Школа выживания: Мысли вслух

  • Автор: zakat
  • Опубликовано: 07 апреля 2011, 22:26
  • Очень не люблю философски-теоретические рассуждения о том, что будет, если… Еще крайне не нравится ориентация на какой-то мифический «БП». Ну да это дело личное. Хочется верить в конец света — на здоровье. Что касается всевозможных катаклизмов, любого характера, то да, их количество и масштабы увеличиваются. Не исключено, что какой-то из них коснется и нас. Да и всяких мелких ЭС случается немало. Надо быть готовым к внезапному изменению обстоятельств? Думаю, да.
    Как готовить себя, каждый определяет сам, тут не может быть плохих и хороших методов. У каждого свой психотип, свои возможности, свои понятия об экстремальном. Хочу только напомнить, что в экстремальных условиях есть два варианта выживания — капсулированный, когда с помощью заранее приготовленных средств человек обеспечивает некую «капсулу», защищающую от окружающей действительности; и открытый, когда человек ВЖИВАЕТСЯ в обстановку. В первом случае сроки выживания зависят от количества и качества запасенного имущества, во втором сроки неограничены.
    Один из ярких примеров неограниченности сроков — в нашей истории.
    «Лодья промышленников в начале лета 1743 года вышла из Мезенского залива курсом на Новую Землю. Но целью мореходов был Грумант, куда ходили они на промысел китов и моржей.
    Путь к далекому архипелагу проходил у поморов обычно вдоль западных берегов Новой Земли и далее — вдоль южной кромки полярных льдов до самого Шпицбергена. Льды прикрывали от северных ветров, которые мешали идти напрямик открытым морем.
    И вот, добравшись до Груманта-батюшки, как называли архипелаг-кормилец наши предки, у одного из островов лодья попала в тиски льдов. Решив, что дальше не пройти и придется зимовать здесь, кормщик отправил пешком по льдам четырех промышленников — подыскать место для зимовки всей артели.
    Чтобы не провалиться под лед, с собой каждый из четверых взял лишь самые необходимые на несколько дней припасы. С трудом добрались они по торосам до берега, до которого было не менее мили, обошли остров. Отыскали заброшенную промысловую хижину: немало их, поморских, стояло по берегам шпицбергенских островов. Заночевали, а наутро отправились на лодью, чтобы сказать: артели есть где перезимовать и можно-де переправлять на берег припасы.
    Однако, выйдя на берег, лодьи своей они не увидели. Поднялись на гору, но и с нее не видно было ничего вокруг. То ли унесло судно льдами, то ли раздавило…
    Так стали робинзонами на пустынном, безлесном промерзшем острове за 77-м градусом северной широты четверо мезенцев: Алексей Иванов Инков, Хрисанф Прокопьев Инков, Федор Андреев Веригин, Степан Стахеев Шарапов. Надежды на спасение, по крайней мере до будущего лета, не было. Но появится ли и тогда какое-либо судно у этого острова? Они могли только надеяться. А оно не появлялось долгих шесть лет.
    Невероятным может показаться, как выжили они в течение такого срока, не имея на голых холодных скалах необходимых припасов. Тому же Робинзону Крузо удалось с погибшего судна перевезти на свой остров практически все необходимое для жизни, да и занесла его судьба в тропики… Когда у поморов спросили впоследствии, что было у них с собой, кроме одежонки, то они ответили: „Ружьецо, рожок да топорок“. В рожке было пороху на двенадцать зарядов и столько же пуль. Был еще маленький котел, около пяти килограммов муки, огниво, немного трута, ножик, пузырь с табаком и по деревянной курительной трубке.
    Запас муки растягивали как могли. Все двенадцать пуль попали в цель — добыли двенадцать оленей. Крюк, оказавшийся в бревне, найденном на берегу, превратили в наконечник для копья. Этим первобытным оружием завалили белого медведя. Из его жил изготовили тетиву. Луки и стрелы вырезали из остатков плавника — дерева, принесенного течениями с материка. Это оружие позволило добыть около двухсот пятидесяти оленей.
    В своей книге Ле Руа пишет: „Они принуждены… долгое время есть почти совсем сырое мясо и притом без соли, которой у них не было, и без хлеба. Безмерная стужа в сей стране и разные неуютности не дозволяли им надлежащим образом варить мясо: в хижине у них была только одна печь… в ней не можно было ставить котлов. С другой стороны, претерпевали они большой недостаток в дровах, ибо ежели бы им разводить огонь и на дворе, то бы от того не могли они пробавиться дровами для своей хижины. Наконец, беспрестанный страх и опасение от белых медведей препятствовали стряпать кушание и на дворе… Чтобы отвратить недостаток в дровах, который принуждал их есть сырое мясо, вздумали они обвешивать оным свою хижину, которая… каждый день была наполнена дымом, восходящим вверх… Она служила им некоторым образом вроде коптильни… развешивали они мясо на палочках, в верхней части кровли укрепленных, так что медведи не могли его доставать...“
    Обувь и одежду себе мужики шили из шкур песцов, которых ловили силками; шили самодельными иглами из рыбьих костей.
    Лишь один из четверых, Федор Веригин, немного не дожил до спасения: его скосила цинга. Он не смог заставить себя пить теплую оленью кровь — средство от этой болезни.
    В общем, пришлось поморам 265 лет назад обратиться к первобытному образу жизни. И настолько крепкими духом и телом оказались они, настолько изобретательными, терпеливыми и трудолюбивыми, что, оглядываясь на этот их подвиг, ловишь себя на большом сомнении в том, что мы, нынешние, смогли бы его повторить…
    Когда же спросили русских робинзонов по возвращении домой, как удалось им выжить, они ответили просто: „А мы верили, молились и трудились — вот батюшка Грумант и не забрал нас“.
    Вообщем, просьба в этом блоге не устраивать дискуссии по поводу „Нахрена нам полевая подготовка, если все равно все сдохнем от...“. Есть чего практически апробированного — выкладывайте! Если рассуждаете о грандиозных катаклизмах — с личными примерами! А то я не могу понять людей, ожидающих транснациональных ЧС не с тревогой, а с надеждой. Вы хоть раз видели толпы беженцев? Или городки из подручного материала? А очереди зо водой? А глаза бойцов, которые на это смотрят? На боевых легче, чем в зоне ЧС, коснувшейся гражданских. Жизнь в деревне, даже при остуствии всех благ цивилизации — это для многих не экстрим, а норма. На северах коренные народы так живут веками. Я считаю, что подготовка к неожиданностям — это моделирование неожиданностей и наработка навыков в различных ситуациях. Давайте делиться практикой!
    • +54

    Комментарии (14)

    avatar

    07 апреля 2011, 22:43
    Интересная статья! для себя подчеркнул о цинге, знал что капуста и апельсины также спасают, их брали с собой британцы. Ставлю +
    • v
    • 0
    avatar

    08 апреля 2011, 13:15
    +16.45 mrt — Первоуральск
    О цинге. В традиции северных народов сложился неприемлемый христианами обычай — не спускать кровь убитого животного, а выпивать ее, пусть иногда не полностью. Именно в качестве профилактики авитаминоза. Забавно, что и слова такого — витамины — они не знали. Нужда, однако… ;).
    avatar

    07 апреля 2011, 22:46
    Давайте делиться практикой!
    Юра, так мы это… Флаерсов ждем. Открытку пришлешь а мы тут как тут. С бараном.:-)
    • v
    • 0
    avatar

    07 апреля 2011, 23:08
    +185.81 zakat — Подольск
    По планам: 20-22 мая в Подольске проводим «скачки»-лайт — соревнования по ТСП военно-патриотических объединений. Положение выложу на днях. У кого будет желание и возможность — милости просим, можно в группу обеспечения, можно в бригаду посредников, а можно договориться с командой и уйти в рейд.
    По сборам взрослых давай определяться — можно на первые-вторые выходные июня, под Волоколамском, с прыжками. А можно на будни после 29 мая. Если будут желающие, можно выехать на нашу базу на Селигер, но это несколько дней.
    Программа — по заявкам. При необходимости могут подъехать наши спецы и инструктора с «Сибирского пути», Г.С. Чеурин тоже готов.«Каскад» тоже в теме.
    avatar

    08 апреля 2011, 22:04
    +54.52 LD76 — Чехов МО - Донской ТО
    Сосед. а где в Подольске? а то я с Чехова в тапочках подойду))
    avatar

    09 апреля 2011, 13:49
    +3.72 Super_135 — Москва
    Очень ждем подробностей.
    avatar

    10 апреля 2011, 19:49
    +185.81 zakat — Подольск
    Выкладываю краткую инфу о предстоящих соревнованиях в Подольске. Ориентированы на воспитанников военно-патриотических объединений, но могут быть интересны и взрослым.
    шестой ежегодный открытый турнир
    «КУБОК ПОДОЛЬСКОГО БЛАГОЧИНИЯ»
    по военно-прикладным видам спорта.
    ПРЕСС-РЕЛИЗ
    20-22 мая по инициативе Московской Епархии, Администрации города Подольска, Подольского Благочиния, Центра духовного, патриотического и гражданского воспитания молодежи состоится шестой ежегодный открытый турнир «Кубок Подольского благочиния» между военно-патриотическими объединениями и клубами.
    Турнир – единственное в Московской области по уровню подготовки и проведения мероприятие (разнообразие этапов, сложность маршрута, тактическая составляющая, общая легенда), позволяющее всесторонне оценить уровень подготовки воспитанников ВПК в условиях, максимально приближенных к экстремальным (сильнопересеченная местность, темное время суток, нехватка времени и снаряжения, недостаток информации).
    В турнире участвуют более 30 команд (250-ти человек) из Московской, Тульской, Рязанской, Калужской, Ивановской, Ярославской и Нижегородской областей.
    Специальные гости – Председатель Отдела по делам молодежи Московской епархии, благочинный Чеховского округа священник Александр Сербский, благочинный церквей Подольского района Протоиерей Олег Сердцев, Глава города Подольска Пестов Н.И.
    Информационная поддержка Турнира – телеканалы «Подмосковье», «Кварц», журнал «Московские Епархиальные Ведомости», газета «Подольский рабочий».
    Партнеры Турнира – Всероссийская общественная организация «Боевое братство», Союз десантников России, компания «Сплав», журнал «Братишка», содружество ветеранов спецподразделений «Каскад».
    Цель турнира – выявление сильнейших команд, оценка уровня тактической, физической и психологической подготовки воспитанников, духовно-нравственное воспитание будущих защитников Отечества, популяризация деятельности военно-патриотических объединений.
    Программа Турнира:
    20 мая, пятница:
    Заезд, размещение, стендовая презентация клубов, открытие Турнира, начало тактического маршрута
    21 мая, суббота:
    30-ти километровый тактический марш с прохождением более 20-ти этапов, среди которых:
    • ведение разведки различными способами,
    • ориентирование на местности,
    • преодоление естественных и искусственных препятствий,
    • выживание в природной среде при нехватке снаряжения,
    • организация радиосвязи,
    • оказание первой помощи,
    • маскировка
    Представление клубами показательных выступлений по рукопашному бою
    22 мая, воскресенье:
    • Литургия в храме иконы Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах
    • стационарные этапы, в том числе тактическая стрельба в составе группы, «трасса Тарзана» (непрерывная трасса различных веревочных переправ), строевая подготовка, метание холодного оружия, штыковой бой, физическая подготовка, историческая викторина.
    • торжественное закрытие мероприятия, награждение победителей и участников.

    ПЕРЕЧЕНЬ НАВЫКОВ,
    ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ЭТАПАХ ТАКТИЧЕСКОГО МАРШРУТА

    ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭТАПАХ БУДЕТ ВРУЧАТЬСЯ КОМАНДАМ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД СТАРТОМ, НИЖЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫ ТЕ НАВЫКИ, КОТОРЫЕ БУДУТ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИИ
    • Оборудование дневки на группу в сложных условиях (болото, крутой склон, овраг и т.п.)
    • Организация привала группы
    • Наведение авиации и артиллерии на обнаруженные объекты, корректировка огня
    • Тактическое передвижение, преодоление потенциально опасных участков
    • Ориентирование по карте, спутниковому снимку, заданному азимуту, описанию, заданным прямоугольным координатам
    • Разведка поиском, определение прямоугольных координат обнаруженных объектов
    • Разведка наблюдением, составление карточки НП
    • Маскировка на местности, оборудование позиций
    • Обнаружение и снятие тайников
    • Получение и передача информации через связных
    • Организация засады силами группы
    • Преодоление минно-взрывных заграждений
    • Организация радиосвязи с Центром, передача кодированных донесений
    Организация связи подручными средствами
    • Преодоление естественных препятствий, в том числе с использованием специального снаряжения
    • Организация опорного пункта группы
    • Оказание первой помощи при ранении
    • Изготовление носилок и транспортировка раненого
    • Организация радиосвязи внутри группы, координация совместных действий по радиосвязи
    • Отрыв при преследовании противником

    avatar

    13 апреля 2011, 20:53
    +3.72 Super_135 — Москва
    Есть ворос!!!
    В каком формате можно поприсутствовать или лучше хотя бы чатично принять участие (хотя бы со с стороны посмотреть как группа будет выполнять те или иные задачи.).
    ????????
    avatar

    10 апреля 2011, 22:04
    -4.55 jrmala1973 — юрмала
    Так вот почему кровушку пьют.
    avatar

    08 апреля 2011, 10:41
    +52.48 Deer — Томск
    Слышал эту историю. Её в своей книге приводил в качестве примера А. Ильичёв. История весьма поучительная во всех смыслах.
    Практикой делится готов, но пока не могу и очень сильно жалею, что в мае не могу к вам присоединиться.
    • v
    • 0
    avatar

    08 апреля 2011, 14:35
    0.00 Shubin — Спб
    Согласен с автором.
    От цинги еще сосновая смола хорошо (пожувать надо), А на счет крови я сам видел в сибири и средней азии старикам дают теплую еще.
    • v
    • 0
    avatar

    08 апреля 2011, 17:39
    -4.05 dmt — г.Пенза
    На счёт «ожидающих» очень верно сказано.
    • v
    • 0
    avatar

    09 апреля 2011, 14:39
    +1.16 borzov — Екатеринбург
    А я на Новой Земле пять лет чалился.Места красивые летом особенно.Закон в тундре есть, если набрёл на домик, то должен оставить часть запаса провизии и топлива, чтоб попавшие в нештатную ситуацию могли перекантоваться.Хотя летом еды полно- олени, песцы, рыбка красная, гуси прилетают и перо сбрасывают, можно палкой набить, кайры много.
    • v
    • 0
    avatar

    29 ноября 2011, 17:10
    +114.07 Novenkaia — 130 км от Хабаровска
    Нанайцы практикуют до сих пор национальную еду и природные лекарства. основные блюда:
    КУХНЯ Национальная кухня коренных малочисленных народов севера Хабаровского края

    Такса (рыбий паштет)
    Рыбу очистить, промыть, разрезать на куски. Поместить в кастрюлю с небольшим количеством воды. Варить, пока не станет хорошо отделяться от костей. Убрать все кости и продолжать варить, пока весь бульон не выкипит и мясо рыбы не превратится в сухой порошок. Подать на стол с растертыми ягодами (брусника, голубика и др.).

    Бода (нанайский чай)
    Сварить жидкую кашу из риса или пшена на воде, добавить сушеную икру лососевых пород рыбы.

    Тала (из свежей рыбы: сазана, тайменя, осетровых пород и др.)
    Если талу готовят из мороженной рыбы, то надо снять с нее кожу. Острым ножом срезать филе, нарезать его очень мелко (соломкой), посолить, поперчить, и оставить на холоде не менее чем на 30 минут. Подать талу в замороженном виде.
    Для приготовления талы из парной рыбы, ее надо очистить, вымыть и заморозить, а дальше поступают также, как и при приготовлении талы из замороженной рыбы.

    Бянси (рыбные пельмени)
    Приготовить крутой тесто из муки, воды и соли. В качестве начинки берут измельченное рыбное филе (сазан, кета и др.) с добавлением лука, чеснока, перца черного, черемши. Готовые пельмени отварить в подсоленной воде. Подать пельмени на стол политые маслом или жиром.

    Картофельная тала (Дудуэсэ талани)
    Очищенный картофель нарезать очень мелко (как лапшу) и опустить его на несколько минут в кипящую слабо подсоленную воду. Затем откинуть на дуршлаг (картошка не должна еще свариться до готовности).В недоваренный картофель положить нарезанную мелкими кусочками вымоченную соленую кету, добавить рыбий или растительное масло. В качестве приправы можно подать дикий лук или черемшу.
    На 1 кг. картофеля – 300 гр. Отмоченной рыбы,1 головку лука, соль и перец по вкусу.

    Суп из свежей рыбы с картофелем (Сугдя силени)
    В кастрюлю с холодной подсоленной водой положить очищенный, мелко нарезанный картофель. Когда вода закипит, добавить очищенную и нарезанную кусками рыбу. Варить на слабом огне 30-40 минут (в зависимости от размеров кусков рыбы). Готовый суп заправить лавровым листом, луком или черемшой и молотым перцем.
    Для супа взять рыбу, не очень постную и костистую. Удэгейцы предпочитают кету (дава), тайменя, хариуса, ленка, а также других рыб из породы лососевых.

    Рыбные котлеты (Вандзя)
    Очистить рыбу от чешуи, обрезать плавники, убрать внутренности, срезать филе.
    Для приготовления фарша рыбное филе очень мелко нарезать, добавить зеленый лук или черемшу, соль, перец и все хорошо перемешать. Сформировать котлеты и варить в кипящей воде 3-5 минут, затем заправить растительным маслом и подать на стол горячими.

    Жаркое из мяса изюбра
    Разделать изюбра, вырезать мякоть с окороков крупными кусками и поместить в холодную воду на 24 часа.
    Затем куски мяса промыть, обсушить и посыпать солью. Положить на сковороду или противень с разогретым жиром и обжаривать со всех сторон до образования румяной корочки. После этого мясо надо поставить в духовой шкаф, добавить немного мясного бульона или воды и жарить до готовности 1,5-2 часа. Периодически мясо надо вынимать и поливать образовавшимся соком.

    Суп из крапивы на рыбном бульоне
    Рыбу очистить, промыть, отделить мясо от костей: кости с перцем и луком поставить варить для бульона. Мякоть рыбы нарезать небольшими кусками и положить в бульон. Варить 25-30 минут.
    Крапиву перебрать, промыть, мелко нарезать и опустить в бульон с рыбой за 5 минут до окончания приготовления супа.
    На 500 гр. Рыбы – 100 гр. Крапивы, 1 луковица, несколько горошин черного перца,1,5 литра воды.

    Жаренная рыба (Сугдя кекты)
    Подготовленную рыбу посолить и обжарить на сковороде с маслом. При подаче на стол посыпать рыбу мелко нарезанной зеленью полевого лука или черемши. (Караси, сазан, хариус, ленок и др.)

    Пресные лепешки, испеченные на сковороде, а также жаренные лепешки с нерпичьим жиром или растительным маслом.

    Солима (десертная еда)
    Жаренные лепешки нарезать на маленькие кусочки, добавить ягоду (голубицу, смородину, черемуху, Бруснику), сахар. Заправить растительным маслом.

    Кушаю нанайские блюда уже больше 3-х лет. Самое простое и вкусное, на мой взгляд:1) солима-хлеб 1 булка, ягода 1 стакан, сахар 1 стакан, масло раст. 0,5 стакана; 2)Полынный суп(молодую полынь предварительно дважды отваривают, иначе очень горько) с рыбой- самое главное в нём, что всех паразитов он убивает, которые попадают в организм с сырой рыбой;3)тала ( но я её делаю с добавлением уксуса, т. к. остерегаюсь попадания паразитов);4)бода- удивительная еда — калорийна, согревающа, с набором необходимых веществ для жизни в тайге- и вкусна по-своему;5)карт. тала — в неё можно использовать как раз юколу; 6)такса- вываривают в неё кости, головы крупной рыбы- кеты, сазана и т.д.- от приготвления юколы остаются — хранится сколько хочешь, маленькая порция из неё облагораживает любую невкусную пищу(напоминает сайру консервированную).

    Хранение рыбы (кеты). Современный способ.
    «ЮКОЛА»: Филе с кожей без хребта и рёберных костей надрезается поперёк через 3-5 см (со стороны мякоти до кожи) и опускается в насыщенный раствор соли(чтобы очищенная картошка вслыла) с уксусной эссецией(чтобы кисленький был) на 2-3 сек. Вешается кожей вниз на палки на сквозняке. Вялится не менее 28 дней.
    Ещё один способ приготовления ЮКОЛЫ: Филе рыбы, подготовленное по 1-му рецепту, положить в насыщенный раствор соли, подержать минут 20, вывесить на ветер и солнце, чтоб крутилась(привязать) -тогда мухи не садятся.
    Кушать можно раньше, чем по 1 -му рецету -солнышко всё выжигает.
    • v
    • 0
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.