Человеческий Фактор: Несколько советов туристам
Предлагаю несколько своих советов, замечаний, которые, надеюсь, пригодятся походникам-туристам. О выживании и туризме написано множество книг (одними из самых достойных считаю книги Б. Кудряшова и А. Ильина), поэтому не буду заниматься пересказом и компиляцией, а изложу то, что кажется важным именно мне, по моему и моих товарищей опыту.
1. Лузера выдаёт снаряжение. Некультяпистое, аляповатое, неуместное. Смысл любого снаряжения только один — исполнять определенные функции. Оно точно не должно подчеркивать имущественное положение человека или ассортимент товаров магазинов его города.
Довольно забавно смотреть на “туриста”, обвешанного как коммивояжёр всякими “тактическими лопатками-топорами”, томагавками (по цене 10 обычных топоров), метровыми мачете, китайскими сувенирными версиями ножа Боуи, астролябиями, НАЗами (с рыболовными крючками и леской в степи), огнивами и прочим хламом. И дело даже не в том, что такой человек смотрится глупо (а обмануть или просто “развести на деньги” петушастого фазана для многих местных — дело чести). Дело в том, что зачастую именно в походе и выясняется, что почти все, тащимое с собой — просто бесполезно, ибо ломается или неудобно, или вообще на фиг не нужно. Тактическая лопата может выкопать только ямку в песке или перерубить прутик. Кроссовочки и шортики, в которых очень хорошо быть на пляже, совершенно не годны для грязного леса с клещами. Чудо-мультитопливная горелка забивается даже пылинкой и требует ремонта в “спецьяльизированном сьервисном цьентре”. Дорогущий томагавк не рубит, но очень травмоопасен, да еще того и гляди слетит с топорища. Чудо-рюкзак с мильоном карманов сгорает в хлам от искры, а при переходе цепляется за каждый куст. Огнивом не поджечь свечу или керосиновый фонарь, а разжечь костер уметь надо. И так далее.
Тут я могу предложить две вещи: Во-первых, собираясь в поход 20 раз спросить себя “а нужен ли мне именно этот предмет? А вот точно он нужен? Не обойтись без него?”. Во-вторых, подвергнуть снаряжение серьёзным испытаниям ДО похода. Уверен — меньшая часть его останется дома, а бОльшая перекочует на свалку или книжную полку. Кроме того, надо понимать, что дорогую вещь есть большой соблазн спереть (актуально, если путешествуете не один или останавливаетесь на больших стоянках).
2.Носите специальную, лучше камуфлированную одежду и обувь. Спортивная одежда, как и просто городская, имеют свое назначение и редко когда удобна для походов. И даже испачкавшись или порвав одежду, Вы будете похожа на туриста, а не на бомжа или бродягу.
3. Не рискуйте понапрасну. Раньше я и сам лазил где попало, забирался туда, откуда потом непонятно было, как слезть, скатывался со склонов. И если Вы не альпинист или экстремальщик, то лишних опасностей лучше избегать. Нет смысла лезть на крутые обрывы и скалы, идти по горным осыпушкам, форсировать реки второпях и непонятно где, лезть в бурелом и болота. Экономия времени и сил от таких действий незначительна, вот риски порвать снаряжение или закончить путешествие в больнице — более существенны.
То же самое качается и «понтов». Да, наверное прикольно залезть перед закатом на высокую скалу, чтобы написать «Я тоби люблю» для ожидающей внизу красивой девушки. И очень важно не отказаться от какой нибудь игры в русскую рулетку в компании пьяных оболдуев, ибо «лохом сочтут». И не менее важно начать покорять крутой и опасный перевал на не предназначенном для этого автомобиле, в непогоду, «чоб слабаком не щщитали». Вот, только, где будет та самая девушка, когда ее крендель свалится со скалы и станет инвалидом (без перспектив и будущего (да, это отечественные реалии)), кто потом будет хоронить труп без головы, и кто полезет доставать беспечного водилу, сбрякавшего в пропасть?
Ну а если решили лезть — нормально экипируйтесь. Я вдоволь повидал людей, «штурмующих» горы в сланцах (и потом не могущих спуститься обратно), лезущих в пещеры и штольни, подсвечивая дорогу телефоном, идущих в клещатник в открытой одежде. К хорошему это не приводило.
4. Думайте о личной безопасности. Далеко не всякий встретившийся человек является Вашим другом. Именно поэтому, прежде чем остановиться на стоянку, заговорить с человеком, остановиться на ночёвку, желательно оценить риски человеческого фактора. Так ли безопасно соседство с пьяными охотниками (которые к вечеру начнут хвастаться оружием и точно пальнут в кусты)? А эти бодрые военные не начнут ли ночью интересоваться, почему это Вы не приняли участие в чеченской кампании 95 года, и почему честь им и их подвигам не отдаете? А эти наглые мажоры не устроят ли рэп-гангста-вечеринку с дракой и поножовщиной? И не заедет ли сюда вечерком бодрый Инспектор Хреннадзора и не поинтересуется ли, отчего это Вы тут костерок развели, испрашивая подношение. Решайте сами.
Мой совет прост — чем меньше Вы заметны — тем лучше. Располагаться на долгий привал или ставить палатку лучше в том месте, где Вы первым заметите “пришельца”. И даже заблудившись не стоит бросаться с вопросами к первому встречному – сначала надо осмотреться, и только поняв, что этот человек внешне безопасен, можно к нему обратиться. Не хочу казаться параноиком, но встреча в глухом лесу с какими нибудь нелегальными лесозаготовщиками или закапывающими труп бандитами может не кончиться хорошо. Особенно для туриста, спрашивающего дорогу.
Кроме того, ставя палатку, желательно подумать и о том, чтобы на неё не наехала случайная машина, например, с пьяным или невнимательным водителем. В опасном месте можно экранировать палатку своим автомобилем или камнями, бревном.
5. Потеряшки.
Мало кто идет в лес или поле, чтобы специально там потеряться. Конечно, если это не Беар Гриллз.
Соответственно, наиболее частый сценарий — это “не знаю, куда идти дальше” или “не знаю, откуда пришел”. Варианты выпадения в незнакомой местности из сбитого самолёта в одних трусах я всерьез не воспринимаю ввиду их редкости.
Здесь могу порекомендовать следующее.
Во-первых, очень хорошо в походе всегда иметь при себе нож и спички. А отправляясь даже в небольшую вылазку захватывать рюкзачок с компасом, плащ-палаткой, водой и небольшим запасом еды. Тогда даже заблудившись, Вы сможете переждать ночь без особых сложностей. И Вам не придется тратить два часа времени на изготовление какого-нибудь убежища, Вы сможете решить при помощи плащ-палатки множество проблем (и от осадков укрыться, и нору сделать, и просто переспать ночь, сделав постель из лапника и завернувшись в брезент). Ту же функцию может выполнить плотная полиэтиленовая пленка.
Во-вторых, не волнуйтесь. Если на улице не морозы и не жаркая пустыня — Вы точно не умрете. Может, заболеете, но врядли умрете.
В-третьих, старайтесь не отходить далеко от лагеря ночью или в непогоду (ливень, туман). Не так давно наблюдал очень густой туман, что ничего не было видно буквально в 10 шагах. А если исходить из того, что пейзажи обычно похожи, в непогоду очень легко потерять ориентир. Да и вообще, делать ночные переходы я очень не рекомендую (если, конечно, не идете по дороге в лунную ночь). Сильно далеко не уйдете, но вот упасть в яму или напороться на сук — это запросто!
В четвертых, и это самое главное — очень желательно в процессе ходьбы посматривать назад, запоминая, как те или иные предметы (тропинка, развилка, камень, сверток с дороги, берег реки, поле или вон то дерево) выглядят с другой стороны. Я искренне не верю в ориентирование по росту мха (растет черте где, часто с юга), по компасу из иголки, по солнцу и часам (там множество поправок и оговорок, которые никто не помнит). Но, вот, посматривать назад и запоминать, откуда пришел, может каждый. Много раз сам убеждался, что с другой стороны пейзаж смотрится совсем по другому!
Еще лучше в процессе движения зарисовывать пройденный пути и ориентиры на бумагу, карандашом. Наша память очень недолговечна, и на оценку тех или иных событий весьма сильно влияет наше состояние — физическое и психическое. Спуск под гору кажется короче, чем он есть на самом деле, а подъем — длиннее; расстояние, проходимое ночью и днем расстояние также оценивается по разному.
Записав маршрут с реперными точками, ориентирами, и зарисовав его в виде схемы потом будет проще идти обратно. Это может выглядеть примерно так: «на перекрестке в виде звезды идем направо, затем по полю около километра, обходим рощицу с сухими деревьями слева, солнце в этот момент светит в правый бок (три часа дня), идем по полю до расщепленного грозой дерева, затем по дороге направо, мимо останков комбайна, через километр спускаемся к реке около остатков моста и идем влево, доходим до поляны с шашлыками и переходим реку вброд, выходим около геодезической вышки, идем по направлению к болоту, обходим его справа, поворачиваем еще правее около буреломного леса, затем идем до большой поляны со следами пожара……». И возвращаясь обратно, или потеряв дорогу, можно обратиться к этой карте, сравнить положение небесных тел, предполагаемых ориентиров, и найти дорогу обратно.
Явно не надо «срезать дорогу», особенно если поблизости нет четкого ориентира (горы, реки) который видно или слышно издали — обычно такие «срезания» проводят к потере времени на ориентирование или возврат на прежнее место по причине непроходимости выбранного маршрута.
6. Самое главное — думайте головой. Она дана не только для того, чтобы в нее есть и из нее смотреть. Распространенность Интернета приводит к тому, что почти каждый человек, поискав полчаса информацию (зачастую рекламного характера), начинает мнить себя врачом, военным, юристом, водителем, мастером по рытью колодцев или кем то еще. Разумеется, такие знания бессистемны, отрывочны, и в силу этого, зачастую, опасны.
Поэтому рекомендую только одно, и самое важное — думайте головой! Предвижу недовольные комментарии типа «ничего нового, это азбучные истины». Да, так и есть, но о них почему то и забывают. Я убежден, что основная причина всех бед и трагедий туристов и путешественников заключена в их собственных ошибках и недооценке чего то. Да, бывают аномальные и экстремальные ситуации, которые трудно предугадать. Но в остальном — все уже изучено, описано, проверено до нас. И нечего удивляться жаре и дождю летом, а снегу или морозам зимой.
Природа, окружающий нас мир — он не плохой и не хороший, он такой, какой есть. И стихии нельзя дать денег, ее нельзя разжалобить или запугать, с ней нельзя договориться. Но к встрече с ней можно подготовится. Мы справедливо смеемся над человеком, пришедшим на серьезное мероприятие в клоунском колпаке, рабочим, останавливающим пилу голыми руками, спящим в сугробе алкашом, слепо топающим по минному полю сапером. И все понимают, что если запустить руку в кипяток, то получим ожог, да хороший. Но когда доходит до темы природы, я очень и очень часто замечаю простую концепцию — «надо только купить самое дорогое/дешевое снаряжение и я — ТуристЪ».
И поэтому, на мой сугубо субъективный взгляд, важно не только и не столько умение разжигать 5 видов костров, строить 7 видов снежных убежищ, ориентироваться по подброшенному лаптю, а способность адекватно оценивать происходящее, иметь разумную осторожность и принимать во внимание объективные, а не субъективные факторы.
Вот как то так.
1. Лузера выдаёт снаряжение. Некультяпистое, аляповатое, неуместное. Смысл любого снаряжения только один — исполнять определенные функции. Оно точно не должно подчеркивать имущественное положение человека или ассортимент товаров магазинов его города.
Довольно забавно смотреть на “туриста”, обвешанного как коммивояжёр всякими “тактическими лопатками-топорами”, томагавками (по цене 10 обычных топоров), метровыми мачете, китайскими сувенирными версиями ножа Боуи, астролябиями, НАЗами (с рыболовными крючками и леской в степи), огнивами и прочим хламом. И дело даже не в том, что такой человек смотрится глупо (а обмануть или просто “развести на деньги” петушастого фазана для многих местных — дело чести). Дело в том, что зачастую именно в походе и выясняется, что почти все, тащимое с собой — просто бесполезно, ибо ломается или неудобно, или вообще на фиг не нужно. Тактическая лопата может выкопать только ямку в песке или перерубить прутик. Кроссовочки и шортики, в которых очень хорошо быть на пляже, совершенно не годны для грязного леса с клещами. Чудо-мультитопливная горелка забивается даже пылинкой и требует ремонта в “спецьяльизированном сьервисном цьентре”. Дорогущий томагавк не рубит, но очень травмоопасен, да еще того и гляди слетит с топорища. Чудо-рюкзак с мильоном карманов сгорает в хлам от искры, а при переходе цепляется за каждый куст. Огнивом не поджечь свечу или керосиновый фонарь, а разжечь костер уметь надо. И так далее.
Тут я могу предложить две вещи: Во-первых, собираясь в поход 20 раз спросить себя “а нужен ли мне именно этот предмет? А вот точно он нужен? Не обойтись без него?”. Во-вторых, подвергнуть снаряжение серьёзным испытаниям ДО похода. Уверен — меньшая часть его останется дома, а бОльшая перекочует на свалку или книжную полку. Кроме того, надо понимать, что дорогую вещь есть большой соблазн спереть (актуально, если путешествуете не один или останавливаетесь на больших стоянках).
2.Носите специальную, лучше камуфлированную одежду и обувь. Спортивная одежда, как и просто городская, имеют свое назначение и редко когда удобна для походов. И даже испачкавшись или порвав одежду, Вы будете похожа на туриста, а не на бомжа или бродягу.
3. Не рискуйте понапрасну. Раньше я и сам лазил где попало, забирался туда, откуда потом непонятно было, как слезть, скатывался со склонов. И если Вы не альпинист или экстремальщик, то лишних опасностей лучше избегать. Нет смысла лезть на крутые обрывы и скалы, идти по горным осыпушкам, форсировать реки второпях и непонятно где, лезть в бурелом и болота. Экономия времени и сил от таких действий незначительна, вот риски порвать снаряжение или закончить путешествие в больнице — более существенны.
То же самое качается и «понтов». Да, наверное прикольно залезть перед закатом на высокую скалу, чтобы написать «Я тоби люблю» для ожидающей внизу красивой девушки. И очень важно не отказаться от какой нибудь игры в русскую рулетку в компании пьяных оболдуев, ибо «лохом сочтут». И не менее важно начать покорять крутой и опасный перевал на не предназначенном для этого автомобиле, в непогоду, «чоб слабаком не щщитали». Вот, только, где будет та самая девушка, когда ее крендель свалится со скалы и станет инвалидом (без перспектив и будущего (да, это отечественные реалии)), кто потом будет хоронить труп без головы, и кто полезет доставать беспечного водилу, сбрякавшего в пропасть?
Ну а если решили лезть — нормально экипируйтесь. Я вдоволь повидал людей, «штурмующих» горы в сланцах (и потом не могущих спуститься обратно), лезущих в пещеры и штольни, подсвечивая дорогу телефоном, идущих в клещатник в открытой одежде. К хорошему это не приводило.
4. Думайте о личной безопасности. Далеко не всякий встретившийся человек является Вашим другом. Именно поэтому, прежде чем остановиться на стоянку, заговорить с человеком, остановиться на ночёвку, желательно оценить риски человеческого фактора. Так ли безопасно соседство с пьяными охотниками (которые к вечеру начнут хвастаться оружием и точно пальнут в кусты)? А эти бодрые военные не начнут ли ночью интересоваться, почему это Вы не приняли участие в чеченской кампании 95 года, и почему честь им и их подвигам не отдаете? А эти наглые мажоры не устроят ли рэп-гангста-вечеринку с дракой и поножовщиной? И не заедет ли сюда вечерком бодрый Инспектор Хреннадзора и не поинтересуется ли, отчего это Вы тут костерок развели, испрашивая подношение. Решайте сами.
Мой совет прост — чем меньше Вы заметны — тем лучше. Располагаться на долгий привал или ставить палатку лучше в том месте, где Вы первым заметите “пришельца”. И даже заблудившись не стоит бросаться с вопросами к первому встречному – сначала надо осмотреться, и только поняв, что этот человек внешне безопасен, можно к нему обратиться. Не хочу казаться параноиком, но встреча в глухом лесу с какими нибудь нелегальными лесозаготовщиками или закапывающими труп бандитами может не кончиться хорошо. Особенно для туриста, спрашивающего дорогу.
Кроме того, ставя палатку, желательно подумать и о том, чтобы на неё не наехала случайная машина, например, с пьяным или невнимательным водителем. В опасном месте можно экранировать палатку своим автомобилем или камнями, бревном.
5. Потеряшки.
Мало кто идет в лес или поле, чтобы специально там потеряться. Конечно, если это не Беар Гриллз.
Соответственно, наиболее частый сценарий — это “не знаю, куда идти дальше” или “не знаю, откуда пришел”. Варианты выпадения в незнакомой местности из сбитого самолёта в одних трусах я всерьез не воспринимаю ввиду их редкости.
Здесь могу порекомендовать следующее.
Во-первых, очень хорошо в походе всегда иметь при себе нож и спички. А отправляясь даже в небольшую вылазку захватывать рюкзачок с компасом, плащ-палаткой, водой и небольшим запасом еды. Тогда даже заблудившись, Вы сможете переждать ночь без особых сложностей. И Вам не придется тратить два часа времени на изготовление какого-нибудь убежища, Вы сможете решить при помощи плащ-палатки множество проблем (и от осадков укрыться, и нору сделать, и просто переспать ночь, сделав постель из лапника и завернувшись в брезент). Ту же функцию может выполнить плотная полиэтиленовая пленка.
Во-вторых, не волнуйтесь. Если на улице не морозы и не жаркая пустыня — Вы точно не умрете. Может, заболеете, но врядли умрете.
В-третьих, старайтесь не отходить далеко от лагеря ночью или в непогоду (ливень, туман). Не так давно наблюдал очень густой туман, что ничего не было видно буквально в 10 шагах. А если исходить из того, что пейзажи обычно похожи, в непогоду очень легко потерять ориентир. Да и вообще, делать ночные переходы я очень не рекомендую (если, конечно, не идете по дороге в лунную ночь). Сильно далеко не уйдете, но вот упасть в яму или напороться на сук — это запросто!
В четвертых, и это самое главное — очень желательно в процессе ходьбы посматривать назад, запоминая, как те или иные предметы (тропинка, развилка, камень, сверток с дороги, берег реки, поле или вон то дерево) выглядят с другой стороны. Я искренне не верю в ориентирование по росту мха (растет черте где, часто с юга), по компасу из иголки, по солнцу и часам (там множество поправок и оговорок, которые никто не помнит). Но, вот, посматривать назад и запоминать, откуда пришел, может каждый. Много раз сам убеждался, что с другой стороны пейзаж смотрится совсем по другому!
Еще лучше в процессе движения зарисовывать пройденный пути и ориентиры на бумагу, карандашом. Наша память очень недолговечна, и на оценку тех или иных событий весьма сильно влияет наше состояние — физическое и психическое. Спуск под гору кажется короче, чем он есть на самом деле, а подъем — длиннее; расстояние, проходимое ночью и днем расстояние также оценивается по разному.
Записав маршрут с реперными точками, ориентирами, и зарисовав его в виде схемы потом будет проще идти обратно. Это может выглядеть примерно так: «на перекрестке в виде звезды идем направо, затем по полю около километра, обходим рощицу с сухими деревьями слева, солнце в этот момент светит в правый бок (три часа дня), идем по полю до расщепленного грозой дерева, затем по дороге направо, мимо останков комбайна, через километр спускаемся к реке около остатков моста и идем влево, доходим до поляны с шашлыками и переходим реку вброд, выходим около геодезической вышки, идем по направлению к болоту, обходим его справа, поворачиваем еще правее около буреломного леса, затем идем до большой поляны со следами пожара……». И возвращаясь обратно, или потеряв дорогу, можно обратиться к этой карте, сравнить положение небесных тел, предполагаемых ориентиров, и найти дорогу обратно.
Явно не надо «срезать дорогу», особенно если поблизости нет четкого ориентира (горы, реки) который видно или слышно издали — обычно такие «срезания» проводят к потере времени на ориентирование или возврат на прежнее место по причине непроходимости выбранного маршрута.
6. Самое главное — думайте головой. Она дана не только для того, чтобы в нее есть и из нее смотреть. Распространенность Интернета приводит к тому, что почти каждый человек, поискав полчаса информацию (зачастую рекламного характера), начинает мнить себя врачом, военным, юристом, водителем, мастером по рытью колодцев или кем то еще. Разумеется, такие знания бессистемны, отрывочны, и в силу этого, зачастую, опасны.
Поэтому рекомендую только одно, и самое важное — думайте головой! Предвижу недовольные комментарии типа «ничего нового, это азбучные истины». Да, так и есть, но о них почему то и забывают. Я убежден, что основная причина всех бед и трагедий туристов и путешественников заключена в их собственных ошибках и недооценке чего то. Да, бывают аномальные и экстремальные ситуации, которые трудно предугадать. Но в остальном — все уже изучено, описано, проверено до нас. И нечего удивляться жаре и дождю летом, а снегу или морозам зимой.
Природа, окружающий нас мир — он не плохой и не хороший, он такой, какой есть. И стихии нельзя дать денег, ее нельзя разжалобить или запугать, с ней нельзя договориться. Но к встрече с ней можно подготовится. Мы справедливо смеемся над человеком, пришедшим на серьезное мероприятие в клоунском колпаке, рабочим, останавливающим пилу голыми руками, спящим в сугробе алкашом, слепо топающим по минному полю сапером. И все понимают, что если запустить руку в кипяток, то получим ожог, да хороший. Но когда доходит до темы природы, я очень и очень часто замечаю простую концепцию — «надо только купить самое дорогое/дешевое снаряжение и я — ТуристЪ».
И поэтому, на мой сугубо субъективный взгляд, важно не только и не столько умение разжигать 5 видов костров, строить 7 видов снежных убежищ, ориентироваться по подброшенному лаптю, а способность адекватно оценивать происходящее, иметь разумную осторожность и принимать во внимание объективные, а не субъективные факторы.
Вот как то так.
25 июня 2017, 14:02
+1.77 IgorHunter
— Минск
Всем здравствовать.
Написано просто, доступно, грамотно, без излишней беллетристики и на основании, видимо, и своего и реального опыта других.
Написано просто, доступно, грамотно, без излишней беллетристики и на основании, видимо, и своего и реального опыта других.
- v
- +1
25 июня 2017, 14:14
Чудо-мультитопливная горелка забивается даже пылинкой и требует ремонта в “спецьяльизированном сьервисном цьентре”Мягко говоря бред, даже китайцы более или менее нормально копируют бренды, и я с трудом представляю, ЧТО должно случиться с моей мультитопливкой, чтобы я понёс её в специализированный (а кстати, он вообще есть ?) сервисный центр.
Всё делается на месте из инструмента, который есть в комплекте.
лучше камуфлированную одежду и обувьВот это как раз больше из вредных советов. Деревенские частенько принимают за браконьеров или различного рода силовых структур, а отношение и к тем и другим совсем не айс. А браконьеры со страху принимают за лесников.
Плюс в городе и на постах косятся полицейские, лишний повод к досмотру.
Я бы поспорил на счёт этого пункта, поскольку и в комке ходил и просто в маршрутных костюмах от сплава.
- v
- +3
25 июня 2017, 16:04
ЧТО должно случиться с моей мультитопливкой, чтобы я понёс её в специализированный (а кстати, он вообще есть ?) сервисный центр.Порваться (проколоться, прогореть) топливопровод, накрыться насос. Что-то можно починить в полевых условиях достаточно надёжно, что -то «на раз» и вплоть до последующего схода с маршрута. Но тут много зависит от того, куды лезешь.
25 июня 2017, 16:09
Ну товарищ написал, что от одной пылинки забивается, ладно это опустим.
Насос да, это слабое место у китайцев, но это сревисцентром не лечится, на выброс и покупка такого же на алиэкспресс.
Порваться (проколоться, прогореть) топливопроводЭто как эксплуатировать будешь, но ОЧЕНЬ нада постараться.
Насос да, это слабое место у китайцев, но это сревисцентром не лечится, на выброс и покупка такого же на алиэкспресс.
25 июня 2017, 18:46
У автора просто фраза не очень удачно вышла. Видимо, имелось в виду благоговейное отношение к «сверхнадёжным новинкам из инопланетного сплава» у неопытных ходоков. Без резервирования.
Пережечь топливопровод вполне реально. Пролил при заправкерукожопый неопытный дежурный горючку на оплётку, а потом допустил приближение облитого участка на критическое расстояние к горелке (чисто себе удобнее сделать хотел). Пожалуйста. Это не считая скрытого производственного брака. Всяко бывает. Поэтому резервный вариант и дублирование необходимы. Принцип "-1" ещё никто не отменял. Ну а про засирание горелки пылинкой — как её эксплуатировали и чистили до этого — тут вся ответственность на завхозе, не проверившем и не перебравшем перед выходом.
Пережечь топливопровод вполне реально. Пролил при заправке
25 июня 2017, 16:01
По поводу яркой и камуфляжной одежды сломано много копий, и единого ответа нет. Есть места, где безопаснее, если тебя примут за бомжа, нежели за партизана. А в других местностях, чем меньше ты виден — тем лучше. Выход один — неяркая нейтральная одежда, можно и камуфляж, но не явно военного кроя (у нас много народа в «горках», «цифре» и разных пятнах ходит даже по городу), а под ней что-нибудь яркое, что можно при необходимости выставить напоказ.
- v
- +1
25 июня 2017, 19:22
+35.65 Shredenger
— Горячий Ключ
По хорошему нет альтернативы камке с военторга. Относительно не дорого, достаточно крепко и даже грязная — не наводит уныние. Но все же лично я против этого.
Во первых по уже описанным причинам — могут не за того принять или зря напугать. Хотя тут все от местности зависит все же.
Во вторых не самый очевидный момент — если с человеком что то случится и он рухнет без сознания в камке в кусты — хрен его найдут. Вот лично для меня это стало решающим фактором для запрета детям покупать шмотки в военторге.
Хорошая альтернатива — спец. одежда для строителей и пр. Яркая. Весьма крепкая и даже часто крепче военторговской. Удобные (!) карманы. Просторная и хорошо сидящая. В бытность свою школьником я подрабатывал летом — пас стадо коров в соседнем поселке. А отец — шахтер — спецовки было много. Было прекрасно.
Она есть любых расцветок, кроев. Материалы от простых до несгораемых. Куртки, обувь, шапки, рубашки — там все есть. Просто какой то стереотип есть — нужно одеться в поход — идем в военторг или в магазин охоты и рыбалки. А зря. Альтернатива есть.
Во первых по уже описанным причинам — могут не за того принять или зря напугать. Хотя тут все от местности зависит все же.
Во вторых не самый очевидный момент — если с человеком что то случится и он рухнет без сознания в камке в кусты — хрен его найдут. Вот лично для меня это стало решающим фактором для запрета детям покупать шмотки в военторге.
Хорошая альтернатива — спец. одежда для строителей и пр. Яркая. Весьма крепкая и даже часто крепче военторговской. Удобные (!) карманы. Просторная и хорошо сидящая. В бытность свою школьником я подрабатывал летом — пас стадо коров в соседнем поселке. А отец — шахтер — спецовки было много. Было прекрасно.
Она есть любых расцветок, кроев. Материалы от простых до несгораемых. Куртки, обувь, шапки, рубашки — там все есть. Просто какой то стереотип есть — нужно одеться в поход — идем в военторг или в магазин охоты и рыбалки. А зря. Альтернатива есть.
25 июня 2017, 20:24
Спецовка тоже зачастую шьётся зеленоватых цветов (для наружных работ). Исключение — спец. одежда для цехов. Но она мало применима для леса или степи. И хлипкая — на год на производстве даже ИТРовцу без штопки не хватает. По крайней мере, к нам так возят.
Ну а чего делать коли у нас буреломы и всякие ветки-сучки? В «Спортмастере» дорого и рвётся быстро, в охотмаге — камуфло, в спецодежде — палаточная зеленуха. «Я егослепила одела из того, что было.»
Единственный вариант, приходящий в голову — двухсторонние куртки. Если чем зацепило, переодеть тебя уже некому, но летом в сибирской «зелёнке» даже яркий, но неподвижный предмет хреново видно и с земли, и с воздуха. Да и мусора по лесам навалено — мало кто полезет проверять, «чего это там чёренькое белеется».
У спецовки одна хорошая черта — светоотражатели. Но их можно и на другую одежду нашить. Но в моих краях людей опасаются более, чем прочих опасностей, от них и хоронятся. Не, ярких людей у нас по лесам много не бывает.
Да, в джинсе у нас ещё ходят (именно куртки имею в виду). Но она тоже тёмных расцветок.
Во вторых не самый очевидный момент — если с человеком что то случится и он рухнет без сознания в камке в кусты — хрен его найдут.Согласен. Но тут много зависит от местных нравов. И от традиций. В Западной Европе охотник на оленей в оранжевом жилете — норма. У нас так хрен добудешь дичь, а покупать «под каждый сорт» — это ж скока деньжищ надо?! Останавливаются на нейтральных цветах (особо в ходу суконки, у мажористых — мембрана «лесной» расцветки (не военный камуфляж).
Ну а чего делать коли у нас буреломы и всякие ветки-сучки? В «Спортмастере» дорого и рвётся быстро, в охотмаге — камуфло, в спецодежде — палаточная зеленуха. «Я его
Единственный вариант, приходящий в голову — двухсторонние куртки. Если чем зацепило, переодеть тебя уже некому, но летом в сибирской «зелёнке» даже яркий, но неподвижный предмет хреново видно и с земли, и с воздуха. Да и мусора по лесам навалено — мало кто полезет проверять, «чего это там чёренькое белеется».
У спецовки одна хорошая черта — светоотражатели. Но их можно и на другую одежду нашить. Но в моих краях людей опасаются более, чем прочих опасностей, от них и хоронятся. Не, ярких людей у нас по лесам много не бывает.
Да, в джинсе у нас ещё ходят (именно куртки имею в виду). Но она тоже тёмных расцветок.
25 июня 2017, 22:48
+35.65 Shredenger
— Горячий Ключ
зеленоватых цветовДа не, любая она бывает. Цвета и материала. Просто организации заказывающие ее иногда экономят. У меня куртка пуховик валяется у родителей какой то шараги тунельно строительной — лет 5 уже в ней в лес и во двор. Таскают дрова, копают. Да все делают. Живая, только утеплитель слежался.
В «Спортмастере» дорого и рвётся быстро,ну там тоже есть достойная шмотка. Просто действительно дорого. Если вопрос цены не стоит то можно дальше речь не вести. Тоже самое охота, рыбалка… когда ты сам за себя. Там кмк пофигу что одевать — главное что бы твоим задачам удовлетворять.
А вот если вести речь именно о туризме, о групповом туризме — то тут камка явно не нужна.
У спецовки одна хорошая черта — светоотражатели.кстати да. И часто не до оценивают важность.
25 июня 2017, 20:46
+37.19 MONGOL
— Россия, Крым
Советская спецовка и нынешняя — две разные вещи. Мы из советских в кимоно перешивали. Пару лет трепа почти каждый день держало такое кимоно.
А нынче ничего похожего не видел.
Я энцефалитку однотонную стал носить с определенного времени. И не военка и не как обозник выгляжу.
А нынче ничего похожего не видел.
Я энцефалитку однотонную стал носить с определенного времени. И не военка и не как обозник выгляжу.
25 июня 2017, 17:37
+2.73 trut757
— Рига
НАЗами (с рыболовными крючками и леской в степи), огнивами и прочим хламом.За оскорбленное огниво замолвлю слово. Возможно, некоторые не обратили внимания, что в хлам превращаются, именно, иссякнувшие зажигалки и мокрые спички, в отличие от огнива, которые не иссякают и не размокают, и, если руки не из заднего места, то к использованию готовы всегда. Так что, не надо вводить в заблуждение неокрепшие «души» юных туристов. А то, например, прочтя о костре от одной спички, одну штуку с собой и возьмут)
- v
- +3
25 июня 2017, 18:33
Согласен! Вопрос лишь в умении пользоваться. Приобрёл я в конце концов такую штуку файрмапловскую. Штатная «царапка» — так себе, а вот от клинка стабильно выдаёт вполне серьёзный сноп. Была бы растопка. Как аварийный источник, такое изделие (или «вечная спичка — кому что ближе) на маршруте — достаточно полезная и надёжная штука.
25 июня 2017, 18:07
+31.22 Beaver
— Калининград
— Вот про «не рискуй» согласен… На днях только общался с юной особой, восхотевшей в компании непонятных «туристов» рвануть на Эльбрус. Надеюсь, отговорил… во всяком случае старался.
— Снаряжение подбирали по какой то страничке из Сети...
— Руководитель у них видите ли есть...! Ага! Выезд в конце месяца — и не разу не проверил, кто как собрался… А со слов — до «Приюта одиннадцати» дойти собираются…
— Снаряжение подбирали по какой то страничке из Сети...
— Руководитель у них видите ли есть...! Ага! Выезд в конце месяца — и не разу не проверил, кто как собрался… А со слов — до «Приюта одиннадцати» дойти собираются…
- v
- +2
25 июня 2017, 18:55
+1.42 loup
— Херсон
Любой… инструмент — пол дела. В чьих руках? Разумный минимум, и много полезной информации.
- v
- +1
26 июня 2017, 00:22
+2.53 denisss708
— москва
Про«машина наедет на палатку»)) это гдеж ее надо поставить?)
А снаряжение перед серьезным походом понятно что надо испытывать, никогда б не потащил только купленое изделие далеко, особенно если от него всерьез что то зависит
А снаряжение перед серьезным походом понятно что надо испытывать, никогда б не потащил только купленое изделие далеко, особенно если от него всерьез что то зависит
- v
- 0
26 июня 2017, 08:09
+47.68 PChSPb
— С-Петербург и Лен. обл.
Огнивом …разжечь костер уметь надо… и спичками тоже, да и вообще много надо чего знать и уметь чтобы в поход пойти, и брать надо то, чем умеешь пользоваться
ставя палатку, подумать и о том, чтобы на неё не наехала случайная машина…да, надо подальше от дороги палатку ставить. Лучше всего в лес зайти
… это самое главное — очень желательно в процессе ходьбы посматривать назад, запоминая, как те или иные предметы… выглядят с другой стороны. Я искренне не верю в ориентирование по росту мха, по компасу из иголки, по солнцу и часам. Но, вот, посматривать назад и запоминать, откуда пришел, может каждый.Вы искренне верите, что легко запомнить обратную дорогу постоянно оборачиваясь? Если головой крутить, так вы ещё по пути “туда” заблудитесь, и дорогу назад тоже не запомните
Во-первых, очень хорошо в походе всегда иметь при себе нож и спички. А отправляясь даже в небольшую вылазку захватывать рюкзачок с компасом, плащ-палаткой, водой и небольшим запасом еды.Пожалуй, это самый ценный совет. Вот только вопрос –а кому эти советы предназначены?
- v
- +2
26 июня 2017, 09:59
+42.06 Jurist
— Новосибирск
У автора просто фраза не очень удачно вышла. Видимо, имелось в виду благоговейное отношение к «сверхнадёжным новинкам из инопланетного сплава» у неопытных ходоков. Без резервирования.Так и есть. ИМХО- снаряга должна быть простой. Наверное, в тепличных условиях работает почти все, но, вот, тол ко в нормальном походе таких условий нет. Снаряжение зачастую везут/несут навалом, его роняют на землю и в песок, обливают супом, на рюкзак падают, а сам рюкзак валяется где попало. Разбирают/собирают/заправляют примусы и горелки тоже обычно на земле или ткани (в лучшем случае). Поэтому, чем меньше шлангов, насосиков, перемычек, уплотнений, переходников, регулировок — тем лучше. Свой выбор я остановил на примусе Рекорд (писал об этом раньше). При множестве недостатков (тяжелый. габаритный, не слишком мощный, надо спирт для разогрева горелки) он прост и очень надежен, ни разу не подводил.
За оскорбленное огниво замолвлю слово.Его и не оскорбляю. Хорошее, дорогие огниво, удобное и с закаленным «чиркачом» — это Вещь! Но, вот основная масса китайский поделок-подделок, это есть Хлам. И огниво не заменяет спички, дополняет их.
Про«машина наедет на палатку»)) это гдеж ее надо поставить?)Хоть где. Почти на любой стоянке можно встретить:
— компашку алкашей, которые, посадив за руль самого трезвого, впятером едут за водкой «еще», рассказывая ему, как ехать.
— гонщиков, которые забыли, что они не на трассе (либо настолько безбашенны или уверены в безнаказанности)
— водителей, ехавших 20 часов и у которых слипаются глаза.
— просто невнимательных людей, детей за рулем, тех, кто спит в машине и может случайно что-то нажать (а положить под колеса упоры «стремно, че я лох чо ли?»).
Вы искренне верите, что легко запомнить обратную дорогу постоянно оборачиваясь? Если головой крутить, так вы ещё по пути “туда” заблудитесь, и дорогу назад тоже не запомнитеА постоянно и не надо. Где то достаточно раз в километр, где то — раз в два, а кое где и меньше. Да, это долго и не столь эффектно, но зато найти «вон ту корягу» бывает несравненно легче! И, кстати, вид снизу на гору и сверху вниз ООООчень отличается, и потерять заветную тропинку среди скальных кручей не просто, а очень просто.
- v
- 0
26 июня 2017, 11:16
+2.53 denisss708
— москва
Ну наверное всяко бывает, но я пока не слышал чтоб палатку машина переезжала, и уж тем более сам не сталкивался.
Чтоб лось меня с палаткой не растоптал случайно ставлю в месте где не пройти особо, с машинами пока не сталкивался)
Чтоб лось меня с палаткой не растоптал случайно ставлю в месте где не пройти особо, с машинами пока не сталкивался)
- v
- 0
26 июня 2017, 11:22
+42.06 Jurist
— Новосибирск
И я не слышал, чтоб переехали (впрочем, такие вещи не афишируются). Но в неприятной близости машинки катались. Опять же, быть первым тоже не хочется.
26 июня 2017, 11:56
+2.53 denisss708
— москва
Согласен что всегда лучше подумать и перестраховатся, почти все беды от рас… яйства.
27 июня 2017, 11:23
+0.14 LeSniK_iz_Lesa
— Екатеринбург
«Ну наверное всяко бывает, но я пока не слышал чтоб палатку машина переезжала, и уж тем более сам не сталкивался» — отвечу: однажды в 1,5 метрах от нашей палатки МТЛБ остановился, в нашем направлении. Юнармецы пригнали. В другой раз на берегу озера, где я уже присмотрел место под палатку, обнаружил машину со спящим в ней алкашом- водителем. Машину потом трактором вытаскивали. Пьяный пролетел через весь пляж и улетел в камыши.
29 июня 2017, 20:01
+47.68 PChSPb
— С-Петербург и Лен. обл.
я уже присмотрел место под палатку, обнаружил машину со спящим в ней алкашом- водителем. Пьяный пролетел через весь пляж и улетел в камыши. Машину потом трактором вытаскивали.присматривайте место не на пляже, и
надо подальше от дороги палатку ставить. Лучше всего в лес зайти
02 июля 2017, 23:12
+170.89 onyxpol
— ЯО
Мы ставили не на дороге и не на пляже. Почти в лесу, на опушке… Но стадо коров разбудило утром запинаясь за растяжки... С просони было «весело»...
26 июня 2017, 16:46
+54.31 MRZYKAU
— Кукуево
напороться на сук — это запросто!Да не так уж и запросто. Хотя пару раз бывало такое. Такие знойные были, что просто обессиливали и вместо перехода — отсыпной.))
Сотка стоит собранная — Ред Фокс Одиссей. Тяжелый зараза, а завтра нужно выйти на 2000м, в базовый лагерь. Вернусь, могет расскажу где был.
По теме нормально в целом, но непонятна география. Специфика нашего рельефа диктует много нюансов. Горы дураков не любят.
ид снизу на гору и сверху вниз ООООчень отличается… подтверждаю
- v
- +1
27 июня 2017, 09:56
+42.06 Jurist
— Новосибирск
но непонятна география. Специфика нашего рельефа диктует много нюансов.Я и не пытался написать учебник. Моя география проста — Новосибирская область (леса, поля, море, низЭнькие горы) и Горный Алтай.
Да не так уж и запросто.Ну, вариаций много! И глазиком на веточку, и в яму оступиться и упасть да ноженьку-рученьку сломать, и подскользнуться, и наступить на непрочное основание и упасть вместе с ним, и пораниться об острый мусор. ИМХО, шастанье ночью — это не вариант, если, конечно, не от пожара или убийцы убегать.
12 декабря 2017, 18:03
+150.32 BdfyPf
— Подмосковье
Предлагаю несколько своих советов, замечаний, которые, надеюсь, пригодятся походникам-туристам.
Носите специальную, лучше камуфлированную одежду и обувь.Как то весьма противоречиво. Отчего тогда турьё предпочитает одежду ярких цветов? ))))
Причём автор дальше сам предполагает:
Потеряшки.
Ну и от спецов, в том числе про яркую одежду:
- v
- 0
13 декабря 2017, 11:03
+42.06 Jurist
— Новосибирск
Как то весьма противоречиво. Отчего тогда турьё предпочитает одежду ярких цветов? ))))Вот почему.
Причём автор дальше сам предполагает:
Спортивная одежда, как и просто городская, имеют свое назначение и редко когда удобна для походов. И даже испачкавшись или порвав одежду, Вы будете похожа на туриста, а не на бомжа или бродягу.А еще потому, что не всегда желательно, чтобы Вас было видно и слышно за три километра (не всякий человек — друг (местных раздолбаев-бездельников и всевозможныз правоХоронителей это особенно касется), да и может, вы на охоту пошли). И по моему ИМХО, охотницко-туристическая одежда из натуральных тканей (та же БРЕЗЕНТОВАЯ Горка) гораздо больше приспособлена для походиков, нежели рабочая синтетика или китайские поделки из СпИртмастера. Как минимум, Хебешка не горит.
А в то, что если я заблужусь на горе, для меня через три часа развернется спасательная операция с привлечением авианосцев и 1000000 солдат и добровольцев — извините, не верю. И тем более, в эффективность ее не верю. Ибо, если у меня есть спички-ножик-ракетница-средства связи-бла-бла, то дорогу я и сам найду (а сигнал костром подам). А если я отошел в буран на 10 шагов в чем мама родила и заблудился, то мне глубоко пофиг, кто найдет мой мерзлый трупик — лисица через месяц или грибник через 10 лет.
Комментарии (32)