Мастерская: Строительство и сплав на плоту №10

  • Автор: umcbrat
  • Опубликовано: 03 июня 2011, 20:48

  • Рис. 31. Вход в струю

    Повороты реки

    На повороте реки центробежная сила отжимает воду к внешнему берегу. С ростом скорости центробежная сила растет. Нижние слои воды из-за трения о дно имеют меньшую скорость, чем поверхностные, поэтому последние отжимаются к внешнему берегу сильнее. Там они уходят вниз, уступая место новым массам наваливающейся поверхностной воды и т. д. В результате на повороте кроме продольной составляющей течения есть еще и поперечная составляющая, которая подтаскивает к внешнему берегу все, что плывет по поверхности. Плот не составляет исключения, и, чтобы не въехать в берег, приходится что-то предпринимать.

    На пологих поворотах достаточно отвернуть нос плота в сторону внутреннего берега, и возникшее боковое скольжение не подпустит судно к внешнему берегу. На более крутых поворотах этого мало, и в течение всего поворота приходится действовать обеими гребями. Плавные длинные повороты лучше проходить около стремнины, с внутренней ее стороны. Если плот перевалил за стремнину, то его начинает сильнее поджимать к берегу; тут, чтобы не тратить зря энергию, нужно сразу интенсивнее грести, чтобы снова занять позицию с внутренней стороны стремнины.

    На еще более крутых поворотах для удержания плота на одинаковом расстоянии от берега работать приходится крепко и много, поэтому входить в такие повороты следует не у стремнины, а ближе к внутреннему берегу, и тем ближе, чем круче поворот. Это простое правило на практике почему-то забывают, а ведь для удачного прохождения крутого поворота правильный заход обычно дает больший эффект, чем отчаянная гребля на самом повороте


    Рис, 32 Прохождение серии поворотов

    Перестраховываться здесь, однако, не следует. Ведь после поворота, скажем, налево скорее всего будет поворот направо. Плот, вошедший в левый поворот слишком близко к левому берегу, на следующем, правом, повороте оказывается зажатым между основной струей и внешним берегом, и выбраться ему оттуда нелегко. Такой неудачный путь показан на рис. 32, 1. Заходить в поворот нужно так, чтобы к концу его плот снесло в основную струю (путь 2). На выходе из одного поворота можно составить какое-то представление о следующем, а положение плота в стремнине позволяет легко произвести необходимый маневр В конце крутого поворота стремнина обычно узкая. Она прижимается почти вплотную к внешнему берегу (точка а), затем уходит наискось к руслу, на середину реки (линия абв), постепенно расширяясь У самой стремнины ниже по реке течения почти нет (область г), а чуть дальше вода уже поползла, потом быстрее, еще быстрее, и вот река снова течет всей своей шириной, стремнина же затерялась где-то у середины, смешалась с общим потоком, и осталась от нее лишь тонкая ленточка пузырей. Этот участок уходящей от берега стремнины и нужно использовать, чтобы занять наиболее выгодную позицию для прохождения очередных препятствий. Плот сам идет поперек реки; остается только в нужном месте несколькими гребками <выгнать> его из струи. Новое зарождающееся течение подхватит судно, и оно пойдет на нужном вам расстоянии от берега. Несколько своевременно сделанных гребков стоят десятков метров, которые придется отрабатывать потом, перегребая реку поперек, если вы слишком рано <вывалитесь> из струи или, наоборот, она вас утащит далеко к противоположному берегу. Если следующий поворот просматривается, и ничего там страшного нет, покидайте струю почти у середины (рис. 32, в). Когда поворот крутой или не ясно, что впереди, можно уйти раньше (точка б). Потом, поработав в ту или другую сторону, можно выйти к струе или пристать. А если вы решили приставать сразу за поворотом, режьте струю у самого берега, где она уже всего (точка а), и вы пристанете в чудесной тихой заводи.

    Конечно, на реке все не так просто, как здесь описано. Скорость и крутизна поворотов разная, стремнина иногда выражена четко, а иногда и не поймешь, где она. Но общие принципы остаются теми же. Научиться грамотно проходить повороты несложно. Осматривая реку с берега, обращайте внимание, как обычно идет струя, как она постепенно расширяется и исчезает, где зарождается новое течение. Входя в поворот, оцените его длину, крутизну, скорость воды, заметьте, на каком расстоянии от внешнего берега вы вошли в него и на каком вышли. Постепенно вы научитесь чувствовать повороты. Река — это цепь поворотов, и о том, как войти в следующий, нужно думать еще перед выходом из предыдущего. Смотрите возможно дальше вперед!

    Очень крутые повороты, на которых отчетливо чувствуется навал воды на берег, называют прижимами, или приторами. Часто такие повороты страшат высокой стеной вдоль внешнего берега, образованной выходами коренных пород В Сибири эти стены называют <бомами>. На хорошем прижиме навал на внешний берег настолько силен, что греби справиться с ним не могут, и волнующий команду вопрос — будет пройден прижим или нет — решается в основном заходом Заходить надо ближе к внутреннему берегу. Насколько близко, зависит от силы навала, которую можно оценить по ширине струи в самом конце прижима. Глядя на воду, можно определить, какая часть ее по ширине реки упирается в стену, а какая благополучно проскакивает по выходной струе; туда и идите, как показано на рис 33, а На прижимах, в отличие от серии поворотов, можно спокойно перестраховаться Струя в конце прижима узкая, и, если вы забрали слишком далеко к внутреннему берегу, можно уже в зоне прижима несколькими гребками загнать плот обратно в струю. Поэтому, если даже плот идет близко к внутреннему берегу, но на душе у вас неспокойно, поработайте еще обеими гребями от струи, а в конце прижима прикиньте, стоило ли работать, и запомните результат.


    Рис. 33. Прохождение различных видов прижимов

    Хуже, если струя на прижиме узкая, но уйти под берег мешают подводные камни. Тут придется сильно грести. Камни никогда не доходят до самого прижима, кроме малых неопасных речек или случая очень низкой воды. Ведите плот возле камней (только не зацепите, иначе развернет и тогда наверняка ударит в стену), а как только представится возможность, интенсивно гребите к внутреннему берегу, выбиваясь в ту воду, которая минует стену (рис. 33, б).

    Страшно выглядят прижимы, когда река перпендикулярно упирается в стену, иногда даже расщепляется, и одна часть ее образует водоворот, а вторая узенькой струйкой, -шириной 1, 5-2 м, проскакивает у самой стены. Кажется, что плот в этой струйке просто не поместится И не надо1 Учтите вся река через мелкую струю утечь не может, следовательно, глубина у скалы большая У внутреннего берега дно пологое, и река становится глубокой не вдруг: между узкой струей и внутренним берегом должна быть обширная область стоячей воды. Так оно и бывает. Поэтому, если струя слишком узкая, не пытайтесь удержаться в ней. Как только внутренний берег отошел от вас, несколькими мощными гребками вгоняйте плот в стоячую воду (рис. 33, в). Судно быстро потеряет скорость и плавно подойдет к струе. Если нужно, помогите ему гребями войти в нее.

    Интересен прижим, когда напротив стены есть хорошо развитая мель (рис. 33, г). Часть реки набегает на нее и, слегка повернув в сторону, обратную основному повороту реки, скатывается поперек стены, покрывая сверху основную воду, текущую по глубокой части русла. Идти по этой глубокой части нельзя: сбегающая с мели вода придавит плот к стене. Просто заходить с мели тоже плохо: скатываясь с нее, плот наберет такую скорость перпендикулярно стене, что на оставшемся десятке метров его не остановишь. Здесь нужно заходить дальше на мель и, поджавшись поближе к берегу, на спуске притормаживать о дно. Если комли сзади, то разворачиваться плот не будет, и вы значительно медленнее воды подползете к струе, которая спокойно провезет вас вдоль стены.

    Основная ошибка, которую допускают на прижимах, следующая. Сначала гребут в сторону внутреннего берега, но вид быстро надвигающейся спереди огромной стены с белой пеной и водоворотами под ней вызывает острое желание держаться от нее подальше. В результате команда начинает отгребаться от стены, повернувшись к ней бортом. Но это значит, что гребцы работают против течения, замедляя свой ход всего на 10%, а плот остается в воде, утыкающейся в стену. Естественно, его ждет столкновение со скалой, разве что несколькими секундами позже. Отгребаться нужно не от стены, а поперек течения (может, слегка повернув нос к внутреннему берегу, чтобы помогало скольжение). Только так можно перейти в соседнюю воду, которая минует скалы. Здесь лоцман должен запастись хладнокровием (чтобы его не смущала надвигающаяся прямо по носу стена), внимательно следить за направлением течения и, меняя усилия на передней и задней гребях, держать нужное направление плота.,

    Итак, прижимы лишь грозно выглядят, а проходятся довольно легко, согласно простым правилам. Попадаются на прижимах в основном начинающие или невнимательные лоцманы. Заход изнутри и гребля на самом повороте гарантируют прохождение почти любого прижима.

    Камни

    Камни на горно-таежных реках встречаются постоянно и служат причиной большинства аварий плотов. Если посадка на камень где-нибудь у берега при глубине 0, 4-0, 7 м позволяет экипажу развлечься, поработав 15 минут вагами, то даже при простой посадке в середине большой реки с быстрым течением и глубиной 1, 5-2 м может серьезно встать вопрос: как отсюда выбираться? Однако на сложных реках дело не ограничивается тем, что плот упирается в камень и останавливается. Поскольку камни пологие, а скорость плота большая, он при ударе вылезает бортом на камень. Противоположный борт подтапливается, течение нажимает на него и топит совсем. Плот встает вертикально на ребро, намертво прижатый к камню, мокрая команда выползает на 1-2 торчащих из воды бревна. Выпутаться из такого положения, сохранив снаряжение и продукты, подчас бывает нелегко, поэтому старайтесь до этого не доводить.

    Камни делятся на надводные и подводные. Деление в большой мере условное, ибо при быстром течении верх камня прикрыт набегающей водой, а сторона, обращенная вниз по течению, возвышается над поверхностью воды на 30-50 см. Один и тот же камень может с разных точек зрения казаться и надводным и подводным. Подводные камни заметны по характерному треугольному буруну, часто с белым барашком в вершине треугольника. Сам камень лежит выше по реке, чем вершина буруна, причем тем выше, чем толще слой воды над камнем и быстрее течение. При лавировании между камнями приходится решать две задачи: идет плот на камень или обходит его, и если не обходит, а камень подводный, то пройдет плот над ним или сядет.

    Первая задача не столь проста, как кажется сначала. Плот движется не всегда в ту сторону, в которую повернут нос, хотя представление это на основе знакомства с другими видами транспорта настолько в нас укоренилось, что избавиться от него нелегко. Попросите кого-нибудь (конечно, не из плотовых <волков>) следить за камнями по курсу и медленно поверните нос плота в сторону какого-нибудь камня, который должен пройти (или уже проходит) далеко от плота. Впередсмотрящий тотчас вам доложит: <Камень, прямо по носу!>.

    Течение не идет все время прямо, может казаться, что плот движется мимо камня, а в последний момент вода повернет, и вы поедете прямо на него. На решение этих задач река отводит мало времени. Камней по курсу много, и каждый требует внимания, а уже пора решать, какими воротами идти через виднеющуюся в сотне метров гряду, как заходить в расположенный за ней прижим…

    В рассказах начинающих плотовиков часто фигурирует такая картина: <Обе греби вовсю работали, чтобы обойти камень, но сил не хватило, и нас вынесло прямо на него>. Однако, чтобы обойти камень, нужно не более 10 гребков обеими гребями. Если пришлось много работать, значит, сам плот собирался пройти далеко от камня и был загнан на него волевым решением лоцмана. Здесь явная ошибка в определении траектории судна. Другая распространенная ошибка: когда плот идет прямо на камень, причем он уже близко и нервы сдают, команда начинает отгребаться, развернув судно бортом к камню. Инстинктивная попытка остановить плот не может предотвратить встречи с камнем и лишь на доли секунды оттягивает это <удовольствие>.

    Чтобы определить истинное направление движения плота, все время смотрите вперед и по сторонам, замечая, как <движутся> камни, как направлены буруны от них, ленточки пузырьков и пены. Если позволяют прозрачность воды и глубина, чаще смотрите на дно — оно сразу дает истинное направление и скорость в настоящий момент. Когда дна не видно, ориентироваться можно по берегу Посмотрите, как смещается расположенный впереди камень на фоне берега или растущее у воды дерево на фоне более дальних. Если выбранный ориентир ползет по своему фону влево, то направление вашего движения проходит правее этого ориентира, если вправо, то левее. Неподвижный относительно своего фона ориентир означает, что в данный момент вы идете прямо на него. Окинув берег взглядом, легко можно найти группу деревьев, которые не смещаются относительно своего фона. А вообще быстрее постарайтесь научиться <чувствовать> направление движения по общему смещению берегов и камней, а не <вычислять> его по отдельным признакам. По всем этим данным старайтесь постоянно держать в голове общую картину потока — куда он течет сейчас, куда и насколько круто вскоре повернет, где сужается, раздваивается. Такое умение <читать> воду в конечном итоге и определяет умение плавать на плоту. Определив ожидаемую траекторию плота на ближайшие десятки метров, легко оценить, какие камни оказываются в опасной близости от этой траектории и как ее нужно подправить.

    Научиться быстро решать подобные задачи по книге нельзя, тут нужен опыт, а чтобы его набрать, тренируйтесь на одиночных камнях. Завидев такой камень, не убегайте сразу на другую сторону реки (болезнь начинающих плотовиков). Оцените, с какой стороны, на каком расстоянии от плота пройдет камень. Ну, а если и с расстояния 30-50 м все еще не ясно, с какой стороны он пройдет, вот тогда и поработайте гребями. На следующих этапах обучения поставьте целью пройти от камня на заданном расстоянии. Критерий оценки способностей лоцмана — минимальное количество команд на переднюю гребь.

    Собираясь пройти близко около большого камня, помните, что с одного его края под водой может быть невидимая гряда из нескольких более мелких камней, которые уменьшают сечение потока и вносят в общую картину течения незаметные издали искажения. В результате часть воды, которая, как вы считали, спокойно обходит камень справа, вдруг перед самым камнем резко поворачиваете обходит его слева. Близко от камня это уже видно, нужно только помнить о существовании подобных ловушек и не ослаблять внимания, пока камень не остался позади. В таком случае лучше сразу изменить направление и обойти камень с другой стороны, резко отработав в направлении свала воды

    Лоцман должен уметь определять глубину залегания подводных камней. Вид и размер буруна за камнем зависит от скорости течения, размеров камня и толщины слоя воды над ним. Простого правила для определения последнего в зависимости от вида буруна нет, здесь тоже нужна тренировка. Завидев подводный камень, попробуйте оценить его глубину (с точки зрения осадки плота — пройдет или нет), потом подведите к нему плот и посмотрите, не ошиблись ли вы. Испытав себя на несколько десятках камней, вы заметите, что количество ошибок явно уменьшилось.

    Если сразу за камнем требуется быстро уходить в сторону, разгоняйте плот поперек реки еще до того, как с ним поравнялись. Маневр требует от лоцмана, чтобы он чувствовал возможности плота и скорость воды. При обучении сначала заходите на камень так, будто вы его хотите пропустить в метре от борта, а когда до него останется примерно 3 м (это, конечно, зависит от скорости воды), начинайте действовать обеими гребями <на камень>. Оглянитесь и запомните, на каком расстоянии он прошел от кормового угла плота. Постепенно расстояния увеличивайте. Критерий совершенства — умение проходить на предварительно разогнанном поперек течения плоту узкие ворота.

    Если камень имеет размеры более 1-2 м, то обширную область стоячей или почти стоячей воды за ним можно использовать для поперечного перемещения плота. Плот проводят около камня, возможно ближе к нему. Как только нос минует камень, его 2-3 гребками передней греби загоняют за камень, в его <тень> (рис. 34, а). Плот поворачивается и входит в стоячую воду, сохранив скорость текущей воды. На какой-то момент он превращается в активное судно с буруном перед носом. Довернутый еще немного, он быстро пересекает зону стоячей воды (положение б), врезается в текущую воду и еще некоторое время движется в ней поперек реки, после чего его можно

    развернуть носом по течению (положение в). В результате этого маневра плот, пройдя относительно небольшое расстояние вдоль реки, существенно сдвинется в поперечном направлении.

    Ударяться о камень кормой плота для <ускорения> его разворота и захода в <тень> не следует. Во-первых, чтобы удариться кормой, нужно подходить к камню с отвернутым в сторону носом. Центр тяжести плота при этом пройдет дальше от камня, чем в случае, когда плот повернут строго по течению, и судно дольше не войдет в <тень>. Во-вторых, при ударе о камень теряется скорость, которая так нужна для пересечения массива стоячей воды. И, в-третьих, использование <тени> камня эффективно при значительных скоростях течения, когда камни пологие и гладкие, а поскольку момент инерции плота большой, прежде чем судно успеет развернуться, корма уже вылезет на камень.


    Рис. 34. Использование <тени> камня для смещения плота

    Использовать упор в камень для поворота плота имеет смысл лишь на участках с невысокой скоростью, если вода после камня поворачивает и вы хотите повернуть туда же (рис. 35, а, где плот должен войти в косые ворота).

    Чтобы по инерции не налететь на камень 3 и не посадить плот сразу на два камня, целесообразно, работая задней гребью, прижать его кормовой половиной к камню 2. Трение о камень погасит продольную составляющую скорости, а нос, которому помогает передняя гребь, смоет течением в ворота. Если же вода идет вдоль цепочки камней и не поворачивает, то, сколько бы вы о камни ни ударялись, вас все равно будет нести вдоль, ибо боковой силе, загоняющей плот за камень, взяться просто неоткуда (рис. 35, б).

    На медленных участках, где камни небольшие, а зона стоячей воды практически отсутствует, можно, проходя мимо камня, прижаться к нему бортом, чтобы затормозить плот и выиграть время для последующего перемещения его поперек реки с помощью гребей. Течение должно быть достаточно медленным, чтобы греби могли справиться со стремлением судна начать вращаться вокруг камня. Если же вас все-таки разворачивает, отваливайте от камня: на развороте обратно вы потеряете времени больше, чем успели выиграть.


    Рис. 35. Когда нужно и когда не нужно ударяться о камни
    • +8

    Комментарии (0)

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.