Живу в Нанайском районе почти 4 года. За это время часть нанайских секретов и навыков взяла на вооружение. Нация из КМНС многочисленная. Но неплохо выживающая в природе- со своим бытом, питанием и т.д. Тут по порядку-лекарственные травы, меню, выделка шкур. Неинтересно- заминусуйте. Дам простым копированием, т. к. по-другому ещё не умею. ПРИРОДНЫЕ ЛЕКАСТВА Народная медицина
Корень женьшеня (урхуда) – употребляли в виде порошка или настойки на спирту. Порошок применялся для лечения ран, ушибов и других травм. Настойку употребляли при внутренних заболеваниях: легочных, желудочных и т.д. Во время курса лечения женьшенем не рекомендовалось употреблять в пищу сохатиный, медвежий или нерпичий жир (умукса), а также есть в сыром виде рыбу или мясо.
Растертый корень подорожника (ипу) применяли при желудочных расстройствах, а также для присыпки пуповины новорожденного.
Отвар из сухих веток багульника (иласа сэкини) употребляли при желудочных, легочных заболеваниях. Веточки багульника, растертые в порошок, применяли для лечения ран.
Смолу лиственницы (иси нюктани) применяли для лечения открытых ран. Ее накладывали тонким слоем на рану и забинтовывали.
Багульник (сэнки) и ветки пихты (асикта гавани) исцеляли от головной боли. Для этого ветки багульника или пихты подогревали на огне и накладывали на голову.
Тальниковые стружки (сякта куваптуля) использовали при желудочных заболеваниях. Подогретые стружки накладывали на живот или суставы и забинтовывали. При обморожении лечили сосновой смолой (болоде нюксани), которую собирали со стен внутри жилища, а ожоги – морской капустой (каню), которую предварительно вымачивали в пресной воде и накладывали на рану.
Медвежью желчь (мапа сиктани) применяли для лечения глаз и желудочных заболеваний.
Высушенную шкуру ежа (сангани) использовали для лечения от болей в животе. С этой целью кусок шкуры накладывали на живот и обертывали тальниковым лыком. Результат примерно такой же, как от китайского метода иглотерапии.
КУХНЯ Национальная кухня коренных малочисленных народов севера Хабаровского края
Такса (рыбий паштет)
Рыбу очистить, промыть, разрезать на куски. Поместить в кастрюлю с небольшим количеством воды. Варить, пока не станет хорошо отделяться от костей. Убрать все кости и продолжать варить, пока весь бульон не выкипит и мясо рыбы не превратится в сухой порошок. Подать на стол с растертыми ягодами (брусника, голубика и др.).
Бода (нанайский чай)
Сварить жидкую кашу из риса или пшена на воде, добавить сушеную икру лососевых пород рыбы.
Тала (из свежей рыбы: сазана, тайменя, осетровых пород и др.)
Если талу готовят из мороженной рыбы, то надо снять с нее кожу. Острым ножом срезать филе, нарезать его очень мелко (соломкой), посолить, поперчить, и оставить на холоде не менее чем на 30 минут. Подать талу в замороженном виде.
Для приготовления талы из парной рыбы, ее надо очистить, вымыть и заморозить, а дальше поступают также, как и при приготовлении талы из замороженной рыбы.
Бянси (рыбные пельмени)
Приготовить крутой тесто из муки, воды и соли. В качестве начинки берут измельченное рыбное филе (сазан, кета и др.) с добавлением лука, чеснока, перца черного, черемши. Готовые пельмени отварить в подсоленной воде. Подать пельмени на стол политые маслом или жиром.
Картофельная тала (Дудуэсэ талани)
Очищенный картофель нарезать очень мелко (как лапшу) и опустить его на несколько минут в кипящую слабо подсоленную воду. Затем откинуть на дуршлаг (картошка не должна еще свариться до готовности).В недоваренный картофель положить нарезанную мелкими кусочками вымоченную соленую кету, добавить рыбий или растительное масло. В качестве приправы можно подать дикий лук или черемшу.
На 1 кг. картофеля – 300 гр. Отмоченной рыбы,1 головку лука, соль и перец по вкусу.
Суп из свежей рыбы с картофелем (Сугдя силени)
В кастрюлю с холодной подсоленной водой положить очищенный, мелко нарезанный картофель. Когда вода закипит, добавить очищенную и нарезанную кусками рыбу. Варить на слабом огне 30-40 минут (в зависимости от размеров кусков рыбы). Готовый суп заправить лавровым листом, луком или черемшой и молотым перцем.
Для супа взять рыбу, не очень постную и костистую. Удэгейцы предпочитают кету (дава), тайменя, хариуса, ленка, а также других рыб из породы лососевых.
Рыбные котлеты (Вандзя)
Очистить рыбу от чешуи, обрезать плавники, убрать внутренности, срезать филе.
Для приготовления фарша рыбное филе очень мелко нарезать, добавить зеленый лук или черемшу, соль, перец и все хорошо перемешать. Сформировать котлеты и варить в кипящей воде 3-5 минут, затем заправить растительным маслом и подать на стол горячими.
Жаркое из мяса изюбра
Разделать изюбра, вырезать мякоть с окороков крупными кусками и поместить в холодную воду на 24 часа.
Затем куски мяса промыть, обсушить и посыпать солью. Положить на сковороду или противень с разогретым жиром и обжаривать со всех сторон до образования румяной корочки. После этого мясо надо поставить в духовой шкаф, добавить немного мясного бульона или воды и жарить до готовности 1,5-2 часа. Периодически мясо надо вынимать и поливать образовавшимся соком.
Суп из крапивы на рыбном бульоне
Рыбу очистить, промыть, отделить мясо от костей: кости с перцем и луком поставить варить для бульона. Мякоть рыбы нарезать небольшими кусками и положить в бульон. Варить 25-30 минут.
Крапиву перебрать, промыть, мелко нарезать и опустить в бульон с рыбой за 5 минут до окончания приготовления супа.
На 500 гр. Рыбы – 100 гр. Крапивы, 1 луковица, несколько горошин черного перца,1,5 литра воды.
Жаренная рыба (Сугдя кекты)
Подготовленную рыбу посолить и обжарить на сковороде с маслом. При подаче на стол посыпать рыбу мелко нарезанной зеленью полевого лука или черемши. (Караси, сазан, хариус, ленок и др.)
Пресные лепешки, испеченные на сковороде, а также жаренные лепешки с нерпичьим жиром или растительным маслом.
Солима (десертная еда)
Жаренные лепешки нарезать на маленькие кусочки, добавить ягоду (голубицу, смородину, черемуху, Бруснику), сахар. Заправить растительным маслом. Кушаю нанайские блюда уже больше 3-х лет. Самое простое и вкусное, на мой взгляд:1) солима-хлеб 1 булка, ягода 1 стакан, сахар 1 стакан, масло раст. 0,5 стакана; 2)Полынный суп(молодую полынь предварительно дважды отваривают, иначе очень горько) с рыбой- самое главное в нём, что всех паразитов он убивает, которые попадают в организм с сырой рыбой;3)тала ( но я её делаю с добавлением уксуса, т. к. остерегаюсь попадания паразитов);4)бода- удивительная еда — калорийна, согревающа, с набором необходимых веществ для жизни в тайге- и вкусна по-своему;5)карт. тала — в неё можно использовать как раз юколу; 6)такса- вываривают в неё кости, головы крупной рыбы- кеты, сазана и т.д.- от приготвления юколы остаются — хранится сколько хочешь, маленькая порция из неё облагораживает любую невкусную пищу(напоминает сайру консервированную).
Хранение рыбы (кеты). Современный способ.
«ЮКОЛА»: Филе с кожей без хребта и рёберных костей надрезается поперёк через 3-5 см (со стороны мякоти до кожи) и опускается в насыщенный раствор соли(чтобы очищенная картошка вслыла) с уксусной эссецией(чтобы кисленький был) на 2-3 сек. Вешается кожей вниз на палки на сквозняке. Вялится не менее 28 дней. Ещё один способ приготовления ЮКОЛЫ: Филе рыбы, подготовленное по 1-му рецепту, положить в насыщенный раствор соли, подержать минут 20, вывесить на ветер и солнце, чтоб крутилась(привязать) -тогда мухи не садятся.
Кушать можно раньше, чем по 1 -му рецету -солнышко всё выжигает. Обработка меха и меховые изделия Для народов Сибири, проживающих в пределах четырех природно-географических зон, основными занятиями были: на арктическом побережье — мор-ской зверобойный промысел, в тундре и лесотундре — крупностадное оленеводство; в тайге и бассейнах крупных рек — охота и рыболовство; на юге Сибири и в Забайкалье — скотоводство.
Природа, неотделимая от жизни сибирских наро¬дов, во многом определила их образ жизни (кочевой или полуоседлый), занятия и культуру. Важнейшей составной частью культуры является одежда. Основ-ным материалом для ее изготовления, а также многих бытовых предметов — от мешков для хранения раз-личных вещей до ковриков и покрышек на жилище (чум и ярангу) — служили шкуры парнокопытных (оленя, лося и овцы), а также шкуры промышляемых животных и птиц. У северных народов предпочтение всегда отдавалось оленьим шкурам, имеющим шют-ный и густой ворс и очень хорошо сохраняющим тепло благодаря особому строению волоса: каждая ворсинка представляет собой полую трубку.
Оленьи шкуры, используемые для пошива опре-деленных частей и видов одежды, в зависимости от возраста оленя и времени года, когда шкура была снята, различаются качеством волосяного покрова, мездры, размером и носят особые названия.
Выпороток — шкура внутриутробного теленка, извлеченного из павшей матки; имеет короткий, слабый мех. Употребляется для подкладок головных уборов и рукавиц.
Пыжик, или пешка,- шкурка погибшего ново-рожденного теленка; имеет мягкий неплотный ворс различных оттенков. Из пыжика шьют шапки, дет-скую одежду.___________________________Обработка меха 7
Неблюй (неплюй) — шкура 3—5-месячного те¬ленка, снятая в конце июля — августе; очень ценится, так как имеет не переросший волосяной покров. Служит основным материалом для пошива верхней мужской и женской одежды.
Телячья постель — шкура 6-месячного теленка, снятая в октябре; ценится очень высоко, поскольку имеет густой плотный ворс, к тому же у нее нет дефектов, вызванных личинками оленьего овода: они к осени зарастают. Идет на изготовление теплой зимней мужской и женской одежды.
Постель — шкура, снятая с взрослого оленя зимой; имеет длинную, но ломкую шерсть. Из них шьют покрышки на чум и ярангу, а также меховые чулки. Ворс на них предварительно подрезают. Эти шкуры служат также постелью в кочевом жилище.
Камус — мех с ног взрослого оленя, имеющий твердый, плотно прилегающий к коже ворс. Из осен-него камуса (он более прочный, к нему не так при-липает снег) шьют обувь, рукавицы, вырезают узоры для одежды (меховая мозаика).
Лоб — часть шкуры, снятая со лба оленя. Идет на пошив ковриков, сумочек, подошв обуви.
Щетка — часть шкуры между болыпим и малым копытами; имеет жесткий грубый волос. Используют на подошвы для обуви.
Подшейный волос оленя — мех с бороды оленя длиной 20-25 см. Пучки подшейного волоса оленя прокладываются в швы для утепления одежды.
Кроме оленьих шкур, некоторые народы исполь-зовали нерпичьи шкуры. Из них шили промысловую обувь, одежду, мешки, головные уборы.
Шкуры животных с красивым пушистым мехом -песцов, росомах, лисиц, собак — использовали в ос-новном для оторочек, опушек, воротников.
Шкурки зайцев, белок и горностаев, а также птиц — лебедей, гагар — шли на подклад для зимней одежды.
Используемые для пошива одежды и меховой утвари шкуры подвергали особой выделке для того,
чтобы они стали тонкими, мягкими и гибкими. По своему строению шкура состоит из трех слоев: тонкого слоя наружного эпидермиса, среднего слоя собственно кожи и слоя подкожной клетчатки. Сторона шкуры, прилегающая к туше, называется мездрой.
Шкуру, снятую с убитого оленя, тщательно моют и очищают, затем сушат. Чтобы во время просушки шкура не сморщивалась, на нее с тыльной стороны накладывают деревянные планки-распорки или рас-пяленную шкуру укрепляют в деревянной раме.
Выделка оленьей шкуры состоит в соскабливании верхнего слоя мездры, размягчении и выравнива-нии. Существует несколько способов размягчения шкур.
Некоторые народы (ханты, ненцы) перед выделкой шкуру размачивают: со стороны мездры ее покрывают сырым мхом, затем сворачивают и оставляют на полдня или на сутки, после чего особым скребком состругивают верхний слой мездры. Операцию по-вторяют несколько раз, пока шкура не станет мягкой и эластичной. У других народов для размягчения (дубления) шкур используют содержимое оленьего желудка (ненцы), вареную разжеванную оленью (нга-насаны) или рыбью (эвенки) печень, олений мозг, олений кал (чукчи, коряки) или разжеванную рыбью икру (народы Амура), рыбий или нерпичий жир (эскимосы). Одним из этих веществ смазывают оленью шкуру, затем складывают ее вдоль и поперек или сворачивают мездровой стороной внутрь и оставляют на день-два, чтобы она отсырела и отмякла, после чего шкуру разворачивают и обрабатывают скребком.
Для удаления верхнего слоя мездры и выделки шкур применяют различные скребки с металлическим лезвием, прямым или 8-образным, вставленным по¬перек в центральную часть круглой в сечении дере¬вянной рукоятки (Западная Сибирь), или обточенным каменным наконечником, укрепленным в деревянную рукоятку (Чукотка, Камчатка). Скоблят шкуры на специальных досках длиной до 1 м, шириной 20-25 см.Женщина выделывает шкуру либо сидя, либо стоя, упирая доску одним концом в живот, а другим- в землю. При этом доска покрывается куском старой шкуры ворсом вверх, чтобы при обработке не по-вредить мех. Обрабатываемую шкуру затыкают за доску, оставляя лишь неболыпой кусок, затем, по мере обработки, часть шкуры, выпускаемой на доску, увеличивается. При выделке шкуры скребок ведут движением от себя. Вся процедура (смазывание, свер-тывание, вьщелка скребком) повторяется два-три раза.
Для окончательной выделки шкуры применяют особый скребок с лезвием, сделанным из куска косы-литовки, вставленным в дугообразно изогнутую де¬ревянную рукоять. Шкуру трут вдоль и поперек о железную часть скребка. Народы Амура, Южной Сибири, а также якуты для тщательного разминания шкуры используют специальные кожемялки, пред-ставляющие собой колоду, выдолбленную из куска ствола дерева с закрепленным на одном конце де-ревянным рычагом-палкой с зубчиками, с помощью которой производится размягчение шкуры.
Выделка шкурок пушных зверей заключается в следующем: шкурки просушивают на специальных деревянных распялках, затем снимают целиком и выворачивают наизнанку. Перед выделкой их обычно размачивают, затем мездру скоблят ножом и сма¬зывают жиром. Разминают шкурки пушных зверей руками.
У сибирских народов выделкой шкур и шитьем одежды занимаются женщины. Раскрой любого ма-териала требует тщательности и экономии. Оленья шкура используется для пошива одежды полностью.
Основная схема раскроя следующая: центральная спинная часть шкуры идет на изготовление спинки, переда (если одежда глухого покроя) или передних полок (если одежда распашная); шкура, снятая с шеи,- на рукава, головные уборы. Брюшная часть используется на дополнительные детали одежды — клинья, части детской одежды. Камус идет на пошив обуви. Раскраивают шкуры по мездровой стороне на специальной кроильной доске или на полу ножом. Шкуру предварительно складывают по месту будущего разреза, затем разгибают, и разрез производят по вмятине одним непрерывным движением.
Шьют меховую одежду до сих пор нитками, изго-товленными из спинных сухожилий оленя. Лучшими считаются спинные сухожилия важенок, так как они тоныпе расщепляются. Ножные сухожилия упот-ребляют в основном для шитья летней обуви и покрышек на жилище. Они толще спинных, но прак-тичнее, поскольку не гниют. Сухожилие очищают, сушат, разъединяют на отдельные жилки, а затем скручивают из них нитки. Такие нитки органично соединяются со сшиваемым материалом. Мягкие и эластичные, они не режут шкуру и не перетираются на морозе, как это происходит с обычными нитками. В настоящее время меховые изделия шыот обычными или трехгранными стальными иглами, а в прошлом употребляли иглы из косточек ног оленя и белки либо из рыбьих костей.
Техника изготовления меховой одежды проста. Шьют иголкой к себе, швом через край, с изнанки, сложив два куска шкуры вместе. В швы для тепла иногда прокладывают пучки подшейного волоса оленя (по 5—10 штук). При пошиве новой одежды женщины используют старую, изношенную: по ней отмеряют необходимые размеры.
Прошу прощения за столь большой текст.
А… Извините. Вот он. Он мне больше нравится. На него городские всё что хочешь меняют почему-то.Можно подкоптить ден1ёк-другоё.
Хранение рыбы (кеты). Современный способ.
«ЮКОЛА»: Филе с кожей без хребта и рёберных костей надрезается поперёк через 3-5 см (со стороны мякоти до кожи) и опускается в насыщенный раствор соли(чтобы очищенная картошка вслыла) с уксусной эссецией(чтобы кисленький был) на 2-3 сек. Вешается кожей вниз на палки на сквозняке. Вялится не менее 28 дней.
Статья хорошая. Но. Сладывается впечатление, что любое состояние человека, помимо стульно-диванного расположения называется выживание. Нанайцы че там в реале выживают? Они знают об этом? Или просто они там на Северах живут. Как деды и отцы ихние жили, как привыкли так и живут. Я вот В Ямало Ненецком был почти под Салехардом. Ну сидели в чуме, бухали, строганину ели. Тарелка спутниковая вкопана, снегоход Бомбардье. Чето не сложилось у меня мнения что они «бедолаги» выживают там. По моему — просто живут как им нравится.
И долго ты там жил? И пусть и на снегоходе после пурги оленей собирал? И на оленине по полгода сидел (если повезет), и юколу эту со строганиной месяцами? Она вкусная, но как и вся северная кухня, очень однообразная.
Нет коров- нет масла. Все, сиди на рыбьей жире всю зиму.
И еще. Странное какое-то чувство возникает, то есть блага цивилизации — не для них чтоль? Пусть живут, как и жили их прадеды? На водку и бисер соболей меняют? Вы то поди тоже без плуга и косоворотки обходитесь как-то, и не в лаптях щеголяете;)
У нас в ХМАО прикол был в позапрошлом году… Дело было осенью, по какой то там бла бла бла программе администрация округа решила построить 2 этажки для малых народов севера. Построить решили на окраине города чтоб они могли и за город выезжать и у окраины города, чтоб больницы и школы были рядышком. Ну казалось бы идея отличная. Дело за малым… государство выделило денег и началась стройка, настроили домов. Заселили народы. Началась зима. Так они стены лицевые пробили на первых этажах и ставили там свои снегоходы и машины (у кого есть). И те что должны были жить снизу, подселились на вторые этажи (в тесноте да не в обиде).
прикол блин…
(я не хочу сказать что они варвары, но настолько просто мыслят...)
У нас другая история была:)Никак не связанная с нациями и прочее:) Короче, построили почти деревянную двухэтажку. И там балки оставили, под балконы.Ну, балки разной длины, надо подровнять, и попросили практиканта, сами чай пить пошли. Подровнял:) Вровень со стенами. Так и стоит в Хандыге дом. Есть балконные двери, а балконов нет:)
Да в том смысле, что на вкус и цвет все фламастеры разные.
Мы их жалеем, что они бедненькие масла сливочного не видят всю зиму,
Они нас должны пожалеть, что мы вместо масла сливочного едим «спред со вкусом масла»
Большая часть нанайцев со спутниковыми тарелками, даже я с компом :-)
Но живут они, поверьте, в тех природных условиях, к которым часть диванных выживальщтков и готовится. Ещё раз извините :-)
Но живут они, поверьте, в тех природных условиях, к которым часть диванных выживальщтков и готовится. Ещё раз извините :-)
Насколько я понимаю «великий и могучий» русский язык, ВЫЖИВАНИЕ — пребывание индивидуума в вынужденных и невыносимых для него морально-физических условиях. Ну примениете это к жителям Крайнего Севера. Плучилось? Они там чего в резервации, за колючкой?
Проще было бы назвать " А вот как там у нанайцев. Какую вкуснотищу жрут и в каких мехах ходют, не чета вашей ГМО и синтетике, упыри оффисные"
Там у них сайт есть, называется «Не Пропаду, Однако»
Они там сидят и на нас городских удивляются — как мы пельмени едим из си… — пи… и пиво пъём из химреактивов.
Для них они естественные. Они для городских средней полосы и южан -"«пребывание индивидуума в вынужденных и невыносимых для него морально-физических условиях»"
(Т+). Статья интересная, практичная для тех, кто не живет постоянно на Севере. Но правильно сказал 13serg, выживания, как такового, для коренных народов в ней нет. Это все равно, что рассказать, как бедные кочевые казахи в степи живут, во что одеты и чем питаются.
Казахи там всю жизнь на баранине и конине сидят, и ничего, живут. Температура до +60. Кобылье молоко запасают по особому рецепту, чтобы не испортилось, воду хранят, мясо, рыбу… Но это не ВЫЖИВАНИЕ — это жизнь в этих условиях. Выживание начнется тогда, когда якут или нанаец попадет в степь Казахстана, а казах — в тундру. Вот тогда для них и начнется выживание.
Думаю так. Прошу никого не принимать близко к сердцу — никого не хотел обидеть, просто высказываю свое мнение по поводу выживания коренных народов, в части касаемой самого понятия «выживание».
Вот тут давайте бредить перестанем. Если я, якут, попаду в пургу в тайге — это будет самое что ни на есть выживание. Если я провалюсь под лед — тоже самое. И без разницы, откуда человек. Другое дело, что для кочевых народов Крайнего Севера выживание стало обычной жизнью, менее выживальщицким оно от этого не становится. Они точно также, даже чаще (благодаря тому, что ПОСТОЯННО рискуют своими жизнями) чем все остальные гибнут. Тонут, замерзают. Для них практически любая ошибка в РАБОТЕ (оленевода, скажем) грозит гибелью и не только самому пастуху, но и всей его семье, зачастую.
Так что можете со мной спорить, но то, когда я живу в тайге, не становится менее опасным для меня, чем для любого другого. Единственное, что у меня больше опыта, навыков, может даже инстинктов в какой-то степени, чем у других.
Когда сам делать будешь, тогда может и лепота, мы с сотоварищями рыбу вялим-коптим либо в мае либо в сентебре, а так мухоту жрать неее увольте, по малочисленым северным народам скажу как есть испокон века рыбка_мясо с душком а это уважаемый kenao на любителя.
Ну что ж вы за люди:) Никакого такого «душка» я лично никогда не чувствовал. Может у вас кто-то так и делает. Наша юкола хоть и несоленая, практически без запаха. Ну, как обычная вобла сушеная пахнет, но слабее.
Мясо с душком… Я о таком даже не слышал, если честно. Ну нет у нас надобности мясо гноить. Итак на улице холодильник 8 месяцев. А летом ледники у всех. У нас всегда все ели почти свежее мороженное мясо. Откуда эти байки про тухлое мясо и тухлую рыбу я не знаю.
для малоосведомленных: ту юколу вы исть не будете (процесс изготовления) весьма архаичен и негигеиничен даже сами нанайци в основном используют для корма собак пока не прижмет конкретно короче никак не корюшка, что касается вяленного мяса процессы схожи делается практически без соли (пока лося на ремни не порежет и не завялит не уюдет) кто любит с душком то может и попрет а так врядли.
Хабаровчане юколу жрут кушают, начальство с проверками приезжает-её да копчёную просят на подгон -под пиво. Может, то что корюшка в дефиците?
А с дкшком можно, конечно, приготовить ;-))
Я, например в большую ванну наливаю ведра три воды, одну треть пузырька эссенции и мно-ого соли(чтоб картошка подпрыгнула). Опускаю туда подготовленную рыбу(филе от штук 20), перемешиваю и на чердак, на вешала. Но есть засранцы, а их среди нанайцев немного, как и среди остальных.
Уважаемая Novenkaia, как то мне не особо хочется переводить дискуссию в русло выяснения какую юколу дают под пиво начальству приезжающему с проверкой и т.д. вы ведь насколько понимаю поболе меня знаете про жизненный уклад данных народностей и исходя из этого понимаете что современные требования и возможности накладывают свой отпечаток в том числе и на кулинарию. Когда эвенк или ороча не доживал до 50-ти лет. В следствии болезней и реальных жизненных трудностей. Отсутствие элементарных консервантов в том числе соли, определяло и вкусовые пристрастия. Скажу более того рыба-мясо с душком более мягкое и это вы тоже знаете, соответственно и жуется легче в отсутствие зубов, а так ножичек в помощь и вроде ничего жить можно. Думаю не имеет смысла сравнивать представителя северных народов выросшем в интернате окончевшего школу-институт с человеком этой же национальности который из тайги не выходил.
Согласна. Но здесь я писала о опыте нанайцев в связи с тем, что, повторюсь, до начала 20 века они жили изолированно от цивилизации. В качестве примера выживания нации в суровых условиях(ниже сноски по климатическим условиям). Пусть 50, но нацию они сохранили. Естественно, сейчас быт поменялся-природные условия сохранились(если не считать глоб. потепления). Это взгляд русского человека, жившего прежде в городе, потом в более комфортных условиях на юге Хаб. края. Другое дело, что в суровой природе желающих жить меньше, поэтому рыбы, зверя ещё достаточно. Кстати, в том году нашу территорию объявили заповедником.
Ну хоть в чем то пошли людям на встречу, насколько понимаю в законе прописано что аборигены могут охотиться — рыбачить вне зависимости от того заповедник или нет?
Тут длинная и запутанная, сталкивающая лбами политика. Аборигены могут, а те, кто проживают на территории много лет- ни… не могут(по крайней мере рыбачить-все браконьеры). Я-то не аборигенка, но сети пойти вытащить могу, и по берегу пройти, и на зимней помочь… Нормальные наши с нанайцами дружат, поэтому рыбу имеем. А некоторым штатским они и в посёлке рыбу по рыночным ценам продают.
отличный материал!+
По поводу дилеммы «Жизнь или выживание» — вопрос далеко не простой. Вспомнилаяь книга «Новый перевал» 1950-го года. Фамилии автора не знаю (обложка истёрта) Юлия Ш(или Щ)… ова (возможно Щербакова) Описывается экспедиция по Сихотэ-Алиню к истокам реки Хор. Много похожего, та же тала по-удэгейски, только там просто из свежей рыбы с ножа (сам так ел пелядь — ребята-водилы из Эвенкии подогнали по случаю)
Да, рецептики тут НЯМ)))
Почему вспомнил книгу — там кроме прочего описывалась жизнь охотников-удэгейцев, сотрудников метео- и радиостанций, членов научно-исследовательской экспедиции. Так вот, по поводу выживания: у местного населения добыча ресурсов (там, правда было и сельское хозяйство, и преодоление таёжных рек, и многое другое — не выживание, а часть жизни — так жизнь течёт. Как только человек начинает выполнять что-то ещё (те же метеорологи с их постоянными измерениями и радиограммами) — обеспечение существования сразу выдвигается в ряд выживания, как дополнительное осложнение к основной работе. Кто-то привыкает, кто-то нет (остаётся выживальщиком или уезжает). Резюме: выживание предусматривает отрыв от привычного функционирования, среды, способа отношений. Когда появляются навыки или условия становятся привычными — это уже просто жизнь. Мы ведь не считаем выживанием работу на АЭС или вредном предприятии. Да, сложно, да, опасно — но ведь это просто работа в привычной нам среде. Сейчас среда начинает меняться всё быстрее. Сперва выживаем, потом приспосабливаемся. У народов, живущих давнеисторическим способом (и у северян, и у пустынников) просто соображайка работает быстрее — у них изменения условий жизни чаще чем у нас исторически. Поэтому опыт учтём, а дорогу придётся выбирать каждому свою.
Огромное спасибо за статью, а также камрадам Kenao, 13Serg, Rambo за комментарии, подвигнувшие написать сей сомнительный опус.
Спасибо! Всем. У меня ещё есть учебник ОБЖ для 4 класса начальной школы.
Никитина Р.С. Таёжная азбука, 2004. Но он скопирован целиком. Если погуглить, я думаю найти можно. Если нужно, перенесу копией сюда, правда, много места займёт.
нанайцы, ***, на каком севере живут, да… особенно *** на северах растет женьшень, ага, прям по вечной мерзлоте и растет, да…
Афтар, вазьми карту и найди на ней север, потом найди на ней Нанайский район Хабаровского края… немного разные места, да? :)
статья позитивненькая, но вот заголовок вводит в заблуждение…
9. Помните, ради обеспечения порядка на проекте администрация в праве удалять, перемещать и частично редактировать публикации и комментарии, блокировать временно или постоянно тех или иных пользователей, управлять уровнем живучести участников проекта. К подобным мерам администрация прибегает в самом крайнем случае и обязательно комментирует свои действия.
не я тебе установил это правило, ты сам себе установил это правило, найди в себе силы, исполни свое правило.
Термин КМНС-законодательный. Означает-коренные малочисленные народы Севера.
Нанайский район имеет большую протяжённость и площадь. Есть южнее, есть севернее районы. Мерзлоты там нет, но условия как раз для выживания. Если учесть, что до прихода русских переселенцев они жили в естественных природных условиях, то у них есть чему научиться.
Улыбнуло :) у нас закон — последняя непоколебимая инстанция. Даже если он противоречит логике :)
Цитирую: НАН‘АЙЦЫ, нанай, нани (самоназвание — «местный», «здешний человек»), гольды (устаревшее название), народ в России. Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ.
Извиняюсь, Николаевск-на-Амуре(нижнеЕ по течению Амура только море) находится южнее Москвы… отсюда следует что? что мааасквичи у нас тоже народ севера? :)
Пипец, скока живу тут — ни разу не слышал, чтоб нанайцев называли малой северной народностью :)
Здесь принят другой термин — народы(коренные народы) Приамурья… там и нивхи, и ульчи, и удегейцы, и эвенки и много кто еще… которые очень сильно отличаются от действительно северных народов. Х.з. где эти северные народы, ну уж точно не у нас по Амуру живут… что-то мне подсказывает, что на северах народ ориентирован на оленя(и мясо и транспорт), тут на Амуре коренной народ ориентирован на реку(и еда и транспорт)… Т.е. нанайцы нифига не северная народность хотя бы уже в этом…
что-то мне подсказывает, что на северах народ ориентирован на оленя
хреново подсказывает твое что-то. Якуты — населяют почти весь север. Так вот. Я оленя в первый раз лет в 18 увидел. А коровы и кони — пожалуйста. Мы — скотоводы. Чукчи — только половина оленеводы. Другая половина — рыбаки и охотники, живущие на побережье.
Теоретиков шибко много и попыток подогнать коренной национальный уклад в том числе и кулинарный под свое удобное представление тоже хватает. Так что уважаемый kenao вы особо внимание не обращайте на некоторые заявления (специалистов)
Мне тут недавно заявили что в Амурской области болота не промерзают, потом хоть извинились (обманули человека).
еще в догонку, слово «принят» или «общепринято» это о чем? оно подкреплено логикой и здравым смыслом? или оно подкреплено фактами?
например:
-принято считать, что короткоствол русским давать нельзя — перестреляют друг друга, однако логика и здравый смысл говорит нам о том, что оружие является неотъемлемой частью гражданских свобод;
-принято считать, что борная кислота — антисептик, однако логика и здравый смысл говорит нам о том, что борная кислота — яд, а факты говорят о том, что есть куча более дешевых антисептиков с лучшим эффектом;
-принято считать, что наш президент нас не обманывает, однако здравый смысл и хорошая память говорят, что что-то с нашим президентом неладно;
-принято считать, что у нас перед законом все равны, однако здравый смысл и современные реалии говорят о фактически сословном законодательстве, вовсю исповедующим принцип «это наш сукин сын, и мы его в обиду не дадим»;
-принято считать, что нанайцы — малая народность севера (аж с 20-х годов прошлого века, когда собственно и был введен термин про коренные и малочисленные народности), но просто открыв карту можно увидеть что нанайцы проживают южнее Москвы… И это не вдаваясь в детали, насчет того, что тайга по нижнему Амуру уж как-то подозрительно отдает субтропиками(хотя бы по распространенности растений-лиан)…
Ты цепляешься к автору. Ты хамишь. Лично я не вижу никакого уважительного отношения ни к автору, ни к статье. Ничего конструктивного ты не сказал. Критику не воспринимаешь. Продолжаешь тупо спорить не по существу вопроса. Твои аргументы — полное ничто (читай выше свой бред про оленей). Лови минус:)
Я выскажусь, как автор статьи. И проживающий на данной территории человек. Жила на югеХаб. края, на границе с Приморьем- там живут удэгейцы- и быт у них немного иной.
Далее-кроме физической географии есть ещё экономическая. Посмотрите среднегодовые температуры в Москве и в Николаевске-на-Амуре, Хабаровске. Сравните.
Далее. Кенао ситуацию с баллами выправила, а с оппонентом -оставила как было.
На нашу территорию катаются инородности за экстримом. За большие деньги. Т.К. кроме тропических лиан у нас в тайге произрастают ещё и северные виды растений. И в животном мире то же смешение.
Удачного путешествия оппоненту на север Хабаровского края! И не надо хамить.
хоть заминусуйся :)
про оленей — не спорю, так и пишу «тебе видней — потому не спорю».
какая критика? не вижу никакой критики.
мои аргументы, наверняка не ничто, ты даже не пытался хоть один из них оспорить. Тупо тылдычить «общепринято, значить северная народность» — даже на намеки агрументации не тянет.
так, про минуса — не я начинал, так что иди нахуй.
Зашла в Википедию, сравнивала г. Якутск и север Хабароского края. Итак: средние температуры января: Якутск- -38,6-40 град., Север Хаб. кр. — -40 град.; средние гемпературы июля: Якутск — +19 град., север Хаб. края +21,4. Конечно, теплее, но в Хаб. крае ещё и влажность выше, и ветра сильные. Без ветра и высокой влажности мороз легче переносится. А насчёт широты-есть ещё и долгота.
нижнее течение Амура — район проживания нанайцев, ни разу не север хабаровского края. Тут Николаевск или Комсомольск сравнивать уместнее, а не север хабаровского края
Заберитесь в Википедию. И термин КМНС язык, конечно, ломает, но это так сейчас и называется.
Итак: Москва-среднегодовые значения: температура+ 5,8 град., ветер 2,3 м/с, влажность77 проц., январь-9,3, июль+19,2; Хабаровск(как самый южный из больших городов)-среднегодовое значение температура+3,2; январь ср. -20,5 град., июль+21,4; Комсомольск-среднегод.: температ. -0,8град., влажн.69,2, ветер 3 м/с; январь ср. -6,6 град., июль +20,1; Николаевск-среднегод.-1,8град., влажн.77 проц., ветер 3,5 м/с; январь ср .-22,5 град., июль ср. 16,7 град…
если на то пошло, то первоначально термин звучал как «коренные малые народности севера и дальнего востока», еще в далеких 20-х прошлого века, разве нет?
— температуры это хорошо. Что-то мне говорит, что «севернее» это ближе к полюсу северному, а «южнее» — это ближе к экватору. Т.е. среднегодовые температуры, это еще не все. Мы так можем договориться до того, что у нас Архангельск — знойный южный город :)
— Широта — вот еще параметр во многом определяющий, так как от широты зависит уровень солнечной радиации, например, Хабаровск южнее Москвы, у нас световой день больше примерно на 2 часа — это вам не хухры-мухры.
Комментарии (75)