Мастерская: Костровой тросик
Приветствую всех. Сегодня я хочу рассказать о таком нехитром, но очень полезном в походе приспособлении, как костровой тросик. Укрепить посуду над костром можно различными способами: это могут быть треноги, решётки, различные рычаги и рогульки, изготовленные из дерева на месте и так далее. В конце концов, котелок можно поставить прямо на костёр или камни. В чём же преимущество кострового тросика? Во-первых, это надёжность. Подвешенный на такой конструкции котёл или чайник точно не упадёт и не опрокинется. При постановке посуды прямо на костёр такие случаи совсем не редкость. А лишившись практически готового ужина можно довольно сильно испортить себе настроение. Во-вторых, компактность и малый вес по сравнению с прочими металлоконструкциями. В-третьих, не нужно каждый раз рубить лес для изготовления рогулек и прочего. А ведь изготавливать подобные сооружения можно только из живого леса, иначе они очень быстро прогорят. Ещё одним преимуществом тросика является его многофункциональность Посуду можно повесить на разной высоте независимо друг от друга. Например, можно опустить чайник в самый жар, чтобы он быстрее закипел, и при этом поднять котёл с кашей повыше, чтобы она не спеша разваривалась. Также посуду можно сдвигать в сторону и не ставить её на землю, где она быстро остынет. Плюс к этому на тросик можно вешать всевозможные предметы снабжённые крючками или завязками (половник, мешок с КЛМН, прихватки, полиэтиленовые пакеты и т.д., сушить на нём вещи). Так они не потеряются, не будут мешаться под ногами и будут всегда на виду и под рукой. В общем, по всем параметрам в совокупности тросик является наиболее удобным приспособлением для походной кухни.
Расскажу, из чего и как я сделал свой тросик. Материалы: трос 2 мм – 2 метра, пластинчатый соединитель тросов типа «дуплекс» – 2 штуки, стальная оцинкованная цепь с длинным звеном 4 мм – 4 метра, крюк S-образный асимметричный – 4 штуки, клевант металлический – 2 штуки, кольцо заводное – 2 штуки, шнур 6 мм – 10 метров, немного изоленты. Всего материалов у меня получилось на 400 рублей.
Изготовление заняло около пятнадцати минут:
1. Делаем на одном конце тросика петельку и закрепляем её соединителем. Трос внутри соеденителя должен идти крест на крест, а затягивать гайки соединителя нужно сильно. Иначе петля при натягивании может разойтись. Понадобятся пассатижи и/или гаечный ключ.
2. Клеванты сгибаем примерно до угла в 60-70 градусов и надеваем на трос изогнутыми частями наружу (к краям троса). Сгибать их нужно для того, чтобы под весом посуды они заклинились на тросе и не съезжали к его центру, а оставались там, где вам нужно.
3. Делаем петлю на втором конце троса.
4. Выступающие за соединитель концы троса обматываем изолентой, чтобы не кололись и не цеплялись.
5. Цепь раскусываем на 4 отреза по метру.
6. Через заводные кольца соединяем два отреза цепи с двумя клевантами.
7. На свободный конец цепей навешиваем S-образные крюки и зажимаем их пассатижами.
8. На два оставшихся отреза цепи аналогично навешиваем и зажимаем по одному крюку.
9. К петлям троса привязываем шнур. С одной стороны примерно 2,5 метра, с другой стороны оставшиеся 7,5 метров.
Готово.
Что же у нас получилось? Если вы имеете хотя бы небольшой опыт использования костровых тросиков, то знаете, что в каждом походе кто-нибудь обязательно на него налетит. К сожалению это такой закон походной жизни. Часто это заканчивается опрокидыванием котелка. Наш же тросик снабжён двухметровыми цепями. С учётом высоты костра и провиса троса его можно натянуть на высоте выше человеческого роста. В этом случае он никому не будет мешать. Если же вам лень нести все цепи, то можно обойтись облегчённым комплектом из коротких цепей. Но, придётся быть осторожным. Вес моего полного и облегчённого комплектов составил 320 и 230 грамм соответственно. Высота подвеса легко регулируется при использовании, как длинных цепей, так и коротких. Шнуры у нас различной длины. Это даёт возможность более широкого выбора опор при устройстве костра. Для транспортировки и хранения снимаю цепи, бухтую каждый шнур отдельно, потом сворачиваю трос кольцами. Так он не путается и практически не занимает места. В общем, однажды попробовав это приспособление, я убедился в том, что это лучший вариант для походной кухни. Всем рекомендую.
Лёгких вам рюкзаков и хорошей погоды. Удачи.
Расскажу, из чего и как я сделал свой тросик. Материалы: трос 2 мм – 2 метра, пластинчатый соединитель тросов типа «дуплекс» – 2 штуки, стальная оцинкованная цепь с длинным звеном 4 мм – 4 метра, крюк S-образный асимметричный – 4 штуки, клевант металлический – 2 штуки, кольцо заводное – 2 штуки, шнур 6 мм – 10 метров, немного изоленты. Всего материалов у меня получилось на 400 рублей.
Изготовление заняло около пятнадцати минут:
1. Делаем на одном конце тросика петельку и закрепляем её соединителем. Трос внутри соеденителя должен идти крест на крест, а затягивать гайки соединителя нужно сильно. Иначе петля при натягивании может разойтись. Понадобятся пассатижи и/или гаечный ключ.
2. Клеванты сгибаем примерно до угла в 60-70 градусов и надеваем на трос изогнутыми частями наружу (к краям троса). Сгибать их нужно для того, чтобы под весом посуды они заклинились на тросе и не съезжали к его центру, а оставались там, где вам нужно.
3. Делаем петлю на втором конце троса.
4. Выступающие за соединитель концы троса обматываем изолентой, чтобы не кололись и не цеплялись.
5. Цепь раскусываем на 4 отреза по метру.
6. Через заводные кольца соединяем два отреза цепи с двумя клевантами.
7. На свободный конец цепей навешиваем S-образные крюки и зажимаем их пассатижами.
8. На два оставшихся отреза цепи аналогично навешиваем и зажимаем по одному крюку.
9. К петлям троса привязываем шнур. С одной стороны примерно 2,5 метра, с другой стороны оставшиеся 7,5 метров.
Готово.
Что же у нас получилось? Если вы имеете хотя бы небольшой опыт использования костровых тросиков, то знаете, что в каждом походе кто-нибудь обязательно на него налетит. К сожалению это такой закон походной жизни. Часто это заканчивается опрокидыванием котелка. Наш же тросик снабжён двухметровыми цепями. С учётом высоты костра и провиса троса его можно натянуть на высоте выше человеческого роста. В этом случае он никому не будет мешать. Если же вам лень нести все цепи, то можно обойтись облегчённым комплектом из коротких цепей. Но, придётся быть осторожным. Вес моего полного и облегчённого комплектов составил 320 и 230 грамм соответственно. Высота подвеса легко регулируется при использовании, как длинных цепей, так и коротких. Шнуры у нас различной длины. Это даёт возможность более широкого выбора опор при устройстве костра. Для транспортировки и хранения снимаю цепи, бухтую каждый шнур отдельно, потом сворачиваю трос кольцами. Так он не путается и практически не занимает места. В общем, однажды попробовав это приспособление, я убедился в том, что это лучший вариант для походной кухни. Всем рекомендую.
Лёгких вам рюкзаков и хорошей погоды. Удачи.
Похожие записи
22 сентября 2014, 15:32
+388.46 Nord
— Питер
У меня первый вариант был просто на алюминиевых трубках, зажатых пассатижами. Не выдержали. Тросик я тяну сильно, так как кроме посуды вешаю на него много чего ещё. Если клемники нормально затянуты, то видимо прокатит, хоть они и латунные, а не стальные. В целом я бы не экономил на крепеже. Разница копеечная, а за специализированный крепёж как-то спокойней.
- v
- +1
22 сентября 2014, 16:16
+388.46 Nord
— Питер
Конечно удобно. Висят высоко. Можешь у костра повесить, можешь подальше. Часто я оставшийся хвост верёвки сразу вывожу на третье дерево и там у меня получается специализированная сушилка для набравшего конденсат спальника и других вещей.
23 сентября 2014, 11:46
+0.39 Greh
— Псков
Как вариант заплети огон таким образом:
И еще вопрос — раз трос располагается довольно высоко зачем он вообще нужен? Почему не оставить только шнур? Если не разводить «пионерский» костер, шнур навряд ли перегорит.
И еще вопрос — раз трос располагается довольно высоко зачем он вообще нужен? Почему не оставить только шнур? Если не разводить «пионерский» костер, шнур навряд ли перегорит.
23 сентября 2014, 11:54
+388.46 Nord
— Питер
Видимо ты прав. Заплести будет лучше. Спасибо.
Если вешать трос только высоко, то наверно можно и шнур, хотя я не уверен, что металлическая фурнитура хорошо будет на нём работать. Иногда бывают варианты, что вешать приходится на тонких деревьях с провисом или вообще на кустах. Так что трос более универсальный.
А вообще здравый подход. Как говорится: отсекай лишнее .
Если вешать трос только высоко, то наверно можно и шнур, хотя я не уверен, что металлическая фурнитура хорошо будет на нём работать. Иногда бывают варианты, что вешать приходится на тонких деревьях с провисом или вообще на кустах. Так что трос более универсальный.
А вообще здравый подход. Как говорится: отсекай лишнее .
22 сентября 2014, 15:50
Выскажусь нейтрально! В лесах бываю часто и обходился просто ставлением котла в костер, на угли.
Был случай применения в моем присутствии, но там нас было 18-20, уху готовили введре
Был случай применения в моем присутствии, но там нас было 18-20, уху готовили введре
- v
- +2
22 сентября 2014, 19:24
+0.06 sadovnik
— Екатеринбург
полностью согласен — тросик вещь хорошая, но «нафиг» не нужная, лишний вес тащить…
22 сентября 2014, 19:41
+388.46 Nord
— Питер
Иногда вес не критичен. А нужен он или нет, это каждый решает сам. Раньше я им не пользовался, но однажды попробовал и теперь отказываться не собираюсь.
22 сентября 2014, 15:59
+101.13 colkt
— Чита- Екатеринбург
Тросик хоть и удобная вещь, но всё же специфичная, необходимость близости деревьев накладывает свой отпечаток. Есть у нас «обжитые» места куда мы с друзьями ездим постоянно, вроде бы и лес кругом но располагаемся на поляне диаметром приблизительно метров 30, и варим в кастрюлях «ведёрных», все с детьми,(правда мои уже разъехались) но привычка осталась. как то ДенисДенисыч писал про нагрузки на натянутый трос, так исходя из этого ведро подвешенное тянет прилично и надо соответствующие деревья, а натянутый трос поперёк поляны не есть гуд, для мелких групп пешего похода может и хорошо но всё равно никогда не пользовался и вряд ли буду. А когда хожу один или с другом, то как правило на газе (бензине) а костёр больше для романтики. Но это моё личное мнение может и неправильное
- v
- 0
22 сентября 2014, 16:04
+388.46 Nord
— Питер
Если на поляне или в тундре, то трос конечно неприменим. Но, ведь это частные случаи .
А вот газ вместо костра я совсем не понимаю. Для меня газ, это мера вынужденная. При любой возможности я стараюсь развести костёр. Костёр греет не только тело, но и душу . У костра можно подсушить вещи, душевно посидеть, некоторые даже песни поют . В чём удовольствие вечерних посиделок и песен вокруг газовой плиты я не могу понять.
А вот газ вместо костра я совсем не понимаю. Для меня газ, это мера вынужденная. При любой возможности я стараюсь развести костёр. Костёр греет не только тело, но и душу . У костра можно подсушить вещи, душевно посидеть, некоторые даже песни поют . В чём удовольствие вечерних посиделок и песен вокруг газовой плиты я не могу понять.
22 сентября 2014, 16:25
+101.13 colkt
— Чита- Екатеринбург
так я и не спорю, и костёр всегда, но больше для
греет не только тело, но и душу. У костра можно подсушить вещи, душевно посидеть, некоторые даже песни поютЯ и вся наша компания из числа этих некоторых, мы как то специально нанимали женщину чтоб она нас научила петь хором. Один человек из нашей компании сказал " если бы мне кто то сказал в 17 лет чтоя буду петь хором и получать от этого кайф…
22 сентября 2014, 16:19
+48.58 Vepr
— Армянск
Если бы я знал, или понял из рассказа автора, что такое клеванты, то, наверное, понял бы и оценил суть его идеи. Идея, КАЖЕТСЯ, мне понятна, но не уверен. Я сам несколько раз подвешивал котелок к длинной горизонтальной верёвке, но лишь по необходимости. Гуляние вверх-вниз слишком существенно, хотя его легко компенсировать регулируемой цепочкой. Думаю, что банальная тренога из трёх веток или палок решит все проблемы, замеченные автором, несравненно более простым способом.
- v
- 0
22 сентября 2014, 16:26
+388.46 Nord
— Питер
В данном случае уже изогнутый для моих нужд клевант показан на втором фото. В оригинале он имеет совсем небольшой изгиб. А вообще, клевант, это элемент для соединения и регулировки длины шнуров и верёвок. Думаю, что если поразмыслить, то можно найти множество вариантов их замены. Я их использовал только потому, что они у меня были.
22 сентября 2014, 16:42
+48.58 Vepr
— Армянск
Мне понравился вариант (не помню чей, но понравился)клевант, (если это был клевант), сделанный из шарнира-навеса для двери. Кратко. Лаконично, Убедительно.
22 сентября 2014, 16:31
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
Леш, как обычно, не могу не прорекламировать свою технологию
nepropadu.ru/blog/equipment/6286.html
Твой тросик уже обсуждали, мне не понравилась плохая фиксация цепочек на тросе, ты помнишь, что как только «тормозилки» съезжают в бок все начинает «ездить». Также не очень понравился вес, который довольно велик из-за большого количества цепей, хотя конечно поднять трос выше головы преспектива очень заманчивая, это бы как-нибудь более технологично обыграть и сказка-бы была.
Тут комлект из 2 цепей. Они немного окислились т.к. я их после дождя в пакет убрал, но сути это не меняет.
nepropadu.ru/blog/equipment/6286.html
Твой тросик уже обсуждали, мне не понравилась плохая фиксация цепочек на тросе, ты помнишь, что как только «тормозилки» съезжают в бок все начинает «ездить». Также не очень понравился вес, который довольно велик из-за большого количества цепей, хотя конечно поднять трос выше головы преспектива очень заманчивая, это бы как-нибудь более технологично обыграть и сказка-бы была.
Тут комлект из 2 цепей. Они немного окислились т.к. я их после дождя в пакет убрал, но сути это не меняет.
- v
- +1
22 сентября 2014, 16:33
+388.46 Nord
— Питер
Проблему плохой фиксации я решил немного подогнув клеванты. Теперь всё нормально. Ну, а вес, это плата за удобство и надёжность. Можно конечно использовать более лёгкие материалы, но не стояло такой задачи.
22 сентября 2014, 16:39
+140.81 Dmkdok
— Санкт-Петербург
Как вариант Единственное опасаюсь, что грани могут в будущем подровняться о тросик и все опять ездить начнет… Ну посмотрим, самому интересно.
А я все на вес прелюбодействую
А я все на вес прелюбодействую
22 сентября 2014, 16:47
+48.58 Vepr
— Армянск
Если загиб клевантов (благословим этот термин!) решит проблему сползания по тросику, то пускай висит? Я согласен!
- v
- 0
22 сентября 2014, 19:49
+14.52 SevernyO
— Нижневартовск
зимой, когда вся группа толчется на пятачке вокруг костра, тросик на двухметровой высоте — единственный шанс сохранить ужин.
- v
- 0
22 сентября 2014, 20:06
+22.43 Ultar
— Уфа
А я дубовые обкладки не стал ставить. Другой ножик под них сделаю
- v
- 0
22 сентября 2014, 20:23
+388.46 Nord
— Питер
Я ножом доволен. Много раз ходил с ним в лес и он мне всё больше нравится. А с дубом и вовсе красота.
22 сентября 2014, 20:36
+22.43 Ultar
— Уфа
А я долго подгонял торец рукояти, чтобы вынимать из ножен без помощи домкрата. Поэтому, жалко, всё таки душу вложил)) Ну и просто устраивает меня базовая рукоять.
22 сентября 2014, 20:46
+388.46 Nord
— Питер
Ну и напрасно ты это делал. Любые кожаные ножны имеют свойство растягиваться. За то, что нож очень туго входит и выходит производителям большое спасибо. Сейчас, после нескольких недель (в сумме) интенсивного использования мой нож входит в ножны с небольшим усилием, и в дальнейшем не будет вываливаться. Так что это не баг, а фича.
22 сентября 2014, 20:50
+22.43 Ultar
— Уфа
Да я это всё уже осознал, хоть и поздно))
На самом деле, тенденции к вываливанию не замечено. А отсутствие выраженных углов на торце ещё и руку радует.
Но в начале реально — невозможно было вытащить одной рукой. Если не придерживать ногой…
На самом деле, тенденции к вываливанию не замечено. А отсутствие выраженных углов на торце ещё и руку радует.
Но в начале реально — невозможно было вытащить одной рукой. Если не придерживать ногой…
22 сентября 2014, 22:01
+14.52 SevernyO
— Нижневартовск
Я тоже кривовенге оставил. Пусть будет такой. Кстати, мой нож уже продемонстрировал перекал — после столкновения с осколком стекла три скола на рк. Так что аккуратнее зимой.
Норд, а какие преимущества у чайника против котелка?
Норд, а какие преимущества у чайника против котелка?
22 сентября 2014, 22:47
+388.46 Nord
— Питер
Норд, а какие преимущества у чайника против котелка?Как-то я даже растерялся. Чайник это чайник, а котелок это котелок. Ты ведь дома чай не в кастрюле кипятишь и завариваешь .
22 сентября 2014, 22:56
+14.52 SevernyO
— Нижневартовск
Так я дома почти ничего так, как в лесу, не делаю. Сплю, например, на кровати, но в лес же не тащу ее
Я вот хожу, чайники разглядываю иногда, как бы вроде хочется иметь, но котелок универсальнее. Друг в друга вставляютя. Легче. И можно и чай и суп сварить. А чайник — узкое использование. Вот и хотел разузнать — почему не второй котелок, а именно чайник.
Я вот хожу, чайники разглядываю иногда, как бы вроде хочется иметь, но котелок универсальнее. Друг в друга вставляютя. Легче. И можно и чай и суп сварить. А чайник — узкое использование. Вот и хотел разузнать — почему не второй котелок, а именно чайник.
22 сентября 2014, 23:01
+388.46 Nord
— Питер
Потому что второй котелок мне не нужен. Я ношу с собой один котелок и один чайник. Они вставляются друг в друга. Кашу варю в котле, чай делаю в чайнике. Всё просто) Из преимуществ чайника могу выделить носик и удобные ручки. Но это мелочи, а дело в фен-шуе .
22 сентября 2014, 22:37
+54.31 MRZYKAU
— Кукуево
Хочу добавить малую толику своего опыта. На фото комплект хранится в мешочке. Я для этого использую брезентовую рукавицу. Получается двойная польза: Хранение и удобство работы с горячими дужками котлов.
- v
- +5
23 сентября 2014, 12:23
+93.85 brat-chik
— Курчатов
Тросик всегда лень тащить, хотя валяется в сарае.
А вот веревка, которая всегда в рюкзаке прописана — часто используется таким образом для сушки вещей.
А в постоянный лагерь тросик завести — милое дело.
А вот веревка, которая всегда в рюкзаке прописана — часто используется таким образом для сушки вещей.
А в постоянный лагерь тросик завести — милое дело.
- v
- +1
23 сентября 2014, 13:02
+388.46 Nord
— Питер
Лень, это отдельный разговор))) Мне вот лень каждый раз что-то придумывать для подвески. А тросик лежит в мешочке в котелке и всегда со мной. Если, конечно не приходится каждый грамм экономить. Но такое случается нечасто.
12 октября 2014, 21:13
я использовал трос. но короткий. не тянул его меж деревьев… делал короткую растяжку между стоек.
- v
- 0
23 октября 2014, 18:02
0.00 Blackraven6
— Санкт - Петербург
Обязательно попробую такую конструкцию! Спасибо!
- v
- 0
14 ноября 2014, 18:15
+0.31 vovka966
— Волгоград
можно же сделать тросик подлиннеи без шнура?? или я чего то не понял??
- v
- 0
18 ноября 2014, 02:21
:-) Минувшим летом выступал на немалом количестве фестивалей, в том числе лесных. В Карелии было дело — менял струны уже на месте, дома не успел. Старые, естественно, не выкинул, дабы в лесу не гадить, пригодились как раз для подвеса котелка. Первая струна из того набора, который использую я имеет диаметр, 0,01 дюйма, то есть четверть миллиметра, рабочее натяжение — 7,5кг, от которого до натяжения разрыва ещё очень далеко. Можно было б, конечно, хоть шестую — самую толстую, кто запретит? Но мне было интересно выдержит ли тоненькая, тесты прошли удачно — зачем переделывать с другой? Что очень удобно — на одном конце колечко, через которое её саму можно продеть, образовав затягивающуюся петлю. Легко безо всяких узлов закрепить, противоположный конец свободный, с ним посложннее. Единственное неудобство было — очень уж тонкая, за саму струну без доработок не поднимешь, но зато трёхлитровый котелок с виду чинно левитировал над костром, удивляя прохожих, проволочку такой толщины на пёстром фоне нереально разглядеть. Важно чтоб пламя не касалось её, ещё в детстве раннем пробовали зачем-то подносить зажигалку к натянутой струне — лопалась сразу. Но на этом сайте вроде не должно быть настолько альтернативно одарённых личностей, чтоб разводить огонь выше котелка при готовке.
Особым фанатам миниатюризаци и снижения веса может пригодиться, ибо прочность весьма достойная, а при таком диаметре и умелой скрутке образует почти невесомое колечко диаметром в пару сантиметров. Как силок, наверное можно использовать, да и зашить ей что-то прочно и надёжно — без проблем. При такой толщине она и в кожу войдёт как туповатая, но вполне себе игла, я колол себя до крови и не раз. Это навскидку три применения такой компактной и лёгкой вещицы. :-)
Особым фанатам миниатюризаци и снижения веса может пригодиться, ибо прочность весьма достойная, а при таком диаметре и умелой скрутке образует почти невесомое колечко диаметром в пару сантиметров. Как силок, наверное можно использовать, да и зашить ей что-то прочно и надёжно — без проблем. При такой толщине она и в кожу войдёт как туповатая, но вполне себе игла, я колол себя до крови и не раз. Это навскидку три применения такой компактной и лёгкой вещицы. :-)
- v
- 0
Комментарии (41)