Школа выживания: ИГЛУ
Продолжая обзор зимних укрытий, опишу еще одно – «иглу». В отличие от уже описанных «ульев» это укрытие не монолитное, а блочного типа, т.е. сооружено из отдельных снежных «кирпичей», составленных особым образом. Заморачиваться с его постройкой имеет смысл в том случае, когда отсутствует сыпучий снег для постройки «улья», а в наличии только плотный утрамбованный. Например, в тундре или в горах. Начало весны оптимальное время для тренировок по постройке данного типа укрытия. Во-первых, есть участки с естественно уплотнившимся снегом (за счет оттепелей-заморозков); во-вторых, можно попробовать делать «кирпичи» из липкого подтаявшего снега.
Вот выдержка из книги А. Бермана «Юный турист»
«Иглу» — это круглый свод из снежных плит.
В ту пору, когда цивилизация еще не дотянулась до эскимосских владений, многие племена не знали зимнего дома, кроме «иглу», и вполне удовлетворялись им в качестве постоянного жилья и ночлегов в пути. Строительная плита из снега легко режется ножом, а в стене сооружения упрочняется. Датский путешественник-этнограф Кнуд Расмуссен пишет, что в одиночку эскимос за три четверти часа сооружает снежную хижину для своей семьи (очевидно, на три-четыре человека)…
…Расмуссен рассказывает о снежных поселках с крытыми переходами между постройками, о целых архитектурных ансамблях, которые эскимосы возводили с поразительной быстротой, о больших хижинах. Вот одно из его описаний: «В главном жилье… могли легко разместиться на ночь двадцать человек. Эта часть снежного дома переходила в высокий портал вроде „холла“, где люди очищали с себя снег… К главному жилью примыкала… светлая пристройка, где поселились две семьи. Жира у нас было вдоволь, и потому горело по семь-восемь ламп одновременно, отчего в этих стенах из белых снежных глыб стало так тепло, что люди могли расхаживать полуголыми в полное свое удовольствие...»…
… Ни одна самая совершенная походная палатка не обеспечивает комфорта снежной хижины.
Снег, уплотненный ветром, в два-четыре раза легче льда. Значит, примерно три четверти объема кирпичей занимает воздух, а он, как известно, плохо проводит тепло. Снежный кирпич похож на кусок пенопласта и обладает высокими теплоизоляционными свойствами. Но построенную в сильный мороз хижину необходимо основательно прогреть. Когда зажигают огонь в хижине (примус, газовая плитка), ее внутренняя поверхность быстро оплавляется, становится гладкой. И сразу таяние прекращается. Эта пленка делает хижину теплее, она же упрочняет свод…
… Бич зимней палатки — влага. Чем теплее палатка, тем больше в ней сырости. Если нет уверенности в прочности палатки, надо ставить снежную стенку вплотную к ней. Палатка будет лучше защищена от ветра, и снег, частично засыпая ее, предохранит от ударов пурги. Но этот снег придавливает палатку. В ней становится тесно, нарушается вентиляция, а влага от дыхания и приготовления пищи, скапливаясь, пропитывает одежду, спальные мешки. Снежный свод хижины впитывает влагу, как промокательная бумага, даже если хижина нагрета слишком сильно…»
Всякие геометрические выкладки приводить не буду, интересующиеся могут ознакомиться здесь:
www.westra.ru/articles/tech/iglu.html
shkolazhizni.ru/archive/0/n-3931/
Укажу только основные моменты:
1. Заготовка снежных плит. Делается «снежный карьер».
2. Для него выбираем место с ранее утоптанным снегом. Мы еще разобрали на блоки один из старых «ульев». Как-то использовали для заготовки блоков участок лыжни. В оттепель любой участок снежной целины утрамбовывается ( лучше всего для этого подходит лист фанеры), а из утрамбованных участков режутся блоки. Для заготовки «кирпичей» подходят ножовка, длинный нож, лопата и т.п.
3. Место под иглу выбирается рядом с карьером. Размечается круг, размер на одного человека – 2.2 м. На фото тренировочный вариант, размером немного меньше.
4. Четыре правила установки блоков, из той же книги «Юный турист»:
-все плиты устанавливай прочной гранью внутрь;
-соседние плиты соприкасаются только верхними углами и только вблизи внутренних граней;
-стоит каждая плита лишь на двух углах и вблизи внутренней грани (под серединой — щель);
-все стыки, вертикальные и горизонтальные, должны быть со щелями, а все щели расширяются от внутренней поверхности хижины к наружной.
Честно говоря, сам эти правила прочитал уже после постройки N-го количества «игл». Думаю, при постройке действовали скорее интуитивно.
5. Блоки первого ряда составляют замкнутый круг. Они срезаются по спирали, образуя ступеньку, с которой начинается второй ряд.
6. Вертикальные стыки не должны совпадать.
В одиночку строить достаточно проблемно. Удобнее, когда кто-нибудь поддерживает очередной блок до подпирания его следующим. Самое сложное – верхние ряды. Уклон большой, форма блоков – сложные трапеции, поддерживать неудобно. Расклиниваются верхние ряды крайним блоком в форме сектора круга.
Если иглу строится из влажного снега, все гораздо проще, за счет липкости блоков.
Щели между уложенными блоками затираются снегом
По окончании постройки вырезается вход. На входе снег убирается до земли, пол внутри иглу – приподнят.
Над входом сооружается сводчатый тамбур, для защиты от заметания снегом. Внутри на некоторое время разводится костерок, или зажигается примус. После оттаивания и смерзания стенки упрочняются. Все, добро пожаловать!
- daMIR,
- FoxTail,
- ANT_25__PERM_76,
- atom134,
- Otto,
- alexvrn87,
- 13serg,
- coolzoom,
- Nord,
- GreyWalker,
- Bobby,
- Dmkdok,
- Fuser,
- Crash,
- rotor,
- gennadiy,
- Prohozhii,
- tiunin,
- lumoss,
- cirkach,
- SHREK78,
- Veles,
- Mishanya,
- Tramp,
- vlad_f,
- koleco23,
- Goldem,
- Potapych,
- S212,
- Mich,
- Andru021,
- Tushcan,
- Rambo,
- Land-user,
- DimHesse,
- Mamont,
- set,
- Martin,
- xoma3131,
- ger9,
- maesro,
- Lobanov,
- jenisey,
- Alex06,
- Meldor,
- VOLk61,
- Gorec,
- turist,
- ktibq,
- Lytish,
- Andruha,
- selvan,
- Welldi,
- GURU11,
- mister_q
+ (55):
Похожие записи
10 марта 2012, 23:35
+264.58 turist
— подмосковная глубинка
теме+.а по моему в центре купола ещё вырезают отверстие-дымоход.или ошибаюсь?
- v
- 0
11 марта 2012, 00:55
+186.29 zakat
— Подольск
Полюсное отверстие делают для вывода дыма на время разведения костра. В больших иглу костер поддерживается постоянно, поэтому отверстие не закрывается. В нашем случае оно затыкается вырезанной из снега пробкой.
11 марта 2012, 00:59
+264.58 turist
— подмосковная глубинка
Уважаемый автор! вопрос не совсем по «снежной теме»: какое древесное укрытие в лесу, из Вашего опыта, на Ваш взгляд более комфортное?(знаком с Вашими публикациями на эту тему, поэтому достаточно только названия).спасибо!
11 марта 2012, 01:13
+186.29 zakat
— Подольск
Смотря какие вводные. Если день до темноты перекантоваться, то навес односкатный, лучше «пирамидка». Если чуть подольше — он же, но с удобствами. А в «чумике» перезимовать можно.
10 марта 2012, 23:58
+0.38 knazzze
— Нижний Новгород
отлично)
а там у них вроде пробки из снега, когда надо они откупоривают…
а там у них вроде пробки из снега, когда надо они откупоривают…
- v
- 0
10 марта 2012, 23:59
+271.41 tiunin
— 52.589088 ° N 33.754629° E
Тема хорошая.В молодости, а особенно в детстве, очень часто(какие-то бляди рушили) строили на улице, где я жил иглу.Я тогда и не понимал для чего оно надо. Хочу добавить о постройке: Мы между блоками клали «арматуру» из гибких веток, чтоб прочнее было Самое трудное было для меня это построить ровный свод и доложить последние ряды(все норовили упасть внутрь.Для этого в иглу кого-то оставляли и он помогал держать изнутри, а когда подходишь к верху подпирал.Одному строить достаточно долго — не строить долго, а эти блоки-кирпичи таскать У меня месяц или 2 собака в маленьком иглу жила, и вроде ничего, ей нравилось. Я ходил к ней в гости и внутри было тепло.Вот тогда я и получил пиздюлей потому что заснул там, а меня искали, думали пропал.После этого иглу было уничтожено, и собака жила злая в конуре.Извините за флуд.Воспоминания нахлынули
- v
- +5
11 марта 2012, 00:59
+57.64 Mich
— Озалупинск
Охеренно у деда бул цыплятник-просторный такой-его собаке под конуру отдали-я туда то-же от сестры прятался-она собаки боялась-пару раз то-же засыпал но собака спала с наружи.
А по теме: в Выборге скалистая местность и если снег липкий то главное выбрать удачное расположение крупных камней и меж ними снегом заложить, одной зимой пробовал-но не сфоткал, тогда для другой цели делал
А по теме: в Выборге скалистая местность и если снег липкий то главное выбрать удачное расположение крупных камней и меж ними снегом заложить, одной зимой пробовал-но не сфоткал, тогда для другой цели делал
11 марта 2012, 23:25
+23.56 Nobody
— Рига
Немного дополню твою статью!
Чуть больше недели назад довелось помаяться дурью, на спор с комрадами решили построить снежную хижину. (Не знаю как она в оригинале называется) выглядела вот так:
ИМХО у этой альтернативе Иглу есть пара плюсов:
1) Не надо заморачиваться с кирпичами
2) Снежный дом возможно построить в погодные условия когда снег рыхлый и не держится вместе
3) На мой взгляд на постройку хаты уйдёт меньше времени и энергии (хотя спорить не буду, иглу с кубиков никогда не строил)
Принцип постройки схож с постройкой снежной ямы, их строят на склонах где много снега.
1) Накидываем лопатой/ми снег в кучу, маленькая хитрость — снег который кидаете надо переворачивать «мягким» кверху настом вниз. Схоже как огород копаете бутербродиком. Фишка тут в том что у снега под настом другая температура и повернув его наружу снег кристаллизуется и слипается быстрее.
2) Когда нарыли кучу необходимых вам размеров, можете побить снег лопатой утрамбовав его. Надо настругать веток или прутьев длиной 30см. И воткнуть их по всему периметру на расстоянии 30-50см друг от друга. (30см это толщина стенок и потолка, якобы гарантированная что выдержит, не обвалится)
3) Начинаем выкапывать снег с подветренной стороны, чувствуя лопатой кончики прутьев дальше не копаем. И так со всех сторон.
4) Закончив, проделываем отверстие для вентиляции, и сооружаем бруствер недалеко от входного отверстия чтоб ветер снег не задувал. Выкладываем пол лапником или любым другим подручным материалом.
Строили втроём, на всё про всё ушло примерно минут 45.
Температура внутри порядком теплее чем снаружи. Единственное просился холодный канал для вывода холодного воздуха, но его конструктивно легче делать в снежной яме на склоне а не на ровной поверхности!
Вот так!
Чуть больше недели назад довелось помаяться дурью, на спор с комрадами решили построить снежную хижину. (Не знаю как она в оригинале называется) выглядела вот так:
ИМХО у этой альтернативе Иглу есть пара плюсов:
1) Не надо заморачиваться с кирпичами
2) Снежный дом возможно построить в погодные условия когда снег рыхлый и не держится вместе
3) На мой взгляд на постройку хаты уйдёт меньше времени и энергии (хотя спорить не буду, иглу с кубиков никогда не строил)
Принцип постройки схож с постройкой снежной ямы, их строят на склонах где много снега.
1) Накидываем лопатой/ми снег в кучу, маленькая хитрость — снег который кидаете надо переворачивать «мягким» кверху настом вниз. Схоже как огород копаете бутербродиком. Фишка тут в том что у снега под настом другая температура и повернув его наружу снег кристаллизуется и слипается быстрее.
2) Когда нарыли кучу необходимых вам размеров, можете побить снег лопатой утрамбовав его. Надо настругать веток или прутьев длиной 30см. И воткнуть их по всему периметру на расстоянии 30-50см друг от друга. (30см это толщина стенок и потолка, якобы гарантированная что выдержит, не обвалится)
3) Начинаем выкапывать снег с подветренной стороны, чувствуя лопатой кончики прутьев дальше не копаем. И так со всех сторон.
4) Закончив, проделываем отверстие для вентиляции, и сооружаем бруствер недалеко от входного отверстия чтоб ветер снег не задувал. Выкладываем пол лапником или любым другим подручным материалом.
Строили втроём, на всё про всё ушло примерно минут 45.
Температура внутри порядком теплее чем снаружи. Единственное просился холодный канал для вывода холодного воздуха, но его конструктивно легче делать в снежной яме на склоне а не на ровной поверхности!
Вот так!
12 марта 2012, 00:28
+186.29 zakat
— Подольск
Вот здесь писал о наиболее распространенных типах зимних укрытий:
nepropadu.ru/blog/school_survival/775.html
nepropadu.ru/blog/school_survival/792.html
Там вроде все разложено. Иглу — для тех условий, когда нет возможности нагрести снег или зарыться в него. Фирн видали?
nepropadu.ru/blog/school_survival/775.html
nepropadu.ru/blog/school_survival/792.html
Там вроде все разложено. Иглу — для тех условий, когда нет возможности нагрести снег или зарыться в него. Фирн видали?
11 марта 2012, 00:50
+186.29 zakat
— Подольск
Нет, в этот раз не ночевали. Для ночевок в наших условиях комфортнее «улей». В иглу ночевать доводилось раньше. Вполне прилично для зимы. По сравнению с «ульем» — просторнее и комфортнее.
11 марта 2012, 00:52
+186.29 zakat
— Подольск
В иглу комфортнее потому что есть возможность все разместить удобнее. В «улье» теплее и проще по обустройству.
11 марта 2012, 00:56
А если возникает необходимость розвести, хоть и маленький, но огонь — то данная постройка не плавится?
11 марта 2012, 01:21
+186.29 zakat
— Подольск
Нет, если без фанатизма. Слегка оттаяв, стены смерзаются намертво. Все зависит от наружной температуры. Чем холоднее, тем жарче можно топить внутри, т.к. линия смерзания внутри стен смещается к внутреннему своду.
11 марта 2012, 00:57
а как скапливается конденсат???
или его нет???
сори за вопрос, мне не доводилось ночевать в иглу и «улье»…
вот и интересуюсь)))
или его нет???
сори за вопрос, мне не доводилось ночевать в иглу и «улье»…
вот и интересуюсь)))
11 марта 2012, 01:18
+186.29 zakat
— Подольск
Все дело в том, что снег влагу впитывает. Чем морознее снаружи, тем теплее и суше внутри. Сырости гораздо меньше, чем в палатках. В иглу меньше капает при оттаивании, чем в «улье». Внешняя оттепель для всех снежных укрытий разрушительна. У «ульев» провисает, а затем обрушивается потолок, у иглу протаивают щели между блоками и начинают сыпаться сами блоки.
11 марта 2012, 13:18
+29.26 Otto
— Москва
добрый день!
я правильно понял, что в данном случае отрабатывались только навыки постройки???
уж больно он маленьким получился (мне так кажется), т.е. если в нем спать, то только свернувшись колачиком, а это не есть «гут», т.к. организм не отдыхает (хотя в времена Петра 1 голландцы вобще сидя спали)
я правильно понял, что в данном случае отрабатывались только навыки постройки???
уж больно он маленьким получился (мне так кажется), т.е. если в нем спать, то только свернувшись колачиком, а это не есть «гут», т.к. организм не отдыхает (хотя в времена Петра 1 голландцы вобще сидя спали)
11 марта 2012, 20:07
+186.29 zakat
— Подольск
Да, это учебно-тренировочный вариант. Но разместиться на ночлег можно. Просто бойцы делали первый раз, начинать лучше с небольших размеров. Для ночлега в таком размере рекомендуют делать пристройку для ног.
11 марта 2012, 01:04
+145.49 Goldem
— Московская область
Мне больше всего понравилось это видео по постройке иглу: www.nfb.ca/film/How_to_Build_an_Igloo/
- v
- +1
11 марта 2012, 13:48
Вход лучше делать заметно ниже, с уклоном пола к нему, для «стекания» углекислого газа.
- v
- 0
11 марта 2012, 20:09
+186.29 zakat
— Подольск
Вход такого размера по той же причине тренировочного варианта. Он уменьшен, кстати, с помощбю входного тамбура.
21 апреля 2012, 23:10
+2.38 NEMEZUND
— Ришон-ле-Цион
Ребята, вот ещё даю ссылочку на сходный материал: Строительство иглу Читайте, вдруг пригодится )
- v
- 0
Комментарии (24)