Гостевая: Мой «Якут» или моя сборка традиционного ножа быкхах
Мой «Якут» или моя сборка традиционного ножа быкхах
Здравия всем!
Признаюсь, други, грешен… Имею слабость к ножам. И самое главное, что нет никакого средства остановить этот интерес.
С недавних пор меня сильно заинтересовал так называемый «якутский нож». Даже собирался его сам ковать, что для меня, по сути человека ленивого – это уже какая-то патологическая тяга к данному предмету.
Решил упростить ситуацию: покупать готовый нож от мастера – дороговато будет, а ковать – лень. Так что нам может помешать выбрать середину – купить кованный клинок «якутского» ножа от хорошего мастера?
Сказано – сделано.
Далее кому интересно, добро пожаловать под кат.
Якутский нож (якут. быhах) — разновидность ножа, применяемого коренными жителями Якутии. Ножи якутов, эвенков, ламутов – немного отличаются. Но скорее это свойство традиций: украшение рукоятей, ножны, украшение ножен, способы подвеса и т.д.
Клинок якутского ножа заострён, имеет лезвие с одной стороны и прямой (или почти прямой) обух. Особенностью якутского ножа является асимметричная заточка лезвия — отмеченная ещё первыми исследователями жизни якутов. С одной стороны лезвие ножа плоское, имеет дол (если смотреть со стороны обуха — то правая сторона клинка). Противоположная (левая) сторона клинка выгнутая. Это делается для того, чтобы при работе с ножом нож «не зарывался» в материал. Именно в этой связи для правшей и левшей ножи отличаются. Для левшей делаются ножи с зеркально перевернутой асимметрией клинка.
Ножи различаются по длине клинка:
от 80 до 110 мм — малый нож (быhычча) — обычно делается для детей или женщин;
от 110 до 170 мм — нож (быhaх) — самая распространённая форма;
от 170 мм — большой нож (хотохон — от якутского «хот» — победить) — практически боевое оружие, и потому делается редко;
По ширине клинка различаются тундрово́й — имеющий узкое лезвие и таёжный или ала́сный — более широкое лезвие. В тундре нож в основном используется для резки или сверления, а в тайге для разделки добычи и домашнего скота или работы по дереву — именно этим объясняется различие ширины клинка.
Выше приведенные сведения получены в общедоступных источниках. И мой интерес к данному ножу еще более разожжен.
И так, прикупил Клинок №8 «Якутский» D2 родом из кузницы Васильева – Нижегородская область, г. Павлово.
У клинка следующие характеристики:
Характеристики
Материал клинка — D2
Кованый — Да
Обработка клинка — Травление
Твердость — 58-60 HRC
Полная длина (мм) — 198
Длина клинка (мм)- 145
Толщина клинка (мм) — 3.9
Ширина клинка (мм) — 26
Длина хвостовика (мм) — 53
Для рукояти приобрел брусок вишни. Да-да, знаю. Должен быть кап березы, но я купил вишню.
Далее все по технологии просто и понятно:
1. Шлифовалкой привел брусок в состояние подходящее под мою руку.
2. Рассверлил под хвостовик.
3. Подготовил эпоксидку и щедро ее нафигачил в отверстие в рукояти приготовленное под клинок.
4. Насадил клинок.
5. Расклинил клинышками из вишни, которые остались после опиловки бруска.
6. Оставил отвердевать на 12 часов.
Далее, после застывания эпоксидки — рукоять ошкурил. И прокипятил в льняном масле.
Вот, собственно что получилось.
По моим ощущениям:
— нож очень легкий, рукоять – ухватистая, режет – супер, сталь – твердая в реале (пробовал метчиком проверить на хвостовике – расплющил кончик у метчика) – значит около 60 по Роквеллу.
— сначала смутила длинна хвостовика – на мой взгляд коротковат. Но после того как собрал нож – вопросов нет.
— нож – пришел заточенным. Поэтому немного крови моей он выпил – немного зеванул и получил небольшой порез.
— да, традиционный нож делается из мягкой стали — но у этого есть преимущества только в том случае, если нечем поправить нож при работе. У меня с этим проблем нет. Поэтому я рад тому, что сталь стоит D2.
— рукоять из капа — это наверное супер. Но нет у нас ни берез, ни капа, соответсвтенно. Зато полно: вишни, абрикосы, груши и есть орех. Так что мой якут в Донских степях приобрел местную традиционную рукоять.
Теперь буду мастрячить ножны. Тут пока еще не определился: скорее всего по традиционной эвенкийской технологии – из цельного березового бруска, — с отделкой металлическими пластинами.
Примерно вот так должно получиться.
Что получится в реальности– обязательно покажу.
Всем благ и здоровья.
- interlocutor,
- gennadiy,
- mamont9999,
- Larandit,
- UncleGans,
- razar,
- jenisey,
- onyxpol,
- kursknpp,
- DIS,
- PChSPb,
- Sergsib,
- HarryBullet,
- abramov
+ (14):
Похожие записи
30 апреля 2018, 21:29
+128.90 HarryBullet
— Москва
Пишут, что традиционные ножны для якута — кожаные с деревянными вкладышами. А деревянные-де встречаются крайне редко. Информация из той же статьи, которая, как понимаю, процитирована в топике.
Впрочем, конечно, хозяин-барин.
Непосредственно у меня с якутами не сложилось. Прочитал про них, по-моему, еще в 'Прорезе' сто лет назад. Заинтересовало. Нашёл, в руку взял — ну никак совсем. Потом регулярно как попаду на выставку — беру в руку и очередной раз понимаю — не моё.
Впрочем, конечно, хозяин-барин.
Непосредственно у меня с якутами не сложилось. Прочитал про них, по-моему, еще в 'Прорезе' сто лет назад. Заинтересовало. Нашёл, в руку взял — ну никак совсем. Потом регулярно как попаду на выставку — беру в руку и очередной раз понимаю — не моё.
- v
- +3
30 апреля 2018, 21:41
У Григория Соколова есть любопытный видеоматериал о северных ножах с односторонней асимметричной заточкой
www.youtube.com/watch?v=luumHIs2VIo
В прежние времена при ковке вместо «стамески» получался как раз тот характерный линзовидный спуск. Интересно, значительно ли меньший угол спуска при прочих равных даёт такая заточка? И как изменяется необходимость в подводе на РК? Или так как у скандинавов — РК есть продолжение спуска под тем же практически углом?
www.youtube.com/watch?v=luumHIs2VIo
В прежние времена при ковке вместо «стамески» получался как раз тот характерный линзовидный спуск. Интересно, значительно ли меньший угол спуска при прочих равных даёт такая заточка? И как изменяется необходимость в подводе на РК? Или так как у скандинавов — РК есть продолжение спуска под тем же практически углом?
30 апреля 2018, 22:15
+7.37 Dronko
— Каменск-Шахтинский
За счет линзы, получается, что спуск начинается от середины клинка. А РК скорее всего более устойчива к «травмам», так как спуск получается более крутой. А подвод — более простой.
30 апреля 2018, 22:12
+7.37 Dronko
— Каменск-Шахтинский
Да. Ножны традиционно: деревянный вкладыш и кожа. Иногда просто кожа. Но эвенки ножны делают из дерева и оковывают их жестью: www.youtube.com/watch?v=tUsFMygGdTg
И, да… этот нож надо почувствовать. Им колбаску — резать не с руки. Это нож для строгания, разделывания, долбления, сверления, протыкания.
И, да… этот нож надо почувствовать. Им колбаску — резать не с руки. Это нож для строгания, разделывания, долбления, сверления, протыкания.
30 апреля 2018, 22:44
+47.68 PChSPb
— С-Петербург и Лен. обл.
Им колбаску — резать не с рукиИм колбаску и огурчики не дольками режут, а как строганину
10 июня 2022, 16:49
+13.05 iom1963
— из под С-Пб
про ножны из дерева смотреть тут
Your text to link...
Your text to link...
30 апреля 2018, 21:34
Хорошего спутника приобрёл, похоже. Коли крови хозяйской хлебнул, по одной из многих примет, будет хозяину верен и удачу принесёт.
Всегда удивлял момент с асимметрией клинка: казалось бы, для хорошего контролируемого реза и тесания-скобления для правши плоская часть без скоса должна быть внутри, то есть слева — на «внутренней» стороне. Обратное расположение (именно оно описано в статье). Если для чего и удобнее показанный клинок, так это при заточке: подточил как удобно правой руке, а потом приложил всей плоскостью обратную сторону и подровнял заусенец, сняв лишнее. Не в курсе, чем обосновывается именно такая форма клинка?
Всегда удивлял момент с асимметрией клинка: казалось бы, для хорошего контролируемого реза и тесания-скобления для правши плоская часть без скоса должна быть внутри, то есть слева — на «внутренней» стороне. Обратное расположение (именно оно описано в статье). Если для чего и удобнее показанный клинок, так это при заточке: подточил как удобно правой руке, а потом приложил всей плоскостью обратную сторону и подровнял заусенец, сняв лишнее. Не в курсе, чем обосновывается именно такая форма клинка?
нож очень легкий, рукоять – ухватистая, режет – супер, сталь – твердая в реале (пробовал метчиком проверить на хвостовике – расплющил кончик у метчика) – значит около 60 по РоквеллуНесколько странно. Видимо, отступление от традиций. На морозе при работе по мёрзлому мясу (встреча с костями) и дереву (с сучками) высокая твёрдость может стоить выкрашивания РК. А править-точить твёрдую сталь в дороге — дело геморное. И хрупкость у углеродки растёт с увеличением твёрдости, особенно на холоде (хотя, ниже -45 любая сталь начинает крошиться и лопаться при значительных усилиях на изгиб и кручение, хотя при более высоких температурах держит такие усилия свободно).
- v
- +2
30 апреля 2018, 22:05
+7.37 Dronko
— Каменск-Шахтинский
Да я и сам удивился — D2. На якутов вообще то сталь и помягче и по просче идет — ну это от традиции такие ножи ковать практически из гвоздя.
01 мая 2018, 00:26
+115.17 Spooky
— Ростовская область
так наверное со всеми хозбыт национальными ножами
30 апреля 2018, 22:04
+170.89 onyxpol
— ЯО
Ну да, 2500 и не так дорого. Правда это всё равно фетиш, ибо настоящие якуты из пил и грабель ножи делают...
- v
- +1
30 апреля 2018, 22:07
+7.37 Dronko
— Каменск-Шахтинский
Да. Я мозгом понимаю, что это раскручиваемый бренд — ну типа финки или пчака. Но физически — не смог себе отказать. Ну, болезнь такая — ножемания.
30 апреля 2018, 22:14
+170.89 onyxpol
— ЯО
Да и не поспоришь. Если жаба (не душит) разрешает, то не стоит себе отказывать… Потому, что любые ограничения влияют на моральное здоровье...
30 апреля 2018, 22:52
+47.68 PChSPb
— С-Петербург и Лен. обл.
Лучше купить и убедиться в ненужности, чем потом сожалеть что не купил, а сегодня и не купишь — такого уже нет
30 апреля 2018, 22:37
+47.68 PChSPb
— С-Петербург и Лен. обл.
Для рукояти приобрел брусок вишниА орех не прочнее был бы?
Длина хвостовика (мм) — 53… да ещё и на конус — для «всадного монтажа»,
а под эпоксидку надо было бы засечки на хвостовике сделать
За рукоделие "+"
А меня вот как-то смущает конкретизация якутского ножа — «для левши», и «для правши» — т.е. если руку повредил и нож другой рукой взял — то «не c руки», и ничего толком не сделать? Выходит нож этот узкопрофильный и к нему надо в пару обычный нож.
- v
- +1
01 мая 2018, 08:52
+7.37 Dronko
— Каменск-Шахтинский
Да. Орех наверное был бы покрепче — но не было хорошо просушенного.
Про засечки думал. Но честно говоря, решил не менять традиционный способ насаживания рукояти на клинок. Если вдруг разболтается — то буду рукоять переделывать и клинок подшаманю: удлиню швостовик за счет шпильки и запилов наделаю.
Про правый-левый — это так. Мой для правши. Другой рукой — резать будет сложно.
Про засечки думал. Но честно говоря, решил не менять традиционный способ насаживания рукояти на клинок. Если вдруг разболтается — то буду рукоять переделывать и клинок подшаманю: удлиню швостовик за счет шпильки и запилов наделаю.
Про правый-левый — это так. Мой для правши. Другой рукой — резать будет сложно.
01 мая 2018, 00:27
+2.98 gollum
— Столица
Дол на клине странный.
Видел долы на «якутах» только в одну линию, хоть иногда она была и широкая.
Кстать как говорят сами якуты (например на «Клинке»)затачиваемый спуск чаще был прямой а не линза.
За руки однозначно "+"!)
Приятного пользования!
Видел долы на «якутах» только в одну линию, хоть иногда она была и широкая.
Кстать как говорят сами якуты (например на «Клинке»)затачиваемый спуск чаще был прямой а не линза.
За руки однозначно "+"!)
Приятного пользования!
- v
- +1
01 мая 2018, 08:56
+7.37 Dronko
— Каменск-Шахтинский
Благодарю за пожелания.
Сам был удивлен двум долам. Но это именно полноценные долы.
Противоположная стороне с долами сторона — реальная линза.
Общался с эвенками, так вот они правят обе стороны, когда РК надо подравнять.
Сам был удивлен двум долам. Но это именно полноценные долы.
Противоположная стороне с долами сторона — реальная линза.
Общался с эвенками, так вот они правят обе стороны, когда РК надо подравнять.
Комментарии (18)