Мастерская: Травление на ноже для ленивых.

  • Автор: Vivat73
  • Опубликовано: 10 марта 2013, 11:52
  • Делюсь личным опытом в этом несложном как оказалось деле.
    Т.к. занимаюсь радиолюбительством, то частенько делаю печатные платы техникой ЛУТ (Лазерно-утюжная технология). Недавно мне был задан вопрос товарищем байкером: можно ли травить сталь чтобы делать разные фуськи и как именно это делать. Порыв инет я убедился в том что раствор хлорного железа в воде жрет не только медь на текстолите но и практически любое железо. В чем я смог убедиться когда оно мне пролилось на балконный лист оцинковки и уже на следующий день я наблюдал там приличные дыры… Короче я подумал а пуркуа бы и не па…
    Итак нам надо:
    Хлорное железо 200г (70руб)
    Вода 0,5 литра (из под крана)
    Принтер ЛАЗЕРНЫЙ черно-белый.
    Лист бумаги с текстом и наименьшим количеством картинок из журнала «Популярная механика» или «Железо». Из журналов «Лиза» и прочих бумагу принтер жует почему-то…
    Утюг.
    Комп с вордом или любым графическим редактором кому что нра. Я делал в ворде, там рисунок проще всего растянуть как угодно.
    Образец рисунка — взял на сайтах татуировок.
    Технология.
    Выбираем рисунок растягиваем как нравится.
    Берем нож или железку, зачищаем шкуркой нулевкой.
    Печатаем рисунок на участок с текстом подготовленного листа.
    Прикладываем на нож и гладим горячим утюгом пока не пристанет и тонер слегка не проступит через бумагу.
    Если надо то делаем то же и на второй стороне ножа.
    Суем нож под воду (в тазик или ковш)минут на 5-10.
    Пальцем начинаем тереть по бумаге. Бумага скатывается, а тонер остается на металле.
    Если тонер слез, то заново шкурим и по новой делаем рисунки и гладим утюгом сильнее и дольше.
    После этого защищаем остальную поверхность ножа где не будет травления либо покрасив краской, НЦ-лаком, битумным лаком. Я, в безмерной лени своей и вовсе обернул скотчем…
    Значит так. ВАЖНО. Если хотите что бы травление было качественным, то придется пройтись по рисунку сверху либо маркером с краской. Т.е. чем либо его «усилить», т.к. тонер прилипает с мааленькими дырочками и будут подтравы. То же касается и мелких огрехов при переводе рисунка.
    Суем предмет с рисунком в раствор 200г хлорного железа в 500мл воды. (Растворяйте не все сразу а частями — греется).
    Периодически достаем и под струей воды проходим малярной кисточкой. Через пару часов получаем заметное травление на 0,3-0,5мм.
    Потом все затираем шкуркой и полируем или не полируем… В зависимости от ленивости

    Образец получившегося снизу.Как я говорил — получились подтравы, но орнаменту это придало так сказать… старину что ли…
    общий вид
    вторая сторона
    травление крупно
    вторая сторона травление крупно
    Получилось конечно так себе но для первого раза не плохо
    P.S/ Любое травление и надписи делает нож менее прочным и ломается он обычно как раз по линии травления.
    Всем успехов. 73!
    • +42

    Комментарии (36)

    avatar

    10 марта 2013, 12:20
    Отличная работа (Извини, плюс поставить не могу, жизни маловато  ) Но работа действительно замечательная. Сам попробую…
    • v
    • +4
    avatar

    10 марта 2013, 12:25
    +14.36 Vivat73 — Новороссийск
    пасиб
    • v
    • 0
    avatar

    10 марта 2013, 12:30
    К сожалению по такой технологии «булатные» ножи делают недобросовесные мастера.
    Статье плюс.
    • v
    • +1
    avatar

    10 марта 2013, 12:38
    +14.36 Vivat73 — Новороссийск
    не знал, но предполагал… Че хошь можно травить, жаль не художник…
    avatar

    10 марта 2013, 12:51
    +14.36 Vivat73 — Новороссийск
    а де плюс????
    avatar

    10 марта 2013, 12:55
    Там где +4 (уже) за статью.
    А вы чего хотели?
    avatar

    10 марта 2013, 12:57
    +14.36 Vivat73 — Новороссийск
    Спасиб , повылазило как гриться… Ставьте ставьте мне плюсы… С августа живучести набрать никак не могу… А что то толковое не всегда есть возможность публиковать…
    • v
    • +1
    avatar

    10 марта 2013, 13:10
    +26.06 Shredenger — Горячий Ключ
    Отлично вышло!)
    Только вот сомневаюсь что «для ленивых» в данном случае уместно) Очень кропотливая технология не смотря на кажущаяся простоту. Именно потому что сам когда то занимался радиолюбительством возникают вопросы: а почему бы не использовать термопленку? Я всегда ей пользовался когда была необходимость создания очень тонких дорожек под чипы и микросхемы. Она для этого изобретена и думаю 90-120р за лист не цена для тех кто хочет нанести красивый узор на 1-2 ножа) А вообще большой плюс от меня за мастерство травления! Такие тонкие узоры и так ровно протравить достойно уважения!)
    • v
    • +3
    avatar

    11 марта 2013, 09:57
    +18.31 Damned — Иваново
    Пробовал и на термопленке, и на фотобумаге… Лучше всего получалось на подложке для самоклейки — с нее перепечатывается так, что при промокании насквозь, бумага удаляется проще, чем с любой другой бумаги… Главное, не торопиться, а держать подольше под слабенькой струей теплой воды… Можно чередовать — теплая, холодная — рисунок лучше прилипает…
    avatar

    10 марта 2013, 13:14
    +14.36 Vivat73 — Новороссийск
    Шреденгер — это из фильма «Железный крест»? Я не знаю де взять эту пленку  делал на том что есть и печалился что не художник — кисточкой и краской было бы лучше…

    УРРАААА!!! 10 жизни!!! Всем спасибо!
    • v
    • 0
    avatar

    10 марта 2013, 15:05
    +186.51 Andruha — Ростов-на-Дону
    — Нож стал прочнее?
    — Не, красивше.
    За вытравленный знак «Не Пропаду» я бы везде плюсы поставил
    • v
    • +3
    avatar

    10 марта 2013, 15:12
    +14.36 Vivat73 — Новороссийск
    Да, действительно, забыл упомянуть в статье — любое травление и надписи делает нож менее прочным и ломается он обычно как раз по линии травления.
    За знак не подумал… Хотелось чего нить кельтского…
    Нож кстати из быстрореза, так что на излом он шо так какашка шо так… Но режет — исключительно.
    • v
    • +2
    avatar

    10 марта 2013, 20:53
    +6.96 Deletant — Киевская область
    В избраное.
    • v
    • +1
    avatar

    11 марта 2013, 10:06
    +18.31 Damned — Иваново
    Кстати, можно пойти немного иным способом — наносим трафарет инвертным цветом, т.е. то, что нужно вытравить, должно быть без тонера, то, что нужно оставить нетронутым — заливается тонером. Затем, после переноса рисунка на лезвие, рисунок заклеиваем скотчем и макаем в краску или качественно закрашиваем маркером… Полосу скотча отклеиваем, подкрашиваем то, что удалилось лишним со скотчем и опускаем в хлорное железо… Как только видим, что рисунок достаточно протравился, извлекаем нож и смываем остатки хлорного железа под струей воды, чистим рисунок зубным порошком или пастой гои и покрываем тонким слоем лака… Все, корозия в данном месте нам не страшна…
    Можно и все лезвие окунуть в черную краску, а рисунок по трафарету выскоблить шилом…
    • v
    • +1
    avatar

    11 марта 2013, 15:36
    +14.36 Vivat73 — Новороссийск
    Та вариантов скоко угодно . Мне интересен был факт — получится или нет. Получилось. Остальное частности. Спасибо за советы, подумаю.
    • v
    • +2
    avatar

    12 марта 2013, 15:38
    +11.15 screwdriver — Краснокамск
    Круто. Как-то даже не думал о таком применении ЛУТа
    • v
    • 0
    avatar

    12 марта 2013, 20:29
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    камрад, где продают хлорное железо?
    • v
    • 0
    avatar

    12 марта 2013, 21:43
    +26.06 Shredenger — Горячий Ключ
    В интернете проще всего. Да и в хозяйственных магазинах продают. У меня город не большой — пользовался сетевыми ресурсами. В Краснодаре уже есть магазины радиотехнические там его как муку продают. Цена вопроса 50-70 рублей за банку 250 граммовую. Вообще где радиолюбители — там хлорное железо)
    avatar

    12 марта 2013, 21:46
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    на радиорынок поеду — спрошу.

    ЗЫ: нержавейку так протравить можно?
    avatar

    12 марта 2013, 22:02
    +26.06 Shredenger — Горячий Ключ
    Не буду ручаться… но когда то травил символы на ложках столовых. Сувениры делал. Из чего ложки делают? Нержавейка? Однажды передержал раствор в банке из под кофе — разъело начисто дно, швы. Метод научного тыка ни кто не отменял и думаю кусочек нержавейки героически погибший в растворе решит все ваши вопросы)
    Вообще по логике травить должно все металлическое. Просто одно хуже другое лучше. Разное время, концентрация нужна. Но я не металлург — не буду ручаться)
    avatar

    12 марта 2013, 22:05
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    куплю — на кружке попробую.электрохимией в купоросе травится. блок питания посеял
    avatar

    12 марта 2013, 22:12
    +26.06 Shredenger — Горячий Ключ
    Я вот тоже сейчас занимаюсь вырезанием заготовок ножа из диска пилы с помощью электрохимии. Пока лишь выходит посредственная имитация дамасска и гравировки))
    avatar

    12 марта 2013, 22:28
    Я вот тоже сейчас занимаюсь вырезанием заготовок ножа из диска пилы с помощью электрохимии
    А к чему этот ананизм? Болгарка в дефиците? Ну понимаю отверстие протравить…
    avatar

    12 марта 2013, 22:39
    +26.06 Shredenger — Горячий Ключ
    Смеяться будете, но боюсь болгарку. Однажды между семестрами зимой на каникулах подрабатывал настройке. Бетонщиком\арматурщиком. Там парню так руку покрамсало что избегаю сего девайса с тех пор.
    К тому же:
    1. Болгарка греет, т.е. садит кромку в теории по крайней мере.
    2. Так интереснее) Я нож и купить в состоянии. Мне процесс интересен)
    3. От гальваники узор на клинке шипко понравился)
    avatar

    12 марта 2013, 23:01
    От гальваники узор на клинке шипко понравился

    Да узор можно сделать зональной закалкой и финальной протравой…
    avatar

    12 марта 2013, 22:38
    РК у вас не будет.Все равно точить придется Много стачивать
    avatar

    12 марта 2013, 22:25
    Да не надо хлорного железа, практически любой сотовой зарядки достаточно, и солевого раствора… хоть вольфрам трави… (деталь на анод)
    Принтерная технология мне лично не нравится, не возможностью сделать тонкий рисунок… Я обычно покрываю деталь прочной нитрокраской, или цапон-лаком, и процарапываю рисунок острой иглой со штриховкой…
    avatar

    12 марта 2013, 23:08
    +14.36 Vivat73 — Новороссийск
    Хлорное железо продают в магазах для радиолюбителей. Есть вариант его замены — 3 части соли на 1 часть медного купороса сделать насыщенный раствор в воде, травить теплым раствором. Будет то же самое. Гальваникой не пробовал заниматься, поэтому советовать не буду ничего. Говорят нержу травит, сам не пробовал.
    avatar

    13 марта 2013, 10:44
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    про соль и купорос не знал
    avatar

    13 марта 2013, 10:43
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    спасибо! про нитролак учту.
    avatar

    12 марта 2013, 23:10
    +14.36 Vivat73 — Новороссийск
    Геннадий, гальваникой можно чудесно осадить медь из купороса на кружку по тому ж рисунку. Можно даже после травления. Будет очень круто.
    avatar

    12 марта 2013, 23:23
    +26.06 Shredenger — Горячий Ключ
    Совсем не круто будет)) Ибо через 5-10 минут вся красивая медь станет рыхлым зеленым налетом) Покрывать лаком только если — но это уже не выход как по мне…
    avatar

    13 марта 2013, 10:44
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    ё-моё… чё я на пяти разных химиях в Университете делал
    avatar

    13 марта 2013, 16:27
    +14.36 Vivat73 — Новороссийск
    Практическая химия и теоретическая разные вещи… Не расстраивайтесь. Мне, например, без вышнего образования жить печально… Уже бы давно инженером был.Но не судьба…
    Насчет осаженой меди. А Вы делали это сами? Я лично знаю что гальваникой делают не только покрытия, но и фальшивые монеты. И ничего не разваливается. Я просто сам не делал, но знания предмета есть. Отваливается все обычно потому что большой силой тока пытаются это делать что бы побыстрее. Вот и получается быстро но не прочно. Мне сейчас без интереса разбираться в этом вопросе, но помню что несколько раз видел способы выращивания медных кумулятивных выемок из медного купороса. Все получалось и не разваливалось.
    • v
    • +2
    avatar

    13 марта 2013, 16:59
    +26.06 Shredenger — Горячий Ключ
    Если это ко мне вопрос был, то я имел ввиду не «отваливание» меди от поверхности. Медь осажденная гальваникой очень чистая. Практически красная. И как только попадает на открытый воздух — тут же начинает активно окисляться. Окись меди зеленая рыхлая масса. Сам в детстве на уроках занимательной физики покрывал медью и листья, и даже лягушку. Эффект всегда один. Медь окисляется и распадается. Приходилось покрывать лаком.
    Обратите внимание даже медь в проводах, являясь не чистой, и то окисляется со временем и распадается. Про монеты да. С одним лишь нюансом — осаждать можно не только ведь медь? Серебро и золото тоже. А они в свою очередь уже не так подвержены окиси. Но я этим как то не интересовался — утверждать не буду. Возможно есть какой то завершающий этап обработки осажденной меди для ее сохранения… Я его к сожалению не знаю.
    avatar

    13 марта 2013, 19:36
    Ух ты! Спасибо! В избранное
    • v
    • 0
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.