Нож: Нож на коленке или небольшой фотоотчет
Всех приветствую!
Сегодня я хочу поделиться своим фотоотчетом, об изготовлении ножа.
Сам Фотоотчет о проделанной работе можно найти под КАТом.
Заранее скажу, пользуйтесь кнопочками «Page Down», «End» и прочими т.к. публикация получилась солидная, даже не смотря на уменьшение фоток до 400px.
Что-ж, сам нож я делал в общем-то недолго, только когда появлялось свободное время на неделе, и когда надоедало я заканчивал. В итоге от отрезания заготовки, до прикрепления темляка прошло около 1.5 месяца, при суммарной работе около 10 часов, хотя точную цифру назвать не могу.
Нож пока мне нравится, особенно по удержанию в руке. Сама сталь тоже очень даже ничего. Проводил тесты, сначала резал бумажку(сразу после заточки), потом стругал гвоздь, скажем так довольно толстый и довольно глубоко, после опять резал бумажку. Разницы почти-что нет, убралась лишь самая тонкая часть режущей кромки, осталась уже основная, долговременная ее часть.
Теперь, к делу.
А дело было так, захотел я себе нож, причем с классической формой, что то типа Fallkniven F1, но потоньше и чуть подлинней, да и рукоять хотел деревянную, более живую.
Идея есть, осталось воплотить ее в жизнь. Скачал пару фоток F1 и в «Компасе» на скорую руку их обвел. Затем отредактировал получившийся эскиз под себя, а именно:
подогнал нужные размеры, отверстие темляка убрал дальше и выше, поднял линию обуха до рукоятки. На первый взгляд получилось довольно неплохо.
Когда макет был готов проставил размеры и распечатал на A4 1в1 в нескольких экземплярах.
Готовый эскиз в Компасе выкладываю сюда для заинтересованных.
После макета главным вопросом стала сталь. Из чего-же сделать нож? Ответ пришел как-бы сам собой, когда я гуляя по барахолке наткнулся на полотно рельсовой пилы за довольно небольшие деньги.
Сталь: Аналог Р65М с чуть большим содержанием углерода.
Т.к. за эстетикой я не гнался (я от нее отказываться не собирался, но в данном случае она для меня имела не приоритетное значение), это должен был получиться удобный рабочий нож который хорошо держал заточку, пусть и неидеальный по внешнему виду — это полотно меня устраивало более чем, ко всему прочему оно еще являлось полунержавейкой, что не могло не радовать.
По поводу хрупкости заявлю сразу, да, эта сталь является довольно хрупкой по сравнению с остальными. Но если ей не «батонить» скальную породу, то ее прочности хватает с запасом. В то же время ее остальные характеристики намного превосходят многие промышленные ножевые стали. Поэтому материал клинка был выбран довольно быстро, к тому-же из-за толщины этого самого полотна он не попадал под ХО.
Отрезаю нужный кусок
Прикрепляю чертеж и обвожу контур ножа несмываемым маркером несколько раз. Это означает обвожу первый раз, жду пока высохнет, обводим 2-ой раз…
Беру в руки инструмент в лице Болгарки и Перфоратора и начинаю обработку. Для болгарки использую шлифовальный и обрезной диски, для перфика — абразивный круг.
Техника такая — обрезаю болгаркой основные выступы с запасом пару мм, затем все довожу крупным абразивом.
Важно помнить, что при обработке любого типа стали ее недопустимо перегревать, поэтому периодически окунаю заготовку в воду. Данный тип стали малочувствителен к перегреву, но микротрещины будут образовываться все-равно, для большинства-же остальных ножевых сталей перегрев вообще крайне нежелателен.
После грубой обработки получаем примерно такой вид.
Далее необходимо проделать в заготовке отверстия. Обычным сверлом это делать очень трудно, в связи с тем что заготовка тверже сверла и его придется не раз перетачивать, поэтому я воспользовался обычным электролизом.
Для этого покрываю рукоять краской, желательно каким-нибудь лаком или можно просто плотно замотать изолентой. Это делается для того чтобы с электролитом контактировали лишь нужные участки. У меня краска к сожалению оказалась довольно фиговой, поэтому она с краю отвалилась и оголила торец рукояти. Я это заметил не сразу и у меня съело около 1мм по краю.
Желательно использовать обычный женский лак или обычную изоленту. Лак кстати потом легко смывается ацетоном.
Когда краска высохла проделываю отверстия в краске или изоленте любым острым предметом с 2 сторон.
Когда все готово, приступаю к приготовлению электролита. Я использовал обычный концентрированный раствор пищевой соли, на фото сода т.к. под рукой была только ее пачка, но и соду тоже можно использовать.
Далее соединяю все проводами и опускаю электроды в раствор. В качестве одного электрода у меня служит нож, в качестве другого простая железяка. Они подключены к аккумулятору от шуруповерта 18v можно использовать и другой постоянный источник питания.
На этом этапе важно соблюсти полярность, а именно при подключении от железяки должны пойти пузыри, а не от ножа.
После вышеописанных действий частички металла контактирующие с электролитом под действием эл.тока начнут переходить в электролит и вскоре мы получим отверстия.
Важно следить, чтобы кроме отверстий в краске нож нигде не контактировал с электролитом иначе дырок будет больше чем ожидалось
Оставил все как есть и ушел читать книжку.
По истечении некоторого времени получил такую картину
Вынимаем нож, очищаем от грязи, смотрим на отверстия. Если они еще не появились, проверяем целостность краски, и опускаем снова в раствор.
В итоге у меня получилось 2 аккуратных отверстия, которые потом я довел алмазным надфилем. (Я ленивый поэтому просто зажал его в перфоратор капнул масла и включил на средние обороты, но так конечно делать нежелательно)
Теперь все полирую и сдираю краску.
Теперь когда клинок более-менее готов приступаю к изготовлению рукояти.
Его можно окончательно «Шлифонуть», но я этого делать не стал, дабы не уменьшить поперечную прочность клинка.
В данный момент толщина клинка 2мм, после шлифовки она станет около 1.8, что ИМХО довольно мало, особенно для Р6М5.
Для рукояти мной был найден и спилен в лесу кап, затем высушен, и отрезан от него небольшой кусок для рукояти.
Просверливаю дырки для проволоки, чтобы скрепить рукоять на время обработки. Использую обычную аллюминиевую проволоку.
На скорую руку болгаркой и другими подручными инструментами убираю все лишнее с рукояти.
Поначалу использовал болгарку с кругом на который надета грубая шкурка, затем надел этот диск на перфик через насадку для дрели и дело пошло куда лучше, т.к. появился полный контроль за скоростью, в отличие от болгарки. После этого пришел к выводу, что в изготовлении ножа больше всего необходим перфик без болгарки можно вообще обойтись.
В конечном итоге получается примерный образ рукояти. Но она счас сильно толстая, неудобная. Начинаю процесс формирования рукояти «под свою руку», для этого снимаю немного древесины, беру в руку нож, смотрю где неудобно, снимаю в этом месте, и так далее…
Провожу еще пару тестов на строгание(тупым ножом) и перехожу к следующему этапу.
Склейка.
Клею обычной эпоксидкой ЭДП, для этого развожу все по инструкции и наношу на нож. Прижимаю все это струбциной через полоску кожи и дополнительно с краев накрепко связываю веревкой.
Шпеньки из проволоки вставляю новые.
Оставляю все сохнуть на 2 дня.
Когда все склеилось, убираю торчащие шпеньки кусачками, затем выравниваю поверхность наждачкой.
Результат:
Вдруг мне начинает не нравиться слишком резкий переход к клинку поэтому решаю немного снять с конца рукояти. Согласен, что поздно, но что делать. Для того, чтобы не царапать клинок обматываю его изолентой.
Так намного лучше.
Когда все готово приступаю к пропитке.
Пропитывать рукоять решил обычной олифой, основным компонентом которого является льняное масло. В результате фактура рукояти должна проявиться, правда не надолго, т.к. потом она наберет немного грязи, но для меня это не критично. Чтобы этого избежать можно ее сверху натереть например воском или чем-нибудь другим, рецептов по инету я нашел много.
Для начала убираю грязь которая за все это время накопилось на поверхности рукоятки. Для этого тряпочкой с все той-же олифой обтираю всю рукоять и даю немного впитаться оставив минут на 10-20. После этого феном нагреваю рукоятку, хотя можно и аккуратно над плитой и сухой тряпочкой убираю выступившую «грязную олифу».
Для пропитки кладу нож в морозилку, дабы поры в древесине сузились, а олифу в это время нагреваю до примерно 60 градусов. Затем окунаю промороженный нож в олифу. Наблюдаю за красивейшей картиной, когда из пор начинают идти тысячи пузырьков. Древесина от температуры расширяется, и засасывает олифу внутрь.
Важно помнить что не желательно нагревать олифу выше 110 градусов, т.к. эпоксидка на таких температурах может ослабиться или вообще отвалиться.
Кстати для лучшей пропитки можно повторить процедуру с нагревом/охлаждением.
Теперь оставляем нож примерно недели на 3-4, чтобы масло полимеризировалось.
Затачиваю(ох и нелегко оказалось заточить P6M5)
Полирую и навожу окончательный лоск тряпочкой.
Вдеваю темляк и нож готов, можно идти наслаждаться идеальным резом и удобной рукоятью.
В планах еще к нему сшить ножны, чтобы можно было таскать в лесу на поясе. Но это позже, когда закончу тестирование экспериментальных кожаных ножен для Моры, т.к. я пока не очень уверен в качестве той кожи которая у меня есть.
Да, забыл отметить, строй клинка линза с микроподводами.
Готов ответить на любые вопросы.
Сегодня я хочу поделиться своим фотоотчетом, об изготовлении ножа.
Сам Фотоотчет о проделанной работе можно найти под КАТом.
Заранее скажу, пользуйтесь кнопочками «Page Down», «End» и прочими т.к. публикация получилась солидная, даже не смотря на уменьшение фоток до 400px.
Что-ж, сам нож я делал в общем-то недолго, только когда появлялось свободное время на неделе, и когда надоедало я заканчивал. В итоге от отрезания заготовки, до прикрепления темляка прошло около 1.5 месяца, при суммарной работе около 10 часов, хотя точную цифру назвать не могу.
Нож пока мне нравится, особенно по удержанию в руке. Сама сталь тоже очень даже ничего. Проводил тесты, сначала резал бумажку(сразу после заточки), потом стругал гвоздь, скажем так довольно толстый и довольно глубоко, после опять резал бумажку. Разницы почти-что нет, убралась лишь самая тонкая часть режущей кромки, осталась уже основная, долговременная ее часть.
Теперь, к делу.
А дело было так, захотел я себе нож, причем с классической формой, что то типа Fallkniven F1, но потоньше и чуть подлинней, да и рукоять хотел деревянную, более живую.
Идея есть, осталось воплотить ее в жизнь. Скачал пару фоток F1 и в «Компасе» на скорую руку их обвел. Затем отредактировал получившийся эскиз под себя, а именно:
подогнал нужные размеры, отверстие темляка убрал дальше и выше, поднял линию обуха до рукоятки. На первый взгляд получилось довольно неплохо.
Когда макет был готов проставил размеры и распечатал на A4 1в1 в нескольких экземплярах.
Готовый эскиз в Компасе выкладываю сюда для заинтересованных.
После макета главным вопросом стала сталь. Из чего-же сделать нож? Ответ пришел как-бы сам собой, когда я гуляя по барахолке наткнулся на полотно рельсовой пилы за довольно небольшие деньги.
Сталь: Аналог Р65М с чуть большим содержанием углерода.
Т.к. за эстетикой я не гнался (я от нее отказываться не собирался, но в данном случае она для меня имела не приоритетное значение), это должен был получиться удобный рабочий нож который хорошо держал заточку, пусть и неидеальный по внешнему виду — это полотно меня устраивало более чем, ко всему прочему оно еще являлось полунержавейкой, что не могло не радовать.
По поводу хрупкости заявлю сразу, да, эта сталь является довольно хрупкой по сравнению с остальными. Но если ей не «батонить» скальную породу, то ее прочности хватает с запасом. В то же время ее остальные характеристики намного превосходят многие промышленные ножевые стали. Поэтому материал клинка был выбран довольно быстро, к тому-же из-за толщины этого самого полотна он не попадал под ХО.
Отрезаю нужный кусок
Прикрепляю чертеж и обвожу контур ножа несмываемым маркером несколько раз. Это означает обвожу первый раз, жду пока высохнет, обводим 2-ой раз…
Беру в руки инструмент в лице Болгарки и Перфоратора и начинаю обработку. Для болгарки использую шлифовальный и обрезной диски, для перфика — абразивный круг.
Техника такая — обрезаю болгаркой основные выступы с запасом пару мм, затем все довожу крупным абразивом.
Важно помнить, что при обработке любого типа стали ее недопустимо перегревать, поэтому периодически окунаю заготовку в воду. Данный тип стали малочувствителен к перегреву, но микротрещины будут образовываться все-равно, для большинства-же остальных ножевых сталей перегрев вообще крайне нежелателен.
После грубой обработки получаем примерно такой вид.
Далее необходимо проделать в заготовке отверстия. Обычным сверлом это делать очень трудно, в связи с тем что заготовка тверже сверла и его придется не раз перетачивать, поэтому я воспользовался обычным электролизом.
Для этого покрываю рукоять краской, желательно каким-нибудь лаком или можно просто плотно замотать изолентой. Это делается для того чтобы с электролитом контактировали лишь нужные участки. У меня краска к сожалению оказалась довольно фиговой, поэтому она с краю отвалилась и оголила торец рукояти. Я это заметил не сразу и у меня съело около 1мм по краю.
Желательно использовать обычный женский лак или обычную изоленту. Лак кстати потом легко смывается ацетоном.
Когда краска высохла проделываю отверстия в краске или изоленте любым острым предметом с 2 сторон.
Когда все готово, приступаю к приготовлению электролита. Я использовал обычный концентрированный раствор пищевой соли, на фото сода т.к. под рукой была только ее пачка, но и соду тоже можно использовать.
Далее соединяю все проводами и опускаю электроды в раствор. В качестве одного электрода у меня служит нож, в качестве другого простая железяка. Они подключены к аккумулятору от шуруповерта 18v можно использовать и другой постоянный источник питания.
На этом этапе важно соблюсти полярность, а именно при подключении от железяки должны пойти пузыри, а не от ножа.
После вышеописанных действий частички металла контактирующие с электролитом под действием эл.тока начнут переходить в электролит и вскоре мы получим отверстия.
Важно следить, чтобы кроме отверстий в краске нож нигде не контактировал с электролитом иначе дырок будет больше чем ожидалось
Оставил все как есть и ушел читать книжку.
По истечении некоторого времени получил такую картину
Вынимаем нож, очищаем от грязи, смотрим на отверстия. Если они еще не появились, проверяем целостность краски, и опускаем снова в раствор.
В итоге у меня получилось 2 аккуратных отверстия, которые потом я довел алмазным надфилем. (Я ленивый поэтому просто зажал его в перфоратор капнул масла и включил на средние обороты, но так конечно делать нежелательно)
Теперь все полирую и сдираю краску.
Теперь когда клинок более-менее готов приступаю к изготовлению рукояти.
Его можно окончательно «Шлифонуть», но я этого делать не стал, дабы не уменьшить поперечную прочность клинка.
В данный момент толщина клинка 2мм, после шлифовки она станет около 1.8, что ИМХО довольно мало, особенно для Р6М5.
Для рукояти мной был найден и спилен в лесу кап, затем высушен, и отрезан от него небольшой кусок для рукояти.
Просверливаю дырки для проволоки, чтобы скрепить рукоять на время обработки. Использую обычную аллюминиевую проволоку.
На скорую руку болгаркой и другими подручными инструментами убираю все лишнее с рукояти.
Поначалу использовал болгарку с кругом на который надета грубая шкурка, затем надел этот диск на перфик через насадку для дрели и дело пошло куда лучше, т.к. появился полный контроль за скоростью, в отличие от болгарки. После этого пришел к выводу, что в изготовлении ножа больше всего необходим перфик без болгарки можно вообще обойтись.
В конечном итоге получается примерный образ рукояти. Но она счас сильно толстая, неудобная. Начинаю процесс формирования рукояти «под свою руку», для этого снимаю немного древесины, беру в руку нож, смотрю где неудобно, снимаю в этом месте, и так далее…
Провожу еще пару тестов на строгание(тупым ножом) и перехожу к следующему этапу.
Склейка.
Клею обычной эпоксидкой ЭДП, для этого развожу все по инструкции и наношу на нож. Прижимаю все это струбциной через полоску кожи и дополнительно с краев накрепко связываю веревкой.
Шпеньки из проволоки вставляю новые.
Оставляю все сохнуть на 2 дня.
Когда все склеилось, убираю торчащие шпеньки кусачками, затем выравниваю поверхность наждачкой.
Результат:
Вдруг мне начинает не нравиться слишком резкий переход к клинку поэтому решаю немного снять с конца рукояти. Согласен, что поздно, но что делать. Для того, чтобы не царапать клинок обматываю его изолентой.
Так намного лучше.
Когда все готово приступаю к пропитке.
Пропитывать рукоять решил обычной олифой, основным компонентом которого является льняное масло. В результате фактура рукояти должна проявиться, правда не надолго, т.к. потом она наберет немного грязи, но для меня это не критично. Чтобы этого избежать можно ее сверху натереть например воском или чем-нибудь другим, рецептов по инету я нашел много.
Для начала убираю грязь которая за все это время накопилось на поверхности рукоятки. Для этого тряпочкой с все той-же олифой обтираю всю рукоять и даю немного впитаться оставив минут на 10-20. После этого феном нагреваю рукоятку, хотя можно и аккуратно над плитой и сухой тряпочкой убираю выступившую «грязную олифу».
Для пропитки кладу нож в морозилку, дабы поры в древесине сузились, а олифу в это время нагреваю до примерно 60 градусов. Затем окунаю промороженный нож в олифу. Наблюдаю за красивейшей картиной, когда из пор начинают идти тысячи пузырьков. Древесина от температуры расширяется, и засасывает олифу внутрь.
Важно помнить что не желательно нагревать олифу выше 110 градусов, т.к. эпоксидка на таких температурах может ослабиться или вообще отвалиться.
Кстати для лучшей пропитки можно повторить процедуру с нагревом/охлаждением.
Теперь оставляем нож примерно недели на 3-4, чтобы масло полимеризировалось.
Затачиваю(ох и нелегко оказалось заточить P6M5)
Полирую и навожу окончательный лоск тряпочкой.
Вдеваю темляк и нож готов, можно идти наслаждаться идеальным резом и удобной рукоятью.
В планах еще к нему сшить ножны, чтобы можно было таскать в лесу на поясе. Но это позже, когда закончу тестирование экспериментальных кожаных ножен для Моры, т.к. я пока не очень уверен в качестве той кожи которая у меня есть.
Да, забыл отметить, строй клинка линза с микроподводами.
Готов ответить на любые вопросы.
- NoOneMan,
- messor,
- atom134,
- Nord,
- Bobby,
- BdfyPf,
- Fuser,
- interlocutor,
- rotor,
- Spooky,
- gennadiy,
- Pania,
- Serg_G,
- big_sam,
- tiunin,
- lumoss,
- mamont9999,
- Mishanya,
- max2008a,
- slesar,
- Tramp,
- Dragonlord,
- Urabotan,
- koleco23,
- Goldem,
- Potapych,
- S212,
- Lis,
- Andru021,
- Rambo,
- Land-user,
- Sunman,
- DimHesse,
- zhivchig,
- Egoist,
- spamdealer,
- core73,
- filipp,
- UncleGans,
- akvatran,
- ger9,
- AlexPLoz,
- varyag88,
- razar,
- jenisey,
- Alex06,
- Ultar,
- onyxpol,
- Damned,
- VOLk61,
- Radon4eg,
- RoadCap,
- Gorec,
- turist,
- ktibq,
- ElDuche,
- Andruha,
- Dima22rus,
- zapa-sutrapyan,
- igorl71,
- DIS,
- SvartUlv,
- volnomuvolya,
- VARIAG,
- Cherez,
- GURU11,
- veter86,
- BERBALU,
- nikolaich,
- Bundes74,
- Mefus,
- Vtoroi,
- Stalker1998,
- egorokk,
- Vepr,
- lesnik21
+ (76):
- Mors
- (1):
Похожие записи
05 декабря 2012, 18:50
+150.32 BdfyPf
— Подмосковье
Кажись нашёл я, кто мне будет ножи делать из моих заготовок
- v
- +3
07 декабря 2012, 13:06
+13.91 spamdealer
— Омск
лет восемь назад занимался изготовлением инструмента по дереву из вышеописанной стали (собственно и материал тот же) и для развлечения парочку для кухни — инструмент хороший (лежащий на столе нож рассек кожу на руке когда мимо верстака проходил), а вот на кухне, в условиях, приближенных к реалиям они что то не очень — окисляются, ломаются, щербятся. Получается обломанная, заточенная до остроты бритвы, уродливая расческа. Вот.
На инструмент — лучше ничего не надо. На ножи — лично я бы не стал использовать, ибо нож — это вещь с запасом надежности ( должна быть по умолчанию), а сталь Р65М им не обладает ни разу.
Но за работу +, однозначно. Много для себя подчерпнул.
На инструмент — лучше ничего не надо. На ножи — лично я бы не стал использовать, ибо нож — это вещь с запасом надежности ( должна быть по умолчанию), а сталь Р65М им не обладает ни разу.
Но за работу +, однозначно. Много для себя подчерпнул.
25 декабря 2012, 16:22
+150.32 BdfyPf
— Подмосковье
материал у меня у самого есть, а вот делать уже негде ((
05 декабря 2012, 18:53
+264.58 turist
— подмосковная глубинка
прочитал от начала до конца.как сам присутствовал.
жаль, что холодняк.
захотел я себе нож, причем с классической формой, что то типа Fallkniven F1что может быть лучше такой формы клинка-незнаю.
жаль, что холодняк.
- v
- +2
05 декабря 2012, 19:05
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
Согласен, но не все, даже у F1 есть кастрированная версия кот. не ХО.
Так-что существует очень много вариантов…
Так-что существует очень много вариантов…
В соответствии с ГОСТами, не являются оружием ножи, соответствующие ниже приведённым требованиям (хотя бы одному)
Ножи с развитым ограничителем или подпальцевой выемкой, при длине клинка до 150мм., и толщине менее 2.5мм.Вот ссылка
05 декабря 2012, 19:10
+264.58 turist
— подмосковная глубинка
05 декабря 2012, 19:28
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
Поддерживаю, классные режики.
Я еще на Барк Ривер, да Слона с Ганзы засматриваюсь, но уж больно они дорогие все, особенно для повседневного использования.
Кстати, тут у моры новый нож вышел, народ очень расхваливает, и все это за 470 рублей. Я хоть и нехочу, но тоже на него коситься начинаю...
Я еще на Барк Ривер, да Слона с Ганзы засматриваюсь, но уж больно они дорогие все, особенно для повседневного использования.
Кстати, тут у моры новый нож вышел, народ очень расхваливает, и все это за 470 рублей. Я хоть и нехочу, но тоже на него коситься начинаю...
05 декабря 2012, 19:49
+264.58 turist
— подмосковная глубинка
про мору посмотрю.
слон прямо приглянулся!
слон прямо приглянулся!
05 декабря 2012, 21:12
+264.58 turist
— подмосковная глубинка
да… цены на слона и барк ривер запредельные.
а мора новая лезвием напоминает мору компаньон.
а мора новая лезвием напоминает мору компаньон.
05 декабря 2012, 19:02
+76.79 nikolaich
— Heathsville
Прекрасный нож! Кап просто восхитил. Можно и ножны деревянные, резные.
- v
- +2
05 декабря 2012, 20:03
+24.92 veter86
— город металлургов-Белорецк
кап очень удачно смотрится.не знал бы что это кап, то издалека очень похоже на янтарь.
05 декабря 2012, 20:12
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
Кстати вариант, они с ним наверно неплохо смотреться будут.
05 декабря 2012, 20:18
+76.79 nikolaich
— Heathsville
Вопрос, чем клеить. Там же масло внутрь пойдёт почти насквозь, стенки всяко тоньше рукояти.
Может, после склейки дать вылежаться дней пять, а потом холодным тунговым раза три — в смысле, облить, дать высохнуть, повторить…
Может, после склейки дать вылежаться дней пять, а потом холодным тунговым раза три — в смысле, облить, дать высохнуть, повторить…
05 декабря 2012, 20:24
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
Так а какая разница, мы же маслом пропитываем уже после склейки. Соответственно клей уже высох и склеенные участки уже изолированы, можно просто окунать не боясь в масло, разве не так?
Вот тут они по этому поводу тоже не заморачиваются.
Вот тут они по этому поводу тоже не заморачиваются.
05 декабря 2012, 20:54
+76.79 nikolaich
— Heathsville
Эпоксидки — разные. Есть более капризные, есть — менее. Полностью высыхают медленно. Кажется, что за сутки — уже всё, ан нет. И жиры, в момент застывания — ну совсем не нужны. А потом её, падлу, греть не нужно, а то начнёт медленно разрушаться. Потому и предлагаю холодный способ.
05 декабря 2012, 19:49
+39.24 VARIAG
— Гомель
Прикрепляю чертеж и обвожу контур ножа несмываемым маркером несколько раз.Я просто приклеиваю шаблон на заготовку. Мне так удобнее.
- v
- 0
05 декабря 2012, 19:50
+3.81 pleh
— Юг России
Красеучег! В «Избранное» — технология простая и доступная. И еще вопрос/совет — а почему не использовал пилющую часть полотна, чтоб сверху на ноже еще небольшая пила была? Или пила для данного ножа в работе не нужна?
- v
- 0
05 декабря 2012, 19:53
+39.24 VARIAG
— Гомель
Я пробовал так делать. Не очень удобно получается из-за того, что зубъя выступают.
05 декабря 2012, 20:06
+3.81 pleh
— Юг России
Точно! Они же в заводских ножах вровень с кромкой идут, а тут так не получится. Если только накладку на них какую, но это уже заморочки
05 декабря 2012, 20:16
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
Просто я не любитель многофункциональных инструментов.
Чем больше функций выполняет предмет, тем хуже он в конкретно взятой ситуации, будь-то чудо лопата или нож с кучей наворотов.
Пила же на обухе крайне неудобна, т.к. мало того, что она должным образом не будет выполнять своей функции она еще и будет мешать всем работам, где я бы каким-либо образом надавливал на обух.
Чем больше функций выполняет предмет, тем хуже он в конкретно взятой ситуации, будь-то чудо лопата или нож с кучей наворотов.
Пила же на обухе крайне неудобна, т.к. мало того, что она должным образом не будет выполнять своей функции она еще и будет мешать всем работам, где я бы каким-либо образом надавливал на обух.
05 декабря 2012, 20:46
+24.92 veter86
— город металлургов-Белорецк
я тоже из такой пилы нож делал.но не заморачивался, т.к. для садово-огородных работ.рукоять обвил медным проводом в изоляции и сверху обмотал лейкопластырем.оставил сдуру пилу на обухе.через два дня не выдержал, все зубья наждаком сточил.постоянно цеплялся зубьями за что только можно.штаны ободрал, когда вынимал и складывал в ножны.так и на обух ладонью не надавить было.
05 декабря 2012, 20:08
-0.10 danger_person
— Жезказган
Отлично, молодец!!! Я тут в гараже на днях заготовочку одну нашел, да еще плюс сапожный нож лежит никому не нужный, так что буду делать что-то подобное. Структура рукояти очень понравилась, жаль плюсонуть не могу…
- v
- +1
05 декабря 2012, 20:21
+388.46 Nord
— Питер
Замечательно. Особенно порадовали фотки болгарки, перфоратора и соды. Без них было бы не понятно.
- v
- +1
05 декабря 2012, 20:36
+188.05 Andruha
— Ростов-на-Дону
Техникой безопасности пренебрегать не следует. Коленки вторые не отрастают. А все остальное отлично.
- v
- +1
05 декабря 2012, 21:22
+264.58 turist
— подмосковная глубинка
реклама пошла!
справишься с большими объёмами заказов?
справишься с большими объёмами заказов?
05 декабря 2012, 21:25
+170.89 onyxpol
— ЯО
Зима… в отопительный сезон работы не много… будет чем занятся...
05 декабря 2012, 21:35
+170.89 onyxpol
— ЯО
05 декабря 2012, 21:27
+188.05 Andruha
— Ростов-на-Дону
Тебе, Артем, тоже надо. Найдешь море грибов, джинсы протрешь без наколенников.
05 декабря 2012, 21:29
+264.58 turist
— подмосковная глубинка
грибник из меня не очень-то.не особо люблю.а вот на зимней рыбалке такие наколенники очень пригодятся, чтобы штаны не мочить.
на стульчике сидеть удобно, но не уловисто.
стоим на коленях.
на стульчике сидеть удобно, но не уловисто.
стоим на коленях.
05 декабря 2012, 21:33
+188.05 Andruha
— Ростов-на-Дону
Правильно делаете, Господь вас видит и подает. Он видит тех кто ниже склонился.
05 декабря 2012, 20:43
Ох Димон… Не думал я что ты такой извращенец… развратник прямо!(Отсутствие тисков, работа на колене, фишка с краской, электоролитом и дырками...)
В целом нож вышел- НифИгассе..!
Полирни и ножны делай, и будет не плохая авторская работа.
В целом нож вышел- НифИгассе..!
Полирни и ножны делай, и будет не плохая авторская работа.
- v
- 0
05 декабря 2012, 21:37
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
«Месье знает толк в извpащениях!»
А тиски у меня есть, не надо, даже 2-ое, только толку в них я не увидел. Так железяку в руке держишь и ощущаешь весь процесс, а в тиски зажал и что там происходит одному богу известно. Да и удобно это когда не ты вокруг с инструментом, а маленькая железячка вокруг тебя.
А тиски у меня есть, не надо, даже 2-ое, только толку в них я не увидел. Так железяку в руке держишь и ощущаешь весь процесс, а в тиски зажал и что там происходит одному богу известно. Да и удобно это когда не ты вокруг с инструментом, а маленькая железячка вокруг тебя.
05 декабря 2012, 22:48
+6.63 Bubzik
— Москва
Нож хороший. У нас на работе стоит механическая пила, и эти полотна тоже пробовали в изготовление ножей.У них большой недостаток, они хрупкие.Нож хорошо держит заточку, но при ударных и боковых нагрузках легко ломается.
- v
- 0
05 декабря 2012, 23:34
+4.41 SemmY
— Донецк
Нож класс . Комрад dimkadok, скажите можно ли избавиться от хрупкости этой стали (рапид, если не ошибаюсь) и придать клинку хоть какую-то гибкость?
- v
- +1
06 декабря 2012, 10:25
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
Можно попытаться сделать высокотемпературный отпуск, где-то на 620-600 градусах.
В этом случае твердость понизится, а пластичность увеличится, но в связи с довольно высокими температурами отпуска, дома это сделать проблематично.
В этом случае твердость понизится, а пластичность увеличится, но в связи с довольно высокими температурами отпуска, дома это сделать проблематично.
06 декабря 2012, 08:46
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
Рукоять чем вчерновую обрабатывал?
- v
- 0
06 декабря 2012, 10:35
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
Болгаркой со шкуркой P40-P60. Потом ей-же, но перфоратором регулируя обороты. А в конце просто P120 все сгладил.
06 декабря 2012, 12:15
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
Т.е. вот этим?
Или шлифововальным кругом?
Или шлифововальным кругом?
06 декабря 2012, 15:23
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
Шлифовальный круг на липучке крепится к этой теме.
06 декабря 2012, 15:28
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
Удобно криволинейные поверхности обрабатывать?
06 декабря 2012, 10:34
+145.49 Goldem
— Московская область
За ножички уже давно не плюсую, но за такую полноценную статью грех не плюсануть! Даже скачаю на всякий случай. Спасибо Дим, все наглядно и доходчиво!
- v
- 0
06 декабря 2012, 18:53
+145.49 Goldem
— Московская область
А почему?Потому что на сайте это называется — пиписьками мериться!
Дима наглядно показал весь процесс изготовления ножа от начала и до конца! Это полноценный труд! А вот когда эти ножички покупают, находят, воруют, вытаскивают из труппа и т.д. и т.п. И начинают его показывать со всех сторон. замерять длину, ширину, высоту, толщину… А этих ножей МИЛЛИОНЫ!!! Вот поэтому при каждом очередном ножичке, стараюсь быстренько закрыть статью, пока нервный тик не начался. У меня их несколько десятков и представляешь себе если я о каждом напишу статью? Это будет простым неуважением к обитателям сайта! Вот если бы это было тестирование десятка ножей — это была бы полезная информация для всех! Все остальное — пустая трата времени.
06 декабря 2012, 19:08
+51.85 Alex06
— Новосибирск
Теперь понял, мне тоже больше интересны статьи о самоделках. Думал вообще аллергия на ножи
06 декабря 2012, 19:05
+150.32 BdfyPf
— Подмосковье
А почему?ты его темы про сборы посмотри Он взвод, наверное, ножиками может вооружить.
06 декабря 2012, 19:09
+51.85 Alex06
— Новосибирск
Читал, читал Зависть — плохое чувство, но позавидовал запасам
06 декабря 2012, 19:17
+145.49 Goldem
— Московская область
06 декабря 2012, 19:25
+51.85 Alex06
— Новосибирск
Я тоже, но чтобы просто коллекционировать или запасать — не созрел ни морально, ни финансово… Все что имею — юзаю (есть правда одно исключение — в 2001 в ЧР приобрел КО-2, вот такой.)
Лежал, бедный, на полке 7 лет — недели 2 назад использовал первый раз за это время — козлика у тещи резал… В благодарность — заказал ему пластиковые ножны оригинал
Лежал, бедный, на полке 7 лет — недели 2 назад использовал первый раз за это время — козлика у тещи резал… В благодарность — заказал ему пластиковые ножны оригинал
06 декабря 2012, 19:40
+51.85 Alex06
— Новосибирск
Я показал не потому — что Ой, смотрите, какой у меня есть. Просто привык на сайте названия подкреплять фотографиями.
06 декабря 2012, 19:57
+145.49 Goldem
— Московская область
Я так и подумал. Поэтому и попросил разрешения на не подкрепление своих слов.
25 декабря 2012, 16:34
+51.85 Alex06
— Новосибирск
Да. Но покупал в Чечне в 2001 году — этот вопрос вообще никого не интересовал
06 декабря 2012, 10:40
+34.40 Bundes74
— Донецк
Отличная работа! И фотоотчет сделан грамотно — все четко и понятно пошагово. Спасибо!
- v
- 0
06 декабря 2012, 12:58
+150.32 BdfyPf
— Подмосковье
Дим, а какие спуски делал? и поясни пож зачем плашки к ножу клеил, если уж и тае отверстия под клёпки есть?
- v
- 0
06 декабря 2012, 16:01
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
Про спуски в конце приписал
Я поначалу вообще хотел плашки съемными сделать, чтобы потом еще микартовые накладки изготовить, но потом как-то расхотел и решил сделать цельную рукоять. А если уж их снимать не предвидится, то лучше сделать герметично и прочно. При простом расклепе шпеньков, между накладками и клинком останется небольшой люфт(<1мм) в который будет забиваться вода с грязью и там оставаться. При этом-же шпеньки держали бы рукоять только в 2 точках. Эпоксидка-же заполнила все пространство соответственно грязи попасть некуда, и она держит по всей поверхности плашек, причем и сами шпеньки в том числе.
Их конечно можно было еще дополнительно расклепать, но это дело больше вкуса, мне лично нравится и так.
строй клинка линза с микроподводамиЛинзу выбрал т.к. и делать проще, и прочность клинка снижает меньше чем прямые спуски, да и по дереву она себя лучше ведет.
Я поначалу вообще хотел плашки съемными сделать, чтобы потом еще микартовые накладки изготовить, но потом как-то расхотел и решил сделать цельную рукоять. А если уж их снимать не предвидится, то лучше сделать герметично и прочно. При простом расклепе шпеньков, между накладками и клинком останется небольшой люфт(<1мм) в который будет забиваться вода с грязью и там оставаться. При этом-же шпеньки держали бы рукоять только в 2 точках. Эпоксидка-же заполнила все пространство соответственно грязи попасть некуда, и она держит по всей поверхности плашек, причем и сами шпеньки в том числе.
Их конечно можно было еще дополнительно расклепать, но это дело больше вкуса, мне лично нравится и так.
06 декабря 2012, 16:30
+150.32 BdfyPf
— Подмосковье
а рукоять можно пропитывать просроченным льняным маслом?
06 декабря 2012, 17:34
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
На этот вопрос только производители ответить могут
Мне кажется можно, что с ним будет по крайней мере, это-ж не кефир, а масло все-таки. Только перемешать перед пропиткой, а то оно могло на составляющие разложиться, и тогда почему-бы и нет. Хотя точно утверждать не могу…
Мне кажется можно, что с ним будет по крайней мере, это-ж не кефир, а масло все-таки. Только перемешать перед пропиткой, а то оно могло на составляющие разложиться, и тогда почему-бы и нет. Хотя точно утверждать не могу…
06 декабря 2012, 17:48
+55.84 messor
— Пермь
Вань, просроченного льняного масла не может быть «в принципе». Оно либо полимеризовалось- и тогда это уже не масло, либо все еще жидкое, значит пригодно для пропитывания чего-либо.
06 декабря 2012, 19:06
+150.32 BdfyPf
— Подмосковье
внешне изменений не замечено, но т.к. это пищевой продукт — указана дата годности
07 декабря 2012, 09:09
Изготовление — круто, классный нож получился, видно что человек рукастый, но за издевательство над живым деревом минус, уж извини. Я много собираю в лесу материала для деревянных рукоделок — всегда можно найти что ищешь не калеча деревья.
- v
- 0
14 декабря 2012, 00:01
+6.75 Vikont
— Кисловодск
ну да. Я тоже удивлен. Особого издевательства над деревом тут нет. Ты не портишь дерево. Просто отрезаешь кап. Отрез капа на здоровье дерева не повлияет.
10 декабря 2012, 10:31
Хороший рабочий нож.тоже щас делаю, складник, сталь Р6М5. Кстати, спасибо за идею электролиза.
- v
- 0
13 декабря 2012, 20:49
здравия! класно!!! особено этот фокус с электролитом.кстате это можно использовать для рисунка на лезвии?
- v
- 0
15 декабря 2012, 14:27
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
А почему нет? Покрываем все лезвие лаком, потом рисуем чем-то острым рисунок и ненадолго в электролит. Получится что-то типа гравировки.
13 декабря 2012, 21:03
мы с пацанами, из торсионов запорожеских ( а там кованная сталь, схожая по расказам на дамасскую) делали не затачивая, «мушкетерские шпаги» так, даже на авторемзаводе просверлить не могли без нарушения структуры, так мы, там где эфес, по краям сделали надпилы болгаркой,
через которые и крепили эфес, технология проще, чем вытравливать «ТРАДИЦИОННЫЕ» отверстия.
через которые и крепили эфес, технология проще, чем вытравливать «ТРАДИЦИОННЫЕ» отверстия.
- v
- -1
25 декабря 2012, 16:26
+150.32 BdfyPf
— Подмосковье
а там кованная сталь, схожая по расказам на дамасскую
просверлить не могли без нарушения структурыЧто за бред???
03 января 2013, 23:05
совсем не бред, я помню с этой стали при Советах еще, делал ножи с кентами.просверлить не возможно, а если опустить потом придеться закаливать.во первых не каждый это сделает дома, а во вторых я слышал, что это самокал
11 января 2013, 17:19
+150.32 BdfyPf
— Подмосковье
Почему не возможно просверлить? Или имеется в виду обычное сверло?
14 декабря 2012, 12:06
для меня не так важны отверстия., в основном я делаю рукояти внутренние в эпоксиде а клепанные очень редко.меня интерисует глубокий рисунок на стали
- v
- -1
01 сентября 2015, 23:26
+1.42 degster
— РФ
Лучший инструмент тот который сам для себя и под свою руку. И за публикацию плюс.
Очень просто и доступно.А главное развёрнуто. Я к примеру не знал, что пропитывать надо с разницей температур заготовки и самой пропитки.
Очень просто и доступно.А главное развёрнуто. Я к примеру не знал, что пропитывать надо с разницей температур заготовки и самой пропитки.
- v
- 0
02 сентября 2015, 00:21
+27.49 O6opoTeHb
— Сочи
не то чтобы «надо пропитывать с разницей температур». Это один из способов. Некоторые с вакуумированием извращаются, к примеру. Но способ простой, интересный и действенный, на заметку стоит взять. Дело за малым. Найти настоящую олифу. У меня баночка совеццкого выпуска сохранилась.
02 сентября 2015, 10:32
+1.42 degster
— РФ
А вот с настоящей олифой проблемы. Купили как-то с тестем в стройматериалах баночку... Что-то качественное найти сейчас проблема.
Всё делают таргаши лишьбы впарить.
Пример:
ВПГ«Астра»-работает без ремонта 8 лет.8ЛЕТ!!!-ОАО«Теплообменник»
ВПГ«НЕВА-ТРАНЗИТ»-ЗАО «НЕВА-ТРАНЗИТ» — Сдохла через 6 месяцев(на данный момент в ремонте по гарантии).
Почему такая разница в ресурсе? Да потому что, как мне известно что ОАО«Теплообменник» бывший завод по производству комплектующих для авиации.И производили её те-же мастера что и комлектующие для авиации.На том же оборудовании.
«НЕВА-ТРАНЗИТ»- ГАВНО. Не покупайте люди эту какашку. Проблем с ней больше чем горячей воды.
Вывод:
Чтоб купить(найти, стырить, честно забрать) что-то качественное очень нужно постараться.
Всё делают таргаши лишьбы впарить.
Пример:
ВПГ«Астра»-работает без ремонта 8 лет.8ЛЕТ!!!-ОАО«Теплообменник»
ВПГ«НЕВА-ТРАНЗИТ»-ЗАО «НЕВА-ТРАНЗИТ» — Сдохла через 6 месяцев(на данный момент в ремонте по гарантии).
Почему такая разница в ресурсе? Да потому что, как мне известно что ОАО«Теплообменник» бывший завод по производству комплектующих для авиации.И производили её те-же мастера что и комлектующие для авиации.На том же оборудовании.
«НЕВА-ТРАНЗИТ»- ГАВНО. Не покупайте люди эту какашку. Проблем с ней больше чем горячей воды.
Вывод:
Чтоб купить(найти, стырить, честно забрать) что-то качественное очень нужно постараться.
02 сентября 2015, 10:44
+27.49 O6opoTeHb
— Сочи
ну, это понятно. Что касается олифы, то это дань новым технологиям. То, что щас называют олифой — подходит для разведения краски и прочих малярных вещей. Но не пригодна для пропитки с полимеризацией. Так что тут-то все вроде как в порядке.
Но я слыхал и видал по тытрубе, что полимеризуется любое растительное масло — вплоть до подсолнечника (вспомним дикий нагар на сковороде — это тот самый полимер). И народ пропитывает. Может, иной срок полимеризации будет, но результат все лучше, чем современной олифой
Но я слыхал и видал по тытрубе, что полимеризуется любое растительное масло — вплоть до подсолнечника (вспомним дикий нагар на сковороде — это тот самый полимер). И народ пропитывает. Может, иной срок полимеризации будет, но результат все лучше, чем современной олифой
02 сентября 2015, 10:50
+1.42 degster
— РФ
Может быть… Может быть… А мысль -то интересная. А я сковородки чищю от него. Весь чёрный, вокруг слой этойэтого полимера, сковородка блестит, тёща давольна чистым без нагара сковородкам.
02 сентября 2015, 11:13
+27.49 O6opoTeHb
— Сочи
обрати внимание, насколько он прочный.
если есть большой бак — лучше прокипятить в хорошем растворе соды и стирального порошка. Вся хрень уходит, или поддается очистке без особых усилий. Металл темно-серый остается. Я так железяки отмывал, а мать сдавала таки сковородки в такую чистку — дома бака не оказалось подходячего размера. Краска тоже сходит.
если есть большой бак — лучше прокипятить в хорошем растворе соды и стирального порошка. Вся хрень уходит, или поддается очистке без особых усилий. Металл темно-серый остается. Я так железяки отмывал, а мать сдавала таки сковородки в такую чистку — дома бака не оказалось подходячего размера. Краска тоже сходит.
02 сентября 2015, 11:18
+1.42 degster
— РФ
А по времени процесс сколько занимает?
Я одну чищю примерно минут за 15-20.Это маленькая балгарка+торцевая стальная щётка.А нагарчик действительно прочный.
Я одну чищю примерно минут за 15-20.Это маленькая балгарка+торцевая стальная щётка.А нагарчик действительно прочный.
02 сентября 2015, 12:40
+27.49 O6opoTeHb
— Сочи
а, ну разве что так. У нас такого не было в свое время, чистили хымическим макаром… Эмалированная посуда кстати не страдает от кипячения в соде. А вот от стальной щетки..
Кипятится долго, конечно… пару часов.
Кипятится долго, конечно… пару часов.
02 сентября 2015, 02:15
Почему была выбрана сода, а не обычная поваренная соль? И почему просто не просверлить? — будет намного быстрее. А вообще, конечно, советую приобрести обычный наждак
- v
- 0
02 сентября 2015, 08:59
+27.49 O6opoTeHb
— Сочи
читаете наискосок? в тексте указано — использовалась СОЛЬ.
Вы пробовали быстрорез сверлить обычным сверлом? Ну так, чтобы НАМНОГО быстрее получилось? Или имеется в виду сверление лазером или гидроабразивкой? Ну тут да, ктож спорит, у нас у каждого практицки на даче имеется подобное оборудование
В тексте указано — быстрорез быстрорезом сверлить ОЧЕНЬ геморройно, и это действительно так. Такую хрень сверлят твердосплавкой, с подтачиванием, и тоже долго. Менее утомительно таки прогрызть электролитом. К тому же, опять же не у всех есть тонкие твердосплавные сверла. У меня вот нет.
Ай-яй-яй, в общем!
Вы пробовали быстрорез сверлить обычным сверлом? Ну так, чтобы НАМНОГО быстрее получилось? Или имеется в виду сверление лазером или гидроабразивкой? Ну тут да, ктож спорит, у нас у каждого практицки на даче имеется подобное оборудование
В тексте указано — быстрорез быстрорезом сверлить ОЧЕНЬ геморройно, и это действительно так. Такую хрень сверлят твердосплавкой, с подтачиванием, и тоже долго. Менее утомительно таки прогрызть электролитом. К тому же, опять же не у всех есть тонкие твердосплавные сверла. У меня вот нет.
Ай-яй-яй, в общем!
02 сентября 2015, 10:45
+1.42 degster
— РФ
Не все манипуляции можно на нождаке исполнить. Да к тому-же на УШМ и перфик сейчас побольше выбор образива чем на нождак. К примеру в моём городеколхозе на мой нождак весь асортимент к нождаку это чуть крупнее и чуть мельче. И во всех абсолютно магазинах одно и тоже. Беленький «сахарный»- больше сам стачивается чем заготовка и серенький«мыльный»-Наточить что-то на нём безне получается.
А вот тут недавно чисто случайно нашёл среди хлама на работе резиновый шлифовочный-моему счастью не было границ.
А вот тут недавно чисто случайно нашёл среди хлама на работе резиновый шлифовочный-моему счастью не было границ.
02 сентября 2015, 11:15
+27.49 O6opoTeHb
— Сочи
сереньким и беленьким делал спуски на быстрорезе. Движок слабый, постоянно охлаждение, потому сношался долго. Но линза устраивает. Кромку алмазом навел, природным древним камнем шлифанул и дело в шляпе.
Перфоратор и дрель конструктивно не предназначены для радиальных нагрузок, подшипники не те, потому стоит осторожнее с ними.
Перфоратор и дрель конструктивно не предназначены для радиальных нагрузок, подшипники не те, потому стоит осторожнее с ними.
02 сентября 2015, 11:25
+1.42 degster
— РФ
У меня нождачёк производства СССР.
До того как он попал ко мне кто-то намудрил со стартовой обмоткой.
Стартует очень не охотно.
До того как он попал ко мне кто-то намудрил со стартовой обмоткой.
Стартует очень не охотно.
02 сентября 2015, 12:42
+27.49 O6opoTeHb
— Сочи
ну, рукой раскрутить можно…
Вадим свалил, так бы он поржал над нашими наждаками. у него трехкиловаттный двиг под это дело стоит, если я правильно понял.
Вадим свалил, так бы он поржал над нашими наждаками. у него трехкиловаттный двиг под это дело стоит, если я правильно понял.
02 сентября 2015, 17:07
+1.42 degster
— РФ
Отдам в перемотку. Сужу по такому-же.Только у того флянцы под один круг. И запускается он пободрее.
Комментарии (107)