Передвижение зимой – дело сложное, даже для хорошо подготовленного человека, а для группы, члены которой разных возрастов и физических данных – просто кошмар. Я не имею в виду выходную прогулку или турпоход, а именно переход на ЗКП, в условиях БП. Не беру конкретное БП, только зиму с сопутствующими условиями. Итак, включив сюда все написанное в предыдущих статьях, www.nepropadu.ru/blog/offroad/3275.html www.nepropadu.ru/blog/offroad/3581.html
начну. Возьмем простейшие условия: холодно и иногда ветрено, местность на маршруте различная и относительно знакомая, сам маршрут заранее намечен, время особо не жмет, но не медлим, раненых нет, состав группы от грудничков до стариков; и кроме Вас из города уже валят многие.
Планирование перехода зимой.
Рекомендую в ходе подготовки учитывать следующее:
— состав группы,
— ее возможности и опыт,
— оснащение и масса переносимого имущества;
— обстановку, состояние погоды и времени суток, местность на маршруте
Состав группы. Понятное дело, чем больше слабых, тем медленнее темп и меньше пройденное расстояние. Следовательно, нужно больше привалов, припасов, топлива для обогрева. Чем-то из переносимого имущества, возможно, придется пожертвовать для этого. Также велика вероятность, что кто-то может выйти из строя: заболеть, переохладиться, получить травму. Поэтому стоит предусмотреть: кто в таком случае понесет их снаряжение, а если это невозможно, то, что из него оставить; как и из чего сделать носилки(волокуши и т.п.), кто понесет. Не забудьте распределить людей внутри группы, а именно кто за кем следует и кого контролирует. Дети, старики должны быть в центре и идти по протоптанной тропе, за ними нужен постоянный контроль. Наиболее важное имущество, чтобы его не лишиться по воле случая, должно быть (по возможности) продублировано и распределено на нескольких человек.
Возможности и опыт. Если ни у кого нет опыта зимних переходов, то не стоит планировать в первый день пройти много. Лучше (если обстановка позволит) пройти 10-15% от намеченного, при этом сберечь силы, здоровье, жизнь. Так постепенно втягиваясь, получите мало-мальски опыт, да и если что, то и возвращаться не далеко. Это не лето и даже не осень: под любым кустиком не переночуешь и костерок быстро не разведешь. Любая мелочь зимой, вдали от цивилизации может стать роковой (или привести к этому). Опираться на опыт только одного человека, в полном объеме, не стоит. Иногда люди в подобной ситуации, почувствовав свою значимость, могут допридумывать какие-то моменты, ударяться в амбиции. А это чревато. Вот такая история однажды с нами приключилась: положились на опыт старшего товарища, мол, он самый опытный и в этих местах был часто, ну и пошли следом. Короче, когда одну и ту же лесную речку два раза перешли в одном месте, сделав круг километров в 5-6, засомневались. А тот просто ударился в амбиции, а когда все кончилось, свалил всю ответственность и сделал дураком другого в глазах более старших товарищей. Но спорить с человеком, имеющим определенный опыт, тоже не всегда стоит. Лучше постарайтесь выработать общее, оптимальное решение, но крайнее слово – за старшим группы. Скорость пешего перехода зимой, с грузом снижается. Мы однажды поле по глубокому снегу 1,5 часа преодолевали, несчастных 900 метров, кому скажи, не поверят!
Оснащение и масса переносимого имущества.
Расписывать особо не буду, расскажу простые наработки. В идеале рюкзак не должен выходить за габариты тела, что бы ветер и ветки не мешали движению. Если такого нет, то здорово поможет чехол на рюкзак: защита от осадков, маскировка, да и больше шансов не потерять прикантрованные сверху вещи.
Сам по себе чехол вещь очень полезная. Из него можно соорудить:
— простое укрытие (для ребенка или дров например) сделав каркас из веток;
— спальный мешок, мешок для согревания ног (если набить его пухом или сеном);
— мешок для переноски или сбора (вещей, привязав к нему веревку по принципу вещмешка; снега, лапника, овощей и т.п.);
— емкость для хранения воды по принципу резервуара (выкопать яму, поместить в нее чехол и залить водой);
— волокуши для транспортировки небольших грузов, раненых и т.п.
В рюкзаке все, что бьется или боится холода – внутрь, завернув в вещи. Все, что снаружи металлическое, (во избежание неприятностей при контакте с кожей на морозе) покрасить несколькими слоями краски, или зачехлить, обмотать материей. На лыжные палки, например можно намотать веревку (стропу) по всей длине. И руки защитит и веревка всегда под рукой. Оружие можно покрыть бинтами, тут и маскировка, и пачкается меньше, и ветошь для чистки долго искать не надо.
По поводу одежды, хочу сказать следующее: если нети полного комплекта из дышащего материала (от белья до куртки), то к ее подбору, для движения подходить лучше основательно и индивидуально для каждого. Самое неприятное в зимнем переходе, то, что потеешь, даже в сильный мороз. Чем это чревато знают все. Идти лучше слабо одетым (до разумного предела), одеваясь теплее на привалах. Я лично хожу так: под белый «сплавовский» маскхалатик одеваю хебешный тонкий гольф, легкие шерстяные или байковые кальсоны (рейтузы), шапочка или лыжная маска, тонкие рабочие перчатки.
Пока двигаюсь, то греюсь движением. На привале накидываю на себя куртку (а лучше – самодельное пончо из флиса), более теплые перчатки, шапку. Главное, если вспотел, никогда не раздевайся (особенно на ветру) и не снимай головной убор. Если утомился от движения и сбил дыхание, отдышаться лучше дыша в перчатку. Так не схватишь ангину или пневмонию. Ни куда не садись, без защиты 5 точки: стели под зад коврик, «седло», кусок материи. Если ничего подобного нет, садись на рюкзак, со стороны подвесной системы (которую при первой возможности просушивай). Соответственно то на чем сидеть и чем утепляться на остановках, держи поближе (например, повесь на рюкзак в легкодоступном месте, лучше прихватив их грузовой или парашютной резинкой.
Стоит обратить внимание на обувь. Если нет зимней специально предназначенной для ходьбы, готовь к маршу то, что есть. Кожаную обувь пропитай пару раз водоотталкивающим средством; сшей (или заранее купи) гамаши.
Вещь хорошая, мы когда-то делали их из шинельной ткани, как на верхнюю часть ступни, так и на подошву (если скользкая) отдельным съемным кусочком на резинке. Жалко не сохранилось, а то бы поместил фото. Еще такой способ: большой прочный вязаный носок, прямо поверх обуви. Не так скользит на льду, теплее. Один раз пробовал, когда случилось следующее: костровой в свою смену уснул у костра и половина ботинок в группе сильно ссохлись, почти все носки сгорели, короче беда. Поворчали, а топать надо. Кое-как увлажнили, разносили, а носки теплые (не вязанные) с ногой внутрь не влезают. В общем, родилась идея надеть поверх ботинок вязанный (у кого сгорели – «разорили» виновника, или сделали обмотки из подручных кусков ткани, даже бинтов) и вперед! К концу первых суток у некоторых носки на подошве истерлись и их прихватывали бинтами (скотч скользит, быстро рвется). И носки стали как гамаши. Честно говоря, многие такой случайной импровизацией остались довольны. Еще по поводу обуви: не стоит на привале, если времени не так много греть (сушить) ноги в ботинках у огня. Высушить не успеешь, а нагретая обувь моментом промокнет от снега и станет еще хуже. Лучше просушить (заменить) носки и стельки. Если обувь сильно промокла, то есть смысл сделать привал на несколько часов для полной просушки. Только дай ей потом остыть. Перед движением, если есть большая вероятность снова быстро промокнуть (оттепель, слякоть и т.п.), принимай все меры для защиты: чулки озк, пакеты, гамаши.
Для защиты от снежной слепоты, ветра и пурги, иметь защитные очки обязательно.
Специальные очки довольно дорогие, а некоторые кроме этого еще массивные и тяжелые. Тут выручат простые строительные или рабочие. Как для бассейна думаю тоже сойдут. Сами очки лучше носить на резинке поверх головного убора, чтобы в случае чего можно было их быстро снять.
Обстановка, состояние погоды и времени суток, местность на маршруте.
Если нежелательны встречи с другими людьми, выбирай маршрут вне дорог, в стороне от населенных пунктов.
Если морозы или вьюга – лучше двигаться по лесу. И дрова, и защита от ветра. Тут же ночью меньше шансов быть замеченным, если пользуешься фонарями. Но больше шансов заблудиться. Поэтому по возможности двигайся по или вдоль лесных дорог, просек, троп.
Есть возможность идти по нормальной дороге, иди. Есть возможность подъехать, езжай. Есть возможность отсидеться в мороз, пургу, отсидись. Места привалов планируй заранее и более тщательно. Хороши (если нет возможности пересидеть в доме) следующие места. Заброшенные строения (коровники, пилорамы, вышки танкодромов и полигонов) В них всегда можно найти дрова, простейшую мебель, бумагу.
Будьте осторожны с костром: вытяжка необходима хорошая, что бы не угореть от дыма. А в коровниках, если пол из пеноблоков (как пемза), то если он мокрый, от костра при нагревании может взорваться. Существует опасность на коротком расстоянии получить ранение острыми камнями.
Думаю, многие городские бродяги, не полезут в них, а скорее всего они предпочтут пионерские лагеря и дома отдыха, поселки и т.п. Если вне строений, то ищи места, где есть густые заросли молодого ельника.
Это и защита от ветра, и естественный отражатель для костра, и маскировка, и лапник для укрытия и подстилки. Только не разводите, без подготовки костер под деревьями, на чьих ветвях лежит снег.
От температуры снег или начнет капать на голову или вообще обвалится, затушив костер. Поэтому необходимо с ближайших веток его сначала сбить, а затем уже все остальное.
Средства передвижения. Движение по снегу тяжело и утомительно. Как сделать это более эффективно. Лыжи – если нет опыта или вообще не умеешь, лучше вообще на них не становиться.
Только измучаешься. Длительный переход в группе по пересеченной местности, это не воскресная прогулка в парке. Но в группе они не помешают хотя бы на 2-3 человек, из тех, кто неплохо на них ходит. Подобных товарищей лучше использовать в подвижном охранении и проделке проходов. Все же идти по лыжне значительно легче, чем просто по снегу. Есть такой вариант: данные несколько человек выдвигаются вперед, на планируемое место привала (ночевки), а остальные пока двигаются туда же. Там часть остается готовить костер и укрытие, а часть уже без груза возвращается налегке обратно, чтобы разгрузить (или забрать рюкзаки) остальную группу. Можно назвать это челночным способом. Он здорово себя оправдывает, если в компании есть ослабленные или масса груза всей группы велика. Большой плюс в том, что пришли, а все уже готово. Минус – разбивание группы и повышенные нагрузки на «лыжников», поэтому отдых и питание данной категории должны быть соответствующие. Вообще при помощи лыж можно даже в чистом поле соорудить заслон от ветра;
можно скрепить их вместе и использовать, сани-волокуши; даже пустить на дрова, если припечет.
Снегоступы – вещь хорошая, но ходить в них, лично мне, тяжковато.
По мне лучше своеобразные гибриды лыж и снегоступов – мини лыжи.
Санки — волокуши, вот на них я хочу остановиться отдельно.
Когда я открыл их для себя, то был невероятно счастлив: 90% всех неудобств, связанных с переноской грузов зимой, отпало. Огромная разница: или нести груз в рюкзаке (проваливаясь от массы в снег, изнывать от боли в плечах и спине, падать придавленным сверху вещами, или не дай бог рухнуть в воду, проломив лед на речке или канале), или двигаться налегке, волоча за собой, без особых усилий тот же груз в санях на веревке.
Если брать соотношение транспортируемого груза, то на санях-волокушах (при нормальном, не мокром снеге) можно утянуть в 1,5 раза больше, чем пронести на плечах. Выбирать я рекомендую, не салазки (малый объем, низкая устойчивость, тяжело тянуть при малом или глубоком снеге),
а пластиковые санки-ледянки, как для спуска с горки.
И по возможности круглые.
Они более устойчивые от переворачивания и их легче тянуть за собой. Пластик, конечно при сильном морозе может треснуть от удара, но Вы ведь ими не сваи забивать будете! Значит так: кладем рюкзак (груз) в санки лямками вверх, привязываем его, так чтобы можно было быстро развязать и иметь доступ к самым необходимым вещам (лучше автомобильными или парашютными резинками). При этом сами лямки должны быть свободными, чтобы всю эту конструкцию можно было при надобности закинуть за спину. Поверх всего чехол от рюкзака. Веревку (репшнур) длинной 2-3 м и вперед! Веревка лучше яркого цвета, прочная, способная без рывков выдержать Ваш вес с грузом (на обрывчике высотой 2-2,5м однажды спускались так: заводили санки за дерево и используя их в качестве упора-противовеса, спускались по репшнуру. Первый спустился, второй страхующий (держащий санки) наверху подтянул к себе шнур и спустил по нему груз, затем все повторялось по очереди. Крайний опустил по веревке все вещи, и сам спустился по ней. Времени ушло не много, хотя, если просто привязали бы веревку к дереву, то было бы быстрее. Но время не поджимало, а опробовать данный способ очень хотелось. Единственное: веревку при спуске перевязывали к рюкзаку, т.к. при сильном натяжении пластик санок мог или порвать веревку, или сломаться сам). Пока есть возможность, то тянем все за собой, если дальше двигаться таким образом не возможно или трудно, то просто одеваем все на себя и двигаем дальше. С круглыми санками смотришься сзади, как черепашка ниндзя. Есть такой вариант: на санки (поверх рюкзака) садишь ребенка, пропускаешь его ноги в лямки, чтобы не свалился и тянешь. Если ребенок совсем маленький, думаю можно было положить его в люльку, утеплить и пристегнуть к рюкзаку лямками крест-накрест. На привале (даже на открытой местности) из санок и рюкзаков можно соорудить укрытие-заслон от ветра, отражатель для костра, дверь для снежной норы. Санки можно еще использовать как стол, место для сиденья, ими можно рыть и разгребать снег, использовать как носилки, даже как щит при схватке с мародерами и дикими зверями.
Волокуши очень экономят силы. Особенно на спусках: порой мы просто садились сверху и съезжали вниз, А однажды целый километр преодолели став коленом на конструкцию и скользили вперед, отталкиваясь другой ногой. Правда, на дороге с хорошим уклоном, но все же…
Продолжение следует…
Газосиликат не взрывается-на стройке газосиликата кусок ложили в костёр бочку после того как он разогреется и дрова прогорят мы поливали его маслом для опалубки поддерживая горение-вместо дров, лопаются трубы из материала похожего на ЦСП(цементностружечная плита)или даже ближе шифер забыл как называется:( +
Поправь ссылки, они вместо предыдущих статей ведут на 26 и 45 страницы вкладки «Хорошее».
За статьи спасибо! (Т+)
На первый взгляд все очень толково написано.
Эти 2 пока не читал, времени счас нету, но завтра прочитаю обязательно.
Предыдущая статья очень понравилась, советы действительно дельные, и способ подачи отличный.
+ от меня
недавно у друга потестил вот такую ледянку.
Очень порадовала. И за рукоятки привязывать груз весьма удобно. И скользит отменно. Да и размеры не маленькие.
Обратите внимание на фотографию с черной волокушей, на которой ледобур лежит. Тяги на фотографии перекрещиваются не случайно. Если они закреплены на поясе везущего, то это существенно улучшает управляемость волокуши на поворотах. В наших краях такие волокуши нескольких типоразмеров продаются во всех рыболовно-охотничьих магазинах.
такие санки очень тяжело тащить по глубокому снегу с рюкзаком 30кг. Практически так же тяжело как нести рюкзак на спине. Предполагаю что пластиковые санки-ледянки круглые будут эффективнее.
На глубоком снегу любая волокуша теряет все преимущества. При движении в группе существует несколько тактик прокладывания лыжни, а волокуши тащит не каждый:)
Очень доходчиво и толково. На счёт волокуш поддерживаю-вещь очень упрощающая
жизнь, только на магком снегу всёж тяжеловато её тащить. На снегоступах в лесу
удобней гонять, чем на лыжах, только их нужно с большим запасом по весу выби-
рать чтоб на свежем рыхлом снеге не проваливаться.
Данная статья больше напоминает советы по зимнему туризму.
Доходчиво и толково но, не имеет особой ценности при БП и ЧС.В 90% случаев вы не сможете добратся до своего снарежения и врятли у вас будет время переодется и экипироватся.
Комментарии (11)