Гостевая: «Если в лесу идти прямо-прямо..».Азимуты, Бушмен и интересное место
В конце июля — начале августа, когда исход лета уже виден, особенно остро чувствуется, что жизнь как-то быстро пролетает мимо. Совсем недалеко качает кронами зелёный лес, а ты сидишь то в квартире, то в дачном доме. Не, надо такую штуку исправлять.
Поэтому, согласовав с женой, на два выходных дня выломился из бытовых проблем. А чтоб время провести с пользой, придумал обновить здорово утерянные навыки хождения в условиях ограниченной видимости по карте и компасу.
Дано: лес – нормальный, густой и в естественном состоянии, то есть без тропинок; карта; компас.
Задача: попасть из пункта А в пункт Б, выдерживая направление по магнитной стрелке.
Обычный приём для выдерживания по компасу более-менее точного курса (по крайней мере, из известных мне) – это визирование. То есть берёшь направление, намечаешь два ориентира на соответствующей прямой (для этого удобно пользоваться прямой палкой, или, скажем, прицельными приспособлениями оружия). Ну и идёшь, держа ориентиры «в створе». Дошёл до первого, намечаешь за вторым ориентиром третий «створишь» их и так далее.
Про палку мы ещё вспомним.)
Однако такой метод хорош, когда вокруг некое пространство есть – и для взгляда, и для ног. А в густом лесу, с переплетением веток и буреломом, визирование делать и утомительно (все ориентиры слишком близко), и нерационально – всё равно идти по прямой линии не получится, слишком много обходить и перелезать надо.
Тут приходится рассчитывать на навык сохранения направления – а навыки со временем теряются.)
Именно это я и понял, когда попробовал напрямую выйти к хорошо известной мне точке в лесу, имея в кармане только компас. Натурально в трёх соснах стал блуждать, хотя расстояние было меньше километра.) Уклонился в результате существенно, метров на двести, если б местность не знал – не сориентировался бы.
Таким образом, согнав краску стыда с лица), придумал я для тренировки следующее.
1. Беру планшет (можно и коммуникатор, но планшет лучше, потому как больше). Ставлю на него электронную карту MAPS.ME(можно и любую другую по вкусу). Беру навигатор (у меня eTrex 10, я о нём рассказывал, но можно, конечно, любой, главное – именно «пешеходный», не автомобильный, у них точность позиционирования очень низкая). Беру компас.
2. Выйдя в лес, намечаю по электронной карте какую-нибудь характерную точку (для начала за километр-полтора от текущего места). Точку такую, чтоб можно было на местности понять – родник, изгиб реки, поляна в лесу и тд. Беру координаты этой точки по MAPS.ME. Прописываю эту точку по координатам в етрексе как маршрутную. Обнуляю в нём счётчики и текущий трек.
Маленький совет из опыта: если будете такую штуку делать, не забудьте текущее положение также прописать отдельной маршрутной точкой в навигаторе. Чтобы потом знать, как выйти в знакомые места.)
3. Сориентировав планшет при помощи компаса по сторонам света, беру азимут на выбранную точку.
Маленький совет № 2: если воспользуетесь методикой, для первых тренировок определяйте точки так, чтобы азимуты из текущего места получались самые примитивные, например, строго на запад.
4. Выключаю планшет, кладу в рюкзак, навигатор – в карман, компас на шнурке к поясу. И попиз…. пошёл, короче. Вперёд в лес.)
Расстояние считаю примерно, по шагам (мне удобно его сразу из метров в шаги перевести, потом держишь в голове округлённое значение, и прикидываешь грубо, сколько осталось).
5. Когда понимаю окончательно, что нужное расстояние прошёл и в точку не вышел – вынимаю из кармана навигатор. Он мне честно показывает, какие я кренделя выписывал, думая, что держу прямую. Я малость оху… удивляюсь, в общем, и крою себя русскими выражениями. Далее пытаюсь сообразить, какие ошибки сделал. Далее – можно для тренировки выйти на точку, скорректировав азимут или по навигатору, а можно сразу задать себе новую задачу.
За такими упражнениями время пролетает просто незаметно – часов пять как 10 минут. А после пары дней начинаешь уже и кренделей меньше крутить, и в район точки выходить.)Да и на красоту есть время полюбоваться.
Теперь про палку. Ту самую звонкую высушенную прямую ёлочку, которая в лесу как специально попалась поперёк дороги.)
Вообще, длинная палка – вещь в лесу полезная, каждый подтвердит. Особенно ежели без тропинок идёшь. И ветки отводить, и заросли крапивы «располовинить» для прохода, и в овраг спуститься. Но хочется-то большего.) И есть одна штука, которая простую палочку в это самое «большее» легко превращает. Называется она ColdSteel Bushman, и на нашем ресурсе её уже рассматривали, в том числе и я.
Не говоря сейчас о несомненных достоинствах Бушмена, хотел бы остановиться на одном из его недостатков. А именно – крепление к древку предусмотрено у него шурупом. А это значит, что а)надо придумать штатное место для маленькой легко теряющейся железки, и б)надо иметь с собой отвёртку. Ну или в)надо что-то другое придумать. Что, собственно, я и сделал.
Берём саморез с головой в виде кольца («крюк-кольцо» это называется по-научному, вроде), привязываем к кольцу верёвку.
Приматываем его этой самой верёвкой куда-нибудь на снаряжение, например, к ножнам ножа. Можно и на ножны самого Бушмена, но они для этого не особо удобной формы, по мне, так что поселилась эта верёвка на ножнах маленькой Моры Компаньон.
В лесу, обстругав подходящую палку, насаживаем на неё Бушика втулкой, кончиком той же Моры натыкиваем дерево через отверстие, чтоб саморез «пошёл». Далее вворачиваем его пальцами или палочкой как рычагом – и не нужны нам никакие отвёртки.)
Ну и обматываем верёвку вокруг древка, закрепив её конец на том же колечке.
Интересное ощущение получается, когда пробираешься сквозь нехоженый лес с копьём в руке. Какое-то… своё, что ли. Родное. Кажется, что ты это когда-то уже делал, только забыл накрепко.
Кстати об интересном.
Задав себе очередное упражнение, шёл я эдак через лес, посматривая на компас, и вдруг вылез на явную дорогу – старую заброшенную бетонку. Не то чтоб совсем заросшую – кто-то её всё ж расчищал, но явно возраст этой бетонки в пару-тройку десятков лет, если не больше.
Любопытно, что на карте в этом месте несуразица имеет место (а MAPS.ME в отношении всяческих тропинок довольно подробна, кто пользовался, тот подтвердит). Наличествует какой-то прямой пунктир, не совпадающий с дорогой, и без связи с окружающим миром – в лесу начало, в лесу конец. Анизотропное шоссе, короче.) По Стругацким. Так что задание по выходу в точку я сам себе отменил, прикинул, в какой стороне дорога интереснее (явно не к краю леса надо идти) и пошагал смотреть на предмет скелета с пулемётом.
Километра через полтора, после непонятной развилки (вправо вниз уходило что-то совсем заросшее) дорога вывела к первому строению.
Да, по деревьям судя – лет тридцать оно стоит в таком виде.
Дальше было несколько соединенных полян в лесу с остатками бетонных площадок и прямоугольными зарослями иван-чая – думаю, под ними то, что раньше было деревянными корпусами.
Слева за деревьями виднелись какие-то бетонные трубы – сначала решил, что это канализационные колодцы. В глуши леса.)
И тут впереди заметил остатки бетонных конструкций.Торчащие над деревьями.
Ммм… надо сказать, неожиданно было. В чаще леса как-то не ожидаешь сооружений такой высоты. Включил увеличение в фотоаппарате (хорошо работает в качестве «подзорной трубы») – да, точно. Бетон.
«Скелет» здоровенного трёхэтажного здания на глубоком, в рост человека фундаменте. Явно незаконченная постройка – и всё ж сколько денег и сил надо было в это вбухать.
Позже, поговорив с местными, выяснил, что это, дескать, недостроенная база отдыха автобусного парка. Не, может, конечно, на границе Тверской области когда-то и были такие богатые водители автобусов.
Выглядит как скриншот из какой-нибудь компьютерной постап-фантазии.) Главный герой из лесной глуши вышел к развалинам цивилизации. Он ещё с копьём, но тут-то и обретёт первый ржавый пистолет.
А ещё на каждой уважающей себя локации добротно сделанной игрушки должно быть подземелье. Где трудно, опасно, живут радиоактивные монстры и ждёт героя приз – новенький RPG-7.))
Ладно. Посмеялся. И пошёл смотреть, что за бетонные трубы торчали неподалёку.
Хммм… А вот и подземелье.
Так. Это дело надо запить глотком воды. Привал.
Посидим, полюбуемся на лес и заросшие деревьями остатки цивилизации. Подумаем.
А заодно проверим одно обстоятельство.
Ну, радиации тут нет. И это хорошо. Отдохнул? Продолжим.
А картинка-то интересная.
То, что я принял за местный канализационный отстойник, оказалось здоровенной цельнолитой из бетона подземной конструкцией прямоугольной формы
Здоровенной без преувеличения – площадь её плоской «крыши» с хорошее футбольное поле. По бокам – ряд вертикальных труб, таких, что пара человек одновременно пройдёт и ещё место будет. Их высота наталкивает на соображение, что всё это сооружение делалось под нехилой толщины засыпку грунтом.
А низкая дверь с остатками здоровенных железных шкворней для явно очень тяжёлых дверей ведёт внутрь всей конструкции. На толстом ржавом «косяке» паутинки. Вход залит водой. Лягушки квакают. К дождю, видно.)
Да, радиометр на всякий случай включён постоянно. Ибо нах. Но ничего нет, кроме обычных случайных всплесков.
Внутрь в тех сапогах, что на мне, не полезешь – глубоко. Да и не особо хочется лезть в одиночку без подготовки, честно.
Однако, предполагая, что пробуду в лесу до темноты, взял с собой хороший фонарик. После адыгейских штолен приобрёл и с того года на этот фонарик не налюбуюсь. Цельнолитой прочный корпус удобной прямоугольной формы, работает на обычных батарейках, не греется, экономный, и в случае необходимости может светить как фара. Переставляю на максимальную мощность, свечу внутрь.
Огроменной толщины поперечная профилированная бетонная балка показывает – не ошибся я. Под засыпку делалось сооружение, и не малым слоем.
Дверной проём в толстенной поперечной стенке ведёт куда-то вглубь.
Может, и ошибаюсь, но бомбоубежище это. Недостроенное, очевидно, как и трёхэтажка, однако сама коробка возведена, и она весьма нехилых размеров. А если это действительно убежище, то, думаю, и второй уровень у него может быть – который сейчас в любом случае под водой. Пропал мой RPG.)
Не, кроме шуток. Сколько может стоить забабахать такую конструкцию в глухом лесу? Хоть в рублях, хоть в человеко-часах? Ещё ж и водоснабжение всему этому нужно, и та же канализация, отопление, электроэнергия. И не десяток ведь человек должны были занимать эту огромную площадь.
Говорю ж, интересная база отдыха автобусного парка.
Ну пора и назад.
Обратно специально возвращался по старой бетонке – разъяснить «легальный» путь, не лесами ж каждый раз ходить. Разъяснил. Увидел место, где разрушенная дорога окончательно уходит в заросли, а к ней подходит «современная» грунтовка. Заодно и выяснил, зачем туда ездили автомобили – по бокам дороги лежит несколько куч всякого старого хлама явно из этой «базы отдыха», который сколько-то лет назад некий куркуль по жадности, думаю, вывозил, да часть бросил за ненадобностью.
Так что дорога туда имеется.Надо будет со временем вернуться. Знать о таком бункере, пусть и явно недостроенном – штука невредная, думаю.
Да, ежели кому из земляков интересно, могём как-нить и съездить. Посмотреть. 150 км от Москвы – всего-то.)
Всем интересных находок и прямых дорог!
=====================================
Как обычно, мнения и рассуждения в статье – мои и необязательно верные.
Поэтому, согласовав с женой, на два выходных дня выломился из бытовых проблем. А чтоб время провести с пользой, придумал обновить здорово утерянные навыки хождения в условиях ограниченной видимости по карте и компасу.
Дано: лес – нормальный, густой и в естественном состоянии, то есть без тропинок; карта; компас.
Задача: попасть из пункта А в пункт Б, выдерживая направление по магнитной стрелке.
Обычный приём для выдерживания по компасу более-менее точного курса (по крайней мере, из известных мне) – это визирование. То есть берёшь направление, намечаешь два ориентира на соответствующей прямой (для этого удобно пользоваться прямой палкой, или, скажем, прицельными приспособлениями оружия). Ну и идёшь, держа ориентиры «в створе». Дошёл до первого, намечаешь за вторым ориентиром третий «створишь» их и так далее.
Про палку мы ещё вспомним.)
Однако такой метод хорош, когда вокруг некое пространство есть – и для взгляда, и для ног. А в густом лесу, с переплетением веток и буреломом, визирование делать и утомительно (все ориентиры слишком близко), и нерационально – всё равно идти по прямой линии не получится, слишком много обходить и перелезать надо.
Тут приходится рассчитывать на навык сохранения направления – а навыки со временем теряются.)
Именно это я и понял, когда попробовал напрямую выйти к хорошо известной мне точке в лесу, имея в кармане только компас. Натурально в трёх соснах стал блуждать, хотя расстояние было меньше километра.) Уклонился в результате существенно, метров на двести, если б местность не знал – не сориентировался бы.
Таким образом, согнав краску стыда с лица), придумал я для тренировки следующее.
1. Беру планшет (можно и коммуникатор, но планшет лучше, потому как больше). Ставлю на него электронную карту MAPS.ME(можно и любую другую по вкусу). Беру навигатор (у меня eTrex 10, я о нём рассказывал, но можно, конечно, любой, главное – именно «пешеходный», не автомобильный, у них точность позиционирования очень низкая). Беру компас.
2. Выйдя в лес, намечаю по электронной карте какую-нибудь характерную точку (для начала за километр-полтора от текущего места). Точку такую, чтоб можно было на местности понять – родник, изгиб реки, поляна в лесу и тд. Беру координаты этой точки по MAPS.ME. Прописываю эту точку по координатам в етрексе как маршрутную. Обнуляю в нём счётчики и текущий трек.
Маленький совет из опыта: если будете такую штуку делать, не забудьте текущее положение также прописать отдельной маршрутной точкой в навигаторе. Чтобы потом знать, как выйти в знакомые места.)
3. Сориентировав планшет при помощи компаса по сторонам света, беру азимут на выбранную точку.
Маленький совет № 2: если воспользуетесь методикой, для первых тренировок определяйте точки так, чтобы азимуты из текущего места получались самые примитивные, например, строго на запад.
4. Выключаю планшет, кладу в рюкзак, навигатор – в карман, компас на шнурке к поясу. И попиз…. пошёл, короче. Вперёд в лес.)
Расстояние считаю примерно, по шагам (мне удобно его сразу из метров в шаги перевести, потом держишь в голове округлённое значение, и прикидываешь грубо, сколько осталось).
5. Когда понимаю окончательно, что нужное расстояние прошёл и в точку не вышел – вынимаю из кармана навигатор. Он мне честно показывает, какие я кренделя выписывал, думая, что держу прямую. Я малость оху… удивляюсь, в общем, и крою себя русскими выражениями. Далее пытаюсь сообразить, какие ошибки сделал. Далее – можно для тренировки выйти на точку, скорректировав азимут или по навигатору, а можно сразу задать себе новую задачу.
За такими упражнениями время пролетает просто незаметно – часов пять как 10 минут. А после пары дней начинаешь уже и кренделей меньше крутить, и в район точки выходить.)Да и на красоту есть время полюбоваться.
Теперь про палку. Ту самую звонкую высушенную прямую ёлочку, которая в лесу как специально попалась поперёк дороги.)
Вообще, длинная палка – вещь в лесу полезная, каждый подтвердит. Особенно ежели без тропинок идёшь. И ветки отводить, и заросли крапивы «располовинить» для прохода, и в овраг спуститься. Но хочется-то большего.) И есть одна штука, которая простую палочку в это самое «большее» легко превращает. Называется она ColdSteel Bushman, и на нашем ресурсе её уже рассматривали, в том числе и я.
Не говоря сейчас о несомненных достоинствах Бушмена, хотел бы остановиться на одном из его недостатков. А именно – крепление к древку предусмотрено у него шурупом. А это значит, что а)надо придумать штатное место для маленькой легко теряющейся железки, и б)надо иметь с собой отвёртку. Ну или в)надо что-то другое придумать. Что, собственно, я и сделал.
Берём саморез с головой в виде кольца («крюк-кольцо» это называется по-научному, вроде), привязываем к кольцу верёвку.
Приматываем его этой самой верёвкой куда-нибудь на снаряжение, например, к ножнам ножа. Можно и на ножны самого Бушмена, но они для этого не особо удобной формы, по мне, так что поселилась эта верёвка на ножнах маленькой Моры Компаньон.
В лесу, обстругав подходящую палку, насаживаем на неё Бушика втулкой, кончиком той же Моры натыкиваем дерево через отверстие, чтоб саморез «пошёл». Далее вворачиваем его пальцами или палочкой как рычагом – и не нужны нам никакие отвёртки.)
Ну и обматываем верёвку вокруг древка, закрепив её конец на том же колечке.
Интересное ощущение получается, когда пробираешься сквозь нехоженый лес с копьём в руке. Какое-то… своё, что ли. Родное. Кажется, что ты это когда-то уже делал, только забыл накрепко.
Кстати об интересном.
Задав себе очередное упражнение, шёл я эдак через лес, посматривая на компас, и вдруг вылез на явную дорогу – старую заброшенную бетонку. Не то чтоб совсем заросшую – кто-то её всё ж расчищал, но явно возраст этой бетонки в пару-тройку десятков лет, если не больше.
Любопытно, что на карте в этом месте несуразица имеет место (а MAPS.ME в отношении всяческих тропинок довольно подробна, кто пользовался, тот подтвердит). Наличествует какой-то прямой пунктир, не совпадающий с дорогой, и без связи с окружающим миром – в лесу начало, в лесу конец. Анизотропное шоссе, короче.) По Стругацким. Так что задание по выходу в точку я сам себе отменил, прикинул, в какой стороне дорога интереснее (явно не к краю леса надо идти) и пошагал смотреть на предмет скелета с пулемётом.
Километра через полтора, после непонятной развилки (вправо вниз уходило что-то совсем заросшее) дорога вывела к первому строению.
Да, по деревьям судя – лет тридцать оно стоит в таком виде.
Дальше было несколько соединенных полян в лесу с остатками бетонных площадок и прямоугольными зарослями иван-чая – думаю, под ними то, что раньше было деревянными корпусами.
Слева за деревьями виднелись какие-то бетонные трубы – сначала решил, что это канализационные колодцы. В глуши леса.)
И тут впереди заметил остатки бетонных конструкций.Торчащие над деревьями.
Ммм… надо сказать, неожиданно было. В чаще леса как-то не ожидаешь сооружений такой высоты. Включил увеличение в фотоаппарате (хорошо работает в качестве «подзорной трубы») – да, точно. Бетон.
«Скелет» здоровенного трёхэтажного здания на глубоком, в рост человека фундаменте. Явно незаконченная постройка – и всё ж сколько денег и сил надо было в это вбухать.
Позже, поговорив с местными, выяснил, что это, дескать, недостроенная база отдыха автобусного парка. Не, может, конечно, на границе Тверской области когда-то и были такие богатые водители автобусов.
Выглядит как скриншот из какой-нибудь компьютерной постап-фантазии.) Главный герой из лесной глуши вышел к развалинам цивилизации. Он ещё с копьём, но тут-то и обретёт первый ржавый пистолет.
А ещё на каждой уважающей себя локации добротно сделанной игрушки должно быть подземелье. Где трудно, опасно, живут радиоактивные монстры и ждёт героя приз – новенький RPG-7.))
Ладно. Посмеялся. И пошёл смотреть, что за бетонные трубы торчали неподалёку.
Хммм… А вот и подземелье.
Так. Это дело надо запить глотком воды. Привал.
Посидим, полюбуемся на лес и заросшие деревьями остатки цивилизации. Подумаем.
А заодно проверим одно обстоятельство.
Ну, радиации тут нет. И это хорошо. Отдохнул? Продолжим.
А картинка-то интересная.
То, что я принял за местный канализационный отстойник, оказалось здоровенной цельнолитой из бетона подземной конструкцией прямоугольной формы
Здоровенной без преувеличения – площадь её плоской «крыши» с хорошее футбольное поле. По бокам – ряд вертикальных труб, таких, что пара человек одновременно пройдёт и ещё место будет. Их высота наталкивает на соображение, что всё это сооружение делалось под нехилой толщины засыпку грунтом.
А низкая дверь с остатками здоровенных железных шкворней для явно очень тяжёлых дверей ведёт внутрь всей конструкции. На толстом ржавом «косяке» паутинки. Вход залит водой. Лягушки квакают. К дождю, видно.)
Да, радиометр на всякий случай включён постоянно. Ибо нах. Но ничего нет, кроме обычных случайных всплесков.
Внутрь в тех сапогах, что на мне, не полезешь – глубоко. Да и не особо хочется лезть в одиночку без подготовки, честно.
Однако, предполагая, что пробуду в лесу до темноты, взял с собой хороший фонарик. После адыгейских штолен приобрёл и с того года на этот фонарик не налюбуюсь. Цельнолитой прочный корпус удобной прямоугольной формы, работает на обычных батарейках, не греется, экономный, и в случае необходимости может светить как фара. Переставляю на максимальную мощность, свечу внутрь.
Огроменной толщины поперечная профилированная бетонная балка показывает – не ошибся я. Под засыпку делалось сооружение, и не малым слоем.
Дверной проём в толстенной поперечной стенке ведёт куда-то вглубь.
Может, и ошибаюсь, но бомбоубежище это. Недостроенное, очевидно, как и трёхэтажка, однако сама коробка возведена, и она весьма нехилых размеров. А если это действительно убежище, то, думаю, и второй уровень у него может быть – который сейчас в любом случае под водой. Пропал мой RPG.)
Не, кроме шуток. Сколько может стоить забабахать такую конструкцию в глухом лесу? Хоть в рублях, хоть в человеко-часах? Ещё ж и водоснабжение всему этому нужно, и та же канализация, отопление, электроэнергия. И не десяток ведь человек должны были занимать эту огромную площадь.
Говорю ж, интересная база отдыха автобусного парка.
Ну пора и назад.
Обратно специально возвращался по старой бетонке – разъяснить «легальный» путь, не лесами ж каждый раз ходить. Разъяснил. Увидел место, где разрушенная дорога окончательно уходит в заросли, а к ней подходит «современная» грунтовка. Заодно и выяснил, зачем туда ездили автомобили – по бокам дороги лежит несколько куч всякого старого хлама явно из этой «базы отдыха», который сколько-то лет назад некий куркуль по жадности, думаю, вывозил, да часть бросил за ненадобностью.
Так что дорога туда имеется.Надо будет со временем вернуться. Знать о таком бункере, пусть и явно недостроенном – штука невредная, думаю.
Да, ежели кому из земляков интересно, могём как-нить и съездить. Посмотреть. 150 км от Москвы – всего-то.)
Всем интересных находок и прямых дорог!
=====================================
Как обычно, мнения и рассуждения в статье – мои и необязательно верные.
03 августа 2017, 06:23
+57.89 Gorec
— Саяногорск
сам хожу с таким, саморез, отвертка(хоть и в мульте) идея прям на поверхности
- v
- 0
07 августа 2017, 19:40
+17.44 Seluk
— Днепропетровск
Видится мне картина-собирает человек грибы или по лесу гуляет, а навстречу ему субьект в полной турбоевой да еще и с девайсом на древке для явного жизнилишения. Со страху, так со следами крови. Как тут не обделаться и зовя маму не ломанутся лосем в кусты. Как резерв оно годится, а вместо посоха стремно.
07 августа 2017, 21:19
+128.90 HarryBullet
— Москва
Когда навстречу собирающему грибы человеку выходит другой в трениках, сапогах, линялой рубашке, с сидором за плечами и палкой в руке, на наконечник палки никто и внимания не обращает. Если его, конечно, не светить специально.
03 августа 2017, 08:05
+170.89 onyxpol
— ЯО
Отлично проведённое время …
Интересно про фонарик узнать
Визированием частенько приходится пользоваться на охоте, когда утка в зарасти тростника падает а собаки нет под рукой (болото ведь). Выбираешь хорошо видимый ориентир и не сводя с него глаз «на ощупь» продвигаешься к точке падения или направляешь в точку напарника… Хорошо помогает…
Интересно про фонарик узнать
Цельнолитой прочный корпус удобной прямоугольной формы, работает на обычных батарейках, не греется, экономный, и в случае необходимости может светить как фара.
Визированием частенько приходится пользоваться на охоте, когда утка в зарасти тростника падает а собаки нет под рукой (болото ведь). Выбираешь хорошо видимый ориентир и не сводя с него глаз «на ощупь» продвигаешься к точке падения или направляешь в точку напарника… Хорошо помогает…
- v
- 0
03 августа 2017, 09:29
+128.90 HarryBullet
— Москва
По проведённому времени — да, мне тоже понравилось.)
По фонарику. Nitecore EC4, кажись (точнее дома посмотрю, мой точно такой, но на обычных батарейках, как я и хотел). Фонарик совсем небольшой, но очень удобно лежит в руке за счёт прямоугольного в сечении корпуса, прочный и с хорошим сочетанием режимов. Если интересно, домой приеду — выложу точно, как зовут.
По фонарику. Nitecore EC4, кажись (точнее дома посмотрю, мой точно такой, но на обычных батарейках, как я и хотел). Фонарик совсем небольшой, но очень удобно лежит в руке за счёт прямоугольного в сечении корпуса, прочный и с хорошим сочетанием режимов. Если интересно, домой приеду — выложу точно, как зовут.
03 августа 2017, 12:41
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
а вот про фонарик: нужен такой фонарик, чтобы горел только пока нажата кнопка, при отпускании кнопки, соответственно, погасал. на батарейках приличного формата(аа или ааа), чем проще, тем лучше. что посоветуешь?
зы: желательно, чтобы вудержал 12 калибр или хотя бы 5,45х39, но не обязательно.
зы: желательно, чтобы вудержал 12 калибр или хотя бы 5,45х39, но не обязательно.
03 августа 2017, 16:15
+170.89 onyxpol
— ЯО
только пока нажата кнопка
Эту функцию выносная кнопка выполняет…
03 августа 2017, 16:17
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
кнопки не хочу, хочу просто фонарик на всё
05 августа 2017, 23:00
+128.90 HarryBullet
— Москва
Я поэтому и не приводил название, что цена высокая.
03 августа 2017, 12:39
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
не обязательно искать 2 визирных дерева, как мне кажется, достаточно заметить по азимуту 1 заметное дерево и дойти до него, обходя все кусты. потом, встав к нему спиной, визировать следующее дерево. и так далее. точность, конечно, меньше, чем через два дерева, но по очень густому подлеску, не рубленному с 1980 года, погрешность выходила 10 метров на 2 километра (искали квартальный столб, чтобы заменить на новый).
- v
- +1
03 августа 2017, 14:29
+128.90 HarryBullet
— Москва
Такой способ, по 'створу' двух ориентиров, позволяет гораздо реже останавливать группу на прямолинейном куске маршрута для очередного определения азимута, и при этом довольно точно выдерживать направление. Прямо на ходу, подходя к очередному ориентиру, командир визирует дальнейшую линию (просто по стволу) и даёт очередную команду типа «ребята, пизд… енный дуб рядом с тремя пучками кривой х… ни бегом» «отделение, ориентир — дуб с тремя кустами рядом, бегом марш». Останавливать даже отделение на марше, когда роли распределены, и не хочется, и чревато, и скорость передвижения теряется. А когда один идёшь, там в принципе как хочешь, ты прав, конечно.)
03 августа 2017, 14:42
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
так-то да, только вот я своему «чувству курса» не сильно доверяю
03 августа 2017, 14:48
+128.90 HarryBullet
— Москва
Так при этом способе «чувство» и не нужно как раз — опора прямой линии идёт минимум на две точки (при собственно визировании — на три). Поэтому отклонение небольшое получается.
А «чувство», согласен, такие подсказки делает — потом сам удивляешься, почему упорно забирал правее, когда компас влево тянет.)
А «чувство», согласен, такие подсказки делает — потом сам удивляешься, почему упорно забирал правее, когда компас влево тянет.)
03 августа 2017, 14:59
+10.91 Gregori
— С-Петербург и Лен. обл.
так и не научился ходить по компасу))) в армии вбили ходить по карте привязываясь к воде.
- v
- +2
03 августа 2017, 15:30
+128.90 HarryBullet
— Москва
Сквозь лес без компаса никак. Собъёшься. Но ты прав, конечно, даже взводом напрямки сложно идти, контроль командиром теряется, видно-то максимум человек пять-шесть. По дорогам приходится, там, насколько знаю, такая привязка и рулит.
А по компасу я вот тоже разучился, вспоминаю забытое.)
А по компасу я вот тоже разучился, вспоминаю забытое.)
03 августа 2017, 18:11
+2.73 trut757
— Рига
Не упомянули, делали ли поправку на магнитное склонение? Для Москвы, например, согласно калькулятору www.ngdc.noaa.gov/geomag-web/ это 11,5 град.Восточного. Даже на пару километров пренебрегать не стоит.
03 августа 2017, 19:02
+128.90 HarryBullet
— Москва
Ммм… а в контексте данного упражнения зачем его учитывать? Склонение есть угол между географическим и магнитным меридианом. Разница в значении этого угла для начала и конца учебного маршрута, насколько я знаю, пренебрежимо мала.
Соответственно, если вы разбираетесь в этом вопросе, попробуйте, пожалуйста, просчитать данную разницу в цифровом выражении, допустим, для района Наро-Фоминска. Тотесть насколько будет отличаться магнитное склонениев начале и конце отрезка, допустим, в 1 угловую минуту, то есть 1 морскую милю (1852м) в указанном районе. Очень интересно в любом случае, прав я или ошибаюсь.
Соответственно, если вы разбираетесь в этом вопросе, попробуйте, пожалуйста, просчитать данную разницу в цифровом выражении, допустим, для района Наро-Фоминска. Тотесть насколько будет отличаться магнитное склонениев начале и конце отрезка, допустим, в 1 угловую минуту, то есть 1 морскую милю (1852м) в указанном районе. Очень интересно в любом случае, прав я или ошибаюсь.
03 августа 2017, 21:02
+2.73 trut757
— Рига
HarryBullet
Тотесть насколько будет отличаться магнитное склонениев начале и конце отрезкаУфф… Вы что, всю жизнь баллистические ракеты запускаете? Нет, я с такой задачей не справлюсь Мой коммент выше о простом — о том, что по карте определяется истинный азимут, а перемещаться-то на местности надо бы по магнитному, который отличается от истинного на величину магнитного склонения. А поскольку в районе Москвы 11 градусов Восточного маг.скл., то не учтя его, Вы с первых шагов и пойдете на 11 град. восточнее истинного направления, промахиваясь при этом мимо цели, примерно, метров на 200 на 2 км участке движения. А так как промахнулись, я и поинтересовался, делали ли Вы поправку для компаса на эти градусы, вычтя их (в данном случае) из величины истинного направления? Еще интересно, по какому компасу Вы ориентировали планшет по сторонам света?
03 августа 2017, 22:41
+128.90 HarryBullet
— Москва
Технология ориентации электронной карты, конечно, посложнее, чем бумажной. Однако кусок земли и две сухие палочки эту невероятно сложную проблему решают.
Что до углов — я оба определяю по компасу.
Что до углов — я оба определяю по компасу.
03 августа 2017, 18:14
+2.73 trut757
— Рига
Gregori"…так и не научился… "
Если будет не лень — загляните, может быть, поможет: www.youtube.com/watch?v=5LSTdrHsSrw;
www.youtube.com/watch?v=-fZm-6pbgC0
Если будет не лень — загляните, может быть, поможет: www.youtube.com/watch?v=5LSTdrHsSrw;
www.youtube.com/watch?v=-fZm-6pbgC0
03 августа 2017, 20:56
+37.42 Dmitry_1984
— Ленинградская область
(Смотрит с завистью и печалью) Твоя большой шаман, однако
- v
- +2
03 августа 2017, 21:06
+1.00 agronomicus
— Мариуполь
Идея с копьем интересная
А по бункеру — такого добра таки много, особенно там, где были закрытые КБ. В лесах их тоже было много, например у нас местное ГСКТИ эвакуировать собирались по планам в Великоанадольский лес (куда именно не знаю). При Союзе, естественно, в случае атомной войны. Там вроде как броней занимались. И инженеры должны были работать…
А по бункеру — такого добра таки много, особенно там, где были закрытые КБ. В лесах их тоже было много, например у нас местное ГСКТИ эвакуировать собирались по планам в Великоанадольский лес (куда именно не знаю). При Союзе, естественно, в случае атомной войны. Там вроде как броней занимались. И инженеры должны были работать…
- v
- +1
04 августа 2017, 16:24
+6.26 Q-zmich
— Дефолт-сити
Да, ежели кому из земляков интересно, могём как-нить и съездить. Посмотреть. 150 км от Москвы – всего-то.)Уломал бесхарактерного, чёрт языкастый А какое там вокруг охотхозяйство ты, случаем, не срисовал?
- v
- 0
05 августа 2017, 13:10
+2.73 trut757
— Рига
Выше я приводил ссылку на калькулятор магнитного склонения. Однако калькулятор дает лишь сведение о линии (изогона), соединяющей на земном поверхности точки с одинаковым магн. склонением, которая просто ближе к искомому месту. Вокруг же этого места могут быть участки со своим магн. склонением, значительно отличающимся от ближайшей изогоны. Как пример подобных участков в пределах всего 50 км. от города:
В южной части республики есть участок с магн. скл. от-14 до +15! И это при том, что калькулятор сообщает о ближайшей изогоне +7 град. магн. склонения.
Но, если нет соответствующей генштабовской карты, магн.скл. можно определять самостоятельно, как описано в тексте под кнопкой «ЕЩЁ» под уже приводившимся ранее видео www.youtube.com/watch?v=-fZm-6pbgC0
В южной части республики есть участок с магн. скл. от-14 до +15! И это при том, что калькулятор сообщает о ближайшей изогоне +7 град. магн. склонения.
Но, если нет соответствующей генштабовской карты, магн.скл. можно определять самостоятельно, как описано в тексте под кнопкой «ЕЩЁ» под уже приводившимся ранее видео www.youtube.com/watch?v=-fZm-6pbgC0
- v
- 0
05 августа 2017, 21:59
+128.90 HarryBullet
— Москва
Для района Московской области разместил наглядную иллюстрацию ниже.
05 августа 2017, 21:42
+128.90 HarryBullet
— Москва
К вопросу о магнитном склонении.
Сегодня специально включил в тренировку короткий проход через лес «точно на восток» по компасу.
На навигаторе получилось, разумеется, так (отрезок между двумя флажками):
Собственно, это оно и есть. Склонение. Поскольку навигатор работает в географических координатах, магнитные север, юг, запад и восток у него повернуты вокруг центра координат на величину этого самого склонения, для района Москвы и области в настоящий момент — чуть больше чем на 11 градусов по часовой стрелке («восточное склонение»).
Вот дополнительно иллюстрация из инета:
Поскольку при тренировках мне важно именно умение сохранять направление по компасу, я и карту ориентирую по нему, то есть «с поворотом». Поэтому мне не нужно делать поправку на склонение — угол на точку из текущего места, повторюсь, определялся сразу по компасу. А если определять азимут по карте, а потом пытаться по нему идти, пользуясь компасом — тогда, разумеется, этот весьма значимый угол надо учитывать и корректировать направление маршрута.
Такие дела. Спасибо камраду trut757 за проявленное внимание к этой проблеме.
Сегодня специально включил в тренировку короткий проход через лес «точно на восток» по компасу.
На навигаторе получилось, разумеется, так (отрезок между двумя флажками):
Собственно, это оно и есть. Склонение. Поскольку навигатор работает в географических координатах, магнитные север, юг, запад и восток у него повернуты вокруг центра координат на величину этого самого склонения, для района Москвы и области в настоящий момент — чуть больше чем на 11 градусов по часовой стрелке («восточное склонение»).
Вот дополнительно иллюстрация из инета:
Поскольку при тренировках мне важно именно умение сохранять направление по компасу, я и карту ориентирую по нему, то есть «с поворотом». Поэтому мне не нужно делать поправку на склонение — угол на точку из текущего места, повторюсь, определялся сразу по компасу. А если определять азимут по карте, а потом пытаться по нему идти, пользуясь компасом — тогда, разумеется, этот весьма значимый угол надо учитывать и корректировать направление маршрута.
Такие дела. Спасибо камраду trut757 за проявленное внимание к этой проблеме.
- v
- 0
07 августа 2017, 23:16
+2.73 trut757
— Рига
Если верно, что магнитных аномалий навигаторы не видят, то, возможно, Вам будет интересно «познакомиться» с ними в Московской обл. www.etomesto.ru/map-moscow_magnitnye-anomalii/?x=38.023148&y=55.722685 К сожалению, линейная зависимость магн.склонения от напряженности магн.поля мне неизвестна. Кстати, для человека принято считать ПДУ последней от -200 до +200 нТл. Внизу этой же страницы, есть и другие любопытные предложения.
09 августа 2017, 18:22
+128.90 HarryBullet
— Москва
Спасибо за ссылку, но, честно, не вижу в данном ресурсе особого практического применения. Возможно, ошибаюсь, конечно.
А работающего компаса в навигаторе я не видел ещё ни разу. У меня в автомобиле такой штатно установлен, на комм несколько приложений скачивал — все врут безбожно по сравнению с обычным магнитным.
А работающего компаса в навигаторе я не видел ещё ни разу. У меня в автомобиле такой штатно установлен, на комм несколько приложений скачивал — все врут безбожно по сравнению с обычным магнитным.
07 августа 2017, 11:06
+128.90 HarryBullet
— Москва
Кстати о компасе.
Вот такой «компас» лежал у меня в машине как запасной.
Вчера попробовал его использовать в лесу.
Дерьмо. То есть даже не просто, а ДЕРЬМО. Ощущение такое, что вообще не намагничен. Вращаешь корпус — и с ним вместе стрелка поворачивается в ту же сторону.
У кого такие есть — проверьте, как работают, ребяты.
Вот такой «компас» лежал у меня в машине как запасной.
Вчера попробовал его использовать в лесу.
Дерьмо. То есть даже не просто, а ДЕРЬМО. Ощущение такое, что вообще не намагничен. Вращаешь корпус — и с ним вместе стрелка поворачивается в ту же сторону.
У кого такие есть — проверьте, как работают, ребяты.
- v
- +1
07 августа 2017, 11:55
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
их, вроде как, слизали с американского военного, навроде нашего АК-1, там всё работало. китайские «полукопии в полукедах» работают через раз. у меня такой валяется где-то, на сучке в лесу нашёл зимой, тоже размагнитился, похоже.
07 августа 2017, 12:18
+128.90 HarryBullet
— Москва
Я думаю, что тот компас, что ты в лесу нашёл, сам туда уполз от стыда и на сучке повесился.
Вот он… герой невидимого фронта… с одного ракурса снят. Верчу — а ему пофиг.
Вот он… герой невидимого фронта… с одного ракурса снят. Верчу — а ему пофиг.
07 августа 2017, 18:41
+23.81 wervolf313
— Москва
Пузырек воздуха убирается нагреванием на батарее или печи.
Я свой «Москомпас» с пузырями, из леса периодически приношу после зимних побегушек. Лечится нагреванием.
Я свой «Москомпас» с пузырями, из леса периодически приношу после зимних побегушек. Лечится нагреванием.
07 августа 2017, 21:31
+128.90 HarryBullet
— Москва
У меня «боевой», который с собой всегда — безымянный из «Спортмастера»с резинкой на большой палец, может, и москомпас. Вторым, вместо дохлого, тут прикупил по случаю Silva, который с зеркальцем для того самого визирования.
А вот креплением на палец не пользуюсь, мне удобнее, когда компас на шнурке к поясу подцеплен и в кармане штанов лежит, как и навигатор.
А вот креплением на палец не пользуюсь, мне удобнее, когда компас на шнурке к поясу подцеплен и в кармане штанов лежит, как и навигатор.
07 августа 2017, 21:45
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
А вот креплением на палец не пользуюсь, мне удобнее, когда компас на шнурке к поясу подцеплен и в кармане штанов лежит, как и навигатор.
а я вот шнурочек за запястье левой руки захлёстываю полусхватывающим узлом и сую в рукав, когда рука нужна для чего
23 декабря 2017, 14:03
+57.64 Mich
— Озалупинск
это не компас — это предмет похожий на компас — оригинальный такой показывает на север а те что рядом на него стоит 100 бакинских на оф сайте, БЫРЫГИ ПО 10К РАПИЙ ПРОДАЮТ -МОЖНО НАЙТИ И ЗА 4
23 декабря 2017, 14:11
+57.64 Mich
— Озалупинск
вялая копия — оригинал реально хорош имеет фосворесцирную или рритиевую подсветку, и не жидкостный ( у панды есть обзор) — наш АК говно по сравнению с ним стрелка долго гуляет -у каменги в разы шустрее и стабильней встаёт, НО — их тысячные от наших разнятца, и даже оригинальная каменга говно по сравнению с Москомпасим где стрелка стоит как влитая — знаеш надо заиметь пяток компасов чтоб понять что есть что
24 декабря 2017, 01:15
+54.31 MRZYKAU
— Кукуево
МоскомпасимДорого. Глянул куда гуси летять и сразу рития не надоть. Пиздуй по компасу через горы и долины!
24 декабря 2017, 15:02
+57.64 Mich
— Озалупинск
Каменга -да дорого при цене в 100 бакинских на офсайте барыги в рф по 10к толкают. кста тот же москомпас — можно взять в разы дешевле если туристов ориентировщиков поспрашать — зато на ходу в движении стрелка как влитая стоит если тремора нет
28 декабря 2017, 20:59
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
наш АК говно по сравнению с ним стрелка долго гуляет
1. долго, это сколько? долго, чтобы помешать практическому использованию в армии? нет, достаточно для армейских/парамилитарных нужд.
2. это «говно» стоит в прапоршопе до 1000 рублей.
3.
их тысячные от наших разнятца
у нас тут стандарт советских тысячных, будет ли время переводить в «их тысячные»?
ЗЫ: каменга, вроде, в градусах?
4.
даже оригинальная каменга говно по сравнению с Москомпасим
а зачем мне быстрее, если я даже на 3 разряд по ориентированию не выбегаю?
буду ли я бежать быстрее в условиях «войны»?
это и называется «разумная достаточность».
03 января 2018, 01:31
+57.64 Mich
— Озалупинск
Очень на любителя — после пробежки и на нервяке брать азимут с тремором от перегрузки, когда стрелка колышется ( у меня в армии вообще компасов не было как то), на ходу тож так себе ( может мне стоит больше над собой работать в этом направлении )- но однозначно удобней плошки с водой пробки и иголки.Цена АК — 300-400 рупий красная ( не ну продать его конечно можно и за 2000 если тактический ремешок и подсумок с красным подбивом. А вот для знакомства и получения опыта для познаний тысячных вполне себе не плох… В каменге есть градусы -тысячные длинной ремешка урегулировать можно вроде А в условиях войны — хотелось бы чтоб АК был как москомпас — чтоб меньше отвлекатся… сижу думаю как колбу переставть Спасибо за совет. Вот кстати финский военный компас 80х годов для плавцов фирмы Суунто отремонтировал — тож занятная штука + опут ремонта колбы поимел.
10 августа 2017, 20:11
+2.08 arlans
— Оренбург
Статья интересная, но какое практическое применение копья в обычном подмосковном лесу?
- v
- 0
10 августа 2017, 22:02
+128.90 HarryBullet
— Москва
Почему, с моей точки зрения, среди запасённого инструментария должно быть копьё, постарался рассмотреть здесь.
В данном случае проверялся и отрабатывался способ фиксации Бушмена, предполагающий 'шуруп с кольцом' на верёвке. Поэтому инструмент был со мной.
Что касаемо подмосковного леса, то уж где был, там и отрабатывал.)
Впрочем, с моей точки зрения и по опыту, возможность наткнуться, скажем, на стаю собак есть везде, в том числе и в подмосковье. Соответственно, я всегда имею с собой какое-то средство для такой встречи. В данном случае в его качестве взял Бушика, всё ж в трениках и с палкой вид поестественнее, чем в трениках и с кукри на боку.)
В данном случае проверялся и отрабатывался способ фиксации Бушмена, предполагающий 'шуруп с кольцом' на верёвке. Поэтому инструмент был со мной.
Что касаемо подмосковного леса, то уж где был, там и отрабатывал.)
Впрочем, с моей точки зрения и по опыту, возможность наткнуться, скажем, на стаю собак есть везде, в том числе и в подмосковье. Соответственно, я всегда имею с собой какое-то средство для такой встречи. В данном случае в его качестве взял Бушика, всё ж в трениках и с палкой вид поестественнее, чем в трениках и с кукри на боку.)
25 сентября 2017, 13:16
+0.03 AleBorS
— Зеленоград
Интересно написано. Хорошо прогулялись. И место интересное.
- v
- +1
25 сентября 2017, 17:25
+128.90 HarryBullet
— Москва
Неспешно, кстати, появилась у меня достойная замена Бушмену.
Фото, сделанное мастером.
Так вот, в жизни она ещё красивее.)
Но об этом в другой раз.
Фото, сделанное мастером.
Так вот, в жизни она ещё красивее.)
Но об этом в другой раз.
- v
- 0
27 сентября 2017, 16:44
+0.03 AleBorS
— Зеленоград
Чудная вещь) Особенно если из лесу в дачный посёлок выйти)
А вообще-мне нравится…
А вообще-мне нравится…
24 декабря 2017, 00:37
+128.90 HarryBullet
— Москва
Которая прямая — это она и есть. Кукри рядом для масштаба.
А перекладину при желании можно привязать.
А перекладину при желании можно привязать.
23 декабря 2017, 14:18
+57.64 Mich
— Озалупинск
Один из моих любимых ножей имею всю линейку — черенок тонковат поэтому титановую трубу под него делаю.
- v
- 0
23 декабря 2017, 18:48
+128.90 HarryBullet
— Москва
Титановую трубу — вместо древка? Или снаружи для усиления?
23 декабря 2017, 20:15
+57.64 Mich
— Озалупинск
вместо древка- но видимо прийдётся вдоль промилы делать чтоб она в конус складывалась, ну и в место посоха её делать — лёгкая прочная стенки под 3 мм… нет не то чтоб с ней ходить но на всякий случай чтоб была готова, Буш который не боуи укомплектован в кармашке огнивом супертулом от лизерман и прочим трипером — переточен в бритву — я его не пользую просто лежит… а вот буш боуи ещё доточено фальш лезвие -сведено в ноль… вот его пользую аж погнул РК на глубину спуска -сучёк упирался
24 декабря 2017, 00:42
+128.90 HarryBullet
— Москва
Мне как нож Бушмен не нравится, честно скажу. Очень лёгкий и тонкий для лагерника, рубит откровенно плохо. А для 'просто ножа' здоровый больно. Вот как наконечник — да, правда и тут ожидаемые рубящие возможности низкие, по крайности, для меня. Поэтому и захотел полноценную рогатину 'как у предков'.
24 декабря 2017, 15:05
+57.64 Mich
— Озалупинск
Рогатина… Бушмен скорее к Пальме относится- Но вариант рогатины если сделать тяжолой — то и мачете и лагерник и топорик и наконечник… А так да лёгкий упругий — широкий.
24 декабря 2017, 20:44
+128.90 HarryBullet
— Москва
В том и дело, что, потаскав его по лесу, я для себя определил: в пальмы не годится. Она по смыслу в основном рубящая. А Бушик и без древка рубит никак, а на древке — вообще не рубит. То есть даже борщевик срубить — и то неудобно, не то что ветки. Очень лёгкий.
Была мысль батыйю себе завести, делает один умелец, но 1)всё ж это не из наших мест штука, а вот рогатина — здешняя, и 2)хотел он в полтора раза больше денег, чем автор рогатины.)
Была мысль батыйю себе завести, делает один умелец, но 1)всё ж это не из наших мест штука, а вот рогатина — здешняя, и 2)хотел он в полтора раза больше денег, чем автор рогатины.)
24 декабря 2017, 21:37
+57.64 Mich
— Озалупинск
Хм — не знаю нафига — но захотел рогатину -такого у меня ещё нет.
24 декабря 2017, 15:26
+37.42 Dmitry_1984
— Ленинградская область
выходишь к деревне и сразу: «Бабка, тевтонцы в селе есть?»
Комментарии (74)