Вне дорог: Карты. Снова карты. Как напечатать себе карту.

  • Автор: Shredenger
  • Опубликовано: 18 апреля 2020, 01:46
  • Всем привет. Вирусы, карантины – все пошло наперекосяк. Целая череда походов и других активностей клуба отменилась, сижу на удаленке и дико скучно. Настроения нет и хочется поговорить о чем то что НЕ связано со злобой дня.
    Одна из работ которую мне нужно сделать – перекроить план походов на ближайшее время. А в подготовке похода – пожалуй, главная причина его успешности.

    Идете ли вы спортивный маршрут, видовой, гуляете или же разведываете территорию для чего либо – важным моментом является подготовка карт и трека для навигатора. Я не сторонник крайностей: только навигатор или только карта с компасом. Они отлично и крайней эффективно дополняют друг друга. Однако, что бы дополняли гармонично, и без крови из глаз можно было работать с картой – нужно немного постараться.
    Я уже ранее писал про работу с картами и треками. Сейчас поговорим об этом более развернуто на конкретных примерах.
    Пункт 1. Основы.
    Вам понадобиться:
    1.Браузер. Логично как бы.
    2.Программа для снятия скриншотов с экрана. Я использую стандартные «ножницы» Windows.
    3.Любая программа для просмотра .pdf файлов. Я использую, почему то акробат.
    4.Любой графический редактор. В идеале фотошоп, т.к. он без проблем работает напрямую с pdf да и прост. Возможно вам проще, что-то другое.
    5.Желание потратить время, но сделать все круто.
    Сразу скажу что в работе с документами, фотографиями и пр. я работаю… «слоисто». Т.е. делаю одну работу со всем материалом, потом другую и т.д. пока не завершу. Кто то делает сразу «под ключ» с нуля.
    Пункт 2. Начали.
    Я буду показывать алгоритм работы по подготовке маршрутных и презентационных карт спортивного маршрута 2 категории сложности, что планирую пройти с детьми своего клуба в начале мая (тьфу-тьфу). В работе с сайтом я не буду уточнять, что это за карты, откуда берутся и как работают. Писал уже ранее. Если там слишком пространно – напишу еще раз кратко.
    1.Заходим на сайт: nakarte.me про него я уже рассказывал в прошлых постах о картах. С тех пор он был улучшен и, как мне кажется, стал работать быстрее. Теперь мое мнение о нем сильно подросло.

    2.Сразу выбиваем в картах «OpenTopoMap». Данная карта идеально отображает рельеф (!) местности. Точки интереса это хорошо, но идти там вам ногами и все же первоначально нужно планировать путь от рельефа. Опять же, если ваш район это не горы, а скажем равнинные перелески, поля и болота – то данная карта не лучший вариант для старта работы. Не то что бы она прям не подходит, но… короче я хожу в горах и предгорьях потому не знаю, что вам посоветовать  
    3.Находим район предполагаемого маршрута, масштабируем. В нижнем правом углу располагается панель работы с треком. Нажав «+» включается инструмент рисования трека. Тут все достаточно интуитивно. Проиграйтесь немного, все станет ясно. Трек формируется по линии между точками (кружочками) которые вы произвольно ставите на карте. Их можно двигать, удалять, добавлять между уже имеющимися новые точки и т.д. В той же панели отображается километраж трека (разумеется, без учета рельефа, по факту курвиметр) и можно выбрать цвет.

    Если ваш браузер сохраняет куки-файлы (по умолчанию хранит) то страницу сайта можно смело закрывать, когда работа надоест. Вернувшись на нее с этого же (!) браузера все вернется в то состояние, в котором вы его оставили. Это очень удобно на самом деле, хотя я очень не рекомендую использовать это для хранения треков и планов. Сделали – забыли. В общем, рисуем трек своего путешествия.
    4.Вот мой.

    Не особо заморачиватесь над тем, что бы попадать треком в каждую кривизну тропинок и дорог. Тут нужно понимать сразу – для чего вам карта и, собственно, трек. Если вы хотите сделать не только качественную, но и красивую карту (например, как я в отчет о спортивном маршруте) то вам нужно лишь направление пути. И следующие заморочки можно пропускать, так как они направлены в первую очередь на презентабельность карты.
    5.Сейчас мой трек выглядит вот таким кривым.

    Ставим промежуточные точки, выравниваем линию по тропам. Методично и аккуратно проходим весь трек. Это помогает еще, и уточнить расстояние маршрута. В начале работы трек был 88км, а к концу он станет 96.

    Без фанатизма. Тропы этой карты рисуются по трекам пользователей, а те хоть и точны – не всегда отображают реальное петляние тропы. Совсем мелкие зигзаги я игнорирую. Например, такие.

    Так же я не работаю над участками безтропия. Там просто направление выбранное исходя из рельефа. Вот как тут.

    Пункт 3. Облагораживаем. Наполняем. Уточняем уточное.
    1.И так. Вы прошли карту. Выровняли и уточнили трек. Переходим к работе более подробного планирования. Включаем карты «OpenStreetMap». По идее это одни и те же карты, но с разной графической оболочкой. Что понятно из названия – эти карты для дорожных навигаторов, но почему то, на этих картах есть объекты показа, которых НЕТ в топографической карте. Я не могу объяснить, почему так. Просто как факт. Пример фрагмента карты с прошлого пункта, но «Стрит» оболочки.

    Как видно – на карте пропал рельеф, но появились водопады! И так, пошла стратегия!
    2.Использую программу для скриншотов, делаем быстрые скрины тех мест карты, где есть нужные нам объекты. Меняем карту на «Топо».

    А теперь здраво оценивая рельеф, свои силы и возможности с ценностью просмотра водопадов задаем себе вопрос – стоит ли менять путь? Я на этих водопадах был и отвечаю для себя – Нет. Но сохраняю скриншот на будущее (потом покажу зачем). Это был пример когда объекты не нужно посещать.
    3.Следуя по треку на «Стрит» карте натыкаемся на дольмен!

    Отлично, его посещение не требует ни каких трудовых и временных затрат! Делаем сриншот и видим что на «Топо» его нет…

    Ну ок ок. Редактируем трек что бы точно нарваться на дольмен.

    Это пример когда объект нам прям по пути.
    4.Натыкаемся на серию водопадов в стороне от предполагаемого пути.

    Что делать? Включаем «Топо» и смотрим что, в принципе, данные путь можно рассматривать как альтернативный.

    Но все зависит от состояния ручья. Я нарисовал короткий трек обхода по ручью. На карте «Стрит» как обычно делаем скриншот и обводим до кучи еще и дольмены, которые так же по пути. Это был пример, когда можно изменить путь ради объектов.
    5.Следуя аналогии, проходим весь путь, отмечая объекты на скриншотах со «Стрит» картой. Решаем для себя изменим ли путь, стоит ли задержаться и т.д. Я отметил себе район Букепки и Бешенки а так же Двубратского каньона, который предполагается пройти по дну и смотровые точки где планирую сделать ночные панорамные фотографии.


    Пункт 4. Воздушная разведка.
    1.Многие объекты можно посмотреть с высоты используя сервисы космоснимков. Кто не знает, ни гугл, ни яндекс ни другие сервисы – не делают снимки сами. Они их покупают. Покупают в разное время, разным качеством. В целом мне нравятся снимки Яндекс как более мелко-масштабные. Но вкладка «Bing Sat» дает снимки более контрастные и горы, поляны, на мой взгляд, лучше. В целом, благодаря тому, что куплены снимки разного времени, то нужно выбирать, где лучше ваш объект обрисован. Выбираете Яндекс, гугл или бинг спутник и вновь, 3й раз проходим свой маршрут.
    2.Обвалистые склоны Чатал-Кая на «Топо» карте и «Бинге».


    3.А тут интереснее случай. На снимке отчетлива, видна дорога, которая куда лучше неизвестной тропы. Да и сокращает путь.

    Редактируем трек прямо по дороге.

    Пункт 5. Финал, но как бы нет.
    1.Все. Наш трек уточнен по 2м картам и спутниковым снимкам. Детальнее – только ногами и глазами. В панели работы с треком жмем на многоточие рядом с вашим треком и выбираем пункт «Save as GPS»

    этот формат подходит для навигаторов Гармин, может ваш случай другой, и мне вновь жаль вас.
    2.Трек загружается к вам в папку «Загрузки» и готов к работе в навигаторе. Можно использовать так, а можно еще помучить в более суровых условиях. Например, в САС планете, но я так уже не делаю. Навигатор я использую для быстрого поиска себя на карте и маршрутный компьютер, а не как повыдыря.
    Пункт 6. Финал, но опять нет.
    1.В нижнем левом углу нажимаем на иконку принтера и видим такую вот панель.

    2.Эта панель служит для кадрирования и печати листов карт. На них будет отображаться и трек. Для начала выбираем масштаб. Я всегда делаю 500м карты. Ставим галочку отображения километровой сетки и выбираем качество и формат печати. Эти параметры подходят для дома и обычного принтера. Если хотите идти в типографию, то можно выбрать А3 и качество повыше. Затем жмем на прямоугольники с «+» это добавит прямоугольную поверхность на поле карты. Это будущий лист. Как не сложно догадаться – два прямоугольника это варианты расположения листа.

    3.Покрываем район нашего путешествия этими прямоугольниками. ВНИМАНИЕ! Не забываем делать нахлест карт. Тогда пройдя один лист карты, вы уже будете идти по-другому, это избавит вас от поисков стыка.
    4.Закончив кадрирование, жмем «Save» и все. Фаил в формате .pdf тоже окажется в папке Загрузка. Каждый лист документа соответствует 1 листу карты.
    5.Выглядит в итоге это так.


    6.Я очень рекомендую после этого включить карты «Стрит» и сделать такие же еще раз уже в этом отображении. Карты будут в одном масштабе с одним кадрированием, что позволяет их хранить в одном планшете или распечатать с двух сторон разные варианты (как я делаю).
    Пункт 7. Теперь финал.
    1.Помните, мы делали скриншоты? Теперь включая, их мы наносим на одну из карт все наши пометки. Точки интереса, запасные пути отхода и т.д.
    2.Если вы делаете карту для себя – можно ручкой или карандашом нарисовать, прям на карте. Я делаю карты, которые потом прикладываю в отчет МКК, а тамошние эксперты очень-очень любят такое дело. Потом я включаю фотошоп и открываю pdf фаил в нем. И начинаю рисовать/писать. Получается что-то типа этого.


    На этом все. Спасибо тем, кто дочитал до конца. Может быть, кому то пригодиться. Если какой, то пункт данного действа требует отдельного поста – пишите. Извиняюсь за ошибки в тексте. Спокойной ночи!
    • +9

    Комментарии (28)

    avatar

    18 апреля 2020, 08:28
    +0.61 beresten — Донецкая область
    Отлиная статья!
    С фанатизмом немного, на мой взгляд, но очень достойно и доходчиво.
    Взял пару пунктов на вооружение))
    • v
    • 0
    avatar

    18 апреля 2020, 09:42
    +145.49 Goldem — Московская область
    Наши военные топографы уже создают 3D карты. Думаю что в недалеком будущем появятся и в виде объемных голограмм. Фантастика не за горами. А топография — это наше всё!
    • v
    • 0
    avatar

    18 апреля 2020, 10:17
    +54.31 MRZYKAU — Кукуево
    Я делаю карты, которые потом прикладываю в отчет МКК
    Что такое мэкэкэ?
    Получается теперь мало умения ходить в горах, нужно ещё плясать с дудкой перед экспертами того самого мэкэкэ.

    За науку спасибо. Надеюсь пригодится.
    В избранное!
    • v
    • 0
    avatar

    18 апреля 2020, 10:23
    +35.65 Shredenger — Горячий Ключ
    МКК это Маршрутно Клалификационная Комиссия. Она выпускает в спортивный поход. Дает заключение о соответствии заявленного маршрута — заявленной категории сложности. А по возвращении оценивают твой отчет и делают заключение о том прошел ли ты маршрут на самом деле или схитрил. Так же оценивают спортивную, краеведческую и общественную пользу твоего отчета. На основании первого решения дают справки о прохождении маршрута, а на основе второго решения проходит первенство и чемпионаты края/России на маршрутах. Отсюда звания, разряды и пр.
    Что бы просто идти в горы МКК не нужно. Но по факту там (в Краснодаре например) сидят кране опытные люди и выпуская на маршрут могут дать кучу рекомендаций. Например не ходить в какой то каньон без снаряжения или отказаться от восхождения без опытной группы и т.д.
    avatar

    19 апреля 2020, 07:10
    +54.31 MRZYKAU — Кукуево
    Понял, спасибо. Как сложно теперь всё стало.

    прошел ли ты маршрут на самом деле или схитрил.
    Чиповать нужно и всё упростится.
    avatar

    19 апреля 2020, 08:41
    +35.65 Shredenger — Горячий Ключ
    Ну как бы ФСТ (Федерации спортивного туризма) и МКК с ней, 155 лет уже исполнилось на днях)) Всегда так было. Просто именно спортивные маршруты мало кто ходил. Раньше их было сложнее ходить чем сейчас, да и других видов спорта было валом. Маршрутный спорт прям ожил в 00х.
    avatar

    18 апреля 2020, 10:29
    +0.28 FedorKone — Челябинск
    Я прочел только начало и сразу вопрос))
    Почему нельзя в sas planet выделить нужный кусок с наложением приглянувшейся карты? Сам в джипег или пдф не сохранял, делал сразу в программу для навигатора телефона на симбиан. Но почти уверен что программа отдаст на печать в бумажном виде.
    Для андроида сейчас использую alpina quest. Программа простая, не жрет батарею, работает офлайн. Карты подгружает любые. Печатные карты тоже иногда беру с собой, но это просто генштабовские 1 км заданного района с запасиком.
    • v
    • 0
    avatar

    18 апреля 2020, 15:17
    +35.65 Shredenger — Горячий Ключ
    Раньше я тоже в сасе готовил на печать. Проблемы там две. Первая это довольно не дружелюбный интерфейс. Вы просто задаете область и он ее разбивает на фрагменты. Нахлеста нет, а что бы напечатать нужным масштабом нужно колдовать с настройками разрешения и качества. Через сайте все буквально на ходу выделил в листы нужные тебе участки (в понятном масштабе) и сразу готовые для печати фаил в понятном качестве.
    2я причина это километровая сетка. Она мне полезна. В САС планете как ее прикрутить — я так и не понял.
    avatar

    18 апреля 2020, 11:30
    +128.85 HarryBullet — Москва
    Полезная штука, на мой взгляд.

    Хотя сам делаю не так.
    1) Прикидываю (обычно по Maps.me, реже по карте) будущий маршрут. Карта — когда замахиваешься на местность, для которой не обозначены тропинки, или когда планируешь двигаться по воде.
    2) На Maps.me проставляю опорные точки маршрута.
    3) Переношу эти точки в навигатор: просто создаю новую точку и перебиваю координаты вручную. Точек обычно максимум десяток, никаких проблем не создаёт.
    4) В навигаторе стоит та же OSM, которая и в Maps.me, но с дополнительным рельефом поверх неё. Соответственно, все дольмены, водопады, пещеры и прочие интересные объекты я вижу непосредственно на навигаторе и уже в пути решаю, хочу я к ним или как. Разумеется, с собой комм, на котором есть обычная Maps.me.
    4) Иду по маршруту с включенным навигатором. При необходимости заглядываю, в каком направлении идти — по следующей опорной точке. Навигатор пишет трек.
    5) Дома Гарминовским софтом переношу трек с навигатора в комп. Разбиваю тем же софтом трек на куски по дням. Результирующие картинки, если захочу, обычно делаю скриншотом из гарминовской программки, включив при этом не OSM, а штатную карту навигатора «Дороги России»: она во много раз хуже для непосредственного использования на маршруте, а вот картинки получаются красивше.)

    Просто меня в первую очередь интересует реальный трек: сколько прошел, за какое время, какой перепад высот (хотя высоты удобнее смотреть по горизонталям рельефа карты). А его пишет именно навигатор на месте. И детали маршрута я определяю не заранее, а по ходу дела, исходя как из окружающих условий, так из желаний левой пятки. Поэтому изготавливать трек маршрута дома — и излишние хлопоты, и просто не нужно, поскольку пойду наверняка не так.

    Бумажная карта… ну, сложный вопрос. Обычно идёшь для своего удовольствия и по интересным местам, а это значит, что ориентируешься на местности довольно просто, навигатор нужен, к примеру, когда в лесу потерял направление: всё нахрен листвой засыпало и ориентиров нет. Но тогда карта тоже не поможет, только компас. Так что бумагу ленюсь делать. Вот если выгорят летние планы — туда сделаю. В любом случае спасибо за подробную технологию.

    И, разумеется, мне не нужно готовить «отчеты» в какие-то Эмкаки. Рапортов и отчетов на службе хватает, нахрен.) А свои «разряды», «категории», «звания», «первенства» они могут… хм, именно туда. Впрочем, это всё лично моё мнение и необязательно верное. Не навязываю.
    • v
    • 0
    avatar

    18 апреля 2020, 15:42
    +35.65 Shredenger — Горячий Ключ
    У всех свои потребности) На прогулки в 3-4 дня я даже навигатор не беру, не то что карты делать. Но в целом, карта в кармане быстрого доступа позволяет доставать навигатор 2-3 раза в день максимум. Особенно в горах. Чем лесистей и дебристее местность — тем больше нужен уже навигатор.
    И детали маршрута я определяю не заранее, а по ходу дела, исходя как из окружающих условий, так из желаний левой пятки.
    это потому что вы гуляете. И сами для себя решаете что хотите посетить а что нет, где хотите идти, а где ну его нафиг. А мне нужны определяющие препятствия познавательность маршрута. Потому и маршрут планирую очень заранее и максимально подробно. Кроме того идя маршрут я еще и детей попутно обучаю)) Карта тут уже как учебный материал выступает.
    avatar

    18 апреля 2020, 16:08
    +128.85 HarryBullet — Москва
    Про «не беру». Ну, смотря по тому, насколько местность известна. В знакомые места, конечно, ни того, ни другого не надо. По незнакомым — если есть возможность использовать навигатор вообще, то без него не пойду. Хотя, конечно, GPS и электронные карты с позиционированием нас всех здорово разбаловали, это факт. Было дело когда-то — по двухверсткам и аэрофотоснимкам (не спутниковым) ходили с гораздо более серьёзными задачами, где дойти — только средство, а не цель. Хотя и блуждали тоже существенно, и ломались и тд из-за спутанных ориентиров, не того ущелья и не той вершины на горизонте.

    Про «гуляете». Ясный день.) Как и большинство из нас. Я ж потому и отписался, чтоб дополнительно показать, что для прогулки тех сложностей не надо. А вовсе не сказать, что «у меня лучше».

    Про обучение. Тут никаких и полностью «за». Полезное дело делаете, кто б спорил. И ответственность за группу — это не за себя одного, и детям те значки-категории важнее гораздо, чем нам, старым… этим.)
    avatar

    18 апреля 2020, 19:58
    +35.65 Shredenger — Горячий Ключ
    Ну мне платят за то что бы дети получали разряды да значки)
    avatar

    18 апреля 2020, 20:15
    +128.85 HarryBullet — Москва
    Так дети-то ладно, тут польза одна. Вот когда взрослые начинают этим размахивать и кичиться — это уже туши свет. Вы, вероятно, бываете на Риске и видели там таких, хм, старых мастеров.
    avatar

    18 апреля 2020, 20:58
    +35.65 Shredenger — Горячий Ключ
    Ну мастер спорта по спортивному туризму — это опыт 5-6 к.с. А это очень сложно. Если 5-6 горная — это вообще абзац. Если такие люди уже в возрасте то да, многим из них присуще некоторое… проявление характера. Но там хотя бы за спинами огромный опыт.
    На риске же в основном альпинисты, скалолазы. А это всегда был в какой то мере элитарный спорт, вот и эффект. Кроме того на любом спец. ресурсе есть ± похожие явления. Я просто игнорю)
    avatar

    18 апреля 2020, 12:22
    +0.63 PavelS — Москва
    Доброго времени.
    Спасибо за статью, подробно. Надо будет попробовать. У меня старый Гармин 30.
    Вот меня интересует такой вопрос. С этого ресурса возможно скачать карты и использовать их в офлайн? Или какой другой ресурс есть? SAS.Tracker в большинстве своём уже не поддерживает ранее созданное. Тяжело и долго качать.
    Спасибо.
    • v
    • 0
    avatar

    18 апреля 2020, 13:41
    +128.85 HarryBullet — Москва
    Скачать карты на что?

    Если на смартфон/комм, то поставить Maps.me, скачать туда нужные карты и забыть о проблеме.
    avatar

    18 апреля 2020, 16:14
    +0.63 PavelS — Москва
    Попробовал, просто так на винду не поставишь. Прога под смартфон, нужен «адаптор-конвертор».
    Если других вариантов нет, то буду ломать голову…
    avatar

    18 апреля 2020, 15:36
    +35.65 Shredenger — Горячий Ключ
    У меня такой же навигатор кстати. Карты можно сохранить, но в растовом формате. Жмете сюда:

    появляется область будущей карты. Очень не советую делать их большие. Затем на синей области жмете правой кнопкой и:
    выбираете нужны масштаб, оцениваете размер файла и качаете. Его потом уже в навигатор.
    Однако куда лучше скачать векторы OSM карты всей территории. Если память не изменяет, тут на сайте я кому то скидывал всю Россию или ее Европейскую часть. У меня как раз часть стоит и я не заморачиваюсь с картами.
    САС планета тоже умеет это делать, нотам более заморочено это.
    avatar

    18 апреля 2020, 16:13
    +0.63 PavelS — Москва
    Если память не изменяет, тут на сайте я кому то скидывал всю Россию или ее Европейскую часть
    Можно ссылку.
    avatar

    18 апреля 2020, 16:16
    +128.85 HarryBullet — Москва
    OSM карты для Гармин:
    garmin.gis-lab.info/
    avatar

    18 апреля 2020, 16:17
    +0.63 PavelS — Москва
    Спасибо!
    Блин, забыл я про этот сайт, пару лет там не был!
    avatar

    18 апреля 2020, 16:46
    +0.63 PavelS — Москва
    Есть интересный сайт, с непонятным, даже странным названием:
    Карта войны в Украине — Новости Украины на карте
    Странность ещё в том, что на карте помимо основных «конфликтных» точек — Крым, Луганск, Донецк указаны Грузия и Абхазия, Приднестровье, они выделены красным.
    Так же на карте обозначены военные полигоны, части, склады, арсеналы и прочее на территории России, Белоруссии, Украины и других стран. Гляньте, кому интересно.

    Сделана карта на основе OpenStreetMap, кстати, тоже интересный сайт.
    • v
    • 0
    avatar

    18 апреля 2020, 20:03
    +35.65 Shredenger — Горячий Ключ
    Ну не удивительно. OSM дает доступ к своим базам. Все эти мапс.ми и пр. — по сути оболочки по разному отображающие данные осм. Есть карты заточенные под геокешенг или велопоходы. Слышал даже про карты для слепых (хз как это).
    avatar

    18 апреля 2020, 20:17
    +128.85 HarryBullet — Москва
    Оболочек много, но в применении к андроидным устройствам Мапс.ми считаю самой удобной. Ей бы ещё рельеф прикрутить, и ничего вообще не надо. Главное, есть же этот рельеф отдельно, почему не сделают — загадка.
    avatar

    18 апреля 2020, 20:31
    +128.85 HarryBullet — Москва
    Кстати, такая штука. Зашел на nakarte.me непосредственно с комма, с которого пишу. И вот что вижу:



    Отсутствует OpenTopoMap. Да и OSM выглядят очень непривычно. Странно это.
    • v
    • 0
    avatar

    18 апреля 2020, 21:01
    +35.65 Shredenger — Горячий Ключ
    Отсутствует OpenTopoMap
    это мой косяк. не сказал) Если нажать на шестеренку то можно выбрать список карт. Удалить не нужные и добавить интересующиеся. Топо по умолчанию почему то нет. А OSM вроде всегда так выглядели.
    avatar

    18 апреля 2020, 21:14
    +128.85 HarryBullet — Москва
    А, понятно. Я тоже протупил, шестеренку не ткнул.

    Кстати, если не трудно, поместите здесь и скриншот с ткнутой шестеренкой — чтоб народ видел, какие карты у вас выбраны для своих нужд. И мне будет интересно.
    avatar

    18 апреля 2020, 22:07
    +232.47 gennadiy — Нижегородская обл.
    тоже пользуемся этим сайтом.
    • v
    • 0
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.