Вне дорог: Как грамотно подготовить внедорожник.

  • Автор: No13
  • Опубликовано: 10 октября 2012, 14:36
  • Купил внедорожник в салоне и думаешь, что пролезешь по любой грязи? Да нифига! Чтобы пролезть там, куда даже трактор не доберется необходимо грамотно подготовить машину, а как это сделать — посмотрите внутри поста.

    Правило №1: стоковый внедорожник — для поездок на дачу!
    Начало

    Итак, ты купили себе джип! И уже съездил на нем куда–то на рыбалку или по грибы, посадил машину в ураловской колее или просто вязкой глине на мосты (если они есть) и беспомощно крутишь полностью замыленными глиной колесами. После прогулялся за 15–20 км до ближайшей деревни за трактором (не дальше, дальше от деревни на стоковом внедорожнике обычно и не уедешь). Если тебе повезло, и ты живешь вблизи дикой природы, то в процессе этого похода особенно запоминающимся будет попадающееся под ноги медвежье дерьмо, и последующее вздрагивание от каждого треска валежника из лесу. Эвакуировал машинку, попутно оторвав на ней бампера, пластиковую защиту брюха, и понял, что так жить дальше нельзя! Не в том смысле, что качал я трубу вашей этой дикой природы, а совсем наоборот, на дикую природу страсть как хочется, а вот бегать за трактором уже нет! 

    Общее о подготовке, спорт или турзим 

    Общее о подготовке, спорт или турзим Тут у нас есть два пути, в основном, все любители закопаться в грязь, делятся на две большие категории, спортсмены и туристы. На самом деле есть много различных подвидов и мутаций, есть и те, кто пытаются совмещать, но остановимся на основных. Принципы подготовки под эти времяпровождения принципиально разные, т.к. и задачи разные.
    В спорте нужно проехать какой–то короткий грязевой участок полной жести, где болотная вода уже в машине будет по грудь, продираться сквозь мелкий подлесок напролом, по твердой поверхности передвигаться практически не нужно, к месту соревнований машину доставляют обычно на жесткой сцепке или вообще на прицепе. Везти с собой ни провизию, ни запчасти, кроме самых основных не надо, спать в машине также не нужно. На самом деле, запчасти и еду надо, но не в той машине, на которой выступаешь, а на той, которая стоит в лагере — техничке. Поэтому для спорта строятся абсолютно некомфортные машины, в которых по асфальту больше 100 км проехать — страшная мука! Но зато в грязи они показывают чудеса проходимости!

    Для туризма подход другой, чтобы добраться непосредственно до цели путешествия, где нас ждут дикие красоты, от вида которых хочется восторженно ругаться матом, и непроходимые для пузотерок дороги, частенько нужно сначала проехать по нашей необъятной родине 3–5–7 тысяч километров асфальта, спать в машине (ну можно и не в машине, но в машине удобнее по ряду причин, об этом ниже), везти с собой провизии на месяц, достаточно весомую кучку запчастей и инструмента. Даже новая машина под нагрузками имеет свойство ломаться, а запчасти — см. выше про сотни километров до ближайшей деревни, где запчасти бывают только для УАЗа в лучшем случае, ну и в целом, машина должна быть надежной и достаточно комфортной! Даже если лебедиться придется в два раза чаще.

    Фото
     трофи сломался, потерял очки, расстроился, тебя эвакуировали до лагеря, сидишь и квасишь, если починить в разумные сроки невозможно, либо же быстренько пытается починиться, и отыграться на следующих этапах. В туризме, когда ты далеко от цивилизации, непредвиденная поломка способна в лучшем случае сдвинуть время возвращения домой и получение втыка от начальства за невыход на работу, а в худшем и продукты могут кончиться, и вода питьевая, в общем, до такого лучше не доводить.


    Правило №2: для спорта — проходимость, для туризма — надежность и комфорт! 

    Выбор машины

    Тут я сделаю небольшое отступление, в нашей вымышленной истории, где все совпадения случайны, мы джип уже купили, и начали строить из того что было. И это, в принципе, правильно, потому что главное правило туриста (ах да, совсем забыл сказать, далее я буду писать про подготовку внедорожника под туризм, т.к. сам увлекаюсь именно им, и в спорт лезть со своим уставом не хочу, пусть спортсмены сами что–нибудь награфоманят), так вот, главное правило туриста — путешествуй на том, что у тебя есть! Есть очень много интересных маршрутов, которые вполне доступны даже легковой машине, 90% интересных мест доступны любому паркетнику. 

    Но хоть мы и не спортсмены, все равно, к самой дикой природе (а чем труднее добраться туда, тем более природа нетронута) в качестве цели также прибавляется и легкое или не очень желание зарыться в грязь и потом героически из нее выбраться, что для некоторых составляет даже большую часть фана. Так вот, допустим, джипа у тебя еще нет, но очень хочется, или же был какой–то паркет, поездил на нем и понял, что дальше так жить нельзя, но мудро решил, что мертвому припарки не ставят, и задумал машину поменять. Что покупать? Вопрос, родивший множество флудоветок по всему миру. Так что напишу сухую выжимку моего нескромного мнения: машина должна быть мостовой и впереди и сзади, обязательно блокировка межосевого дифференциала, очень желательна принудительная межколесная блокировка хотя бы задней оси, полноразмерный однообъемник (пикапы и коротыши в сад), дизельная с механическим ТНВД, тойота или ниссан. Под этот пункт подходят не так и много автомобилей: Toyota Land Cruiser 80, 105, 76, 78; Nissan Patrol Y61 с двигателем TD42. Если рассматривать новые машины, тогда список сужается до TLC 76, 78 и Патруля. Это не значит, что на всех других ездить нельзя, это значит, что на этих машинах ездить оптимально! 

    Правило №3: покупай правильную машину!

    Вот они, красавцы:




    Колеса

    Наконец, от общих теорий мы переходим к практической части. Что же нужно делать в самую первую очередь? В первую очередь, колеса! Зубастые, крепкие и большие покрышки класса mud terrain. Хотя снова, все индивидуально. Если задача кататься по асфальту, грейдеру и немного по грунтовкам, тогда вполне себе хватит умеренных all terrain, ну на крайний случай комплект легких цепей возить с собой, если после затяжных дождей попали на какой–то глинистый участок, и вы точно знаете, что через какое–то обозримое время будет не еще большая задница, а совсем наоборот. Если задача ездить по лесовозным дорогам, да после хороших дождей, тогда чем злее резина, тем лучше, ставят даже вот такую:

    Вопрос только, как на таком по асфальту ездить? Ответ — никак, ну или медленно и очень печально. Поэтому снова пытаемся найти компромисс, и поставить универсальную резину, чтобы и на асфальте позвоночник не высыпался в трусы, и в грязи не быть совсем уж беспомощным.

    Правило №4: слишком злая резина для асфальта не годится!

    Какой выбрать размер? Все зависит от машины. Производители не дураки, и у каждого авто запас прочности соответствует весу самой машины и нагрузкам на трансмиссию. Можно поставить на Suzuki Jimny колеса 35 дюймов и превратить его в болотоход, вот только рвать полуоси он будет с завидной периодичностью, что в туризме неприемлемо. Поэтому везде ищем баланс, как правило, он находится чуть ниже, чем действительно появляется хорошая проходимость. Смайл. Для тяжелой машины типа TLC или Патруля это 35”, для более легких типа Toyota Hilux, Prado, Fortuner; MMC Pajero Sport это 33”, для малышей Suzuki и 31” достаточно. Понятно, что сдуру можно и МПХ сломать, но если техника в порядке и пилот не идиот, то эти размеры позволяют ехать и не испытывать никаких ВНЕЗАПНО!

    Еще важный момент про колеса, который называется «не майся дурью!» Частенько человек не смотря на все советы, покупает сначала мудовую резину в стоковом размере, машина начинает ехать, конечно, лучше, но все равно далеко не так, как хочется. Затем покупает колеса побольше, но не рекомендуемого выше размера, машинка идет уже достаточно хорошо, но все–таки там, где все коллеги проехали сами, ты разматываешь лебедку. Наконец, ты созреваешь для правильных для твоего автомобиля колес и радуешься жизни. И печалишься тому факту, что купил за год–полтора три комплекта колес, два из них продал с хорошим дисконтом, да еще и диски то тоже, для каждого размера резины нужны свои, так что, потратив как минимум двойной бюджет, пришел в итоге к тому, что тебе сразу говорили сделать умные люди. К бюджету надо будет прибавить еще и разный лифт, один из которых будет не нужен, об этом чуть позже.

    Правило №5: не пытайся перехитрить законы физики, ставь сразу оптимальный размер колёс!


    Я не буду писать про конкретные марки резины, т.к. это флуд похуже выбора самого внедорожника и ситуация на рынке меняется, но главное от чего следует отталкиваться, читать отзывы про износ резины, с виду одинаковые колеса могут сточиться одни за сезон, другие за три, и возможность покупки такого же колеса в случае неремонтопригодного повреждения. Отличные, но редкие колеса отлично служат до тех пор, пока не придется купить одно вместо испорченного. И да! Не жлобите, покупайте сразу 5 колес, никаких лысых шоссейных колес на запаске! Ладно, напишу все же про марки, если не знаешь совсем, что же купить, покупай BFGoodrich, что MT, что AT, эта резиная является крепким универсальным середнячком по всем показателям (кроме цены) и достаточно популярная, чтобы всегда найти замену.

    Подвеска 

    Чтобы вкатить такие увеличенные колеса, и они не задевали за кузов автомобиля, подвеску автомобиля необходимо переделать. Это называется Lift, и производное слово по–русски: «лифтануть».

    Вариант первый, который как раз лифтом и не является, порезать эти самые мешающие участки кузова, в основном арки. Плюсы этого решения, артикуляция и положение всех элементов подвески остается в заводском исполнении, машина отлично управляется. Минус номер один, самый очевидный, продать такую машинку потом будет, ну практически, невозможно, по крайней мере, по адекватной цене. Минус номер два, агрегаты и кузов поднимутся повыше, за счет больших колес, но все равно будут недостаточно высоко, и хотя просвет меряют по нижней точке моста, поверхность — не всегда прямая колея, и получить каким–нибудь валуном по топливному баку не только неприятно, но и опасно. 

    Второй вариант, bodylift, приподнять на проставках кузов над рамой. Тут я передаю привет всем тем, кто выбрал неправильную машину, имеет спереди торсионы вместо пружин, и в принципе слабую артикуляцию передней подвески, и которым кроме бодилифта ничего другого не остается. Лично я считаю такой способ достаточно вредным, т.к. появляются лишние степени свободы между кузовом и рамой, кузов начинает крутить, рвать точки крепления. В общем — БЛЗ, что расшифровывается как правило №6: бодилифт — зло! Кстати, агрегаты тут тоже остаются низко, т.к. крепятся к раме, а не к кузову.

    Правило №7: Tough Dog рулит!

    Третий вариант, самый годный, лифтовка автомобиля с помощью увеличенных и усиленных пружин (или рессор), а также удлиненных и усиленных амортизаторов. Снова выскажу свое истинное мнение, которое как водится, хрен оспоришь, есть продукция фирмы Tough Dog, есть все остальные. Нужен качественный и надежный лифт, покупайте его, только подберите по каталогу нужные длины и нужную жесткость в зависимости от планируемой дополнительной нагрузки (помните, да? запас еды на месяц, запчастей на пол машины?). При лифтовании мостовой машины нужно не забывать, что передний мост принимает неверное положение относительно горизонтали, теряет кастор. Поэтому необходимо его вернуть с помощью кастор–кита (это такие сайлентблоки со смещенным центром), или кастор–плат (дополнительные железки в месте крепления моста к рычагам), или дроп–боксов (дополнительные железки в месте крепления рычага к кузову). Тут единого мнения нет, у меня сейчас стоит кастор–кит, но он уже в предсмертном состоянии и я планирую вместо него поставить дроп–бокс. Также во время лифта нужно не забыть удлинить тормозные шланги и переварить или поменять на регулируемые тяги панара. При бодилифте нужно еще иногда переделывать рычаги раздатки и КПП, удлинять различную проводку, заливную горловину топливного бака, зло оно такое зло!

    Лебёдка

    На чем остановился наш вымышленный герой? Ах да, едем мы уже на лифтованном внедорожнике, сидим высоко, колесами гудим громко, по грязи прём уверенно, с умилением смотрим сверху на стоковые джипы. От деревни забираемся уже за сотню километров и тут бабах, как рулем ни крути, как штурману разведку не проводи, рано или поздно все равно свалишься в колею, провалишься в промоину, подломится мостик через ручей или чего и похуже случится. И вот тут понимаешь, что за трактором уже не дойти, а копать тут придется пару деньков, чтобы вылезти. 

    Ну да, история все же у нас вымысел, потому что в одну машину, да без лебедки, да за сотню километров от ближайшей деревни по жестким ебеням — ну только полные психи поедут, так что это всего лишь небольшая гипербола, плавно подводящая нас к правилу №8: лебедка — обязательна! Можно сколько угодно дискутировать на эту тему, но мое мнение однозначное, нет лебедки — катайся по асфальту! Если идешь в колонне, где у всех лебеки, а у тебя нет, то тебя не бросят, но удовольствия от постоянного тягания чужой машины точно люди не получат.


    Следующий вопрос, какая? Есть китай, есть фирмовый китай–тайвань (в два раза дороже), есть брендовые поделки (еще в пару раз дороже). Китай очень непредсказуем, иногда попадаются очень неплохие экземпляры, иногда с силуминовыми редукторами, для одиночных поездок не годится! Фирма достаточно дорогая, так что мой выбор за крепкими середнячками, а конкретно за Come Up. У меня их стоит две, и спереди и сзади, и тут у нас снова дилемма. Одна лебедка: меньший вес, меньшая стоимость, меньше проблем с установкой (задняя, как правило, ставится нетривиально). Две лебедки: выше надежность, умерла одна, вторая работает, умерло две, из двух собрал одну; лишние 30 метров троса, которых всегда не хватает, сколько удлинителей не бери; возможность эвакуации назад, иногда это бесценно! Был случай в нашей деревне, оборвал я при переправе через реку трос задней лебедки (страховал позади идущую машину), хотел прикрепить на место, да как–то поленился. И тут же через несколько километров рюхнулся поперек колеи, мордой упершись в огромную сосну. Тянуть можно только назад. Была бы задняя лебедка в строю, вопрос на пять минут. А так вытаскивали 3 часа, пока смогли позади идущую машину выставить на нужную траекторию и через блок вытянуть мою. Так что если ездим всегда в компании и позади есть кто–то, кто подтянет тебя своей лебедкой, одной хватает. Если путешествуешь в одного, дополнительная задняя лебедка строго рекомендуется!

    Кевлар или металл


    Трос для лебедки может быть металлическим, а может синтетическим (кевлар). Есть какая–то сложная байка про то, что в некоторых случаях металл лучше чем кевлар, потому что он, мол, не намокнет и потом не замерзнет при около минусовых температурах, когда то холодно, то тепло. Я могу только сказать, что если вы собрались именно в такую погоду куда–то ехать, ну может да, стоит и задуматься. Но на моей практике скорее металлический трос сломает вам лебедку, что было уже не раз, чем вы свой кевлар обледенеете на столько, что пользоваться им будет невозможно. Металл: нужно следить за намоткой, жесткий, трудно обращаться, легко поранить руку, тяжелый, в случае обрыва способен отрубить руку или даже ногу! Или как минимум нанести серьезные травмы. Поэтому правило №9: никакого металла, только кевлар!

    Тросы, шаклы, удлинители



    Эти вещи стоило написать пунктом номер ноль, т.к. это важнее и колес, и лебедки и всего остального, даже если вы ездите на легковушке изредка на дачу, это нужно иметь в каждой машине! Перво–наперво, буксировочные проушины спереди и сзади. На джипе по паре, с каждой стороны машины. Казалось бы, очевидные вещи, но был случай в нашей деревне, когда внезапно на середине маршрута выяснилось, что у одного из автомобилей спереди в принципе не за что прицепить трос! Не следует использовать рым болты в этом качестве, они не предназначены для рывковых нагрузок такой силы.

    Затем нормальный трос! Не то китайское барахло, что продается в наших автомагазинах, а хороший динамический трос без крюков на концах, купленный в специализированном магазине! Покупайте трос согласно массе авто, дергать тяжелый трехтонный внедорожник шести тонным тросом опасно, и наоборот, для двух нив, дергающих друг друга 18–ти тонником такой трос работать как динамика почти не будет. При правильном навыке использования динамического троса можно выдернуть в два раза более тяжелую машину из полной задницы!



    Правило №11: правильный динамический трос выдернет и Мюнхгаузена из болота!
    Цепляется такой трос к проушинам с помощью шаклов, строго рекомендуются омегообразные шаклы, ну и не экономьте в мелочах, купленный шакл с гайкой, вместо резьбы на самом шакле, доставит вам много веселых минут, когда вы эту гайку утопите в луже. После того как затянули шакл, ослабьте на пол витка, иначе после рывка вы его руками не открутите.

    Правило №10: без крепких буксировочных проушин сиди дома!

    Удлинители нужны, когда выдергивающая вас машина не может подъехать на расстояние рывка динамическим тросом, ну или с помощью него же можно нарастить трос лебедки до ближайшего дерева. Удлинители делаются наоборот, не динамическими, т.к. растяжение им ни к чему. Состоятельные путешественники могут себе позволить кевларовые удлинители, остальные делают из обычных строп. 

    Шноркель, водная подготовка

    Раз уже мы ездим по всяким диким местам, где кроме таких же больных, да охотников, мало кто появляется, то рассчитывать, что через каждую реку будет мост, не приходится. Совсем наоборот, рассчитывать нужно на то, что мостов вообще не будет, а если вдруг и наткнешься, то приятный сюрприз. А ехать то как–то надо, поэтому едем, как завещал нам великий Грека, через реку! При твердом каменистом дне и не слишком быстром течении тяжелый внедорожник класса TLC или Патруль способен преодолевать брод до полутора метров в пике. Даже после нашего большого лифта это находится на уровне ~20 сантиметров выше капота. Тут я снова передаю привет тем, кто выбрал неправильную машину! Бензинки, дизеля с электронным впрыском, а также различного рода электронные блоки управления коробкой, зажиганием, ТНВД и другими необходимыми для функционирования автомобиля узлами не любят купаться в воде! Очень не любят. Правильный кондовый дизель способен работать под водой не испытывая ни малейшего чувства дискомфорта! Однако, мы уже на 20 сантиметров ниже уровня воды в верхней точке капота, а на воде вместо воздуха, не способен работать даже двигатель камаза, вот тут нам на помощь приходит шноркель!

    По сути это такая загнутая труба, которая через дырку в крыле заходит в банку воздушного фильтра, а затем идет вдоль капота и стойки лобового стекла и на уровне крыши заканчивается. Все это герметизируется на стыках, и как результат, двигатель берет воздух для работы на уровне крыши автомобиля, а не на уровне капота, что существенно снижает вероятность получения гидроудара, практически до нуля. Также необходимо вывести на уровень крыши сапуны мостов, коробки, раздатки, т.к. иначе вода при попадании внутрь не убьёт их мгновенно, но ехать потом долго на смеси масла и воды нельзя будет. Для правильного дизеля на этом все, водная подготовка закончена. Для бензинок еще нужно герметизировать систему зажигания, а для современных, напичканных электроникой автомобилей, также как–то герметизировать, переносить блоки в более сухие и высокие места, в общем, геморроиться по–полной.


    Правило №12: не зная брода не суйся в воду!

    Правило №12: не зная брода не суйся в воду! Силовой обвес


    Тоонкий вопрос, по причине того, что очень уж в головах у всех засели эти рекламные фотографии, где что ни джип, то огромный и тяжеленный ARB бампер с кенгурином, такой же здоровый и тяжелый с парой калиток под запаску и канистры сзади, и для полного комплекта пороги и защита из труб для передних крыльев. Под действием этого стереотипа люди частенько вообще начинают с бамперов, а потом только думают о тех вещах, которые действительно нужны. Что дают такие бампера на практике: можно ехать через мелкий подлесок на скорости, можно упереться в дерево при лебежении или на стоянке, можно за такой бампер хайджеком поднять машину из колеи, не треснет, если провалишься в яму по самый кузов. Другая сторона: вес, вес и еще раз вес. С весом нужно бороться постоянно, иногда достаточно выйти одному человеку из машины, чтобы она выбралась из засады, а тут добровольное постоянно таскание на себе лишней сотни, как минимум, килограмм. Так что мое мнение, силовые бампера в сад! Оставить только силовые подножки, которые при минимальном утяжелении решают сразу и задачи хайджеченья, и удобства залезания в машину и на верхний багажник, и защищают пороги от повреждения. А то, что обычный бампер обязывает ездить более аккуратно, так это только в плюс! Ну и такой факт: из всех людей, кого я знаю, у кого были силовые обвесы на автомобилях, при смене авто на новый силовые бампера не поставил ни один! У меня у самого сейчас бампера силовые есть, достались в наследство и также по незнанию, но на следующей машине не будет точно!

    Правило №13: силовой обвес по кругу — дорогие понты!

    Хайджек

    Раз уж заговорили про хайджек, он же Hi–Jack, он же превед–джек, то остановимся на нем подробнее. По сути это обыкновенный домкрат. Ладно, не совсем обыкновенный, но когда ты сидишь в грязи по самые пороги, а нужно машинку поднять, то стандартной «бутылочкой» ты даже в бутылочку не поиграешь, не говоря уже о том, чтобы машину поднять. Для этого вот нам и нужны силовые подножки, чтобы подцепить их клювом хайджека и поднимать машинку до тех пор, пока не будет возможности подложить что–то под колеса. Маленькие машинки типа нивы или сузуков можно вообще таким способом вытащить полностью из колеи, последовательно поднимая и роняя машину в сторону. Тяжелый экспедиционник, который, как мы уже выяснили, единственный является расово верным, таким способом не извлечь. Но, поочередно вывешивая каждое колесо и подкладывая что–то под него, жизнь себе можно существенно облегчить. 

    Правило №14: ты можешь пару лет возить Hi–Jack в холостую, но потом обязательно ТАК засядешь, что без него выбраться будет ну очень сложно!


    Для удобства подъема машинки (а для машинки вообще без обвеса, даже без порогов, это в принципе единственный вариант) есть приблуда под названием lift–mate, которая позволяет хайджечить прямо за колеса, и экономит ваши время и силы, т.к. не нужно выбирать ходы подвески, прежде чем начнется непосредственно подъем колеса. 

    Рация


    Даже если вы путешествуете строго в одну машину, рация формата СиБи все равно будет вам полезна на трассе, с помощью нее всегда можно будет у дальнобойщиков узнать обстановку на дороге. Если вы путешествуете в компании, рация необходима! Во–первых, это просто приятно, когда в дороге можно поговорить с другими экипажами, а не ехать 10 часов в машине, изолированными от внешнего мира, во–вторых, и на трассе и на бездорожье по рации всегда можно подсказывать друг другу дорогу, какие–то опасности, просить о помощи и координировать движение колонны, если она большая. Менее распространена рация формата УКВ, она более дорогая, и на нее нужно получать разрешения. Некоторые, конечно, ездят и без разрешений на свой страх и риск, но перспектива конфискации оборудования за 10+ килорублей как–то совсем не айс. УКВ дальше «бьёт» и качество связи выше на порядок. На практике, рацию нужно покупать того диапазона, на котором ездит компания, в которую вы хотите влиться. Поэтому, по–хорошему, нужно иметь оба типа раций. Рацию нужно крепить стационарно в автомобиле с прямым подключением по питанию и стационарной же антенной. Никаких прикуривателей, магниток, брошенной между сиденьями или на торпеду рации быть не должно! Также полезны портативные рации для связи штурман–пилот, чтобы не рвать глотки, когда штурман уже ушел на 100 метров вперед в разведку, а пилот не знает, ехать в итоге, или нет, и если ехать, то как. 

    Правило №15: глухонемым среди нас не место!

    Багажник

    Экспедиционный багажник — весьма ценный предмет, который имеет ряд несомненных плюсов: на него можно положить много барахла; на него можно положить то, что не положишь в салон, как то мешок с мусором, испачканные в солярке и бензине канистры; вещи, которые нужны редко и часто даже за все время экспедиции не используются ни разу, но всегда мешающие в салоне; на нем удобно закрепить рабочий свет, лопату, хайджек, сэндтраки, и они будут в легкой доступности даже если ты сидишь на метр в глубину в болоте; на нем можно хранить упакованный комплект чистой и сухой одежды, которая пригодится, когда вы утонете в реке и не под водой только багажник и останется. Однако, он же имеет и существенный минус: на него можно положить много барахла. К чему это приводит? Да к тому, что мы везем с собой кучу всего про запас, чего при других обстоятельствах мы бы не взяли, и эта куча мало того, что весит 100500 килограмм, так еще и находится в самой высокой точке автомобиля, что явно не прибавляет устойчивости на наклонных участках. Поэтому если есть возможность распихать все вещи в салоне, а от части отказаться, воспользуйся ей! На крайний случай поставь Тулю, или маленький легкий багажничек чисто под мешок мусора, лопату и хайджек. А можно вообще поставить палатку на крышу, но про спальные места мы поговорим немного позже.

    Правило №16: не будь плюшкиным!

    Рабочий свет, «люстра»

    Стандартные фары автомобиля настроены так, чтобы светить низко и строго вперед на далекое расстояние. Если бездорожье застало вас в темноте, то толку от них никакого не будет, только штурмана слепить. Поэтому нужен так называемый рабочий свет. Как правило, это два фонаря (или светодиодная люстра), которые светят вперед–вниз, чтобы не засвечивать капот, но и чтобы освещать все вблизи от автомобиля, два фонаря светящие по сторонам, и один–два фонаря светящие назад. Удобно, если фонари все включаются раздельно, хотя бы парами. Вообще говоря, лично я ярый противник любых передвижений в темноте, особенно если это движение по бездорожью. Какой бы ни был хороший свет, все равно, в темноте все искажается, если вы рубитесь до темноты, значит на ногах вы уже явно часов 15–16, а то и больше, внимание притуплено, усталость накопилась, принимаются неверные решения, ломается техника. Лучше лечь спать, а наутро частенько оказывается, что проехать тут можно даже не отправляя штурмана на разведку. В лагере же иметь такой свет смысла особого нету, проще уж переносной фонарь. Так что тут остановимся на том, что если уж есть багажник, то можно и свет поставить, хуже не будет, но не как обязательный элемент! Достаточно поставить дополнительный свет на бампер, он покроет 95% нужд. Ну и все равно — не рубитесь ночью! Это не относится, конечно, к зимним экспедициям, там другие правила и подготовки автомобилей, и стратегии и тактики движения. 

    Спальное место


    Спать в экспедиции можно тремя основными способами. В обычной палатке, каждый вечер с матами устанавливаемой после тяжелого дня; в палатке на крыше, которая практически идеальный вариант, только стоит дорого и печки нет, годится не для всех сезонов; в машине. 

    В машине можно спать, скрючившись на том убожестве, которым порадовал вас автопроизводитель, а можно на специально созданном спальнике, который по совместительству является органайзером всех тех неисчерпаемых запасов еды, запчастей, инструментов, одежки и всего остального, и который позволяет в любой момент времени найти необходимую вещь в считанные секунды, не перерывая пол машинки. Спальник, как правило, состоит из стационарной части, непосредственно в багажном отсеке, в которой предусмотрены всякие ниши, ящики, нычки. И раскладывающейся над задними сидениями, которые перед этим нужно сложить. А еще лучше, если вы путешествуете вдвоем, снять их совсем, т.к. это не только ценный мех, но и минус ~35–40 килограмм веса, возможность запихнуть туда тот шмурдяк, который вы собирались закинуть на багажник, и, главное, возможность сразу ехать с разложенным и застеленным спальником! Время разбивки лагеря — 30 секунд на скидывание обуви и залезания в спальник.



    Это пересекается с нашим недавним пунктом про ночную езду, рубишься в болоте, наступила темнота, много суеты, мало пройденных метров, предлагаешь лечь спать и по утру, отдохнувшим и при нормальном освещении рубиться дальше. Те, кто живут в наземных палатках, естественно посылают тебя куда подальше с такими идеями. А были бы у всех спальники в машине или палатки на крыше, организовать внеплановую ночевку было бы существенно проще. Правило №17: годный экспедиционный автомобиль готов предоставить возможность комфортного сна в любом месте и в любое время по первому требованию!

    Канистры или дополнительный бак



    Стандартного бака внедорожника, после того, как мы поставили его на большущие колеса, да еще и нагрузили лишней половиной тонны килограмм, на длительный перегон будет не хватать, поэтому возникает вопрос, в чем возить дополнительное топливо. Варианта два, какое–то количество канистр либо дополнительный бак. Также есть вариант не ставить дополнительный бак, а заменить оригинальный на более вместительный. Некоторые автомобили, например TLC 78 либо же 80 в некоторых комплектациях, Патруль арабской прописки уже имеют дополнительный бак. 

    Канистры удобны тем, что в пустом виде они ничего не весят, можно заправить себя, можно товарища в колонне. Плохи тем, что как ни старайся, будут вонять соляркой, возни с ними много, каждую заправь, закрепи, потом сними, залей в бак, через границу частенько не дают провезти больше чем одна канистра топлива. Дополнительный бак хорош удобством, на заправке залил одну горловину, потому другую, все. Плох лишним весом, который ты везешь, даже когда бак пуст, и ломающейся в самый неподходящий момент системой перекачки в основной бак или же подачи топлива непосредственно в ТНВД. Запишем ничью, тут еще снова вылезает фактор, где ездишь и с кем, если у тебя запас топлива на машине 250 литров солярки (примерно столько можно получить при грамотном изготовлении доп. бака для TLC 80), а у соседа в колонне 120 литров бензина, то весь этот запас ты будешь возить в холостую, т.к. все равно придется маршрут выбирать так, чтобы были заправки по дороге. Хотя… Был случай в нашей деревне, что в Тыве найти дизельную заправку было очень и очень проблематично, а бензина было полно. Так что с минимальным преимуществом по очкам запишем победу за большим дополнительным баком! 

    Правило №18: имей запас топлива!

    Мелкие приятные улучшения в салоне 

    После того, как решены основные потребности, начинаешь уделять внимание различным мелочам, ведь машинка становится твоим домом на долгое время, и если дома не уютно, то никакого удовольствия от поездки даже по самым интересным и красивым местам не получишь. Тут нет какой–то стройной теории, каждый делает то, что важно ему. Остановлюсь на общих вещах, которые необходимы практически каждому. Разветвитель прикуривателя, а лучше стационарный со своей проводкой и предохранителями на 4 или более гнезда, потому что раз —навигатор, два — зарядник мобилы, три — антирадар, четыре — тепловая кружка. Опа, уже нет мест, а ведь есть еще и фонарик, игровая приставка сына, второй навигатор и т.д. 

    Следующий элемент, инвертор на 220 вольт. Фотоаппарат, ноутбук, электроинструмент, если есть, все это требует 220 в розетке. Берите с запасом по ваттам, проверяйте работу под нагрузкой. Если на инверторе написано 1000 ватт, а на электродрели 800, то у вас есть все шансы узнать о том, что пусковой ток немного выше, а реальный выхлоп инвертора немного ниже, узнаете вы это, конечно же, именно тогда, когда дрель будет ну просто край как необходима! Поэтому проверяйте заранее! 

    Различные органайзеры, кармашки. Все необходимые вещи должны быть под рукой, быстро доставаться, быстро убираться, не скакать по машине и вашим головам, когда машина скачет по кочкам. Перекус также всегда под рукой, штурман всегда готов легким движение руки организовать для пилота бутерброд и кружку чая, ну или кружку пива, если до цивилизации далеко! С пивом не увлекайтесь, одна из главных причин всех поломок автомобиля на бездоре — неправильный расчет своих сил в борьбе с алкоголем! 

    Приятного драпа к Райским Кущам Выживальщиков…

    Источник: leprosorium.ru
    • +62

    Комментарии (132)

    avatar

    10 октября 2012, 15:05
    +301.05 interlocutor — Хабаровск, RC0CE
    Хорошая статья.
    • v
    • 0
    avatar

    10 октября 2012, 15:24
    +365.11 botsman — Смоленщина
    Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором! «Беларусь» вне конкуренции!
    • v
    • +7
    avatar

    11 октября 2012, 10:58
    Беларусь застревает, не доехав до места спасения уазика, проверял не раз. В итоге мой уазик (патриот) вытягивали на следующий день своими руками, а беларусь двумя днями позже с помощью двух других «беларусей»
    Имейте в виду!
    avatar

    11 октября 2012, 15:39
    +145.49 Goldem — Московская область
    Беларусь застревает, не доехав до места спасения уазика,
    Точно, лично был свидетелем. Под снегом была лужа не замезшая, так Беларусь по мосты закопался. Еле трактором вытащили.
    avatar

    11 октября 2012, 15:54
    +365.11 botsman — Смоленщина
    Беларусь застревает
    Всё зависит от «прокладки между рулём и сиденьем»! Есть «водилы», и есть «ездюки». В бытность работы на МАЗ-504(седельный тягач), видел и тех и других. Один, на «копейке» мог заехать куда хош, а другой на внедолрожнике садился по самы яйца. Так что всё относительно!
    avatar

    11 октября 2012, 20:11
    Нет, там от водилы не зависело — трактора тупо тонули, в одном случае был илистый грунт, а в другом песок-плывун.
    avatar

    11 октября 2012, 20:44
    +93.85 brat-chik — Курчатов
    как же, помним! Уаза вытягивали рычагами из дубовых бревен ))
    avatar

    11 октября 2012, 21:58
    а у тебя же остались те фото? вынь…
    avatar

    14 октября 2012, 04:10
    +93.85 brat-chik — Курчатов
    чё-то не нашел
    avatar

    10 октября 2012, 15:34
    Ой почитал покайфовал, помечтал....(Спасибо за подборку Слава). Единственное что хотелось бы посоветовать автору и многим нашим соотечественникам это перестать называть каждый внедорожник, паркетник и кроссовер- Джипом!
    Jeep (рус. Джип) — марка автомобилей, производимых американской компанией Chrysler.Тут.
    Надо запомнить что джипп это самостоятельная марка авто. Это все равно что называть все подгузники Памперсами(Pampers- это тоже самостоятельный бренд)… и т.д…
    Внедорожник -Автомобиль, рассчитанный на эксплуатацию как в условиях тяжелого бездорожья, так и на асфальтовых дорогах.
    Теоретически его правильнее называть «вседорожник», потому что внедорожник – это карьерный самосвал, который на дороги общего пользования не выезжает. Но с легкой руки профессиональных маркетологов и всегда готовых им угодить автомобильных журналистов закрепился термин «внедорожник».
    Паркетник -На сегодня, пожалуй, самый массовый, востребованный и демократичный класс полноприводников для повседневной эксплуатации. Это типичный семейный автомобиль.В отличие от внедорожника стоит дешевле и на бездорожье не рассчитан. На грунтовку съехать может, но отнюдь не на каждую. От кроссовера отличается более низкой ценой и на спортивность не ориентирован вовсе.
    Кроссовер — Представляет собой новомодную помесь внедорожника с легковым автомобилем премиум-класса. Характер – спортивный. От внедорожника кроссовер берет полный привод, высокую посадку за рулем и дорожный просвет. От легковушки – управляемость и поведение на асфальте с уклоном в спортивность. В принципе, это тот же паркетник, с той разницей, что кроссовер «круче».Когда паркетников стало слишком много, производителям потребовалось как-то выделить из общей массы отдельных индивидуумов. Так и появился кроссовер. Это, прежде всего, быстрый автомобиль, что подчеркивает его дизайн и технические характеристики. Всем своим видом он говорит: я могу, конечно, довезти до дачи или супермаркета все ваше семейство, но лучше, хозяин, давай-ка оторвемся вечерком как следует по опустевшим дорогам. Среда обитания – город, трассы, разбитый асфальт и сельские грунтовки. По сути своей, это спортивная и дорогая разновидность паркетника. Сложное бездорожье противопоказано.
    (подробнее тут)
    • v
    • +7
    avatar

    10 октября 2012, 15:57
    +101.13 colkt — Чита- Екатеринбург
    Ну дорогой Рембо твой благородный труд по исправлению русского языка сколь труден столь и долог, забыл упомянуть ксероксы, ксерокопии, викторию, ит.д.
    avatar

    10 октября 2012, 16:10
    забыл упомянуть ксероксы, ксерокопии, викторию,
    ради примера памперсов достаточно
    avatar

    10 октября 2012, 17:11
    +115.17 Spooky — Ростовская область
    +
    копировальную машину ксероксом, подгузники памперсом, радиоприемник транзистором еще куча всего (небольшой список здесь)
    avatar

    10 октября 2012, 15:41
    +32.13 DimHesse — Силламяэ
    Спасибо! С удовольствием проникся!
    • v
    • 0
    avatar

    10 октября 2012, 15:49
    +101.13 colkt — Чита- Екатеринбург
    Статья конечно обзорная, без вникания в детали, но достаточно емкая по направлениям, мелочи конечно каждый затачивает под себя, однозначно +. Не удержусь рассказать маленькую историю.Поехали мы как то с братом на хорошую речку Буркал, на довольно оснащенной Ниве, от «основной» трассы нам предстояло проехать километров 70, ехали мы их часов 8 (правда один раз останавливались перекусить), приехали к месту все такие гордые и довольные, но нашу крутость опустил старенький 412 зеленого цвета, как они туда добрались для меня загадка до сих пор.
    • v
    • +3
    avatar

    10 октября 2012, 16:01
    +34.40 Bundes74 — Донецк
    Мне одному кажется, что между 4й и 5й фоткой потерялся кусочек текста с правилом №1?
    пы.сы. очередной раз убеждаюсь, что мысль материальна, шел на работу с намерением погулять по сайтам на тему 4х4 а тут вот она квинтэссенция )))))
    • v
    • +2
    avatar

    10 октября 2012, 16:01
    +12.45 Urabotan — Невинномысск

    в тему))
    • v
    • +18
    avatar

    14 октября 2012, 15:43
    +5.33 djang — Москва
    жесть))))))))))))
    avatar

    10 октября 2012, 16:04
    +12.45 Urabotan — Невинномысск
    Дядь Слав, а у Вас есть доступ на лепру?
    • v
    • 0
    avatar

    10 октября 2012, 16:12
    +51.85 Alex06 — Новосибирск
    Молодец!!!
    По поводу спальника в машине — удобная вещь, я себе изготовил такой, для Монтеро спорта (не фотографировал, поэтому фото всталю с сайта, где эту идею и почерпнул
    а вот ссылка и на сам сайт, Тыц много полезного для туристов-экспедиционщиков. Сразу скажу, ценники — явно завышенные, продают такой, как у меня- за 40 килорублей, материалы обошлись мне где-то в 8 тыс, плюс конечно время — но удовольствие от работы я получил сполна.
    • v
    • +3
    avatar

    10 октября 2012, 17:24
    +38.71 zhivchig — Донецк
    подарите мне машину с ящиком для трупов
    • v
    • 0
    avatar

    10 октября 2012, 17:26
    подарите мне машину с ящиком для трупов
    А просто ящик с трупами?
    avatar

    10 октября 2012, 19:24
    +38.71 zhivchig — Донецк
    ну а что на внедорожниках модно трупы в лес возить
    avatar

    14 октября 2012, 15:44
    +5.33 djang — Москва
    ну а пару трупов вооще легко)(lol)
    avatar

    10 октября 2012, 17:30
    +29.77 cirkach — Ульяновск
    Сколько это все стоит? Хотя бы приблизительно, не считая стоимости авто. Может тогда на дальняки взять урал? А в городе какую нибудь легковушку. Как вы относитесь к ниве 2121? Может ли она тягаться с патролом и тойотой? Можно увидеть вашу?
    • v
    • 0
    avatar

    10 октября 2012, 17:37
    +14.69 Mefus — Москва
    Может тогда на дальняки взять урал?
    Шишигу, зверь машина
    avatar

    10 октября 2012, 17:38
    Можно увидеть вашу?
    вопрос вон туда
    Источник: leprosorium.ru
    Может ли она тягаться с патролом и тойотой?
    Может, проиграет в комфортности и вместимости, выиграет в ремонте в полевых условиях.
    Может тогда на дальняки взять урал?
    Вопрос филосовский… Можно и купить, полезнее будет.
    avatar

    10 октября 2012, 18:32
    +95.83 No13 — Москва.
    Можно увидеть вашу?
    Можно....
    avatar

    10 октября 2012, 18:36
    +264.58 turist — подмосковная глубинка
    дядя Слава! а что это ты возле моей машины делаешь???
    я узнал-она такая одна в Москве.
    avatar

    10 октября 2012, 18:47
    +95.83 No13 — Москва.
    возле моей машины делаешь?
    avatar

    10 октября 2012, 18:49
    +264.58 turist — подмосковная глубинка
    вопросов нет! перепутал.
    avatar

    10 октября 2012, 19:06
    Инетересно еслиб у меня была Феррари, то купил бы я себе карейскую тчку?
    avatar

    10 октября 2012, 19:20
    +95.83 No13 — Москва.
    Инетересно еслиб у меня была Феррари, то купил бы я себе карейскую тчку?
    Это Ламба. Дьябло. Ошибки молодости. Сейчас молодой полиционер на ней рассекает.
    avatar

    10 октября 2012, 19:22
    +95.83 No13 — Москва.
    А Спортик во всем устраивает… Только багажник маленький.
    avatar

    10 октября 2012, 19:25
    За то мозговитый…
    avatar

    10 октября 2012, 19:26
    да я подтруниваю…  жизнь штука непредсказуемая сегодня грязь, завтра князь(и наоборот...) Имел ввиду сегодня ты ездишь на Ламбо и живешь в подмосковных хрущевках, а завтра ездишь на карейце и покупаешь избу в Болгарии…
    avatar

    11 октября 2012, 16:18
    +365.11 botsman — Смоленщина
    вопросов нет! перепутал
    Турист, во блин, Славян уже и твою вскрыл!!! А я то думаю, куда у меня велик пропал! Теперь буду знать, чья работа!
    avatar

    11 октября 2012, 23:24
    +271.41 tiunin — 52.589088 ° N 33.754629° E
    Меняй — хоть дрова будут



    И так не езди

    avatar

    10 октября 2012, 18:56
    +150.32 BdfyPf — Подмосковье
    Салям, старый  
    А чего шишигу не выложил?
    таки говорящая у тебя всё же фамилия
    avatar

    10 октября 2012, 18:58
    +95.83 No13 — Москва.
    А я же ее Андрюхе ( у кого она в боксе стояла) как техничку дал в пользование. Так она хоть денег приносит… Машина стоять не должна. Ну и обслуживает он ее.
    avatar

    10 октября 2012, 18:59
    +95.83 No13 — Москва.
    avatar

    10 октября 2012, 17:45
    +43.41 Cooller — Липецк

    абгрейд по челябински )
    • v
    • +3
    avatar

    10 октября 2012, 17:54
    + отличная статья.
    • v
    • +1
    avatar

    10 октября 2012, 18:23
    +60.80 UnterHunter — Винница
    статья хорошая, познавательная)
    хоть я и отдаю предпочтение оффроад-моцыкам, но тут узнал много нового и про болотные тачанки)
    спасибо
    • v
    • +2
    avatar

    10 октября 2012, 20:11
    +140.81 Dmkdok — Санкт-Петербург
    Как говориться за ваши деньги любой каприз…
    Увидел на одном внедорожнике во дворе сайтик, платим деньги и на машину вешают любой наворот, который душе угодно. Довольно интересно зайти посмотреть.
    За статью спасибо, дельно все расписано, помечтал на славу.
    • v
    • +3
    avatar

    10 октября 2012, 20:17
    +95.83 No13 — Москва.
    пжалста
    avatar

    10 октября 2012, 20:19
    помечтал на славу.
    На меня мечтать не надо. Чё пацаны подумают. Чур меня.
    avatar

    10 октября 2012, 20:26
    +140.81 Dmkdok — Санкт-Петербург

    Не, не, не, я на другого славу мечтал.
    avatar

    10 октября 2012, 20:42
    +140.81 Dmkdok — Санкт-Петербург
    Кстати в тему:

    Историческая справка по рекордам высоты:

    в 1998 Нива поднялась на 5726м
    в 2004 опять Defender на 5751м
    в 2005 VW Touareg заехал на 6080м
    в том же 2005 Toyota Land Cruiser Prado 6358м
    в 2007 Jeep Rubicon Unlimited на 6642 м
    в том же 2007 года два чилийца на стареньком Suzuki Samurai 1986г выпуска, без поддержки каких-либо крупных компаний поднялись на 6688м и пока это вертикальный предел!
    Двигатель: Suzuki 1.6 MPFI (от Suzuki Baleno)
    Нагнетатель: Eaton M45 Supercharger
    Мосты: Toyota
    Блокировки: ARB Air Locker в обоих мостах
    КПП: Suzuki Vitara
    Раздаточная коробка: Suzuki Samurai 4:1
    Шины: Interco Super Swamper Irak 36X13.50"
    Колесные диски: 15", с бедлоками
    • v
    • +6
    avatar

    10 октября 2012, 20:45
    Колесные диски: 15", с бедлоками
    Чет маловато… Интересно шины какие были…
    avatar

    10 октября 2012, 20:57
    +140.81 Dmkdok — Санкт-Петербург
    Нормально… Там диаметра покрышек за глаза хватает
    Название неизвестно, нашел только фотки:
    news.drom.ru/Suzuki-Samurai-9032.html
    avatar

    10 октября 2012, 21:16
    Интересно шины какие были…
    news.drom.ru/Suzuki-Samurai-9032.html
    Ёбаный стыд Конечно...
    avatar

    10 октября 2012, 22:30
    +95.83 No13 — Москва.
    Интересно шины какие были…
    Сами чилийцы???
    avatar

    10 октября 2012, 22:02
    +232.47 gennadiy — Нижегородская обл.
    мотоцикл на эльбрус затаскивали
    avatar

    10 октября 2012, 22:32
    +95.83 No13 — Москва.
    Самая высокая точка Чили — гора Охос-дель-Саладо (6880 м).
    avatar

    10 октября 2012, 21:55
    +81.43 UncleGans — Владивосток
    Понравилась статья. Что касательно кевларового троса, то стальной как то привычнее, понятно что когда лебёдкой пользуешся, то на «концах» «верёвочки» лучше не стоять, нужно будет попробывать.
    • v
    • +3
    avatar

    10 октября 2012, 22:12
    Я тоже много пользуюсь лебедками, талями и проч. лабудой. На одной только работе сейчас у меня их три в распоряжении. Сказать честно, в кевлар не верю почему-то. Стальной трос, конечно и тяжел и при небрежном уходе может бахромиться и ранить руки, но как-то неприхотливей, и я знаю, что от него ожидать. (ну, это мое мнение, которое, быть может, после пользования кевларом и переменится). А вот насчет того, что тросс по лбу заехать может при обрыве — так скорее пришибет крюк на конце троса. Впрочем, если нагрузка о-очень большая, то и тросс накинет не слабо, но вряд ли до смерти.
    Впрочем, статья не моя, машины нет. Прохожу дальше.
    avatar

    10 октября 2012, 23:39
    +81.43 UncleGans — Владивосток
    Тут вот в чёт сомненья у меня — кевлар при намокании теряет свои прочностные свойства, на счёт этого внятно и доходчиво на счёт бронеелементов говорится, а вот трос не будет ли после неоднократного мочения/вымакания/высыхания нагрузку держать и рваться начнёт?
    avatar

    11 октября 2012, 11:12
    +232.47 gennadiy — Нижегородская обл.
    и ещё песчинки между прядями попадут  на альпинистское барахло это плохо влияет
    avatar

    10 октября 2012, 21:57
    Одназначно в избраное!!!
    Статья появилась очень к стате, ибо сегодня сдал документы в автошколу.
    и у меня есть ряд вопросов:
    1) с женой опредилили ряд моделий и марок машин(определяли и выбирали вместе, без единых разногласий) Mitsubishi Pajero II, Toyota Land Cruiser 80, Nissan Patrol Y61, Nissan patrol Y60, УАЗ Патриот с дизелем, Нива шевроле как самый крайний вариант. На чём остановиться и что лучше?
    2) стоит ли вносить серьёзные изменения(шины, лифт) если мы хотим ездить там где пролазиют не тюненгованные УАЗы и Нивы.
    3) стоит ли брать частично подготовленную машину(лифт, шины)?
    4) какие ещё машины этой же категории в пределах 700т.р. можно рассматривать?
    5) на что обратить внимание при покупки?
    В машинах чайник, могу собрать и разобрать движок, но понять в чём проблема не получается, поэтому прошу отнестись с пониманием если какой-то вопрос вызвал смех и тп.
    • v
    • +2
    avatar

    10 октября 2012, 22:27
    DIS
    сегодня сдал документы в автошколу.
    и у меня есть ряд вопросов:
    1) с женой опредилили ряд моделий и марок машин(определяли и выбирали вместе, без единых разногласий) Mitsubishi Pajero II, Toyota Land Cruiser 80, Nissan Patrol Y61, Nissan patrol Y60, УАЗ Патриот с дизелем, Нива шевроле как самый крайний вариант. На чём остановиться и что лучше?
    Камрад возьми за 50 т.р.(не больше) ВАЗ и попытайся НЕ расхуярить его в течении года, через год ряд твоих вопросов значительно уменьшиться...
    avatar

    10 октября 2012, 22:33
    Я когда в РОСТО учился (военкомат направил перед армией), так нам товарищ преподаватель говаривал: страшно, ребята, когда человек начинает думать, что он уже с машиной освоился и так легко, одной рукой крутя баранку, творит трагедию. А в первый год — ну будет чайник, столбик при парковке собьет, на бордюр (или поребрик) наедет. Хотя, конечно, Рембо прав.
    avatar

    11 октября 2012, 00:51
    обычно через полгода-год и начинают творить чудеса и становятся виновниками аварий, думая что они уже водилы «шопипец»
    avatar

    11 октября 2012, 10:57
    кхм, за ВАЗ спасибо конечно. но я водил: краз, татру, урал, камаз, маз, зил и несколько легковушек, и как то без трагедий. мог-бы вообще купить права, но хочу чтоб всё было серьёзно(больше для самоутверждения).
    avatar

    11 октября 2012, 11:22
    Ни одна из этих машин не сравнится с нетюнингованным уазом (старым) или нивой! Как минимум менять колеса нужно.
    За 700 р. будет старая машина (кроме патриота) — то, что это «неубиваемые японцы» — не верь, даже на этом форуме (да простят меня еще раз наши владельцы джипов). Они еще как убиваемые, особенно при использовании на бездорожье. А если берешь подготовленную машину — значит ее как раз на бездорожье и использовали.
    Если машина будет единственной (то есть 95% езды — по асфальту) — то за эти деньги новый патриот плюс нормальная резина правильного размера (а не эти штатные убогие колесики) — самое то. Если сам машину не ремонтируешь — первые 2 ТО пройдешь в сервисе, только обязательно контролируй их работу, что в сервисной книжке указано, то пусть и выполняют. Дальше проще — обслуживать можно в ЛЮБОМ автосервисе.
    avatar

    11 октября 2012, 10:40
    +15.11 neyromant — Вологодская губерния
    Спасибо за подробный обзор.
    Для целей выживания — ШИШИГА, для города — любой универсал/седан.
    Неоптимально 90% времени держать такую дорогую навроченную машину в гараже.
    • v
    • 0
    avatar

    14 октября 2012, 07:44
    Для целей выживания — ШИШИГА, д
    Cкорее пневмоболотоход --нет границ--хуяришь и хуяришь. Хоть и полтонны грузоподъёмность.
    avatar

    11 октября 2012, 19:17
    +37.30 woodoo — Новосибирск
    спасибо за статью, помогла расставить приоритеты. До этого не вникал, а тут мне понравилось — ничего лишнего и все по полочкам.
    • v
    • 0
    avatar

    11 октября 2012, 20:56
    +93.85 brat-chik — Курчатов
    Статья годная.
    Жаль только забыли про такой девайс.


    В некоторых ситуациях повышает проходимость в разы. Стоит дешево, места много не занимает.

    Не знаю, как жыпы, а вот легковушка ПОРАЗИТЕЛЬНО приобретает в плане проходимости.
    • v
    • +6
    avatar

    11 октября 2012, 21:22
    о ДА! мы при помощи подобного девайса из такого «Г» на старом Москвиче 412 выбирались, что до сих пор удивляюсь.
    avatar

    11 октября 2012, 22:01
    Как резюме этой статьи: главное — это КОЛЕСА!!!
    Легковушка с правильной резиной «сделает» многих «жыпов»
    avatar

    11 октября 2012, 22:52
    +145.49 Goldem — Московская область
    Основные средства повышения проходимости автомобиля: цепи, лебедка, лопата, пила и прокладка между рулем и сиденьем! Иногда и бутылка, если без нее не разберешься!
    avatar

    12 октября 2012, 11:34
    прокладка — первостепенная необходимость!
    avatar

    12 октября 2012, 16:36
    +264.58 turist — подмосковная глубинка
    Не знаю, как жыпы, а вот легковушка ПОРАЗИТЕЛЬНО приобретает в плане проходимости
    после прохода даже небольшого участка бездорожья на цепях, колёса нужно заново балансировать.причём весь баланс уходит жуть как.
    avatar

    12 октября 2012, 16:40
    а можно просто щеточку по метаЛлу возить(не больше расчески/массажки) проехался по грязюкам, обсушился, залез под брюхо тачки и обскоблил диски с внутренней стороны от глины… и вперед!
    avatar

    12 октября 2012, 16:44
    +264.58 turist — подмосковная глубинка
    и никаких цепей!
    из практики знаю, что лучше всего справляется с глиной шипованная резина.
    avatar

    12 октября 2012, 17:03
    Нет, цепи +гуд… Просто когда потом на асфальт выгребаешься снимаешь цепи и чувствуешь значительное долбления руля(до сотни), тормозишь и чистишь диски...
    avatar

    12 октября 2012, 17:10
    +264.58 turist — подмосковная глубинка
    грязь на дисках-само собой, но и балансировка колёс нарушается, причём значительно.
    а сами по себе цепи, конечно хорошие помощники.
    avatar

    12 октября 2012, 17:13
    так вишь… те кто на цепях буксует особо не заморачивается потом как ехать больше 50 км/ч...
    На самом деле, запчасти и еду надо, но не в той машине, на которой выступаешь, а на той, которая стоит в лагере — техничке. Поэтому для спорта строятся абсолютно некомфортные машины, в которых по асфальту больше 100 км проехать — страшная мука! Но зато в грязи они показывают чудеса проходимости!
    Вот тут то мы локти и кусаем...
    avatar

    12 октября 2012, 17:23
    +264.58 turist — подмосковная глубинка
    согласен.
    avatar

    12 октября 2012, 13:27
    +4.13 dokk222 — Деревня
    Мужики надо проще быть!
    • v
    • 0
    avatar

    12 октября 2012, 15:35
    хрень
    avatar

    12 октября 2012, 16:32
    +95.83 No13 — Москва.
    полная…
    avatar

    13 октября 2012, 00:16
    +4.13 dokk222 — Деревня
    Просил же проще быть!!! А то я не догоняю вас...
    avatar

    12 октября 2012, 16:48
    +264.58 turist — подмосковная глубинка
    • v
    • +3
    avatar

    13 октября 2012, 15:45
    +95.83 No13 — Москва.
    Командир демонстрирует солдатам новый танк.
    — Вот, товарищи бойцы, это новый секретный танк. Петров.
    — Я!
    — Подними танк.
    Петров тужится, пыжится, не поднять.
    — Не поднять.
    — Сидоров, помоги Петрову.
    Пытаются вдвоем, та же ситуация.
    — Не поднять.
    — Иванов, помогай
    Пыхтят втроем. Поднять не могут.
    — Никак не поднять, товарищ командир!
    — А х*ли вы хотели? Сорок шесть тонн…
    avatar

    14 октября 2012, 07:48
    а вертолеты это души погибших танков!
    avatar

    13 октября 2012, 16:05
    Еще раз говорю что надо пневмоснегоболтоход на шинах сверхнизкого давления (напhимер кразовские обдирыши в 33-40 кг весом каждая и устойчиввая к давлению до 0,05/ Весом в 700-900 кг по вашей грязи вскорость в несколько раз больше, напряг внесколько раз меньше, расход соответвено тоже, ватерлиния по центру дисков.
    Забивание бота большого и толстого на тот элементарный факт со школной скамьи что болота на половины площаади страны (и эта площадь в оснонвнои не Муравеная и не Околомуравейная Зоны ) ни к чему хорошеум не приведет. Путь идет лес-болото-лес-болото. То есть упретесь на своем тяжелой бандуре до первого болота, а за вами еще контингент едет…
    • v
    • +1
    avatar

    14 октября 2012, 04:51
    +18.33 coolzoom — Ставрополь
    Болотоход вещь хорошая, правда до первой торчащей камышины или острой палки, шины(они же камеры с трактора) спускаются на раз и болотоход тонет в болоте даже не успев из него выехать. У нас так яву переделанную под болотоход чуть не утопили, из плюсов — плавает. имхо 80% успеха зависит от водителя, я на рено логан за грибами в лесополосу ездил после дождя, не тайга но нивы садились.
    У бати в селе раньше был вот такой пепелац
    он на нем ездил там где трактора садились а садились они по тому что за рулем шумахеры с жуткого будуна. И в конце концов, если стоит задача доехать до определенного места то очень часто хватает самого обычного уазика, но если задача специально заниматься офф-роад'ом и специально лезть где поглубже то см.статью. За статью +
    avatar

    14 октября 2012, 05:01
    Я же говорю --НА ОБДИРЫШАХ. По колышкам под ЛЭП и прочим самое то.
    Что за эпидемия невнимательности у выживал в тырнете…
    • v
    • +1
    avatar

    16 октября 2012, 15:17
    +150.32 BdfyPf — Подмосковье
    ооо нас опять посетил Шишкарь ))
    avatar

    14 октября 2012, 07:46
    С добрым воскресным утром!
    Решили взять уазик. Вроде присмотрели военный списанный — стоит всего ничего только документов нет — надо будет еще битый брать и перебивать. Но это все полбеды.

    Статью читала внимательнго А что получится по ценам?

    ТО есть считаю примерно так — военная часть нулевый уаз на военных мостах отдает за 40 000.
    Плюс битая история для доков — 5 000 рублей.

    далее — колеса со штатных на хорошую резину — где то тысяч в 30 000 встанут.
    Порежем болгаркой что б встали колеса сами. ТО есть работы за оплату нет.

    Лебедка — 25 000 рублей
    Воздухозаборник на крышу примерно 7 000 рублей.
    Крышные фонари в теме меня не воодушевили, потому как присмотрела интересную вещь — хороший один такой фонарь галогеновый на крыше с поворотом изнутри на 360 градусов. то есть вокруг себя — вправо — влево назад.

    В уазе было бы неплохо поставить от крузера гидроусилитель (можно на разборках взять за шапку сухарей), пометять печку и сиденья на БМВ — шные)). Неплохо было бы поменять изоляцию внутри разобрать поставить… ну и взяв в подарок пуленепробиваемые жилеты вытащив пластины поставить по периметру. И еще один бак бензиновый. Если не ошибаюсь пусть меня поправят у уаза он не на крыше и не в канистрах — можно его делать переключаемым с одного бака на дополнительный — сколько встанет в деньгах — сложно сказать. И еще неплохо было бы сделать в багажнике оружейный сейф. Обшивка аллюминием пола и полностью багажника — даст возможность легко смывать следы крови и грязи без затей из шланга.
    Вот это я так примерно думаю пока.
    • v
    • +2
    avatar

    14 октября 2012, 10:49
    легко смывать следы крови

    avatar

    15 октября 2012, 17:27
    +37.30 woodoo — Новосибирск
    Решили взять уазик.
    Дизель бы лучше… Хотя бы форд эксплорер, что ли. Их недорого выставляют бэу, но там, правда, выбирать надо, чтоб не сильно ушатанный был. Уазик все же менее надежный, это факт. Можете возразить, что уазика легче починить и легче детали найти. Соглашусь, при условии, что вы действительно сможете сделать все сами, не обращаясь в СТО. Вы же сможете, да?
    Машина в случае ЧС нужна будет, чтобы уйти из города, например. Потом два варианта — если бензина больше нет и не будет, то про машину благополучно забываем. Если бенз есть, значит, инфраструктура не разрушена. Соответственно, можно достать запчасти на тот же эксплорер. А он всяко надежнее и грузоподъемнее. И комфортнее. Ну, на передних сиденьях точно)))
    ЗЫ: Автор дает отличные рекомендации к выбору машины, кстати.
    avatar

    15 октября 2012, 18:15
    +95.83 No13 — Москва.
    Хотя бы форд эксплорер, что ли.
    Ух ты. Очень редкое авто. Пиндосы с дизелями вообще сильно не заморачиваются. И с механикой такая же история. Был у меня лет 10 назад Тахо Спорт Трехдверка. Из полиции штата Нью Мексико. На механике!!! Классный конечно но.Редкий как барабан Страдивари… я его 3 года продавал. Не мог. Запчастей на коробку такую нет да и коробок даже на разборках не было. В результате обвешал светодиодами, резину на 22 дисках поставил Пирелли скорпион Зеро, подсветку днища, музыку там, Саб, балалайку двухдиновую с ДВД, вырубил глушак с резонатором, подвел к штанам две трубы водопроводные которые вааще ракетными соплами заканчивались… Затюнил по самые небалуйся. Короче, молодым мажорам еле впарил. Радовался. Они нет. Потому как коробку на стрите пожгли и пипец.
    avatar

    15 октября 2012, 19:04
    +37.30 woodoo — Новосибирск
    Ну, я вот на дроме смотрю сейчас у нас в Энске, эксплореры от 200, есть автомат и на палке. Все бензиновые, правда. Ну да с нашей соляркой оно и понятно)) Вообще, можно найти что-нибудь добренькое за недорого. Блин, только не уазик. На нем не едешь, а работаешь. Слишком уж он… суровый.
    avatar

    15 октября 2012, 19:10
    +95.83 No13 — Москва.
    Лучше старенького Рэнглера или Раннера или на крайняк Витару ослика квадратного. все одно лучше. Витара вооще класс. Была. Беленькая 1.6. Как я над ней измывался. На крышу досок по 2-3 куба укладывал, цемента по 20 мешков в багажнике возил. Да и жена его пару раз на бок в канаву укладывала. Хоть бы уй. Вот это живучий агрегатик.
    avatar

    15 октября 2012, 19:55
    Кукурузник 80 — идеал. ИМХО ессно…
    avatar

    15 октября 2012, 20:00
    avatar

    15 октября 2012, 19:19
    а что форды тоже на военных мостах выпускают?
    УАЗИК — очень надежный! Сама делать не могу но есть рядом со мной в спальне специально обученный человек — мужем называется. Там его обедом не корми дай в машине ковырятся. И соберет и разберет и сварит и вырежет что надо где надо и проводками заведет.
    Интересно как форд поведет себя в лесу в грязи по лобовое стекло?
    avatar

    15 октября 2012, 19:22
    +95.83 No13 — Москва.
    Интересно как форд поведет себя в лесу в грязи по лобовое стекло?
    Чирокез квадратный? Так же как и УАЗик.
    avatar

    15 октября 2012, 19:36
    у уаза нечему ломатся — там 2 тяги и рулевая колонка.
    А если электроника у машины в лесу навернулась что тогда?
    avatar

    16 октября 2012, 15:21
    +150.32 BdfyPf — Подмосковье
    у уаза нечему ломатся
    ага и крыша может протекать — прамо на штаны водиле
    avatar

    16 октября 2012, 15:47
    протекающая крыша это менее опасно чем груда железа не реагирующая ни на что посреди леса
    avatar

    16 октября 2012, 19:53
    +37.30 woodoo — Новосибирск
    Ну так уберите всю электронику) Делов-то. слушайте товарища N13. Даром, что москвич, а дело говорит)
    avatar

    16 октября 2012, 21:06
    слушайте товарища N13.
    товарища дядю Славу я безмерно уважаю и даже более того, местами люблю. Но в вопросах выбора транспорта и других полезных вещей, у меня есть свое мнение. И даже если оно для Вас или кого то еще не правильное, то дела это не меняет. И кроме прочего
    а дело говорит
    у меня тот к чему мнению я прислушаюсь, и тот кто будет управлять движущим средством и следить за ним ну и тюнинговать его тоже.
    ОК?
    avatar

    17 октября 2012, 04:08
    +37.30 woodoo — Новосибирск
    Так говорите, словно я не мнение высказываю, а посягаю на что-то Ваше очень личное. Приношу извинения. Буду знать впредь, что не стоит с Вами обсуждать ничего.
    avatar

    15 октября 2012, 19:35
    +95.83 No13 — Москва.
    УАЗ с «военными» мостами едет веселее, но хуже держит дорогу и тормозит. То, что машина с редукторными мостами резвее, объясняется повышенным передаточным числом (5,38 против 4,63). А потому не слишком мощный, зато тяговитый мотор позволяет на прямой передаче ехать уже с 30 км/ч, в то время как УАЗ с обычными мостами тянет только с 40. Максимальная скорость автомобилей — чуть за 100 км/ч. Посредственная управляемость тоже вполне понятна: с колесными редукторами положительное плечо обкатки больше. Это же вызывает склонность к рысканью при торможении — руль надо держать крепко. Ну и жрет на 2 литра поболее… А по говнам все намного лучше чем с колхозными мостами.
    avatar

    15 октября 2012, 19:38
    ну по городу кататся у нас тойота веселенкая есть. а вот поехать по колдоебинам и по обочинам да по лесу — военные мосты да полное отсутствие электроники и возможность починится — на любой заброшенной военной базе — это факт.
    avatar

    15 октября 2012, 19:55
    +95.83 No13 — Москва.
    на любой заброшенной военной базе — это факт.
    avatar

    16 октября 2012, 01:28
    +18.33 coolzoom — Ставрополь
    на любой заброшенной военной базе
    Ого! С этого места поподробнее. И много у вас там заброшенных военных баз?
    avatar

    16 октября 2012, 07:30
    регулярно встречаются. Посмотрите на дигерских сайтах. Если ракеты находят, то найти железяк для уаза вообще запросто.
    avatar

    14 декабря 2012, 14:07
    +51.85 Alex06 — Новосибирск
    Ольга, на Уазиках — 2 бака. Штатно.
    А на крышу лучше такую лапочку
    avatar

    16 октября 2012, 15:20
    +150.32 BdfyPf — Подмосковье
    Кто бы вот сказал, как ЗАРАБОТАТЬ на внедорожник…
    • v
    • +1
    avatar

    16 октября 2012, 15:28
    Кто бы вот сказал, как ЗАРАБОТАТЬ


    Рекомендую всем!
    А так же...(Моя любимая книга)
    Рекомендую всем!(жизнь изменит точно!)
    avatar

    16 октября 2012, 15:47
    не поверишь задолбалась работать. Так хочется отдохнуть и выспатся… уже просто сил нет.
    avatar

    18 октября 2012, 14:37
    несмотря ни на что уаз приехал… стоил 40 000 из глухой деревни. Самое уникально что у него есть на сегодняшний день, это «потолок» обит ковром! Дедушка у кого он стоял, посчитал, что это просто удивительно как красиво.



    Однако загрузил полную машину дополнительно зап.частей — двигатель, новые крылья (не крашеные) и кучу другой всякой хрени.


    И начались с ним сейчас приключения. буду смотреть во что он в итоге превратится…
    • v
    • +3
    avatar

    18 октября 2012, 17:32
    +301.05 interlocutor — Хабаровск, RC0CE
    Ой, что-то мне это напоминает. Как мы с Насмешником Второгодника встречали, на таком же Уазике ехали, тоже полным запчастей.
    avatar

    18 октября 2012, 17:37
    ну да, я Вас сегодня весь день вспоминаю… он уже стоит без колес тормозные колодки меняет.
    avatar

    18 октября 2012, 17:41
    +97.78 Nasmeshnik — город-герой Ангарск
    Не вспоминай о том кошмаре...))
    avatar

    18 октября 2012, 18:11
    тут хочешь не хочешь, в окно выглядываю вспоминаю снежную дорогу и помню как вы топчетесь вокруг))))))))))))))))))))))))))))))!!!
    avatar

    18 октября 2012, 18:15
    +97.78 Nasmeshnik — город-герой Ангарск
    А я вспоминаю, как 20 часов провел за рулем, и чуть не свалился с дороги при обгоне фуры.
    avatar

    18 октября 2012, 19:26
    да, там много чего у вас было запоминающегося!
    avatar

    19 октября 2012, 00:28
    +301.05 interlocutor — Хабаровск, RC0CE
    Пока я дрых сзади?
    avatar

    28 октября 2012, 20:20
    0.00 Poul — Красноярск
    • v
    • +1
    avatar

    28 октября 2012, 20:23
    0.00 Poul — Красноярск
    • v
    • +1
    avatar

    03 ноября 2012, 13:34
    +1.05 Lion888 — Москва
    Спасибо за статью, читал с удовольствием. Но хотелось бы осветить, один момент.
    Все это конечно супер, мостовые кукурузники патрули механические ТНВД и т.д. уважуха. Но на мой взгляд это не совсем близко к реальной жизни. Конечно можно только порадоваться за людей, которые могут себе позволить купить эти «священные» дрова за деньги, которые за них просят. Мне кажется большинство не готово выложить за а/м 97-2002 года с пробегом около 200 т.км суммы в 600-800 т.р.! Причем объем дополнительных вложений по подготовке к экспидиционной эксплуатации тоже не мал, минимум 100+ т.р. Это не говоря о ревизии самого а/м перед таким насилием. Дороговато для среднего комрада.
    Мы же с вами рецепт автосчастья при БП разрабатываем, а не общество потребления пропогандируем
    Вариант с Уазом понятен и логичен для нашей страны, но для горожан мало реален.
    Попробуй жену на Уазе в субботу свозить в кино… )
    Да и задачи для боевого друга при БП связанны не только с проходимостью.
    1. Нужно доехать до безопасного места. Зачастую это 2-4 тыс. км!
    2. Пережить БП.
    3. И самое главное научиться жить после БП. А это работа, перевозки материалов, стройка и т.д. Нужна большая полезная нагрузка.
    По данным признакам на мой взгляд больше подходят пикапы, причем не дорогие такие как BT-50 Ranger L200 Navarа, которые в этой статье были посланы в сад. Считаю ошибочно. Да, машины с более нежными системами питания, Да, передок многорычажный, но техника полукоммерческая рамная, ресурсная, простая к дораборкам, может быть единственной машиной в семье и по фунционалу и по деньгам, обьем полезной нагрузки выше и самое главное: пробеги не в пример меньше а года свежее за суммы 400-600 т.р.
    Буду признателен если будет более конкретный материал по бюджетным доработкам бюджетных пикапов.
    • v
    • 0
    avatar

    03 ноября 2012, 19:49
    +95.83 No13 — Москва.
    avatar

    04 ноября 2012, 01:01
    +95.83 No13 — Москва.


    • v
    • 0
    avatar

    14 декабря 2012, 10:51
    Хе-хе, лучше такие машинки покупать, на них не застрянешь
    • v
    • 0
    avatar

    10 апреля 2013, 11:34
    Если самодел с нуля проходимую полуторку, то лучше заднемоторный с газоновскими мостами на ураловских обдирышах (до 40-55 кг ОИ -25 содрать, зверский если клыки расстоянием через клык оставить и высотой не меньше 3 см и шириной меньше стандартноо с полукруглыми прорезями гильзой в клыке, бедлок самодел примитив ---с полной массой 4 тонны стабильная надежность на давлении 0,3. Снаряженка (60 литров) топлива)без кузова с 3-метсной кабиной будет меньше 1900 кг, грузоподъёмность стабильно-надежная --2 тонны если под зиловские (шишевские плохие --лохматятся дурно) обдирыши и двиг змз 409 змз 405 змз 406, но лучше другой двиг.
    • v
    • 0
    комментарий был удален
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.