совпало с отпуском или свободным временем. Консенсус был достигнут и товарищ стал закупать снаряжение, т.к. ранее им не обладал.
    Прошло два года… Поход срывался два раза по разным бытовым причинам и я уже практически перестал в него верить, как вдруг внезапно совпало все. Мы взяли билеты и устремились на встречу с озером.
    Товарищ ехал из Ростова, я из Новороссийска. Т.к. мне не улыбалось ехать автобусом до Сочи и там еще чего то искать и пересаживаться, я поехал автобусом в Краснодар, пересидел на вокзале до утра и оттуда на первой электричке Ласточке в 6:20 упорхнул сразу до Роза Хутора. Товарищ же доехал поездом до Адлера и подсел ко мне в электричку. К 11.30 мы приехали.

Первым делом мы пошли в Вольерный комплекс за пропусками на территорию заповедника. И тут нам сказали что 9й маршрут закрыт в связи сошедшими селями и обвалами. Это нас изрядно огорошило. Мой друг проявил настойчивость и оказалось что с понедельника маршрут открыли, но конечно же никого об этом не известили. И мы радостно оплатили пропуска. Обошлось это в 1200руб с человека, т.к. посчитали 3 ночевки и 4 дня пребывания в заповеднике. Тем кто будет оформлять пропуска для такого же похода могу посоветовать прикинуть к какому числу вы доберетесь до Энгельмановых полян и именно с того дня оформлять пропуск, т.к. территория заповедника начинается от них.
    Пропуска в погранзону мой товарищ выправил еще в начале года через Госуслуги и срок действия у них год. Так что на счет этого мы не парились.
    На такси от вольерного комплекса доехали до конца асфальта на Роза Хуторе и наш поход начался около 15:00 . Идея была упасть кому-нибудь на хвост и заплатив за себя доехать до Энгельмановых полян, а оттуда добираться пешком, но, хотя пара машин проехала и остановилась, увы, нас не подобрали.
    Дорога шла вдоль реки Мзымта с легким подъемом, и на ней часто встречались остатки селей и расчищаемых каменных наносов, именно из-за этого похоже пришлось создавать такие крытые переходы-тоннели в особо опасных местах.

После моста, на слиянии реки Пслух с Мзымтой, оказалась погранзастава. Документы проверили быстро и мы пошли дальше. Дорога все более превращалась в лесную.

По дороге встретился минеральный источник, рядом с которым было очень много машин. Не первый минеральный источник в моей жизни, но всегда забавляет когда набираешь кружку из него, а вода газированная ))). Потому прочно укоренилось в сознании что газировка должна быть в бутылках )) Это так необычно ))
    Перед кордоном Пслух начали встречаться огороженные участки местности и даже с неплохими такими кирпичными домиками.

В общем, шли мы шли и дошли до кордона Пслух примерно к 20:30, т.е. переход с рюкзаком 23-25кг от асфальта до кордона занимает около 5ти часов, при таком грузе средняя скорость около 3х км/ч. Дорога без каких либо сложных участков кое-где с грязью и, по большей части, в лесной тени.
    К самому кордону через ручей проложен мостик, лежащий чуть левее основной дороги, от которой подъезд к кордону идет вброд. Территория кордона довольно обжитая, несколько срубов, места для трактора и машин, в общем это все больше напоминает обжитой кемпинг где нибудь в Лагонаках. Впечатлила большая площадь солнечных панелей, есть так же и генератор. Так что они полностью себя обеспечивают электричеством и летом и зимой.

На вопрос где нам поставить палатку, егерь понял, что денег им мы не принесли, грустно ткнул пальцем за речку, сказал что там рядом с дорогой и запретил жечь костер, хотя там было большое кострище (наверное для друзей егерей ))). Ну там, значить, там… Не больно то и хотелось… Ужин макароны с тушенкой, чай и отбой. Часов в 11 ночи проехали какие то машины мимо с одуренными фарами, а так все тихо было…
    Проснулись в 6:00. К утру в палатке температура была около 14 градусов, так что довольно свежо по утрам и вечерам. Днем температура конечно выше, но лес очень плотный и в среднем поднимается градусов 23-25. Комаров я не сказал бы что много… Отзвонились домашним что все нормально – билайн и мегафон на Пслухе работают.

Завтрак, сборы.

Уехать ни с кем не удалось, хотя проехала пара машин на Энгельмановы поляны и снова нас не взяли. Что ж… В 10:30 выдвинулись пешком…
    На небольшом расстоянии от кордона есть еще одна закрытая погранзастава, но на ней никого не было.

Перескочив в брод ручей Пслушонок, (слева на фото от заставы, т.к. мы прошли немного дальше и вернулись) мы потопали на Энгельмановы поляны.
    В районе часа или двух дня мы остановились на перекус минут на 40, заварил каркаде и погрызли колбасы с сухарями. Далее путь не отличался разнообразием – спуски подъемы и так до самого конца. Подъемы чередовались со спусками довольно часто, несколько мест были очень затяжными и крутыми, а учитывая вес рюкзаков — это было нечто. Натертые мозоли на правой ноге под пальцами и на мизинце, хоть и залепленные пластырем, тоже добавляли радостных ощущений. Пожалуй, это был один из самых изматывающих дней в моей жизни.

К 19:40 наконец дотелепали до Энгельмановых полян. Сначала встретился слева и выше от дороги олений загон, хотя оленей мы там не видели, но позже узнали от группы проходившей ранее что они там были.

Потом на некотором расстоянии обнаружились навесы для техники и сам кордон. Несколько срубов, навесы для техники, капитальная конюшня и опять же солнечная батарея, строения как то растянуты вдоль дороги и на разном расстоянии от нее. При этом из людей что то совсем никого не было.

Так как мы изрядно устали, то расположились на полянке меж домиком егеря и конюшней и решили немного полежать, поужинать и ставить палатку тут. Как только мы разложились, к нам прителепал наглый конь и начал тыкать мордой в рюкзаки, насилу его отогнал. Тут же, конечно, пришла кошка-безлапка и тут же оккупировала меня вместе с ковриком.

Почему она без одной лапки выяснилось довольно быстро – как только я встал готовить ужин, она отбежала в сторону и на нее кинулся конь пытаясь забить ее копытами, в этот раз не попал но кошку как ветром сдуло…
    В разгар ужина (пюре на молоке, специи, банка кильки в томате на двоих) уже изрядно смеркалось и со стороны конюшни появился невысокий мужчина с вопросом: А чего вы тут встали? Мы поздоровались и я говорю:
    — щас поужинаем и палатку поставим.
    — А почему здесь то? Там же есть домики, там указатель!
    -Говорю указатель видели, а домики нет.
    -Пойдемте я все вам покажу.
    Провел нас обратно. Оказалось, домики и дощатые настилы под палатки для свободных туристов стоят довольно глубоко внизу, ближе к реке, справа от указателя на дороге, если заходить на поляны от со стороны Пслуха, и в сумерках их мы не увидели.

В общем обычный треугольный домик со столом, возвышением в глубине на котором стоят матрасы и даже вторым этажом тоже с матрасами, на вскидку человек 10 там легко разместится. Матрасы были погрызены мышами и некоторые пахли весьма сомнительно, не мышами, а явно людьми. Нашли нормальные матрасы, постелили на них коврики и переночевали в домике.
    Я домик не фотографировал, т.к. были сумерки, а утром было не до того, но нашел его фото в интернете. Напротив него дощатые настилы для палаток.

Подъем в 7:00. Завтрак (пюре на колбасном бульоне, специи, чай). Долго собирались никуда не торопясь, вышли поздно в районе 11:30.
    Недалеко от кордона, практически сразу за его воротами, справа от дороги располагается очень обустроенный нарзанный источник. Рядом с ним построена беседка и сам источник под крышей. По вкусовым ощущениям, тот источник который мы проходили до Пслуха намного приятнее. Этот менее газирован и насыщен.

Первая треть пути от Энгельмановых полян до Кардывача пролегает по лесной территории заповедника машины на которую уже не пройдут, но проходят лошади, а поэтому дорога часто растоптанная и грязная. Остальные две трети пути лежат вдоль реки Мзымта в травянистых зарослях высотой в среднем 1-1,5м. На тропе много корней и камней об которые частенько спотыкаешься. Два – три участка вдоль реки действительно несколько опасны, т.к. имеют высокий обрывистый крутой склон высотой около 20м и если оступиться с него имея тяжелый рюкзак за плечами, скорее всего докатится уже не живой человек. Но протяженность этих участков не более 20-30м.
    Виды природы конечно же были непередаваемы:

Перед еще одной пограничной заставой (которую я фоткать не стал во избежание), в 6ти километрах от Кардывача, есть такое вот место стоянки… Если не ошибаюсь называется оно Клёны. Опять же балаган и дощатый настил под палатку. И мой палец влезший в кадр…

После этого моста недалеко расположена погранзастава и от него начинаются уже травяные поля и заросли хотя и до него их не мало:

Откуда мы шли:

Куда мы шли:

Когда мы подходили к Кардывачу было уже сумеречно и кругом выпала роса, так что все штаны и ботинки у нас были насквозь мокрые.
    Пришли к озеру примерно в 21:30 уже в полной темноте, мокрые и вымотанные. Как вишенка на торте нас ожидал брод через Мзымту. Я снял ботинки и перешел ее босиком. Вернее перескакал. Каждый раз выдыхая на шаг «ХХАААА»!!! «ХХХЫЫЫЫ!!! сукккооо!!!!!!», потому что было ощущение что я каждый раз ногу засовываю в морозилку с битым льдом. Горные реки — это вам не это… Товарищу это далось намного легче без таких спецэффектов… Как то он к этому более стоек… Быыырррр, аж дрожь проходит как вспоминаю…
    Обнаружили длинный настил из досок и пошли по нему. На нем оказались ступеньки. То есть он длинный и части расположены на разном уровне, что заметно плохо даже днем. Так что тоже несколько раз чуть не упал… И днем чуть не упал….
    В начале и в конце настила оказались такие же оборудованные места как и на Кленах – навес над столом и лавкой для принятия пищи и настилы под палатки. Там сидела группа туристов что проезжала мимо утром, когда мы выходили с Пслуха. Предложили чая и пийсят грамм. Мы тактично отказались и вернулись обратно ближе к началу настила, где тоже были подобные места, обустраивать свой лагерь. Установили палатку, сварганили на ужин макароны с тушенкой, запили каркаде, переоделись в сухое и легли спать.
    Проспали до пол-девятого утра… Озеро встретило нас безмятежностью, а день прекрасной погодой

А когда мы пошли умываться, мы увидали неплохой мост скрытый несколькими деревьями рядом с бродом, т.к. основная тропа проходит мимо него и походит к броду. Сверни мы на 20м раньше вправо или включи фонари пораньше — не пришлось бы лезть в реку )))

Всем стало понятно что сегодня будет прекрасный день отдыха. Вместо завтрака попили кофе. Сушили вещи и ботинки.

На обед я сварил рисовую кашу с курагой и изюмом. А ближе к вечеру обошел озеро по правому берегу и сделал фотографии оттуда.

Как видите озеро каждый раз разное и особенно хороши его фото будут конечно осенью – это феерия красок. Но лично мне не менее понравилось и летом.
    Поужинали растворимой лапшой роллтон, навестили туристов отдыхающих рядом и они, на наше счастье, предложили нас завтра подвезти от Энгельмановых полян до города. Конечно же мы согласились. Ибо общий километраж маршрута с возвращением до полян выходит около 60км, а если бы шли пешком обратно в Красную Поляну, то все 90км. Нам сполна хватило 60ти .
    Тут встала дилемма — т.к. товарищ хотел с утра подняться на горное озеро Синеокое располагающееся справа и выше Кардывача, но мы тогда бы не успели вернуться что бы уехать с ними. В общем решили подумать с утра. С вечера же начало натягивать тучи и за хребтом мерцали всполохи молний, раздавался гром… На озеро опустился легкий туман…
    С утра погода была пасмурной и накрапывал мелкий дождик, так что никуда мы не пошли, а позавтракали гречкой с тушенкой, попили чай и стали собираться в обратный путь, забрав с собой пакет со своим и чужим мусором.
    Часов в 9 погода снова стала ясной. В 11 часов утра выдвинулись несколько раньше туристической группы, т.к. еще не восстановились и болели ноги.\\
    Весь обратный путь мой товарищ грозил страшными карами тем кто мусорит в заповеднике и самоотверженно собирал мелкий мусор который попадался ему на глаза, чем заслужил мое большое уважение. Вообще он замечательно выдержал весь поход, не смотря на мои сомнения, т.к. этот поход я не назвал бы сильно легким по нагрузке.
    Перед погранзаставой мы встретили небольшую группу подростков возглавляемую пожилой женщиной, они тоже шли на Кардывач. Она попросила нас передать егерю на Энгельмановых полянах протопить баню к их приходу, но мы, увы, его там не застали.
    Обратный путь показался легче и короче, (снова проверка документов на погранзаставе) но все равно, мы пришли только к началу шестого вечера и я таки отбил ступню, она болела при каждом шаге, так что на Энгельмановские поляны я пришел хромая и благословляя людей обещавших нас подвезти. Я не знал, как они отнесутся к тому что бы я их фотографировал, по этому делать этого не стал, но мы с товарищем им безмерно благодарны. К 6ти часам вечера собрались все, распределились по машинам и мы поехали.
    Забавно и слегка печально было проехать весь путь, что мы шли три дня и две ночи всего за 2,5 часа. Я честно сказать не думал что там может проехать УАЗ или Нива, однако, мастерство водителя было удивительным, поездка малость экстремальной, но без происшествий.
    Нас немного задержали на погранзаставе у междуречья, что-то не ладилось с компуктером, но уже в 20:30 нас высадили у вокзала Роза Хутора, категорически, под страхом смертельной обиды (!) отказавшись принять плату за проезд.
    Практически сразу мы сели на электричку до Адлера. Буквально через час после прибытия на вокзал, мы, похлопав друг друга по спине, уже разъехались каждый в свой город.
    Некоторые выводы из похода:
    Как добираться:
    Если Вы собрались на Кардывач, то не повторяйте наш вынужденный пеший подвиг и договоритесь заранее с несколькими людьми, чтобы раскидать меж собой плату за заброску Вас до Энгельмановых полян автотранспортом, которая составляет от 5000 до 7-8000 рублей, позвоните в Вольерный комплекс и обсудите этот вопрос, там есть водители.
    Водоснабжение:
    Воды там много, нет смысла брать емкость под воду более 0,5- 1л. Ежечасно встречаются ручьи и речки из которых можно пить. Все чистое. Товарищ еще туда периодически закидывал таблетку витамина С, и нес глюкозу в таблетках, которую мы ели при переходах.
    Электропитание:
    Я для своего навигатора (Магеллан Тритон 2000) взял в этот раз металлогидридные аккумуляторы АА емкостью 2100мА/ч, 8шт, а для зарядки телефона простой китайский повербанк на один 18650 с откручивающимся дном и к нему 4 аккумулятора емкостью 3300мА/ч. Все емкости указаны верно, т.к. у меня зарядное устройство Лиитокалла 500 показывает насколько они заряжены и тестирует их.
    У меня было желание записать полный трек пути, однако навигатор пожрал эти аккумуляторы АА в первые два дня, чем сильно меня расстроил и я осознал что для него нужно покупать только батарейки. У товарища была пара батареек АА, которыми я и пользовался все остальное время, для определения местоположения, каждый раз вытаскивая их из навигатора, при этом они не сели вообще.
    Товарищ имел при себе повербанк на 10000мА/ч которого хватило на две подзарядки его самсунга и на одну зарядку моего сяоми на половину. Мой же повербанк заряжал мой телефон от одного аккумулятора примерно на 35-40%, а в конце вообще стал выделываться с контактом, так что я им остался так же недоволен и решил купить единый корпус под 4 своих АКБ.
    Но в целом, у нас была связь и возможность фотографировать весь поход, хотя и часто отключая телефоны для экономии.
    Освещение:
    Товарищ взял налобный Fenix HL35 Cree XP-G2 (R5) c навороченным светодиодом, и практически всегда использовал его на самом минимуме свечения. Фонарик мне понравился тем что сделан качественно и из металла. Внушает ощущение надежности. А вот вес его меня что то смутил, показался малость тяжеловат.
    Я взял свой старый Pezl Tikka 2 с 4мя обычными сверхяркими светодиодами и в который раз убедился что мне его хватает целиком и полностью и очень нравится его поле освещенности – оно приближено к полю зрения. Хотя конечно иногда подмывает купить что то более новое.
    По питанию и газоснабжению:
    Мы взяли очень много еды и газа… поэтому много притащили обратно. Так получилось, потому что я не занимался ранее вопросами пищевой раскладки, и решил что лучше перебдеть. Точно так же решил и мой товарищ. Отнеситесь к этому вопросу серьезно, иначе вес рюкзака вашего не уменьшится никогда. В среднем, для нормального питания вес еды на день должен быть примерно равен 700-800г.
    Мне в процессе ходьбы очень помогали леденцы барбарис, пить не хотелось, но к вечеру начинала долбить барбарисовая изжога.
    Газового баллона 220г (дихлофос) при средней ветрозащите хватает на 6 приготовлений пищи растворимой в воде (до 1л) (каши, чай, макароны и т.п.) т.е. 1 баллон – 2 дня. Разницы межу корейским дихлофосом и обычным за 60 руб не заметил. У нас было две горелки примерно одинаковой мощности — на одной мы готовили чай на другой еду, баллоны кончились практически одновременно, на второй день пребывания на Кардываче, к обеду. Так что на неделю на двоих человек 4х баллонов хватит.
    Обязательно надо брать различные приправы к еде. Они забивают вкус полуфабрикатов и придают еде нормальный приятный вкус.
    Сухари лучше брать из черного хлеба и не более 300-500г на неделю человеку. Этого достаточно.
    Тушенку лучше брать в небольших плоских банках (Агрокомплекс в зеленых банках 325г, с ключом сверху, себя хорошо показал, но у нас я таких в продаже не видал).
    Каркаде очень приятно бодрит если Вы промокли и устали.
    И последнее, пожалуй: НИКОГДА не заливайте гребучий Рижский бальзам в пластиковую фляжку – иначе все что туда будет залито потом будет иметь его привкус и аромат.
    По снаряжению:
    Обязательно брать теплые вещи и шапку если идете в горы на высоту выше 1км. И сменную одежду что бы переодеться в сухое, если промокнете.
    Рубашка или очень легкая майка с длинным рукавом в горах необходимы – прикрывает от обгорания руки и защищает от крапивы при ходьбе через заросли и кровососущего гнуса которого тама много и он Вам будет рад.
    Как ни забавно, но в который раз убедился что нужна пачка толстых женских гигиенических прокладок. Ибо быстро протереть ими палатку от конденсата насухо, не говоря уже о том, что бы засунуть внутрь мокрой обуви, что бы впитать влагу и ее высушить. Нам крупно повезло с погодой в этот раз и все успело высохнуть само.
    Т.к. мой навигатор подох и маршрут не записал, прилагаю карту Д.Ковинова по треку которого мы собственно и шли и к легенде которой мне в принципе нечего добавить.

Всем желаю успехов, новых походов и приятных впечатлений!