В этой статье рассмотрим решение практических примеров ориентирования и выхода к людям.
Для начала, уясним себе виды ориентиров. Они бывают точечные, площадные и линейные.
Точечные – это родник, дерево, триангуляционный пункт, мост, памятник…
Линейные – это река, дорога, ЛЭП, горный хребет, лесополоса. Линейные ориентиры протяжённые по фронту только с одного ракурса. «С торца» они, как правило, маленькие и похожи на точечные.
Площадные – это город, озеро, лесной массив. Их край можно представить себе как линейный ориентир.
Собственно, проблема имеет два алгоритма решения – из известной или из неизвестной точки.
Очевидно, не тренированный человек не может двигаться строго по азимуту – мешают буераки, заросли, усталость — всегда есть погрешность. Поэтому попасть на точечный ориентир очень сложно – небольшой промах и мы разминулись с затерянным в лесу родником. Решение у данной проблемы есть. Называется «движение на линейный ориентир».
Для выхода из известной точки надо понять, где мы. Для этого можно залезть на гору или высокое дерево,упасть и сломать себе шею.
Рассмотрим пример из жизни. Взойдя на перевал (отмечен красным кружком) с запада, мы увидели в восточном направлении фонарь на антенной мачте, блеск озера (обвёл красным) и реку.
Поскольку, в долину сползал туман, и видимость стремительно снижалась до нуля, был велик риск заблудиться.
Мы взяли азимут перпендикулярно линейному ориентиру «Река».
После этого начали движение по методу, описанному в части 2 ( www.nepropadu.ru/blog/theory/3735.html ). От камня к камню, от дерева к дереву. В итоге, учитывая нулевую видимость в плотном тумане, средний курумник и некоторую усталость, мы вышли в точку ночёвки.
Из примера видно, что даже ошибка в 10 градусов не имеет критического значения при выходе на линейный ориентир – река имеет градусов 90 по фронту! Как не коси – не промахнешься! А уж там и до людей не далеко.
Въедливый и внимательный читатель может спросить – «а что делать, если вообще не понятно, где находишься»? Рассмотрим второй пример.
Некая молодая семья из 3 человек пошла кататься на лыжах. Получив на лыжной базе спортинвентарь в аренду, граждане пофигарили углубились в лес. Поплутав по лыжням и окончательно натрудив слабосильные ножки, граждане решили собираться домой. Поблудив ещё немного и окончательно продрогнув, лыжники позвонили в «112».
Как мы должны были мыслить в подобной ситуации? Для начала взвесим обстановку.
Вспомним расположение линейных ориентиров вокруг лесного массива, в котором мы заблудились:
1. «Дорога 1» — с запада;
2. «Дорога 2» — с севера;
3. в северо-западном направлении дороги пересекаются;
4. в восточном направлении находится город Нижний Новгород.
5. в южном направлении явных ориентиров не имеется.
Зададимся вопросом – «что мы имеем»?
1. лыжная база находится южнее «дороги 2»;
2. мы вышли с территории лыжной базы в направлении, противоположном Нижнему Новгороду (на запад);
2. в ходе блужданий, «автодороги 2» мы не пересекали, а до «автодороги 1» не дошли.
Таким образом, мы находимся в лесном массиве восточнее ориентира «дорога 1», западнее ориентира «город Нижний Новгород» и южнее ориентира «Дорога 2» — где-то в зоне, отмеченной красным.
Поскольку мы где-то здесь, то поставим в центре этого «где-то здесь» точку. Эта точка и будет нашим ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ местоположением.
Зададимся вопросом – «что делать»?
Очевидно, надо идти! Поскольку, по «дороге 1» рейсовые автобусы не ходят, одни лишь дальнобои, которые будут не рады лыжнику-идиоту, а по «дороге 2» ходят рейсовые автобусы, то идти надо к «дороге 2».
Ориентир «Дорога 2» находится в северном направлении от места нашего предположительного нахождения. Берём азимут 0 градусов и топаем.
Дойдя до дороги, мы либо голосуем автобус в город, либо топаем в восточном направлении (в Нижний Новгород).
Попробуем решить задачу, с которой не смог справиться лыжник несколько лет назад.
Мы вышли из красной точки. Перешли через железную дорогу по мосту в северо-западном направлении, пересекли реку (река текла справа налево) и углубились в лес. Порядком озябнув, и потерявшись, решили идти домой.
На самом деле, когда до ближ. дороги около 50-ти км наверно эта задача не будет иметь решения. Для этого нужна какая-то система знаков. Ну и внутренняя чуйка.
Спасибо, отличные статьи!
Мое решение: так как мы где-то в зелёной гуще, двигаемся строго на восток, дойдя да железной дороге(если не будет виден город) двигаться на север в город, а там уже доберемся.
Лыжник жив, все хорошо, счастье!
Подколоть? Легко, немецкий язык, земля Мекленбург — Передняя Померания, как у Вас с акцентом немецкого? Вышед на просторы и сказав «курка матка мясо млеко» неуж Вас не расшифруют? Хе!
Блин, все заметки про ориентирование прочитал — клево! Вот бы так доходчиво в армии объясняли. Хотя в принципе и в армии доходило нормально, но сперва порой пизд… лей выхватить приходилось :)
Спасибо за все 5 частей. Для тех кто не знает материал, всё очень доходчиво(комментарии девочки и одного планктончика) вообщем те кому кидал ссылки сказали спасибо.)))
Спасибо за внятное и корректное изложение материала. Прочитал все пять статей. Сам частенько сталкиваюсь с необходимостью излагать такой материал чайникам. Если автор не против, буду использовать фрагменты. У меня как-то менее доступно получается :( Всем статьям+
Я не считаю категории, но предполагаю, что это тянет на пешую тройку. Железа ничего особенного: одна верёвка, обвязка, спусковуха, несколько карабинов. Ходил первую половину с батей, а после ПСС сольно. У бати отпуск закончился.
Комментарии (28)